Срок амортизации автомобиля легкового в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок амортизации автомобиля легкового в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для машин с объемом двигателя более 3,5 л срок полезной работы составляет до 10 лет включительно (коды амортизации – 15 3410130–15 3410141). Для остальных автомобилей – срок от 3 до 5 лет включительно (код – 15 3410010).

Часто задаваемые вопросы об амортизации автомобиля

  1. Как рассчитывается амортизация при покупке б/у автомобиля?

Нужно учитывать нюансы эксплуатации транспортного средства предшествующими владельцами, если он приобретался не новым. Необходимые данные можно взять из ПТС авто.

  1. Какой метод расчета амортизации автомобиля выбрать?

Сделать выбор можно в пользу любой из представленных выше методик. Однако следует помнить, что впоследствии изменить способ расчета будет невозможно (даже при помощи внесения изменений в учетную политику).

  1. Когда начинается начисление амортизации автомобиля?

Расчет и начисление амортизации купленного авто должны стартовать с первого числа месяца, который следует за месяцем постановки его на баланс предприятия (в соответствии с п. 21 ПБУ 6/01).

Для целей налогового учета начисление производится с первого месяца, после которого ТС вводится в эксплуатацию (в соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ). Годовая амортизация осуществляется линейным способом на основании:

  • изначальной стоимости объектов основных средств;
  • нормы амортизации, которая определяется, исходя из срока полезного использования основных средств.

Амортизационные группы окоф:

Код по ОКОФ Наименование Амортизационные группы*
100.00.00.00 ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ 10 (свыше 30 лет)
200.00.00.00.000 ЗДАНИЯ (КРОМЕ ЖИЛЫХ) И СООРУЖЕНИЯ, РАСХОДЫ НА УЛУЧШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ
210.00.00.00.000 ЗДАНИЯ (КРОМЕ ЖИЛЫХ) 4 (5-7 лет)
5 (7-10 лет)
7 (15-20 лет)
8 (20-25 лет)
9 (25-30 лет)
10 (свыше 30 лет)
220.00.00.00.000 СООРУЖЕНИЯ 10 (свыше 30 лет)
230.00.00.00 РАСХОДЫ НА УЛУЧШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ 5 (7-10 лет)
300.00.00.00.000 МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ, ВКЛЮЧАЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ, И ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ
310.00.00.00.000 ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
320.00.00.00.000 ИНФОРМАЦИОННОЕ, КОМПЬЮТЕРНОЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЕ (ИКТ) ОБОРУДОВАНИЕ
330.00.00.00.000 ПРОЧИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ, ВКЛЮЧАЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ, И ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ 6 (10-15 лет)
400.00.00.00 СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЙ
500.00.00.00.000 КУЛЬТИВИРУЕМЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
510.00.00.00.000 КУЛЬТИВИРУЕМЫЕ РЕСУРСЫ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, НЕОДНОКРАТНО ДАЮЩИЕ ПРОДУКЦИЮ
520.00.00.00 КУЛЬТИВИРУЕМЫЕ РЕСУРСЫ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, НЕОДНОКРАТНО ДАЮЩИЕ ПРОДУКЦИЮ
600.00.00.00 РАСХОДЫ НА ПЕРЕДАЧУ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА НЕПРОИЗВЕДЕННЫЕ АКТИВЫ
700.00.00.00 ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
710.00.00.00 НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
720.00.00.00 РАСХОДЫ НА РАЗВЕДКУ НЕДР И ОЦЕНКУ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
730.00.00.00 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И БАЗЫ ДАННЫХ
731.00.00.00 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
732.00.00.00 БАЗЫ ДАННЫХ
740.00.00.00 ОРИГИНАЛЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ЖАНРА, ЛИТЕРАТУРЫ ИЛИ ИСКУССТВА
790.00.00.00 ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, от 23.09.2009 № 03‑03‑06/1/608).

Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).

  • Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.
    Для расчета используется формула: среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.
  • Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования. Для проведения расчетов используется следующая формула: остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.
  • Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.
    Для расчетов применяется следующая формула: начальная стоимость ТС * норма амортизации.
    Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.
  • третья группа — малотоннажные автомобили, грузоподъёмностью до 3,5 тонн;
  • четвёртая группа — не превышает 5 тонн, сюда обычно относятся авто общего назначения: самосвалы, тентованные и промтоварные фургоны, бортовые платформы, автокраны;
  • пятая группа — более 5 тонн, сюда включена тяжёлая спецтехника: седельные тягачи, гидроманипуляторы, мусоровозы.
Читайте также:  Заявление на развод при наличии несовершеннолетних детей в 2024 году

Автомобиль: какая амортизационная группа 2022

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Третья группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно

Для проведения расчетов, бухгалтер или владелец предприятия самостоятельно определяет АГ и сроки полезного использования. Рассмотрим конкретные примеры:

  1. Организация закупила машину «Kia Rio» с бензиновым двигателем, объемом 1,8 литра. Получается, данный актив можно отнести к третьей группе. Сроки использования – от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.
  2. Предприятие приобрело два джипа:
    • Первый: «Toyota Land Cruiser 100», с дизельным двигателем 4.8 литра.
    • Второй: «Toyota Land Cruiser Prado», с бензиновым ДВС, объем 2.5 литра.

    Для первого случая подходит 5 группа. СПИ будет находиться в пределах от 84 до 120 месяцев. Включая последний месяц пользования.

    Во втором случае транспортное средство соответствует 3 группе. Сроки использования – от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.

  3. На фирму купили автомобиль «Ford Excursion» с бензиновым ДВС. Объём двигателя 5.5 литра. По первым признакам данное ТС можно отнести к 5 группе. Но здесь кроется небольшой подвох. Дело в том, что масса данного джипа превышает 3.5 тонны. Получается, он уже попадает под классификацию грузового транспорта. Его нельзя учитывать как легковой автомобиль.

Обоснованием того или иного периода использования ТС послужит акт ввода объекта в эксплуатацию. В нем нужно указать:

  • группу, к которой относится автомобиль;
  • отметить его стоимость;
  • способы расчета амортизации;
  • а также сумму ежемесячного износа.

Все эти данные можно получить из документов при покупке машины. Обязательно сохраняйте всю документацию на автомобиль на весь срок владения!

Амортизация автомобиля.Тонкие моменты

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.

Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?

Другая проблема – определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.

Амортизация и регистрация в ГИБДД

Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?

Требования закона…

Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.

Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.

Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).

Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию

Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.

…и здравый смысл

Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.

[1]

Регистрация в ГИБДД – это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно

ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.

Читайте также:  Усыновление ребенка жены в 2024 году

ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.

Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.

В марте 2008 года:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 200 000 руб. (236 000 – 36 000) – отражены расходы на приобретение автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 36 000 руб. – учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 36 000 руб. – принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 200 000 руб. – автомобиль включен в состав основных средств.

В апреле 2008 года:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51

– 500 руб. – перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»

– 500 руб. – учтены пошлины.

Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

– 4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) – начислена амортизация.

В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).

Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. – 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.

Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.

В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.

Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.

Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.

Какие объекты не подлежат амортизации

К объектам, не подлежащим амортизации, относят земельные участки, а также другие виды природопользования. Например, вода, недра и другие виды полезных ископаемых. Кроме того, амортизации не подлежат материально-производственные запасы, продукция, незавершенные объекты капстроительства, ценные бумаги. Также амортизации не подлежат следующие виды имущества:

  • приобретенное на бюджетные средства целевого назначения;
  • относящееся к внешнему благоустройству (например, объекты лесного и дорожного хозяйства, для возведения которых привлекались средства бюджетного и аналогичного финансирования);
  • продуктивный скот (буйволы, волы, олени и др. виды диких животных, за исключением рабочего скота);
  • изданий (книги, брошюры);
  • основной капитал;
  • права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты данной собственности (если в соответствии с соглашением оплата осуществляется регулярными платежами в течение срока действия договора).

Считайте амортизацию правильно: новый классификатор основных средств

Мультимедийный проектор относится к Третьей амортизационной группе основных средств. Соответственно, срок полезного использования проектора может быть установлен в интервале от свыше 3 лет, до 5 лет. Код ОКОФ 330.26.70.16.

Ранее Мультимедийный проектор относился к Пятой амортизационной группе.

К Третьей амортизационной группе основных средств относятся (Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы): 330.26.70 — Приборы оптические и фотографическое оборудование. Мультимедийный проектор относится к коду ОКОФ 330.26.70.16 Кинопроекторы; проекторы для слайдов; прочие проекторы изображений.

Для целей бухгалтерского и налогового учета, следует учитывать лимит стоимости основных средств.

В связи с тем, что ОКОФ — это полный регулярно обновляемый классификатор основных средств, он необходим для бухгалтерского учета и налогообложения. На его основе создана Классификация основных средств, которые включаются в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ N 1).

ОКОФ — это более детальный и подробный справочник по сравнению с Классификацией основных средств, которые включаются в амортизационные группы.

В свою очередь, в соответствии с Классификацией приборы бытовые (код 16 2930000) относятся к третьей группе амортизируемого имущества со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 5 лет включительно.

Учитывая изложенное, считаем, что сплит-система может быть отнесена к третьей амортизационной со сроком полезного использования свыше 3 до 5 лет включительно.

В 2021 году встал вопрос о сроке амортизации.

Либо относить к «кондиционерам бытовым» со сроком от 3 до 5 лет, либо к «14 2919020 Оборудование для кондиционирования воздуха и оборудование холодильное (кроме бытового)», которое ранее относилось к группе от 5 до 7.

Бытовой кондиционер относится к Третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно).

Соответственно, срок полезного использования Бытового кондиционера устанавливается в интервале от 3 лет и 1 месяца и до 5 лет.

Читайте также:  Когданужна нотариально заверенная сделка купли продажи квартиры

Код ОКОФ 330.28.29 — Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки (дизель и дизель-генераторы с цилиндром диаметром свыше 120 — 160 мм включительно (дизель и дизель-генераторы буровые); приборы бытовые).

Бытовой кондиционер относится к приборам бытовым.

Код ОКОФ 16 2930000 «Приборы бытовые».

Третья амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Амортизационная — объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Согласно обновленной системе, распределение объектов, исходя из периода их полезного пользования, производится по следующим десяти блокам:

Амортизационная группа СПИ, лет Имущественные объекты
1 От 1 до 2 Машины, оборудование
2 От 2 до 3 Машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь, многолетние насаждения
3 От 3 до 5 Сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь
4 От 5 до 7 Здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь, рабочий скот, многолетние насаждения
5 От 7 до 10 Здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь, ОС, не вошедшие в другие группы
6 От 10 до 15 Сооружения, передаточные устройства, жилища, машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь, многолетние насаждения
7 От 15 до 20 Здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, многолетние насаждения, ОС, не вошедшие в другие группы
8 От 20 до 25 Здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь
9 От 25 до 30 Здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства
10 Более 30 Здания, сооружения, передаточные устройства, жилища, машины, оборудование, транспортные средства, многолетние насаждения

Специалисту не составит труда найти нужную информацию в перечне амортизационных групп. Все коды основных средств перечислены в регистре ОК 013-2014 (утв. Приказом Росстандарта № 2020-ст от 12.12.2014). В классификационной таблице групп есть три колонки — ОКОФ, наименование, примечание.

Для определения группы необходимо в первой колонке найти нужный ОКОФ. По полученным данным устанавливается амортизационная группа и срок полезного использования основного средства.

К какой амортизационной группе относится легковой автомобиль

Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.

Размещенная в следующем разделе таблица поможет вам установить, к какой амортизационной группе отнести легковой автомобиль по его основным характеристикам. Нужные сведения можно взять из документации на транспорт – ПТС (паспорт транспортного средства). При наличии разногласий и неясностей относительно типа ТС можно составить официальный запрос производителю или в территориальное подразделение ГИБДД.

Амортизация в двух словах

  • Амортизация — это когда бизнес «размазывает» расход на основные средства на период их полезного использования. Компания планирует пользоваться машиной год, значит, ее стоимость списывают кусочками в течение 12 месяцев.
  • Амортизация показывает, сколько активов бизнес израсходовал, чтобы получить доход. Это нужно, чтобы правильно считать прибыль.
  • Если реально начислять амортизацию (деньгами!), то компания будет готова к крупным расходам в будущем. Не случится такого, что бизнес работает-работает, а потом — бамс! — ломается какое-нибудь жизненно необходимое оборудование, а денег, чтобы его купить, нет. И всё коту под хвост.
  • Вести финансовый учет без амортизации нет смысла. Кто так делает, тот не знает свою настоящую прибыль и не планирует расходы — ну и зачем такой учет вообще сдался?

Срок полезного использования для легковых авто представительского класса

Согласно Классификации ОС легковые автомобили относятся к 3-й амортизационной группе, для которой установлен СПИ свыше трех лет до пяти лет включительно.

Легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса относятся к 5-й амортизационной группе. СПИ для этой группы составляет свыше семи лет и до десяти лет включительно.

Таким образом, легковые автомобили высшего класса в любом случае (независимо от объема двигателя) должны попасть в 5-ю амортизационную группу. В качестве примера можно привести такую машину представительского класса, как Audi A8 3.0 TDI с объемом двигателя 2496 куб. см, то есть менее 3,5 л.

Нормативные документы по налогообложению не дают ответа на вопрос, что считать «высшим классом», а налоговые органы любую дорогую иномарку готовы отнести к этому классу. Понять их можно, ведь минимальный СПИ составляет для 5-й группы 85 месяцев, а для 3-й — всего 37 месяцев. Если первоначальная стоимость автомобиля равняется, к примеру, 3 000 000 руб. и организация решит, что он относится к 3-й амортизационной группе, а СПИ определен как 37 мес., то ежемесячная сумма амортизации будет 81 081 руб. (3 000 000 руб. / 37 мес.). В свою очередь, налоговая инспекция, решив, что автомобиль следует относить к 5-й амортизационной группе, пересчитает месячную сумму амортизации, исходя из СПИ, равного 85 мес. Она составит 35 294 руб. (3 000 000 руб. / 85 мес.). Таким образом, месячная сумма амортизации, начисленная налогоплательщиком по такому автомобилю, более чем в два раза превышает сумму амортизации, рассчитанную налоговым инспектором. Это значит, что записи в акте налоговой проверки о занижении облагаемой базы по налогу на прибыль не избежать.

Итак, прежде всего бухгалтеру следует самому разобраться (а потом еще и доказать налоговому инспектору), к какой амортизационной группе (3-й или 5-й) относится легковой автомобиль, а для этого прежде всего нужно решить, является он автомобилем высшего класса или нет.

Как рассчитывается в бухучете?

В законодательстве по бухучету нет четких временных рамок по ограничению СПИ.

Предприятие может установить СПИ по Классификатору, применяемому для налогового учета, или же установить другое его значение, руководствуясь определенными факторами.

Читайте в этой статье, как получить вычет за обучение в автошколе.

Согласно п. 20 ПБУ 6/01 факторами, влияющими на СПИ автотранспорта, являются:

  • предполагаемая длительность дальнейшей эксплуатации автомобиля;
  • документальное ограничение СПИ транспорта (окончание договора аренды или лизинга автотранспорта);
  • условия эксплуатации транспорта: погодные условия, частота смен, территориальные особенности местности применения, и т.д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *