Кто такие судебные приставы и на что имеют право

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такие судебные приставы и на что имеют право». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Приставы могут применять различные меры, но обычно они начинают производство с самых легких процедур. Взыскание по исполнительному листу начинается с выяснения финансового положения должника. Пристав пытается выяснить, сколько денег есть у человека, сколько он зарабатывает.

Действия приставов в ходе исполнительного производства

Если за дело берутся приставы, то первым делом они уведомляют должника об этом прискорбном для него факте и дают ему 5 дней, чтобы он добровольно исполнил решение. Игнорирование требования приводит к тому, что теперь, помимо суммы основного долга, ему придется уплатить исполнительский сбор (своеобразная госпошлина за «услуги» приставов), согласно пункту 1 статьи 112 ФЗИП.

Если должнику не понятны требования, он может обратиться в суд, выдавший исполнительный лист, за разъяснением. Суд рассмотрит его в десятидневный срок.

Все действия приставов и меры принудительного характера применяются к должнику по месту его жительства или нахождения. И раз уж мы об этом заговорили, хорошо бы разобраться — а что вообще могут делать приставы?

  1. Вызывать стороны исполнительного производства.
  2. Запрашивать необходимую информацию у граждан, организаций, государственных органов.
  3. Проводить разнообразные проверки — например, проверять финансовые документы должника.
  4. Свободно входить в любые занимаемые должником помещения. В жилые — либо с письменного разрешения старшего пристава, либо вообще без всякого разрешения, если нужно вселить взыскателя или выселить должника.
  5. Арестовывать и изымать имущество, деньги, ценные бумаги.
  6. Оценивать имущество должника самостоятельно или с помощью профессионального оценщика.
  7. Разыскивать должника, его имущество самостоятельно или с помощью органов внутренних дел.
  8. Ограничивать должника в праве на выезд за пределы РФ.

Окончание исполнительного производства

Статья 47 ФЗИП содержит исчерпывающий перечень оснований для окончания исполнительного производства. К ним относятся:

  • исполнение должником всех требований так, как предусмотрено в исполнительном листе;
  • возвращение после возбуждения приставами процесса исполнительного листа или приказа взыскателю: если он попросил, если не получается найти должника, если взыскатель сам мешает вести дело, с должника нечего взыскивать и по другим причинам, перечисленным в статье 46 ФЗИП;
  • возвращение исполнительного документа по требованию суда;
  • ликвидация организации, являющейся должником — лист или приказ направляется ликвидационной комиссии, ликвидатору;
  • получение должником статуса банкрота — исполнительный документ передается арбитражному управляющему;
  • направление копии листа или приказа в организацию, чтобы удерживать периодические платежи;
  • истечение срока давности постановления — касается административного производства.

Таким образом, исполнительное производство, в идеале, должно избавлять взыскателя от головной боли, связанной с неисполнением должником решения суда. Однако не всегда система работает эффективно — можно столкнуться и с бездействием приставов, и с хитрыми схемами должника по укрытию себя и своего имущества от ФССП.

Однако подача приставам заявления о возбуждении производства все равно остается единственным способом получить от должника хоть что-то.

Какие еще есть права у судебного пристава касающиеся должника?

  • Судебный пристав исполнитель имеет полное право проверять документы у сторон участвующих в исполнительном производстве, это может быть взыскатель, должник или работодатель должника и прочие лица;
  • Вызывать на прием стороны исполнительного производства;
  • Запрашивать персональные данные лиц участвующих в ИП;
  • Проводить проверку финансовых документов в рамках ИП, к примеру, перечисляет ли работодатель в счет погашения долга часть из заработной платы работодателя;
  • Входить в нежилые помещения, которые занимает должник;
  • Входить в жилые помещения, но только с разрешения старшего судебного пристава, при этом разрешение самого должника не требуется;
  • Пристав имеет полное право наложить арест на имущество должника. Аресту подлежит как движимое, так и недвижимое имущество, зарегистрированное и принадлежащее должнику;
  • Реализация на торгах имущества должника;
  • Накладывать арест на банковские счета должника, списывать деньги со счетов должника, накладывать арест на ценные бумаги;
  • Удержание денежных средств в счет погашения долга с официальных известных доходов должника;
  • Проведение оценки имущества должника;
  • Взыскание исполнительского сбора на основании статьи 112 закона «Об исполнительном производстве»;
  • Установить ограничения на выезд должника за границу;
  • Накладывать временный запрет на право управления транспортным средством;
  • Совершение прочих действий необходимых для правильного и своевременного исполнения исполнительного документа.

Полномочия пристава в исполнительном производстве

Федеральным законом № 229-ФЗ приставы наделены полномочиями по ведению исполнительных производств. По отношению к должнику специалисты ФССП вправе осуществлять любые законные исполнительные действия, позволяющие взыскать долг, удерживать текущие платежи, изъять и передать имущество. К основным полномочиям приставов в исполнительном производстве относится:

  • возбуждение, окончание, прекращение и приостановление производства;
  • издание постановлений по всем процессуальным вопросам – об аресте имущества и счетов, о запретах и ограничениях, о розыске, по другим вопросам;
  • проведение исполнительных действий – выезд на место, опись и арест имущества, изъятие вещей и предметов, оценка, розыскные мероприятия;
  • реализация мер обеспечения к должнику и имуществу;
  • дознание по уголовным делам, входящим в компетенцию ФССП;
  • привлечение к административной ответственности по статьям КоАП РФ.

Приостановление исполнения, отсрочка или рассрочка исполнения, прекращение исполнительного производства. Поворот исполнения судебного акта

В соответствии с Законом об исполнительном производстве исполнительное производство может быть приостановлено судом при оспаривании исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

При подаче апелляционной, кассационной и надзорной жалоб (представлений) правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства на основании п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона об исполнительном производстве может быть разрешен судом первой инстанции в случаях оспаривания исполнительного документа несудебного органа.

Исполнительное производство может быть приостановлено в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства разрешается судом, рассматривающим такое заявление.

В случае, если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению. Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.

Наряду с приостановлением исполнительного производства допускается отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления.

Обращаем внимание, что правовые последствия рассрочки или отсрочки исполнения решения разные. Рассрочка подразумевает исполнение судебного акта определенными частями в течение определенного периода. Отсрочка предполагает уплату задолженности по окончании установленного периода. Основанием для предоставления рассрочки либо отсрочки является наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.

В п. 34 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что «при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта о понуждении к исполнению в натуре в установленный судом срок (пункт 3 статьи 401 ГК РФ), ответчик вправе подать заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта (статьи 203, 434 ГПК РФ, статья 324 АПК РФ). В случае удовлетворения требования об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта суд определяет период, в течение которого судебная неустойка не подлежит начислению. Указанный период исчисляется с момента возникновения обстоятельств, послуживших основанием для отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта, и устанавливается на срок, необходимый для исполнения судебного акта. Должник также не обязан уплачивать судебную неустойку с момента незаконного отказа кредитора от принятия предложенного должником надлежащего исполнения (ст. 406 ГК РФ)».

Читайте также:  Техосмотр по новым правилам - 2022 год

Положения ст. 434 ГПК РФ не определяют оснований для предоставления отсрочки, а лишь устанавливают критерий их определения — обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Вопрос о наличии таких обстоятельств суд разрешает в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств.

При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда (например, тяжелое имущественное положение должника).

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов как должника, так и взыскателя.

Например, наличие отсрочки или рассрочки у одного из солидарных должников по исполнительному документу не является основанием для предоставления отсрочки и рассрочки другим солидарным должникам.

При этом суд определяет, имеется ли необходимость в предоставлении рассрочки (отсрочки).

Например, на основании решения Дзержинского районного суда г. Волгограда от 24 ноября 2015 г. с А. в пользу В. взыскано 230 тыс. руб. Решение суда вступило в законную силу и на день рассмотрения заявления о предоставлении рассрочки исполнения решения суда не исполнено.

Отказывая А. в предоставлении рассрочки исполнения решения, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Из представленной истцом справки о доходах физического лица следует, что за период с мая по октябрь 2016 г. доход должника А. составлял ежемесячно по 16 тыс. руб. Вместе с тем должник, обращаясь с заявлением о предоставлении ему рассрочки исполнения решения суда, не возражает против ежемесячного погашения долга в размере по 23 тыс. руб., что дает основания полагать о наличии у должника других источников дохода.

Судебная коллегия при рассмотрении частной жалобы на определение обратила внимание и на то, что в процессе исполнения решения суда судебный пристав-исполнитель вправе обращать взыскание не только на заработную плату и иные доходы должника, но и на другое имущество, принадлежащее должнику и находящееся как у него, так и у других лиц. Такое имущество у должника было — это торговый павильон, на который судебным приставом-исполнителем был наложен арест. В связи с чем оснований для предоставления рассрочки не имеется.

В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.

Среди оснований прекращения исполнительного производства предусмотрены отказ взыскателя от взыскания и заключение в судебном порядке между взыскателем и должником мирового соглашения (ст. 439 ГПК РФ).

Мировое соглашение утверждает суд первой инстанции по месту исполнения судебного акта или суд, принявший это решение.

Если лица не явились в суд для утверждения мирового соглашения и не поступило заявление о рассмотрении данного вопроса в их отсутствие, то суд не рассматривает вопрос об утверждении мирового соглашения. Если взыскатель отказался от получения вещи, указанной в исполнительном документе, то судебный пристав-исполнитель составляет об этом акт, возвращает указанную вещь должнику и обращается в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в отношении этой вещи.

В соответствии с ч. 5 ст. 44 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

Статья 443 и 444 ГПК РФ регламентирует поворот исполнения судебного акта, т.е. если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

Вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт.

Как верно отмечает В.А. Аболонин, законодатель предусмотрел возможность должника обжаловать уже вступивший в законную силу или даже исполненный судебный приказ и добиться его отмены по общим правилам надзорного производства, однако не предоставил возможности должнику добиться поворота его исполнения, что приводит к существенному нарушению его прав и незаконному изъятию имущества, в котором суды становятся невольными участниками по причине явного несовершенства процессуальных механизмов защиты гражданских прав.

Какими законами руководствуется ФССП?

Статус ФССП, полномочия и обязанности определяют законодательные и правовые нормы, к которым относятся:

Судприставы относятся к исполнительной категории власти. Это означает, что их требования являются обязательными, а неисполнение их грозит уголовной или административной ответственностью. Кроме этого, приставы вправе наложить штрафы за нарушение, например, за сокрытие важной информации. Если кто-то пытается помешать ходу исполнительного производства, то ему может грозить уголовная ответственность по ст.30-31 УК.

За деятельностью судприставов также наблюдают вышестоящие должностные лица, такие как суд и прокуратура. Именно они будут проводить разбирательства, если в адрес ФССП поступят жалобы на незаконные действия. В своей работе судебные приставы обязаны руководствоваться законами и не выходить за рамки своих полномочий. За свои действия или бездействия судпристав несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. На практике часто случается так, что судприставы превышают свои полномочия. К одной из причин относят огромную загруженность простых работников, однако, это не является основанием для нарушений, ведь он действует от имени власти, поэтому все должно быть в рамках закона.

При поступлении жалоб на работу судприставов, проводится прокурорская проверка, по результатам которой выясняются нарушения и вводятся меры по их устранению. В качестве наказания сотрудника могут уволить со службы, сделать предупреждение или выговор, отстранить от исполнения обязанностей на некоторое время с сохранением зарплаты.

История создания службы судебных приставов

Это подразделение в структуре исполнительной власти, в привычном нам виде, была сформирована в итоге реформы министерства юстиции. Положение о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ 13 октября 2004 года. Но, невзирая на сравнительно небольшой срок деятельности, эта служба и профессия имеет очень глубокие исторические корни. История возникновения этой профессии начинает свой отсчет с 11-12 вв. н.э.

Первые исторические упоминания о судебных приставах можно найти и в «Русской правде» и в летописях Новгородской феодальной республики и в «Судебнике» 1479 года. Невзирая на то, что название должности звучало иначе (отроки, мечники, детские, подвойские и т.д.), суть их полномочий не изменилась и представляла собой исполнение денежных взысканий по решению судов.

Ситуация изменилась в XVII веке, когда, после принятия Земским Собором, Соборного уложения 1649 года, соотношение между имущественными и телесными наказаниями резко изменилось в сторону увеличения последних. Необходимость в специалисте для взыскания штрафов и пеней постепенно сходила на нет, и в начале XVIII века полномочиями судебных приставов наделили полицию.

В 1864 году император Александр II провел ряд реформ, которые в корне изменили ситуацию. Было принято решение возродить институт судебных приставов. Позже образована система приставов: существовали частные-становые приставы, городские следственные приставы, судебные.

Читайте также:  Ничего лишнего: ВС рассказал, когда нельзя возвращать исковое

Что ожидает судебного пристава-исполнителя за превышение своих полномочий

К сожалению, реалии таковы, что судебные приставы часто превышают свои полномочия, или относятся спустя рукава к регламенту процедуры взыскания. Сложно сказать, в чем причина таких нарушений. Одной из причин может быть огромная загруженность рядовых сотрудников ФССП.

На одном из форумов бывший работник ФССП поделился своими впечатлениями о работе в ГОСП (городском отделе судебных приставов) Санкт-Петербурга. И, вот что он пишет:

А вот, еще один работник ФССП, на этот раз из Калининградской области.

Для того чтобы приступить непосредственно к работе, мне пришлось учиться работать в специальной программе — АИС ФССП (базе). В этой программе регистрируются все данные и сведения о должниках.

Работа в базе была для меня темным лесом, кроме того, программа постоянно висла.

Обязанности судебных приставов

Обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

  • Обеспечение безопасности всех участников судебного разбирательства и доставки материалов в суд.
  • Поддержание общественного порядка в судах.
  • Спасение судей.
  • Осуществление привода лиц, не явившихся добровольно в судебное заседание.
  • Прохождение специальной подготовки и проверки на пригодность к действиям с применением оружия или физической силы.

Основной обязанностью судебного пристава-исполнителя является принятие всех мер по исполнению решения суда.

История создания службы судебных приставов

Это подразделение в структуре исполнительной власти, в привычном нам виде, была сформирована в итоге реформы министерства юстиции. Положение о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ 13 октября 2004 года. Но, невзирая на сравнительно небольшой срок деятельности, эта служба и профессия имеет очень глубокие исторические корни. История возникновения этой профессии начинает свой отсчет с 11-12 вв. н.э.

Первые исторические упоминания о судебных приставах можно найти и в «Русской правде» и в летописях Новгородской феодальной республики и в «Судебнике» 1479 года. Невзирая на то, что название должности звучало иначе (отроки, мечники, детские, подвойские и т.д.), суть их полномочий не изменилась и представляла собой исполнение денежных взысканий по решению судов.

Ситуация изменилась в XVII веке, когда, после принятия Земским Собором, Соборного уложения 1649 года, соотношение между имущественными и телесными наказаниями резко изменилось в сторону увеличения последних. Необходимость в специалисте для взыскания штрафов и пеней постепенно сходила на нет, и в начале XVIII века полномочиями судебных приставов наделили полицию.

В 1864 году император Александр II провел ряд реформ, которые в корне изменили ситуацию. Было принято решение возродить институт судебных приставов. Позже образована система приставов: существовали частные-становые приставы, городские следственные приставы, судебные.

Как и кем регулируется работа судебных приставов

На основании статьи 19 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ, контроль и надзор за деятельностью приставов-исполнителей осуществляют вышестоящие должностные лица суд и прокуратура.

В адрес старшего судебного пристава (руководителя данного структурного подразделения ФССП) и суда можно обжаловать постановления пристава, его действия или бездействие. Причем, если вы уже написали жалобу в адрес вышестоящего должностного лица, это не препятствие для обращения в суд.

Прокуратура имеет право на осуществление надзора за исполнением законов при исполнении судебными приставами-исполнителями своих должностных обязанностей.

Нажмите для увеличения изображения

Вред, который был причинен незаконными действиями или бездействием приставов, будет возмещен за счет казны Российской Федерации, согласно статье 1069 ГК РФ.

Нажмите для увеличения изображения

Кто такой судебный пристав

Чтобы понять правовое положение сотрудников ФССП необходимо углубиться в историю, поскольку в истории современной России, это силовое ведомство является одним из самых молодых. Создана служба по обеспечению исполнения решений судебной власти 1 января 1998 года. В СССР аналога этой службы не существовало. Однако, в истории Российского государства институт судебных приставов существовал уже в первые века становления государственности. Первые приставы появились в Новгородской и Псковской Республиках не позднее начала XII века.

Первые документы, регламентирующие обязанности чинов этой службы, датируются 1498–1550 годами. Упоминание о них есть в Судебниках Московского, Тверского и некоторых других удельных княжеств. В более близкие к современным понятиям функции приставов были утверждены в 1864 году, во время Судебной реформы императора Александра II. До февраля 1917 года служба существовала почти в неизменном виде, обеспечивая исполнение решений мировых и гражданских судов Империи. После Февральской революции 1917 года была упразднена постановлением Временного Правительства.

В современной России ФССП – это орган исполнительной власти, обеспечивающий соблюдение порядка в помещениях судов, охрану судейского корпуса и работников судебных ведомств, а также исполнение решений судов в гражданском и арбитражном судопроизводстве. Служба подконтрольна Министерству юстиции РФ. Соответственно, служащий ФССП – это государственный служащий, по ряду признаков и правовому положению сходный с сотрудниками других силовых структур: полиции, Росгвардии, ФСО, только исполняющий узкий круг задач по обеспечению деятельности судебной ветви власти.

ФССП относится к военизированным формированиям. Её сотрудники носят форму, имеют специальные звания (внутренней службы), право на ношение и применение оружия и мер физического воздействия.

Исполнительные действия в отношении счетов и имущества


Приставы могут наложить арест на принадлежащие должнику ценные бумаги, денежные средства, находящиеся на счетах, во вкладах, на хранении в банках и других кредитных организациях в размере, указанном в исполнительном документе.

Также арест и запрет регистрационных действий может быть наложен на движимое и недвижимое имущество. Арестованное имущество может быть изъято, оценено, передано на ответственное хранение и реализовано (кроме случаев изъятия из оборота по нормам действующего законодательства).

В необходимых случаях приставы могут обращаться в орган, осуществляющий гос регистрацию для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества.

Приставы могут взыскать только то имущество, которое было официально зарегистрировано, но сама процедура регистрации не автоматическая, а имеет заявительных характер. Поэтому в некоторых случаях должник может обладать и использовать имущество, но не регистрировать его, например:

  • имущество получено в наследство или по завещанию
  • у должника есть вступившее в силу решение суда о праве собственности
  • на принадлежащем должнику земельном участке построен дом
  • жилое помещение приватизировано, но не зарегистрировано
  • недвижимость была приобретена по договору до 1 ноября 1998 года

При этом в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса должна быть произведена оплата государственной пошлины, размер которой взыскивается с должника.

Для повышения эффективности и скорости взыскание приставы также могут давать физ лицам и организациям, участвующим в деле, поручения по исполнению требований исполнительных документов в виде конкретных исполнительных действий.

Одной из наиболее эффективных мер по взысканию является временное ограничения на выезд за пределы РФ, если должник объявлен в розыск или был заранее уведомлен и уклонился от добровольной оплаты.

С июля 2013 эта мера принуждения к исполнению требований может быть применена, если должник физическое лицо, включая ИП, и дело касается неимущественного спора, либо сумма долга превышает 10000 рублей. В октябре 2017 года возможно поднятие этой пороговой суммы до 30000 рублей.

В некоторых случаях также возможно ограничение пользования специальным правом до выплаты суммы долга. Фактически это значит, что водительские права должника формально изъяты не будут, но перестанут действовать, что выснится при любой проверке сотрудниками ГИБДД.

На июль 2017 года упрощенно называемое «лишение прав» может быть применено, только если долг превышает 10000 рублей. и исполнительное производство касается:

  • требований о взыскании алиментов
  • возмещении вреда, причиненного здоровью
  • возмещении вреда в связи со смертью кормильца
  • имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением
  • требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей
  • требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом
Читайте также:  Общие положения и законодательное регулирование

Помимо основного долга, указанного в исполнительном документе, приставы также взыскивают исполнительский сбор. Размер исполнительского сбора определяется статьей 112 ФЗ №229 и составляет 7% от взыскиваемой суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее:

  • если должник физическое лицо, включая индивидуальных предпринимателей, 1000 рублей
  • если должник юридическое лицо, 10000 рублей

Когда исполнительное производство имеет неимущественный характер, сумма сбора составляет 5000 и 50000 рублей для физических и юридических лиц соответственно.

Правовой статус, цели, задачи и полномочия службы судебных приставов

Определение 1

Федеральная служба судебных приставов — это особый федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет деятельность по обеспечению порядка работы судов, исполнению судебных решений, актов должностных лиц и иных органов, правоприменительные функции, исполняет задачи по надзору и контролю в данной сфере деятельности.

ФССП РФ — это основа государственной системы принудительного исполнения судебных решений. На судебных приставов возлагается реализация функций по исполнению судебных актов в принудительном порядке, а также должностных лиц и актов иных органов. ФССП РФ подведомственна Министерству юстиции РФ.

Руководство деятельностью сотрудников ФССП осуществляет Президент РФ, также федеральная служба подведомственна Минюсту РФ. Минюст, согласно ст. 7 Закона о судебных приставах, осуществляет контроль и координацию деятельности ФССП, функции по принятию нормативно-правовых актов. Деятельность ФССП координирует Правительство РФ (согласно Федеральному конституционному закону, ст. 32).

Министерство юстиции РФ, согласно Положению о Минюсте, утвержденным Указом Президента (№ 1313), осуществляет разработку и реализацию положений нормативно-правового регулирования и государственной политики в деятельности, где федеральная служба реализует функции по надзору и контролю, правоприменительные функции, контроль и координацию ее деятельности. Министр юстиции отвечает за вопросы, относящие к компетенции ФССП как подведомственной службы.

Министерство юстиции РФ:

  • разрабатывает общую стратегию политики государства в сфере деятельности ФССП;
  • вносит в Правительство РФ и Президенту проекты федеральных конституционных законов, актов Президента и Правительства, федеральных законов, иных документов, по которым необходимо решение Президента или Правительства по вопросам, которые имеют отношение к компетенции ФССП, прогнозные показатели деятельности и проект плана работы;
  • осуществляет нормативно-правовое регулирование;
  • обобщает практику деятельности федеральной службы судебных приставов, принимает меры для ее совершенствования;
  • разрабатывает предложения по формированию проекта федерального бюджета;
  • утверждает показатели деятельности и ежегодный план работы, отчеты о деятельности ФССП;
  • осуществляет контроль за соответствием решений законодательству РФ, приостанавливает или отменяет решения ФССП;
  • утверждает типовые положения, касающиеся территориальных органов ФССП;
  • вносит в Правительство предложения о назначении (освобождении) на должность руководителя ФССП, его заместителей, назначает (освобождает) от должности руководителей территориальных органов по представлению руководителя ФССП;
  • вносит проекты положения о ФССП в Правительство для представления Президенту, о фонде оплаты труда работников и о предельной численности ФССП;
  • дает руководителю ФССП указания, обязательные для исполнения;
  • дает поручения ФССП и контролирует их исполнение;
  • решает вопросы о поощрении работников ФССП (в пределах своей компетенции);
  • согласовывает решения о создании, ликвидации и реорганизации территориальных органов ФССП.

Согласно Указу Президента РФ (№ 1316) все работники ФССП могут образовывать две категории: лица со статусом государственных федеральных гражданских служащих (подавляющее большинство), и лица, которые таким статусом не обладают.

Лица, входящие в первую категорию, назначаются на должность, проходят службу, действуют на основании служебного контракта согласно законодательству о гражданской государственной службе.

Исполнительные действия в отношении счетов и имущества

Приставы могут наложить арест на принадлежащие должнику ценные бумаги, денежные средства, находящиеся на счетах, во вкладах, на хранении в банках и других кредитных организациях в размере, указанном в исполнительном документе.

Также арест и запрет регистрационных действий может быть наложен на движимое и недвижимое имущество. Арестованное имущество может быть изъято, оценено, передано на ответственное хранение и реализовано (кроме случаев изъятия из оборота по нормам действующего законодательства).

В необходимых случаях приставы могут обращаться в орган, осуществляющий гос регистрацию для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества.

Приставы могут взыскать только то имущество, которое было официально зарегистрировано, но сама процедура регистрации не автоматическая, а имеет заявительных характер. Поэтому в некоторых случаях должник может обладать и использовать имущество, но не регистрировать его, например:

  • имущество получено в наследство или по завещанию
  • у должника есть вступившее в силу решение суда о праве собственности
  • на принадлежащем должнику земельном участке построен дом
  • жилое помещение приватизировано, но не зарегистрировано
  • недвижимость была приобретена по договору до 1 ноября 1998 года

При этом в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса должна быть произведена оплата государственной пошлины, размер которой взыскивается с должника.

Для повышения эффективности и скорости взыскание приставы также могут давать физ лицам и организациям, участвующим в деле, поручения по исполнению требований исполнительных документов в виде конкретных исполнительных действий.

Одной из наиболее эффективных мер по взысканию является временное ограничения на выезд за пределы РФ, если должник объявлен в розыск или был заранее уведомлен и уклонился от добровольной оплаты.

С июля 2013 эта мера принуждения к исполнению требований может быть применена, если должник физическое лицо, включая ИП, и дело касается неимущественного спора, либо сумма долга превышает 10000 рублей. В октябре 2021 года возможно поднятие этой пороговой суммы до 30000 рублей.

В некоторых случаях также возможно ограничение пользования специальным правом до выплаты суммы долга. Фактически это значит, что водительские права должника формально изъяты не будут, но перестанут действовать, что выснится при любой проверке сотрудниками ГИБДД.

На июль 2021 года упрощенно называемое «лишение прав» может быть применено, только если долг превышает 10000 рублей. и исполнительное производство касается:

  • требований о взыскании алиментов
  • возмещении вреда, причиненного здоровью
  • возмещении вреда в связи со смертью кормильца
  • имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением
  • требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей
  • требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом

Помимо основного долга, указанного в исполнительном документе, приставы также взыскивают исполнительский сбор. Размер исполнительского сбора определяется статьей 112 ФЗ №229 и составляет 7% от взыскиваемой суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее:

  • если должник физическое лицо, включая индивидуальных предпринимателей, 1000 рублей
  • если должник юридическое лицо, 10000 рублей

Когда исполнительное производство имеет неимущественный характер, сумма сбора составляет 5000 и 50000 рублей для физических и юридических лиц соответственно.

Цепочка долг – суд – пристав

Неисполненные долговые обязательства есть у многих сограждан. Это могут быть кредиты и займы, невыплаченные алименты, долги по квартплате, штрафы и т. д. Причины неплатежеспособности у каждого должника свои, но когда стороны не могут решить вопрос в претензионном порядке, дело передается в суд.

Разбирательства длятся не один месяц, и если требования истца правомерны, им предоставлен полный пакет документов, суд выносит решение о взыскании долгов в принудительном порядке. Исполнительный лист с постановлением направляется в службу судебных приставов. В таком случае лишиться части имущества для покрытия долга – реальная перспектива, ведь полномочия судебных приставов предполагают и такой вариант развития событий.

Как бы не сгущались тучи над головой, самообладание и знание нормативной базы, регламентирующей деятельность ФССП, помогут выйти из ситуации с наименьшими потерями, а также избежать нарушения прав.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *