Таблица КБМ — как посчитать скидку за ОСАГО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таблица КБМ — как посчитать скидку за ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


КБМ (коэффициент «бонус-малус») — это показатель безаварийного вождения, от которого зависит размер скидки или надбавки на полис ОСАГО. Чем больше произошло аварий по вашей вине, тем выше коэффициент. И наоборот. Российский Союз Автостраховщиков (РСА) рассчитывает и ежегодно обновляет КБМ для каждого водителя.

Какой коэффициент берется, когда в полис вписываются несколько лиц

В ситуации с несколькими водителями, вписанными в полис, стоимость ОСАГО будет определяться, исходя из наиболее высокого КБМ. Об этом нужно помнить, если вы решите вписать кого-то в документ уже после приобретения страховки.

Например, водитель номер один имеет 12-й класс и текущий коэффициент 0,63. Если в полис нужно внести автолюбителя с тем же или более высоким классом, цена ОСАГО останется прежней. Но при внесении данных лица, к примеру, с 10-м классом и КБМ 0,74 вам придется доплатить страховщику после пересчета стоимости страховки.

Величина скидки за безаварийное вождение достаточно ощутима, как и рост цены в случае участия в ДТП. Поэтому коэффициент бонус-малус служит эффективным стимулом для более аккуратного и внимательного управления транспортным средством.

Применение коэффициента позволяет сэкономить на покупке страховки и стимулирует автолюбителей к аккуратному вождению. Чтобы заранее узнать, как показатель отразится на цене полиса, стоит заранее знать многие нюансы.

КБМ или бонус-малус – коэффициент, размер которого зависит от произошедших за прошлый год страховых случаев.

Этот показатель позволяет получить скидку за безаварийную езду при оформлении ОСАГО. Если водитель не становился участником аварий, размер коэффициента станет более привлекательным.

КБМ устанавливается индивидуально для каждого водителя. Если доступ к транспортному средству имеет несколько лиц, то при расчете во внимание будет принята максимальная величина бонуса-малуса, установленная для граждан, вписанных в полис.

Страховые компании стремятся сотрудничать с аккуратными водителями. И именно КБМ призван простимулировать всех автовладельцев соблюдать правила дорожного движения и аккуратно ездить по дорогам страны. Безаварийная езда позволяет получить скидку на стоимость обязательной автогражданки.

За каждый год, который водитель завершил без дорожно-транспортных происшествий, он сможет снизить стоимость полиса на 5%. Максимальный размер скидки составляет 50%. Ее можно получить, если не становиться участником ДТП минимум 10 лет.

Если владелец транспортного средства обращался к страховщику для получения выплаты, размер бонуса-малуса возрастет. Это приведет к увеличению стоимости полиса. Изменение класса, присвоенного водителю, происходит ежегодно. КБМ учитывается при заключении нового договора, если срок действия предыдущего соглашения был равен одному году. Значение показателя не меняется при переходе из одной в другую страховую компанию.

Зачем нужен коэффициент «бонус-малус»

Коэффициентом водителя часто называют КМБ — показатель «бонус-малус». В переводе с латыни это означает «хороший-плохой». Этот показатель влияет на стоимость полиса ОСАГО в зависимости от страховой истории автовладельца. Водителю присваивается класс, который определяется количеством страховых случаев (СС), возникших по его вине за предыдущие периоды страхования. Он может как повышаться, так и понижаться.

Рассмотрим пример. За предыдущий страховой период автовладелец с классом 6 и коэффициентом ОСАГО 0,85 не имел страховых случаев, приводящих к возмещению ущерба. На следующий год его КМБ составит 0, 80, а класс повысится до 7. Если это же лицо совершит ДТП со страховой выплатой, его класс понизится до 4, а коэффициент поднимается до 0,95. За два СС присваивается класс 2, КМБ — 1,40, за три страховые выплаты и более по ОСАГО нарушитель получает М-класс и повышающий коэффициент 2,45.

В России бонус-малус применяется с 2012 года. Тогда ввели в действие электронную систему АИС РСА. Здесь можно узнать данные обо всех страховых случаях для расчета КБМ с 2011 года. Всем страховым организациям вменено в обязанность пополнять базу ОСАГО, внося в нее данные о страхователе.

С 2014 года СК обязана корректировать АИС и передавать сведения о водителе в течение одного дня с момента заключения договора страхования. Такая система предотвращает злоупотребления СК при расчете стоимости полиса: автомобилист всегда сможет узнать точное значение своего коэффициента КБМ. Но и страховым организациям полезна электронная база. При желании страхователя уменьшить коэффициент ОСАГО и скрыть предыдущие страховые случаи обман будет быстро разоблачен.

Читайте также:  Подлежат ли игрушки обмену и возврату

В КМБ всего 15 классов страхования. Если страховка по ОСАГО ограниченного действия, коэффициент присваивается всем, указанным в списке. За общий КМБ берется самый низкий показатель. Для расчета стоимости неограниченной страховки применяется КМБ, равный единице.

Проверка актуального значения КБМ на сайте РСА

Логично возникает вопрос, как узнать свой КБМ онлайн до обращения в страховую компанию. Действующее законодательство обязывает страховые компании сообщать о наличии или отсутствии случаев ДТП по каждому водителю, оформляющему ОСАГО, в единую информационную систему АИС РСА. Игнорировать данное требование они не могут. Однако на сайте РСА в настоящее время не предусмотрена форма ввода данных водителя для определения КБМ – страховые случаи относятся к информации конфиденциального характера, поэтому не могут быть размещены в открытом доступе.

Доступ к данным, размещённым в базе АИС РСА, предоставляется только страховым компаниям, занимающимся оформлением полисов ОСАГО. При отзыве или приостановке лицензии они лишаются этой возможности. Для того чтобы посмотреть КБМ водителя в единой базе, необходимо обратиться в страховую компанию с паспортом.

Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?

Существует таблица коэффициентов, исходя из нее можно вычислить КБМ, который будет применен при расчете страхового полиса. Принцип определения следующий:

  1. В крайнем левом столбце выберите ваш текущий КБМ:
  • для начинающих водителей выбираем коэффициент — 1, для других свой;
  • опускайтесь по таблице на строку ниже за каждый безаварийный год;
  • если в календарном году происходили ДТП по вашей вине, то в строке выше коэффициент определяется в зависимости от количества обращений за страховым возмещением.
  1. Результатом вычисления будет пересечение ячеек текущего КБМ и количества страховых случаев (ДТП).

Максимальный коэффициент (КБМ) равен 0,5. Он снижает стоимость полиса на 50% при 10-летнем безаварийном вождении.

Таблица КБМ ОСАГО 2023 года

Ваш текущий КБМ КБМ на следующий год с учетом количества выплат по страховым случаям в ДТП по вине водителя
1 2 3 4 и выше
2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

КБМ, или коэффициент «‎бонус-малус» — это параметр, который представляет собой скидку за безаварийное вождение. Его используют страховые компании, чтобы рассчитать стоимость полиса ОСАГО.

КБМ обновляется каждый год 1 апреля для всех автомобилистов. Он одинаков для всех видов транспорта, которыми вы владеете. Коэффициент не будет меняться в течение года, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Проверить свой КБМ можно на сайте Российского союза автостраховщиков.

Полис ОСАГО — документ, по которому страховая компания частично возмещает ущерб потерпевшей стороне после аварий, в которой виноват ее клиент. Такие же условия действуют в отношении водителей, вписанных в тот же страховой полис.

Стоимость страхового полиса ОСАГО зависит от следующих показателей:

  • возраста водителя;
  • стажа вождения;
  • показателя безаварийной езды, учитывает страховую историю (КБМ);
  • характеристики страхуемого автомобиля (КМ-коэффициент мощности двигателя);
  • региона эксплуатации (КТ-территориальный коэффициент);
  • коэффициента грубых нарушений (КН);
  • от общих условий договора;
  • наличия или отсутствия прицепа или ограничений.

Подать жалобу на КБМ по ОСАГО

Составлять жалобу стоит тогда, когда были выявлены нарушения при учёте КБМ. Например, если необходимо вернуть переплату по ОСАГО.

Жалоба может быть составлена от руки или в электронной форме, она должна включать следующую информацию:

  • сведения об автовладельце;
  • адрес проживания;
  • контактная информация;
  • описание претензии.

Подать жалобу можно в:

  • РСА;
  • ЦБ РФ;
  • Специализированную компанию, которая занимается такими вопросами.

Если автовладелец решил написать жалобу в Центробанк на КБМ по ОСАГО, необходимо помнить о следующем:

  • заполнять шаблон формально, без эмоций, в вежливой форме;
  • предоставить доказательства, подтверждающие нарушение прав.

Меры предосторожности

Расчёт КБМ ОСАГО рекомендуют проводить регулярно, чтобы не упустить скидку. Ведь при окончании полиса ОСАГО даётся месяц на оформление нового, чтобы расчёт КБМ РСА не «сгорел». В противном случае счётчики стразовых выплат обнуляются, а коэффициент начинает считаться с нуля.

Если автовладелец в корыстных целях захочет увеличить скидку КБМ по ОСАГО, он может попытаться переоформить страховой полис, не дождавшись окончания предыдущего. Это якобы позволит избавиться от негативной истории аварий. Однако закон предусматривает, что РСА проверку КБМ по новому договору производит не раньше окончания старого.

Сегодня для существуют различные ресурсы, которые позволяют проверить КБМ водителя. Хотя на странице Российского союза автостраховщиков услуга проверки абсолютно бесплатна, сторонние сайты предлагают выполнить процедуру проверки через них. Для получения информации необходимо будет ввести информацию как о владельце транспортного средства, так и о самом автомобиле.

В случае безаварийной езды в первый год Ваш класс повысится с 3 на 4 и новый страховой полис ОСАГО будет рассчитан с новым значением КБМ = 1, таким образом Вы получите 17% скидку при оформлении новой страховки. На последующий год без ДТП Вы получите уже 5 класс с КБМ = 0,91 и еще 9% скидки (итого 26%)… и так далее…

Если же Вы участник ДТП, то в силу вступает коэффициент аварийности Малус (М повышение КБМ), который напрямую зависит от количества аварий. Например, в первый год страхования у Вас было было 2 ДТП, тогда класс понизится до М, а значение КБМ = 3,92. На следующий год расчет Вашего класса переместится на самый верх таблицы, откуда и пойдут последующие расчеты. Другой пример, класс водителя 9 (КБМ = 0,68), за год у водителя было 2 аварии, соответственно при оформлении нового полиса ОСАГО класс водителя станет 2, а КБМ = 1,76 и страховка подорожает на 76%.

Что такое бонус-малус?

Как известно, конечная цена полиса обязательного страхования автогражданской ответственности формируется на основании ряда показателей. При этом особое место среди них занимает коэффициент бонус-малус (Кбм), который может существенно снизить или же наоборот повысить итоговую стоимость автогражданки.

Следует отметить, что Кбм представляет своего рода инструмент, при помощи которого поощряются добросовестные водители и наказываются злостные нарушители ПДД.

В общем виде схему работы Кбм можно представить следующим образом:

  1. Если водитель осуществляет безаварийную езду – в данном случае за каждый год эксплуатации транспортного средства, Кбм понижается на 0,05, что соответствует скидке в размере 5%. При этом данные бонусы накапливаются и в общей сложности могут привести к снижению стоимости автогражданки на 50%.
  2. Если водитель стал виновником ДТП – здесь происходит обратная ситуация. За каждую допущенную аварию, класс водителя понижается и соответственно увеличивается Кбм. Такой подход приводит к существенному удорожанию страховки ОСАГО.

Коэффициент бонус-малус увеличивается только в том случае, если водитель транспортного средства является виновником ДТП. Во всех остальных ситуациях, класс автовладельца и соответствующий бонус сохраняются.

Следует знать, что данный показатель закрепляется не за машиной, а за конкретным лицом управляющим ею. Так, Кбм будет сохранен:

  • если транспортное средство погибло или было продано;
  • если автовладелец имеет в своем распоряжении несколько машин;
  • если водитель длительное время не ездил за рулем, но при этом регулярно продлевал полиса ОСАГО.

Потерять свой бонус возможно только в том случае, если покупка нового полиса ОСАГО была произведена спустя 12 месяцев после истечения срока действия предыдущей страховки.

Почему важно уметь его находить?

Каждому водителю следует знать свой Кбм. Это позволит избежать следующих неприятных ситуаций:

  1. При оформлении нового полиса ОСАГО, специалист страховой компании может допустить ошибку, неоправданно завысив или наоборот снизив размер Кбм. При этом оплатив страховку по необоснованно заниженной цене, оформляя следующий полис, можно столкнуться с большими неприятностями, в виде штрафных санкций.
  2. Иногда происходят ситуации, когда страховая компания, пользуясь тем, что страхователь не знает свой Кбм, присваивает ему начальный класс, для которого не предусмотрен бонус. При этом на самом деле может оказаться, что данному водителю положена весьма приличная скидка за безаварийную езду.

Таким образом, заранее определив значение своего Кбм, удастся избежать всех упомянутых выше неприятностей.

С момента введения ОСАГО каждому водителю присваивался класс вождения. Водитель-новичок при оформлении первого полиса становился «третьеклассником» — 3 класс. Этому соответствовал «базовый» КБМ, равный единице. В течение времени, в зависимости при отсутствии страховых возмещений за каждый истекший период класс водителя рос на 1 в год, а Коэффициент бонус-малус КБМ снижался на 5%. У нарушителей наоборот: класс, когда заканчивался период КБМ, становился ниже, коэффициент бонус-малус – увеличивался. Вместе с ним росла и стоимость страховки. В 2019 году от «классификации» водителей отказались. Теперь возвращаются к старой системе и с этого года понятие «Класс КБМ» снова будет использоваться. Кроме того, изменения коснулись и самих коэффициентов, влияющих на расчет стоимости полиса ОСАГО в 2022 г. Эти нововведения продолжают дополнять закон об индивидуализации тарифов по ОСАГО, который приняли в 2020 году. Таким образом Центробанк продолжает политику, направленную на сдерживание цен на ОСАГО для аккуратных водителей. В то же время происходит постепенное подорожание полисов для аварийщиков. Повышение КБМ для этой категории зависит от количества страховых возмещений, выплаченных по их вине за период действия предыдущего полиса.

С продлением автогражданки лучше не тянуть. Для этого есть несколько весомых аргументов:

  • Большая вероятность того, что на фоне резкого роста цен на запчасти и стоимость работ, страховщики начнут применять максимальную базовую ставку для всех водителей. А не только для новичков и виновников аварий. Затраты на оформление при этом могут вырасти раза в полтора.
  • Некоторые компании дают максимальную скидку (за счет снижения базового коэффициента), если пролонгацию делать заранее. В качестве примера могу привести случай из своей практики. Один и тот же полис, рассчитанный за четыре дня до вступления в действие, стоил 4200 руб., а за три – уже 4600 р.
  • Самое главное – Центробанк получил право менять тарифы на ОСАГО несколько раз в текущем году. Мера это временная, но насколько протянется это «время» сказать сложно. Поэтому лучше не ждать «новостей» и заключить договор заранее. Вряд ли изменения будут вести к снижению ее стоимости. Центробанк России уже внес предложение о расширении тарифного коридора на 26% в обе стороны.

Поэтому стоит зайти в свой личный кабинет на Пампаду и посмотреть, у кого из клиентов подходят сроки для переоформления ОСАГО. Сделать расчет, выбрать лучший вариант. После этого связаться с клиентом, предложить ему свои услуги и сразу озвучить стоимость полиса на следующий период страхования. Таким образом вы убьете сразу двух зайцев:

  • Клиент спланирует свои расходы и сможет купить страховку по оптимальной цене
  • Вы заработаете деньги, репутацию и сохраните клиента. Это вдвойне важно сейчас, в условиях жесткой конкуренции между агентами автострахования.

Как восстановить КБМ по ОСАГО в базе РСА?

Иногда сервис РСА выдает неверную информацию, указывая на отсутствие скидки или некорректно рассчитанный КБМ. Таким образом, стоимость следующей страховки будет завышена без всяких причин. В этой ситуации водителю необходимо восстановить КБМ по ОСАГО в базе РСА.

Как восстановить КБМ по ОСАГО:

  • Обратиться к интернет-сервисам

На различных автомобильных сайтах предлагают быстрое восстановление КБМ. В основном, такие предложения платные.

  • Отправить письмо в страховую компанию

Следует подать заявление на имя руководителя страховой компании, приложить предыдущий полис ОСАГО (копию) или справку от прежнего страховщика об отсутствии выплат по ущербу. В течение 10 дней страховая компания должна рассмотреть ваше заявление и ответить. Если этого не происходит, направьте жалобу в РСА.

  • Написать жалобу в РСА

Подобное письмо можно отправить в онлайн-режиме через «страницу обращений в РСА» и по почте. В жалобе укажите свои Ф.И.О., дату рождения, номер водительского удостоверения, суть претензии и ее обоснование. Заявление рассмотрят в течение 30 дней. Если проверка будет положительной, КБМ восстановят.

  • Обратиться в ЦБ РФ

В Центробанк можно обратиться только через интернет. На официальном сайте выберите «Страница подачи жалоб» → «Неверное применение КБМ (скидки за безаварийную езду) при заключении договора» и следуйте указаниям. Вам также понадобятся сканы документов (прежний страховой полис ОСАГО или справка об отсутствии выплат по ущербу). Претензию рассмотрят за 30 дней.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *