Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принцип платности и его реализация в законодательстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие платности использования земли является ключевым в области градостроительства и земельного управления. Оно описывает степень эффективности использования земельных ресурсов и позволяет оценить, насколько ценные земельные участки используются в соответствии с их потенциалом и реальными потребностямы общества. Платность использования земли может быть рассмотрена с разных точек зрения, включая экономическую, экологическую и социальную. В экономическом смысле, платность использования земли определяется способностью земли генерировать доходы и принести высокую рентабельность для ее владельцев и пользователей.
В то же время, платность использования земли не должна ограничиваться только экономическими аспектами. Экологическая платность использования земли включает в себя оценку экологической устойчивости земельного использования и его влияния на окружающую среду. Например, использование земель под промышленное производство может привести к загрязнению почвы, воды и воздуха, что в свою очередь наносит вред здоровью людей и природным экосистемам.
Социальная платность использования земли связана с удовлетворением потребностей и интересов общества. Она включает в себя оценку доступности земельных ресурсов для различных групп населения и обеспечение равноправия при использовании земель. Например, развитие жилой зоны с удобствами для детей и пожилых людей может считаться социально платным использованием земли, так как оно способствует повышению качества жизни и созданию благоприятной среды для проживания.
Понятие платности использования земли
Общий вывод можно сделать такой: платность использования земли является комплексным понятием, которое объединяет экономические, экологические и социальные аспекты. Понимание и учет платности использования земли в различных сферах деятельности позволяет обеспечить эффективное использование земельных ресурсов, сбалансированное развитие территорий и удовлетворение потребностей общества. При формировании и реализации стратегий развития городов и территорий необходимо учитывать платность использования земли и стремиться к оптимальному использованию земельных ресурсов, предотвращая неэффективное использование и нанесение ущерба окружающей среде и обществу.
Ценообразование на землю
Ценообразование на землю является сложным и многогранным процессом, который зависит от множества факторов. Одним из основных параметров, влияющих на стоимость земли, является ее местоположение. Земельные участки, находящиеся в центре города или в живописных районах, обычно имеют более высокую стоимость, чем те, что находятся в удаленных или не привлекательных местах.
Еще одним фактором, влияющим на ценообразование, является назначение земли. Земельные участки, предназначенные для строительства жилых или коммерческих объектов, обычно стоят дороже, чем земля, предназначенная для сельского хозяйства или промышленных целей. Кроме того, важно учитывать состояние земельного участка: земля с развитой инфраструктурой, доступом к коммуникациям и удобным подъездом будет иметь более высокую цену.
Также на цену земли могут влиять экономические и политические факторы. Например, в периоды экономического подъема может наблюдаться увеличение спроса на землю, что приводит к ее повышению стоимости. С другой стороны, регулятивные меры государства, такие как введение новых налогов или ограничений на использование земли, могут снизить цену земельных участков.
Важным фактором, влияющим на ценообразование на землю, является ее потенциал для развития. Земля, которая имеет перспективы для строительства новых объектов или для развития инфраструктуры, обычно будет обладать более высокой стоимостью. Сюда можно отнести землю в районах с активным градостроительством или возле новых транспортных магистралей.
В целом, ценообразование на землю – это сложный и динамичный процесс, который зависит от множества факторов, таких как местоположение, назначение, состояние и потенциал для развития земельного участка. Все эти параметры влияют на спрос и предложение на рынке недвижимости и формируют конечную стоимость земли.
Кадастровая стоимость и нормативная цена земли.
Кадастровая стоимость з/у – условный экономический показатель, необходимый для регулирования земельных отношений, сделок с землей, для установления объективной цены на з/у.
Кадастровая стоимость необходима для определения размера земельного налога и размера арендной платы, если з/у передается в аренду из публичной собственности.
Кадастровой оценке подлежат все з/у, расположенные в пределах территориальных границ РФ.
Кадастровая оценка проводится не реже 1 раза в 5 лет.
Орган, на который возложена обязанность по проведению кадастровой оценки – Росреестр.
Нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (применяется, когда нет кадастровой стоимости).
Нормативная цена земли определяется ежегодно ОИВ субъекта.
Она не должна превышать 75% от рыночной стоимости з/у, который подлежит оценке.
ОМСУ вправе изменять установленный размер нормативной цены, но не более, чем на 25 %.
Принцип платности и его реализация в законодательстве
Заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным.
Общее природопользование является общедоступным, то есть не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов.
В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель поселений выделяются рекреационные территориальные зоны, на которых осуществляется право общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законодательством.
Категорию земельных участков общего пользования вводит также Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Кроме того, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) устанавливается Земельным кодексом РФ (ст. 23). При этом выделяется частный и публичный сервитут. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Новацией Земельного кодекса РФ является то, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки из состава земель лесного фонда;
4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Плательщиками ЗН признаются организации и физические лица, обладающие ЗУ на ПС, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Экономический механизм регулирования земельных правоотношений
- Спасибо
- Юридические статьи
- Пользовательское Соглашение
- Политика конфиденциальности
- Миграционное право
- Защита прав потребителей
- Административное право
- Гражданское право
- Земельное право
- Спорт и право
- Юридическая поддержка в получении патентов на работу
- Разрешение на временное проживание
- Помощь юристов в получении временной регистрации
- Семейное право
- Жилищное право
- Трудовое право
- Уголовное право
- Уголовный кодекс РФ (УК РФ)
- Ювенальное право
- Образцы документов — формы, бланки, формуляры
- Страховое право
- Банковское право
- Финансовое право
- Инвестиционное право
- Международное право
- Экономика и право
На главную |
Заказать авторскую работу |
Гарантии качества |
Оплата |
Обратная связь |
Принцип платности и его реализация в законодательстве.
Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (глава 31 «Земельный налог»).
В настоящее время Государственная Дума активно рассматривает вопрос о введении единого налога на недвижимость, заменяющего собой земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Принцип платности землепользования на практике зачастую нарушается. Так, наиболее частыми судебными спорами в данной области являются:
1) споры, связанные с нарушением сроков и порядка внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков;
2) пользование земельным участком без оформления соответствующих документов, что приводит к неосновательному обогащению пользователя;
3) споры, связанные с неуплатой земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.
Принципы кредитования
База знаний » Финансы и экономика
Кредитование — это предоставление денежных средств во временное пользование и за плату. Но за этим простейшим определением скрывается море проблем, делающих работу банкира одной из сложнейших профессий в мире экономики. Кредитование регулируется массой правил и норм, но мы познакомимся здесь лишь с важнейшими принципами кредитования и наиболее распространенными его формами.
Если сформулировать принципы кредитования предельно кратко, то они будут выглядеть следующим образом:
- Срочность.
- Платность.
- Возвратность.
- Гарантированность.
Срочность. Банк является собственником лишь той меньшей части имеющихся у него в распоряжении денег, которые были вложены в его создание учредителями, а затем накоплены самим банком за счет полученной им прибыли.
Но кроме собственных средств, банки используют для кредитования и средства, переданные им на хранение вкладчиками. Например, в 1995 г. у большинства самых крупных и надежных российских банков доля собственных средств в общей сумме «работающих» средств составляла, как правило, лишь 13—26%.
Таким образом, основным источником средств для кредитования являются депозиты вкладчиков.
Депозиты — все виды денежных средств, переданные их владельцами на временное хранение в банк с предоставлением ему права использовать эти деньги для кредитования.
Различают:
- депозиты до востребования (текущие счета) — это вклады, с которых вкладчик может изъять деньги в любой момент, и
- срочные депозиты — это вклады, с которых владелец обязуется не брать деньги до истечения определенного срока.
Соответственно банк может вкладывать полученные им в распоряжение деньги тоже только на некоторый срок — не больший, чем ему разрешил пользоваться этими деньгами вкладчик.
Поэтому кредиты всегда выдаются на строго определенный срок.
Если должник не возвращает деньги к установленной в кредитном договоре дате, то банк либо взыскивает с него деньги через суд, либо начинает брать штраф за просрочку погашения кредита.
Кредитный договор — соглашение между банком и тем, кто одалживает у него деньги (заемщиком), определяющее обязанности и права каждой из сторон, и прежде всего: срок предоставления кредита, плату за пользование им и гарантии возврата денег банку.
Платность. Конечно, люди издавна пользовались услугами банков и для надежного хранения денег.
Недаром, например, слово «сейф», ставшее давно международным и обозначающее «металлический шкаф для хранения ценностей в банках», в английском языке, откуда оно пришло, имеет еще и значение «безопасный, надежный».
Но все же большая часть вкладчиков банков всегда была того же мнения, что и один из героев Шекспира:
Зарытый клад ржавеет и гниет,
Лишь в обороте золото растет!
Поэтому банки предоставляют деньги во временное пользование только за плату, называемую процентом за кредит. Устанавливается эта плата обычно в процентах к сумме кредита и в расчете на год использования заемных средств.
Это означает, что если вы берете у банка 10 млн руб. на полгода под 50% годовых, то возвращать вам придется:
10 млн р. х (1 + 0,5 : 2) = 10 х 1,25 = 12,5 млн руб.
Иными словами, плата банку за пользование кредитом составит 2,5 млн руб.
Размер процента за кредит определяется общими закономерностями функционирования рынка капитала, с которыми мы уже ознакомились.
Поэтому напомним лишь, что за ссуды на большие сроки ставки процента устанавливаются более высокие: ведь такие ссуды надо обеспечивать срочными депозитами соответствующей длительности.
Между тем по срочным депозитам на длительные сроки вкладчики требуют более высокий процент своего дохода, и банкам приходится на это соглашаться, чтобы получить средства.
Например, осенью 2001 г. Импэксбанк обещал россиянам, готовым положить в этот банк деньги на 31 день, доходность (в расчете на год) на уровне 10%. По вкладам на 61 день доходность гарантировалась на уровне уже 12% годовых, по трехмесячным вкладам — на уровне 15%, по вкладам на 6 месяцев — 17%, на 9 месяцев — 18% и по вкладу на полный год — на уровне 19% годовых.
Естественно, что эту повышенную стоимость привлеченных ими долгосрочных средств все банки «перекладывают» на заемщиков (добавляя, как мы уже выяснили выше, еще надбавку — маржу — для формирования собственного дохода). Так, той же осенью 2001 г. Импэксбанк готов был предоставить кредит заемщикам на следующих условиях:
- до 14 рабочих дней — под 27-32% годовых;
- до 30 рабочих дней — под 31—35% годовых;
- до 90 рабочих дней — под 32—36% годовых;
- до 180 рабочих дней — под 33-37% годовых.
Возвратность. Этот принцип кредитования несложен: кредит предоставляется в пользование на срок и должен быть возвращен вовремя. Но для самого банка соблюдение этого принципа предполагает проведение очень кропотливой работы по оценке заемщиков, а точнее, по оценке их кредитоспособности.
Кредитоспособность — наличие у заемщика готовности и возможности вовремя выполнить свои обязательства по кредитному договору, т. е. вернуть основную сумму займа и выплатить проценты по нему.
Чтобы оценить кредитоспособность заемщиков, банки проводят специальный анализ экономической информации об их материальном положении или коммерческих операциях.
Например, известное американское агентство «Dan & Bradstreet» собирает для кредиторов информацию о коммерческих фирмах-заемщиках по многим сотням параметров, вплоть до конфиденциальных сведений о дурных привычках и темных пятнах в биографии руководителей этих фирм.
Кстати, делается это в рамках закона, и каждый заинтересованный может затребовать ту информацию, которую сообщает о нем агентство, и, если она неверна, опротестовать ее через суд.
Гарантированность. Банки отдают в долг, как мы убедились, преимущественно чужие деньги, доверенные им вкладчиками.
Чтобы защитить эти деньги от потерь, банки, наряду с анализом кредитоспособности заемщика, давным-давно придумали еще один способ подстраховки.
Они стали требовать с заемщика доказательств наличия у него собственности, которая может быть продана, чтобы обеспечить возврат кредита, или даже передачи им такого обеспечения в залог.
Залог — собственность заемщика, которую он передает под контроль или в распоряжение банка, разрешая ее продать, если он сам не сможет вернуть долг.
Например, коммерческая фирма берет в банке ссуду, чтобы купить товары для своего магазина. В этом случае банк вправе потребовать, чтобы эти товары были оформлены как залог по ссуде и даже переданы под контроль его служащим.
И если фирма не в состоянии вовремя погасить долг, банк может забрать у нее эти товары и самостоятельно их продать для покрытия своих потерь из-за неплатежеспособности заемщика.
При этом кредит всегда дается на сумму меньшую, чем можно выручить при продаже залога: а вдруг товары будут продаваться плохо и придется снижать на них цены?
Использование залога в России регулируется специальным законом «О залоге», вступившим в силу в мае 1992 г. Этот закон устанавливает, что:
- залог может использоваться для защиты интересов одного из партнеров в коммерческих операциях самого разного типа (предоставление ссуд, купля-продажа, перевозка грузов и т. д.);
- предметом залога могут быть вещи, ценные бумаги, права на какое- либо имущество;
- заложенное имущество может оставаться у залогодателя (владельца этого имущества) или передаваться во владение залогодержателя (того, чьи интересы страхует залог), в последнем случае залог называется закладом;
- гражданин может сдать принадлежащую ему квартиру в залог;
- по согласию сторон договора предмет залога (заложенное имущество) может быть заменен;
- заложенное имущество может быть перезаложено, но об этом должны быть проинформированы те, кому имущество перезакладывается.
Четвертый принцип земельного законодательства
В основе четвертого принципа лежит регулирование участия людей, общественных и религиозных компаний в вопросах, которые касаются их прав на земли. Речь о данном принципе идет в ЗК РФ, в ряде актов экологического и градостроительного законодательства.
Следует отметить, что в ЗК РФ совершенно не подробно раскрыт вопрос относительно возможного принятия участия в вопросах земли коллективов граждан. Речь в нем идет исключительно об общественных и религиозных компаниях.
Лучше дела обстоят в Законе «Об охране окружающей среды». В нем говорится об общественных и некоммерческих компаниях, так как к последним, помимо общественных и религиозных компаний, относятся и другие виды некоммерческих юридических лиц.
Экологическим законодательством предусмотрено несколько возможностей относительно участия в решении вопросов, которые затрагивают темы охраны земли, для некоммерческих экологических компаний. Среди данных возможностей выделяют организацию и проведение в соответствующем виде слушаний. На данных мероприятиях рассматриваются вопросы относительно планирования, размещения объектов, у которых деятельность хозяйственного или иного характера может навредить окружающему миру, угрожать здоровью, жизни или имуществу людей. Помимо этого организуют и проводят общественные экологические экспертизы, подают в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления, и суды обращения относительно отмены решений относительно проектирования, размещения, строительства, реконструкции, использования объектов, которые имеют хозяйственную и иную деятельность, которая вероятно окажет не положительное воздействие на окружающий мир, также подают обращения относительно ограничения, остановки и прекращения деятельности хозяйственного или иного характера, которая оказывает неблагоприятное воздействие на окружающий мир. Также в суд предъявляются иски относительно возмещения вреда окружающего мира, организуются собрания, митинги, демонстрации и шествия, собираются подписи под петициями, вносятся предложения относительно проведения референдума на тему охраны окружающего мира и обсуждаются проекты, которые затрагивают вопросы окружающего мира и др.
Такой же большой спектр возможностей людей и компаний относительно решения тем в использовании земли предусмотрен градостроительным законодательством.
Третий принцип земельного законодательства
На основании третьего принципа земельного права закрепляется приоритет охраны здоровья и жизни людей. Обеспечивает данное благо ряд требований к типам работы и решениям, независимо от размера финансовых потерь. В основе данного принципа лежат ст.41 и 42 Конституции РФ, принципы охраны окружающего мира, которые отражены в ст.3 Закона «Об охране окружающей среды». В них говорится о принципах следования правам людей на жизнь в благоприятной окружающей среде, о принципах формирования благоприятных условия для жизни и работы людей. Достичь данных задач можно при помощи осуществления ряда мер природоохранительного характера, а также при помощи передачи ряда обязанностей на органы власти, физических и юридических лиц, которые предусмотрены в множестве глав Закона «Об охране окружающей среды», а также в других нормативно-правовых актах.
Помимо этого, важно обратить внимание на упоминание относительно второстепенной важности расходов, которые были понесены, которые в свою очередь позволяют миновать ряд негативных последствий от воздействия на здоровье человека.
Но это положение важно трактовать, беря во внимание принцип научно подтвержденной суммы экологического, экономического и социального интереса человека и общества в целом, а также государства, для того чтобы обеспечить устойчивое развитие и благоприятный окружающий мир, о котором говорится в ст.3 Закона «Об охране окружающей среды».
ВОПРОС. ПРИНЦИП ПЛАТНОСТИ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (глава 31 «Земельный налог»).
В настоящее время Государственная Дума активно рассматривает вопрос о введении единого налога на недвижимость, заменяющего собой земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Принцип платности землепользования на практике зачастую нарушается. Так, наиболее частыми судебными спорами в данной области являются:
1) споры, связанные с нарушением сроков и порядка внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков;
2) пользование земельным участком без оформления соответствующих документов, что приводит к неосновательному обогащению пользователя;
3) споры, связанные с неуплатой земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.
- Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
- Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.
- Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
- Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.
- Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.
Основа первого принципа земельного законодательства заключается в учете земли как базиса жизнедеятельности людей. Данный принцип – прямое продолжение конституционного принципа, который сформулирован в ст.9 Конституции РФ. В нем говорится о том, что земля, а также иные преизрядные ресурсы подлежат охране РФ в качестве основы жизнедеятельности людей, которые живут на данной территории. Стоит отметить, что для межотраслевого принципа, который сформулирован в ст.1 ЗК РФ, земля воспринимается на основе трех качеств:
- в качестве природного ресурса, иными словами компонента природной среды, применяемого во время осуществления хозяйственной и другой работы в виде средств производства в сельском и лесном хозяйствах, а также в виде основы для размещения разных объектов;
- в качестве природного объекта, иными словами части естественной экологической структуры, которая сохраняет свои природные качества. Именно закрепление за участком данных свойств и дает возможность формировать особо охраняемые природные территории;
- в качестве недвижимого имущества, иными словами объекта гражданских прав, принадлежащего субъектам на разных правах вещного и обязательственного характера и находящегося в гражданском обороте.
Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов и его реализация в законодательстве.
Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости — один из основных принципов земельного законодательства. Согласно этому принципу все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка, если законодательством не установлено иное. Данный принцип реализуется при совершении сделок с земельными участками и объектами недвижимости, находящимися на них. Например, в соответствии с п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и
Данный принцип реализуется и в отношении арендаторов зданий, строений и сооружений. Согласно ст. 652 ГК РФ арендатор зданий, строений и сооружений имеет право на земельный участок, занятый перечисленными объектами и необходимый для их использования. Если в договоре аренды зданий, строений и сооружений не определен вид права на земельный участок, у арендатора перечисленных объектов возникает право пользования соответствующей частью земельного участка. По мнению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ арендатор здания, строения, сооружения не вправе обращаться в суд с требованием о понуждении к заключению соответствующего договора в отношении земельного участка, так как права на земельный участок у него возникают в силу закона (п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).
Принцип платности и его реализация в законодательстве.
Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (глава 31 «Земельный налог»).
В настоящее время
Принцип платности землепользования на практике зачастую нарушается. Так, наиболее частыми судебными спорами в данной области являются:
1) споры, связанные с нарушением сроков и порядка внесения арендной платы по договорам аренды земельных
2) пользование земельным участком без оформления
3) споры, связанные с неуплатой земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.
Правовая природа и формы обязательных земельных платежей
Стоимость земли и плата за землю, как социально-экономические категории, должны быть и являются отражением восприятия человечеством ценности и полезности земли в устройстве бытия и в сфере хозяйствования. Механизм этого сложного восприятия объясняет экономическая теория земельной ренты.
Нормативное регулирование платы за землю выражается, прежде всего, в законодательном закреплении форм платы за землю, при этом земельная рента и инструмент ее определения – оценка земли, являются экономической основой реализации принципа платности землепользования. Как экономико-правовой институт, плата за землю выступает важнейшим регулятором землепользования и земельного рынка в России. В условиях рыночной экономики учет закономерностей рентообразования в сфере природопользования имеет особую значимость. Справедливое перераспределение природной, и, в частности, земельной ренты в национальном масштабе играет определяющую роль в обеспечении прогрессивного развития нашей страны. Применению теории земельной ренты к современным условиям землепользования посвящены ряд экономических научных исследований1. Учёные обосновывают, что в условиях установления различных форм собственности на землю необходимо научно-обоснованное, адекватное современным условиям хозяйствования и землепользования изъятие земельной ренты в пользу общества, при этом природу земельной ренты не ограничивают реализацией частной собственности на землю, а видят в рентообразовании проявление созидательной способности земли, которая является ценнейшим потенциалом экономического роста и развития общества. Полагаю, что земельная рента является национальным достоянием и должна принадлежать обществу для развития социальной инфраструктуры. Однако сегодня российская экономика в сфере природопользования следует иным путём – большая часть изъятой природной ренты превращается в виртуальные финансовые инструменты, служащие интересам частного капитала, и не формирует российское общественное благо. Как экономическая доктрина, теория ренты объясняет причины, условия и источник возникновения земельной ренты, выделяет ее виды, а также объясняет механизмы изъятия и распределения земельной ренты. Понятием «рента» обозначают регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий предпринимательской деятельности, а в более узком значении – цену за использование земли и других ограниченных природных ресурсов. Функционально земельная рента проявляет себя как основной фактор стоимости земли и распределения видов деятельности по территории, как объект налогообложения в целях выравнивания условий землепользования. Источники возникновения земельной ренты предопределили три ее основные исторические формы – отработочная, продуктовая и денежная. В условиях рабовладельческого строя земельная рента создавалась рабами и как дополнительный продукт полностью присваивалась рабовладельцами. В условиях феодального строя, когда также преобладало натуральное производство, земельная рента приняла форму отработочной; в России она была представлена в виде барщины, которую крепостные крестьяне должны были отрабатывать бесплатно в феодальном поместье. Продуктовая рента выплачивалась земельному собственнику в натуральной форме и принимала форму оброка. Эта форма ренты оценивается как более прогрессивная, так как создавала у крестьян стимулы к более производительному труду для самостоятельного распоряжения долей сверх оброка. Денежная рента представляет собой последнюю и окончательную форму земельной ренты, которая получила свое развитие в условиях капитализма и существует по настоящее время. Возникновению денежной ренты предшествовало становление товарного производства вследствие развития процессов обобществления производства, разделения труда и обособления товаропроизводителей.
Энциклопедия судебной практики. Платность использования земли (Ст. 65 ЗК)
Для установления кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости.
В случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения (если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года) в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.
Проведение государственной кадастровой оценки земель установлено Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 и действующими в части, не противоречащей ЗК РФ.
Кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования:
- государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости;
- государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода;
- государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. При этом оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Указанные сведения предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения также размещаются на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.
До 1 января 2012 г. земельное законодательство предусматривает льготный порядок выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для следующих лиц:
1) коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если указанные объекты недвижимости:
- были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
2) граждан и некоммерческих организаций, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если право собственности указанных лиц на объекты недвижимости возникло до вступления в силу ЗК РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении вышеуказанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами РФ в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами РФ цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
В городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением в собственность земельных участков по правилам льготного выкупа органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке. При этом данный запрет не может распространяться на реконструкцию объектов капитального строительства:
- если дальнейшее использование объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия;
- если реконструкция не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию за плату по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти. Размер платы за снятие такого запрета не может превышать 80% кадастровой стоимости земельного участка.
Для лиц, которые приобрели объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, в ином порядке (не указанном в вышеприведенном перечне), до 1 января 2012 г. установлен следующий порядок определения цены выкупа земельного участка. Цена выкупа устанавливается субъектом РФ в зависимости от ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в следующих пределах:
- в населенных пунктах с численностью населения свыше 3 миллионов человек — в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- в населенных пунктах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек — в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов — в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
ВС закрепил принцип платности землепользования
- Миграционное право
- Защита прав потребителей
- Административное право
- Гражданское право
- Земельное право
- Спорт и право
- Юридическая поддержка в получении патентов на работу
- Разрешение на временное проживание
- Помощь юристов в получении временной регистрации
- Семейное право
- Жилищное право
- Трудовое право
- Уголовное право
- Уголовный кодекс РФ (УК РФ)
- Ювенальное право
- Образцы документов — формы, бланки, формуляры
- Страховое право
- Банковское право
- Финансовое право
- Инвестиционное право
- Международное право
- Экономика и право
В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Земельного кодекса РФ, пунктом 5 статьи 274 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Государственная кадастровая оценка земель (ГКОЗ) в современной России является мощным и перспективным экономическим инструментом государственного управления земельными ресурсами. Единая методическая база оценки, достаточно высокий уровень организации и ведения оценочной деятельности, постоянное повышение информационного кадастрового потенциала позволяют рассчитывать на максимальную публичную достоверность результатов кадастровой оценки земель в целях реализации принципа платности землепользования. В 1999 году, в целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель Правительство Российской Федерации постановило провести в 1999 — 2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. При этом финансирование работ по государственной кадастровой оценке земель было предусмотрено за счет средств от взимания земельного налога и арендной платы за землю, зачисляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
Прежде всего нормативно закреплено понятие государственной кадастровой оценки как совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.