Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС по ГСМ возмещаем без проблем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Компания из Тюменской области выращивает зерно и ягоды, а налоги платит по общей системе налогообложения, среди них — НДС. В собственности Компании есть служебный автомобиль, на котором директор ездит по делам бизнеса, а за бензин платит наличными. В очередном квартале он потратил на топливо 5658 ₽, в том числе НДС 943 ₽ — в чеках с заправки он выделен отдельной строкой. Эту сумму среди других расходов Компания включает в декларацию по НДС и заявляет налоговой к возмещению.
Ответы на распространенные вопросы про правила учета ГСМ
Вопрос №1: Как произвести списание бензина по факту его расходования, если невозможно понять, сколько горючего осталось в баке заправленного автомобиля?
Ответ: Как правило, для этих целей фактический расход топлива определяется как количество километров по спидометру, умноженное на принятый в компании норматив.
Вопрос №2: Компания применяет нормативы расхода топлива, установленные Министерством транспорта для целей налогового учета. Можно ли применять аналогичные нормативы в бухгалтерском учете?
Ответ: Да. Одно и то же значение лимита (по нормам Минтранса или самостоятельно разработанным нормам) может быть использовано при расчете израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы.
Покупка топлива подотчетным лицом – что с НДС
Самый простой способ покупки бензина – через сотрудника организации, расплачивающегося либо наличными денежными средствами, полученными под отчет, либо с помощью банковской карты. На сумму покупки оператор АЗС пробивает кассовые чеки, которые затем подотчетное лицо подкрепляет к авансовым отчетам и сдает их в бухгалтерию. Бухгалтер приходует поступивший бензин проводкой ДТ 10 КТ 71.
Если в чеке указано, что продажа НДС не облагается, то всю стоимость покупки можно учесть в качестве материальных расходов при расчете налога на прибыль.
ВНИМАНИЕ! Списание ГСМ в расходы производится на основании путевых листов. Их оформляют ежедневно, либо перед началом рейса, если последний будет длиться несколько дней.
Если в чеке НДС выделен, то дается дополнительная запись ДТ 19 КТ 71. Дальнейший учет налога будет зависеть от того, какие еще документы даст продавец. При наличии доверенности от организации АЗС выставляет счет-фактуру. На ее основании и при соблюдении остальных условий (принятие ГСМ к учету и его использование в деятельности, облагаемой НДС) налог разрешено заявить к вычету: ДТ 68 КТ 19. Отметим, что получить счет-фактуру при заправке за наличный расчет на практике зачастую невозможно.
Если счет-фактура отсутствует, то компания не вправе отражать входящий НДС по ГСМ в составе вычетов. Минфин неоднократно обращал на это внимание, см., например, письмо от 26.03.2019 № 03-07-09/20252. Что же делать с суммой не заявленного к вычету налога?
Списание ГСМ проводки
По своей сути ГСМ (горюче-смазочные материалы) являются одной из разновидностей товарно-материальных ценностей, которые используются в качестве расходных материалов и обеспечивают работу оборудования и автотранспорта, находящихся в распоряжении юрлица. Как и любой иной материал, ГСМ приходуется при его поступлении и списывается при расходе. Для учета его движения Планом счетов (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) предназначен субсчет 3 счета 10 (10.3).
Однако порядок учета и списания ГСМ имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой приобретения и расходования этого материала:
- Топливо достаточно редко закупается заранее с последующим хранением на территории покупателя и отпуском из этого хранения по мере необходимости. Существенно более распространенной является ситуация, когда заправка автотранспорта осуществляется на специализированных заправочных станциях, принадлежащих иному владельцу, путем налива в бак уже вышедшего на маршрут соответствующего транспортного средства некоторого количества горючего.
- В момент заправки в баке, как правило, присутствует остаток неиспользованного топлива, и на момент подведения итогов по расходу топлива за период аналогичный остаток тоже имеет место.
- Покупка-продажа авто и взятие-возврат при аренде обычно осуществляются с присутствием в его баке горючего.
Кроме того, на то, как списать ГСМ в налоговом учете, влияет требование об обоснованности таких расходов.
Оно, невзирая на отсутствие в НК РФ положения о нормировании объемов списываемого горючего, фактически приводит к ограничению этих объемов, поскольку обоснованность в реальности достигается введением норм расхода.
В то же время списание в бухучете ничем не ограничено. Поэтому наличие перерасхода ГСМ будет приводить к разницам между бухгалтерским и налоговым учетами.
Полезная информация о картах
Топливная карта — это пластиковая карта с микрочипом, которая позволяет оплачивать топливо и дополнительные услуги на АЗС, отслеживать все платежи по карте. Для руководства компании это отличное средство контроля и оптимизации расходов. Мы имеем самую большую сеть приёма топливных карт в России и СНГ — более 5 000 АЗС по России и более 1 000 в странах СНГ и Балтии. Найти конкретную АЗС вы можете с помощью сервиса поиска АЗС. Вы получаете от нас отчётные документы, в которых итоговая сумма содержит в себе НДС 18%, в том числе, счет-фактуру на полученные топливо и услуги.
Топливные карты получили широкое распространение во второй половине ХХ века и позволяли заправлять топливом коммерческий автотранспорт по безналичному расчету. В самом начале обработка данных производилась вручную. Информация по использованию каждой карты приходила с большой задержкой (спустя недели) после совершения покупки. Постепенно технология совершенствовалась и с переходом на электронные карты время на обработку информации существенно сократилось.
Вычет НДС при покупке топливных талонов и карт
С одной стороны, заявлять вычет по НДС со стоимости топлива, приобретенного по топливным картам и талонам, безопаснее в налоговом плане. Дело в том, что при покупке такой карты или талона компания получает от топливной компании счет-фактуру.
С другой стороны, не совсем ясно, в какой момент у компании возникает право на вычет. Ведь организация сначала приобретает топливную карту, а позднее заправляет автомобиль, то есть оплата топлива, выставление соответствующего счета-фактуры и фактическое получение ГСМ вместе с подтверждающими документами (квитанциями) могут приходиться на разные даты (или даже отчетные периоды).
НДС с суммы затрат на изготовление топливной карты или талона компания принимает к вычету сразу, как только получит счет-фактуру и оприходует в учете саму карту (талон) (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ). Порядок вычета по НДС с расходов на ГСМ зависит от условий договора.
Согласно авансовым отчетам организация компенсировала сотрудникам расходы на приобретение бензина марок АИ-92 и АИ-95. В обоснование учета расходов в целях исчисления налога на прибыль и принятия НДС к вычету общество представило чеки АЗС.
Проверяющие доначислили оба налога в связи с тем, что в проверяемом периоде налогоплательщик не являлся собственником транспортных средств, которые используют бензин (на балансе числились только автомобили, работающие на дизтопливе).
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что весь приобретенный бензин списывался в затраты единовременно, без учета норм списания и без составления соответствующих документов (путевых листов, актов учета расхода ГСМ и др.).
Организация утверждала: бензин использовался двумя единицами личного транспорта работников, который эксплуатировался в производственных целях. В подтверждение своей позиции общество непосредственно в суд представило договоры безвозмездного пользования двумя автомобилями (Газель и Шевроле Нива), заключенные со своими сотрудниками.
Арбитры обратили внимание: эти договоры не были представлены инспекторам во время проверки. Кроме того, у налогоплательщика отсутствуют путевые листы, то есть не доказано, что транспортные средства использовались только при осуществлении предпринимательской деятельности общества.
Судьи указали: путевой лист является одним из документов, подтверждающих обоснованность расходов на приобретение ГСМ. Он в совокупности с учетными документами, такими как акты (ведомости) на выдачу и на списание ГСМ, сводные ведомости расхода горючего, является основанием для оценки возможности отнесения стоимости ГСМ в состав затрат, связанных с осуществлением производственной деятельности. При отсутствии вышеперечисленных документов не представляется возможным установить связь заявленных налогоплательщиком расходов на приобретение бензина с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению налогом на прибыль и НДС.
Покупка топлива подотчетным лицом – что с НДС
Самый простой способ покупки бензина – через сотрудника организации, расплачивающегося либо наличными денежными средствами, полученными под отчет, либо с помощью банковской карты. На сумму покупки оператор АЗС пробивает кассовые чеки, которые затем подотчетное лицо подкрепляет к авансовым отчетам и сдает их в бухгалтерию. Бухгалтер приходует поступивший бензин проводкой ДТ 10 КТ 71.
Если в чеке указано, что продажа НДС не облагается, то всю стоимость покупки можно учесть в качестве материальных расходов при расчете налога на прибыль.
ВНИМАНИЕ! Списание ГСМ в расходы производится на основании путевых листов. Их оформляют ежедневно, либо перед началом рейса, если последний будет длиться несколько дней.
Если в чеке НДС выделен, то дается дополнительная запись ДТ 19 КТ 71. Дальнейший учет налога будет зависеть от того, какие еще документы даст продавец. При наличии доверенности от организации АЗС выставляет счет-фактуру. На ее основании и при соблюдении остальных условий (принятие ГСМ к учету и его использование в деятельности, облагаемой НДС) налог разрешено заявить к вычету: ДТ 68 КТ 19. Отметим, что получить счет-фактуру при заправке за наличный расчет на практике зачастую невозможно.
Если счет-фактура отсутствует, то компания не вправе отражать входящий НДС по ГСМ в составе вычетов. Минфин неоднократно обращал на это внимание, см., например, письмо от 26.03.2019 № 03-07-09/20252. Что же делать с суммой не заявленного к вычету налога?
Нужен ли кассовый чек и каким он должен быть
Вопрос выдачи подотчетному лицу — работнику организации на АЗС кассовых чеков со стоимостью заправки или без нее не имеет однозначного ответа. В Письме УФНС России по Московской области от 04.08.2005 N 22-19/0156 указано, что при косвенной безналичной оплате, считаемой формой оплаты за нефтепродукты на автозаправочных станциях магнитными и чиповыми картами, талонами и другими документами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродукта, организации вправе выдавать кассовый чек без указания стоимости, но с указанием количества литров нефтепродукта. В частных разъяснениях специалисты Минфина России согласны с таким подходом и в настоящее время. Действительно, указание в чеках ККТ стоимости может привести к удвоению оборотов. Получится, что касса будет дублировать ранее полученные суммы безналичной оплаты. Но в то же время Десятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 17.05.2007, 24.05.2007 по делу N А41-К2-13402/06 отклонил довод налогового органа о том, что при косвенной безналичной оплате в чеке не должна указываться стоимость отпускаемых нефтепродуктов. Таким образом, данный вопрос остается неурегулированным до настоящего времени. Иногда топливные компании выставляют счета к оплате за информационные услуги по представлению детализации расчетов за месяц. Данные затраты будут представлять единовременные расходы предприятия. Некоторые специалисты предлагают включать их сумму в стоимость приобретенных в течение месяца ГСМ. Аргументируют они это следующим образом: п. 6 ПБУ 5/01 определяет, что фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством). К фактическим затратам на приобретение МПЗ относятся, в частности, суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ. На наш взгляд, данный подход не является обоснованным и лишь приводит к повышению трудоемкости учетного процесса. Полагаем, что следует исходить из того, что данные услуги не являются непосредственно связанными с приобретением ГСМ, а являются сопутствующими.
Приобретение горючего: способы, документы, учет
Право собственности на ГСМ переходит к фирме в момент получения талонов. В начале месяца она перечислила АЗС 64 900 руб., в том числе НДС – 9900 руб. В течение месяца водители получили по талонам бензин на сумму 59 000 руб., в том числе НДС – 9000 руб. Стоимость услуги по хранению – 5900 руб., в том числе НДС – 900 руб.
Прежде всего, для каждой машины нужно установить норму расхода топлива на один километр. Если для автомобиля есть норма, утвержденная Минтрансом России*, то следует придерживаться ее. Если такой нормы нет, организации придется разработать свою собственную (подробно о том, как рассчитать норму, читайте в статье «Практические советы по учету и списанию ГСМ»).
Талоны широко используются уже много десятилетий. Но стоить заметить, что правового статуса они не имеют. Использование талонов как способа расчета на заправочной станции не имеет законодательной базы. По своим возможностям талоны на топливо и не могут считаться средством оплаты, ведь на счет АЗС сначала перечисляется предоплата, а потом на эти деньги приобретаются талоны.
Если же в выданном сотруднику чеке сумма НДС все же выделена, компания имеет право на спорный вычет. Такие выводы сделало УФНС России по г. Москве в письме от 18.08.05 № 19-11/58771 «О необходимости наличия счета-фактуры и кассового чека с выделенной суммой НДС для получения организацией налогового вычета».
Как вернуть ндс за топливо при использовании топливных карт
Поэтому если карта не закреплена за конкретным автомобилем, то одновременно со сдачей путевых листов требуйте от водителя и чеки АЗС. «Бензиновые» нормы облегчат общение с налоговой Ирина Л., бухгалтер, г. Лобня Купили на фирму две машины. Нужно ли применять какие-то нормы расхода бензина в целях налогообложения? Или можно брать расходы по факту — сколько потратил водитель на бензин, столько в расходы сразу и списывать? : Если вы сможете обосновать, что весь бензин израсходован водителем строго для деловых целей вашей фирмы, то списывайте расходы по факту.
Но на деле сложно подтвердить четкий маршрут движения автомобиля. В частности, многим водителям разрешено по окончании рабочего дня уезжать на служебных автомобилях домой.
Некоторые организации подключают для фиксации маршрута автомобиля современные системы контроля за перемещением автомобиля и расходом топлива.
ККТ с выделенной суммой НДС достаточно, чтобы принять этот налог к вычетуПостановление Президиума ВАС от 13.05.2008 № 17718/07. Его позицию взяли на вооружение и федеральные арбитражные судысм., например, Постановления ФАС МО от 23.08.2011 № КА-А41/7671-11; ФАС ЦО от 05.08.2010 № А64-3986/09. Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Автомобиль»: 2018 г.
Нюансы налогового учета
Чтобы правильно вести учет приобретаемого ДТ, компания должна заранее определить, каким образом она будет обосновывать данную строку расходов. Самый простой вариант – руководствоваться распоряжением Минтранса N АМ-23-р от 14 марта 2008 г (текущая редакция — от 20 сентября 2018 г), где подробно расписаны нормы расхода ГСМ для большинства транспортных средств. Однако, как правило, пользуются им лишь профильные организации, использующие машины для транспортировки грузов или людей. Остальные же предпочитают иные способы. Закон это позволяет. В налоговом кодексе нет однозначных указаний, какие именно нормативы обязано использовать юридическое лицо, выполняющее соответствующие расчеты. И тут возможны две ситуации:
- Вариант №1. Взять информацию у производителя автомобиля.
- Вариант №2. Рассчитать нормативы самостоятельно
- Вариант №3. Утвердить единый норматив
Посмотреть показатели расхода дизельного топлива можно в технической документации, идущей в комплекте с транспортным средством.
Руководство компании формирует комиссию из ее сотрудников (или привлекает экспертов со стороны) и выполняет необходимые замеры практическим путем. Заливает в бак транспортного средства определенный объем дизельного топлива и отслеживает, за сколько км то полностью израсходуется. Затем литры делятся на километры, указанные на спидометре, и получается искомый норматив. Так выполняются замеры для движения автомобиля в различных условиях (зимой и летом, с грузом и без, по простой трассе и проблемной). Собранные результаты фиксируются в нормативном акте, и тот подписывают все участники комиссии.
Этот способ частично перекликается с предыдущим. С той лишь разницей, что компания утверждает всего один норматив. А учет повышенного расхода ДТ (например, в зимнее время) ведет путем введения соответствующих поправочных коэффициентов.
Правила списания дизельного топлива
Если хотите, чтобы ваша бухгалтерия была в порядке, знаний о правильном учете горючего недостаточно. Как и прочее имущество фирмы, солярку также нужно корректно списывать. Для этого обратимся к приказу Минфина РФ № 44н от 09.06.2001 г (в редакции от 16.05.2016 г). Согласно главе III, посвященной отпуску материально-производственных запасов, списывать ГСМ надлежит одним из 2 способов:
- По средней себестоимости.
- По себестоимости запасов, которые приобретались первыми по времени1 (метод ФИФО).
Поскольку курсы рубля и нефтепродуктов нестабильны, на практике все чаще применяют первый вариант. Цену поступления горючего складываем со стоимостью остатков, а затем получившееся значение делим на сумму поступления и остатка в натуральном выражении.
Бухгалтерский учет ДТ проводится по счету 10, дебит которого используется для учета прихода ГСМ, а кредит – для списания. С налоговым учетом ситуация несколько сложнее. Чтобы правильно оформить данную операцию, необходимо ответить на следующие вопросы:
- Для каких целей используется транспорт?
Если на нем развозят людей или товары, ГСМ включают в материальные затраты (п. 1.5, ст. 254 НК РФ). Если же машины используются, как служебные, дизельное топливо относят в категорию «прочих расходов» (п. 1.11, ст. 264 НК РФ).
- Требуется ли нормирование расходов на списание солярки?
- Как быть, если нормы расхода для используемого организацией транспорта не утверждены?
Для ответа на этот вопрос обратимся к реквизитам путевого листа. Данный документ содержит информацию о фактическом пробеге транспорта и использовании дизтоплива. Однако в Налоговом кодексе РФ нигде не указано, что для расчета обязаны приниматься исключительно эти нормы. Поэтому расчет вести можно как по данным, полученным практическим путем, так и по теоретическим нормативам.
Позиция Минфина РФ по этому вопросу проста. Если нормативов нет, фирма/ИП может разработать их самостоятельно или посредством привлечения профильных организаций. После того, как техническая документация будет утверждена, расчеты нужно выполнять с ее помощью. Однако учтите, если вы превысили нормы списания дизеля, установленные вами же, и указали это превышение в налоговом учете, налоговая инспекция может отказаться признавать это расходом. А значит, вас ждет доначисление налога на прибыль. Единственная возможность решить вопрос в вашу пользу в этой ситуации – обращение в суд.
Как видите, процессы учета и списания дизельного топлива не так уж и сложны (хотя и требуют предельного внимания). Другое дело, когда закупается некачественная солярка, и у фирмы появляются дополнительные расходы на повторную закупку ДТ, списание неликвида, ремонт поврежденной техники. Чтобы не сталкиваться с подобными казусами, серьезные фирмы приобретают дизельное топливо только у поставщиков, чье качество работы не вызывает сомнений.
Компания «НефтеГазЛогистика» работает на отечественном топливном рынке с 2008 г. Мы сотрудничаем с ведущими НПЗ страны и перед отправкой проверяем каждую партию в собственной лаборатории. Покупая топливо у нас, вы можете рассчитывать не только на качество продукта, но также на:
- Доступные цены, которые всегда ниже средних по рынку.
- Быструю доставку. Как правило, с момента обработки заявки до получения топлива клиентом проходит не более 3 часов.
- Выгодные акции. Для постоянных клиентов мы разработали персональные предложения, а оптовым покупателям предоставляем бесплатную доставку при заказе от 1000 л.
#2 10.01.2012 10:39:09
Расчеты за топливо по картам ведутся на условиях предоплаты. Организация — покупатель ГСМ перечисляет денежные средства на расчетный счет топливной компании (АЗС), указывая в разделе «Назначение платежа» платежного поручения номер своей карты. Эта сумма зачисляется на карту, и водитель получает право заправляться по ней на АЗС. Получить бензин по топливной карте можно как на АЗС, принадлежащей топливной компании (владельцу АЗС), выпустившей карту, так и на АЗС организаций — партнеров топливной компании (владельца АЗС). При этом водитель получает чек на сумму, которую списали с карты. Не израсходованная по окончании периода сумма аванса переходит на следующий период.
По окончании месяца бухгалтер получает счет-фактуру и акт приобретения ГСМ (отчет, накладную) от топливной компании (АЗС), в котором указываются номер топливной карты, дата, время и место заправки, количество приобретенного топлива, его марка и стоимость, остаток средств на топливной карте.
Сумма НДС, предъявленная топливной компанией в стоимости топливной карты и топлива, приобретенного по ней, принимается к вычету на основании счета-фактуры . Естественно, если ГСМ используются в деятельности, облагаемой НДС .
Перечисленные топливной компании деньги являются авансовым платежом, поэтому вы имеете право принять НДС к вычету и до получения топлива . Конечно же, при наличии счета-фактуры от поставщика на этот аванс. При фактическом получении ГСМ налог со стоимости топлива принимается к вычету, а налог, исчисленный с авансового платежа, — восстанавливается. Но учитывая, что перечисление аванса и получение топлива, скорее всего, попадут на один квартал, а вычет НДС с аванса — это право организации, от вычета по авансовому платежу вы можете и отказаться. Это значительно упростит учет НДС.
Учет топлива, приобретенного по топливным картам, ничем не будет отличаться от учета ГСМ, приобретенного за наличный расчет. Но при этом бухгалтерии не придется заказывать деньги в банке, выдавать их водителям и требовать отчетов от водителей — все необходимые документы вышлет топливная компания.
———————————
Пункт 1 ст. 172 НК РФ.
Пункт 2 ст. 171 НК РФ.
Пункт 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ.
Не возникнет ли у перевозчика налогооблагаемого дохода при использовании топлива заказчика (отправителя)?
В соответствии с НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 25 «Налог на прибыль организаций» (п. 1 ст. 41 НК РФ).
При рассматриваемом варианте заказчик (отправитель) обеспечивает перевозчика топливом для осуществления перевозки, соответственно перевозчик не закладывает топливо в стоимость своей услуги.
Это нельзя назвать зачетом (когда топливо учитывалось бы в зачет стоимости перевозки).
Но это нельзя назвать и безвозмездной передачей топлива, поскольку перевозчик получает его для осуществления перевозки в интересах заказчика (отправителя), как бы «минусуя» при формировании стоимости своей услуги.
А главное – в рассматриваемом случае у перевозчика отсутствует экономическая выгода при получении топлива, поскольку, повторимся, это топливо предназначено и используется для осуществления перевозки в интересах заказчика (отправителя).
В связи с этим у перевозчика не возникает дополнительного налогооблагаемого дохода в части стоимости используемого топлива заказчика (отправителя).
Если же перевозчик применяет патентную систему налогообложения (ПСН) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), то, по нашему мнению, топливо заказчика (отправителя) не становится дополнительным налогооблагаемым доходом перевозчика также и потому, что такое топливо полностью относится к деятельности в рамках соответствующего налогового спецрежима («сопутствует» ей), его в принципе нельзя считать доходом от какой-то иной деятельности. Такая логика, но, правда, применительно к другим операциям, прослеживается, например, в Письмах Минфина России от 06.11.2008 № 03-11-04/3/495, от 26.12.2011 № 03-11-11/321, от 01.06.2012 № 03-11-06/3/40, от 08.08.2012 № 03-11-11/234, № 03-11-06/3/57, от 25.10.2012 № 03-11-06/3/73, от 21.02.2013 № 03-11-11/78, от 14.05.2013 № 03-11-12/16633, от 03.03.2014 № 03-11-06/2/8836, от 12.05.2014 № 03-11-06/2/22114, от 20.05.2016 № 03-11-12/28930 и др.).
Правила учета ГСМ — нормативы
Компании имеют право на утверждение собственного лимита расходования топлива:
- заимствуют сведения о расходовании ГСМ из технической документации на машину;
- собирают комиссию и производят замеры.
Замеры расхода бензина производятся по следующей схеме (отдельно для порожнего и груженого ТС, для летних и зимних поездок, для простоя с включенным двигателем и т.д.):
- В пустой бак заливается бензин, фиксируется его объем.
- Автомобиль ездит до момента полного опорожнения бензобака.
- По спидометру определяется, сколько километров авто проехало до опустошения бака.
- Определяется, сколько топлива требуется для проезда 1 километра (число литров делится на количество километров).
- Составляется акт комиссии с подписями всех ее членов.