Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности государственной службы в таможенных органах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
О службе в таможенных органах Российской Федерации говорят много всего, в том числе и хорошего. Но как же быть тем людям, которые не хотят больше работать? Уйти можно, только уволившись. Смерть, конечно, тоже является основанием для снятия со службы, но поговорим о более приятных вещах.
Когда увольняют со службы?
- После того как человек выслужит положенный срок. Важно, чтобы после его окончания работник вышел на пенсию.
- Сотрудник достиг предела по возрасту, когда разрешается служба.
- Срок службы по контракту закончился.
- Работник переводится в другой государственный орган.
- Сокращение.
- Таможенник был избран депутатом.
- Состояние здоровья не позволяет дальше служить.
- Сотрудник был осужден.
- В результате несоответствия занимаемой должности.
- Прекращение гражданства.
Трудоустройство в ФТС
Желание стать работником таможенной службы подкрепляется определенными требованиями к кадровому составу:
- хорошее здоровье, подтвержденное медицинской комиссией;
- нормальное психическое состояние, так как на службе придется столкнуться с различными стрессовыми ситуациями;
- знание законодательства РФ (в т.ч. таможенный кодекс) и специальных дисциплин, среди которых экономика, товароведение, криминалистика и основы служебной этики.
Помимо должностей, предполагающих профильное образование в сфере таможенного дела, в ФТС имеются вакансии по другим направлениям:
- Экономика;
- Бухгалтерский учет и финансы;
- Юриспруденция.
Для таких сотрудников службой предусмотрены программы переподготовки или курсы повышения квалификации. Срок обучения небольшой – от 1-ого месяца до полугода.
Легко ли устроиться на работу в таможню: три истории
Сложно ли устроиться на работу в таможенные органы? Обязательно ли для этого получить образование в Российской таможенной академии или иметь протекцию от дяди в погонах? Мы поговорили с тремя людьми, двое из которых закончили РТА, об их попытке трудоустройства в таможню. По иронии судьбы, девушка, получившая место в Псковской таможне, РТА не оканчивала, а два выпускника академии так и не смогли попасть в вожделенную Балтийскую таможню.
tamozenniza Евгения (имя изменено)
В прошлом году, после более чем четырехлетней службы в таможне, я ушла. Надоело. Образование у меня высшее экономическое, не РТА. Во Пскове с работой вообще так себе, а мнение, что работать в таможне здорово, бытует и по сей день. Я претендовала на вакансию старшего таможенного инспектора и оказалась самой «фартовой»: людей с «улицы» тогда очень тяжело брали, со мной пробовалась пробиться в таможню девушка, у которой это была уже шестая попытка. В тот раз её взяли.
На приём документов отводится 21 день, я подавала их к концу этого срока – оканчивала университет, и диплом должны были вот-вот выдать. В июне я подала документы, а в августе со мной заключили контракт. Главное, чтобы образование было высшим, необязательно полученным в РТА. А вообще при подаче документов нужно столько справок! Когда я увидела этот список… Ну безумие.
После приема документов начинаются этапы конкурса. Параллельно проводится проверка внутренней службой безопасности таможни.
Первый этап − психолог. Сдаешь огромный тест, в нем порядка 600 вопросов на знание русского языка, но больше – на общий психологический портрет. По тесту составляется шкала, и там уже из неё что-то становится ясно: какие качества у человека ярко выражены, какие – меньше. Отбираются подходящие психологически кандидаты.
Например, человек с лидерскими качествами на должности таможенного инспектора таможне не нужен.
Потом назначается день проведения другого этапа. То, что должно отскакивать от зубов, – Таможенный кодекс, 311 ФЗ, 273 ФЗ – на противодействие коррупции обязательно, ещё 79 ФЗ. На самом деле, очень много всего нужно учить, очень.
Всех запускают в большой зал, дают элементарный тест из примерно 20-ти вопросов. Пишешь, сдаешь, выходишь. И потом начинается поочередный вызов человека к комиссии. Там около 9-12 членов. Заходишь, представляешься, тебе задают вопросы на знание законодательства. Результаты появляются через неделю-две. Приходит письмо, которое сообщает, прошёл ты конкурс или нет. Если прошёл – с тобой заключают контракт.
Три месяца длится испытательный срок, после него ты полноценный работник – тебе дают первые погончики, звёздочки.
Сейчас очень многие увольняются, вакансии появляются. Я не знаю, как у тех, кто работает в конторе 5 через 2, но на посту очень тяжело. Нагрузка бешеная – и физически, и психологически. Когда мы работали сутками – куда ни шло, собираешь волю в кулак, сутки отбомбил и три дня ты дома. А потом когда сделали график день/ночь/отсыпной/выходной, мы вообще перестали жизнь видеть.
У нас на посту было как минимум 3-4 человека, которые окончили РТА. Последняя девочка, которая туда попала с образованием академии, проходила через конкурс – распределение уже отменили.
Ни зарплаты, ни что другое у тех, кто попал в таможню по распределению, и у тех, кто пришёл со стороны, не отличаются.
Выпускники РТА, не скажу, что были разочарованы, но удивлялись: потратили столько лет на профильное образование, но не имеют никаких привилегий по сравнению с остальными, получившими непрофильное, как я.
Первые 1,5 года моя работа мне нравилась безумно – форма, и вот это: «Ты где работаешь?», а ты так горделиво: «В таможне». Потом розовые очки спали.
Какую у нас указывают среднестатистическую зарплату в таможне? Минимум я видела – 35 тысяч. Так вот оклад обычного инспектора по всей России – 17 тыс. с чем-то. Это чистыми, т.е. около 20 тыс. минус подоходный налог. Плюс квартальные премии и плюс в конце года бывают экономии. Это деньги, на которые мне надо жить, я больше не студентка, мне не помогут родители.
И вот у меня практически не было времени, тяжелая работа, несоразмерная зарплата. Я собиралась с духом, чтобы уйти, очень долго. Это система, она очень засасывает, и когда увольняешься, сослуживцы смотрят на тебя, как на сумасшедшего: «Как?!».
Я надеялась, что что-то изменится, но всё становилось только хуже: денег меньше, работы больше. Законодательство меняется. От нас требуют большей скорости работы, но при этом усложняют оформление. То есть нововведения нерациональны, на мой взгляд. Появилась сильная тенденция замечаний: если на тебя накладывают замечание, то ты лишаешься премии. И если раньше замечания выносились за действительно серьезные вещи, то со временем их стали накладывать даже за неправильно введенную букву с паспорта, хотя эта ошибка ни на что не влияет: ты все равно будешь сравнивать данные паспорта с базой, и поймешь, что имелась в виду не русская «В», а латинская «B».
В последнее время многие в Псковской таможне не получали премию из-за наложенных замечаний. И если раньше ещё хотя бы перед выдачей премии их снимали и не лишали людей денег, то сейчас эта тенденция практически свелась к нулю. Так инспектор может работать год без премии, на голом окладе в 17 тыс. рублей.
***
liso1 Олег (имя изменено)
Я окончил РТА в 2015 году. Два раза пытался устроиться в Балтийскую таможню – доходил до конкурса, но оба безуспешно. Говорят, что в Пулковскую таможню попасть значительно проще, чем в Балтийскую.
Распределение убрали в 2014 году, и даже те, кто учился на целевом (когда государство платит за твое образование с тем условием, что ты пойдешь на предложенное тебе в последствии место – прим. ред.), не попали на службу. У меня в группе трое учились на платном, включая меня, трое – на бюджете, и ещё 7 – на целевом. В итоге никто из нас не работает в таможне.
Без опыта работы можно претендовать либо на должность государственного таможенного инспектора, либо на должность старшего государственного таможенного инспектора. Зарплата где-то 19-25 тысяч рублей, не считая премий и 13-ой зарплаты.
Когда объявляют конкурс на замещение вакантной должности, сперва подаешь документы, потом проходишь психолога. А затем ждёшь почти полгода, пока начнется следующий этап – собеседование с тестом. Не знаю, почему так долго – документы они проверяют или что.
Дальнейший тест несложный – проверяют знание Конституции, русского языка, уровень владения ПК. Кстати, почему-то писали на листочках, хотя должны были на компьютере. На самом собеседовании задавали вопросы по Конституции и важным для службы федеральным законам. Ну и конечно о том, почему хочешь служить в таможенных органах.
В одном случае за пару недель до конкурса от знакомых я узнал, что успешный кандидат на должность, на которую я претендовал, уже определен.
Этот человек и получил в итоге контракт.
Бывает так, что информацию о конкурсе не выкладывают на сайт, и в нем принимают участие два человека – формально этого достаточно. Один из них уже и так работает в таможне – его привлекают для числа. Оба пишут тест, а от собеседования тот, который уже работает, отказывается, и конкурс выигрывает единственный претендент.
Главная проблема в том, что самих конкурсов очень мало. Ежегодно РТА выпускает порядка 500 человек, а вакансий за год появляется штук 50 для тех, у кого нет опыта. Вот и считайте, насколько реально устроиться в таможню и стоит ли получать профильное образование. Я отдал за учебу 400 тыс. рублей, а мог бы пойти на физический факультет, на бюджет.
Главной мотивацией у большинства поступивших со мной было распределение, но его отменили за полгода до нашего выпуска. Плюс, конечно, гарантия стабильности: ведь это госструктура, а она не закроется.
Выше мы уже говорили, что таможенники получают зарплату, состоящую из двух частей: премиальной и оклада. Оклад фиксированный и состоит он из оклада по званию и по должности.
Что касается премиальной части, то в нее входят все надбавки и выплаты, зависящие от характера работы. К примеру, сохранение государственной тайны дает надбавку в 75 %, а сокрытие совершенно секретных сведений — 50 %. Если в последнем случае разрешается заполнять документы, то надбавка составит всего 15 %. Информацию из раздела «Секретно» сохраняют за 10 %.
Надбавки могут быть и за место службы. Например, в труднодоступных районах, на территории Крайнего Севера действуют районные коэффициенты.
Также каждый месяц таможенники получают спецпаек. Если его не выдают, то сотрудники получают компенсацию деньгами.
Работник таможни раз в год может получить материальную помощь. Сумма может быть разной, но никогда не превысит два месячных оклада.
Таможенникам положена досрочная пенсия за выслугу лет. Кроме того, законом предусмотрены надбавки к отпуску. Стандартный отдых равен 28 дням, а вот если человек отработал 10 лет, то он будет отдыхать на 5 дней больше. При службе в течение 15 лет прибавляется 10 дней, а сотруднику с двадцатилетним стажем можно отдыхать на 15 дней больше.
Как присваиваются звания?
Звания присваиваются в определенном порядке, при этом новое звание должно соответствовать не только выслуге лет на прежнем, но и указанной должности. Кстати, звание присваивают в тот день, когда истекает срок службы по предыдущему. Даже если работника назначают на более высокую должность, звание не могут присвоить досрочно.
Особенность службы в таможенных органах заключается в том, что тут действуют свои сроки выслуги. Например, для прапорщика — 5 лет, младшего лейтенанта — год, старшего лейтенанта — 2 года, лейтенанта тоже два года. Капитаном человек должен отслужить три года, майором — 4 года, а подполковником — 5 лет. Примечательно, что нет сроков выслуги у полковника и старшего прапорщика.
Присвоить звание досрочно или через одно можно лишь дважды за весь период службы. Другой порядок присвоения званий считается незаконным и карается.
Если работник имеет дисциплинарное взыскание или в отношении него ведется уголовное дело, то присвоение звания происходит лишь в том случае, когда дело прекращается, а взыскание снимают.
Когда начальник таможенной службы задерживает звание без оснований на то, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Между тем сотруднику должны компенсировать положенные виды довольствия, ведь если звание было присвоено вовремя, он их получил бы.
Иногда работники грубо нарушают служебные обязанности. Наказанием в таком случае будет понижение в звании. Уволенного сотрудника могут и вовсе лишить звания, если основанием для увольнения стало порочащее поведение или осуждение за преступление.
Выше мы уже рассматривали виды службы в таможенных органах и выяснили, что таможенники могут быть не только из рядов правоохранительных органов, но и гражданские. Последним присваиваются не звания, а чины. Какие они?
Понятие, принципы и особенности государственной таможенной службы
Особое место среди субъектов таможенного права занимают государственные таможенные служащие, работающие как в таможенных органах, так и в иных подведомственных ГТК России организациях, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела в стране.
Понятие «государственный таможенный служащий» производно от понятия «государственная таможенная служба», поэтому и рассматривать эти понятия следует по порядку.
Понятие «таможенная служба» как и многие другие правовые категории можно рассматривать в широком и узком смысле слова.
В широком смысле слова под таможенной службой следует понимать совокупность таможенных органов и иных организаций системы ГТК России, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела (организаций таможенной службы), правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах и организациях таможенной службы. Таможенная служба в узком смысле — это вид профессиональной деятельности по обеспечению полномочий таможенных органов.
Именно на понимании таможенной службы как вида профессиональной деятельности основано сформулированное в ст. 1 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г.
«О службе в таможенных органах» определение службы в таможенных органах — служба в таможенных органах (таможенная служба) является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов.
Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное исполнение соответствующих полномочий лицами, находящимися на государственных должностях в таможенных органах.
Государственной службой в таможенной сфере является также служебная деятельность в организациях и на предприятиях, подведомственных ГТК России (организациях таможенной службы), но только теми должностными лицами, которым в установленном Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах» порядке присвоены специальные звания.
В то же время, не всякая профессиональная деятельность в таможенных органах и организациях таможенной службы является государственной таможенной службой.
В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусмотрены соответствующие должности работников таможенных органов, чья профессиональная деятельность не связана с реализацией функций, прав и обязанностей таможенных органов.
Перечень таких должностей определяется Председателем ГТК России, а работа в таможенных органах на таких должностях не является государственной таможенной службой. Не является службой и работа в организациях таможенной службы по трудовым и гражданско-правовым договорам (контрактам).
Государственная таможенная служба основана на нормах Таможенного кодекса РФ и Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах» и построена в соответствии с общими принципами организации государственной службы в Российской Федерации, закрепленными в Конституции РФ и Федеральном законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Государственная таможенная служба должна строиться в соответствии с общими принципами государственной службы в Российской Федерации, к которым относятся: принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов; принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; принцип единства системы государственной власти; принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; принцип равного доступа граждан к государственной службе; принцип профессионализма и компетентности государственных служащих; принцип обязательности для государственных служащих решений вышестоящих государственных органов и должностных лиц; принцип гласности в осуществлении государственной службы; принцип ответственности государственных служащих; принцип внепартийности государственной службы; принцип отделения религиозных объединений от государства; принцип социальной защищенности государственных служащих; принцип стабильности кадров государственной службы.
Применительно к государственной таможенной службе эти принципы характеризуются следующим образом.
При осуществлении государственной таможенной службы должен повсеместно применяться принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями и т. п.
Нарушение этого принципа влечет привлечение виновных в этом должностных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что при осуществлении своих полномочий государственные таможенные служащие обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с принципом единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами государственная таможенная служба относится к федеральной государственной службе и находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Из принципа единства системы государственной власти вытекает принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, в соответствии с которым строится вся система государственной службы в Российской Федерации, в том числе и государственная таможенная служба.
Такое единство в таможенной службе обеспечивается единством системы таможенных органов и организаций таможенных службы, единством задач и функций в данной системе.
Единые служебные требования предъявляются ко всем государственным таможенным служащим независимо от того, являются ли они сотрудниками ГТК России, регионального таможенного управления, какой-либо таможни или, например, Северо-Кавказской таможенной лаборатории.
В соответствии с принципом равного доступа граждан к государственной службе все граждане Российской Федерации без какой-либо дискриминации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют право на замещение должности в таможенных органах и организациях таможенной службы.
Требования к кандидату на должность обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей. Ограничения права доступа к государственной таможенной службе, обусловленные спецификой этой службы, закреплены в ст.
7 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах» и будут рассмотрены нами позднее.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих является одной из гарантий правильной организации и нормального функционирования государственной таможенной службы.
Учитывая сложный, многофункциональный характер таможенного дела, важно подчеркнуть необходимость наличия как общей, так и специальной подготовки таможенных служащих.
А наличие этого принципа государственной службы обязывает таможенников в совершенстве овладевать правилами и процедурами таможенной деятельности, знать свои права и обязанности, а также активно и в полной мере осуществлять возложенные на них функции.
Принцип обязательности для государственных служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц, принятых ими в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством. Этот принцип распространяется и на государственную таможенную службу. И в то же время он не является безусловным.
В случае сомнения в правомерности полученного распоряжения государственный таможенный служащий обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом: а) своему непосредственному руководителю; б) руководителю, издавшему распоряжение; в) вышестоящему руководителю.
Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, то государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда исполнение такого распоряжения является административно или уголовно наказуемым деянием.
При этом ответственность за исполнение неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
Должности, специальные звания и классные чины таможенной службы
Штатный состав таможенных органов отличается сложной должностной структурой. Он сформирован в соответствии с положениями Федеральных законов от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» .
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586; 2000. N 33. Ст. 3348; N 46. Ст. 4537; 2002. N 27. Ст. 2620; N 30. Ст. 3029, 3033; 2003. N 1. Ст. 15; N 27. Ст. 2700; N 52 (часть I). Ст. 5038; 2004. N 27. Ст. 2711, N 49. Ст. 4846.
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3275.
Под должностью в таможенных органах понимается юридически установленный для одного лица объем функций и правомочий по реализации компетенции соответствующего таможенного органа.
В известном смысле это часть государственной власти, делегированная государством служащему, занятому в таможенной сфере и оплачиваемому за счет федерального бюджета.
Прохождение службы в таможенных органах
Под прохождением службы в таможенных органах имеется в виду совокупность юридических фактов, характеризующих служебно-правовое положение сотрудников таможенных органов и его динамику. К таким фактам относятся: поступление на службу в таможенные органы, заключение контракта, прохождение по конкурсу, назначение на должность, присвоение специального звания, служебная аттестация, перемещение по службе и др.
Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, обязательно знание государственного языка. Государственным языком на территории Российской Федерации является русский язык (ст. 68 Конституции РФ).
Поступление на службу в таможенные органы является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в указанных органах (далее — контракт).
Уровень профессионального образования для поступления на службу в таможенные органы зависит от должности, на которую зачисляется сотрудник. Общие квалификационные требования к стажу и опыту работы по специальности регламентируются Указом Президента РФ от 30 января 1996 г. N 123 «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы» .
СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 533.
Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1997 г. N 1537 «О медицинском освидетельствовании должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и граждан, поступающих на службу в таможенные органы Российской Федерации» на сотрудников таможенных органов распространено действие Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. N 390. Ныне действующее Положение о военно-врачебной экспертизе утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 . В системе таможенных органов действует также Приказ ГТК России от 24 октября 1997 г. N 636 «О порядке прохождения сотрудниками таможенных органов Российской Федерации ежегодной диспансеризации».
СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5803.
СЗ РФ. 2003. N 10. Ст. 902.
При поступлении на службу в таможенные органы гражданин представляет: личное заявление на имя руководителя таможенного органа; документ, удостоверяющий личность, т.е. паспорт; трудовую книжку; документ о профессиональном образовании, выданный образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию; справку об имущественном положении; медицинское заключение о состоянии здоровья, выданное медицинским учреждением по месту обслуживания гражданина; автобиографию; листок по учету кадров установленной формы.
Граждане при поступлении на службу в таможенные органы, а также сотрудники таможенных органов в соответствии с законодательством РФ обязаны ежегодно представлять в таможенные органы по месту прохождения службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Порядок представления данных сведений регламентируется Приказом ГТК России от 8 декабря 1998 г. N 826 «О порядке представления сотрудниками таможенных органов Российской Федерации сведений о доходах и об имуществе, являющихся объектами налогообложения, и об организации проверки указанных сведений».
Сведения и документы, представленные гражданином при поступлении на службу в таможенные органы, подлежат обязательной проверке в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г.
При установлении в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на службу в таможенные органы, руководитель таможенного органа обязан в течение месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу письменно проинформировать его о причинах отказа. Гражданин, не согласный с решением об отказе, вправе обжаловать его в вышестоящий таможенный орган или в суд.
Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы и проходить службу в таможенных органах в следующих случаях:
- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу;
- лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока по решению суда, вступившему в законную силу;
- наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего службе в таможенных органах;
- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности, на которую он претендует, связано с использованием таких сведений;
- близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья и сестры, родители и дети супругов) с сотрудником таможенного органа, если их служба в таможенном органе связана с непосредственной подчиненностью одного из них другому;
- наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
- отказа от представления сведений о доходах и имуществе, принадлежащем гражданину на праве собственности.
Испытательный срок для лиц, поступающих на службу в таможенные органы, может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня профессиональной подготовки и должности, на которую они поступают. Цель испытания — проверка профессиональной пригодности. В этом случае кандидат назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания.
Порядок и условия прохождения испытания устанавливаются руководителем ФТС. С 30 апреля 1998 г. действует Приказ ГТК России N 279 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации» (в ред. Приказа ГТК России от 16 июля 2002 г. N 751).
Для выпускников образовательных учреждений ГТК России, а также для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе, испытание не устанавливается.
Продолжительность испытательного срока указывается в контракте и приказе о назначении на должность. Испытательный срок может быть сокращен по решению начальника таможенного органа, назначившего указанного гражданина на должность.
Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника таможенных органов в соответствии с занимаемой должностью и условиями контракта.
В испытательный срок не засчитывается время нахождения в отпуске и время его отсутствия на службе в связи с болезнью.
Решение о соответствии или несоответствии стажера замещаемой должности должно быть принято уполномоченным на то должностным лицом таможенного органа на основании заключения аттестационной комиссии до истечения испытательного срока. При этом издание приказа об окончательном назначении на должность не требуется.
Контракт о службе в таможенных органах. Должности в таможенных органах замещаются путем заключения индивидуальных контрактов, по конкурсу, а также посредством назначения на должность.
Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника с соблюдением требований законодательства.
Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при назначении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами, определяется руководителем ФТС.
Порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются министром экономического развития и торговли РФ.
Существенными условиями контракта, по которым начальник таможенного органа и гражданин должны достичь соглашения и зафиксировать их в контракте, являются:
- должность, которая определяется служебными функциями сотрудника согласно должности по штатному расписанию таможенного органа и соответствующим должностным регламентом;
- место службы — таможенный орган (с указанием структурного подразделения), штатным расписанием которого предусмотрена соответствующая должность.
В контракте могут предусматриваться иные условия службы, конкретизирующие взаимные права и обязанности сторон, которые не должны ухудшать положение сотрудника по сравнению с законодательством о службе в таможенных органах.
В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.
Контракт заключается на срок от одного года до десяти лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. По соглашению сторон он может быть заключен на новый срок до истечения срока его действия.
Гражданину, принятому на службу в таможенные органы, после заключения с ним впервые контракта в течение месяца присваивается первое специальное звание и личный номер.
Сотрудникам таможенных органов выдаются служебные удостоверения и жетоны, образцы которых установлены ФТС. В настоящее время порядок выдачи этих документов, олицетворяющих полномочия сотрудников таможенных органов, регламентируется Приказом ГТК России от 14 августа 1997 г. N 492 «О служебном удостоверении и жетоне сотрудника таможенных органов».
Прохождение службы в таможенных органах отражается в личном деле сотрудника таможенного органа. Личное дело сотрудника таможенного органа ведется кадровой службой таможенного органа и при переводе указанного сотрудника направляется по новому месту службы.
Сбор и внесение в личное дело сотрудника таможенного органа сведений о его политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещается.
Порядок ведения личных дел сотрудников таможенных органов регламентируется Приказом ГТК России от 13 октября 1997 г. N 601 «Об утверждении Инструкции о порядке составления, ведения, учета и хранения личных дел сотрудников таможенных органов Российской Федерации».
Поступление на службу в таможенные органы на конкурсной основе предусматривается для создания условий равного доступа граждан к службе в таможенных органах и профессионального отбора претендентов. Перечень должностей в таможенных органах, которые могут занимать граждане на конкурсной основе, а также условия проведения конкурса определяет руководитель ФТС в соответствии с законодательством РФ.
Общие правила проведения конкурса установлены в Указе Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы» , которым утверждено одноименное Положение.
Российская газета. 2005. 3 февраля. N 20.
Назначение на должность производится приказом начальника соответствующего таможенного органа в порядке, предусмотренном законодательством о службе в таможенных органах. Приказ о назначении на должность объявляется сотруднику под расписку. В нем указывается должность в таможенном органе, на которую принят сотрудник, а также дата начала исполнения обязанностей по этой должности.
Руководитель ФТС назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития и торговли РФ.
Заместители руководителя ФТС назначаются на должность и освобождаются от должности министром экономического развития и торговли РФ по представлению руководителя ФТС.
Начальники РТУ и таможен назначаются на должность и освобождаются от должности также министром экономического развития и торговли РФ по представлению руководителя ФТС.
На сотрудника таможенного органа с его согласия на срок до трех месяцев может быть возложено исполнение обязанностей по должности, назначение на которую производится приказом министра экономического развития и торговли РФ или начальника вышестоящего таможенного органа в соответствии с установленными полномочиями.
Служебная аттестация производится для определения служебного соответствия сотрудника таможенного органа предъявляемым требованиям не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Досрочная аттестация сотрудника может быть проведена по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа.
Сотрудники таможенных органов аттестуются при представлении к государственной награде Российской Федерации; при представлении к назначению на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоящую должность или в другую службу (подразделение) таможенных органов, а также при увольнении по служебному несоответствию, за грубое нарушение либо систематическое нарушение дисциплины, за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника таможенных органов.
Порядок проведения аттестации сотрудников таможенных органов определяется Положением, утверждаемым руководителем ФТС. Приказом ГТК России от 29 октября 2003 г. N 1215 утверждено Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов, которое вступило в силу с 31 января 2004 г.
Перемещение по службе. Перемещение сотрудника таможенных органов производится:
- на высшую должность (в порядке продвижения по службе с согласия сотрудника таможенных органов);
- на равнозначную должность (с согласия сотрудника для более целесообразного его использования с учетом деловых, личных качеств и профессиональной подготовки, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту);
- на другую должность в том же таможенном органе, в другой таможенный орган в той же местности или на службу в другую местность (перевод по службе) (по инициативе министра экономического развития и торговли РФ или начальника таможенного органа с согласия сотрудника, если иное не оговорено в контракте);
- на нижестоящую должность: при сокращении штатов, в случае невозможности перемещения на равнозначную должность (с согласия сотрудника); по состоянию здоровья (в соответствии с медицинским заключением); по личной просьбе; по служебному несоответствию в аттестационном порядке (с согласия сотрудника);
- при поступлении на учебу с освобождением от занимаемой должности, а также при назначении на должность после окончания учебы;
- при привлечении сотрудников таможенных органов к выполнению специальных заданий;
- в порядке прикомандирования к органам государственной власти и организациям Российской Федерации.
Порядок перемещения по службе в настоящее время регламентируется Приказом ГТК России от 20 сентября 1999 г. N 630 «Об утверждении Инструкции о порядке назначения на должность, освобождения от должности, зачисления в распоряжение начальника таможенного органа, увольнения сотрудников таможенных органов Российской Федерации».
Перемещение по службе оформляется приказом начальника соответствующего таможенного органа с указанием основания перемещения.
Во всех случаях перемещения сотрудника по службе ему обеспечивается работа по основной или родственной специальности либо в соответствии с имеющимся опытом, а при необходимости его использования на должности по новой для него специальности перемещению должна предшествовать его профессиональная переподготовка.
Добросовестная работа вознаграждается не только устной похвалой, но и всевозможными поощрениями. За честный труд и хорошо выполненную работу можно получить:
- премию;
- подарок, имеющий ценность (пример: именное оружие);
- освобождение от дисциплинарного наказания;
- награждение почетным званием, или присвоение звания, раньше положенного.
Бонусом является:
- дополнительный отпуск, который может быть получен по отработке десяти лет. Чем больше стаж — тем больше дней дополнительного отпуска (от 5 до 15);
- страхование (за счет организации);
- обеспечение компенсацией (при определенных случаях);
- обеспечение техникой, жильем;
- одежда и денежная помощь студентам, обучающимся на очном отделении ФТС;
- оплата командировок и всех сопутствующих расходов;
- оплата больничных и других отпусков (пример: по причине смерти, рождения, пожара).
А что в других странах?
Как ценится труд таможенников в других государствах? Довольно высоко. Например, в США новые сотрудники получают примерно 40000 долларов за год. Если таможенник уже наработал опыт, то зарплата может достигать 110 тысяч в год. Но и это не все, в заработок входят еще сверхурочные, различные выплаты и премии, которые даются за тяжелые трудовые условия. Каждый работник проходит специальный тест, тем самым повышая квалификацию.
В Германии похожая ситуация. В течение тридцати шести месяцев сотрудник зарабатывает примерно 1100 евро в месяц. Со временем доход становится больше и вот уже доходит до 2500 евро. Если работник еще и повышает квалификацию, то его заработок может достигать 5000 в месяц.
На Украине ситуация обратная. Федеральный закон «О службе в таможенных органах» не устанавливает размер заработной платы. То же происходит и на Украине. Если переводить на рубли, то украинский таможенник зарабатывает от 26000 до 30000. Но так как в стране очень развита коррупция, то реальная цифра может несколько отличаться от официальных данных.
Федеральная таможенная служба
Согласно статье 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.
№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон РФ № 4468-1).
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 103 утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации.
Данное Положение определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в таможенных органах и организациях ФТС России и имеющим специальные звания, а также лицам, работавшим в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенным из таможенных органов с правом на получение пенсии, с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации.
Сотрудники таможенных органов приобретают право на пенсии:
- за выслугу лет, если они имеют предусмотренную законодательством выслугу лет в таможенных органах;
- по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных законодательством.
- В случае гибели или смерти сотрудников, их семьи при наличии условий, предусмотренных законодательством, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
- Право на пенсию за выслугу лет имеют:
- а) сотрудники таможенных органов, имеющие на день увольнения выслугу 20 лет и более;
- б) сотрудники таможенных органов, уволенные со службы по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья или по болезни либо в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющий общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба в таможенных органах.
- Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:
- а) сотрудникам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50% и за каждый год выслуги сверх 20 лет — 3% соответствующих сумм денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм;
- б) сотрудникам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет стаж службы: за общий трудовой стаж 25 лет — 50% и за каждый год стажа сверх 25 лет — 1% соответствующих сумм денежного довольствия.
- Право на пенсию по инвалидности имеют сотрудники таможенных органов, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы в таможенных органах или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы в таможенных органах.
- Сотрудники таможенных органов, ставшие инвалидами, подразделяются на следующие категории:
- а) инвалиды вследствие военной травмы;
- б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период службы.
- Пенсия по инвалидности назначается в следующих размерах:
- а) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп — 85%, III группы — 50% соответствующих сумм денежного довольствия;
- б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп — 75%, III группы — 40% соответствующих сумм денежного довольствия.
- Пенсия по случаю потери кормильца семьям сотрудников таможенных органов назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы в таможенных органах или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы в таможенных органах либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы (работы) в таможенных органах, а семьям пенсионеров из числа этих лиц — если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
- Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) сотрудников, состоявшие на их иждивении.
- Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие военной травмы; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.
- Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:
- а) семьям сотрудников, умерших вследствие военной травмы — 50% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;
- б) семьям сотрудников, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, — 40% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи.
- Статьей 43 Закона РФ № 4468-1 определено денежное довольствие для исчисления пенсии.
- В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, включается: должностной оклад, оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях), процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии по состоянию на 1 января 2020 года, составляет 73,68 процента.
Она формируется на основе п.2 ст. 5 обозначенного закона. Выстраивается по иерархическому принципу. Звания в таможне России по возрастанию разделены на четыре состава:
Младший.
Средний руководящий.
Старший начальствующий.
Высшее руководство.
Должности первых трех категорий и требования к ним утверждает Председатель ГТК страны. Формирование п.4 – прерогатива президента.
Вам будет интересно:Спецназ морской пехоты: структура и задачи подразделения
ФЗ №114 регламентирует, что на государственном уровне сотрудники таможни специальные звания получают в следующем формате.
Ранг /Состав |
Должности |
Младший |
Прапорщики |
Средний |
Лейтенанты и капитан |
Старший |
Майор, подполковник и полковник |
Высший |
Генералы и советник |
В ситуации с проступками
(не то служащий отметился дисциплинарным взысканием (исключением служит его устная очертание) или является обвиняемым в уголовном деле, то его профессиональное досыл приостанавливается. И на получение нового звания он может претендовать всего на все(го) после снятия претензий и завершения уголовного процесса. Причем в последнем вот втором варианте должны фигурировать реабилитирующие основания.
Также новый поручик сотрудник не получает, пока осуществляется служебная проверка.
Если начальник таможенной организации без уважительных обоснований задерживает представление подчиненного к очередному званию, ведь подвергается дисциплинарному наказанию. А обозначенный сотрудник может рассчитывать на компенсацию заслуженных средств, которые спирт мог получать, если бы ему своевременно присвоили очередное куропалат.
Особенности таможенного контроля товаров
Должностные лица могут начать ТК сразу, после того как товар будет ввезён на таможенную территорию. При экспорте ТК может быть начат сразу после регистрации декларации. Что проверяется при ТК: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.
Таможенному контролю подлежат:
- Товары, перемещаемые через таможенную границу (в том числе коммерческие партии товаров, личные вещи граждан, автомобили, международные почтовые отправления);
- Документы, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
- Сроки совершения процедур в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и операций с такими товарами (например, соблюдение перевозчиком установленных сроков транзита грузов);
- Транспортные средства международной перевозки грузов (грузовые автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда, различные виды транспортной тары (контейнеры, вагоны и т.д.));
- Сведения, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
- Деятельность лиц, совершающих таможенные операции (физические лица, юридические лица (перевозчики, таможенные брокеры, уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и др.)).
Таможенная проверка после выпуска товаров
Таможенная проверка после выпуска товаров – это эффективный инструмент для контроля соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства. Таможенная проверка после выпуска товаров ТК ЕАЭС в статье 331 определяется как форма таможенного контроля, проводимая таможенными органами наряду с другими формами. Формы таможенного контроля перечисляются в статье 322 ТК ЕАЭС, в том числе указана таможенная проверка. Проверки могут быть как камеральными, так и выездными, выездные, в свою очередь, могут быть плановыми, внеплановыми и встречными. Срок таможенной проверки после выпуска товаров ограничивается 3 годами, но таможенные документы положено хранить 5 лет.
Выездная таможенная проверка, пример после выпуска товара: среди импортных товаров, продаваемых торговой организацией, проверка выявила товар, имеющий маркировку импортного, но имеющий российское происхождение.
Результативность таможенных проверок после выпуска товаров достаточно высока.В результате их проведения выявляются нарушения и возбуждаются административные и уголовные дела, по результатам которых в федеральный бюджет перечисляются таможенные платежи, штрафы и пени. Результаты проверок должны быть оформлены как акты таможенных проверок после выпуска товаров в законодательно утверждённой форме. Если проверкой установлен факт недостоверного декларирования, то декларанту должна быть направлена копия этого документа.
Порядок проведения таможенного контроля
На территории ЗТК таможенные органы уполномочены осуществлять любые формы контроля.
Формы таможенного контроля:
- Запрос и получение объяснений от участников ВЭД;
- Проверка документов и сведений;
- Таможенный осмотр товаров и транспорта;
- Таможенный досмотр товаров и транспорта;
- Личный таможенный досмотр;
- Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
- Таможенная проверка.
Получение объяснений. Инспектор правомочен запрашивать дополнительно информацию, получать объяснение у физлиц и юрлиц чтобы уточнить сведения, указанные в ДТ. Если опрашиваемый владеет интересующей инспектора информацией, то он должно предоставить ее инспектору.
Проверка документов и сведений. Инспектору требуется установить, что:
- При декларировании соблюдены все формальности;
- Имеются все печати и штампы, и они сравнимы с образцами;
- Предоставленные на номерных бланках документы не похищены, не аннулированы и действительны (инспектор может делать запросы через систему межведомственного взаимодействия с другими ведомствами (СМЭВ) на поиск интересующих документов в базах данных);
- В ДТ и товаросопроводительных документах отсутствуют следы незаверенных исправлений, подчисток, добавлений текста, подделки печати или подписи.
При необходимости инспектор вправе мотивированно запрашивать у декларанта допсведения. Полученные документы направляются на верификацию (срок может составлять от нескольких часов до одного месяца).
Таможенный осмотр (ТО) и таможенный досмотр (ТД). ТК заключается в визуальном осмотре товаров, багажа, ТС, почты и документов к ним. Отличия между ТО и ТД: при осмотре вскрытия грузового отсека транспорта, контейнера, багажа не происходит, а при досмотре они вскрываются, а товар вынимается. Следовательно, ТД является более полной формой ТК. Зачем же тогда таможня использует столь несовершенный метод контроля, как осмотр? Причина заключается в том, что ТД более трудоемкая и дорогостоящая форма ТК. Досматривать весь товаропоток нецелесообразно.
Цель ТО – удостовериться, что данные, заявленные в ДТ, действительно описывают товар, предъявленный таможне. Если на контейнере, багаже, другой транспортной таре присутствуют таможенные пломбы, то инспектор должен удостовериться в их целостности, груз не вскрывался (нет следов разборки, демонтажа).
При ТО инспекторы часто используют технические средства таможенного контроля (ТСТК) разных классов (от простейших до сложных). К сложным ТСТК относятся рентгеновские установки, газоанализаторы, инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Несколько слов об ИДК. С их помощью осуществляется осмотр транспортной тары, багажа, грузовых отсеков автомобилей. Это делается для того, чтобы исходя из анализа полученных рентгеновских снимков установить количество товара в контейнере, его характер, и при наличии посторонних вложений выявить их (основная масса товара и посторонние вложения изготовлены из разных материалов, имеют разные габариты, разную плотность, а значит на рентгеновском снимке будут отличаться друг от друга), выявить тайники и закладки контрабанды.
Присутствие декларанта при ТО не обязательно. ТД товаров происходит только в присутствии участника ВЭД.
Степени таможенного досмотра
- Пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием;
- Взвешивание (полное или выборочное);
- Пересчет количества предметов в грузовых местах выборочно;
- Пересчет грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест;
- Измерение и определение характеристик товаров (с частичной или полной разборкой):
- Без взятия проб и образцов;
- С взятием проб и образцов;
- Пересчет количества предметов во всех грузовых местах.
Степень и глубина ТД определяется начальником таможни. Но, если это необходимо, инспектор может увеличить ее. Уменьшать объем и степень ТД недопустимо.
Что может стать причиной проведения ТД? Попробуем рассказать о некоторых из них.
- Прежде всего это результаты ТО. Если инспектором были обнаружены поврежденные пломбы, следы от вскрытия опечатанного контейнера, а осмотр с помощью ИДК выявил в автомобиле посторонние вложения, то он может направить в адрес начальника поста служебную записку о проведении ТД вызвавшего подозрение груза с указанием глубины досмотра.
- Подозрения в достоверности предъявленных декларантом на таможне документов, допущенные в них ошибки.
- Еще один фактор – срабатывание определенного профиля риска в системе управления рисками (СУР). О работе СУР мы расскажем несколько позже.
Итогом является акт, оформляемый инспектором (экземпляр вручается участнику ВЭД).
Личный таможенный досмотр — это исключительная форма контроля, потому что при досмотре затрагиваются личные права и свободы гражданина. Однако сотрудники таможни вынуждены прибегать к выборочному досмотру граждан, так как все еще нередки случаи, когда правонарушители пытались скрытно провезти через государственную границу товары на своем теле, в одежде, либо среди личных вещей. Во всяком случае практически каждый из нас видел сводки криминальных новостей, где периодически рассказывается о задержании на границе физлиц, пытавшихся скрытно провезти контрабанду.
Что необходимо знать об особенностях личного досмотра граждан?
- Решение о ЛТД того или иного гражданина не принимается инспектором единолично. Требуется положительная резолюция начальника таможни. Только он вправе утверждать и подписывать документ о ЛТД.
Рассмотрим возможный сценарий. Инспектор при осмотре, проверке паспорта, ДТ, опросе физлица обнаруживает признаки того, что гражданин скрывает при себе некоторые товары, и пытается переместить их помимо контроля. Инспектор составляет рапорт на имя начальника таможни, где указывает признаки совершаемого правонарушения. Основываясь на служебный документ, руководитель поста утверждает решение о проведении ЛТД физлица. - Личный досмотр физлица производится в ЗТК. Процедура должна проходить в отдельном специальном кабинете, соответствующем всем стандартам (санитарным, гигиеническим) и недоступном посторонним лицам.
- Таможня уведомляет гражданина принятом ею старта досмотровых мероприятий. Гражданину озвучиваются его права после чего он ставит свою подпись на бланке Решения о проведении личного таможенного досмотра. Гражданин вправе отказаться подписывать решение, тогда инспектор записывает информацию о том, что досматриваемый уведомлен о проведении ЛТД, ему были озвучены его права, предложено самостоятельно сдать незаконно перемещаемые товары и он отказался подписывать документ.
- Закон четко указывает: действия инспектора не должны ущемлять честь и достоинство гражданина, причинять вред его здоровью и ущерб имуществу.
- К ЛТД в качестве свидетелей привлекаются понятые. Досмотровые мероприятия в отношении несовершеннолетнего ребенка (либо недееспособного лица) предполагают присутствие как минимум одного из родителей (опекунов). Важное условие: инспектор, понятые, досматриваемый должны быть гендерно равны, то есть принадлежать к одному полу.
Обследование тела физлица осуществляет медработник. Операции совершаются им с применением специнструментов и медтехники. - Досматриваемый гражданин обязан исполнять все законные указания инспектора.
- После завершения ЛТД составляется, подписываемый инспектором, досмотренным гражданином (его представителем), понятыми и медработником. Один экземпляр документа передается досмотренному гражданину.
Инспектор должен помнить, что ЛТД граждан – это вмешательство в личное пространство человека, поэтому требует максимального соблюдения норм этики и морали. Следующие правила не закреплены законодательно, но о них следует рассказать.
- При необходимости, гражданин вправе попросить инспектора допустить к нему переводчика;
- ЛТД проводится инспектором в корректной форме, без унижения достоинства личности, причинения неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого (в пределах, необходимых для обнаружения скрытых гражданином при себе товаров);
- Запрещается комментирование манеры поведения досматриваемого, его возможных физических недостатков, одежды и т.д., и т.п.
- Кино-, видео- и фотосъемка проводятся до момента, когда дается команда приступить к снятию одежды.
Гражданин вправе выступать с заявлениями, ходатайствами и вносить их в акт (самостоятельно или с помощью инспектора), обжаловать действия сотрудника таможни.
Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля подразумевает визуальный осмотр помещений и территорий, а также товаров и документов. Таможенные органы должны убедиться в наличии здесь товаров, находящихся под контролем (в т.ч. условно выпущенных), а также в целостности таможенных пломб, печатей на транспорте, перевозящем грузы, находящиеся под процедурой транзита.
Осмотр помещений и территорий осуществляется только на основании предписания о проведении ТОПиТ, подписанном начальником поста. Бланк, на котором оформлено предписание должен иметь свой порядковый номер, и содержать сведения о дате проведения ТОПиТ, наименование объекта осмотра, ФИО инспектора, номер его удостоверения, отметку об ознакомлении лица, чьи помещения и территории планируется осмотреть (далее «собственник/арендатор»).
Перед проведением ТОПиТ инспектор предъявляет собственнику/арендатору Предписание и свое удостоверение. Не рекомендуется чинить инспектору препятствия, так как он наделен правом пресекать сопротивление и вскрывать закрытые помещения. Вскрытие запертых дверей должно осуществляться в присутствии понятых и с уведомлением прокурора.
Продолжительность ТОПиТ – не более 1 раб. дня. По завершению мероприятия инспектором составляется акт ТОПиТ, один из экземпляров которого вручается собственнику (арендатору).
Таможенный осмотр проводится:
- На СВХ, таможенных складах, в помещениях магазинов беспошлинной торговли для проверки их соответствия требованиям законодательства, а также для проверки условий нахождения на их территориях товаров, находящихся под таможенным контролем;
- В пунктах пропуска через госграницу, в зонах таможенного контроля, расположенных здесь помещениях, территориях отдельных лиц при наличии информации о ввезенных с нарушением таможенного законодательства товарах и транспортных средствах, для проверки такой информации;
- На территориях и помещениях лиц, осуществляющих хранение и распоряжение товарами, находящимися под таможенным контролем. Например, при поступлении информации о том, что такие товары были утрачены или используются и хранятся в нарушении таможенного законодательства, для проверки такой информации.
Таможенная проверка (ТП) проводится после выпуска товаров. Ее цель – удостовериться, что декларант (учВЭД, перевозчик, собственник СВХ, УЭО) соблюдает законодательство, в частности условия таможенной процедуры, задекларированной при оформлении. В ТП могут принимать участие сотрудники разных контролирующих органов (прокуратуры, ФНС РФ, специалисты Россельхознадзора и др.).
Инспекторы сравнивают данные, отраженные в бухгалтерских, уставных документах с информацией, заявленной в ДТ и товаросопроводительных документах.
При реализации мер контроля таможенный орган вправе применять следующие меры:
- Проводить устный опрос;
- Запрашивать и получать необходимые документы и сведения;
- Проводить идентификацию товаров, транспортных средств, помещений, территорий;
- Использовать технические средства;
- Выполнять таможенное сопровождение товаров, находящихся под контролем и транспортных средств их доставки;
- Разрабатывать маршрут перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
- Вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем товаров и совершаемых с ними таможенных операций;
- Приглашать специалистов для реализации мер таможенного контроля;
- Вести таможенное наблюдение.