Топ-5 вопросов о воинском учёте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Топ-5 вопросов о воинском учёте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с п. 7 ст. 8 закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ, п. 9 постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о воинском учете» от 27.11.2006 № 719 (далее — постановление № 719), абз. 1 п. 9 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях», утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017 (далее — Методические рекомендации) все организации, в которых есть работники, признаваемые законодательством призывниками и военнообязанными, обязаны вести воинский учет. Отвечает за данную функцию на предприятии руководитель, непосредственно исполняет — кадровый работник.

Воинский учет на предприятии и его контроль

Указанная процедура проводится 1 раз в год (подп. «д» п. 29 Методических рекомендаций). Суть ее состоит в сопоставлении сведений из личных карточек работников, состоящих на воинском учете, с информацией военных комиссариатов. Дату и время сверки назначает комиссариат, на территории которого, как правило, и проходит весь процесс. До похода в военкомат следует уточнить имеющиеся в организации сведения у самих работников. В частности, узнать, не изменилось ли семейное положение гражданина, место жительства, номер телефона. Также по военному билету надо проверить данные, отраженные в разделе II «Сведения о воинском учете» личной карточки.

После сличения информации работник военкомата простым карандашом ставит соответствующую отметку на карточке. По завершении сверки в полном объеме делается запись в журнале проверок.

Если работающие на предприятии граждане состоят на воинском учете в военкомате другого района или города, данные о них направляются в виде специально установленного списка (п. 5 приложения № 12 к Методическим рекомендациям).

Документ составляется в 2 экземплярах, один из которых хранится в организации в течение 1 года.

Правовая база по рассматриваемому вопросу

  1. Ст. 65 ТК – об обязательном предъявлении документов ВУ при трудоустройстве (для военнообязанных лиц!).
  2. П. 1 ст. 8 ФЗ № 61 «Об обороне» от 31.05.1996 г– об обязанности организаций осуществлять ВУ работников.
  3. ФЗ № 31 от 26.02.1997 (послед. ред. – 14.07.2022) – обязанности организаций по части мобилизационной подготовки (проведения соответствующих мероприятий в мирное время для приготовления к военному времени) и мобилизации.
  4. ФЗ № 53 от 28.03.1998 (послед. ред. – 24.09.2022) «О воинской обязанности и военной службе».
  5. ПП № 719 от 27.11.2006 (послед. ред. – 14.10.2021) – Положение о ВУ.
  6. Приказ Минбороны № 700 от 22.11.2021 – Инструкция по организации работы.
  7. Методические рекомендации Генштаба ВС РФ (от 11.07.2017) по ведению ВУ в организациях.
  8. Дополнительно: письма Минкультуры № 344-01-39-ВА от 21.10.2015 (форма 18 карточки учета) и № 125-01-16/24 от 03.11.2003 (форма 6 отчета о численности пребывающих в запасе).

Кто и как часто осуществляет проверки

Закон говорит о возможных проверках военкоматом корректности и полноты ведения воинского учета примерно 1 раз в три года. Крупные фирмы, где трудится более 500 сотрудников, проверяют ежегодно.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В 2016-2018 годах у военкоматов нет права проводить этот аудит на малых предприятиях.

Эта функция возложена на военные комиссариаты. Если в данном территориальном подразделении нет такого учреждения, проверку должны производить органы местного самоуправления.

Контролирующие органы ведут специальные журналы, где отражают результаты контроля и бронирование граждан – военнообязанных запаса Вооруженных сил.

Читайте также:  Образец заполнения декларации 3-НДФЛ при продаже автомобиля в 2021 году

Какую информацию предприниматели должны военкоматам

Если работодатель оформляет трудовой договор с военнообязанным, о чем можно убедиться, проверив паспорт гражданина, в военкомат от него поступят следующие сведения:

  • списки поступивших на работу или увольняемых сотрудников, которые состоят или обязаны состоять на военной службе – для этого есть две недели после даты приказа о принятии на работу или увольнении;
  • списки лиц, которые в наступающем году достигнут призывного возраста (17 лет) – раз в год до ноября;
  • списки трудоустраиваемых юношей, которым исполняется 15 и 16 лет, – эти данные требуется подавать раз в год до начала осеннего призыва, в сентябре.

Кто и как часто осуществляет проверки

Закон говорит о возможных проверках военкоматом корректности и полноты ведения воинского учета примерно 1 раз в три года. Крупные фирмы, где трудится более 500 сотрудников, проверяют ежегодно.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В 2016-2018 годах у военкоматов нет права проводить этот аудит на малых предприятиях.

Эта функция возложена на военные комиссариаты. Если в данном территориальном подразделении нет такого учреждения, проверку должны производить органы местного самоуправления.

Контролирующие органы ведут специальные журналы, где отражают результаты контроля и бронирование граждан – военнообязанных запаса Вооруженных сил.

Правовая база воинского учета

Для Закона не столь важно, к какой форме собственности относится компания: воинский учет работающих там лиц вести придется во всех случаях. Это утверждает п. 7 ст. 8 Федерального закона от №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.

Естественно, далеко не все сотрудники имеют отношение к прохождению воинской службы, поэтому важно понять, в отношении кого нужно осуществлять учет. Для этого существуют нормы специального Положения о воинском учете №719, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. (в п. 14 и 16). Учитывать нужно:

  • военнообязанных лиц;
  • потенциальных и актуальных призывников.

Каким образом организовывать военно-учетные дела на предприятии, регламентируют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ.

Что должен делать работодатель в рамках военкомовского учета:

  • при трудоустройстве уточнять военнобязанность граждан по записям в удостоверениях личности (есть или нет штамп «военнообязанный» на 13 странице гражданского паспорта РФ);
  • вносить актуальную информацию в личные карточки;
  • обеспечивать надлежащее и своевременное исполнение обязанностей сотрудников при их мобилизации или проведении военной подготовки;
  • изучать предоставленные документы, касающиеся воинских обязанностей, на предмет неверных сведений, правок, недостачи страниц, подозрении в подделке и т.п., и при нахождении информировать военный комиссариат.

ВАЖНО! Недостаточно формально относиться к требованиям закона, уделяя внимание воинским данного учета, и при ненадлежащем исполнении этого необходимого требования предпринимателю будут вменены санкции (КоАП РФ, ст. 21.1 – 21.5).

Документы, интересующие военкомат

П. 39 Методических рекомендаций устанавливает перечень документации, подлежащей проверке со стороны военкоматов.

    Приказ,изданный организацией, «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе». Не все организации его издают, хотя он обязателен. По форме его составления можно следовать Методическим рекомендациям, а можно разработать свою, утвердив внутренним нормативным актом. Прежде чем издать приказ, его проект надо согласовать с территориальным военным комиссаром или органом самоуправления по первичному учету военнообязанных.

ВАЖНО! Отсутствие данного приказа приравнивается к тому, что военный учет не ведется вообще.

  • Личные карточки военнообязанных в запасе и призывников. Заполнять ее нужно по форме Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», либо собственной, разработанной в организации.
  • План работы по воинскому учету в фирме (форма приведена в Методических рекомендациях).
  • Журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан запаса Вооруженных сил. Форма его утверждена приказом Министерства обороны РФ № 495 от 18 июля 2014 г.

Кто ведает воинским учетом в фирме

Полнота ответственности за данную деятельность в организации возлагается на руководителя (п. 6 ст.1 ФЗ № 53, п. 9 Положения №719). Начальник вправе в тексте спецприказа назначить для исполнения этих действий выделенного сотрудника. Если назначенное лицо по какой-то причине временно не присутствует на работе (например, в ежегодном отпуске или уехал в командировку), его на это время нужно заместить другим сотрудником, причем преемнику придется передать всю учетную документацию.

Читайте также:  Правила въезда в Казахстан на машине в 2023 году

Руководитель имеет право передать полномочия военного учета специалисту отдела кадров, бухгалтеру и др., оформив совместительство или внутреннее совмещение. Целесообразно прописать эти требования в должностной инструкции.

Документы, интересующие военкомат

П. 39 Методических рекомендаций устанавливает перечень документации, подлежащей проверке со стороны военкоматов.

  1. Приказ, изданный организацией, «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе». Не все организации его издают, хотя он обязателен. По форме его составления можно следовать Методическим рекомендациям, а можно разработать свою, утвердив внутренним нормативным актом. Прежде чем издать приказ, его проект надо согласовать с территориальным военным комиссаром или органом самоуправления по первичному учету военнообязанных.
  2. ВАЖНО! Отсутствие данного приказа приравнивается к тому, что военный учет не ведется вообще.

  3. Личные карточки военнообязанных в запасе и призывников. Заполнять ее нужно по форме Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», либо собственной, разработанной в организации.
  4. План работы по воинскому учету в фирме (форма приведена в Методических рекомендациях).
  5. Журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан запаса Вооруженных сил. Форма его утверждена приказом Министерства обороны РФ № 495 от 18 июля 2014 г.

Информация к размышлению

На основании п.20 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях при выявлении нарушений в организации и ведении воинского учета военнообязанных должностные лица военных комиссариатов районов (городов) наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению.

Руководители и другие должностные лица, ответственные за военно – учетную работу в организациях, за невыполнение обязанностей по воинскому учету несут ответственность, установленную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП).

  • непредставление в установленный срок в военкомат списков граждан, принятых и уволенных, предусмотрен штраф в размере от 2 до 4 базовых величин. При повторном нарушении — штраф от 4 до 6 базовых величин (ст. 25.2 КоАП);
  • умышленное неоповещение допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военкомат либо воспрепятствование их явке на сборные пункты или призывные участки — штраф в размере от 2 до 4 базовых величин, за повторное нарушение — штраф от 2 до 8 базовых величин (ст. 25.3 КоАП);
  • нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету — штраф от 4 до 5 базовых величин (ч. 2 ст. 25.8 КоАП).

К ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету также могут быть привлечены и работники.

Уклонение призывника или военнообязанного от воинского учёта –наказывается штрафом или арестом на срок до трёх месяцев (ст.437 УК РБ).

Результатом планового военкомовского аудита будет оценка двух ключевых пунктов:

  • организации ведения учета;
  • записей в личных карточках.

Это интересно: Фипс реквизиты для уплаты пошлин 2019

По первому пункту проверяющие вынесут вердикт «удовлетворительно», если выполнены требования федерального законодательства, либо «неудовлетворительно».

Заполнение личных карточек оценивается по 4-балльной шкале:

  • «отлично» – все требуемые личные карточки имеются в наличии, заполнены правильно, не содержат неточностей, нарушений правил и расхождений в данных с материалами контрольной сверки;
  • «хорошо» – проверяющие выявили некоторое число карточек с упомянутыми нарушениями, но их немного, до 5% от общего массива;
  • «удовлетворительно» – допускается до 10% «некондиционных» карточек;
  • «неудовлетворительно» – испорчено более 10% личных карточек.

Как вести журнал проверок состояния воинского учета

Обязанности по учету граждан, пребывающих в запасе или подлежащих призыву на срочную службу, в случае их трудоустройства, лежат на работодателе.

В лице уполномоченного сотрудника по вопросам ВУ производится регистрация граждан, сбор данных, анализ и обмен с муниципальным отделом военного комиссариата.

Читайте также:  Отмена понижающего коэффициента военным пенсионерам, последние новости

По своей сути воинский учет является комплексом мероприятий для организации военной подготовки мобилизационных ресурсов на случай ведения боевых действий.

Деятельность ответственного за учет строго регламентирована на различных уровнях, от федерального до регионального, и подтверждается заполнением различных документов воинского учета.

В целях обеспечения эффективности работы военно-учетного стола, а также для своевременного выявления нарушений при ведении учета состояние мобилизационной подготовки подлежит периодическому мониторингу по линии Министерства обороны.

Медицинская комиссия военного комиссариата

Медицинская комиссия при военкомате, на которой осуществляется освидетельствование призывников, состоит из 7 медицинских специалистов узкого профиля и создаётся приказом соответствующего комиссара. В ее компетенцию и полномочия не входят установление диагноза по состоянию здоровья призывника и назначение каких-либо лечебных процедур (лечения).

Член медицинской комиссии военкомата, врач, осуществляет лишь следующее мероприятия:

  • проводит осмотр медицинский призывника и его опрос о состоянии здоровья в соответствии со своей специализацией;
  • изучает предоставленную потенциальным новобранцем информацию (документальные материалы) о наличии у него заболеваний;
  • применительно к своей специализации выставляет в лист освидетельствования категорию годности.

Далее, на основании вердиктов членов медкомиссии, призывная комиссия военкомата выносит окончательное заключение о годности призывника к военной службе с присвоением категории.

Если призывная комиссия, рассмотрев медицинские заключения специалистов, не может принять окончательное решение по конкретному лицу, то военком отправляет его на дополнительное обследование в стороннее медицинское учреждение. Из вышеуказанного следует: если состояние здоровья призывника удовлетворительное, не имеется каких-либо проблем, то его отправляют служить.

В случае выявления медицинскими специалистами на медкомиссии каких-либо патологических признаков либо в случае предоставления призывником документов о наличии у него заболевания, которое ставит под вопрос его службу в армии, он в обязательном порядке получает направление на обследование дополнительное в специализированное и независимое медицинское учреждение. Это делается в целях получения объективного заключения о реальном состоянии его здоровья.

О медицинском дополнительном обследовании

После того как призывник получает направление в военкомате на дополнительное обследование, в котором указаны его установочные данные и медицинская информация о диагнозе, требующая подтверждения, потенциальный новобранец должен отправиться в соответствующую (указанную в направлении) медицинскую структуру.

Медицинское дополнительное обследование проводится амбулаторно либо в условиях стационара, больницы.

По направлению в медучреждении назначается лечащий врач, который в обязательном порядке должен определить перечень исследований для точного диагностирования состояния здоровья призывника. Оно может быть и формой стационарного обследования. Освидетельствование дополнительное призывника проводят и в психиатрической больнице.

После изучения полученных результатов исследований руководство лечебного заведения, в числе которого в обязательном порядке присутствует главный врач и лечащие специалисты, составляет акт о здоровье на направленного от военкомата. Документ этот оформляется установленным образом с наличием штампов учреждения и печатей.

Отказ от обследования

Гражданам, которые уклоняются от прохождения медицинской комиссии в военкомате, следует знать, что это обязательная процедура. Отказ от неё означает уклонение от службы в вооружённых силах со всеми вытекающими последствиями. Отказа от прохождения дополнительного медицинского освидетельствования не следует допускать.

Во-первых, потому что молодой человек получает реальную возможность подтвердить свои проблемы со здоровьем, получить объективную картину состояния здоровья. Во-вторых, отказавшийся от дополнительной проверки призывник подвергает своё здоровье ещё большему риску.

Это может привести к тому, что его отправят все равно в армию, поставив необъективную оценку годности, и это повлечёт ухудшение состояния здоровья. Более того, военный комиссар имеет право привлечь отказавшегося от дополнительного обследования к административной ответственности путём составления соответствующего протокола.

В случае повторного игнорирования направления на дополнительную проверку здоровья военкомат может привлечь молодого человека через следственный комитет к уголовной ответственности, так как в данном случае имеют место признаки состава преступления – уклонение от исполнения воинской обязанности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *