Какую надбавку можно оплатить водителю за ненормированный рабочий день

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую надбавку можно оплатить водителю за ненормированный рабочий день». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Кому из рабочих устанавливать такие надбавки, решает наниматель. Однако исходя из сложившейся практики такие надбавки устанавли­ваются рабочим, имеющим 3-й разряд и выше. При определении раз­меров таких надбавок можно ориентироваться на размеры, установ­ленные для организаций, финансируемых из бюджета, а именно: для рабочих 3-го разряда —12% его тарифной ставки, 4-го — до 16%, 5-го — до 20%, 6-го — до 24%, 7-го — до 28%, 8-го — до 32% тарифной ставки. Надбавки за высокие достижения в труде, сложность и напряжен­ность труда устанавливаются руководителям, специалистам и служа­щим.

Оплата ненормированного рабочего дня

Труд за пределами рабочего дня не обязательно гарантирует надбавку к зарплате. Согласно ТК РФ, сотруднику, который работает на условиях ненормированного рабочего дня, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск от трех календарных дней. Но продолжительность такого отпуска в организации устанавливается коллективными договорами или локальными нормативными актами (ст. 116, 119 ТК РФ). Продолжительность отпуска зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.

Поэтому для каждой должности может быть установлена своя продолжительность дополнительного отпуска. При этом работник имеет право на дополнительный отпуск независимо от того, как долго он был занят в условиях ненормированного рабочего дня. Даже если переработок не было, это право сохраняется.

Дополнительный отпуск суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (в том числе удлиненным), а также с другими ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками.

Если дополнительный отпуск переносится, или работник не воспользовался своим правом до увольнения, то он предоставляется в том же порядке, что и ежегодные оплачиваемые отпуска. Работник может попросить предоставить этот отпуск с последующим увольнением или выплатить за него компенсацию.

Компенсация за неиспользованный отпуск рассчитывается с учетом количества дней отпуска пропорционально отработанному времени. Например, если работнику положено 8 дней дополнительного отпуска в год, а он решил уволиться через 10 месяцев, то выплата будет рассчитана за 6,66 дня (8 дн / 12 мес х 10 мес). Сотрудник может отказаться от использования отпуска и попросить заменить его денежной компенсацией и во время работы (ст. 126 ТК РФ). Доплата за ненормированный рабочий день рассчитывается так же, как и оплата за сверхурочную работу: первые два часа — в полуторном размере или более, остальные — в двойном размере или более.

Как компенсировать ненормированную работу?

Сотруднику, работающему на условиях ненормированного рабочего дня, должен быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Минимальная его продолжительность – три календарных дня. Конкретная продолжительность такого отпуска определяется коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 116, 119 ТК РФ).

Если обратиться к Правилам, то продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка учреждения и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.

Соответственно по каждой должности может быть установлен свой размер отпуска.

Согласно Правилам право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня.

Дополнительный отпуск суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (в том числе удлиненным), а также с другими ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками.

К сведению: в Письме Роструда от 24.05.2012 № ПГ/3841-6-1 не предусмотрено предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день пропорционально отработанному в рабочем году времени и для всех остальных работников.

Отпуск за ненормированный рабочий день предоставляется независимо от того, сколько часов было переработано и были ли переработки вообще.

В случае переноса либо неиспользования дополнительного отпуска, а также увольнения право на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном трудовым законодательством РФ для ежегодных оплачиваемых отпусков. Увольняясь, работник также может попросить предоставить этот отпуск с последующим увольнением или выплатить за него компенсацию. В случае расчета компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении придется рассчитать количество дней отпуска пропорционально отработанному времени. Например, если работнику положено 8 дней дополнительного отпуска в год, а он решил уволиться через 10 месяцев, то компенсацию нужно будет выплатить за 6,66 дня (8 дн. / 12 мес. х 10 мес.).

Сотрудник может отказаться от использования отпуска и попросить заменить его денежной компенсацией и во время работы (ст. 126 ТК РФ).

Как устанавливаются надбавки водителям?

Их размеры определяются в зависимости от личного вклада кон­кретного работника в результаты труда подразделения или коллектива предприятия в целом. Надбавки руководителям устанавливаются вышестоящим органом управления.

Ошибка №1: Гражданин работает не официально и претендует на выплату компенсации

Комментарий: К сожалению законодательством не запрещено трудоустройство, которое подразумевает неофициальное оформление. Это одна из распространенных нарушений, так как важным условием является трудоустройство официально. Профессия дальнобойщик не может быть подработкой, поэтому должна оплачиваться не только заработная плата, но и компенсация если таковая должна быть.

Ошибка №2: Руководителю выгодно не оплачивать компенсацию, правда ли это утверждение?

Комментарий: Достаточно спорное мнение о том, что руководителю выгодно не производить компенсацию за разъездной характер работы.

Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей

Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что в случае, если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительный отпуск, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа. Таким образом, правило об оплате сверхурочной работы при непредоставлении дополнительного отпуска действовало до 10 августа 2008 г.В настоящее время ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты.

Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что в случае, если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительный отпуск, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа. Таким образом, правило об оплате сверхурочной работы при непредоставлении дополнительного отпуска действовало до 10 августа 2008 г. В настоящее время ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты.

Какую надбавку можно оплатить водителю за ненормированный рабочий день

Единственной формой компенсации при этом является предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в режиме ненормированного рабочего времени определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, и она не может быть менее трех календарных дней.

Коммерческие организации вправе определять правила и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков за работу в режиме ненормированного рабочего времени, разрабатывать перечни должностей, в отношении которых может применяться режим ненормированного рабочего времени, самостоятельно. При этом разработанные и принятые правила и условия предоставления отпусков могут быть изданы отдельным приказом по организации, а продолжительность отпусков, согласно требованиям ст.

Внимание

В трудовых или коллективных договорах или правилах внутреннего трудового распорядка организации должны быть перечислены все основные обязанности, составляющие объем работы лиц, которым устанавливается режим ненормированного дня.

В случае выполнения работ, не связанных с обязанностями работника, предусмотренными трудовым договором, коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка, эти работы оплачиваются по соглашению как выполнение особых заданий.

Работники, которым установлен режим ненормированного рабочего дня, на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха, праздничные дни, за исключением случаев, особо оговоренных в трудовых или коллективных договорах или в правилах внутреннего трудового распорядка. При отсутствии такой оговорки работы, производимые в отдельных случаях в указанные выше дни, должны быть компенсированы на общих основаниях.

Комментарий к ст. 101 ТК РФ

1. Под ненормированным рабочим днем законодатель понимает особый режим работы, установление которого возможно не для всех, а только для отдельных категорий работников.

Читайте также:  Как настроить нумерацию документов в 1С?

В связи с этим применению режима ненормированного рабочего дня предшествуют разработка и принятие соответствующего перечня должностей работников. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем может включаться в текст коллективного договора, соглашения или утверждаться в виде самостоятельного локального нормативного акта. Поэтому порядок утверждения перечня может иметь как договорный (при заключении коллективного договора, соглашения), так и установленный законодателем для локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, характер.

2. Комментируемая статья не называет конкретных правовых оснований привлечения работников, чьи должности приведены в указанном перечне, к работе по режиму ненормированного рабочего дня. Определенным объяснением применения работодателем своего права служит положение статьи о том, что трудовая функция работника может выполняться за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени. В то же время работодатель должен располагать объективными причинами, определяющими необходимость выполнения работником трудовой функции после окончания рабочего дня. Эти причины или основания должны иметь эпизодичный характер, например необходимость завершения процедуры переговоров, в которых работодатель является стороной.

При этом эпизодичный характер привлечения работников к труду после окончания рабочего дня свидетельствует, что планировать или заранее предусмотреть необходимость такой работы сложно, хотя в отдельных случаях ее вероятность достаточно очевидна (например, составление квартальных, годовых отчетов; увеличение объема заказов сезонной продукции).

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем работодатель определяет самостоятельно. При его составлении учитывается сфера деятельности, характер труда работников, своевременность выполнения принятых на себя обязательств и все остальные обстоятельства, способствующие эффективной работе организации.

3. Правительство РФ дает развернутый перечень таких должностей в отношении организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета:

— руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету;

— лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению;

— лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности (см. п. 3 Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 884).

Отнесение к перечню должностей работников с ненормированным рабочим днем тех, чей труд не поддается точному учету во времени, или тех, кто распределяет время работы по своему усмотрению, означает, что они могут самостоятельно решать вопрос о работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, если это определено должностными инструкциями или локальными нормативными актами. В данной ситуации работа по режиму ненормированного рабочего дня осуществляется по инициативе самого работника, т.е. предварительного распоряжения руководителя организации о привлечении его к такой работе не требуется.

4. Ознакомление работника перед заключением трудового договора под роспись с локальными нормативными актами организации, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, коллективным договором означает, что он знает о своей обязанности работать по режиму ненормированного рабочего дня. Иными словами, применение режима ненормированного рабочего дня не требует получения (всякий раз) предварительного согласия работника, если его должность указана в перечне и ему это известно.

5. Режим ненормированного рабочего дня охватывает всех работников организации, чьи должности указаны в перечне. Ограничений по применению труда беременных женщин, инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, не установлено (если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям).

Что касается работников в возрасте до 18 лет, то ст. 268 ТК запрещено привлекать их к сверхурочной работе, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Поэтому следует признать, что они не могут привлекаться и к работе с ненормированным рабочим днем.

6. Используя режим ненормированного рабочего дня, работодатель не вправе поручать работнику выполнение работ, не определенных его трудовой функцией.

7. В отношении отдельных категорий работников режим ненормированного рабочего дня устанавливается подзаконными нормативными правовыми актами. Так, в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей указывается, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день (п. 14).

В Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, устанавливается, что работникам железнодорожного транспорта может быть установлен режим работы с ненормированным рабочим днем, за исключением работников, обслуживающих пассажирские поезда, поездных электромехаников, а также начальников, механиков-бригадиров пассажирских поездов, не несущих сменного дежурства, рабочее время которых определяется так же, как и у проводников пассажирских вагонов поезда (п. 37).

Ненормированный рабочий день водителя

Если трудовой договор с водителем содержит условие о дополнительной оплате труда водителя за работу в условиях ненормированного рабочего времени или за привлечение к работе сверхурочно, изменять такое условие работодатель в одностороннем порядке не вправе, если отсутствуют основания, предусмотренные ТК РФ. В этом случае бухгалтерия обязана оплатить предусмотренные трудовым договором суммы, несмотря на установленный для такого работника дополнительный отпуск.
Если дополнительная оплата для лиц, работающих на условиях ненормированного рабочего времени, предусмотрена только в локальном акте организации, то изменить (отменить) ее работодатель вправе, издав соответствующий приказ (о внесении изменений в локальный акт) в порядке, предусмотренном статьями 8 и 272 ТК РФ (с учетом мнения представительного органа работников при его наличии в организации).

Ненормированный рабочий день для водителей

Водителям стоит установить один из следующих режимов работы:

  • сменный режим работы;
  • деление рабочего дня на части;
  • ненормированный рабочий день.

Сменная работа – работа в несколько смен (две или более), когда сотрудники сменяют друг друга на рабочем месте в течение суток.

Деление рабочего дня на части необходимо ввести в случаях, когда интенсивность работы различается в течение дня. Чтобы рабочий день не был больше по времени установленных законодательством норм его день делят на части.

Но и тут предусмотрены исключения: например, перерыв между частями рабочей смены водителей автобусов, которые работают на регулярных автобусных маршрутах, должен быть не позже чем через пять часов после начала работы.

Для личного водителя график работы целесообразнее всего установить в режиме ненормированного рабочего дня.

Ненормированный рабочий день устанавливается в случаях, когда:

  • требуется периодическая работа водителя, превышающая нормальную длительность рабочего времени;
  • труд водителя не поддается точному учету по времени;
  • работники распределяют рабочее время на свое усмотрение;
  • рабочее время работника делится на части различной неопределенной длительности.

Однако стоит учитывать, что работа в режиме ненормированного рабочего дня для личного водителя не означает, что его не касаются правила, которые определяют время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Работодатель должен вести точный учет отработанного рабочего времени, которое отработано фактически и отразить его в табеле учета рабочего времени.

А решение касательно того, каким будет трудовой день водителя, принимает непосредственно работодатель. Только он должен принимать во внимание еще и мнение работников фирмы, компании или его организации. Они также должны быть согласны с ненормированным графиком.

Здесь есть своя особенность. Дело в том, что ненормированный рабочий день может быть любой длительности. Но общее количество часов в неделю никогда не превышает отметки в 40.

Оплата труда водителя с ненормированным рабочим днем

Доплата к зарплате за ненормированный рабочий день положена каждому сотруднику, который работает в таком режиме. Есть и другие компенсации, например, дополнительные дни отпуска.

В целом сейчас можно законно заключить контракт, по которому человек будет трудиться ненормированно. Однако прежде чем его подписывать, необходимо узнать все нюансы, чтобы не возникло потом каких-либо проблем из-за неведения.

Сейчас разберёмся, что такое ненормированный рабочий день, и какие он имеет особенности.

Ненормируемый распорядок – это дни, когда сотрудники компании могут быть привлечены начальником к выполнению обязанностей сверх нормы.

При этом не требуется спрашивать согласие работника, потому как подобное право руководителя прописано в трудовом договоре. Однако отметим, что данный характер труда не считается постоянным, а применяется только при необходимости.

Это прописано в законодательстве, поэтому начальство не имеет права нарушать данное правило.

Достаточно часто кандидату дают анкету, где он должен согласиться с ненормированными днями. Также он может отказаться от подобного, если для него это неприемлемо. Напомним, что такой режим имеет право утвердить только начальник. Обычный сотрудник не может назначить данный вариант режима.

Обязательно в трудовом контракте прописывается пункт по поводу ненормированного расписания. Поэтому человек должен внимательно ознакомиться со всеми условиями работы, прежде чем подписывать договор. Отметим, что данный вариант не подразумевает возможности у людей в любое время приходить и уходить с работы. Режим всё равно будет соблюдаться.

Читайте также:  Где могут рассматриваться споры о наследстве

Важно! Говоря о том, что означает ненормированный день, и как он выглядит, можно отметить, что его продолжительность непременно фиксируется договором, различными актами и соглашениями, при этом установленные рамки нарушать нельзя. Будет считаться, что человек работает сверхурочно, если ему приходится задерживаться.

Если приходится работать сверх нормы, то это значит, что оплачиваются подобные дни определённым образом. Человек будет больше зарабатывать, а конкретная надбавка фиксируется работодателем.

Как правило, первые два часа переработки будут оплачены в полуторном размере, причём, это – минимальный вариант. Потом уже нужно платить вдвойне и больше.

При этом если приходится работать в ночное время, а оно начинается после десяти часов вечера, то тогда ещё положен процент. В данном случае он составляет 20% от часовой ставки.

Человек имеет право на денежную компенсацию отпуска для себя за ненормированный рабочий день.

Поэтому не обязательно уходить на отдых благодаря своему графику, можно получить вместо этого деньги.

Однако бывает и такое, что работодатель отказывается предоставлять деньги и отправляет сотрудника в отпуск. Он будет составлять 14 дней и больше. Это одно из отличий данного режима.

Некоторые люди интересуются, есть ли в законодательстве определённое ограничение по поводу количества часов переработки.

В Трудовом кодексе или каких-либо актах не сказано о том, что у работающего человека переработка может ограничиваться. Только сам начальник устанавливает, сколько максимально человек может проработать сверх нормы.

Однако отмечается, что подобное не может происходить ежедневно, график имеет только эпизодический характер.

Пределы, которыми определяется длительность рабочего дня, регулирует приказ Минтранса 15. Ежедневный учёт предполагает работу водителя согласно традиционной 40-часовой неделе. При 5 рабочих днях длительность смены не должна превышать 8 часов.

При 6 рабочих днях, длительность смены не должна превышать 7 часов. Эти 7 часов включают не только конкретно время пребывания за рулём, но также время, которое водитель тратит на выполнение других рабочих обязанностей.

Подробнее данные нюансы будут рассмотрены в разделе «Рабочее время водителя».

При суммированном учёте допускаются расхождения в длительности рабочего дня. Смены могут быть длинными и не соответствовать нормативам, но если посчитать количество рабочих часов за месяц, они должны укладываться в нормы.

Схема подсчёта в данном случае более сложная, и учитывать рабочие часы можно как за месяц, так и за сезон в определённых случаях. Речь идёт о ситуациях, когда установленную еженедельную или ежедневную норму выполнить не удаётся.

Сезонная продолжительность учётного периода до 6 месяцев допускается, если составляется режим труда и отдыха водителей автобуса, если они перевозят пассажиров и работают в курортной местности. Также это водители, деятельность которых связана с сезонными работами.

При введении работодателем суммированного учёта, мнение представительного органа сотрудников обязательно должно учитываться, а продолжительность рабочего времени за весь период также должна соответствовать норме по количеству рабочих часов. Ограничения в данном случае всё равно есть. Это максимальная длительность рабочего дня, не превышающая 10 часов и определённые исключения, когда рабочий день может достигать 12 часов.

К исключениям относятся следующие виды занятости:

  • перевозки на аварийно-спасательных, пожарных и инкассаторских транспортных средствах;
  • перевозки на легковых служебных авто при обслуживании руководителей, органов местного самоуправления и государственной власти;
  • внутрикарьерные, внутризаводские и внутриобъектные технологические перевозки, при которых транспортное средство не выходит на дороги общего пользования и улицы города;
  • перевозки при работе с аварийными службами и коммунальными службами, учреждениями здравоохранения, службами почтовой, телефонной и телеграфной связи;
  • водители пригородных и городских маршрутных автобусов;
  • междугородные перевозки.

Поскольку и суммированный, и ежедневный учёт должны включать рабочее время водителя и его время на отдых (все виды перерывов), следует более детально ознакомиться и с этими составляющими.

Оплата за ненормированный рабочий день водителя

Классность водителей – это система, в соответствии с которой происходит разделение водителей по различным критериям, в первую очередь, затрагивающим их мастерство и уровень квалификации. В соответствии с таковыми критериями может назначаться доплата за классность водителям, а также обеспечиваться иные механизмы регулирования трудовых взаимоотношений. Однако в целом сейчас в России существует две системы классности водителей:

  • Классность как показатель трудовой квалификации. В данном случае подразумевается отнесение водителей к какой-либо из категорий классности для определения их уровня профессионализма и соответствующего назначения льгот и доплат.
  • Классность как показатель безаварийности в страховом деле. Ещё одной разновидностью классности водителей является классность по ОСАГО. Страховые компании фиксируют стаж вождения каждого их клиента, обращающегося за полисом, и в зависимости от количества страховых случаев, а также иных факторов, применяют коэффициент бонус-малус (КБМ), увеличивающий или уменьшающий стоимость страховых услуг.

Для работодателей может иметь значение как классность водителей по категориям в 2019 году, так и по оценке страховых компаний. В первом случае, работодатель будет иметь точное понимание о навыках квалификации водителя. Знание же классности водителей по КБМ ОСАГО может помочь предприятию сократить расходы, если оно оплачивает страховку сотрудников, а также просто составить понимание о фактической безаварийности езды работника.

Непосредственно законодательство на текущий момент не регулирует порядок получения классности водителей или присвоения данных критериев работникам, занятым в вождении автомобильного транспорта. Соответственно, опираясь на положения трудового законодательства и статьи 8 ТК РФ, работодатель самостоятельно решает, следует ли ему использовать разделение водителей по категориям классности в 2019 году. При этом следует помнить о том, что работодатель обязан соблюдать принятые на предприятии локальные нормативные акты.

На территории РФ действует Квалификационный справочник профессий рабочих, в котором упоминается как работа водителя, так и критерии присвоения классности данным сотрудникам. При этом профстандарт водителя, который должен был бы заменить справочник, пока еще не принят.

Вопрос того, как получить классность водителя, интересует многих занятых в данной деятельности сотрудников. Получение определенного класса возможно исключительно в том случае, если локальные нормативные акты организации предполагают использование законодательных механизмов классности на предприятии. Если же таковое внутреннее правовое регулирование отсутствует, рассчитывать на присвоение определенной классности работник не может и требовать от работодателя данного мероприятия он не вправе.

Если же на предприятии присутствует разделение водителей на классы, то при соблюдении установленных формальных требований, работник вправе подать на имя работодателя заявление с просьбой предоставить ему определенный класс. Чтобы присвоить классность водителю, работодатель в свою очередь должен сформировать на предприятии специальную оценочную комиссию, которая проверит наличествующие у сотрудника навыки и соответствие его формальным требованиям, после чего издаст решение, на основании которого работодатель либо должен будет присвоить класс сотруднику, либо отказать в повышении класса.

Альтернативным методом оценивания работника может стать использование услуг независимых центров оценивания квалификации. При несогласии с результатами оценочной комиссии на предприятии, работник вправе также пройти оценивание за свой счет в таковом центре и работодатель, использующий на предприятии механизм классификации водителей по классности, будет обязан принять решение в соответствии с документом о прохождении квалификации. В случае, если на испытание работник направляется самим работодателем – оплата услуг центра независимой оценки возлагается на работодателя. На время прохождения оценивания работник не может быть уволен за прогул и считается освобожденным от работы с сохранением среднего заработка.

Стандартно рабочее время воспринимается как пятидневка с 8-часовым рабочим днем. Именно такая норма действует в подавляющем числе предприятий и организаций — как государственных, так и частных. Но есть и другой режим работы — ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ).

Ненормированный рабочий день по ТК РФ означает такой режим работы, при котором работник может привлекаться к работе сверх стандартной продолжительности рабочего дня, установленной для всех работников (ст. 101 ТК РФ).

Ненормированный рабочий день вводится не для всего предприятия, а только для некоторых лиц, которым просто необходимо работать сверх плана. Получается, что во всей компании действует, например, стандартная пятидневка с началом работы в 9 утра, а отдельные лица трудятся ненормированный рабочий день. В их обязанности входит являться на службу, скажем, в 6 утра или покидать офис после 10 вечера.

Для многих ненормированный рабочий день крепко переплетается с понятиями «сверхурочные» и «переработка». Но на законодательном уровне они разделены. Ненормированный рабочий день — это отдельный режим работы, который позволяет работодателю задействовать конкретных работников вне их стандартного графика.

Основные особенности у данного трудового режима следующие:

  • НРД должен быть установлен для конкретного работника, и возможность его установления должна быть заранее закреплена во внутренних нормативных актах предприятия;

  • при установлении НРД это должно быть закреплено в трудовых договорах по каждому привлекаемому работнику;

  • привлечение к работе сверх обычного рабочего времени должно носить эпизодический характер и должно быть обусловлено производственной необходимостью;

  • виды работ, выполняемых в добавочное время, должны быть только такими же, что выполняются в обычном режиме и предусмотрены трудовым договором, должностной инструкцией и иными подобными документами;

  • отработка дополнительного времени для сотрудников в режиме НРД в рабочие дни не считается сверхурочной работой;

  • установление НРД имеет ограничения, предусмотренные законодательством, в отношении лиц, которым обеспечивается дополнительная социальная и господдержка:

Читайте также:  За отсутствие общедомовых приборов учета казахстанцам придется заплатить

✓ несовершеннолетних;

✓ беременных;

✓ инвалидов;

✓ одиноких родителей маленьких детей.

В России нормой считается рабочая неделя протяженностью 40 часов (ст. 91 ТК РФ). Если речь идет о пятидневке, а именно так трудятся на большинстве предприятий, то работнику приходится ежедневно отрабатывать 8 часов.

Но работодатель наделен правом увеличивать эти нормы. Такое увеличение бывает двух видов:

  • привлечение к сверхурочным;

  • растяжение графика в рамках ненормированного рабочего дня.

Законом введены ограничительные рамки для сверхурочных работ: нельзя, чтобы такая переработка превышала 120 часов в год. При этом запрещается привлекать работника к сверхурочной работе длительностью более чем 4 часа два дня, идущих подряд.

А вот по отношению к ненормированному рабочему дню четких ограничений по времени в законе нет. Есть только не выраженные в конкретном часовом эквиваленте требования. Режим ненормированного рабочего дня должен иметь эпизодический характер, т. е. ни о какой системе речи быть не может.

Кроме того, работодатель должен действительно нуждаться в исполнении работником его прямых обязанностей на протяжении ненормированного рабочего дня.

Поэтому надо соблюдать такие требования:

  • К дополнительной работе при НРД можно привлекать как до, так и после официального рабочего дня.

  • Указание задержаться (или явиться раньше) может быть выдано в любой форме, в том числе устной, и отдельного согласия работника не требуется.

  • Время, затрачиваемое на переработку при НРД, никак не лимитируется, сотрудник работает столько часов, сколько требуется для выполнения поставленного задания. Единственное условие: переработки не должны быть каждодневными на протяжении длительного времени.

Максимальное время работы водителя в день. Ненормированный рабочий день: что значит, для водителей

Работаю в отделе кадров около года. Это моя первая работа, и пока еще мало что получается – все-таки опыт небольшой, но я учусь, постигаю, а, главное, верна и преданна ей всей душой. Когда работы много, приходится задерживаться по вечерам. Никто меня не заставляет, делаю это совершенно бескорыстно и по собственному желанию. Но я, пожалуй, одна такая. Особенно в сравнении с нашими водителями – хоть и не сказать, что они народ ленивый, но чуть конец рабочего дня, их и след простыл. Задержаться на работе не допросишься. Глядя на все это, шеф велел мне установить всем нашим водителям ненормированный рабочий день. Причем он хочет, чтобы все было «по закону» и оформлено официально. А я ни разу ничего подобного не делала. Подскажите, пожалуйста, хотя бы с чего начать?

Рабочий патриотизм – дело святое! Тем более, что усердие в работе никогда не остается без внимания начальства. Но так ли легко быть патриотом работы настолько, чтобы продолжать исполнять свои трудовые обязанности за пределами рабочего дня, да вдобавок бескорыстно и по собственному желанию? Тем более нужно учесть, что, помимо рабочего патриотизма, есть вещи не менее «святые» и значимые для трудовых отношений, как, например, режим рабочего времени и времени отдыха.

Ну, а теперь серьезно по вашему вопросу: как грамотно установить водителю ненормированный рабочий день и можно ли это делать в принципе.

Действительно, такова специфика профессии водителя – быть в постоянной готовности по поручению начальства совершить рабочую поездку не только в строго определенном направлении, но и в четко сформулированные сроки. Притом сами эти сроки нередко выходят за пределы установленной продолжительности рабочего времени. В последнем случае такое поручение не может зависеть от простой прихоти руководства, а должно быть надлежащим образом оформлено и иметь юридическое обоснование.

Начнем с того, что ненормированный рабочий день – это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них. продолжительности рабочего времени (ст. 101 Трудового кодекса РФ, далее – ТК РФ). Важно, что к выполнению работы на условиях ненормированного рабочего дня могут привлекаться только отдельные работники. И далее по закону: перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается на предприятии коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ).

Здесь – стоп! Попробуем вникнуть в последнее. Во-первых, складывается впечатление, что законодатель не поясняет, какие вообще должности можно вносить в указанный Перечень, а какие нельзя, и значит, не предусматривает каких-либо ограничений. Во-вторых, речь идет именно о должностях, а не профессиях работников, из чего в свою очередь напрашивается еще один вывод: режим ненормированного рабочего дня характерен только для руководителей, специалистов и служащих, занимающих должности, и не распространяется на рабочих, выполняющих работу по профессии/специальности.

Но ведь водители относятся как раз к данной категории работников. Получается, что установить для них ненормированный рабочий день невозможно?

Не совсем так. Поэтому не будем торопиться с выводами, а лучше вспомним о некоторых тонкостях отечественного трудового права.

С 01.01.2021 вступает в силу новый приказ Минтранса, регулирующий в том числе правила применения режима ненормированного дня для водителей.

Устанавливать ненормированный день допустимо только водителям легковых авто, используемым для служебных задач. Также может не нормироваться рабочий день водителей, занятых в сфере геологоразведки и изысканий. Для всех прочих категорий водителей ненормированный режим недопустим.

Нанимателю также следует помнить, что он может продлевать рабочий день водителя (с соблюдением установленных ограничений), но не может увеличивать максимально допустимое время непосредственно пребывания за рулем, установленное Минтрансом с 2021 года.

Читать также

23.04.2020

Компенсация за ненормированный рабочий день

За сверхурочную работу положена компенсация – наниматель обязуется каждый год предоставлять таким специалистам оплачиваемый отпуск, помимо основного. Продолжительность такого отпуска должна составлять от трех дней и более, это зависит от решения предприятия. Специалисты Федеральной службы занятости также отметили, что в дополнительной оплате за ненормализованный рабочий график нет необходимости.

За дополнительное время работы предоставляется дополнительная оплата. На этот счет агенты Российской федеральной службы по труду и занятости отмечают, что надбавка, то есть доплата за исполнение трудовых обязанностей в форме ненормированного рабочего времени, должна отдаваться работнику лишь в качестве свободного от работы времени. Ранее в ТК РФ отмечалось, что наниматель обязуется в случаях дополнительного времени трудовой занятости оплатить сотруднику компенсации так же, как за переработку, то есть сверхурочные.

На данный момент статья имеет поправку, которая позволяет избегать этого требования. Это значит, что закон не считает данный график работы за сверхурочную работу по обычному графику труда.

Ненормированный режим в трудовом договоре

Если сотрудник принимается на работу с ненормированным рабочим днем, это условие обязательно нужно включить в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ). В договоре необходимо оговорить, как сотруднику будет компенсироваться ненормированная работа. Если в локальном акте фирмы предусмотрены дополнительные отпуска определенной продолжительности, можно сделать ссылку на этот акт (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка и т. п.). Разумеется, с данным документом сотрудника нужно ознакомить под расписку при приеме на работу.

Если же нужно установить ненормированный режим сотруднику, уже работающему в фирме, то это можно сделать, заключив с ним дополнительное соглашение к трудовому договору, ведь изменять существенные условия договора можно по взаимному согласию сторон (ст. 72 ТКРФ).

Можно ли установить ненормированный режим по инициативе администрации?

Можно, если такая необходимость вызвана причинами, связанными с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТКРФ). Сотрудника нужно письменно предупредить о введении изменений не менее чем за два месяца. Если он не согласен работать в изменившихся условиях, предложите ему другую имеющуюся работу, соответствующую его состоянию здоровья, а при отсутствии таковой — любую вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. При отказе сотрудника или отсутствии вакансий его можно уволить в соответствии с пунктом 7 статьи 77 Трудового кодекса РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *