Узнали о самых значимых новациях в сфере трудовых отношений в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Узнали о самых значимых новациях в сфере трудовых отношений в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ближайшие 5-10 лет пенсионного возраста достигнет самая большая возрастная группа. А трудоспособное население будет уменьшаться. Если сейчас на 100 трудоспособных приходится около 22 человек старше этого возраста, то к 2030 году их будет 32, а в 2050 – 40. Но проблема не в том, что пенсионеров станет много, а в устаревшей пенсионной системе. В новых демографических условиях она просто не работает. Фонд соцзащиты населения не справляется с обеспечением доходами актуальных пенсионеров, а субвенции из бюджета с каждым годом увеличиваются. Но так не может продолжаться бесконечно – бюджет не резиновый.

Таблица выхода на пенсию с 2017 года

Дата рождения Пенсионный возраст, лет Период выхода на пенсию
женщины мужчины женщины мужчины
01.01-30.06.1962 01.01-30.06.1957 55,5 60,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1962 01.07-31.12.1957 56 61 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1963 01.01-30.06.1958 56,5 61,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1963 01.07-31.12.1958 57 62 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1964 01.01-30.06.1959 57,5 62,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1964 и младше 01.07-31.12.1959 и младше 58 63 01.07-31.12.2022

Страна закрыта для мигрантов, но с легкостью отпускает своих граждан

Если бы не иммиграционные потоки, в странах Европы демографический рост был бы отрицательным. Эта проблема актуальная и для Беларуси.

По официальной статистике, в 2018 году всего 15 тысяч человек эмигрировали из Беларуси. При этом Евростат сообщает о 138 тысячах белорусов, впервые получивших в том же году разрешение на проживание в ЕС. Эти данные отличаются 9 раз. А количество уезжающих на учебу и работу, которых белорусская статистика не видит, – еще выше.

При этом Беларусь никак не компенсирует эти потери и остается достаточно закрытой даже для мигрантов из «братских» стран. Правила получения белорусского гражданства или вида на жительство строже, а процесс более забюрократизирован, чем в США или в большинстве стран Евросоюза.

Как раз приезжие трудоспособные граждане могли бы внести свою лепту в белорусскую экономику. Главные плюсы иммиграции, по мнению экспертов, – это самый быстрый способ увеличения населения, который дает возможность управляемого изменения качественной структуры населения.

Увеличить число новых жителей было бы возможно при реализации соответствующей экономико-ориентированной миграционной политики и создании более простых условий для привлечения в страну интересующих групп, облегчении для них условий легализации своего статуса и получения вида на жительство или гражданства.

История населения Беларуси

Год Население Прирост населения
1951 7 721 719 N/A %
1952 7 688 063 -0.44 %
1953 7 678 568 -0.12 %
1954 7 691 831 0.17 %
1955 7 725 674 0.44 %
1956 7 777 178 0.67 %
1957 7 843 087 0.85 %
1958 7 919 076 0.97 %
1959 8 000 761 1.03 %
1960 8 083 721 1.04 %
1961 8 164 939 1.00 %
1962 8 242 429 0.95 %
1963 8 316 895 0.90 %
1964 8 390 770 0.89 %
1965 8 467 102 0.91 %
1966 8 546 784 0.94 %
1967 8 629 213 0.96 %
1968 8 712 612 0.97 %
1969 8 795 307 0.95 %
1970 8 874 966 0.91 %
1971 8 950 593 0.85 %
1972 9 022 073 0.80 %
1973 9 090 366 0.76 %
1974 9 156 224 0.72 %
1975 9 220 886 0.71 %
1976 9 284 726 0.69 %
1977 9 347 881 0.68 %
1978 9 410 426 0.67 %
1979 9 473 400 0.67 %
1980 9 537 533 0.68 %
1981 9 603 272 0.69 %
1982 9 669 895 0.69 %
1983 9 736 882 0.69 %
1984 9 803 535 0.68 %
1985 9 869 304 0.67 %
1986 9 933 597 0.65 %
1987 9 996 076 0.63 %
1988 10 053 989 0.58 %
1989 10 102 780 0.49 %
1990 10 137 679 0.35 %
1991 10 156 000 0.18 %
1992 10 157 544 0.02 %
1993 10 144 657 -0.13 %
1994 10 121 596 -0.23 %
1995 10 092 817 -0.28 %
1996 10 061 141 -0.31 %
1997 10 026 978 -0.34 %
1998 9 989 528 -0.37 %
1999 9 947 026 -0.43 %
2000 9 897 893 -0.49 %
2001 9 841 269 -0.57 %
2002 9 778 396 -0.64 %
2003 9 712 309 -0.68 %
2004 9 647 760 -0.66 %
2005 9 589 131 -0.61 %
2006 9 539 298 -0.52 %
2007 9 498 550 -0.43 %
2008 9 466 609 -0.34 %
2009 9 442 926 -0.25 %
2010 9 426 816 -0.17 %
2011 9 417 924 -0.09 %
2012 9 416 185 -0.02 %
2013 9 420 300 0.04 %
2014 9 427 656 0.08 %
2015 9 435 615 0.08 %
2016 9 442 548 0.07 %
2017 9 447 954 0.06 %
2018 9 451 434 0.04 %
2019 9 452 511 0.01 %
2020 9 450 857 -0.02 %
2021 9 451 613 0.01 %
2022 9 452 369 0.01 %
2023 9 453 125 0.01 %

Кому положена трудовая пенсия

В Беларуси можно получать либо трудовую, либо социальную пенсию. Размер трудовой пенсии значительно выше социальной, для ее получения необходимо:

  • достичь установленного законодательством возраста;
  • иметь трудовой стаж — женщинам 20, мужчинам 25 лет;
  • выработать определенный законом страховой стаж.

Страховой стаж — это срок, на протяжении которого человек платил взносы в Пенсионный фонд (соответствующими удержаниями из зарплаты занимается бухгалтерия предприятия-нанимателя). Также к нему может относиться время, на протяжении которого гражданин занимался видами деятельности, определенными законодательством.

Не стоит путать понятия трудового и страхового стажа. В первом случае речь идет о более широком понятии; от него может зависеть сумма трудовой пенсии, но только страховой стаж дает право на ее получение. Иначе говоря, если у вас достаточно трудового стажа, но не хватает страхового — будете получать только социальную пенсию. Она назначается позже трудовой: мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет. Ее размер — 50% прожиточного минимума, сейчас это 123,39 руб.

Ниже перечислены виды деятельности, которые входят в трудовой стаж, но не включаются в страховой:

  • армейская служба;
  • уход за лицами, которые в нем нуждаются: престарелый человек старше 80 лет, инвалид, ребенок-инвалид;
  • обучение в ССУЗах и ВУЗах на дневной форме;
  • декретный отпуск;
  • получение пособия по безработице.

Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Перераспределение взносов, отмена «уравниловки», покупка стажа. Какие ещё есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Жанна Тарасевич, директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, рассказывает, что представители бизнеса ещё в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Читайте также:  Пенсии государственным служащим с 1 января 2023 года: свежие новости из Госдумы

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнётся с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счёт повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Ещё одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчёта. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется всё больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится всё актуальнее. А ведь есть ещё и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, ещё одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

— Например, есть семья, где муж-айтишник или топ-менеджер зарабатывает очень хорошо, а его жена-домохозяйка не работает и не имеет страхового стажа на трудовую пенсию. Пусть у них будет возможность покупки стажа. Почему муж не может вкладывать ресурсы в обязательное пенсионное обеспечение жены? Но этот вопрос прошёл без внимания, — говорит Жанна Тарасевич.

Увеличение трудового и страхового стажа для оформления пенсии

В 2023 году увеличится продолжительность трудового стажа необходимая для оформления пенсии. В 2022 году непрерывный стаж должен быть 28 лет, в нынешнем — 29 лет. Совет Министров Республики Беларусь также заявил, что процесс роста стажа будет остановлен только в 2025 году. К тому времени составит 31 год.

Изменится минимальный страховой стаж. В прошлом году он составлял 18 лет и 6 месяцев, в 2023 году — 19 лет, а к 2025 году достигнет цифры 20 лет. Этот показатель нужен для назначения трудовой пенсии. В стаж включается только тот отрезок времени, когда гражданин работал, а работодатель за него уплачивал в Фонд социальной защиты населения страховые взносы.

Читайте также:  Как оформить автомобиль в наследство в ГИБДД

Размер пенсионных выплат в Беларуси

Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:

Вид пенсии Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб.
Социальная пенсия по старости 25 от прожиточного минимума
По инвалидности I, II группы 100
По инвалидности III группы 50
Матерям-героиням 100
По потере кормильца 100
Детям-сиротам 200
По выслуге лет 100

Во сколько лет будут уходить на пенсию учителя и медработники?

Прежнее законодательство позволяло педагогам и медработникам досрочно выйти на пенсию после выработки профессионального стажа. Срок стажа составлял 25 или 30 лет, в зависимости от конкретного места работы учителя или врача. Право на досрочную пенсию и размер стажа новый закон не изменил. Но повышение пенсионного возраста затронуло врачей учителей так же, как остальных. Теперь на досрочную пенсию выйти можно не сразу после окончания выработанного стажа, а через пять лет после того, как он выработан.

Поскольку увеличение пенсионного возраста происходит поэтапно, пятилетний срок после выработки педагогического или медицинского стажа также не наступает в одночасье. С 2022 по 2022 он будет постепенно увеличиваться от полугода до четырех лет, и лишь в 2023 достигнет установленной ФЗ № 350 отметки в 5 лет.

Как это будет происходить – видно по нижерасположенной таблице

Год окончания срока медицинского или педагогического стажа

Срок, необходимый для выхода на пенсию после окончания срока стажа

Год, когда можно выйти на пенсию

2019

0,5

2019-2020

2020

1,5

2021-2022

2021

3

2024

2022

4

2026

2023

5

2028

До Скольки Трудоспособный Возраст

По его словам, это требование новых стандартов Международной организации труда МОТ , к которым Россия присоединилась в году. До сих пор экономически активным населением в нашей стране было принято считать граждан в возрасте от 15 до 72 лет. С этого года верхняя возрастная граница удалена, пояснил Суринов на заседании коллегии Росстата.

То есть теперь статистика будет учитывать всех работающих россиян, будь им хоть 80 лет, хоть ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Что происходит, когда вы проходите через период полового созревания Какой возраст считается в России трудоспособным?

Изменения коснутся не только граждан, оформляющих страховую трудовую пенсию по старости , возраст выхода на социальную пенсию по старости также будет увеличен, теперь нетрудоспособные граждане или лица, не выработавшие требуемого стажа, будут выходить на пенсию в 65 лет женщины и 70 лет мужчины. Оформить социальную пенсию по инвалидности, ка и раньше, можно будет в любой момент, вне зависимости от возраста.

По новому закону женщины на пенсию идут в 60 лет, а мужчины в 65 лет. При этом с 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин будет начинаться предпенсионный возраст, который позволит пользоваться льготами, которыми пользуются и пенсионеры. Граждан предпенсионного возраста нельзя будет безнаказанно уволить с работы или не принять на работу — работодатель может в случае дискриминации по возрасту попасть под уголовную стать, которую даже успели внести в кодекс РФ.

Какие льготы у пенсионеров в Беларуси

Все без исключения пенсионеры по возрасту в Беларуси могут воспользоваться следующими преференциями:

  • Скидка в размере 50% при покупке билетов на железнодорожные поезда эконом-класса (электрички), а также водный и автомобильный транспорт, курсирующий по пригородным маршрутам. Данная льгота носит временный характер и предоставляется только с 1 мая до 30 сентября, поскольку направлена на то, чтобы снизить транспортные расходы пенсионеров в течение дачного сезона.
  • Льготы по оплате ЖКХ. Они предоставляются, если пенсионер проживает в доме или квартире самостоятельно, при этом площадь помещения значения не имеет. Если же по этому адресу зарегистрированы лица трудоспособного возраста, то вопрос с предоставлением субсидии рассматривается индивидуально.
  • Освобождение от налога на недвижимость по капитальным строениям, принадлежащим пенсионеру – при условии, что с ним не проживает лицо трудоспособного возраста.

Также предоставляется 50%-я скидка на оплату государственной пошлины при обращении в нотариальную контору.

Что включается в общий стаж

Кроме периода работы в общий стаж включаются также служба в Вооруженных силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3 лет (но не более 12 лет в общей сложности), уход за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Кроме того, учеба на дневной форме обучения в профессионально-техническом, среднем специальном, высшем учебном заведениях, а также послевузовское образование, получение пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.

Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность для мужчин – 45 лет, для женщин – 40 лет.

Период, из заработка за который исчисляется пенсия, ежегодно увеличивается на 1 год. В 2021 году пенсия исчисляется из заработка за последние 27 лет подряд стажа работы. Следовательно, с 2022 года – за 28 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *