Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие изменения внесли в Налоговый кодекс и что ожидать в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте. (Абзац 2-3 п. 3 ст. 362 НК РФ).
Сводная таблица налога на транспорт РК
Объект налогообложения | Налоговая ставка (МРП) |
Легковые автомобили со следующей градацией по объему двигателя (куб. см): | |
до 1 100 включительно | 1 |
свыше 1 100 до 1 500 включительно | 2 |
свыше 1 500 до 2 000 включительно | 3 |
свыше 2 000 до 2 500 включительно | 6 |
свыше 2 500 до 3 000 включительно | 9 |
свыше 3 000 до 4 000 включительно | 15 |
свыше 4 000 | 117 |
Грузовые, специальные автомобили со следующей градацией по грузоподъемности (без учета прицепов): | |
до 1 тонны включительно | 3 |
свыше 1 тонны до 1,5 тонны включительно | 5 |
свыше 1,5 до 5 тонн включительно | 7 |
свыше 5 тонн | 9 |
Тракторы, самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы, специальные машины повышенной проходимости и другие автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования | 3 |
Автобусы со следующей градацией по количеству посадочных мест: | |
до 12 посадочных мест включительно | 9 |
свыше 12 до 25 посадочных мест включительно | 14 |
свыше 25 посадочных мест | 20 |
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда со следующей градацией по мощности двигателя: | |
до 55 кВт (75 лошадиных сил) включительно | 1 |
свыше 55 кВт (75 лошадиных сил) | 10 |
Катера, суда, буксиры, баржи, яхты со следующей градацией по мощности двигателя (в лошадиных силах): | |
до 160 включительно | 6 |
свыше 160 до 500 включительно | 18 |
свыше 500 до 1 000 включительно | 32 |
свыше 1 000 | 55 |
Летательные аппараты | 4% от МРП с каждого киловатта мощности |
Железнодорожный тяговый подвижной состав, используемый: для вождения поездов любых категорий по магистральным путям; для производства маневровой работы на магистральных, станционных и подъездных путях узкой и (или) широкой колеи; на путях промышленного железнодорожного транспорта и не выходящий на магистральные и станционные пути |
1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Моторвагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи, а также транспортные средства городского рельсового транспорта | 1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Срок уплаты транспортного налога для физических лиц в 2022 году
Уплата транспортного налога обязательна для всех владельцев транспортных средств — физических и юридических лиц. Просрочка уплаты налога ведет к таким последствиям как пени, штрафы, аресты имущества и пр. Чтобы всего этого избежать, автовладельцы должны знать правила и сроки уплаты транспортного налога.
Ключевые изменения и когда они вводятся?
С 1 января 2022 года:
- Для пострадавшего МСБ в январе в целях избежания возникновения у бизнесменов обязанности в уплате налогов установлены нормы, которые дают возможность регулировать определенные вопросы налогообложения при возмещении нанесенного в период действия ЧП ущерба. В связи с событиями января и выплатами бизнесу положенных возмещений за причиненный вред внесены правки, на основании которых сумма возмещения МСБ не облагается налогом, а НДС, который ранее относился в зачет, не будет подлежать по испорченной продукции корректировке при чрезвычайном происшествии.
Статья 215 НК дополнена пунктом 7-1, действовать начинает с 01. 01. 2022 г.
Введение обязанности для налогоплательщика по формированию налогового регистра в ситуации порчи, потери товаров в результате ЧС или в активный период чрезвычайного положения. Кроме этого, предусмотрена информация, которая должна быть отражена в налоговом регистре в обязательном порядке.
Пункт 1 ст. 241 НК дополнен новым подпунктом 28, который начинает действовать с 01. 01. 2022 г. до 01. 01. 2023 г.
В поправках предусмотрено исключение из общего годового дохода (коррекция СГД) суммы средств, полученных объектом малого и среднего бизнеса на возмещение имущественного вреда, нанесенного в период действия ЧП.
Пункт 3 ст. 243 НК дополнен частью третьей, действующим с 01. 01. 2022 г. по 01. 01. 2023 г.
Текущие положения по использованию вычета непосредственно по корпоративному подоходному налогу (КПН) по расходам, ранее не включенным на вычеты, не будет применяться субъектами бизнеса по имуществу, по которому были получены финансовые средства на возмещение имущественного вреда, нанесенного во время действия ЧП, по решению комиссии, сформированной местными исполнительными структурами, при включении налогоплательщика в реестр, создаваемый данной исполнительной структурой.
Статья 270 НК дополнена новым пунктом 8-1, который действует с 01. 01. 2022 г. до 01. 01. 2023 г.
Снижение стоимостного баланса группы на стоимость, равнозначную сумме денег, — при порче фиксированных активов, потере, на основании которых прекращается признание актива в бухучете, в ситуации возмещения стоимости данных фиксированных активов методом получения средств, предусмотренных подпунктом 28 ч.1 п.1 ст. 251 НК.
Подпункт 17 п. 1 ст. 341 НК дополнен абзацем, действие которого начинается с 01. 01. 2022 г.
Выплаты за счет финансовых средств бюджета на основании законодательства Республики Казахстан в качестве возмещения имущественного вреда, нанесенного во время действия чрезвычайного положения, не подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом.
Изменен подпункт 2 п.2 ст. 404 НК, введение в действие — 01. 01. 2022 г.
Неиспользование корректировки налога на определенную добавленную стоимость (НДС), законодательно относимого в зачет (снижение зачета), в ситуации порчи, потери товаров при ЧС, а также во время чрезвычайного положения. Причем корректировка суммы НДС при утрате и порче продукции в результате ЧС не производится субъектами бизнеса малой и средней сфер при наличии подтверждения соответствующим уполномоченным органом в области гражданской защиты о факте развития ЧС по тем товарам, по которым есть подтверждающие документы и информация отражены в налоговом регистре, что предусмотрено п. 701 ст. 215 НК.
Корректировка суммы НДС при потере и порче товаров во время ЧП не выполняется субъектами малого и среднего бизнеса при наличии копии постановления структуры, ведущей уголовное преследование об обоснованном признании налогоплательщика потерпевшим по определенным уголовным делам, связанным непосредственно с чрезвычайным положением, по продукции (за исключением изделий, по которым получены финансовые средства на возмещение имущественного урона, нанесенного во время действия чрезвычайного положения, только по решению комиссии, сформированной местной исполнительной структурой, при внесении налогоплательщика в реестр, создаваемый указанной исполнительной структурой), по которой также есть подтверждающий документ и информация отражена в налоговом регистре (согласно п. 7-1 ст. 215 НК.
- Для поддержки сельского хозяйства в список продукции, по которой НДС уплачивается способом расчета, возвращаются на 3 года пестициды, племенные животные любых видов, крупный рогатый скот и профильное оборудование для искусственного осеменения. Одна из норм начинает действовать с 01. 07. 2022 г.
С 1 июля 2022 года:
- Повышен срок исковой давности с трех до пяти лет по уплате и взысканию НДС методом зачета в ситуации выявлений нарушений.
- На основании вступивших в силу поправок, касающихся инвалидов, действующий НК привели в соответствие. Так, по всему тексту НК слово «инвалид» заменено на определение «лицо с инвалидностью», «ребенок-инвалид» заменено на «ребенок с инвалидностью».
С 1 января 2023 года:
- Дополнен список расходов, не подлежащих вычету по КПН. К ним отнесены затраты по покупке у нерезидента-взаимосвязанного государства управленческих, консультационных, юридических, бухгалтерских, адвокатских, маркетинговых, а также консалтинговых, аудиторских, дизайнерских, бухгалтерских, франчайзинговых, услуг. Сюда же включены юридические услуги, роялти, права на использование интеллектуальной собственности.
- Текущие ставки НДПИ по непосредственно биржевым металлам поднимаются на 50%, а по иным твердым полезным ископаемым увеличиваются на 30%. Также предусмотрена льгота на вновь открытые месторождения, где добыча начнется после 31. 12. 2022 г. Льгота будет действовать до достижения уровня рентабельности в 15%, но не больше 5 лет.
Изменения для нерезидентов
Подпункт 3 п. 9 ст. 645 и подпункт 3 ст. 654 НК дополнены условием, на основании которого освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов от обложения непосредственно КПН и ИПН применяется исключительно к дивидендам, начисленным по тем ценным бумагам, по которым за активный налоговый период проводились торги на бирже.
Исключены подпункты 4 и 5 п. 9 ст. 645 и подпункт 4 п. 9 ст. 654 НК, предусматривающие тотальное освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов.
Дополнена пунктами 4 и 5 ст. 646 НК, где предусмотрена льготная ставка налога на дивиденды нерезидентов, составляющая 10% при выполнении предусмотренных в перечисленных пунктах условий.
- Вводится ограничение использования вычетов по нематериальным услугам, которые оказываются аффилированными лицами-нерезидентами, но не больше 3% от налогооблагаемого дохода (например, юридические, консалтинговые, управленческие и иные услуги). Установлены ограничения по расходам на покупку «нематериальных» услуг у определенных аффилированных лиц-нерезидентов.
Как рассчитывается сумма налога?
Сумма ежегодного транспортного налога напрямую зависит от утвержденной величины МРП. Поскольку в сравнении с 2019 г. величина МРП выросла на 126 тг. и составила на 2020 г. 2 651 тг., соответственно, налог на транспорт в этом году также увеличился.
Согласно ст.492 НК РК налог на транспорт зависит от объема двигателя ТС. Ставки на 2020 г. для легковых автомобилей следующие:
Таблица 1. Ставка налога в зависимости от объема двигателя ТС.
№ |
Тыс.куб.см. |
Ставка |
Сумма, тг. |
1 |
До 1,1 |
1 МРП |
2 651 |
2 |
1,1-1,5 |
2 МРП |
5 302 |
3 |
1,5-2 |
3 МРП |
7 953 |
4 |
2-2,5 |
6 МРП |
15 906 |
5 |
2,5-3 |
9 МРП |
23 859 |
6 |
3-4 |
15 МРП |
39 765 |
7 |
Более 4 |
117 МРП |
310 167 |
Платить большие налоги за авто с большим объемом двигателя может позволить себе далеко не каждый. В разговорах о так называемом налоге на роскошь было сломано не мало копий, но, так или иначе, сейчас он действует. И все мы, как граждане страны, вынуждены были ему подчиниться.
А потом появился еще один закон, отменивший прежнюю необходимость в случае замены двигателя в машине менять и технический паспорт. Мало того, двигатель больше не является агрегатом и в СРТС отныне номер его не указывается.
Новшества в оформлении сразу вызвали множество обсуждений и споров. Но самым интересным из них стал тот, что некоторые автовладельцы — любители мощных авто восприняли нововведения как возможность поставить на своего железного коня двигатель с большим, нежели прежний, объемом, а платить налог по старому: контроля-то нет!
Реквизиты для уплаты налога на транспорт в 2021 г.
Организации, являющиеся плательщиками транспортного налога, обязуются вносить ежеквартальные авансовые платежи. Крайний срок оплаты определен 15 числом в мае, августе и ноябре. Итоговый платеж, вносимый по окончании налогового года, организации перечисляют до 15 февраля. Оплата производится в налоговый орган по месту учета транспорта. Традиционно таковым считают подразделение ФНС, в котором стоит на учете юридическое лицо.
Срок уплаты транспортного налога для юрлиц в 2021 году:
- за 2020 год — не позднее 1 марта 2021 года
- за 1 квартал 2021 года — не позднее 15 мая 2021 года
- за 2 квартал 2021 года (6 месяцев) — не позднее 15 августа 2021 года
- за 3 квартал 2021 года (9 месяцев) — не позднее 15 ноября 2021 года
- за 4 квартал и весь 2021 год — не позднее 1 марта 2022 года
Освобождены от налога предприятия, признанные в установленном порядке производителями с/х продукции. Льгота распространяется на транспорт (грузовики и автобусы), применяемый для осуществления основной деятельности.
Не являются налогоплательщиками региональные отделения Всероссийских обществ инвалидов, глухих, слепых.
Отделения «Почты России» оплачивают налог на используемый в своей деятельности транспорт в размере 50%.
Объем двигателя, куб. см |
Ставка в месячных расчетных показателях |
До 1 100 |
1 |
1 100 – 1 500 |
2 |
1 500 – 2 000 |
3 |
2 000 – 2 500 |
6 |
2 500 – 3 000 |
9 |
3 000 – 4 000 |
15 |
Свыше 4 000 |
117 |
Для отдельной категории легковых авто существуют особые ставки. Автомобиль должен соответствовать двум важным условиям, чтобы попасть в эту категорию. Во-первых, объем двигателя должен превышать 3 000 куб. см. Во-вторых, автомобиль должен быть произведен, собран или ввезен на территорию страны после 2013 года. Если ваша машина подходит под эти требования, то обратите внимание на указанную ниже таблицу ставок.
Налог на транспортные средства
Физические лица уплачивают налог на транспорт по месту жительства, оплата за текущий год – до 31 декабря (то есть за 2020 года – до 31 декабря 2020 года). Однако при продаже транспорта, налог необходимо оплатить до совершения сделки за фактический период владения.
Юридические лица производят уплату сумм текущих платежей по месту регистрации транспорта посредством внесения текущих платежей не позднее 5 июля налогового периода. В случае приобретения после 1 июля — юридические лица производят уплату налога по указанному транспортному средству не позднее 10 апреля, следующего года.
Юридические лица по имеющимся и приобретенным (до 1 июля) транспортным средствам, исчисляют текущие платежи:
1) в случае, если право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортные средства возникло в период с начала налогового периода до 1 июля налогового периода и не прекращено до 1 июля налогового периода – в размере суммы налога, исчисленной за период с 1 числа месяца, в котором возникло такое право, до конца налогового периода;
2) в случае, если в период с начала налогового периода до 1 июля налогового периода право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортные средства:
- прекращено – в размере суммы налога, исчисленной за период с начала налогового периода до 1 числа месяца, в котором прекращено такое право;
- возникло и прекращено – в размере суммы налога, исчисленной за период с 1 числа месяца, в котором возникло право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортные средства, до 1 числа месяца, в котором прекращено такое право;
3) в остальных случаях – в размере годовой суммы налога. При этом в случае прекращения права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления на транспортные средства в период с 1 июля налогового периода до конца налогового периода в декларации указывается сумма налога, исчисленная за период с начала налогового периода до 1 числа месяца, в котором прекращено такое право.
Юридические лица не исчисляют текущие платежи и не представляют расчет текущих платежей по транспортным средствам, по которым право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления возникло в период с 1 июля налогового периода до конца налогового периода (то есть, если компания купила машину допустим, в августе, то в таком случае не нужно сдавать Расчет текущих платежей и уплачивать их).
Расчёт текущих платежей представляется по форме 701.00 не позднее 5 июля текущего налогового периода, а декларация не позднее 31 марта года, следующего за отчетным по форме 700.00.
ВАЖНО!!!
Физические лица не представляют данные по рассчитанной и уплаченной сумме налога.
Уплату налога на транспорт можно произвести несколькими способами:
- через кассу отделения банков второго уровня;
- через кассу в налоговых органах;
- с помощью интернет-банкинга (если услуга доступна);
- через портал Электронного правительства:
Как сумма ЕСП распределится по налогам?
Сумма единого совокупного платежа распределяется Государственной Корпорацией в следующей пропорции:
Вид платежа | Доля в процентах | Республиканский и админ. центр (1 МРП) | Прочие города (0,5 МРП) |
ИПН (индивидуальный подоходный налог) | 10% | 345 | 172,5 |
ЕНПФ (пенсионные взносы) | 30% | 1 035 | 517,5 |
ФСМС (обязательное медицинское страхование) | 40% | 1 380 | 690 |
ГФСС (социальные отчисления) | 20% | 690 | 345 |
Европейские тенденции наступают — утилизационный сбор!
Несмотря на то, что налог на транспорт в Казахстане повысился, уже в 2016 году планируется ввести еще одну меру по части сохранения экологии и окружающей среды – утилизационный сбор. Коснется это прежде всего всех новых авто отечественного производства и ввезенных из-за границы. Пока что вопрос завис в воздухе на уровне подготовки законопроекта, тарифы также неизвестны. Однако вероятнее всего, что несомненными критериями оценки станут тот же объем двигателя и тип авто.
Пока что в Казахстане нет ни теоретических знаний, ни практики относительно расчета подобного сбора, поскольку отсутствуют предприятия по переработке утилизированных авто. Но прогнозы аналитиков неутешительны: пригнать задешево б/у машину из Европы будет уже не так-то и дешево! Тенденция направлена на снижение ввозных пошлин до уровня в странах ВТО, где они составляют приблизительно 10,8%, в Казахстане же сейчас этот показатель в 2,5 раза больше. Однако, как говорится, в экономике нет тенденции к снижению, поэтому просто взять и снизить пошлину никому не интересно. Для этого и вводится утилизационный сбор.
Другой вопрос в том, что обложить импортеров и отечественных производителей очередным налогом – просто и быстро, а вот создать все условия для нормального функционирования нововведений – длительно и затратно. Поэтому до сих пор никто из официальных лиц не смог предоставить четких обоснований и расчетов относительно этого решения.