Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких случаях и как изменить контракт по 44-ФЗ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 разъясняется: «Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта». И далее: «…при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Дату расторжения контракта нужно определять согласно ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а также с учетом ст. ст. 191 и 193 ГК РФ
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Статья 191 ГК РФ устанавливает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если же последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).
Условия изменения контракта
Согласно нормам ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: 1. Если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
- а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных им количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
- б) при увеличении по предложению заказчика предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги не более чем на 10% или уменьшении предусмотренных контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить его цену, исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в нем количество такого товара.
Расторжение контракта
Пунктом 8 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а в случае одностороннего отказа от исполнения контракта — в соответствии с гражданским законодательством. Аналогичная норма содержалась в п. 8 ст. 9 Закона о размещении заказа. Прежде чем принять решение об одностороннем расторжении контракта, заказчик должен провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций. Если по результатам экспертизы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, он может быть расторгнут. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия решения, должно быть размещено в единой информационной системе и направлено поставщику (подрядчику, исполнителю):
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте;
- телеграммой;
- посредством факсимильной связи;
- по адресу электронной почты;
- с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Положения ст. 95 44-ФЗ предусматривают расторжение контракта в порядке одностороннего отказа, в судебном порядке или по соглашению сторон.
При условии, что это было предусмотрено договором, заказчик может отказаться от контракта в одностороннем порядке в соответствии с положениями ГК РФ о некоторых видах обязательств. В течение трёх дней после отказа решение об этом должно быть размещено в ЕИС, а также направлено исполнителю.
При этом если исполнитель добросовестно исполнил свои обязательства, заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на то существенной причины. Таким образом, исполнители защищены от ситуаций, при которых заказчик мог бы отказаться от оплаты качественно оказанных работ или услуг, либо товара, поставленного в соответствии с требованиями контракта.
Существует перечень случаев, в которых заказчик обязан отказаться от контракта:
- предоставление поставщиком недостоверной информации о товаре, в частности, если это позволило ему стать победителем торгов;
- инвестиционное производство предмета заключённого контракта было освоено, создано или модернизировано на территории РФ.
Если расторжение контракта производится в связи с ненадлежащим поведением исполнителя, он вносится в реестр недобросовестных поставщиков.
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
Если ФАС, когда рассмотрит вопрос о включении поставщика в РНП, не найдет оснований для одностороннего расторжения контракта, то это станет основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, которое предусмотрено ч. 6 ст. 7.32 КоАП | Письмо ФАС № ИА/18794/19 от 12.03.2019 | |
Отказывайтесь от исполнения, если есть существенные нарушения условий | Письмо Минэкономразвития № Д28и-880 от 08.04.2016 | |
Поставщик обязан соответствовать требованиям на момент подачи заявки. То есть если поставщика не было в РНП во время подачи заявки, а в период заключения госконтракта или в ходе его исполнения он в него попал, нельзя расторгать | Письмо ФАС № АЦ/40483/15 от 06.08.2015 |
За нарушение требований по ведению реестра контрактов Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.
Заказчику следует помнить об отчетности, установленной ст. 94 ФЗ № 44. Так, согласно ч. 9 ст. 94 ФЗ № 44 результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 названного закона), а также информация о поставленном товаре (выполненной работе, оказанной услуге) отражаются заказчиком в отчете, содержащем сведения:
1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта: осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в т. ч. их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) / о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
Расторжение контракта по решению суда и представление заказчиком копии резолютивной части решения арбитражного суда, не является препятствием для проведения антимонопольным органом проверки. Дело № А04-842/2017
Если поставщик не намеревался уклоняться от исполнения контракта, или его вины в неисполнении нет, он не попадет в РНП. Дело № А37-2801/2016
Представление банковской гарантии, формально содержащей все необходимые сведения, но имеющей ошибки в формулировках ее условий, не свидетельствует о намерении поставщика уклониться и не является основанием для включения в РНП. Дело № А51-8613/2017
Нельзя проводить повторную проверку одних обстоятельств. Недопустимо принятие двух решений или пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Дело № А04-3105/2016
Взаимодействие с заказчиком при исполнении госконтракта может быть несколько иным, чем в частном секторе, из-за действующих правил и процедур. Вот несколько советов по общению с заказчиком в госконтракте:
- Ознакомиться с регламентом: убедиться, что вы понимаете соответствующие законы, нормативные акты и процедуры, которые применяются к госконтрактам.
- Четко определить роли и обязанности сторон: это поможет избежать недоразумений и споров во время исполнения договора.
- Регулярно общайтесь с заказчиком: держите его в курсе состояния проекта и любых потенциальных проблем, которые могут возникнуть.
- Быстрое реагирование на запросы заказчика может способствовать укреплению доверия и улучшению отношений.
- Быстрое решение возникающих проблем.
- При возникновении спора соблюдайте процедуры разрешения споров, установленные договором и Федеральным законом № 44-ФЗ и Федеральным законом № 223-ФЗ.
- Ведение точных и полных записей: всех сообщений, транзакций и решений, связанных с договором. Это может быть полезно в случае любых споров или проверок.
Важно сохранять профессиональное и уважительное поведение при общении с заказчиком и всегда стремиться к взаимовыгодному исходу, соблюдая при этом действующие регламенты и процедуры по госконтрактам.
Несколько советов для общения с клиентом в письменной форме:
- Используйте ясный и лаконичный язык: пишите в ясной и сжатой форме, используя простой язык, который понятен заказчику.
- Включить все соответствующие сведения: убедитесь, что ваша корреспонденция включает все соответствующие сведения, такие как даты, имена и конкретные сведения о договоре и его выполнении.
- Поддерживать профессиональный тон: профессиональный и уважительный тон во всей переписке, избегая любого языка, который может быть воспринят как конфронтационный или неуважительный.
- Подтверждение важной информации в письменной форме: такой как изменения в договоре или другие ключевые решения, для обеспечения того, чтобы обе стороны знали и согласовывали условия.
- Вести учет всей переписки: включая электронные письма, письма и телефонные разговоры, поскольку они могут потребоваться в случае споров или проверок.
- Последующие меры в связи с важными действиями: принятыми в переписке, для обеспечения того, чтобы они осуществлялись в соответствии с достигнутыми договоренностями.
- Использовать официальные каналы: такие как письмо или электронная почта, чтобы обеспечить признание переписки.
Следуя этим советам ваша переписка с заказчиком будет понятна, профессиональна и эффективна при исполнении госконтракта.
Отвечать на требования и указания заказчика может быть непросто, но важно обращаться с ними профессионально, чтобы обеспечить исполнение контракта в согласованном виде.
Несколько советов по реагированию и оспариванию претензий по госконтракту:
- Ознакомьтесь с договором: убедитесь, что вы понимаете условия договора, включая любые положения, связанные с претензиями, требованиями и инструкциями.
- Внимательно изучите претензию и оцените, являются ли они действительными и соответствуют ли они договору.
- Ответьте в письменной форме на претензии заказчика четким и кратким объяснением вашей позиции.
- Использование доказательств в поддержку своей позиции: если вы не согласны с претензиями клиента, предоставьте доказательства в поддержку своей позиции, такие как фото-видео документы или экспертные заключения.
- Следовать процедуре разрешения споров: если вопрос не может быть решен посредством переписки, следовать процедуре разрешения споров, изложенной в договоре и Федеральном законе № 44-ФЗ и Федеральном законе № 223-ФЗ.
Передача товаров, результата работ или услуг по госконтракту требует детального и точного процесса, чтобы все стороны были удовлетворены результатом. Для обеспечения плавной передачи обслуживания можно выполнить следующие шаги:
- Подготовить необходимую документацию, включая акт приемки и другие необходимые документы.
- Запланировать проведение приемки работ, в котором примут участие представители заказчика и поставщика.
- Провести тщательную проверку — убедиться, что товары, результаты работ или услуг соответствуют спецификациям и требованиям, изложенным в договоре.
- Подписать акт приемки — после завершения проверки и согласия всех сторон.
Важно следовать надлежащей процедуре передачи, чтобы избежать споров или недоразумений о качестве товара, результате работ или услуг, поставленных по госконтракту.
Ответ на отказ заказчика подписать документы может зависеть от конкретных обстоятельств дела и положений госконтракта. Однако некоторые общие шаги, которые можно предпринять:
- Пересмотр контракта и его положений для определения обязательств обеих сторон в отношении подписания документов.
- Общение с клиентом, чтобы понять причины отказа и попытаться решить проблему путем переговоров.
Если переговоры не увенчаются успехом, обратиться за юридической консультацией для определения последующих шагов, которые могут включать обращение в суд или другие механизмы разрешения споров.
Документируйте все факты отказа заказчика подписывать документы, а также переписку и попытки их разрешения спора!
Промежуточная приемка — это процедура, при которой заказчик принимает часть работ, выполненных по государственному контракту.
Целью промежуточной приемки является подтверждение того, что выполненные работы соответствуют требованиям контракта и позволяют поставщику получить оплату за выполненную часть.
Для выполнения промежуточной приемки по государственному контракту необходимо выполнить следующие шаги:
- Подготовка промежуточной приемочной документации: подготовка необходимых документов, таких как отчет о выполненных работах, результаты испытаний и акты, подтверждающие промежуточную приемку.
- Уведомить заказчика о намерении запросить промежуточную приемку и предоставить необходимые документы.
- Организовать осмотр: организовать осмотр выполненных работ для подтверждения их соответствия требованиям договора.
- Утверждение результатов промежуточной приемки: заказчик подтверждает, что выполненные работы соответствуют требованиям договора.
- Получение платежа: после утверждения промежуточной приемки, поставщик имеет право на получение оплаты за часть выполненных работ.
Основания расторжения государственного контракта
В данном разделе рассмотрим основания, по которым может быть расторгнут госконтракт, то есть, что может послужить поводом для расторжения контракта.
Расторгнут контракт может быть по различным основаниям. При этом заказчик может прописать в контракте конкретные основания, по которым он вправе отказаться от контракта в одностороннем порядке либо расторгнуть его по соглашению сторон или через суд.
Основаниями для расторжения контракта по соглашению сторон или через суд могут быть следующие:
- если стороной существенно нарушаются условия контракта
- если существенно изменились обстоятельства, из которых стороны исходили, когда заключали контракт
- в иных случаях, которые могут быть предусмотрены законом и/или контрактом
Основания для расторжения контракта в одностороннем порядке могут быть прописаны в контракте. Например, в контракте могут быть предусмотрены следующие основания для одностороннего отказа:
- если исполнитель по контракту не приступает своевременно к исполнению своих обязательств
- если исполнитель очень медленно выполняет работы по контракту, что впоследствии повлечет нарушение сроков исполнения обязательств по контракту
- если исполнитель нарушил сроки исполнения принятых на себя обязательств и у него началась просрочка
- если лицо ненадлежащим образом исполняет контракт
- иные основания, которые Заказчик пропишет в контракте
Если же конкретные основания для расторжения не указаны в контракте, тогда можно воспользоваться общими положениями гражданского законодательства.
Отличия ФЗ 44 и ФЗ 223
Ниже подробнее рассматриваются отличия ФЗ 223 и ФЗ 44 с перечислением отдельно пунктов для наглядности.
ФЗ 223 | ФЗ 44 |
Цели законов. | Цели законов. |
Целью Федерального закона 223 является установление общего экономического пространства. Его задача также — своевременное исполнение потребностей юридических лиц в товарах, услугах или работах, в нужной ценовой категории и необходимого качества. | Целью Федерального закона 44 является повышение эффективности закупок для государственных, бюджетных и муниципальных учреждений. Его задача также — результативность таких закупок, предотвращение коррупции в этой области. |
По закону заказчиками являются: | |
|
|
Составление плана. | Составление плана. |
Каждый год составляется документ с подробным описанием планов закупок и графиком. В случаях покупки лекарств или высокотехнологических товаров, документ составляется минимум на 5, а максимум на 7 лет. | Составляется два документа. Каждый год оформляется план с графиками покупок. Но один раз в три года оформляется бумага с подробным планом закупки. |
Типы закупки. | Типы закупки. |
По ФЗ 223 существуют только торги и конкурсы. |
|
Главными отличиями двух описываемых законов являются цели и задачи, стороны договоров, графики, планы, категории и виды закупок.
С 01.07.2019 г. 44-ФЗ дает основания, по которым допускается изменение существенных условий в государственных контрактах по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
Что меняется | Условия | НПА |
Любые существенные условия. | При соблюдении следующих условий:
· контракт заключен не менее чем на 1 год; · стоимость обязательств — не менее 100 млн. руб. (п. 1(1) Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013 г.); · работы невозможно выполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам; · изменение не приведет к увеличению срока исполнения или суммы более чем на 30%. Изменить существенные условия можно после письменного обоснования. Оно основывается на акте правительства, высшего исполнительного органа региона либо местной администрации. |
п.8 ч.1 ст.95 закона № 44-ФЗ |
Объем или виды выполняемых работ. | Цена уменьшается или увеличивается на 10% в обе стороны. Возможность отражается в документации и контракте или только в контракте, если закупка проводится у ЕП. | п.п.«в» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Срок исполнения контракта. | Меняется только 1 раз, новый срок не должен превышать изначального срока.
Обязательства невозможно выполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам или по вине исполнителя. Если виноват исполнитель, то на него налагается штраф (пени, неустойка), и он должен предоставить ОИК на новый срок. Срок действия банковской гарантии должен не менее чем на 1 месяц превышать измененный срок исполнения обязательств (ч.3 ст.96 44-ФЗ). |
п.9 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
По заключенному контракту(44-ФЗ) исполнитель прислал письмо, в котором, ссылаясь не непредвиденные обстоятельства, возникшие в связи с обострением ситуации и угрозой распространения короновирусной инфекции (дополнительные меры по организации режима труда работников, введение новых санитарных норм для эксплуатации помещения, отсутствия достаточного количества персонала), не сможет в дальнейшем исполнять обязательства по оказанию услуг.
Ссылаясь на пункт контракта о праве исполнителя принять решение об одностороннем расторжении контракта, исполнитель просит расторгнуть контракт.
Каковы наши действия (заказчика)? Должны ли мы применить к исполнителю штрафные санкции? Какой документ будет являться основанием для расторжения контракта и кто его должен составить (исполнитель или заказчик)?