Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работа и услуга: в чем разница?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учреждение может оказывать (выполнять) широкий спектр услуг (работ). Например, реализовывать образовательные программы, оказывать первичную медицинскую помощь, хранить архивные документы и т.д. Но все эти услуги (работы) должны соответствовать целям деятельности учреждения. Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.
О различии понятий: услуга услуге рознь
В связи с использованием в законодательстве РФ близких терминов и понятий Минфин рекомендует разделить понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон N 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Закона N 83-ФЗ.
Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Закон N 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).
Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).
Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц (заявителей) в соответствии с административными регламентами.
Кроме того, Закон N 210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного Закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги «выдача водительского удостоверения»). Такие услуги могут оказываться заявителю в том числе на платной основе в соответствии с требованиями ст. 9 Закона N 210-ФЗ.
Статьей 10 Закона N 210-ФЗ предусмотрены требования к организации предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронной форме.
Работы и услуги как объекты гражданского права. Информация.
Под работами понимаются действия, направленные на достижение материального результата, который может состоять в создании вещи, ее переработке, обработке или ином качественном изменении, например ремонте. Причем результат работы заранее известен и определяется лицом, заказавшим их выполнение, а вот способ по общему правилу определяется исполнителем.
Услуга в отличие от работы представляет собой действия или деятельность, осуществляемые по заказу, которые не имеют материального результата (например, деятельность хранителя, комиссионера, перевозчика и т.п.).
Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав. Работы и услуги составляют самостоятельную группу объектов гражданских прав наравне с имуществом, которое включает себя:
Следовательно, понятие «имущество» не охватывает собой работы и услуги, хотя договоры на оказание услуг относят к имущественным договорам.
Различие между услугами и работой следующее:
— Подрядчик, лицо, выполняющее работу, обязан не только осуществить предусмотренную соглашением сторон деятельность, но и сдать заказчику материальный результат.
— Исполнитель услуг выполняет только определенную деятельность и не обязан предоставлять какой-либо вещественный результат.
Разграничение по указанному признаку является, бесспорным, единственным и отражается в ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что лицо, которое выполняет работу, обязано произвести спецификацию и сдать результат заказчику. При не достижении результата работа не считается исполненной.
На основании пункта 1 статьи 715 ГК РФ заказчик не вправе вмешиваться в деятельность лица, выполняющего работу, его интересует доброкачественный результат.
Услуга же сводится к совершению ряда действий или осуществлению определенной деятельности (п.1 ст.779 ГК). Так же будет определенный результат от услуги, но не в форме вновь созданной или обработанной вещи. Можно говорить об эффекте услуги, который можно воспринимать, в отдельных случаях — наблюдать, но не получать как вещь.
Услуги, сгруппированные по признаку отсутствия вещественного результата, к ним относятся:
— договор банковского счета,
— услуги в области культуры и образования,
— доверительное управление имуществом.
Работа же характеризуется достижением вещественного результата.
Сюда же примыкают договоры по выполнению ремонтных работ. Из двух легальных признаков работы (п.1 ст.703 ГК):
— изготовление и переработка (обработка), к ремонту относится последняя. На ремонт зданий и помещений распространяются положения о строительном подряде (ст.ст.740 — 757 ГК).
Продажа результатов работ (услуг) — любые операции гражданско-правового характера по предоставлению результатов работ (услуг), по предоставлению права на пользование или на распоряжение товарами, в том числе нематериальными активамии другими, нежели товари, объектами собственности за компенсацию, а также операции по безвозмездному предоставлению результатов работ (услуг).
Правоотношения в области оказания услуг в зависимости от обстоятельств могут оформляться в виде агентского договора или договора возмездного оказания услуг. В положениях договора должна быть выражена действительная воля сторон, отражающая правовую сущность сделки (вид заключаемого договора).
А значит, обязанность заказчика оплатить услуги не зависит от того, оформили стороны акт (иной подобный документ) или нет.
Предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера. Необходимо принимать во внимание, что сделки с третьими лицами во исполнение посреднического договора должны совершаться только после его заключения и только в интересах принципала (комитента).
Все услуги можно классифицировать по аудитории потребителей:
- Связанные с бизнесом.
Это услуги, которые обеспечивают повседневные нужды бизнеса и его функционирование. Например, работа специалистов технической поддержки, логистов. Косвенно к этой категории относятся страхование, транспорт, банковские дела, организация связи.
- Личные.
Услуги, которые предоставляются физическим лицам в зависимости от их потребностей и запросов. Сервис целиком ориентирован на индивидуальную работу с клиентами. Примерами такой работы можно назвать оказание медицинских услуг, косметологию, фитнес.
- Социальные.
Эти услуги представляют общественную значимость и оказываются некоммерческими организациями или государственными органами. Они предназначены для достижения социального равенства, но прибыль с них не получают.
В чем же разница между работами и услугами?
Услуги — это совершение определенных действий или осуществление какой-то деятельности. Такое определение услуг дается в законе. Иными словами в услугах важен процесс. Результат в них не имеет первостепенного значения. И хотя в своих рассуждениях можно глубоко уйти в сущность действий или деятельности, которые составляют услугу, и в итоге прийти к какому-то результату, суть услуги от этого не изменится.
В конце концов даже в услугах связи какой-никакой результат есть — состоявшийся разговор между двумя абонентами, к примеру, или сеанс обмена данными между клиентом и сервером. Но исключительную важность тут имеет сам процесс — создание оператором связи определенных технических условий, при которых доступна сама возможность позвонить или выйти в сеть.
Работа — это всегда результат. Закон определяет работу как деятельность, которая приводит к конкретному результату. Требуемый результат обычно согласовывается сторонами или в техническом задании, или в смете, или в самом договоре, или где угодно еще. Именно поэтому при выполнении работ требуется акт приемки-сдачи работ, т.к. сторона-заказчик должна увидеть результат, оценить его приемлемость и соответствие требованиям, после чего принять и оплатить.
Другие варианты разграничения работ и услуг
Используются и другие варианты определения рассматриваемых понятий и их соотношения. В частности:
- услуги — результат деятельности компаний, направленный на удовлетворение потребительских потребностей (п. 128 методических рекомендаций (инструкции) по планированию, учету и калькулированию…, утв. Минэкономики РФ 16.07.1999);
- используются понятия отдельных видов услуг: бытовые услуги, услуги общественного питания (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ), услуги по озеленению (ГОСТ Р 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта РФ от 20.08.2002 № 307-ст) и пр.;
- применительно к работам также имеются различные определения и выделение отдельных видов работ, например: горноспасательные работы (п. 1 ст. 5 закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 № 151-ФЗ), работы на высоте (приказ Минтруда РФ «Об утверждении правил по охране труда при работе на высоте» от 28.03.2014 № 155н), работы по озеленению (Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утв. Минздравсоцразвития РФ б/н б/д).
Как видно из примеров, используются, в частности, понятия «услуги по озеленению» и «работы по озеленению», но их разграничение не проводится, так как не требуется по смыслу документов.
Разграничение рассматриваемых понятий в гражданском и трудовом праве
Выше была обозначена разница между понятиями услуги и работы в гражданском праве. Вместе с тем указанные категории используются и в других отраслях, в частности в трудовом праве.
Понятие «услуга» встречается, например, в следующем контексте:
- заведомо временное расширение объема оказываемых работодателем услуг — основание для срочных трудовых договоров (п. 5 ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса РФ);
- термин «оказание услуг» используется применительно к деятельности не только компании, но и работников, в частности в норме о том, что достижение сотрудниками высокого уровня оказания услуг не является основанием для пересмотра норм труда (ч. 3 ст. 160 ТК РФ).
Понятие «работа» является в трудовом праве более употребляемым, чем услуги (продвижение по работе, стаж работы — ст. 2 ТК РФ, место выполнения работы — ч. 4 ст. 13 ТК РФ и пр.). При этом как таковое разграничение услуг и работ для трудовых отношений не столь значимо, как для гражданско-правовых.
Что существенно, так это то, что трудовые отношения не должны оформляться гражданско-правовыми соглашениями. Указанный запрет установлен ч. 2 ст. 15 ТК РФ. Пример судебной практики о соотношении гражданско-правовых и трудовых отношений — постановление АС СКО от 04.09.2017 № Ф08-6110/2017 по делу № А63-8633/2016.
Нематериальные блага как объекты гражданских прав (ст. 150 ГК РФ) — это блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотъемлемы от него и неотчуждаемы. К числу таких благ и соответствующих прав относятся:
— жизнь и здоровье;
— достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация;
— неприкосновенность частной жизни;
— личная и семейная тайна;
— право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства;
— право на имя;
— право авторства;
— иные личные права и нематериальные блага, закрепленные Конституцией РФ, ГК РФ и другими законами России.
Нематериальные блага и права умершего могут защищаться другими лицами, в т.ч. наследниками правообладателя.
Особо в ГК РФ выделены в качестве объектов гражданских прав честь, достоинство, деловая репутация (ст. 152*). Это обусловлено тем значением, которые имеют указанные личные блага в деловой жизни, во всей сфере гражданско-правового регулирования. Тем более, что ст. 152 ГК РФ предусматривает и защиту деловой репутации юридических лиц.
ГК РФ предусматривает широкий комплекс мер и условий защиты, восстановления и компенсации нарушенных нематериальных благ, личных прав.
Цели формирования задания
Госзадание – это документ, устанавливающий требования к качеству оказываемых услуг, их составу, порядку оказания. Термин расшифровывается в 6 статье Бюджетного кодекса. Форма задания установлена Постановлением Правительства №671 от 02.09.2010 г. Создается оно исполнительными структурами власти. Решение о формировании госзадания было принято для того, чтобы изменить неэффективную систему сметного финансирования. Рассмотрим цели его создания:
- Создание мотивации к увеличению эффективности оказания услуг для представителей бюджетных учреждений.
- Увеличение качества планирования размера субсидий для финансирования структур.
- Улучшение функций учреждения.
- Сокращение ненужных трат.
- Предупреждение правонарушений, касающихся нецелевого использования субсидий.
Устаревшая система сметного финансирования обладает рядом недостатков. В частности, финансирование по потребностям учреждения исключает мотивацию сотрудников к повышению эффективности деятельности. Если средства выделяются именно за предоставленные услуги, это создает стимул для бюджетной структуры. Распределение бюджета в данном случае ориентировано на результат. В госзадании содержатся требования как к объему оказываемых услуг, так и к их качеству.
Государственный заказ необходим для реализации следующих задач:
- Поддержание отечественного производителя. Данная функция обуславливается тем, что большая часть товаров, работ, услуг, включенных в систему госзакупок, выпускаются именно российскими предприятиями.
- Расширение реального платежеспособного спроса на продукцию. Это, в свою очередь, формирует благоприятную атмосферу для развития отечественной промышленности.
- Благодаря конкурсной основе расширяется поле для совершенствования здоровой конкуренции между производителями. Вследствие этого, формируются условия для выпуска более качественного товара, а также более эффективного использования средств.
- Гарантия поступления продукции, работ, услуг, необходимых для удовлетворения госнужд.
Понятие и виды государственных и муниципальных услуг
С учетом социальной направленности развития Российского государства, его стремления к созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, в деятельности органов государственного и муниципального управления по реализации присущих им функций особое место занимает оказание населению различного рода публичных (государственных и муниципальных) услуг, направленных на удовлетворение тех или иных потребностей населения в разных сферах общественной жизни.
Для уяснения сути понятий «государственная услуга», «муниципальная услуга» необходимо определить характеризующие услугу в целом свойства, которые позволяют отграничить ее, например, от работы.
Следует отметить, что легальные дефиниции понятий «работа» и «услуги» приведены в Налоговом кодексе РФ (НК РФ).
Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.
Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя. Но автономная организация самостоятельно распоряжается полученными от финансово-хозяйственной деятельности средствами, и Учредитель не имеет права распоряжаться доходами АО. И что самое главное – автономное учреждение вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству РФ.
Каждая бюджетная организация обязана размещать свои денежные средства только на счетах Федерального казначейства. Право размещения средств на депозитах кредитных организаций дано лишь автономным организациям. Причем, как и в случае с депозитами, только автономные учреждения могут совершать сделки с ценными бумагами.
В чем разница между автономным и бюджетным учреждением? Помимо прав, у каждой организации имеются обязанности, по которым отвечают как учредитель, так и сама организация. Учредитель бюджетной организации несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточности финансирования бюджетного учреждения. В свою очередь учредитель автономного учреждения не несет ответственности за долги автономной организации.
Цели формирования задания
Госзадание – это документ, устанавливающий требования к качеству оказываемых услуг, их составу, порядку оказания. Термин расшифровывается в 6 статье Бюджетного кодекса. Форма задания установлена Постановлением Правительства №671 от 02.09.2010 г. Создается оно исполнительными структурами власти. Решение о формировании госзадания было принято для того, чтобы изменить неэффективную систему сметного финансирования. Рассмотрим цели его создания:
Устаревшая система сметного финансирования обладает рядом недостатков. В частности, финансирование по потребностям учреждения исключает мотивацию сотрудников к повышению эффективности деятельности. Если средства выделяются именно за предоставленные услуги, это создает стимул для бюджетной структуры. Распределение бюджета в данном случае ориентировано на результат. В госзадании содержатся требования как к объему оказываемых услуг, так и к их качеству.
ВАЖНО! В пункте 6 статьи 9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 г. указано, что бюджетное учреждение не имеет права не исполнять предписания, указанные в задании. Если госзадание не будет выполнено, на учреждение накладывается административная ответственность.