Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Президентская республика и её признаки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В данной форме правления особая роль отводится президенту. В его руках сосредоточены все полномочия. Отличительной особенностью является разделение властей – исполнительная сосредоточена в руках первого лица, а законодательная – парламент.
Отличие от парламентской республики
У двух типов политического строя имеется один важны общий фактор – выбор всех правительственных структур производится на конкретный срок. Основное же отличие заключается в том, что в президентской республике главой государства является президент, а в парламентской – парламент. Собственно, это и понятно из названия. В первом случае президент также:
- Занимает должность главы исполнительной власти и верховного главнокомандующего.
- Может влиять на законодательную власти путем добавления на рассмотрение новых законопроектов.
- Контролирует «от и до» работу правительства.
- Является первым лицом страны во время международного взаимодействия.
Сравнительная таблица
Основа для сравнения | Парламентская форма правления | Президентская форма правительства |
---|---|---|
Смысл | В системе парламента законодательный и исполнительный органы власти тесно связаны, в то время как судебная власть независима от двух других органов власти. | В президентской системе законодательный, исполнительный и судебный органы власти независимы друг от друга. |
Должностное лицо | Двойной исполнительный | Один исполнительный |
подотчетность | Исполнительная власть подотчетна законодательному органу. | Исполнительная власть не подотчетна законодательному органу. |
полномочия | концентрированный | разделенный |
Министры | Только члены парламента могут быть назначены министром. | Лица вне законодательного органа назначаются министрами. |
Роспуск нижней палаты | Премьер-министр может распустить нижнюю палату до истечения срока ее полномочий. | Президент не может распустить нижнюю палату. |
Срок пребывания исполнительной власти | Не зафиксировано | Исправлена |
Отличие республики от монархии
При монархической форме правления верховная власть сосредотачивается в руках монарха, хотя во многих современных монархиях короли и императоры осуществляют лишь формальные, представительские функции, фактически не участвуя в управлении страной. Еще одной отличительной чертой монархии является передача власти по наследству, но в некоторых случаях король может определить себе преемника из числа собственных приближенных, а не родственников, что пусть и нечасто, но встречалось в истории.
В условиях функционирования абсолютной монархии любые решения главы государства, пусть даже абсурдные, обязательны к исполнению, что невозможно в республике. Естественно, в конституционных монархиях, близких по форме государственного устройства к парламентским республикам, подобное в принципе невозможно, так как в них законы проходят длительную процедуру принятия в парламенте, где депутаты могут изменять и дополнять их.
Чем отличается президентская республика от парламентской? Понятия и примеры
В парламентской республике президенту отводится незначительная роль. Все важные решения принимает коллегиальный орган, а глава государства не обладает реальными полномочиями. В основном он является представительным лицом страны на международной арене. Парламент, напротив, является реальной главой государства. Он принимает законы, утверждает бюджет, определяет курс развития страны.
Республики могут делиться не только на парламентские, президентские и смешанные. По форме государственного устройства они, как и монархии, бывают федеративными (Швейцария, Россия, Германия) и унитарными (Италия, Венгрия, Исландия, Франция). В первом случае они содержат в составе субъекты (области, края, кантоны), которые обладают определенной самостоятельностью, но не являются суверенными. Во втором случае таких субъектов нет.
Кроме того, некоторые республики не вписываются в три основных вида и обладают своими нюансами. В истории таким примером является Советский Союз, где принцип разделения отсутствовал, и вся власть принадлежала Советам.
- Формы правления
- Парламентская республика: форма правления государств с развитой демократией
- Монархия: понятие, виды. Виды монархии как формы правления
- Республиканская форма правления: ее сущность и история
- Смешанная республика – грани форм правления
- Признаки демократического государства. Современные демократические государства
- Чем президентская республика отличается от парламентской?
Сочетает сильную власть президента и контроль парламента над работой правительства.
Данный тип отличается в разных странах, но главный характерный признак – правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом.
Зародился подобный способ республиканского правления в 1958 году во Франции благодаря Шарлю де Голлю, который стремился усилить президентскую власть, но ему приходилось учитывать мощную традицию парламентаризма в стране.
Чем отличается парламентская республика от президентской
Пункты, представленные ниже, важны с точки зрения различий между парламентской и президентской формами правления:
- Парламентская система управления — это та, в которой существуют гармоничные отношения между законодательным и исполнительным органом, а судебный орган работает независимо. В отличие от этого, при президентской форме правления три органа власти работают независимо друг от друга.
- При парламентской форме правления исполнительная власть делится на две части: глава государства (президент) и глава правительства (премьер-министр). Наоборот, президент является исполнительным директором президентской формы правления.
- При парламентской форме правления исполнительный орган, то есть Совет министров, несет ответственность перед Парламентом за свои действия. И наоборот, в президентской форме правления такая подотчетность отсутствует, т.е. исполнительный орган не подотчетен парламенту за его действия.
- Слияние полномочий существует в парламентской системе, тогда как полномочия разделены в президентской системе.
- В парламентской форме министры в исполнительном органе назначаются только теми лицами, которые являются членами парламента. В отличие от президентской формы, в качестве секретарей могут назначаться лица, не являющиеся работниками законодательного органа.
- В парламентском правительстве премьер-министр имеет право распустить нижнюю палату до завершения ее срока полномочий. В отличие от президента не может распустить нижнюю палату, в президентском правительстве.
- Срок полномочий исполнительной власти не закреплен в парламентском правительстве, так как, если в парламенте принято решение о недоверии, Совет министров распускается. Вопреки этому, у исполнительной власти есть определенный срок в президентском правительстве.
Парламентская и президентская республика: сходство и различие
Большинство современных республик являются президентскими (около 130). Полнота власти сосредоточена в руках президента, обладающего широкими полномочиями. Ему принадлежит право формирования кабинета министров (правительства), руководство вооруженными силами. Он выступает от лица страны на международной арене. В компетенцию главы государства входит:
- принятие решения о роспуске парламента,
- нормотворчество,
- ветирование парламентских постановлений, в том числе, касающихся принятия законов.
Смешанная разновидность включает типы: президентско-парламентский и парламентско-президентский. Смешанная республика – это форма правления, которая совмещает черты двух основных видов.
Для нее характерно:
- Существование постов президента и премьер-министра.
- Избрание руководителя государства через всеобщие выборы.
- Отчетность правительства перед парламентом.
- Возможность роспуска парламента по указу президента.
Объем имеющихся у главы полномочий не совпадает с мерой его ответственности, что позволяет ему уклоняться от ответа за принятые решения. Это пагубно отражается на доверии народа к властным структурам.
Смешанные республики —, Франция, Польша, Россия, Украина, Армения, Литва.
На рубеже 20-21 веков появилась новая тенденция – приобретение государствами с выборной формой власти признаков монархического правления. В эту категорию входят страны, где действует жестко централизованный механизм управления (автократия, тоталитаризм). В сложившихся условиях президент выдвигает своего преемника из числа ближайших родственников. Выборы, проводимые в соответствие с Конституцией, лишь подтверждают легитимность власти. Новое понятие, монократия – это форма трансляции полномочий по наследственному признаку.
Внимание! Некоторым монархиям с федеративным устройством государства присущи черты выборной власти. В Малайзии и ОАЭ президента федерации выбирают из числа наследственных правителей (султанов, эмиров).
Предпосылкой для установления монократического устройства стало внедрение сверхпрезидентских полномочий. Что такое «суперпрезидентство», уяснить несложно. Понятие суперпрезидентская республика означает возможность избрания кандидата на высший пост без ограничения числа сроков правления, а также сосредоточение в руках лидера максимальных полномочий. Одним из примеров «сверхпрезиденства» долгое время являлась принильская республика (АРЕ).
Последующей ступенью на пути к монократии служит введение пожизненного президентства. Первой страной стала Индонезия, где в 1963 г. пожизненное лидерство было закреплено за президентом Сукарно.
Монакратические государства характерны для развивающихся регионов Азии, Африки, Америки. Самым ярким примером «монархизации» является КНДР, где у державного кормила находится уже третье поколение одной семьи руководителей:
- 1-й президент Ким Ир Сен (отец),
- 2-й Ким Чен Ир (сын),
- 3-й Ким Чен Ын (внук).
Нормальное функционирование государства невозможно без тесной взаимосвязи и разделения полномочий между главными органами власти. Каждый из них имеет свое поле деятельности:
- Парламент разрабатывает и принимает законы.
- Правительство осуществляет мероприятия, направленные на выполнение законодательных норм.
- Судебные инстанции контролируют исполнение законов, устанавливают ответственность за нарушение.
Дифференциация властных структур помогает избежать злоупотреблений, быстрее решать возникшие проблемы. В отличие от монархий при республиканской форме правления все органы власти избираются от лица народа – прямым либо косвенным голосованием, поскольку слово республика в переводе с латыни означает «общественное дело».
Первостепенное значение имеет фактор ответственности лидеров за принятие решений. В случае если работа государственного механизма застопорилась или дает сбой, предусмотрены действия по снятию или отказу от полномочий (уход в отставку, роспуск парламента, импичмент).
Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
Форма государственного правления
В президентской республике ведущую роль в системе государственного управления, в свою очередь, играет президент — глава исполнительной ветви власти и одновременно — государства. Он получает свою должность также посредством всенародных выборов. В зависимости от демократической традиции, сложившейся в конкретной стране, кандидат на должность президента может находиться в составе какой-либо партии (как в США) либо быть беспартийным (как в России).
Ведущая роль главы государства в президентских республиках выражается в разных аспектах. Как правило, это связано с очень широким кругом его полномочий в части внутренней и внешней политики.
Что касается назначения правительства и министров — в президентских республиках, как и в парламентских, данная процедура, как правило, требует участия высших законодательных органов власти. Однако кандидаты на должность премьер-министра, а также глав ведомств обычно предлагаются президентом страны.
Республика – это форма государственного устройства, при которой высшие органы государственной власти формируются на выборной основе и избираются на определенный срок. В этом заключается ее центральное отличие от монархии.
Конечно же, это более прогрессивная форма правления, но все же не лишенная своих недостатков, в основном вызванных работой исполнителей воли народа (чиновников). В этом плане мне кажется показательной цитата одного из величайших мыслителей:
«В пользу высоких качеств республики можно было бы привести то самое доказательство, которое Боккаччо приводит в пользу религии: она держится вопреки своим чиновникам».
Республика противостоит монархии, и противостояние это стремительно движется в сторону подтверждения слов свергнутого в 1952 году египетского короля Фарука: «Скоро на свете останутся пять королей: английский и четыре карточных».
Если в начале ХХ века в Европе было всего три республики: Франция, Швейцария и Сан-Марино, то сегодня монархия сохранилась только в 12 государствах, включая Ватикан.
Слово это имеет латинские корни, res – дело, publicus – общественный. Термин ввел Цицерон, который переводил труд Аристотеля о классификации государственных форм и дал наименование «республика» аристотелевскому термину «полития».
Политией (от слова полис) Аристотель называет один из трех «хороших» политических режимов (оставшиеся два — это монархия и аристократия). Было еще три «плохих» — это демократия, олигархия и тирания. Любопытно, что Цицерон перевел на латынь только политию, остальные пять он оставил в греческом варианте.
Вероятно, дело в том, что во времена Цицерона процветала Римская республика, но так тогда называли просто государство, философ решил таким замысловатым способом намекнуть, что Римская республика и есть та самая полития Аристотеля.
В различных формах первые республики существовали еще в древности, например, аристократическое государство Рима и демократическое в Афинах и Коринфе. В Средневековье они существовали в виде самостоятельных городов-государств, таких как Новгород, Дубровник, Бремен и т. д. В Новое время первой республикой стали Соединенные Штаты Америки.
Эту форму правления можно назвать противоположностью монархии. Прежде всего она предполагает, что государством управляет не один человек, а специальный коллегиальный орган — сенат, народное собрание, парламент, рада или должностное лицо.
В отличие от монарха, который наследует власть и правит пожизненно, правительство республики избирается на определенный срок. Глава государства тоже выбирается или назначается специальным представительным учреждением.
За все свои решения он несет юридическую ответственность и может быть отстранен от должности за преступления.
Одной из характерных особенностей такой формы правления (за исключением некоторых примеров) является разделение власти между несколькими независимыми друг от друга ветвями (исполнительной, законодательной и судебной).
Существует три основных вида республик:
- Президентская. Парламентская. Смешанная.
Различия между ними связаны с нюансами, которые определяют, как именно осуществляется государственная власть, а также — кто стоит во главе и обладает большими полномочиями — парламент или президент. Подробнее виды республик и их признаки рассмотрим ниже.
Президентская и парламентская республика отличия
Президентская | Парламентская | Смешанная |
Президент (глава государства) избирается населением | Президент ( глава государства) избирается и контролируется парламентом | Президент ( глава государства) избирается населением. |
Глава правительства — президент | Глава правительства – премьер –министр (ключевая роль в управлении). | Глава правительства – премьер-министр. |
Правительство назначается президентом | Правительство формируется парламентом. | Правительство назначается президентом. |
Правительство несёт ответственность перед президентом | Правительство несёт ответственность перед парламентом. | Правительство несёт ответственность перед парламентом и президентом. |
Основные характеристики парламентской республики
Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:
- исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
- президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
- глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
- всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
- все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.
Форма правления оказывает огромное влияние на взаимоотношения между органами власти. Но исторически сложилось так, что вначале возникает форма правления, а потом эта форма правления составляет конституцию, в которой прежде всего выражает именно свои интересы и именно в конституции фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере условна, и сегодня, при анализе формы правления конкретного государства, нас, прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена, особенности, отличающие форму правления данного государства от других (похожих) разновидностей.
Парламент формирует и поддерживает правительство; издает законы, которые правительство принимает к исполнению; утверждает государственный бюджет; осуществляет контроль над деятельностью правительства и может выразить ему вотум недоверия, что повлечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов; представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.
Президент в парламентской республике занимает в политической иерархии страны очень скромное место. Его политический вес практически не зависит от выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, частично совпадая с функциями монарха в конституционных монархиях.
Отличительный признак президентской республики состоит в том, что президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является еще и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент избирается непосредственно народом и сам назначает правительство, которое ответственно не перед парламентом, а перед ним.
Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через принятие бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. В результате парламентские фракции стараются добиться финансирования тех статей, которые выгодны им, а правительство старается добиться бездефицитного государственного бюджета и всячески сокращает расходы. В результате деловое обсуждение перерастает в политическую борьбу.
Недостатком президентской республики является то, что президенты зачастую не справляются с задачей обеспечения согласованной деятельности крупных парламентских фракций, и эта проблема особенно ярко проявляется на примерах многопартийной или усеченной двухпартийной системы, приводя к негативному обострению естественного соперничества между ветвями власти.
В отличие от парламентской формы правления, у президентской власти нет готовых решений о путях вывода страны из политического тупика без поддержки президента парламентским большинством. Результатом этого очень часто является полный паралич правительства, особенно в странах, где президентская форма правления сосуществуется многопартийной системой.
Парламентские республики: список стран
Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):
- в Европе — Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
- в Азии — Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
- в Африке — Эфиопия;
- в Америке — Доминика;
- в Океании — Вануату.
Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, — большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.
Парламентская республика
Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:
- Правительство формируется парламентом и подчиняется ему.
- Первым лицом государства является глава правительства – премьер-министр или канцлер, на него возлагается ответственность за деятельность правительства. Все акты президента вступают в силу только после подписи (контрасигнатуры) главы правительства.
- Президент в таких государствах избирается парламентом или специальной коллегией с участием парламентариев. Он не может отправить в отставку главу правительства, но имеет право убрать любого другого члена правительства по согласованию с премьером.
К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.
Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.
Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.
Отличительные черты (критерии) парламентарной, смешанной (полупрезидентской), президентской и суперпрезидентской республик, их примеры и сравнительный анализ. Парламент «форум» и «преобразователь».
Республика (лат. respublica от res — дело, publicus — общественный, т. е. «общее дело» или «общественное дело») — это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают всеми правами. В рамках республиканской формы правления принято различать три основных вида: президентскую, парламентарную и смешанную республику.
1.Президентская республика — разновидность республиканской формы правления, при которой доминирующую роль в системе государственных органов играет президент.
Основными ее признаками являются:
— четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, обеспечиваемое действием системы сдержек и противовесов;
— президент обычно избирается всем народом (коллегией выборщиков в США), что обуславливает достаточно высокую степень его независимости от парламента;
— президент непосредственно возглавляет исполнительную власть в государстве, т. е. президент и глава государства, и глава исполнительной власти;
— должность премьер-министра не предусматривается;
— президент не имеет права роспуска парламента;
— парламент, как правило, не может вынести вотум недоверия правительству (в данном случае кабинету президента);
— президент самостоятельно формирует свой кабинет, отличающийся от обычного правительства тем, что он не является органом, принимающим коллегиальные решения, решения принимает президент;
— акты президента не подлежат контрасигнатуре;
— президент несет ответственность только в порядке импичмента и может быть отрешен от должности.
Классический пример президентской республики — США. В латиноамериканских странах и странах Африки президентская республика, как правило, трансформировалась в суперпрезидентскую республику. В европейских странах президентская республика не прижилась.
2.Парламентарная республика — разновидность республиканской формы правления, характеризуется тем, что парламент, являясь полновластным органом, формирует политически ответственное перед ним правительство и, как правило, избирает президента, который занимает в системе государственных органов достаточно скромное место.
Основными признаками парламентарной республики являются:
— президент избирается либо парламентом, либо коллегией, специально формируемой для его избрания с обязательным участием членов парламента (ФРГ, Индия);
— президент назначает главу правительства, но не по собственному усмотрению, а из числа лидеров партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте;
— исполнительная власть принадлежит главе правительства (премьер-министру, канцлеру), который и имеет все необходимые властные полномочия для осуществления правительственной политики;
— правительство ответственно перед парламентом, а не перед президентом. В случае вынесения вотума недоверия или отказа в доверии правительство либо уходит в отставку, либо президент, не принимая отставки правительства, может распустить парламент (нижнюю палату) и назначить досрочные выборы;
— президент не может по собственному усмотрению отправить в отставку главу правительства, но по рекомендации главы правительства может отправить в отставку любого члена правительства;
— акты, издаваемые президентом, нуждаются в кон- трасигнатуре, т. е. подписи премьер-министра или министра, которые и несут за них ответственность.
Парламентарными республиками являются ФРГ, Италия, Финляндия, Венгрия, Израиль, Индия и другие страны.
3.Смешанная республика (иногда в научной литературе именуется парламентарно-президентской, президентско-пар- ламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) — это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Наиболее типичным примером смешанной республики является V Французская Республика. В соответствии с Конституцией 1958 г. Франция отказалась от парламентарной республики, существовавшей ранее по Конституции 1946 г. и установила смешанную республику.
Основными признаками смешанной республики являются:
— президент является главой государства и арбитром;
— президент избирается на основе всеобщих и прямых выбрров, получая власть непосредственно от народа;
— президент, не являясь юридически главой исполнительной власти (правительство возглавляет глава правительства — премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать на политику правительства;
— президент и парламент совместно участвуют в формировании правительства (например, президент предлагает кандидатуры на посты министров, а парламент утверждает их);
— двойная ответственность правительства: и перед президентом, и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет;
— право президента на роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов, но это право носит конституционно ограниченный характер.
В настоящее время смешанные республики реализуются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.
СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКАЯ (МОНОКРАТИЧЕСКАЯ) РЕСПУБЛИКА — разновидность президентской республики, характеризующейся режимом президентского правления. Суперпрезидентскую республику характеризуют:
а) концентрация всей полноты власти в руках «сильного» президента, который в таких случаях может быть не только главой государства, но и главой исполнительной власти, лидером правящей политической партии;
б) фактически ничем не ограниченное право президента распустить парламент;
в) право президента назначать на должность и освобождать от должности руководителей местных администраций, судей;
г) право президента вводить по собственному усмотрению режим чрезвычайного и военного положения;
д) практическая невозможность отрешения президента от должности;
е) деформация или полное отсутствие системы «сдержек» и «противовесов», которая является обязательным условием баланса законодательной, исполнительной и судебной властей;
ж) ориентация всех государственных структур во главе с президентом на установление монократического режима, при котором отсутствует подлинная демократия, а права и свободы граждан носят формальный, а нередко и фиктивный характер. В современных условиях существуют в большинстве латиноамериканских стран, некоторых азиатских и бывших советских республиках.