Порядок проведения оценки профрисков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения оценки профрисков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Оценка профессиональных рисков – это циклический процесс. В отличие от СОУТ, которая проводится 1 раз в 5 лет, ОПР должна проводиться регулярно, потому как улучшив условия труда можно добавить дополнительные риски.

Порядок проведения оценки профессиональных рисков

Оценка рисков должна проводиться в четыре этапа: подготовка, выявление опасностей, собственно оценка и управление профессиональными рисками. Каждый из них важно полностью пройти, потому что он будет являться базой для следующего.

В первый этап, как следует из его названия, входит в основном подготовка процедурных документов. Необходимо сделать следующее.

  1. Выпустить приказ о проведении оценки профессиональных рисков в организации. В нем фиксируются ответственные лица, сроки проведения, формируется комиссия по ОПР.
  2. Составить перечень рабочих мест, подлежащих оценке профессиональных рисков.
  3. Сформировать и утвердить график выявления опасностей на рабочих местах (не обязательно, но рекомендуется).
  4. Проинформировать работников о предстоящей оценке рисков.
  5. Подготовить опросные и контрольные листы и анкеты для сбора предварительной информации о возможных рисках.

Во время второго этапа работодатель выявляет опасности на рабочих местах (РМ). Необходимо:

  1. Идентифицировать все опасности, которые могут произойти в процессе выполнения рабочих обязанностей, а также их источники. На этом этапе важно учитывать обратную связь от работников, активно вовлекать их в процесс идентификации опасностей.
  2. Сформировать и утвердить реестр всех выявленных опасностей.

Необходимо составить единый перечень идентифицированных опасностей, причем располагаться они должны начиная от более приоритетных к менее. Приоритетными считаются опасности с наибольшей вероятностью происшествия и самыми тяжелыми последствиями для здоровья сотрудников.

Реестр опасностей составляется в свободной форме. Целесообразно указать в нем наименование опасности, число работников или РМ, которые ей подвержены, уровень риска и интегральную оценку уровня риска.

Образец наименований опасностей есть в п. 27 Приказа Минтруда № 776н. Их удобно брать оттуда и в таком виде сразу вставлять в реестр. Не стоит делать реестр громоздким и многословным, чтобы впоследствии по нему было проще составлять план мероприятий по снижению уровней рисков.

Карты оценки профессиональных рисков

Карты помогают эффективно и быстро знакомить сотрудника с рисками, которые присутствуют на его рабочем месте. Одна карта на одно рабочее место.

За образец можно взять такой набор данных для карты:

  • название организации, ее ИНН и адрес;
  • номер карты оценки рисков;
  • число работников, их должность и структурное подразделение данного рабочего места;
  • виды деятельности, выполняемые на данном рабочем месте;
  • выявленный риск и его источник с описанием ситуации, при которой возникает опасность;
  • оценка уровня риска;
  • характер риска: приемлемый, допустимый, неприемлемый;
  • мероприятия для снижения риска опасной ситуации.

Заблуждение 1. «Оценка профрисков – дело добровольное»

Аргументы работодателей

Закон не устанавливает порядок и четкие требования к оценке уровня профессиональных рисков. В Трудовом кодексе написано, что порядок процедуры устанавливает Минтруд с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 14 ст. 209 ТК). До сих пор такого документа нет. Электронный сервис Онлайнинспекция.рф подтверждает, что в законе нет четких требований к проведению оценки профрисков. Поэтому требование об обязательном проведении процедуры ничем не обосновано, и штрафовать за ее отсутствие ГИТ не вправе.

Можно ли признать отсутствие оценки профрисков малозначительным нарушением?

Читайте также:  Псн в 2023 году для ИП какие изменения розничная торговля

Скорее нет, чем да. Несвоевременная оценка профрисков может привести к аварийным ситуациям и травмированию работников. Роструд признает оценку профрисков базовой процедурой в СУОТ (п. 9.4 Приказа № 77). Поэтому при расследовании несчастных случаев инспектор ГИТ в первую очередь обратит внимание на то, выявил ли работодатель опасность, которая была реализована. Если в ходе расследования выяснят, что оценку профрисков не проводили, представители госорганов расценят это как фактор, отягощающий вину работодателя. Также комиссия по расследованию вправе признать отсутствие оценки профрисков и информирования
работников о возможных опасностях причиной несчастного случая.
На конференции Международной организации труда оценку профрисков, борьбу с профрисками и опасностями, а также развитие культуры безопасности через информирование и консультации работников назвали основополагающими принципами государственной политики в области охраны труда (ч. 3 ст. 3 Конвенции № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»). В России закон обязывает работодателя принимать меры по выявлению и оценке

профрисков, в том числе информировать работников об уровнях профессиональных рисков на их рабочих местах (решение Промышленного районного суда города Смоленска от 02.03.2020 № 12-72/2020). Судебные решения подтверждают, что отсутствие оценки профрисков нельзя признать малозначительным деянием (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019; решение Калужского районного суда Калужской области от 06.02.2020 № 12-56/2020). Однако если из-за отсутствия процедуры никто не пострадал, не было угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, судьи могут заменить штраф на предупреждение. При этом будут учитывать и другие обстоятельства, отягощающие административную ответственность, в том числе, были ли у работодателя ранее штрафы по статьям 5.27 и 5.27.1 КоАП. Учтите, что представители Минтруда, Роструда и сложившаяся судебная практика подтверждают, что управление профрисками – обязательная процедура для каждого работодателя. Поэтому рекомендуем не ждать, когда произойдет несчастный случай, а следовать требованиям Трудового кодекса и организовать на своем предприятии процедуру, руководствуясь Типовым положением о СУОТ.

Кто и когда проводит оценку профессиональных рисков

1) Работодатель может провести оценку профессиональных рисков самостоятельно или поручив эту задачу ответственному по охране труда. Они:

  • формируют реестр опасностей;
  • разрабатывают план по снижению профессиональных рисков

2) Можно заключить договор со сторонними специалистами. Оценку профрисков на платной основе можно заказать в организации, специализирующейся на охране труда.

Оценка профессиональных рисков может быть плановой и внеплановой.

Плановая оценка проводится по графику работодателя, внеплановая — при любых изменениях условий труда или несчастном случае. Изменения могут быть:

  • внутренними — применение нового оборудования, появление новых структур на предприятии и т.д.;
  • внешними — например, принятие новых законов, развитие технологий.

Как провести оценку профессиональных рисков: этапы

1) Подготовительный этап.

Руководитель подписывает приказ о создании комиссии. В нее входят сотрудники организации с профильной подготовкой:

  • начальники подразделений,
  • управленческий персонал,
  • главный инженер,
  • специалист по охране труда,
  • представитель профсоюза.

Общий алгоритм для оценки профессиональных рисков

В предыдущие годы руководство в обязательном порядке проводило специальную оценку условий труда (СОУТ) для разных категорий сотрудников и рабочих мест, результаты которой сохраняли актуальность в течение пяти лет. На основании экспертной оценки при наличии негативных факторов рабочей среды сотруднику полагались определенные льготы: доплаты, дополнительные дни отпуска, ранняя пенсия и т. д. В трудовой книжке делались соответствующие записи.

С 2021 года руководство, законодатель ввел обязательство не только выявить все вредные и опасные факторы, но и оценить вероятность того, что они повлияют на здоровье человека. Работник должен быть проинформирован, что устраивается на должность с высокой степенью профессионального риска, чтобы иметь возможность не подвергать себя опасности и подыскать какое-то другое место работы. Важным моментом является, что законодатель не разъяснил как правильно проводить оценку рисков, хотя это требование закреплено в статье 209 ТК РФ. Поэтому разберем общий практический алгоритм оценки рисков.

Для чего нужна оценка профессиональных рисков

Каждый сотрудник имеет право знать, каким рискам и опасностям он подвергается на рабочем месте. Оценка рисков введена на предприятиях для выявления степени риска и опасности, сопряженной с выполнением трудовых обязанностей, и установления масштаба последствий. Управление ими позволяет предотвратить несчастные случаи и сократить их количество.

Цель данной процедуры – получить исчерпывающую информацию о рисках и опасностях, которым подвергаются сотрудники во время выполнения трудовых обязанностей. Их выявляют во время проведения мероприятий по охране труда. Когда предприятие располагает такой информацией, оно способно своевременно принять меры и реализовать все мероприятия по предотвращению несчастных случаев и возможных рисков для работника. В результате вероятность получения травм или летального исхода сводится к минимуму, а организация не несет административного (ст. 5.27.1 КоАП) или уголовного наказания (ст. 143 УК РФ). Так, например, для должностных лиц предусмотрен штраф до 5 тысяч рублей, для юридических – до 80 тысяч рублей.

Работодатели обязаны выявлять все возможные опасности, а также оценивать и снижать уровень профессиональных рисков. Это регламентируется на законодательном уровне, в частности, Приказом Минтруда РФ № 438н «Об утверждении Типового положение о системе управления охраной труда» от 19.08.2016г.

Оценка рисков должна быть внедрена во всех организациях, независимо от размера, формы собственности и численности штата. Поэтому процедура оценки и управления рисками обязательна для каждого предприятия. Это регламентирует Приказ Министерства труда РФ от 19.08.2016г. №438н и Приказ Роструда №77 от 21.03.2019г.

Что нужно знать про проектные риски

Риски проекта — это вероятное негативное событие в проектном управлении, наступление которого препятствует достижению проектной цели. Например, цели, которая имеет стоимостное или временное выражение.

Допустим, мы хотим разработать продукт за 500 000 ₽: просчитали расходы, утвердили смету, приступили к работе. Любое событие, которое приводит к дополнительным расходам, не предусмотренным бюджетом, можно считать риском.

Или наша задача — выпустить на рынок продукт быстрее конкурентов. Если мы укладываемся в сроки, то рискуем накосячить с качеством, выпустить сырое решение — теряем клиента. Если заморачиваемся над качеством, рискуем сорвать сроки — теряем клиента. Ну, вы поняли.

Короче: когда в работе команды получается обрисовать цель, пора подумать о факторах и событиях, которые могут помешать ее достигнуть. Они скорее всего будут связаны с неопределенностью, а вероятность их наступления зависит от степени неопределенности и ее причин.

Риски не возникают сами по себе. Обычно их создают неверные действия членов команды или внешние, внутренние факторы. Например, чрезмерная занятость руководителя не позволяет ему проконтролировать работу сметчиков → сметчики делают неверные замеры → в заказ-наряд вносят ненужные детали → компания-исполнитель теряет деньги.

Риски бывают известные и неизвестные:

  • Известные можно прогнозировать и контролировать, для них возможно планирование. Например, если мы заходим в насыщенную конкурентами нишу, то мы прогнозируемо рискуем остаться без достаточного спроса на свой продукт
  • Неизвестные риски не удается прогнозировать и тем более контролировать. Допустим, мы откладываем поставку импортного оборудования на 1 месяц. За этот месяц нефть просаживается в цене, стоимость доллара в России растет, стоимость импортного оборудования вырастает на треть. Мы не имели возможности предугадать рост курса — понесли убытки из-за неизвестных рисков

Рисками можно управлять. Грамотные управленцы идентифицирую проблемные факторы, анализируют их и принимают решения, которые минимизируют негатив и отрицательные последствия наступления рисковых событий.

Коротко про риски проекта

  1. Риски — это возможные события, наступление которых влечет негативные последствия для команды и разрабатываемого продукта. Они не возникают сами по себе и могут быть следствием косяков команды или внешних факторов. Обычно такие угрозы связаны с неопределенностью
  2. Угрозы могут быть известными и неизвестными. с неизвестными работать сильно сложнее — они проявляются в процессе реализации и не могут быть спрогнозированы обычными методами
  3. Чтобы минимизировать или предотвратить последствия, угрозами можно управлять. Для этого в PMBoK придумали свои алгоритмы и методологию. Их можно взять за основу и адаптировать под свою компанию
  4. Рисковое управление сводится к прохождению стандартных этапов идентификации, оценки и планирования возможных реакций. Если заранее продумать, как реагировать на угрозу, гораздо легче с ней справиться
  5. Для эффективного управления не стоит взваливать всю работу на проектного менеджера. Лучше назначить каждому риску ответственного. Или создать целую рисковую группу
Читайте также:  Верховный суд разобрался, как узаконить самовольную постройку

Иные методы оценки профрисков

Широко используются и иные методы оценки рисков, например:

  • Контрольные листы — самый простой метод. Составляется в виде вопросника, с ответами «да» или «нет». Разрабатывается для каждого отдельного участка или по каждому вредному фактору (например, подвижные части оборудования, шум, вибрация и т.п.). Контрольный лист может заполнять как специалист, так и работник, занятый на определенной операции, рабочем месте.
  • Метод “галстук-бабочка” — рекомендуется использовать после того, как все опасности и/или опасные ситуации вместе с их источниками были выявлены, перечислены и расставлены в порядке приоритета, чтобы разработать наиболее эффективные меры управления наиболее значимыми профессиональными рисками.
  • Методы оценки рисков производственных процессов и технологических систем, например: анализ причинно-следственных связей; метод анализа сценариев; метод анализа «дерева решений»; метод анализа уровней защиты (LOPA); метод технического обслуживания, направленный на обеспечение надежности и др.
  • Методы оценки рисков, связанных с безопасностью продукции, оборудования и производственных процессов, такие как: анализ опасности и критических контрольных точек (HACCP); исследование HAZOP (использование управляющих слов, которые помогают понять, почему цели проектирования или условия функционирования не достигаются на каждом этапе проекта, процесса, процедуры или системы) и др.
  • Методы для оценки профессиональных рисков: метод «Что, если?» (SWIFT); метод анализа влияния человеческого фактора (HRA); оценка риска получения профессионального заболевания; анализ эффективности затрат (анализ «затрат и выгод») и т.п.

По законодательству СУОТ – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. СУОТ представляет собой единство:

а) организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц;

б) процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда;

в) устанавливающей (локальные нормативные акты работодателя) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации.

На самом же деле все не так страшно. По сути СУОТ – это систематизация, как правило, уже имеющихся на предприятии процедур и нормативных актов, связанных с охраной труда. Основой организации и функционирования Системы является Положение о СУОТ.

Регламентирование порядка оценки

С той же специальной оценкой условий труда у работодателей обычно не возникает никаких сложностей: правила ее выполнения прописаны в соответствующих нормативных документах. С оценкой профессиональных рисков же не все так просто. В статье 209 ТК РФ указано, что порядок ее выполнения должен устанавливаться профильным органом исполнительной власти, роль которого сейчасвыполняет Минтруд. При этом в ходе разработки этого порядка должно учитываться мнение Российской трехсторонней комиссии, занимающейся вопросам регулирования трудовых отношений.

Однако сложность состоит в том, что этот порядок… Минтруд так и не разработал. При этом обязанность по выполнению оценки никто не отменял: более того, контролирующие органы в лице Государственной инспекции труда активно проверяют выполнение этой обязанности, а в случае нарушения такого требования применяют санкции, предусмотренные действующим законодательством. Поэтому работодателям приходится разрабатывать свои правила оценки и надеяться, что их точка зрения на то, как они должны выглядеть, совпадет с позицией проверяющих.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *