Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Представительские расходы: частые нарушения в 2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь необходимо помнить, что существует четко обозначенный перечень трат, которые можно относить к представительским расходам в целях налогообложения прибыли. Он содержится в п. 2 ст. 264 НК РФ. Если в общем, то это расходы «на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий».
В каких случаях расходы не относятся к представительским?
Пунктом 2 ст. 264 НК РФ прямо предусмотрено, что не признаются представительскими расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Например, если после официальной части приема учреждение проводит развлекательную программу для участников (прогулка на теплоходе, выступление артистов, фуршет), то понесенные расходы нельзя включать в базу по налогу на прибыль (Письмо Минфина РФ от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).
В случаях, когда официальные приемы делегаций продолжаются несколько дней, в течение которых учреждение несет расходы по обеспечению делегации завтраками, обедами и ужинами, не носящие официального характера, такие расходы не относятся к представительским и должны оплачиваться представителями делегаций, прибывших на переговоры, за счет суточных, выплачиваемых при командировании сотрудников (Письмо Минфина РФ от 05.04.2005 № 03-03-01-04/1/157).
Следует заметить, что расходы должны быть связаны с организацией переговоров с представителями других компаний, поэтому не следует учитывать для целей налогообложения затраты на переговоры с представителями (должностными лицами) своих же филиалов и подразделений. Такой вывод сделан в Постановлении ФАС ВСО от 11.08.2006 по делу № А33-26560/04-С3-Ф02-3935/06-С1, А33-26560/04-С3-Ф02-4272/06-С1.
В каком порядке производится нормирование представительских расходов?
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Отметим, что сумма расходов на оплату труда при исчислении указанной нормы устанавливается исходя из состава расходов на такие цели, определенные на основании ст. 255 «Расходы на оплату труда» НК РФ. При этом следует обратить внимание на то, что перечень расходов на оплату труда в данной статье намного шире, чем состав расходов, отражаемый в бухгалтерском учете по счету 302 11 000 «Расчеты по заработной плате».
В частности, в состав расходов на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль включены все суммы, начисленные работникам, в том числе не состоящим в штате организации, за работы по гражданско-правовому договору в денежной и (или) натуральной форме, начисления стимулирующего характера, начисления компенсационного характера, вознаграждения, надбавки, единовременные поощрительные начисления, другие расходы, предусмотренные ст. 255 НК РФ, в том числе суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного и добровольного страхования.
Перечень представительских трат
Если же говорить конкретнее, то под расходами на официальный прием понимаются траты непосредственно на его проведение, т. е. на проведение завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия. Получается, что деловое мероприятие может проходить в кафе или в ресторане. Главное – подтвердить, что обед в ресторане носил деловую направленность. Более того, при должном оформлении представительским мероприятием может являться и ужин в ресторане, в том числе с потреблением алкогольных напитков (письмо Минфина РФ от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675). Стоимость алкоголя чиновники разрешают также относить к представительским расходам (письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 03-03-06/1/3120).
Что касается расходов на обслуживание приглашенных лиц, которые также относятся к представительским расходам, то под ними подразумеваются не абсолютно все расходы, а только:
- на транспортное обеспечение доставки лиц к месту проведения представительского мероприятия и обратно;
- буфетное обслуживание во время переговоров;
- оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика.
Что включается в представительские расходы?
В п. 2 ст. 264 НК РФ регламентирован перечень расходов, относимых к представительским при расчете налога на прибыль. По сути, эти расходы — затраты по организации официальных приемов и обслуживанию приглашенных персон, а также расходы на заседания руководящих органов хозяйствующего субъекта.
В представительские расходы часто включают затраты на организацию мероприятия, к примеру, проведение обеда или ужина и пр. Таким образом, мероприятие может проводиться в общественном месте (ресторане, кафе), и при этом главное — иметь подтверждение, что мероприятие имеет деловую направленность.
Важно! Если подтвердить, что мероприятие имеет деловую цель, то в случае потребления алкоголя за ужином его стоимость также можно включить в представительские расходы (письмо Минфина РФ от 22.01.2019 г. № 03-03-06/1/3120).
В представительские расходы разрешено включать и затраты на обслуживание приглашенных персон. К ним относятся конкретные затраты на:
- транспортировку к месту мероприятия и обратно;
- обслуживание при осуществлении переговоров;
- оплату приглашенных переводчиков, если они не входят в штат хозяйствующего субъекта.
Что изменили в 2022 году
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Налоговый учет сувениров
Расходы на сувенирную продукцию относятся к рекламным. Последние, в свою очередь, снижают налогооблагаемую прибыль. Они будут относиться к прочим расходам на производство и реализацию на основании пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Траты на покупку и производство сувениров относятся к нормируемым. Они принимаются к налоговому учету в размере не более 1% от выручки компании. Основание тому – пункт 4 статьи 264 НК РФ.
Траты на сувенирку предполагают начисление НДС. Обложение НДС сувенирной продукции выполняется в стандартном порядке на основании статьи 146 НК РФ. Порядок актуален и при раздаче продукции в рекламных целях. Основанием тому является письмо Минфина №03-07-07/36 от 10 июня 2010 года. Однако есть исключение – сувенирка стоимостью менее 100 рублей. Такие суммы НДС облагаться не будут на основании пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Признание представительских расходов при расчете налога на прибыль
Представительские расходы могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль только в случае, если они отвечают критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ, то есть все расходы на представительские мероприятия должны быть экономически обоснованны и подтверждены первичными документами.
Согласно ст. 264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный период. Особое внимание читателям журнала следует обратить на то, что при расчете налоговой базы по налогу на прибыль доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Таким образом, в течение отчетного периода сумма расходов на оплату труда в целях расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль будет увеличиваться, а соответственно, будет изменяться и предельный размер представительских расходов, который может быть учтен в целях налогообложения. В результате сумма этих расходов, не учтенная в одном из отчетных периодов, может быть принята к учету для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в следующем отчетном периоде. По окончании налогового периода представительские расходы в части, превышающей предельные размеры, не будут учтены при расчете налога на прибыль. Таким образом, можно сделать вывод о том, что представительские расходы для целей исчисления налога на прибыль являются нормируемыми. Норма представительских расходов определяется исходя из расходов на оплату труда. Перечень расходов, относимых к оплате труда, содержится в ст. 255 НК РФ. И этот перечень значительно шире того перечня расходов на оплату труда, который учитывается в учреждении по подстатье 211 «Заработная плата».
Так, к расходам на оплату труда согласно НК РФ также будут относиться:
- стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, а также бесплатного жилья;
- затраты на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников;
- фактические затраты на оплату проезда работников и лиц, находящихся у них на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая затраты на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
Особенности учета представительских расходов
Представительские расходы учитываются при расчете налога на прибыль с учетом ограничений, так как относятся к нормируемым расходам и уменьшают налоговую базу в пределах 4% от расходов на оплату труда.
Бухгалтерские записи будут выглядеть так:
- Дт 71 Кт 50 (51) — выданы деньги подотчетному лицу через кассу или перечислены на карту;
- Дт 26 (44) Кт 71 — отражение представительских расходов;
- Дт 19 Кт 71 — учет НДС по представительским расходам через подотчетника.
Если представительские расходы совершены через приобретение товаров (работ, услуг) у сторонней организации, в бухучете отразите их так:
- Дт 60 Кт 51 — перечислены деньги поставщику;
- Дт 44 (26) Кт 60 — получены услуги (товары);
- Дт 19 Кт 60 — выделен НДС по полученным товарам (работам или услугам).
Документальное оформление представительских расходов
Унифицированных форм по оформлению таких расходов не существует. Каждая организация разрабатывает свои удобные формы, некоторые из которых являются обязательными:
- Приказ о проведении представительского мероприятия. В приказе должны указываться дата и место проведения, цель мероприятия, наименование организации-контрагента, список лиц, ответственных за проведение и обеспечение данного мероприятия, и сотрудник, на которого возлагается контроль.
- Программа представительского мероприятия. Данная программа прикладывается к приказу, в ней необходимо отразить основные этапы и даты официального приема. Программа утверждается руководителем организации.
- Смета представительского мероприятия. Смету желательно расписывать на каждое мероприятие в отдельности. Обязательно утвердить у руководителя. В смете как правило расписывают по статейно: транспортные расходы, буфетное обслуживание, расходы на приобретение букетов, сувенирных изделий.
- Отчет о проведении мероприятия. В отчете необходимо отразить дату и место проведения, цель, наименование партнеров, участники мероприятия пофамильно с должностями и результат, который был достигнут в ходе мероприятия.
- Акт на списание представительских расходов. А акте необходимо отразить точную сумму (вплоть до копеек), согласно понесенных расходов. Акт подписывает главный бухгалтер и руководитель организации.
Учет маркированных конвертов в бюджетном учреждении
По договору производится оплата определенного количества бензина соответствующей марки, при этом учреждение получает талоны, по которым водители будут заправлять автомобили на АЗС. Полученные талоны на основании товаросопроводительных документов поставщика (накладной, счета-фактуры и т. п.) приходуются в качестве денежных документов в кассу учреждения, при этом в приходном ордере нужно указать марку бензина, серию и номера этих талонов, номинал талонов в литрах и стоимость талона в рублях (исходя из стоимости бензина, указанного в договоре и счете на оплату).
Как правило, для контроля заводится специальная книга учета, в которой регистрируется движение талонов.
Полученное по талонам топливо приходуется как материальный запас учреждения после сдачи авансового отчета подотчетным лицом с подтверждающими документами от АЗС, отпустившей ГСМ в обмен на талон.
- Получены талоны на ГСМ в кассу учреждения
Дт 0 201 35 510 Кт 0 302 34 730 - Выданы из кассы талоны подотчетному лицу
Дт 0 208 34 560 Кт 0 201 35 610 - Подотчетное лицо представило авансовый отчет по использованным талонам
Дт 0 105 33 340 Кт 0 208 34 660
Такой вид платежей за корпоративную мобильную связь и Интернет, как карты экспресс-оплаты, которые приобретаются учреждением, должны быть учтены как денежные документы.
- Получены карты оплаты в кассу учреждения через подотчетное лицо
Дт 0 201 35 000 Кт 0 208 21 000 - Выданы карты оплаты подотчетному лицу
Дт 0 208 21 000 Кт 0 201 35 000 - Подотчетное лицо представило авансовый отчет по использованным картам оплаты
Дт 0 109 80 221 Кт 0 208 21 000
Также распространенными и востребованными остаются услуги почтовой связи. Организация почтовых отправлений невозможна без приобретения марок и маркированных конвертов, которые, согласно Инструкции № 157н, необходимо учитывать как денежные документы и по мере необходимости выдавать под отчет ответственным за отправку корреспонденции лицам. Подтверждающим документом для авансового отчета может являться реестр отправленной корреспонденции, а в случае порчи – приложенный к отчету испорченный конверт.
- Поступление в кассу учреждения марок и маркированных конвертов
Дт 0 201 35 510 Кт 0 302 21 730; 0 208 21 660 - Выдача под отчет марок и маркированных конвертов
Дт 0 208 21 560 Кт 0 201 35 610
Большинство организаций в своей деятельности сталкивается с почтовой службой — иногда надо отправить посылку или письмо, получить почту от контрагентов, отправить отчетность «заказным с уведомлением». Есть несколько путей для этого:
- Пойти непосредственно на пункт связи и там упаковать все в коробки, заклеить в конверт и отдать работникам почтамта. Способ имеет право на жизнь в случае, например, когда надо отправить посылку. Но если нужно вернуть контрагентам, скажем, вторые экземпляры документов, которых может быть много, то этот вариант будет неудобным.
- Купить готовые конверты с марками, в офисе подготовить все на отправку и опустить запечатанные конверты в ближайший почтовый ящик.
Как правило, организациям удобно, когда маркированные конверты хранятся в офисе и могут быть использованы по первому требованию. Вот здесь уже и требуются услуги подотчетных лиц.
Почтовые марки для отправки писем: бухучет, проводки
Почту используют все службы организации для:
- обмена бухгалтерскими документами с контрагентами;
- пересылки отчетности в ИФНС;
- отправки уведомлений персоналу;
- рекламной деятельности;
- обмена юридическими документами, проектами договоров и т.д.
Почтовыми отправлениями с фирмой обмениваются деловые партнеры, контролирующие органы, госорганы, сотрудники.
Расходы фирма несет непосредственно на почте, при отправке корреспонденции, а также при покупке предварительно марок, конвертов. Очевидно, что почтовые расходы относятся к хозяйственной, производственной деятельности фирмы, но прямой связи с производственным процессом не имеют.
Это управленческие расходы. Они связаны с учетом запасов, которые регламентируются начиная с текущего года ФСБУ 5/2019. В большинстве случаев управленческие расходы в себестоимость запасов включать нельзя.
Данное правило может иметь исключения:
- если управленческие расходы непосредственно связаны с созданием запасов или их приобретением;
- если микропредприятие ведет бухгалтерский учет по упрощенной схеме и не применяет ФСБУ 5/2019.
Почтовые расходы должны быть строго документированы (квитанции, почтовые чеки) и экономически обоснованы.
Подсказка! Марки, конверты с марками – это денежные документы, а не материалы.
Сразу подчеркнем основное еще раз: по правилам ФСБУ 5/2019 управленческие расходы, а значит, в большинстве случаев и почтовые расходы, на себестоимость продукции относить нельзя. Данные суммы учитываются по принципу «директ-костинг». На счет 20, как было раньше, со счета 26 они не списываются — это грубая ошибка. Списание идет сразу на счет 90.
Учесть расходы на подарки партнерам по бизнесу можно в составе представительских или рекламных расходов, если соблюдены определенные условия. Кроме того, можно оформить безвозмездную передачу подарков партнерам. От выбранного варианта зависит налоговый и бухгалтерский учет компании-дарителя
22.04.2015Автор: Анастасия Урванцева, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению компании «Кузьминых, Евсеев и партнеры», к.э.н.
Многие компании дарят подарки партнерам по бизнесу. В связи с этим у фирмы-дарителя возникает вопрос, как учесть расходы на покупку подарков при расчете налога на прибыль. Ответ на него зависит от способа документального оформления и источников финансирования.
Подарки партнерам как безвозмездная передача
Самый простой способ — оформить подарок партнерам как безвозмездную передачу. Источником финансирования будет чистая прибыль компании. Если подарок адресован не конкретному партнеру — физическому лицу, а фирме, он не должен быть дороже 3000 рублей (подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
При таком варианте затраты на приобретение подарков партнерам нельзя списать в расход в налоговом учете (п. 16 ст. 270 НК РФ; письмо Минфина России от 19.10.2010 № 03-03-06/1/653). В связи с этим в бухгалтерском учете у компании возникнет постоянное налоговое обязательство, если она применяет ПБУ 18/02 (п. 7 ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Этот способ прост для дарителя, но не порадует компанию-партнера, ведь налог на прибыль со стоимости подарка придется заплатить ей. Отметим, что партнер вправе отказаться от подарка (ст. 573 ГК РФ).
Специального документа для вручения подарков третьим лицам нет, поэтому считаем возможным оформлять передачу подарков внутренними актами.
Безвозмездная передача признается реализацией, поэтому на стоимость подарка нужно начислить НДС.
ПРИМЕР
Для поздравления партнеров компания закупила шесть подарочных наборов (шампанское и конфеты) стоимостью 2750 руб. каждый (в т.ч. НДС — 419 руб.). Итого на подарки потрачено:
2750 руб. х 6 = 16 500 руб.
В т.ч. НДС:
419 руб. х 6 = 2514 руб.
Бухгалтерские проводки выглядят так:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 16 500 руб. — оплачено за подарки партнерам;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 2514 руб. — выделен НДС со стоимости подарков партнерам;
ДЕБЕТ 10 (41) КРЕДИТ 60
— 13 986 руб. — оприходовано (подарки партнерам);
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «НДС»
— 2514 руб. — начислен НДС с безвозмездной передачи подарков партнерам;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 10 (41)
— 13 986 руб. — отражен убыток от безвозмездной передачи подарков;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
— 2514 руб. — НДС принят к вычету;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Налог на прибыль»
— 2792 руб. (13 986 руб. х 20%) — отражено постоянное налоговое обязательство.
Подарки партнерам и представительские расходы
Некоторые компании вручают подарки партнерам на официальном приеме и проводят в учете расходы как представительские. Относятся ли к таким расходам затраты на приобретение презентов для деловых партнеров, Налоговый кодекс не разъясняет. Это приводит к спорам с налоговиками.
Расходы на подарки для передачи в рамках официального приема нельзя учесть по налогу на прибыль, поскольку они не поименованы в статье 264 Налогового кодекса (ст. 264 НК РФ). Такой позиции придерживается Минфин России (письмо Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176). По мнению чиновников, в представительские расходы можно включить только затраты на продукты питания и спиртные напитки для проведения официального приема и буфетного обслуживания.
Если компания-даритель все же приняла решение учитывать подарки партнерам как представительские расходы, то их нужно нормировать — учитывать в пределах 4 процентов от затрат на оплату труда (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Судьи позволяют учесть некоторые подарки в представительских расходах. Например, стоимость сувениров с символикой компании, которые вручаются партнерам на деловом приеме, по мнению судей, можно списать в расходы. Если такие затраты подтверждены документами, их можно учесть по налогу на прибыль в пределах норм (пост. ФАС МО от 31.01.2011 № КА-А40/17593-10, от 05.10.2010 № КА-А41/11224-10). Также к представительским можно отнести расходы на покупку цветов, шоколадных конфет, цветочных композиций для проведения приемов (пост. ФАС МО от 03.09.2010 № КА-А40/10128-10).
Отдельно следует сказать о подарках в виде алкоголя, если их учитывать как представительские расходы. Ранее налоговики считали, что решение деловых вопросов несовместимо с употреблением алкогольных напитков. Однако суды и Минфин России придерживаются иного мнения (пост. ФАС УО от 10.11.2010 № Ф09-7088/10-С2, ФАС СЗО от 16.07.2008 № А56-15358/2007; письмо Минфина России от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136). Если затраты на алкогольную продукцию не превышают размеров, предусмотренных обычаями делового оборота, и правильно оформлены, то у компании есть все основания учесть их в расходах. Какая норма алкоголя считается допустимой, нигде не зафиксировано.
Из судебных споров ясно, что подарки партнерам можно учесть как представительские расходы при соблюдении следующих условий:
- в течение налогового периода, когда дарились подарки, у компании-дарителя был официальный прием деловых партнеров;
- документы на представительские расходы оформлены.
Учет сувенирной продукции
По окончании месяца определяется фактическая себестоимость готовой продукции. Возникающие отклонения такой себестоимости от плановой (нормативно-плановой) относятся либо на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной готовой продукции, либо (в части реализованной продукции) – на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего финансового года.
1. На счете 0 105 08 000 «Товары» – в случае приобретения сувениров у сторонних организаций (изготовления сторонними организациями). Приобретенные для продажи товары принимаются к учету по их фактической стоимости. Учреждения, осуществляющие розничную торговлю, вправе учитывать товары, переданные в реализацию, по их розничной цене с обособленным учетом торговой наценки (на счете 0 105 09 000).
Для того чтобы налоговая служба признала понесенные затраты в качестве представительских необходимо обеспечить наличие помимо первичной документации следующее:
• приказ о проведении мероприятия, подписанный руководителей организации;
• смета расходов;
• отчёт о проведенном мероприятии (подробный, с приложением программы и списка участников).
Данный список указан в Письме Минфина России N 03-03-06/1/675.
В приказе или распоряжении на проведение мероприятия необходимо указать:
• дату и место проведения;
• список участников, как приглашенных, так и задействованных сотрудников компании;
• цель проведения встречи (заключение контракта, подписание соглашения и другие);
• перечень мероприятий в рамках встречи (встреча делегации, завтрак с участием представителей приглашенной стороны, переговоры и так далее). В качестве приложения к приказу можно приложить подробную программу мероприятия;
• ответственные за проведение встречи и финансовое обеспечение лица;
• в виде приложения к приказу составить смету на проведение встречи;
• срок подготовки и предоставления отчета о проведённом мероприятии.
Поскольку отчет о проведенном мероприятии в 2020-2021 годах является доказательством произведенных расходов, он должен быть максимально подробным и содержать в себе:
• временной период проведения;
• список участников (может получиться так, что фактически приедут меньше гостей, чем было приглашено);
• список переводчиков;
• цель проведения и полученные результаты (подписан договор о сотрудничестве, к примеру);
• понесенные затраты с приложением подтверждающих документов.
Допускается включать в состав представительских расходы в пределах норматива — 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период, в котором проведено представительское мероприятие (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Представительские расходы – это нормируемые расходы. Рассчитывая налог на прибыль, организация должна соблюдать лимит представительских расходов. Можно учесть не больше четырех процентов от расходов на оплату труда за налоговый период.
Так как доходы и расходы подсчитываются нарастающим итогом за год, то бухгалтер должен пересчитать каждый отчетный период, не выходит ли сумма представительских расходов, учтенная для целей налогообложения прибыли, за рамки установленной нормы. Если предприятие платит авансовые платежи ежемесячно, то делать это нужно ежемесячно, а если ежеквартально, то и проверять нормируемые расходы на соответствие лимиту нужно ежеквартально.
В связи с тем, что в бухгалтерском учете в 2020-2021 годах сумма представительских расходов будет больше, чем в налоговом учете, у налогоплательщика возникает постоянная разница, согласно пункту 4 ПБУ 18/02. Её можно учесть отдельно, в регистрах аналитического учета, тогда сумма представительских целиком отражается на синтетическом счете, открывать обособленные субсчета не надо. А можно открыть к счету учета затрат два отдельных субсчета, например «Расходы, учитываемые в целях налогообложения» и «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» и учитывать постоянную разницу на них.
Возникшая в течение года постоянная разница может быть уменьшена или списана совсем, если в последующие периоды сумма представительских расходов уложится в норматив.
К налоговому учету такие затраты в пределах установленного лимита принимаются на основании первичных документов, по которым они были приняты к бухучету.
В тех случаях, когда лимит представительских расходов в бухучете превышен по сравнению с налоговым учетом, бухгалтеру нужно составить еще один документ – бухгалтерскую справку. В этом документе необходимо рассчитать сумму, которая будет учтена в налоговой базе для расчёта налога на прибыль.
Компания, которая проводит официальный прием, имеет право включать стоимость продуктов питания, в том числе и спиртных напитков, в состав представительских расходов. К представительским расходам относят, в том числе, затраты на официальный приём. Это разрешено пунктом 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Конкретный состав расходов на проведение официального приема Налоговым кодексом не регламентируется. В Минфине России, согласно тексту письма № 03-03-06/1/3120, считают, что в перечне продуктов питания, которые компания покупает для официального приема, могут быть и спиртные напитки.
Поэтому стоимость алкогольных напитков, которые куплены для официального приема, можно включать в налоговую базу при расчете налога на прибыль. Но при условии, что такие расходы экономически оправданы и документально подтверждены. Если в вашей компании на приеме либо сразу после него подписывается несколько сделок, то с обоснованием расходов у вас проблем не возникнет. А если это не так, то заранее подумайте, что разумного можно написать в обоснование таких представительских расходов.
Налоговики в 2020-2021 годах при проверке сняли представительские расходы в связи с их необоснованностью. В состав этих расходов входила оплата спиртных напитков.
Суд установил, что обществом осуществлены представительские расходы, связанные с вводом в эксплуатацию и открытием автодороги. Характер расходов подтвержден первичными бухгалтерскими документами.
По данному эпизоду вынесен следующий вердикт. Поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не содержат положений, запрещающих включение в расходы, уменьшающие доходы, стоимости потребления спиртных напитков, факт наличия у общества расходов подтвержден надлежащим образом, оформленным авансовым отчетом, товарным чеком. Поэтому нижестоящие суды обоснованно указали на правомерность включения затрат, понесенных на представительские расходы, в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли (постановление № Ф09-1131/10-С3).
Заметим, что Минфин тоже не возражает против включения затрат на приобретение алкогольных напитков в состав представительских расходов при соблюдении прочих условий для признания таких расходов в налоговом учете (письмо Минфина России № 03-03-04/4/136).
К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Необходимо отметить, что в п. 2 ст. 264 Налогового кодекса РФ в 2020-2021 годах определен перечень расходов, относящихся к представительским. К ним отнесены затраты налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание, в частности, представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, в том числе на буфетное обслуживание во время переговоров.
Для подтверждения затрат для целей налогообложения требуется документальное подтверждение.Оно включает в себя всю сопутствующую первичку, то есть чеки, акты накладные и т.д. также потребуется составить приказ о проведении приема, смету расходов (она является предварительной) с установленным лимитом, отчет о проведении приема. Отчет о проведенном мероприятии должен быть утвержден руководителем компании и содержать следующее:
- дату и место проведения приема;
- программу приема;
- всех участников;
- стоимость приема.
Важно! Для того, чтобы компания могла экономически обосновать понесенные затраты, при оформлении затрат указывается цель проведения мероприятия.
КОСГУ-2022: учитываем новшества
Здесь следует пояснить, что поступления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов капитального характера, формирующих (увеличивающих) основные фонды – недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемое в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, в том числе расходов на бюджетные инвестиции (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) объектов непроизведенных активов), приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, относимого к объектам основных средств, приобретение (создание) программного обеспечения и иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов, в том числе в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (п. 7 Порядка № 209н).
С учетом приведенной выше информации о безвозмездных денежных поступлениях, по мнению автора, предоставляемые бюджетным (автономным) учреждениям субсидии на осуществление капитальных вложений следует отражать по подстатье 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», субсидии на иные цели – по подстатье 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» или 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» (в зависимости от характера поступлений – текущие или капитальные).