Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция исполнительного продюсера». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В зависимости от стадии производства, размера проекта и среды роль исполнительного продюсера значительно различается. В фильме их зона ответственности начинается с финансирования на этапе разработки. Процесс финансирования инди-фильма с бюджетом в 200.000 долларов отличается от студийного фильма стоимостью 200 миллионов долларов.
Чем занимается исполнительный продюсер (Executive Producer)?
Традиционно, исполнительные продюсеры (Executive Producer) занимаются сценариями вопросами для производства. Они предлагают идеи телевизионным уполномоченным и разрабатывают юридические, финансовые и маркетинговые аспекты будущей картины. EP являются представителями кинопроизводства и имеют решающий голос. Степень их участия и работа на съемочной площадке варьируются. Иногда они играют роль в доработке сценария, кастинге и подборе актеров. В других случаях эти задачи возлагаются на продюсера, продакшн-менеджера и кастинг-директора.
Если говорить про работу в Москве исполнительным продюсером, то есть вакансии. Но надо помнить, что хороший Executive Producer должен обладать:
- Лидерством: брать на себя ответственность за решения и результаты, руководить всеми департаментами, поддерживать коммуникацию со всеми, быть фактическим руководителем.
- Знаниями киноотрасли: обширный опыт и навыки, страсть к процессу кинопроизводства, оценивать современные тенденции, предсказывать, что будет популярным.
- Креативностью: генерировать новые и захватывающие идеи, умение распознать трендовые, актуальные идеи сценариев других.
- Профессиональными коммуникативными скиллами: уметь продавать идеи, хорошая деловая хватка, высокий навык убеждения, что позволит заключать выгодные финансовые сделки.
- Пониманием основ: как составляются программы, производственные графики. Какие решения будут необходимыми и лучшими в данной ситуации.
Как стать продюсером и где учиться?
Варианты обучения для продюсера с нуля:
- Самостоятельное обучение – всевозможные видео на YouTube, книги, форумы, самоучители и т.д. Плюсы – дешево или очень недорого. Минусы – нет системности, самостоятельное обучение может оказаться неэффективным, полученные навыки могут оказаться невостребованными у работодателя;
- Классическое оффлайн-образование в ВУЗах, колледжах и университетах. Диплом является преимуществом при устройстве на работу, при этом обучение обычно длится не менее четырех лет, часто дают устаревшие неактуальные знания;
- Онлайн-обучение. Пройти курс можно на одной из образовательных платформ. Такие курсы рассчитаны на людей без особой подготовки, поэтому подойдут большинству людей. Обычно упор в онлайн-обучении делается на практику – это позволяет быстро пополнить портфолио и устроиться на работу сразу после обучения.
Ниже сделали обзор 10+ лучших онлайн-курсов.
Исполнительный продюсер
Его можно назвать основным участником процесса производства фильма. Чаще всего именно на нем лежит большая часть финансовых проблем и правовых вопросов. Он отвечает за расходы по заработной плате, разного рода издержки. Кстати, если хотят привлечь внимание к будущей киноленте, то в качестве исполнительного продюсера указывают знаменитого человека.
Говоря о расходах, можно вспомнить знаменитый фильм и одновременно мюзикл Бродвея «Продюсеры». Суть в том, что его главный герой свято верит в три главных, незыблемых правила продюсера, суть которых сводится к одному выражению: «Продюсер никогда не вкладывает в фильм собственные деньги». Главный герой пытается доказать это своему другу. Конечно, в реальной жизни часто происходит все с точностью до наоборот.
Должностная инструкция генерального продюсера
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность генерального продюсер/продюсера подразделения «Отдельные технологии» (далее — Генеральный продюсер/продюсер) ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» (далее Учреждение).
1.2. На должность генерального продюсер/продюсера назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:
с опытом практической работы:
1.3. Генеральный продюсер/продюсер должен знать:
1.4. Генеральный продюсер/продюсер должен уметь:
1.5. Генеральный продюсер/продюсер назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.6. Генеральный продюсер/продюсер подчиняется генеральному директору Учреждения и начальнику подразделения «Отдельные технологии»
2. Трудовые функции
3. Должностные обязанности
Генеральный продюсер/продюсер имеет право:
4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности генерального продюсер/продюсера .
4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).
4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию генерального продюсер/продюсера .
4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.
4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.
4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.
5. Ответственность
Генеральный продюсер/продюсер несет ответственность за:
5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.
5.2. Невыполнение распоряжений и поручений генерального директора Учреждения.
5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.
5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.
5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
За вышеперечисленные нарушения генеральный продюсер/продюсер может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Продюсер в области кинематографии» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. № 610н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Исполнительный продюсер
Его можно назвать основным участником процесса производства фильма. Чаще всего именно на нем лежит большая часть финансовых проблем и правовых вопросов. Он отвечает за расходы по заработной плате, разного рода издержки. Кстати, если хотят привлечь внимание к будущей киноленте, то в качестве исполнительного продюсера указывают знаменитого человека.
Говоря о расходах, можно вспомнить знаменитый фильм и одновременно мюзикл Бродвея «Продюсеры». Суть в том, что его главный герой свято верит в три главных, незыблемых правила продюсера, суть которых сводится к одному выражению: «Продюсер никогда не вкладывает в фильм собственные деньги». Главный герой пытается доказать это своему другу. Конечно, в реальной жизни часто происходит все с точностью до наоборот.
Какими бывают продюсеры? О профессии, которую многие недооценивают
2 968
Кино
В последнее время появляется все больше и больше продюсеров в кино, ответственных за те или иные должности. У нас в России профессию продюсера воспринимают так: это человек, который выделяет деньги. Однако люди заблуждаются: роль их в кинематографе так высока, что иногда даже режиссеры, которых мы называем гениями, при создании фильма участвуют меньше, нежели специалисты, о которых сейчас пойдет речь.
А начнем мы с генерального продюсера, мозга всего проекта. Он подбирает кадры для своих фильмов и решает, кому работать дальше, а кого уволить. В его руках все: выбор сценариста, режиссера, актеров и операторов. Генеральный продюсер, проще говоря, является организатором всего этого праздника кино. И именно он получает «Оскар» за лучший фильм, потому что идея принадлежит ему, персонал подобран им же (или с помощью других подчиняющихся продюсеров-помощников), и фильма бы не было вообще, если б не этот прекрасный человек.
Чтобы решить какие-то вопросы по ленте, всегда обращаются к генеральному продюсеру, потому что знают, что он разберется с проблемой (если, конечно, это не невыполнение плана — в таком случае вас просто уволят). Он также ищет источники финансирования и пытается продвинуть фильм как на фестивали, так и на большие экраны. Но очевидно, что в одиночку продюсер крупного фильма справиться не может — ему нужна помощь других своих «собратьев».
И первым таким помощником становится исполнительный продюсер. Его роль весьма и весьма широка: дело в том, что им может стать как автор сценария, так и просто инвестор (или вообще автор фильма, сиквел или ремейк которого решили запустить). Главное, что «ответственный продюсер» — а именно так стоит называть этого человека — сыграл важную роль в запуске картины, а потому ему должны быть все благодарны. Он может наблюдать за производством, но чаще всего в нем не участвует вообще. Нередко такие люди как-то помогают проекту, после чего их функции заканчиваются. Однако бывает, что студия подсылает своего ответственного продюсера для контроля съемочного процесса.
Те же, кто вложил в проект меньше 25%, называются исполнительными (или ответственными) сопродюсерами. Также есть просто сопродюсеры, которые помогают генеральному разобраться с финансами и кастингом — проще говоря, делают весьма скучную работу, за которую мало кто захочет браться.
А вот ассоциированным продюсером могут быть многие: консультанты, инвесторы, вложившие небольшие деньги, помощники и просто хорошие люди, так или иначе повлиявшие на проект. Например, если ты поможешь съемочной группе с перелетом, то без проблем можешь стать ассоциированным продюсером. Эта роль весьма и весьма формальна.
Но обязанности линейного продюсера отличаются от других. У него практически нет возможности вмешиваться в какие-то креативные решения. Его задача — следить за распределением бюджета, за всем, что происходит в павильонах, проверять продвижение по плану и рассказывать обо всем продюсеру.
Не стоит также забывать об административном продюсере, который ответственен за найм внештатных работников. И, наконец, креативный продюсер в мире кино тоже существует не просто так: как правило, он следит за работой самого режиссера, чтобы тот не выходил за рамки дозволенного и сделал фильм таким, каким его представляет генеральный продюсер.
Но и это не все: есть продюсер постпродакшена, ответственный, как вы уже поняли, за работу с монтажом и за выполнение плана съемки, продюсер веб-сайта, и информационный продюсер.
Какие цели перед собой ставите
Продюсер — это про зарабатывание денег. Оно может быть опосредованным. Может, вам достаточно стать знаменитым, а дальше дело техники, и с деньгами проблем не будет — вы знаете, как известность перевести в деньги. Тогда вам нужно с продюсером и инвестором сосредоточиться на том, чтобы стать известным. Но в конечном итоге цель — деньги.
Если приходят люди, и они не обсуждают деньги, то это не предпринимательство, а что-то другое — отдых, развлечения.
Если продюсер будет терять деньги инвесторов, ему очень быстро перестанут эти деньги давать, к нему перестанут обращаться клиенты, и он перестанет быть продюсером. Поэтому цели должны быть финансовыми.
Бизнес — это цепочка сделок, вы должны понимать, что это у вас за сделки, где вы зарабатываете, на какие риски вы готовы идти, в какие сроки это окупится, о каких объёмах денег идет речь, кто будет инвестором.
Кто такой продюсер и чем он занимается? В кинематографической сфере это специалист, который полностью организовывает процесс съемки. Он участвует в разработке идеи кинофильма, ищет финансы, технику. В его задачи также входят отбор и утверждение кандидатур режиссера, сценариста, других работников, которые будут задействованы в реализации проекта (консультантов, звукорежиссера, операторов, техперсонала), кастинг актеров. Кроме того, он должен заниматься рекламой и продвигать готовый продукт в прокате.
Эта профессия требует сильных лидерских качеств и способностей к коммерции гораздо больше, чем творческой составляющей. Вместе с тем некоторым удается совмещать продюсерскую и режиссерскую или даже актерскую работу. Правда, таких универсалов очень мало, и они – на вес золота. Самые яркие представители «на все руки мастеров» – Стивен Спилберг, Квентин Тарантино, Роберт Земекис, Никита Михалков, Федор Бондарчук.
Что делает продюсер, который занимается раскруткой певцов, актеров и прочих представителей мира искусства? В принципе, все то же самое, что и в кинематографе. Он решает технические и коммерческие вопросы, помогая своему подопечному продвигаться по творческому пути.
Рассмотрим, в чем заключается работа продюсера в зависимости от конкретного направления его деятельности.
Оплата труда продюсера считается достаточно высокой. Уровень его заработной платы колеблется от 30 тысяч до 150 тысяч рублей. В среднем по России этот показатель составляет порядка 60 тысяч рублей. Размер зарплаты зависит, в частности, от наличия опыта и величины компании.
Приведем пару примеров. Помощник исполнительного продюсера, который работает на канале кабельного телевидения, зарабатывает от 400 до 600 долларов. А вот генеральный продюсер на крупном телеканале может получать 10 тысяч долларов – и это не предел. В шоу-бизнесе, театре и кинематографе доход продюсера прямо пропорционален успешности проекта, продвижением которого он занимается. Соответственно, чем больше денег «заработали» фильм, спектакль, музыкальная группа, тем выше заработок представителя этой профессии.
Требования к продюсеру
Чтобы работа продюсером приносила коммерческий успех проектов, к многим соискателям предъявляются следующие требования:
- Оконченное высшее образование, причем как профильное, так и экономическое или управленческого спектра.
- Понимание технологических особенностей и структуры будущего проекта.
- Аналитическое мышление и умение интерпретировать и добывать бизнес-показатели, навыки влияния на них.
- Коммуникабельность и организаторские способности.
- Умение не только работать в команде, но и руководить большим количеством людей с разным темпераментом.
Другие названия должности: | Продюсер |
Подчиняется: | Генеральному директору / Генеральному продюсеру |
Подчинённые: | Отсутствуют |
Цель: | Создание условий для создания кинофильма (телесериала, телепередачи, радиопередачи, театральной постановки и пр.) и его реализация от начала до конечного результата. |
Задачи: |
|
Функции: |
|
Требования к опыту и квалификации: | Продюсер относится к категории специалистов;
На должность продюсера назначается лицо, имеющее среднее специальное или высшее образование и опыт работы в продвижении. Должен знать: |
Профессия продюсера появилась в 1910-х годах в Голливуде, когда кинематограф стал серьезной индустрией, направленной на извлечение дохода. Соответственно, требовались и инвестиции, и новые технические возможности, и более массовые съемки, и многое другое. Для организации всего это и понадобились особые специалисты: коммерсанты, что-то понимающие в искусстве, или творческие люди, разбирающиеся в бизнесе.
С появлением и развитием телевидения появилась и профессия телепродюсера — такие работники выполняют те же функции, что и их коллеги из мира кино, но при создании телепрограмм.
На сегодняшний же день с развитием онлайн-индустрии подобная организационная деятельность тоже стала востребованной. Так появилась еще один вид специалистов — интернет-продюсеры.
Где и как учат продюсированию?
Обучение по направлению подготовки «Продюсирование» производится в высших учебных заведениях или на специализированных курсах.
Соответствующая программа бакалавриата открыта в университете «Синергия» на факультете Театра, кино и телевидения. Срок обучения – от 3,5 до 4,5 лет. По окончании учебы выпускники получают государственный диплом и широкую практику в проектах компаний-партнеров «Синергии». Полученные знания и навыки помогут выпускнику университета вести дальнейшую профессиональную деятельность максимально успешно.
В процессе обучения студенты осваивают специализированные предметы:
- основы продюсирования;
- медиапланирование;
- технология кино и телевидения;
- инвестиционная деятельность в киноиндустрии и др.
Теоретические занятия дополняются большим количеством практических упражнений, семинаров, мастер-классов, встречами с известными личностями. Все это позволяет сформировать полный набор необходимых для работы компетенций.
Для людей, которые уже имеют высшее образование, предлагается пройти куры по направлению «Продюсирование». Они дают возможность в короткие сроки овладеть необходимыми знаниями в концентрированном виде.
Так, университет «Синергия» совместно со школой МХАТ им. Горького запустил курсы продюсирования сроком 5 месяцев. За это время слушатели освоят порядок составления бюджета, работу по поиску площадок, организацию и продвижение проектов, научатся разрабатывать и реализовывать свои идеи.