Буксировка транспортных средств ПДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Буксировка транспортных средств ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае ДТП, участниками которого являются буксирующее и буксируемое транспортные средства, виновником в большинстве случаев будет водитель буксируемого (находящегося сзади) автомобиля (пункт 10.1 ПДД).

Какая максимальная скорость буксировки?

50 км в час. Это максимальная разрешённая скорость при любом виде буксировки и на любых дорогах при условии, что другими пунктами ПДД или дорожными знаками на данном участке не установлено меньшее значение.

Таким образом, Правила чётко регламентируют следующие лимиты разрешённой скорости:

  • в населённом пункте на дороге (не на прилегающей территории) без знаков ограничения скорости разрешено буксировать со скоростью не более 50 км/ч,
  • такое же ограничение действует на трассах вне населённых пунктов и автомагистралях,
  • если же дорожный знак устанавливает свой определённый скоростной режим ниже 50 км/ч, то и вам при буксировке следует снизить скорость до указанного на знаке,
  • на дворовых территориях и в жилых зонах разрешается ехать не более 20 км/ч.

Здесь буксировку автомобиля не следует путать с ездой с прицепом – для последнего установлены отдельные ограничения скорости.

В этом случае буксировочным приспособлением служит металлическая труба с проушинами или иная конструкция, которая дает более жесткую фиксацию по сравнению с тросом. Таким образом чаще всего перевозят грузовики, но, например, в гололедицу, перемещают и легковые автомобили.

Жесткая фиксация применяется при транспортировке машины с неработающими тормозами. Таким способом можно отбуксировать автотранспорт без водителя, если обеспечить обеим автомашинам синхронность траектории.

Ограничения для жесткой сцепки: правила запрещают превышать четырехметровое расстояние между машинами и транспортировать автомашины с недействующим рулевым управлением.

К сожалению, немногие возят с собой жесткое транспортировочное устройство. И зря – такое приспособление гораздо функциональнее троса. Например, его можно использовать для перевозки машины с неработающими тормозами, при этом водителю сломанного ТС не требуется находиться в салоне (если использовать так называемую «вилку»).

Особенности транспортировки автомобилей с АКПП

Автомашину с АКПП возить на любых сцепках рискованно. В отличие от МКПП, в которой на нейтралке функционирует только шестеренка, в АКПП задействуется весь механизм. Возникают перегрев и поломка маслонасоса, обслуживающего коробку. Если заглушить двигатель, прекратится маслоподача на трансмиссионные элементы и АКПП выйдет из строя.

Поэтому многие производители разрешают транспортировать машины-автоматы только на эвакуаторе. Например, такой запрет дают производители полноприводных внедорожников и кроссоверов на АКПП, у которых при буксировке ломаются еще и муфты привода.

Некоторые модели-автоматы автопроизводители разрешают перевозить на сцепке, правда, с ограничениями. Дальность перевозки для них не должна превышать 30 км, а скорость – 30 км/ч. Коробка переводится в положение N и на протяжении пути ей нужно давать «остыть».

Компания Mercedes-Benz изобрела электронный «ошейник» для трейлеров. Новая система называется «Вспомогательная стабилизация трейлера» (TSA). Она полностью интегрирована в существующую электронную систему курсовой стабилизации машины. TSA быстро обнаруживает начинающийся занос или поперечную раскачку прицепа и эффективно подавляет эти движения, попеременно подтормаживая правое и левое передние колёса автомобиля.

Далеко не все водители знакомы с правилами буксировки транспортных средств: в автошколах этому разделу уделяется достаточно мало времени, а на практике не многие испытывали себя в качестве водителя буксирующего или буксируемого автотранспорта.

В реальной дорожной ситуации отсутствие теоретических и практических знаний вызывает определенные трудности.

В случае ДТП, участниками которого являются буксирующее и буксируемое транспортные средства, виновником в большинстве случаев будет водитель буксируемого (находящегося сзади) автомобиля (пункт 10.1 ПДД).

Для предотвращения столкновения автомобилей следует придерживаться заранее оговоренной между водителями схемы торможения:

Например, сначала буксирующий автомобиль кратковременно нажимает на педаль тормоза, чтобы показать водителю буксируемого автомобиля, что вскоре состоится совместное торможение. После этого оба автомобиля одновременно начинают торможение.

При смене полосы движения первым должен перестроиться буксируемый (задний) автомобиль. Только после него перестраивается буксирующий. В противном случае буксируемому автомобилю может просто не хватить места в соседней полосе.

Читайте также:  Как происходит примирение сторон в уголовном процессе: все что нужно знать

Буксировка двухколесного мотоцикла разрешается:

1. ? Только если мотоцикл с боковым прицепом, а водитель соответствующего транспортного средства имеет право на управления транспортными средствами в течение 2 и более лет.
2. ? Если мотоцикл с боковым прицепом.
3. ? Если водитель соответствующего транспортного средства имеет право на управления транспортными средствами в течение 2 и более лет.

Главные пункты ПДД про буксировку

Теперь настало время поговорить непосредственно за какие нарушения выписываются штрафы. Основные пункты ПДД содержатся в разделе 20 этого нормативного акта, и мы рекомендуем прочитать всё же официальную его трактовку. Но некоторые требования разбросаны по другим разделам.

Итак, основное, что вам необходимо запомнить, это:

  • стаж водителя буксирующей машины по новому закону должен составлять не меньше 2 лет (пункт 20.2(1)),
  • без водителя в буксируемом автомобиле можно ехать только на жёсткой сцепке при условии, что она обеспечивает строгое движение за тянущим автомобилем (пункт 20.1 ПДД),
  • в буксируемом легковом автомобиле пассажирам находиться можно, кроме случая метода частичной погрузки (пункт 20.2),
  • длина троса должна составлять 4-6 метров на гибкой сцепке, а длина сцепного устройства при жёсткой – не более 4 метров,
  • Правила запрещают буксировать автомобили с неисправными рулевой или тормозной системой (кроме частичной погрузки),
  • также нельзя буксировать 2 и более машины,
  • на тросу запрещена буксировка в гололёдицу.

Инструкция по буксировке автомобиля

Чтоб не попасть в ДТП и не мешать другим, следуйте определенным правилам езды.

Если вы ведете буксир:

  1. Не подавайте тягу рывками — можно испортить крепеж второй машины или даже порвать тросик. Движение автомобиля при буксировке должно вообще быть плавным, осторожным.
  2. Не совершайте резких маневров, могущих стать неожиданными для второго водителя.
  3. Тормозите заблаговременно и плавно. Помните: если происходит буксировка автомобиля с неработающим двигателем, а педали тормоза с вакуумным и гидровакуумным усилителем — они более выраженно реагируют на нажатие.
  4. Вспоминайте о второй машине на поворотах — вы представляете единое целое, и суммарная длина теперь раза в 3 больше обычной.

Если вы едете на буксире:

  1. Строго соблюдайте траекторию движения передней машины.
  2. Будьте внимательны при торможении, а самостоятельно тормозите только в экстренных случаях.

Правила буксировки транспортных средств

  1. При гололеде. В таких условиях управлять рабочим автомобилем достаточно сложно, а сохранять устойчивость неисправного – и подавно.
  2. При неисправной тормозной системе и рулевом управлении у транспорта, который необходимо буксировать. С неработающим рулевым управлением на первом же повороте машина улетит в кювет, а при отсутствии тормозов на дороге появятся минимум два битых автомобиля. Первый – тот который был спереди, второй – сзади.
  3. Запрещено на гибкой сцепке буксировать мотоцикл без коляски, так как он практически не обладает устойчивостью на дороге.
  4. Запрещено одновременно буксировать два и более автотранспортных средства.
  1. За рулём буксируемого транспортного средства обязательно должен находится водитель.
  2. Расстояние между двумя автомобилями – в диапазоне от 4 до 6 метров.
  3. Обязательна установка светоотражающих знаков на буксировочном тросе.
  4. Перевозка пассажиров в буксируемом транспорте запрещена (кроме легковых автомобилей).

Правила буксировки на гибкой сцепке

При использовании гибкой сцепки накладывается самое большое количество ограничений:

  1. За рулем буксируемого (находящегося сзади) автомобиля должен находиться водитель.
  2. Расстояние между буксирующим и буксируемым транспортным средством должно составлять от 4 до 6 метров.
  3. На тросе для буксировки должны быть установлены не менее двух световозвращающих предупредительных устройств размером 200 на 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми полосами.
  4. Запрещается перевозить людей в буксируемом автобусе, троллейбусе или кузове буксируемого автомобиля.
  5. Запрещается буксировать автомобили с недействующим рулевым управлением.
  6. Запрещается буксировка автомобилей с недействующей тормозной системой.
  7. Запрещается буксировка в гололедицу.

Тянем-потянем, или КАК ездить на буксире

Снасть для этой цели требуется одна — «веревка». И сразу предупреждаем, что металлические тросы для буксировки лучше не использовать. Они жесткие и будут передавать даже незначительные рывки «тягача» на буксируемый автомобиль. К тому же при пользовании тросом очень высока вероятность повредить руки. Да и хранить металлический трос не удобно — ведь свернуть его можно только в «кольцевую » бухту.

Совсем иное дело — капроновый или из еще какоголибо синтетического материала трос. Он эластичный, может слегка вытягиваться и этим компенсировать небольшие рывки. Им никогда не поранишь руки, да и разместить его в укромном месте багажника проще. Конечно, лучше, если на концах трос имеет карабины или заводные кольца. К тому же, в таких случаях не ограничивается толщина «веревки». В крайнем случае, на концах можно иметь и просто петли, но при этом, выбирая при покупке трос, не забудьте прикинуть, пройдет ли такая петля в буксирную проушину автомобиля. Ведь в этом случае в проушину придется продевать как бы вдвое сложенный трос. Длина троса оговорена правилами дорожного движения. Но мы к этому добавим следующее. Более короткий трос обеспечивает надежное маневрирование — он удобен в городе, при выезде из гаражей и со стоянок. Более того, слишком длинный трос в городской толчее может оказаться небезопасным — найдется какой-нибудь торопыга, который может втиснуться между «тягачом» и буксируемым автомобилем. И тогда серьезных неприятностей не избежать. С другой стороны, более длинный трос улучшит демпфирующие свойства сцепки и более безопасен при движении по шоссе.

Читайте также:  Все виды штрафов за непристегнутый ремень безопасности в 2023 году

СЦЕПКА

По расположению буксирных проушин автомобили, пожалуй, можно разделить на две группы. Первая имеет по одной буксирной проушине впереди и сзади. Здесь при сцепке задумываться не о чем — цепляй и поехали! А вот другая половина — все «классические Жигули», Нивы и т. п. имеют по две петли под каждым бампером. Здесь есть о чем подумать.

Во-первых, самая лучшая схема сцепки — «левая задняя и правая передняя». Такой способ позволяет легко смещаться буксируемому автомобилю левее «тягача». Зачем это нужно, подробнее расскажем чуть позже. Но есть еще и во-вторых. Это — учет вероятности зацепления троса за выхлопную трубу, низко висящий под бампером противотуманный фонарь и т. д. Ведь при поворотах трос будет здорово «гулять» влево-вправо и может эти детали повредить.

Если есть крюк, карабин или заводное кольцо, то нет проблем. Кстати, крюк цепляем сверху вниз, а не снизу вверх. Это гарантирует надежное удерживание его в проушине при провисшем тросе.

А как быть, если на концах троса нет ничего? Не вздумайте просто привязывать трос к буксирным проушинам! После нескольких рывков или приличных усилий при буксировке узел может затянуться так, что его придется разрезать.

Есть очень удобный и надежный способ, позволяющий быстро закреплять и отсоединять трос. Заведите петлю в проушину. Теперь, вытянув петлю чуть назад, «обмакните» в нее трос (см. фото) прямо перед проушиной. В образовавшуюся петлю вставьте любой рожковый гаечный ключ (не менее, чем 13×17) и потяните трос на себя — он будет надежно зафиксирован своеобразным стопором. По окончании буксировки надо слегка ослабить трос в зоне петли и вытащить ключ-стопор. Затем трос легко вынимается из проушины. Имейте в виду, что не очень удобно использовать в качестве стопора баллонный ключ или монтировку — они могут легко выскользнуть из петли при ослаблении натяжения троса.

ЗА РУЛЕМ «ТЯГАЧА»

Часто возникает вопрос: где сложнее ехать, где должен находиться более опытный водитель — на «тягаче» или «на веревке»? И там, и там есть свои особенности и сложности, и в обоих случаях квалифицированный водитель может помогать другому и поправлять своими действиями его ошибки. Но всетаки, на наш взгляд, сложнее «на веревке».

А начнем мы с более простого — с управления тягачом.

Сначала полностью откроем стекло водительской двери — ведь надо очень хорошо слышать, что происходит сзади. Дело в том, что у буксируемого автомобиля может быть слабый сигнал. А может случиться и так, что его водитель с перепугу начнет вам что-то кричать.

Не забыли включить ближний свет? Теперь — поехали. Но не спешите — трос надо сначала «выбрать». Для этого плавно отпускаем сцепление и тут же опять нажимаем — чтобы автомобиль чуть тронулся с места и остановился.

Еще «порцию», еще, еще. А глаза при этом следят за тросом через внутреннее зеркало заднего вида (как правило, если трос не совсем короткий, то в зеркале видно его конец, пристегнутый к буксируемому автомобилю). Теперь трос натянулся, да и очередное отпускание сцепления уже не вызывает бодрой реакции автомобиля — он уже трогается нехотя. Есть контакт. Плавно добавляем газ, затягиваем разгон на первой передаче где-то до 4000 об/мин. Передачи переключаем быстро, а вот включение сцепления «размазываем». Ведь в момент переключения передач натяжение троса ослабевает. Теперь все внимание — на дорогу, но не забывайте периодически поглядывать в зеркало.

Перед торможением заранее «включаем» стоп-сигнал, чуть нажав на педаль тормоза. И напрочь откажитесь от экстренного торможения, даже если буксируемый автомобиль мигает фарами или сигналит! Если в буксируемом автомобиле сидит грамотный «пилот», то вам и тормозить-то не надо будет. Он будет тормозить свою машину и через «веревку» заставит остановиться и вас. Таким образом и трос всегда будет натянут. Если сзади водитель недостаточно опытный, то при торможении вам, пожалуй, в зеркало смотреть придется не меньше, чем вперед. Тормозите очень плавно, растягивая этот процесс. Не забывайте, что у буксируемого автомобиля не работает двигатель (за редким исключением) и, соответственно, усилитель тормозов.

Читайте также:  Может ли родитель добровольно отказаться от ребенка

Главные пункты ПДД про буксировку

Теперь настало время поговорить непосредственно за какие нарушения выписываются штрафы. Основные пункты ПДД содержатся в разделе 20 этого нормативного акта, и мы рекомендуем прочитать всё же официальную его трактовку. Но некоторые требования разбросаны по другим разделам.

Итак, основное, что вам необходимо запомнить, это:

  • стаж водителя буксирующей машины по новому закону должен составлять не меньше 2 лет (пункт 20.2(1)),
  • без водителя в буксируемом автомобиле можно ехать только на жёсткой сцепке при условии, что она обеспечивает строгое движение за тянущим автомобилем (пункт 20.1 ПДД),
  • в буксируемом легковом автомобиле пассажирам находиться можно, кроме случая метода частичной погрузки (пункт 20.2),
  • длина троса должна составлять 4-6 метров на гибкой сцепке, а длина сцепного устройства при жёсткой – не более 4 метров,
  • Правила запрещают буксировать автомобили с неисправными рулевой или тормозной системой (кроме частичной погрузки),
  • также нельзя буксировать 2 и более машины,
  • на тросу запрещена буксировка в гололёдицу.

Какие правила жёсткой сцепки?

  • Если конструкция жёсткой сцепки позволяет буксируемому двигаться жёстко по траектории тянущего его автомобиля, то в буксируемом может не быть водителя,
  • если же сцепка этого не обеспечивает, то в обеих машинах обязательно должны находиться водители,
  • при неисправности тормозов у буксируемого его можно тянуть только в том случае, если его масса меньше половины массы буксирующей машины (а на гибкой сцепке вообще запрещается),
  • сцепное устройство должно быть не более 4 метров – точнее, расстояние между автомобилями не более этого значения,
  • сама сцепка должна выполнять условия ГОСТ 25907-89 (пункт 10 Основных положений),
  • и здесь также есть требование по минимальному сроку водительских прав у буксирующего – от 2 лет.

Произошло ДТП – кто виноват?

В любом ДТП виновником считается лицо, чьё виновное действие привело к причинению вреда имуществу или здоровью других людей. Таким образом, здесь каждый случай будет рассматриваться индивидуально.

Например, если буксировка осуществлялась на тросу, и водитель буксируемого автомобиля повернул руль вправо и зацепил соседнее авто, то, очевидно, виновен будет буксируемый. Также на него ляжет вина, если он таким резким манёвром вызвал занос тянущего его автомобиля.

Если авария произошла в результате превышения скорости, то буксируемый точно не будет виновен, потому как он не мог воздействовать на буксирующего (ведь торможение могло вызвать новое ДТП). Равно как при буксировке на жёсткой сцепке и, тем более, методом частичной погрузки буксируемый не в ответе за манёвры буксирующего.

Готовим жесткую сцепку своими руками

Для буксировки можно купить заводскую конструкцию. Но жесткая сцепка своими руками тоже вполне доступна и может использоваться. Есть два варианта приспособления:

  • В виде штанги. Она обязательно должна быть складной, поэтому необходимо взять 3 отрезка 20 — 50-миллиметровой металлической трубы, соединить их болтами и шарнирами. На концах, которые цепляются к автомобилям, нужны головки со скобами и креплениями. В роли последних тоже могут выступить болты.
  • В виде треугольника. Его углы также скрепляются с помощью шарниров, чтобы изделие складывалось. Те, что расположены у основания, предназначены для буксируемого авто. Верхушка будет присоединяться к тягачу, здесь нужно крепление, как для фаркопа. Это более прочная конструкция, в отличие от штанги. С ее помощью можно переместить ТС на достаточно большое расстояние.

Правила буксировки легкового автомобиля

Каждый водитель может оказаться в ситуации, когда ему потребуется сторонняя помощь на дороге. Например, необходимо доставить неисправный автомобиль на СТО. Его можно довезти до нужного адреса несколькими способами, и эвакуатор – не единственный из них. В этом случае может помочь буксировка – один из самых эффективных и недорогих способов перемещения машины. Однако большинство автовладельцев, воспользовавшись этим методом транспортировки, не соблюдают правила и не задумываются о своей безопасности.

Буксировка – вовсе не такой простой процесс, как кажется на первый взгляд. В этой статье мы расскажем об основных методах транспортировки автомобиля, а также о нормативных документах, регламентирующих эти способы. Кроме того, мы дадим несколько практичных советов, которые помогут сделать буксировку более эффективной и безопасной.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *