Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сокращение численности или штата работников в казенном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если человеку вскоре после увольнения не удалось найти новое рабочее место, ему следует обратиться в службу занятости населения, которая должна обеспечить его пособием по безработице на время поиска новой работы.
Что необходимо для получения пособия?
Для того чтобы претендовать на получение пособия по временной безработице, мало знать, какие документы нужны в центр занятости. Необходимо еще и следить за тем, чтобы были выполнены некоторые условия:
- Предоставление работнику центра справки о заработной плате за последние три месяца. Именно по ней будет определяться размер выплаты.
- Для получения пособия сотрудник должен проработать на предприятии не менее 26 полных недель, около полугода. Это проверяется по выписке из трудовой книжки.
- Увольнение работника должно состояться именно по причине сокращения, и ни в коем случае не из-за нарушения трудовой дисциплины.
- Если человека направили на курсы от центра занятости, то для получения пособия их необходимо закончить.
Если постановка на учет в центр занятости прошла успешно, а человек нарушил одно из перечисленных условий, то размер пособия автоматически сокращается до минимального размера — 45% от средней заработной платы.
Пособие по безработице в 2019 году может получать трудоспособный россиянин старше 16 лет. Претендующий на материальную поддержку гражданин не должен:
- работать официально (включая временную, на условиях неполного дня и пр. занятость);
- быть пенсионером;
- учиться на очном отделении вуза;
- являться индивидуальным предпринимателем;
- выполнять работу по договорам гражданско-правового характера;
- состоять в крестьянском/фермерском хозяйстве;
- являться учредителем/участником коммерческой организации;
- относиться к категории работников с частной практикой (адвокатов, нотариусов и пр.) и самозанятых.
Встав на учет, гражданин будет получать выплаты по безработице. Раз в две недели он будет получать направления из базы вакансий ЦЗН. С работодателями безработный обязан встретиться. По итогу собеседования:
- Если кандидатура подходит, и соискатель оформится на работу, то перечисление денег прекращается.
- Если он не соответствует предъявляемым требованиям, то работодатель делает отметку об этом на листе направления. Предоставление пособия продолжается.
Городской центр занятости оказывает содействие желающим найти работу с учетом их уровня образования, предыдущего опыта и заработной платы.
Человек, который стоит на учете, должен в обязательном порядке два раза в месяц приходить на прием к специалисту центра. Во время приема он может получить специальное направление на потенциальное новое место работы. Если стоящий на учете проигнорировал это направление, то сотрудники вправе снизить размер выплачиваемого ему пособия. Однако если гражданин пришел на собеседование, но предполагаемый работодатель сам отказал соискателю, то это правило на него не распространяется.
Также когда человек стоит на учете в ЦЗ и получает выплаты по сокращению, то он не может иметь никаких других доходов. В случае если ему официально начнут поступать другие деньги, то выплаты автоматически останавливаются.
Пособие по безработице 2021: что изменится с 1 февраля
Чтобы встать на учет в ЦЗН, необходимо подготовить определенные справки и документы, указанные ниже в таблице.
№ |
Основной пакет документов | Дополнительные справки |
1 | Личное заявление. Стандартная форма вывешивается на стенде Биржи труда |
|
2 |
Личный паспорт | |
3 |
Трудовая книжка (договор) |
|
4 |
Справка с прежней работы, в которой будет указана зарплата за последние 3 месяца. Бланк документа необходимо взять у администратора Биржи труда | |
5 |
Документ о полученном образовании (школьный аттестат, диплом, свидетельство об окончании курсов, водительские курсы) |
|
6 |
СНИЛС (+ копия) | |
7 |
ИНН |
|
8 |
Реквизиты банковского счета заявителя |
Как хотят оптимизировать госаппарат?
В 2019 году Минфин запланировал массовое сокращение штатов госслужащих. В ведомстве заявили, что в России насчитывается приблизительно 2,4 млн государственных служащих. Это приблизительно 3,3% от общей численности занятого населения. Сейчас на 10000 человек в России приходится около 148 чиновников, а планируют оставить только 103.
Сокращение должно было проводиться в несколько этапов. Первый шаг в процессе реформирования – это именно массовые увольнения:
- до конца 2020-го предлагали сократить численность сотрудников федеральных органов на 10%, территориальных – на 5%;
- в 2021 показатель сокращения в регионах должен был составить 15%.
Таблица №1. Сокращение госслужащих в цифрах
2400000 государственных служащих в России |
|
до конца 2020 – численность сотрудников федеральных органов хотели сократить на 10%, территориальных – на 5%; | до конца 2021 сокращение в регионах должно было составить 15%. |
сейчас 148 чиновников на 10000 населения |
планируется 103 чиновника на 10000 населения |
Второй этап – структурное усовершенствование и реорганизация государственного аппарата. На этой стадии также будут проводиться сокращения, в первую очередь, за счет укрупнения и преобразования госорганов.
Хотя авторы реформы и отрицают, что главная цель их идеи заключается в экономии, но, тем не менее, применение сэкономленным ресурсам уже найдено.
Порядок сокращения численности или штата работников в учреждении и отражение расходов в учете
Мухин С.Р., Эксперт журнала
Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 1/2020
В целях оптимизации расходов бюджетов в казенных учреждениях в госорганах и местных администрациях может проводиться сокращение численности или штата. В статье рассмотрим порядок проведения процедуры и отражения соответствующих расходов.
В большинстве случаев увольнение работников или служащих вызвано реорганизацией учреждения или госоргана.
Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение его правового положения, влекущее отношения правопреемства. Порядок реорганизации юридического лица закреплен в ст. 57 – 60 ГК РФ.
В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть проведена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Реорганизация осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Эти формы могут сочетаться.
В силу ст.
75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения. Вместе с тем увольнение сотрудников все же допускается, если они отказываются работать после реорганизации (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). В таком случае трудовой договор перестает действовать в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Кроме того, при реорганизации практически всегда изменяется штатное расписание. В связи с этим реорганизация зачастую сопровождается сокращением численности или штата работников. В штатное расписание могут вводиться новые структурные подразделения, должности, исключаться отдельные должности.
Сокращение штата или численности в казенном учреждении осуществляется:
- в соответствии с положениями ТК РФ – если увольнению подлежат работники, с которыми заключены трудовые договоры;
- в соответствии с Законом № 79-ФЗ[1] – если контракт расторгается с госслужащими.
На муниципальных служащих, увольняемых по сокращению штата или численности, распространяются положения трудового законодательства (см. п. 2 ст. 23 Закона № 25-ФЗ[2]).
Рассмотрим процедуру увольнения работников учреждения и госслужащих по данному основанию и выделим основные положения, которые необходимо знать работодателю (нанимателю).
Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих
Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.
Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:
- Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.
- Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.
Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности.
Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих
Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.
Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:
- Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.
- Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.
Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности.
Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих
Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.
Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:
- Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.
- Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.
Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности.
Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.
Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.
Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:
– о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
– об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.
По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
– служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;
– соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
– соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
– не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
– подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
– направляется для получения дополнительного профессионального образования;
– понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).
Сокращение численности или штата работников в казенном учреждении
Решение о том, выплачивать или нет денежную субсидию, принимает руководителем государственного органа. Основанием считается официальное заключение специальной комиссии.
Сотрудник комиссии по предоставлению субсидий государственным служащим, Петров Александр Леонидович.
Сумма субсидии, направленной на улучшение жилищных условий, определяется на основании стоимости жилья в том регионе, где проживает претендент. Одновременно с этим учитываются такие нормативные акты:
- Положено 33 м2 на одного человека;
- Если в семье два человека, жилье должно быть не меньше 42 м2 по площади;
- При наличии трех человек в семье, им должно быть предоставлено не менее 18 м2 на одного.
При необходимости сумма субсидии может быть увеличена. Это зависит от отработанного стажа. Но подобное превышение не может быть больше, чем 1,5 раза.
Есть отдельные категории граждан, для которых установлен особый порядок перечисления субсидии. Это госслужащие, которые имеют стаж работы более 10 лет в комплексе «Байконур». Они по указу президента № 219, должны быть переселены.
Достаточно много вопросов возникает у льготников, которых интересует вопрос, связанный с лечением. Стоит уделить внимание самым часто встречающимся вопросам.
Вопрос 1.В какие поликлиники и больницы можно обращаться?
За всеми сотрудниками государственных структур сохраняется право безвозмездно пользоваться услугами поликлиник самых разных аккредитаций.
Вопрос 2. Какие манипуляции можно производить за счет государства?
Можно проводить все необходимые для восстановления манипуляции – операции, обследования, эксплуатация оборудования и сдача анализов. Точный перечень предоставляемых услуг утверждается и регулируется правительственными актами.
Что касается ошибок, то большинство из них связаны с тем, что человек, не знает, куда обращаться, какие документы собирать и как писать заявление.
Ошибка 1. Многие за получением льгот обращаются в администрацию.
Это неправильно. Множеством привилегий руководит начальник госслужащего. Он издает специальные приказы и распоряжения. На основании данных документов начисляются премии, даются направления на обучение и на лечение в санаториях, а также компенсируются разные затраты.
Ошибка 2. Получив отказ в получении субсидии в одном регионе, сотрудник государственной службы после переезда отказывается от подобной льготы.
Это ошибочное действие. Порядок начисления и размер субсидии на жилье зависит от региона, в котором предоставляется. Звание государственного служащего позволяет присоединиться к любой актуальной программе. Главное, чтобы она была направлена на улучшение жилищных условий.
Государство предоставляет служащим достаточно разнообразный перечень льгот. Подобные преференции продуманы и разработаны таким образом, чтобы улучшить все сферы жизни человека. Речь идет о таких факторах, как обеспечение жильем, лечение, трудовая деятельность, пенсия и отдых. Размер и объем привилегий напрямую зависит от трудового стажа и от должности на государственной службе.
Написать комментарий
Территория России поделена на регионы и это провоцирует различия в методах трудовой оплаты, отраслевых процентах, районных коэффициентах, прибавках, прожиточной величине. В доминантных (в экономическом и социальном плане) областях заработок госслужащих значительно выше, чем в слабых регионах.
В итоге сегодня это привело к миграции специалистов в более благоприятные субъекты РФ и образовало дефицит кадров в бедных населенных пунктах.
Данную проблему было принято срочно решать, и поэтому в соответствии с Постановлением Правительства РФ запланировано изменить систему трудового поощрения в бюджетной сфере.
Свежие новости о приросте к реальным доходам в текущем периоде порадовали специалистов госсектора. Ко всему прочему обновленная/новая система оплаты труда коснулась работников следующих должностей:
- медперсонала (врачей, старших и младших специалистов);
- сотрудников образовательной деятельности (педагогов, учителей, воспитателей);
- бюджетников культуры (артистов, режиссеров-постановщиков, актеров, деятелей искусства и т.д.)
Начнем с того, что с декабря 2021 года введен пилотный проект по применению новых правил начисления ЗП в 7 регионах. В этом числе – Белгородская, Омская, Тамбовская, Курганская, Оренбургская Республика, области и город Севастополь. (Постановления № 847 и № 1620 от 2021 года).
Также планируется в 2022 году эксперимент с педагогическими работниками госучреждений в Сахалинской, Белгородской, Кировской, Ярославской, Нижегородской областей и Республики Мордовия.
Целями введения пилотных проектов:
- Ожидается подведение должностных окладов к одному уровню, задача ставится снизить межрегиональные различия, приблизиться к доходам федеральных бюджетников.
- Руководители структур должны выставить предложения по совершенствованию зарплатной системы в своей области/крае.
- Разработка общих требований к начислению размеров ставок, компенсационных и стимулирующих (добавок, надбавок, премий).
- Должно быть исключено многообразие моделей по начислению и оплате ЗП бюджетникам (в частности педагогов и медицинских работников).
С начало нового периода россиян всегда ждут новости по увеличению минимального размера заработной платы и прожиточного минимума. От этих показателей зависят дальнейшие расчеты по ЗП и социальным пособиям. По Указу Президента РФ Путина В.В. индексация была проведена на опережение величины инфляции, таким образом, минимальный размер ЗП в текущем периоде составил 13 тыс. 890 руб., ПМ для трудоспособного населения – 13 тыс. 793 руб.
Получается, что бюджетникам минимально обязаны оплатить не ниже МРОТ, в то же время данная величина едина для всех регионов. На практике же, минимальные оклады начисляют в небольших населенных пунктах и рядовым специалистам без опыта работы.
Обычно бухгалтера прибавят к МРОТ оплату за совмещение должности, за сверхурочное время или выходы в праздники/выходные, компенсации, премии, в том числе районный коэффициент. К примеру, в Ростовской области минимальная ЗП в пределах 16 668 руб., Башкортостане – 15 973,5 руб., Иркутской области и в Иваново – 13 890 руб.
Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.
Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.
Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:
О сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
Об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.
По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
Служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;
Соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
Соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
Не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
Процедура, предшествующая увольнению
В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения – сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81), – ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.
Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.
Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.
Пособие по сокращению госслужащим
Законодательная база
ФЗ №79 от 27.07.2004 года регламентирует все льготы и социальные гарантии при сокращении госслужащих. Работников государственных организаций необходимо уведомлять за два месяца до предполагаемого увольнения. Оповещение осуществляется лично руководителем или его представителем и обязательно проходит в письменной форме под роспись сотрудника.
Работник не обязан соглашаться на перевод, если его не устраивает должность, условия работы или место расположения организации (другой город, подразумевающий переезд). В таком случае руководитель обязан уволить сотрудника на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (сокращение) со всеми положенными выплатами и компенсациями.
Чтобы воспользоваться формулой, в первую очередь необходимо определиться с расчетным периодом. Это 12 месяцев до дня увольнения. Например, если работник сокращается с 1 февраля 2019 года, расчетным периодом будет время с 1 февраля 2018 по 31 января 2019.
Перечисляется обязательно, независимо от быстроты трудоустройства на новое место. Расчет делается на базе годового заработка, предшествующего сокращению. Эта сумма делится на число фактически отработанных дней в году, и получается средняя зарплата за день. Она умножается на число рабочих дней в месяце, следующем за увольнением.*
- Надбавка за выслугу лет. В зависимости от стажа она может составлять от 10 до 30% оклада.
- Надбавка за особые условия гражданской службы в размере до 200% оклада.
- Надбавка за работу с государственной тайной.
- Различные премии (за выполнение особо важных и сложных заданий и т. п.)
- Ежемесячное денежное поощрение для отдельных категорий госслужащих в соответствии с указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763.
- Единовременная выплата к отпуску в размере двух месячных окладов.
Работа госслужащих связана с обеспечением деятельности государственного аппарата и выполнением им всех необходимых функций. От профессионализма госслужащих зависит развитие государства. Лицам такой категории в 2019 году положены некоторые льготы.
Государственные служащие, помимо указанных выше преференций, получают также безвозмездную государственную субсидию на приобретение жилого помещения единожды за все время несения службы. Величина выплаты будет зависеть от субъекта РФ, в котором работает госслужащий, или от федерального закона, если речь идет о чиновнике федерального уровня.
Когда речь идет о государственных служащих, имеются в виду исключительно гражданские лица (Правительство РФ, Администрация Главы государства, федеральные и региональные органы исполнительной власти, суды, члены Совета Федерации, депутаты гос. думы). Это могут быть гражданские служащие следующих ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.