Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли оставить ребенка на второй год по желанию родителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На текущее время общеобразовательные школы в России обеспечивают образование по трем ступеням: начальное, основное и среднее. Успешность освоения школьниками каждой из этих трех ступеней школа оценивает с помощью итоговой аттестации (экзаменов), а вот успешность завершения учебного года проверяется педагогами с помощью промежуточной аттестации.
Можно ли оспорить решение школы?
Можно оспорить неаттестацию, но право и обязанность школы принять меры к неаттестованным ученикам оспорить нельзя.
Если школа считает, что ребенок не справляется с программой в силу своих низких академических способностей, вам выдадут направление на ЦПМПК. Это комиссия, которая выявляет особые потребности в образовательных условиях. Ребенку будет необходимо пройти обследования у специалистов. В результате вы получите индивидуальную программу развития, которую школа обязана выполнять.
В ИПР могут быть перечислены требования по инклюзии, специальной образовательной программе, особым условиям, если у ребенка будут выявлены ограниченные возможности здоровья, как физического, так и ментального.
Оставят ли на второй год если пропуски вызваны болезнью?
Иногда случается так, что ребенок очень часто болеет и пропускает школьные занятия из-за проблем со здоровьем, а у родителей нет возможности учить его самостоятельно или нанимать репетиторов на дом.
В подобных ситуациях пропуски и как следствие двойки по предметам на промежуточной аттестации не должны становиться основанием для оставления ученика на второй год. Но пропуски обязательно должны быть документально подтверждены медицинскими документами, например справкой из больницы, выпиской из стационара и т.д.
К слову, если ваш ребенок часто болеет и поэтому пропускает уроки в школе, но успешно сдает промежуточные аттестации, то он спокойно будет переходить во следующий класс, так как сами по себе пропуски не являются основанием для оставления ученика на второй год.
К слову, если ваш ребенок часто болел и пропускал уроки, но не смог вовремя пройти промежуточную аттестацию, то он может быть переведен в следующий класс условно, с возможностью закрыть образовавшиеся «хвосты» по предметам.
Что значит «условный перевод» в следующий класс?
Условный перевод в следующий класс означает, что ребенок всё равно обязан пройти промежуточную аттестацию за следующий учебный год. При этом такой ученик ставится на особое внимание и школа, а также родители (или законные представители) должны создать для него необходимые условия для успешной аттестации. Для повторной промежуточной аттестации в учебном заведении приказом директора формируется специальная комиссия.
Если ребенок, условно переведенный в следующий класс так и не смог закрыть академическую задолженность, то школа предложит его родителям следующие варианты:
- оставить ребенка на второй год, для повторного прохождения обучения;
- перейти на адаптированную образовательную программу, рекомендованную психолого-медико-педагогической комиссией;
- учиться по индивидуальной программе.
В каких классах могут оставить на второй год
Как уже было сказано, школы неохотно направляют учеников на повторное обучение, за исключением выпускных классов. В 4, 9 и 11 классах администрация школы не может перевести ученика с академической задолженностью на следующую ступень обучения. Даже если ребёнок получил всего одну двойку по итогам года, считается, что он не завершил программу начального, общего или среднего образования. Придётся остаться на второй год.
Эти классы считаются «рубежами», поэтому чтобы отправить ученика на повторное обучение в 4, 9 или 11 классе, школе не потребуется согласие родителей.
Согласно статье 66 закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Полный перечень граждан, имеющих право на получение ЕДВ
На 11, 9% повысится размер ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг для всех категорий федеральных льготников
Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ)
Такие пособия назначают инвалидам всех групп (1-ой, 2-ой и 3-ей группы, а также детям-инвалидам), лицам, пострадавшим в техногенных катастрофах (в частности, чернобыльцам), участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий и целому ряду других категорий федеральных льготников.
Так с 1 февраля 2023 года размер ЕДВ инвалидам 1-й группы увеличился до 4957 рублей 95 копеек, инвалидам 2-й группы – до 3540 рублей 76 копеек, инвалидам 3-й группы – до 2834 рублей 40 копеек.
Детям-инвалидам ежемесячная выплата после повышения с 1 февраля составила 3540 рублей 76 копеек.
Условные переводы и сроки пересдач итоговой аттестации
Решение о том, что ученик плохо успевает и не готов к повышению, может быть принято только на основании результатов промежуточных экзаменов в 4, 8 и 11 классах. Основанием для этого является неудовлетворительная оценка. В 10 классе второй год обучения, как правило, уже не имеет значения, и ученик получает итоговый табель успеваемости. С 4 класса ученик может перейти в гимназию. Исключением является решение психолого-медико-педагогической комиссии.
Даже если ученик получил неудовлетворительную оценку на выпускном экзамене, он может продолжить обучение при условии, что будет выставлена только одна такая оценка. Студенту назначается повторный экзамен:
- время на дополнительные занятия;
- консультации по конкретному предмету;
- график пересдачи.
Закон ограничивает только количество пересдач. Разрешается максимум 2 пересдачи. Если оценка не может быть исправлена, он должен согласиться на упрощенное расписание или пересдать экзамен.
Как предотвратить оставление на второй год?
Одной из причин школьной неуспеваемости может стать банальная лень и отсутствие интереса к учебе. Понять это можно по косвенным признакам: ребенок с большой неохотой просыпается по утрам, ничего не рассказывает про школу сам, от прямых вопросов отмахивается общими фразами: «Ничего не задали», «Все нормально», «Ничего нового».
Отсутствие мотивации к учебе объясняется просто: школьник не видит смысла в посещении занятий. Особенно часто такая ситуация возникает у подростков: в их понимании отсутствует прямая связь между получением образования и дальнейшим успешным устройством в жизни. Возникает логичный и закономерный вопрос: «Если хорошее обучение не гарантирует в дальнейшем интересной, насыщенной и высокооплачиваемой работы, зачем учиться?» Отсюда вытекает безразличное отношение к урокам, домашним заданиям, проверочным работам, учителям, а посещение школы воспринимается как ненужная рутина «для галочки», которая отнимает силы и время.
Постарайтесь откровенно поговорить с ребенком: без нравоучений, упреков и других оценочных суждений. Спросите, каким он видит свое будущее, свою профессию или любимое дело, чем бы ему хотелось заниматься. Учтите, что ответы вам могут не понравиться: не каждый родитель готов услышать, что сын стремится стать блогером, а дочь планирует строить карьеру в Голливуде. Их желания и планы будут меняться по мере взросления, родителю же важно стремиться сохранять доверительные отношения с детьми в любой жизненной ситуации. Объясните, что кем бы они ни захотели стать в будущем, знания и широкий кругозор всегда вызывают симпатию и уважение, а из каждой ситуации – даже скучного урока – можно почерпнуть для себя что-то полезное.
Бывают ситуации, когда ученик внезапно и наотрез отказывается идти в школу. Никакие уговоры и вопросы не помогают, в ответ родители слышат только категоричное и безапелляционное: «Я больше туда не пойду». Если родители все же смогли вытолкнуть его утром из дома, совсем не факт, что он туда дошел и не прогулял урок.
Вероятнее всего, в школе произошла конфликтная или стрессовая ситуация, главным героем которой стал ваш ученик. Варианты произошедшего могут быть разными: от травли одноклассниками и грубого отношения со стороны учителя до панической боязни публичных ответов у доски. А вот чувства при этом одни и те же: страх, оскорбленное самолюбие, неуверенность в себе. Каждый раз на уроке школьник испытывает мучительный дискомфорт от одного только нахождения рядом с одноклассниками и учителем. Конечно, подобная обстановка никак не способствует повышению успеваемости.
Мягко спросите у ребенка: «Что случилось? Почему ты так не хочешь идти в школу?» Не напирайте и не настаивайте, не выдвигайте своих версий произошедшего и не тащите школьника насильно к директору для публичных разборок. Ребенок чувствует себя уязвимым или униженным, поэтому его нежелание рассказывать и вспоминать о ситуации в подробностях естественно. Постарайтесь объяснить, что любая ситуация решаема: если он все делал правильно и справедливо, ему нечего стыдиться и бояться. Если же ребенок чувствует за собой вину, важно найти в себе силы ответить за поступки и извиниться.
Поинтересуйтесь напрямую: хочешь, чтобы мы перевели тебя в другую школу? Конечно, столь категоричное решение – одна из крайних, но возможных мер. Здоровье, комфортная обстановка и дружная атмосфера в классе для ученика важнее бюрократических проволочек, которые потребуются для перехода в другое образовательное учреждение.
Ребенок не может освоить школьную программу по состоянию здоровья
Отдельно стоит упомянуть ситуации, когда дети исправно ходят в школу, выполняют домашние задания, стараются запоминать материал, но при всех усилиях они не в состоянии освоить основную образовательную программу – речь о школьниках с ограниченными возможностями здоровья. Обычно их родители с раннего или дошкольного возраста знают, что общий образовательный маршрут им не подходит. Но случается, что понимание необходимости особенной, подобранной под индивидуальные особенности ребенка программы приходит в начальной школе. Тогда по заключению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) школьнику определяют обучение по адаптированной программе. Комиссия обследует ребенка для определения психических, физических, интеллектуальных и других особенностей и дает рекомендации по дальнейшему формату обучения. Исходя из названия, можно понять, что материал урока, домашнее задание, упражнения и тесты адаптированы под индивидуальные возможности ребенка.
В старшей школе оставят на второй год или исключат?
Наличие академической задолженности у ученика старших классов — такой же повод оставить школьника на второй год. Среди возможных вариантов развития событий:
- Десятиклассник может остаться на второй год, для повторного обучения и еще одной попытки сдачи необходимых школьных предметов.
- Альтернативным решением для десятиклассника станет использование аттестата за девятый класс, чтобы поступить в колледж, школу или другое профильное учебное заведение.
- Если у выпускника старшей школы есть академическая задолженность — его не допускают к ЕГЭ. В таком случае школьник может опять пройти обучение в выпускном классе, либо воспользоваться аттестатом за девятый класс, чтобы выбрать другое учебное заведение.
Что будет если получить 2 в четверти в 7 классе?
Какие последствия могут наступить при получении двойки по одному или нескольким предметам? Какие права есть у учащихся, имеющих академическую задолженность и их родителей? Как исправить ситуацию, что можно требовать от администрации? Если учащийся получил одну или нескольких двоек за год по итогам промежуточной аттестации, значит у него образовалась академическая задолженность, которую он обязан ликвидировать.
До момента ликвидации задолженности администрация школы должна перевести учащегося в следующий класс условно. Также школа обязана обеспечить условия для исправления оценки. Возможность исправить оценку учащемуся должна быть предоставлена дважды. Для этого администрация школы назначает срок проведения переаттестации.
В старшей школе оставят на второй год или исключат?
Наличие академической задолженности у ученика старших классов — такой же повод оставить школьника на второй год. Среди возможных вариантов развития событий:
- Десятиклассник может остаться на второй год, для повторного обучения и еще одной попытки сдачи необходимых школьных предметов.
- Альтернативным решением для десятиклассника станет использование аттестата за девятый класс, чтобы поступить в колледж, школу или другое профильное учебное заведение.
- Если у выпускника старшей школы есть академическая задолженность — его не допускают к ЕГЭ. В таком случае школьник может опять пройти обучение в выпускном классе, либо воспользоваться аттестатом за девятый класс, чтобы выбрать другое учебное заведение.
Если родители отказываются от повторного обучения ребенка
Родители имеют право отказаться от того, что школьник останется на второй год, и выбрать другой способ решения проблемы. Если проблемы в обучении связаны с психофизиологическими причинами, то ребенок может проходить обучение по адаптированной образовательной программе.
Для этого необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, получить заключение и рекомендации для создания особых условий. ПМПК можно посетить перед 1 классом и после окончания начальной школы. Некоторые учителя рекомендуют проходить комиссию каждый год, но родители могут отказаться.
При оформлении заключения специалисты ПМПК должны учитывать мнение законных представителей. Родители могут быть не согласны с данными рекомендациями. В таком случае они могут не предоставлять заключение в образовательную организацию.
Мою дочку хотят оставить на второй год в первом классе второй раз!!!
При переходе со второй на третью ступень общего образования – из 9-го класса в 10-й – школьники проходят Государственную итоговую аттестацию. Если экзамен сдан неудовлетворительно, ученики имеют право пройти испытание заново. В начальной школе экзаменов нет. Как показала практика: четвероклассников за итоговую в году «двойку» просто оставляют на второй год.
В дневнике за 4-й класс у Дениса* стояли бескомпромиссные «двойки» по русскому языку и математике. Родители мальчика были уверены, что на его переход в 5-й класс эти оценки коренным образом не повлияют. Но в конце августа выяснилось, что Дениса оставили на второй год.
— Разве так можно? – возмутилась мама мальчика. – Это незаконно! Это нарушает права моего ребенка!
— Всё законно, — возразили маме. — Ваш сын не перешел с одной образовательной ступени на другую, поэтому перевести его в 5-й класс мы не имеем права. Он оставлен на повторное изучение программы, и никакого нарушения тут нет.
Что делать дальше, родители Дениса не знали, и обратились к Уполномоченному по правам ребенка.
Отдельного порядка оставления на второй год учеников начальной школы, получивших по итогу года «неудовлетворительно», федеральными нормативно-правовыми актами никак не предусмотрено. Но в 58 статье закона «Об образовании в РФ» указано, что при наличии академической задолженности ученика должны перевести в следующий класс условно и назначить срок для исправления «двойки».
Специалисты аппарата Уполномоченного объяснили руководству школы, что, без согласия родителей и без предоставления возможности пересдачи Дениса не имеют права оставлять на второй год. Но директор образовательного учреждения, принимая решение не переводить мальчика в следующий класс, руководствовалась другими нормами.
В 66 статье закона «Об образовании в РФ» говорится: ученики, не освоившие программу начальной школы, не допускаются к обучению на следующем уровне общего образования. Кроме того, есть более четкие рекомендации** Комитета по образованию Санкт-Петербурга, согласно которым не разрешается перевод, в том числе условный, в пятый класс школьников, имеющих неудовлетворительные годовые отметки хотя бы по одному предмету за четвертый класс.
Директора школы удалось убедить, что без согласия родителей оставлять ученика на второй год – незаконно. Специалисты аппарата Уполномоченного пояснили, что в случаях, когда ребенок имеет неудовлетворительную годовую оценку, есть три варианта развития события:
— перевод на обучение по индивидуальному учебному плану;
— перевод на обучение по адаптированной (коррекционной) образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
— оставление на повторное обучение.
При этом, какой путь выбрать ребенку, должны решать родители, а не школа.
Двойка за четверть
Было у меня такое, двойка в четверти за прогулы. Учительница географии поставила. Когда про это узнала классная и родители, они вместе ходили к учительница и просили дать мне второй шанс. И она согласилась — назадавала кучу на дом. А потом устроила что-то вроде экзамена. Я кстати все-все выучила. Отвечала на 5+. Но помня мои былые «заслуги» мне поставили только 3 в четверти.
Ну а вообще 2 в четверти нужно исправлять, или сразу или в следующих.
Сейчас если 1 или 2 двойки в четверти скажут ходить на каникулах на дополнительные занятия. И скорее всего тройку в четверти можно будет получить, если на занятия ходить и проявлять хоть какое-то старание. Ну а если характер показывать, прогулять эти занятия, то пределу учительского терпения настанет предел. Поэтому второй год из-за одной двойки в четверти точно не грозит.
Даже двойка в году может быть исправлена. Правда, придется походить подольше летом.
Ну и скажу из своего опыта, как мамы двух детей. В наших классах были безнадежные двоечники. Но их старались тянуть до последнего. На второй год сейчас не оставляют. Эта практика остается в прошлом, хотя учителя продолжают пугать этим учеников. Большую часть двоечников тянут.
Учителю невыгодно ставить двойку за четверть и за год, показатель успеваемости снижается и за это учителей ругают. Поэтому двойку в четверти поставят, а потом заставят пересдавать, лишь бы сдал. На второй год оставляют совсем безнадёжных, а за одну двойку в четверти нет
Могут, безусловно, могут оставить за двойку, но только за год, и не одну. А вот за двойку в четверти нет. Но это не значит что, получив двойку в четверти, не будет повторения в четверти следующей, а это уже прямой путь остаться на второй год.
Но что делать, если получена двойка в четверти? Здесь только один выход – исправить, иначе, если допустить её, сложнее будет усваивать дальнейший материал, что увеличивает риск остаться на второй год. Но если двойка за год всё таки получена? Самое главное в таком случае, это попытаться ликвидировать академическую задолженность. Образовательное учреждение обязано предоставить такую возможность. Если не удалось в установленные сроки её ликвидировать, то ребёнка могут перевести на индивидуальный план обучения либо оставить на второй год и конечно только по выбору родителей или законных представителей (ст 58 “закон об образовании”).
Мальчик получил двойку за полугодие что ему делать?
Дочь в 8м классе. Не сдала проходной экзамен. Перевели с долгом, опять не сдала вызывают в шк. Как я могу защитить ребёнка? И катастрофически не хочу на 2й год чтоб оставалась.
Что родители первоклассников могут требовать от школы
Чемпионом вредности это препятствие считается потому, что влияет напрямую на самых важных для ребенка людей – оно пытается выбить из колеи именно вас, родителей. У этого «зверя» по меньшей мере два способа влияния на вас:
1. Внешняя драма
Отыгрывается, как правило, по сценарию, обладающему почтенной бородой и максимальной трагичностью. Это означает, что все желающие (начиная с ваших знакомых и заканчивая родственниками) обязательно подведут вас к разговору о школе и в подходящий момент в лучших театральных традициях сообщат о том, что «теперь-то уж точно из ребенка ничего не выйдет, его будущее безвозвратно испорчено и страшно подумать, что теперь из него вырастет» (произносится, как правило, неоднократно и с причитаниями).
Сюда же относятся все, кто открыто выражает вам сочувствие и старается с настойчивостью вручения листовки на улице одарить вас своим бесценным советом.
Ну и как же без тех, кто просто не упустит шанса вставить и свое не вполне позитивное мнение о вас или вашем ребенке. Теперь, пожалуй, и готова сытная пища для вашего растущего, как на дрожжах, стресса.
2. Внутренняя драма
В этом случае для того, чтобы привести вас к стрессу, никому не нужно даже ничего говорить. Вы сами прекрасно знаете, что существует такой зверь, как общественное мнение, и разумеется, во всех красках представляете те страшные проклятия, которые он только может извергать в ваш адрес.
Даже после однократного просмотра такой картины своего воображения, вы начнете испытывать неуверенность и чувство стыда за себя и своего ребенка из-за провала в такой номинации, как «оправдание общественных надежд». Этот путь к стрессу – стремительно-кратчайший.
Мнение людей всегда возникало и возникает по любым вопросам жизни вне зависимости от того, хотите вы этого или нет. И никогда, даже на самую положительную на ваш взгляд ситуацию, не возникнет единодушно положительного общественного взгляда. На это никак нельзя повлиять.
Самое главное, что необходимо понять – что для вас важнее: круговорот суждений людей, которые вас окружают, или психологическое здоровье и благополучие вашего ребенка при условии того, что сейчас ему как никогда нужно не ваше мнение, а ваша ПОМОЩЬ.
Этот этап для ребенка — огромная проверка. И то, как он пройдет ее сейчас, будет в дальнейшем определять его умение справляться с трудностями в целом.
Так направьте все свои силы на вашего малыша, который никогда с этим не сталкивался, докажите своему ребенку и самому себе, что у вас все получится!
Готовы? Тогда переходим ко второму большому препятствию, преодолеть которое вы сможете, но только отбросив первое.
Придя в новый класс, ребенок столкнется с двумя непростыми проблемами:
1. Учитель (классный руководитель) воспринимает школьника, оставшегося на второй год, как еще одного ученика, которому нужно уделять дополнительное время, сдерживать его непослушания. Для него это просто еще один плохой ученик, который будет «тянуть вниз» весь класс.
2. Новый класс – уже сложившийся коллектив со своими лидерами и изгоями. Лидеры воспримут новичка как потенциальную опасность, изгои же будут пытаться сделать его объектом насмешек, чтобы самим защититься от нападок одноклассников.
Первое, что необходимо сделать – это поговорить с новым учителем вместе с ребенком, дать понять преподавателю, что ребенку просто нужна помощь и он не станет проблемой. В свою очередь, учитель, отлично зная свой класс, может помочь новичку не только в учебе, выбрав нужный подход, но и в адаптации, что очень важно.
Объясните ребенку, что в новом коллективе ему необходимо занять именно ту нишу, в которой он будет чувствовать себя комфортно, поскольку теперь эти ребята будут с ним рядом длительное время.
Самое главное на первом этапе адаптации избегать большого количества конфликтов, а всё основное внимание посвятить именно учебе. Через учебу он сможет проявить себя и через некоторое время ребята уже сами будут обращаться к нему за помощью.
В конце каждого класса ученики проходят промежуточную аттестацию. Как правило, она состоит из итоговой контрольной работы или экзаменов. Если ребенок получает «2» за промежуточную аттестацию, у него образуется академическая задолженность. Если он не успевает ее пересдать до конца учебного года, до он будет делать это осенью.
Детей с академической задолженностью, а также детей, пропустивших промежуточную аттестацию по уважительной причине (например, по болезни), переводят в следующий класс условно. Теперь ребята могут два раза пересдать задолженности. Первый раз они сдают учителю, а второй раз, если ребенок до сих пор не сдал предмет, создается комиссия, в которую входят еще один учитель по тому же предмету и представитель администрации.
Со сроками пересдачи все сложно. В законе «Об образовании» сказано, что дети могут пересдавать предмет два раза в течение года, при этом время болезни в этот период не включается. В примерном положении о промежуточной аттестации сказано, что школа может сама выбрать срок не больше года, например, месяц. Поэтому придется пересдавать по условиям, выбранной школой, но если, кажется, что времени оставлено очень мало, можно жаловаться в департамент образования.
Ребенка могут оставить на второй год только в двух случаях:
— Он был переведен условно, но не успел за установленный срок пересдать задолженности. Как правило, это происходит, если задолженности были почти по всем дисциплинам. Тогда родителям предлагают сделать выбор: пойти на повторное обучение, пройти ПМПК и по ее рекомендациям перейти на обучение по адаптированным образовательным программам или учиться по индивидуальному учебному плану. Последний пункт — самый загадочный, каждая образовательная организация сама решает, как будет выглядеть это обучение. Родители вольны обсуждать с администрацией судьбу ребенка и выбирать вариант, который их устраивает.
— Если ребенок не сдал промежуточную аттестацию в конце четвертого или девятого классов, он не будет переведен на следующую ступень обучения. Либо нужно успевать пересдавать за лето, либо оставаться на повторное обучение.
Результаты ВПР никак не влияет на перевод ребенка в другой класс, даже если это “двойка”.