Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 313. Налоговый учет. Общие положения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пунктом 7 ст. 346.21 НК РФ (к примеру) установлено, что авансовые платежи по «упрощенному» налогу вносятся не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. В данном случае 25-е (или другой последующий день – если эта дата выпадает на выходной или праздничный день) является крайним днем для выполнения «упрощенцем» обозначенной обязанности. Аналогичное словосочетание («не позднее») содержится и в ст. 346.23 НК РФ, определяющей сроки представления декларации по УСНО в различных случаях.
Общие принципы исчисления сроков.
Практически в каждом разделе Налогового кодекса определены различные сроки, в частности:
-
для уплаты налогов и сборов;
-
для взыскания налогов и сборов, штрафов и пени;
-
для представления налоговой отчетности;
-
для представления заявлений и уведомлений;
-
для проведения налоговых проверок и мероприятий налогового контроля;
-
на представление возражений по актам контрольных мероприятий;
-
на обжалование решений по результатам проверок и контрольных мероприятий
Общие принципы исчисление сроков в налоговых правоотношениях закреплены в ст. 6.1 НК РФ. В ней определены три вида сроков (п. 1). Приведем несколько примеров (см. таблицу).
Как определяется срок |
Примеры |
Исчисление срока |
---|---|---|
Календарная дата |
Согласно ст. 16 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ (о налоге на самозанятых) настоящий закон вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении месяца со дня его официального опубликования. Другой пример: по общему правилу «упрощенцам» нужно подать декларацию по УСНО не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). Это указания на конкретные календарные даты |
По общему правилу течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НК РФ)* |
Указание на событие или действие |
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ (поправки в сфере применения ККТ) настоящий закон (за исключением ряда положений) вступает в силу со дня его официального опубликования. Другой пример: если дополнение к акту налоговой проверки направляется проверяемому лицу по почте заказным письмом, то в силу п. 6.1 ст. 101 НК РФ оно считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Это указания на событие, которое должно неизбежно наступить |
|
Период времени |
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 23.04.2018 № 87-ФЗ (внесшего поправки в отдельные законодательные акты) настоящий закон вступает в силу по истечении сорока пяти дней после дня его официального опубликования (за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу). Другой пример: требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период для уплаты налога не указан в этом требовании (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Это указания на периоды времени |
Срок, определенный периодом времени, исчисляется днями, месяцами, кварталами или годами (п. 3 – 6 ст. 6.1 НК РФ)** |
Изменение статуса организации
Законодатель дает пояснения относительно особенностей определения рассматриваемого элемента налога в тех случаях, когда происходит создание, реорганизация или ликвидация предприятия. Очевидно, что подобные обстоятельства могут возникать в любое время, без привязки к началу того или иного стандартного интервала, в результате чего происходит «разбивка» сроков. Во избежание разногласий, связанных с исчислением, в Кодексе закреплен ряд принципов на этот счет.
Ситуация |
Регламент |
Учреждение юридического лица или ИП после начала календарного года. |
Индивидуальный налоговый период завершится вместе с окончанием общего, и будет короче, чем следующий за ним. |
Регистрация в период последнего квартала (декабрь). |
Продление базового срока, объединяющего как оставшийся укороченный, так и будущий нормативный отрезок. |
Ликвидация и реорганизация. |
Крайний интервал определяется началом стандартного периода и датой окончания существования организации. |
Стоит отметить, что, если предприятие было создано после 1 января, и снято с регистрации меньше чем за 12 месяцев, фактическая продолжительность установленного налогового периода будет меньше года. Все указанные принципы действуют в отношении налогов годичного характера, тогда как для квартальной и ежемесячной периодичности корректировка должна согласовываться с территориальной инспекцией ФНС.
Первый и последний периоды
Рассмотрев стандартные регламенты, стоит уделить внимание ситуациям, когда продолжительность хозяйственной деятельности правового субъекта фактически отличается от установленного периода по датам. Подобные расхождения обуславливаются тем, что учреждение или ликвидация крайне редко привязаны к началу или числу месяца — в законодательстве нет подобных требований. Чтобы лучше разобраться в возможных вариантах, и понять, когда следует предоставлять отчетность, представим их в виде сводных таблиц.
Если общий порядок определяет продолжительностью налогового периода календарный год:
При регистрации предприятия |
|
Дата |
Первый временной интервал |
1 января — 30 ноября |
Со дня создания и до 31 декабря включительно |
1.12 — 31.12 |
Оставшийся промежуток + следующие 12 месяцев |
При реорганизации или ликвидации |
|
Обстоятельства |
Сроки |
Прекращение деятельности субъекта, работавшего на начало года |
С 1 января до даты регистрации записи в реестре |
Создание и расформирование в течение 12 календарных месяцев |
Период фактического существования |
Учреждение в декабре и внесение изменений в статус на следующий год |
Комментарий к ст. 313 НК РФ
Главная задача налогового учета — сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция. Из данных налогового учета должно быть ясно:
— как определяются доходы и расходы предприятия;
— как определяется доля расходов, учитываемых для целей налогообложения в от четном периоде;
— какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;
— как формируется сумма резервов;
— каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль. Все эти данные должны быть отражены в регистрах налогового учета. Обратите внимание, что вести самостоятельные регистры налогового учета — это право бухгалтера, а не обязанность.
Ответственность за неуплату налогов и непредставление налоговой декларации для юридических лиц
Решая вопрос об уплате налогов и представлении деклараций (расчетов) по налогам, следует учитывать 5 «твердых» фактов, связанных с данными обязанностями плательщиков. Рассмотрим их в материале.
Факт первый. Обязанность плательщика подать декларацию (расчет) по соответствующим налогам, сборам в определенный срок установлена НК.
Налоговые обязательства определяются самим плательщиком ежемесячно либо ежеквартально и отражаются в налоговых декларациях (расчетах), которые плательщик обязан подать в налоговый орган в строго установленный срок.
Как правило, это 20-е число месяца, следующего за отчетным, или месяца, следующего за соответствующим кварталом.
Также это может быть ближайший рабочий день, в случае когда 20-е число приходится на выходной и (или) нерабочий государственный праздник .
- Налоговые декларации подаются в своем подавляющем большинстве в электронном виде посредством электронного сервиса EDeclaration. Налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа обязаны представлять :
- — плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет 15 и более человек. Среднесписочная численность работников определяется в порядке, установленном Белстатом;
- — плательщики НДС.
- Если представление декларации (расчета) невозможно в связи с :
- — недоступностью портала МНС;
- — недоступностью единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы (в том числе из-за отсутствия электропитания и (или) выхода из строя оборудования (его части));
- — недостаточностью ресурсов порталов;
- — ошибками программного обеспечения порталов;
- — недоступностью и (или) отсутствием каналов связи с этими порталами, включая недостаточность ширины каналов связи с ними;
- — невозможностью подписать налоговую декларацию (расчет) в связи с недоступностью зарубежного оператора сотовой связи и (или) в связи с отсутствием доставки им сообщения, необходимого для использования плательщиком ЭЦП, в таких случаях срок представления налоговой декларации (расчета) продлевается на время, необходимое для устранения причин, по которым организация не может ее представить.
Важно!
Если по вышеназванным причинам плательщик не может подать налоговую декларацию в электронном виде, то декларация подается в письменной форме .
Однако следует иметь в виду, что одновременная личная подача деклараций (расчетов) в письменной форме всеми плательщиками непосредственно в налоговые инспекции, скорее всего, создаст очереди и затруднит подачу в установленный срок.
При этом обязанность подать декларацию в установленные сроки сохраняется. Одним из законных способов подачи декларации (расчета) в установленный срок является направление почтой не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Днем ее представления в таком случае будет дата приема почтового отправления .
Плательщик может до 24.00 подать декларацию посредством электронного почтового отправления (через личный кабинет плательщика), такая декларация считается поданной в установленный срок .
Факт второй. Соблюдение плательщиками обязанности представлять декларации (расчеты) в установленный срок обеспечивается мерами административной ответственности.
- Так, нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке не более 3 рабочих дней, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере :
- — до 1 БВ — на должностное лицо организации;
- — от 0,2 до 1 БВ — на ИП.
- Если несвоевременное представление декларации составит более 3 рабочих дней, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, то оно влечет наложение штрафа в размере :
- — 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ — на должностное лицо организации;
- — 10% от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 2 БВ — на ИП.
Важно!
Административная ответственность налагается в отношении должностных лиц организации и ИП. В отношении самой организации административная ответственность не применяется.
Факт третий. Своевременное представление налоговых деклараций (расчетов) обеспечивается приостановлением расходных операций по счетам плательщика.
Комментарий к Ст. 116 Налогового кодекса
Учет организаций и физических лиц в налоговых органах является одной из форм налогового контроля, которая позволяет государству получать полную и достоверную информацию о потенциальных налогоплательщиках и их деятельности. В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным в НК РФ. Следует оговориться, что учету подлежат именно организации, а не их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Каждая организация тем не менее обязана встать на учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в установленные законом сроки. Постановка на учет в налоговом органе осуществляется независимо от того, возникла ли у организации или индивидуального предпринимателя обязанность по уплате налогов и сборов .
———————————
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
П. 2 ст. 83 НК РФ.
Учет организаций и физических лиц производится по следующим основаниям:
1) для организаций: по месту нахождения организации; по месту нахождения ее обособленных подразделений (филиалов, представительств и иных обособленных подразделений);
2) для физических лиц (индивидуальных предпринимателей): по месту жительства физического лица;
3) как для организаций, так и для физических лиц (индивидуальных предпринимателей): по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств ;
4) для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых: по месту нахождения участка недр ;
5) для плательщиков единого налога на вмененный доход: по месту осуществления предпринимательской деятельности ;
а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
———————————
Ст. 83 НК РФ.
Ст. 335 НК РФ.
Ст. 346.28 НК РФ.
Нарушению порядка постановки на учет в налоговом органе посвящена ст. 116 НК РФ. Данная статья предусматривает два состава налоговых правонарушений.
Пункт 1 ст. 116 НК РФ предусматривает ответственность за нарушение срока подачи налогоплательщиком заявления о постановке на учет в налоговом органе по установленным НК РФ основаниям. Таким образом, для правильной квалификации указанного налогового правонарушения необходимо уяснить, в какие сроки налогоплательщик обязан встать на учет.
Срок в пять рабочих дней устанавливается для постановки на учет по месту нахождения организаций и их филиалов и представительств, физических лиц (индивидуальных предпринимателей) по месту жительства, а также иностранной неправительственной некоммерческой организации по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации. Однако по данным основаниям постановка на учет производится налоговыми органами на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП). В то же время субъектом налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 116 НК РФ, является налогоплательщик. Субъект правонарушения — один из обязательных элементов состава правонарушения. В данном случае субъектом является налоговый орган, т.к. именно на него возложена обязанность по постановке на учет. Таким образом, нарушение срока постановки на учет по вышеуказанным основаниям не образует состава рассматриваемого налогового правонарушения.
———————————
П. 3 ст. 83 НК РФ.
Срок в 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности устанавливается для иностранной организации при подаче ею заявления о постановке на учет по месту нахождения своего обособленного подразделения на территории Российской Федерации .
———————————
Абз. 2 п. 4 ст. 83 НК РФ.
Срок в пять рабочих дней устанавливается для организаций и индивидуальных предпринимателей для подачи заявления при переходе на уплату единого вмененного налога .
———————————
П. 3 ст. 346.28 НК РФ.
Кроме того, срок в один месяц устанавливается для организаций при направлении в налоговый орган сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством . В связи с исполнением данной обязанности организациями при осуществлении налоговыми органами налогового контроля часто возникают споры о правомерности привлечения к ответственности по п. 1 ст. 116 НК РФ. Возникновение данной правовой проблемы связано со следующим.
———————————
П. 2 ст. 23 НК РФ.
Обособленное подразделение организации, в соответствии со ст. 11 НК РФ, — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оборудовано на срок, превышающий один месяц. С введением в 2010 году новой редакции Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется в двух видах: постановка на учет филиалов и представительств и постановка на учет иных обособленных подразделений. Нарушение срока представления сообщения о создании обособленного подразделения налоговые органы квалифицируют по п. 1 ст. 116 НК РФ, что, как правило, вызывает несогласие налогоплательщиков, т.к. указанный состав требует нарушения срока подачи именно заявления. Законодательное регулирование данного вопроса отсутствует, однако существуют судебные решения в пользу налогоплательщиков (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 октября 2013 года по делу N А09-11035/2012; Постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2011 года по делу N 15АП-7650/2011 и др.). Таким образом, возникает пробел в правовом регулировании, связанный с несовершенством законодательной техники.
———————————
Документы опубликованы не были.
Санкция за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 ст. 116 НК РФ, установлена в виде штрафа за нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах в размере 10 тыс. рублей.
Следует отметить, что судебной практикой и разъяснениями финансовых органов определены случаи, при которых исключается ответственность за данное налоговое правонарушение. Так, не применяется ответственность за неподачу заявления о постановке на учет или уклонение от постановки на учет в налоговом органе по основанию, указанному в ст. 83 НК РФ, в случае если налогоплательщик уже состоит на учете в этом же самом налоговом органе по иному основанию, предусмотренному ст. 83 НК РФ . До 2013 года при решении схожих дел суды руководствовались п. 39 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5. Однако с 2013 года в результате изменения судебной практики, и в частности отмены указанного постановления , данное правило не применяется к налогоплательщикам, перешедшим на уплату единого налога на вмененный доход .
———————————
Письмо Министерства по налогам и сборам РФ от 8 августа 2001 года N ШС-6-14/613@ // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 10; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2012 года N Ф09-12343/12 по делу N А34-1580/2012 // Документ опубликован не был.
П. 83 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 // Документ опубликован не был.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2013 года по делу N А56-32161/2012 // Документ опубликован не был.
Комментарий п. 1 ст. 116 НК РФ не будет полным без рассмотрения аналогичного правонарушения, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
———————————
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1. Ст. 1.
Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.
На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:
-
Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.
-
Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.
Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности
Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.
Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:
- в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
- во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.
Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.
Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.
Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:
- 2018 год – налоговый период;
- до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
- при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
- 2020 год – первый год;
- 2021 год – второй год;
- 2022 год – третий год;
- с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.
Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.
Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:
- уплата суммы задолженности;
- ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
- смерть физического лица;
- принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).
Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).
На момент формирования современной налоговой системы в начале 1990-х гг. внутренняя налоговая политика Российской Федерации состояла в решении следующих задач:
– ограничение стихийности рыночных отношений;
– воздействие на формирование производственной и социальной инфраструктур;
– снижение инфляции.
Формирование налоговой системы, а вместе с ней и государственной политики в сфере налогов проходило в условиях глобальных экономико-политических преобразований, повлекших за собой пересмотр уже действующих и создание качественно иных механизмов обеспечения существования государства.
Дальнейшее развитие налоговой системы потребовало пересмотра, как отдельных элементов, так и ее основных задач и непосредственной роли в системе государственной власти РФ. Было принято решение о реформировании налоговой системы.
Основными задачами, решение которых происходило в ходе налоговой реформы, стали:
– повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы;
– снижение общего налогового бремени;
– упрощение налоговой системы;
– обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы;
– создание эффективного инструмента государственного противодействия негативному влиянию на налоговую систему «проблемных налогоплательщиков».
В процессе реформирования налоговой системы РФ к настоящему моменту уже проведено несколько этапов.
Основными задачами первого этапа реформирования налоговой системы РФ были названы:
– формирование единого подхода к вопросам налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
– четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
– закрепление приоритета норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
– достижение однократности налогообложения, означающей, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;
– определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов – с другой.
Нормативное закрепление путей своего достижения поставленные задачи нашли в Законе об основах налоговой системы.
Отсутствие единой научно обоснованной концепции на первом этапе формирования современной налоговой системы Российской Федерации привело к несбалансированному построению механизма налогообложения, недостатки которого продолжают проявляться и сегодня.
Второй этап налоговой реформы, реализация которого началась с середины 1990-х гг., преследовал задачи:
– построения стабильной, единой для Российской Федерации налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
– развития налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками доходов;
– создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан;
– сокращения общего количества налогов в стране, запрет на введение налогов и сборов, не указанных в налоговом законодательстве;
– снижения общего налогового бремени;
– формирования единой налоговой правовой базы;
– совершенствования системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства;
– интеграции всего массива законодательных и нормативных актов в единый нормативный документ;
– закрепления единого понятийного аппарата, предусматривающего однозначную трактовку положений налогового законодательства;
– отмены всех видов налогов и сборов, имеющих базой объем производимой продукции (налог с оборота);
– реформирования порядка налогообложения средств, направляемых на оплату труда;
– исчисления базы для налога на прибыль согласно действующим мировым стандартам;
– отказа от многочисленных льгот и преференций;
– создания системы предупреждения совершения противоправных действий в налоговой сфере;
– повышения экономической ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений.
Одним из важнейших результатов второго этапа реформирования налоговой системы РФ стало принятие первой, а затем и второй части НК. С середины 1998 г. началась активная работа органов налоговой администрации по сокращению размера налоговых недоимок. Закрытый перечень налогов и сборов, предусмотренный в первоначальном варианте текста НК, включал только 28 наименований (с 1 января 2006 г. в стране действует налоговая система, состоящая из 14 налогов и сборов и четырех специальных налоговых режимов), что по сравнению с почти сотней различных налогов и сборов уже является существенным позитивным фактором.
Безусловно, действующая в России налоговая система еще находится в стадии становления и пока недостаточно сбалансирована. Налоговое законодательство, служащее правовой основой ее существования, содержит в себе ряд неточностей. Только в течение 2005 г. принятыми федеральными законами в текст первой и второй частей НК было внесено около 700 поправок и дополнений.
В целях совершенствования налогообложения малого бизнеса устранены имевшиеся ранее недостатки в порядке упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.
Для организаций, использующих труд инвалидов, значительно расширен перечень социальных целей, на которые может быть направлена получаемая прибыль.
С 1 января 2006 г. на территории РФ отменен налог на наследование и дарение.
В отношении производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, наряду с конкретизацией и уточнением отдельных понятий, используемых в том числе в целях налогообложения такой продукции, были определены дополнительные меры, направленные на дальнейшее усиление государственного контроля в данной сфере экономики и планомерное вытеснение теневого сектора.
Для субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, расширен перечень лиц, имеющих право переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога, и уточнены сроки уплаты этого налога.
В целях стимулирования инвестиционной активности предусмотрены особенности предоставления резидентам создаваемых особых экономических зон налоговых и таможенных преференций.
Новый порядок административного взыскания недоимок и санкций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды должен снизить количество налоговых споров, требующих судебного разрешения, и тем самым в целом по стране будет способствовать обеспечению доступности правосудия и своевременного рассмотрения дел судами.
В числе основных задач налоговой политики в настоящий период названы:
– повышение четкости правил налогообложения, в том числе путем разграничения правомерной практики налоговой оптимизации и криминального уклонения от уплаты налогов;
– способствование посредством налоговых механизмов развитию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения;
– повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес (прежде всего путем реформирования процедуры исчисления и уплаты ЕСН).
Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Текущий этап развития налоговой системы должен включить в себя не только научную проработку элементов системы налогообложения, но и создание эффективной системы борьбы с противоправными действиями, посягающими на налоговую безопасность государства.
Личное участие налогоплательщиков и сборщиков налогов и сборов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает их права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает указанных лиц права на личное участие в указанных правоотношениях.
Налоговый кодекс предусматривает два вида представительства:
– законное представительство;
– уполномоченное представительство.
Законное представительство осуществляется законным представителем. Полномочия законного представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными федеральными законами.
Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Уполномоченное представительство осуществляется уполномоченным представителем.
Уполномоченным представителем налогоплательщика (плательщика сборов) считается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых отношений.
Уполномоченными представителями не могут быть:
– должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и органов внутренних дел;
– судьи;
– следователи;
– прокуроры.
Уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.
Уполномоченный представитель физического лица может осуществлять свои полномочия на основании:
– нотариально удостоверенной доверенности;
– доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Как установить срок использования в налоговом учете
Иной порядок определения СПИ действует в налоговом учете компании. Согласно п. 2 ст. 258 срок по патентам, свидетельствам и прочим объектам интеллектуальной собственности рассчитывается, исходя из срока действия актива. Если же такой период установить невозможно, принимается СПИ на 10 лет, но не больше срока работы предприятия. Для отдельных видов НМА налогоплательщикам разрешается самостоятельно устанавливать срок (минимум в 2 года). Это, к примеру, права патентообладателя на промышленные образцы, использование компьютерной программы и пр.
Включение объектов НМА в амортизационные группы происходит согласно определенному СПИ по каждому активу отдельно. Начисление амортизации производится с месяца, следующего за месяцем ввода НМА в эксплуатацию. При этом для признания прав на актив требуется оформление соответствующих разрешительных документов (ст. 257 НК).
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
Объект — установленный законом порядок владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.
Объективная сторона — несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.
Субъект — налогоплательщики (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица — налогоплательщики, не являющиеся ПБОЮЛ), налоговые агенты и иные лица, на имущество которых наложен арест, а также и их должностные лица.
Субъективная сторона — виновное совершение правонарушения.
Санкция — взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
В каком порядке создавать резерв
Резерв по сомнительным долгам формируйте в следующем порядке. Сначала определите объем каждой отдельной сомнительной задолженности. Резерв нужно будет сформировать для каждого такого случая. При этом его размер определяйте также с учетом оценки финансового состояния должника и вероятности погашения обязательств полностью или частично. Ведь величина резерва по сомнительным долгам – это оценочное значение. Включать в него всю сумму сомнительного долга не обязательно.
Такой порядок предусмотрен пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, а то, как определить размер резерва, следует из пунктов 2 и 3 ПБУ 21/2008.
Так, например, если контрагент вовремя не заплатил 1 000 000 руб. и у вас нет никаких гарантий,что этот долг будет погашен, вам нужно создать резерв. Размер его при этом может быть максимальным (1 000 000 руб.), когда у вас, допустим, есть точная информация о начале процедуры банкротства должника. Или же сумма может быть меньше, когда известно, что дебитор ведет переговоры для реструктуризации других долгов и его платежеспособность может восстановиться. Если есть информация, что в итоге должник сможет вернуть 600 000 руб., то резерв создайте на 400 000 руб. Точнее оценить возможные риски помогут специалисты вашей финансовой службы, или, если таких нет, можно обратиться к сторонним оценщикам.
ОКОФ: код 330.30.20.31.117
330.30.20.31.117 — Машины энергосиловые и сварочные путевые и агрегаты
Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 330.30.20.31.117
Наименование: Машины энергосиловые и сварочные путевые и агрегаты
Дочерних элементов: 0
Амортизационных групп: 4
Прямых переходных ключей: 212
Группировка 330.30.20.31.117 в ОКОФ является конечной и не содержит подгруппировок.
В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 330.30.20.31.117 числится в следующих группах:
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
---|---|---|---|
Третья группа | Машины и оборудование | имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно | трансформаторы электрические силовые малой мощности |
Пятая группа | Машины и оборудование | имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно | источники автономного электропитания силовые, кроме основных средств, включенных в другие группы; агрегаты энергосиловые |
Седьмая группа | Машины и оборудование | имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно | трансформаторы электрические, преобразователи статические и индукторы; выключатели, контакторы и реверсоры переменного тока высокого напряжения; разъединители, короткозамыкатели, отделители, заземлители переменного тока высокого напряжения; трансформаторы напряжения высоковольтные; оборудование силовое тяговых подстанций, постов секционирования, пунктов параллельного соединения, приборы и приспособления для их монтажа и эксплуатационного обслуживания |
Девятая группа | Машины и оборудование | имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно | генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам |
ОС генератор бензиновый
Купили генератор бензиновый за 70 т.р., без НДС 59 т.р.
В налоговом учете я могу принять расходы единовременно.
В бухгалтерском учете его нужно отнести какой-то группе.
В интернете нахожу, что генераторы относят к 4 или 5 группе.
Нашла такой вариант
Четвертая группа «330.30.20.31.117 Машины энергосиловые и сварочные путевые и агрегаты источники автономного электропитания силовые, кроме основных средств, включенных в другие группы; агрегаты энергосиловые»
вопросы.
1. Пойдет такой вариант отнесения ос к 4 группе? Если честно, вообще не понимаю ,куда он может быть отнесен.Уже 2 часа смотрю на классификацию, и и мне кажется он никуда не подходит, в т.ч. и в тот вариант, что я написала.
2. Как-то непонятно, что он в одной группе со зданиями, станками. Как-то небольшой генератор и огромный станок за пол миллиона в одной группе. Нельзя его отнести к 1 или 2? Получается в бухучете 7 лет списывать 59 тысяч?
3. Насколько я понимаю теперь нужно будет платить налог на имущество? Если он все-таки в 4 или 5 группе.
это как раз из тех случаев, когда размер не имеет значения.
Группа определяется по сроку использования, а он у генератора вряд ли один год.
скорее всего, не нужно. Почитайте НК гл.30.
Этот код относится к 5 аморт. группе
СПИ ОС в бух. учёте, устанавливается организацией самостоятельно, исходя из ожидаемого срока использования,условий эксплуатации и т.д. п.20 ПБУ 6/01.
Если купили не у взаимозависимого лица,то пока нет (ст.381.1 действует с 01.01.2018). Такое имущество льготируемое -стоимость отражается в отчётности, но налогом не облагается. п.25 ст.381 НК.
Изучила информацию в и-нете. Я сделала вывод, что имею право в налоговом учете списывать генератор также, как и в бухгалтерском учете 7 лет и 1 месяц (для 5 группы.). Так? Это вопрос 1.
По поводу налога на имущество. Прочитала ст.381 п 25.
Это получается, что практически все основные средства движимые попадают в льготируемое имущество?
И следить за п. 25, семь лет все-таки списывать несчастные 59 тысяч.
Вопрос 2. Еще раз уточняю, мой случай попадает под льготы? Куплен у независимого ООО.
1. Изучайте нормативные документы.
2. ст. 256 НК РФ. — «Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
3. Ваш генератор 70 000 р. в налоговом учете стоимость единовременно относится на уменьшение дохода.
4. СПИ в бухучете не должен определять бухгалтер, это делается в ТЭО — т.е. экономист совместно с инженерно-техническим персоналом,
путь наименьшего сопротивления — использовать классификацию для налогового учета.
5. Соответственно возникают временные разницы, которые нужно учитывать.
Я не очень понимаю, что значит использовать классификацию для налогового учета. Поясните пожалуйста.
Ростовчанка, Witov предлагает использовать классификацию ОС ,утв. Постановлением Правительства №1 от 01.01.2002, для установления СПИ в БУ.
Да уж, предлагаю. Сложившаяся массовая практика по безоговорочному применению Постановления Правительства №1 в целях бухучета просто удручает.
— устанавливать равные сроки для БУ и НУ для избежания разниц -остался.
Так все-таки равные сроки в моем случае можно установить? Я бы пошла на это даже если есть разные мнения.
В и-нете тоже находила мнения, что это сделать можно.
В этой ветке вот такой ответ мне написали. «СПИ в бухучете не должен определять бухгалтер, это делается в ТЭО — т.е. экономист совместно с инженерно-техническим персоналом,»
Я так понимаю неоднозначно, что это не такое серьезное нарушение. Сумма амортизации в месяц получается небольшая. Даже если и последуют какие-то санкции.
А 7 лет мучаться, еще неизвестно получится или нет это автоматизировать. Сейчас у меня налоговый учет полностью совпадает с бухгалтерским. А тут придется отписываться, почему расхождения. Не позволит 1с автоматизировать, так еще каждый месяц ручные проводки.
Самое интересное, необходимость данного мучения в принципе зачем. Последний вопрос риторический.
Написать приказик или какой другой документ, еще не разбиралась, что там нужно для этого, у нас есть начальник производства, механик и оператор. Вот они решили установить в налогом учете срок 7 лет и 1 мес.
В налоговом учете ваш генератор не амортизируется, списывается сумма на расходы, без вариантов. В бухгалтерском подлежит учету в составе основных средств. Равные сроки никак не получаться.
На счет спи поясню. Задача бухгалтера — учет. Запись в инвентарной книге и все.
Срок полезного использования зависит от режима и условий работы. Может быть генератор будет работать в агрессивной среде, напр. в условиях запыленности, срок использования будет один. Или в штатном режиме в идеальных условиях, регулярное ТО и тп. Вы как это сможете определить? Опытный технический персонал обычно знает сколько проработает то или иное оборудование в условиях для которых оно приобретается. Опять же закупке ОС, как правило, предшествует технико-экономическое обоснование. Вот там обычно и определяют СПИ. В добавок может быть политика компании — эксплуатировать оборудование пока оно окончательно не выйдет из строя или продавать по истечении какого-то периода, чтобы избежать расходов на серьезный ремонт. Как бухгалтер может определить СПИ? Все это находится вне компетенции бухгалтера.