Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как расcчитать сумму утилизационного сбора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начиная с 7 марта 2023 года для компаний вступил в силу новый порядок возврата переплаченных сумм утилизационного сбора (постановление Правительства РФ от 06.03.2023 № 350). С указанного момента возврат излишне уплаченных утилизационных сборов будет производиться с начислением на сумму переплаты процентов.
Новые правила возврата переплаты
Напомним, ранее законодательство устанавливало однозначное правило, согласно которому проценты с излишне уплаченных и взысканных утилизационных сборов не выплачивались и суммы переплаты не индексировались. Однако Конституционный суд РФ признал данную норму необоснованной и потребовал внести в законодательство соответствующие изменения (постановление от 08.11.2022 № 47-П).
В связи с этим теперь на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора будут начислять проценты. Проценты станут начислять за период со дня, следующего за днем уплаты сбора по день фактического возврата переплаченной суммы, исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка РФ, действовавшей в указанный период.
Проценты компании-плательщики получат на свой счет в течение 30 календарных дней со дня представления соответствующего заявления. Сумма денежных средств, начисленных в качестве процентов, ограничена предельными рамками и не может превышать размер переплаченного утилизационного сбора.
Вместе с тем проценты компаниям-плательщикам будут выплачивать далеко не во всех случаях. Проценты можно будет получить, только если переплату признают излишне взысканным утилизационным сбором, а признать ее таковой можно будет либо по решению уполномоченного органа, либо по решению суда. На сумму денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей в счет исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора, проценты в любом случае начисляться не будут.
Таким образом, рассчитывать на получение процентов компании смогут только тогда, когда переплата происходит на основании поступившего в их адрес уведомления о необходимости уплаты утилизационного сбора. Например, в случаях, когда уведомление на уплату поступает в отношении транспортных средств, за которые не нужно платить утилизационный сбор.
Необходимые документы
Для участия в программе утилизации понадобится следующий пакет документов:
- паспорт гражданина РФ (для лизинговых компаний и юридических лиц — документы, подтверждающие вид деятельности) или доверенного лица с предъявлением нотариальной доверенности;
- документ, подтверждающий право собственности на ТС;
- копия паспорта транспортного средства (ПТС) с отметкой, позволяющей определить срок нахождения в собственности;
- документ о снятии с регистрации в МРЭО (это может быть ПТС с соответствующей отметкой; справка, выданная ГИБДД; карта учета (оригинал) с отметкой о снятии с средства с регистрации, заверенной подписью и печатью);
- оригинал акта или его нотариально заверенная копия сдачи ТС в утиль.
В каких случаях это невыгодно
Утилизация не всегда выгоднее других способов реализации автомобиля:
- Когда грузовик не подходит под условия программы, то удобнее передать его на переработку вплоть до сдачи на металлолом. При этом, можно заранее снять сидения, приборную панель, руль и иные части, агрегаты, ели они необходимы владельцу для дальнейшего применения, или последующей продажи на запчасти.
- Если в планы не входит покупка нового транспортного средства, то сдача в утиль грузового транспортного средства по государственной программе невыгодна, так как наличные деньги не выдаются, а предоставляется специальный сертификат на скидку.
- При сдаче на металлолом, за машину можно получить реальные деньги, однако намного меньше, чем при утилизации по государственной программе.
Альтернативный вариант – продать грузовик заинтересованному лицу по обычному договору купли-продажи, а также принять участие в программе обмена trade-in.
В независимости от того, физическое или юридическое лицо сдает автомобиль по программе утилизации, размер скидки определяется исключительно грузоподъемностью транспортного средства.
Грузоподъёмность ТС (кг) | Размер скидки на покупку нового грузового автомобиля по программе утилизации (рублей) |
3500 | 120000 |
3500–4000 | 175000 |
среднетоннажные | 200000 |
тяжеловесные | до 350000 |
Особенность программы утилизации заключается в том, что получить скидку на покупку легкового автомобиля сдав в утиль грузовик – невозможно. Скидки не суммируются – потому не удастся сдать несколько старых автомобилей, получить несколько сертификатов и практически бесплатно получить новое авто.
Покупка б/у машин про программе утилизации в 2022 году
Многие автолюбители желают приобрести взамен старого авто модели бывшие в употреблении. Такое желание продиктовано высокой стоимостью новых моделей и ограниченными финансовыми возможностями.
В программе утилизации не участвуют автомашины б/у в качестве покупки. Но некоторые дилерские салоны предлагают такую альтернативу: они принимают ТС по программе трейд-ин и предлагают модели б/у со скидкой.
В таком варианте имеется существенный плюс. Автовладелец может быть уверенным в том, что приобретает машину в хорошем техническом состоянии и проблем с документами в дальнейшем не возникнет.
Если у автовладельца имеется сертификат на получение скидки на покупку ТС, то банки идут навстречу потребителю, и чаще всего одобряют кредит.
Автомобили подлежащие утилизации
В соответствии с Федеральный законом РФ №89-ФЗ подлежат утилизации:
- грузовики со средней и большой грузоподъемностью;
- малотоннажные (LCV);
- иные грузовые машины;
- джипы, минивэны;
- автобусы.
Иные условия:
- срок эксплуатации составляет 6 месяцев и более (по документам владелец должен уложиться в это срок с момента оформления машины в собственность);
- возраст транспортного средства – от 6 лет и старше (предельный срок может быть ограничен, например, для покупки нового КАМАЗа);
- машина снята с учета в Госавтоинспекции;
- полная оплата утилизационного сбора, который составляет три тысячи рублей;
- грузовик произведен в Российской Федерации (отечественный или иномарка российской сборки на территории нашей страны);
- владелец авто – это гражданин или юридическое лицо, зарегистрированные в РФ;
- на машину имеются документы (правоустанавливающие и технические);
- она укомплектована в соответствии с ними.
Государственная программа
Данная программа представляет собой федеральную поддержку автопроизводителей, которая позволяет дилерам принимать старые автомобили на утилизацию и предоставлять клиентам скидки на покупку новых машин. В 2022 г. существенный бонус при покупке грузовика в рамках госпрограммы предлагают и российские, и зарубежные производители.
Разные дилерские центры согласно партнерским соглашениям с автомобильными изготовителями могут осуществлять самостоятельное формирование условий обмена старых грузовых авто на новые, однако при этом не должны нарушаться положения действующей госпрограммы.
Обратите внимание! Утилизация грузовых автомобилей несколько отличается от этой же программы для других видов транспорта. Отличия состоят в размерах выплачиваемой компенсации и в предоставлении на сдачу грузовика грузоподъемностью, соответствующей покупаемому авто.
Рассмотрим основные нюансы передачи старого грузового автомобиля на утилизацию.
В 2022 г. человек, решивший избавиться от своего грузовика – «долгожителя», в соответствии с условиями программы может рассчитывать на скидку размером 90-350 тыс. руб.
Автомобили подлежащие утилизации
В соответствии с Федеральный законом РФ №89-ФЗ подлежат утилизации:
- грузовики со средней и большой грузоподъемностью;
- малотоннажные (LCV);
- иные грузовые машины;
- джипы, минивэны;
- автобусы.
Иные условия:
- срок эксплуатации составляет 6 месяцев и более (по документам владелец должен уложиться в это срок с момента оформления машины в собственность);
- возраст транспортного средства – от 6 лет и старше (предельный срок может быть ограничен, например, для покупки нового КАМАЗа);
- машина снята с учета в Госавтоинспекции;
- полная оплата утилизационного сбора, который составляет три тысячи рублей;
- грузовик произведен в Российской Федерации (отечественный или иномарка российской сборки на территории нашей страны);
- владелец авто – это гражданин или юридическое лицо, зарегистрированные в РФ;
- на машину имеются документы (правоустанавливающие и технические);
- она укомплектована в соответствии с ними.
Оснащение грузовика тоже имеет существенное значение:
- аккумулятор находится в рабочем состоянии;
- двигатель;
- приборная панель;
- трансмиссия;
- система торможения и гидравлика;
- рулевой механизм;
- колеса в полном составе;
- рама;
- кузов с сидениями и электрооборудованием по техпаспорту;
- полная заправка жидкостями, газами и маслами.
Все агрегаты должны быть технически исправны.
Понятие утилизационного сбора
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:
- При ввозе ТС из другого государства.
- При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.
Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.
Схема «эвакуация-утилизация» в ООО «ЛенСпбЛом»
Утилизация старых автомобилей достаточно проста. Первым делом сотрудники компании доставляют автомобиль из города в пункт утилизации при помощи специального эвакуатора. Причем, для каждого отдельного ТС используется специальный тип эвакуатора. Одновременно с тем, бывший владелец авто получает акт «О поступлении авто в пункт утилизации». В данном документе клиент найдет письменное подтверждение того, что каждая деталь его авто была успешно утилизирована и позднее не всплывет в какой-либо ситуации (к примеру, ДТП).
Оборудование, которое использует наша компания — это комплекс продвинутых и технологически эффективных устройств на рынке Санкт-Петербурга.
Мы проводим утилизацию с использованием следующих машин:
- Сепаратор. Устройство, с помощью которого материалы отсортировываются по их физическим и техническим свойствам.
- Гидравлический пресс. Прибор для сжатия и переработки груд металла под высоким давлением.
- Устройство по очистке сырья.
- Молотковый шредер. Прибор для «нарезки» на удобные и практичные части. Удобно как для самой переработки, так и для последующей реализации сырья.
В процессе утилизации сотрудники компании заблаговременно сольют отработанные и эксплуатационные жидкости, вроде масла или тосола. Также взрывоопасные детали будут сняты: аккумуляторы, карбюраторы. Демонтажу подлежат также покрышки, сиденья и пластиковые или деревянные панели. Все это делается для того, чтобы избежать пожарных ситуаций во время переработки.
Утилизационный сбор 2022
В рамках программы уничтожения авто в 2022 году вносится сбор – сумма, выплачиваемая клиентом дилеру. Он получает хорошую скидку на приобретение новой машины взамен. Параметр ежегодно меняется, возможно, будет увеличен. Правительство рассматривает возможность установления платы 25000 рублей вместо нынешних 20000 для легковых автомобилей. Прицепов также коснется повышение, вместо 150000 будет 187500.
Данные изменения происходят вследствие увеличения количества ТС, программа утилизации расширяет деятельность, охватывая большие масштабы. И требует контроля. Повышенный сбор послужит упреждающей мерой, позволяя снизить число заявок. Еще влияет повышение числа машин. Однако, повышение сбора имеет положительную сторону – растут скидки от дилеров.
Требования к автомобилю
В госпрограмме утилизации в 2023 году (как и в предыдущие годы проведения акции) могут принять участие владельцы практически всех автомобилей при условии соответствия установленным правилам. Требования к транспортному средству таковы:
- автотранспортные средства старше 10 лет не могут участвовать в программе трайд-ин;
- на скидку могут рассчитывать владельцы машин не ранее 1999 года выпуска;
- старым признается автомобиль, возраст которого не менее 6 лет;
- ТС должно быть оформлено на одного владельца, и время владения должно составлять не менее 6 месяцев для трейд-ин и 12 месяцев для утилизации;
- авто, приобретенные в кредит или лизинг при условии не выполненных перед банком кредитных обязательств, принять участие в программе утилизации не смогут;
- автомобиль должен соответствовать техническим характеристикам, т. е. все агрегаты должны соответствовать указанным в ПТС;
- ТС, поступающее в специализированный центр для сдачи в утиль, должно быть «на ходу»;
- автомобиль доставляется в дилерскую сеть или пункт приема металлолома с помощью эвакуатора, услуги которого оплачивает владелец. Причина: к моменту сдачи ТС снято с учета, и не имеет права участвовать в дорожном движении.
Еще одно важное условие: владелец должен иметь гражданство РФ.
Плюсы и минусы утилизации транспортного средства
На сегодняшний день государственная программа утилизации актуальна по ряду причин: она способствует улучшению экологической обстановке в стране, стимулирует отечественный автопром. Что касается экологической ситуации, то здесь выгода очевидна.
Государство стремится повысить престижность отечественных моделей автомобилей, поддержать отечественного производителя и заинтересовать потребителя в покупке машин российского автопрома. Все это положительно скажется на экономической ситуации автомобильных концернов.
К плюсам можно отнести и финансовый стимул. Скидка на покупку нового авто — существенная помощь в условиях нынешнего экономического кризиса.
К минусам стоит отнести несоразмерность скидки с ценой нового авто и ограниченные средства, отведенные на реализацию утилизации автомобилей.
Схема «эвакуация-утилизация» в ООО «ЛенСпбЛом»
Утилизация старых автомобилей достаточно проста. Первым делом сотрудники компании доставляют автомобиль из города в пункт утилизации при помощи специального эвакуатора. Причем, для каждого отдельного ТС используется специальный тип эвакуатора. Одновременно с тем, бывший владелец авто получает акт «О поступлении авто в пункт утилизации». В данном документе клиент найдет письменное подтверждение того, что каждая деталь его авто была успешно утилизирована и позднее не всплывет в какой-либо ситуации (к примеру, ДТП).
Оборудование, которое использует наша компания — это комплекс продвинутых и технологически эффективных устройств на рынке Санкт-Петербурга.
Мы проводим утилизацию с использованием следующих машин:
- Сепаратор. Устройство, с помощью которого материалы отсортировываются по их физическим и техническим свойствам.
- Гидравлический пресс. Прибор для сжатия и переработки груд металла под высоким давлением.
- Устройство по очистке сырья.
- Молотковый шредер. Прибор для «нарезки» на удобные и практичные части. Удобно как для самой переработки, так и для последующей реализации сырья.
В процессе утилизации сотрудники компании заблаговременно сольют отработанные и эксплуатационные жидкости, вроде масла или тосола. Также взрывоопасные детали будут сняты: аккумуляторы, карбюраторы. Демонтажу подлежат также покрышки, сиденья и пластиковые или деревянные панели. Все это делается для того, чтобы избежать пожарных ситуаций во время переработки.
Грядет утилизационный удар по рынку грузовиков
С первого января по старинной российской традиции грузовой рынок ожидает новое повышение цен. На сей раз оно будет связано с увеличением ставок утилизационного сбора, который был введен еще в 2013 году. На этот счет правительство вынесло специальное постановление.
Утилизационный сбор касается всех транспортных средств, «на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт», независимо от страны изготовления или ввоза, в том числе и при ввозе из страны Евразийского экономического союза. Если у машины нет документов, подтверждающих год выпуска, он устанавливается по VIN-номеру, год выпуска исчисляется с 1 июля. В таблицах ниже мы приводим новые утилизационные ставки для грузовиков, прицепов и автобусов.
Грузовики полной массой, т | Сумма утилизационного сбора на новые транспортные средства, руб | Сумма утилизационного сбора на транспортные средства старше трех лет, руб |
Меньше 2,5 | 167 850 | 189 000 |
2,5—3,5 | 300 000 | 432 000 |
3,5—5 | 300 000 | 456 000 |
5—8 | 313 500 | 786 000 |
8—12 | 438 000 | 1 192 500 |
12—20 | 496 500 | 1 735 500 |
Седельные тягачи, 12—20 | 850 500 | 3 459 500 |
Седельные тягачи, 20—50 | 1 002 000 | 2 035 500 |
Самосвалы, 12—20 | 418 500 | 1 735 500 |
Самосвалы, 20—50 | 945 000 | 2 035 500 |
Прицепы и полуприцепы допустимой массой более 10 | 96 000 | 1 207 500 |
Необходимые документы
Автовладелец, который решил обратиться по вопросу оформления утилизации в 2023 году в автосалон, должен иметь при себе следующий перечень документов:
- Документ удостоверения личности (паспорт гражданина РФ).
- Требуется наличие ПТС, в котором должен быть указан соответствующий срок нахождения рассматриваемого транспортного средства в собственности.
- Документ, который подтверждает факт снятия с регистрации в ГИБДД (по утилизации, возможны варианты). Это может быть либо соответствующая отметка в ПТС, либо справка ГИБДД, также допускается оригинал учетной карты ТС (с печатью установленной формы, подписью).
- Акт, подтверждающий факт сдачи автомобиля утилизатору (это может быть как оригинальный документ, так и предварительно заверенная нотариально копия).
Автомобили подлежащие утилизации
В соответствии с Федеральный законом РФ №89-ФЗ подлежат утилизации:
- грузовики со средней и большой грузоподъемностью;
- малотоннажные (LCV);
- иные грузовые машины;
- джипы, минивэны;
- автобусы.
Иные условия:
- срок эксплуатации составляет 6 месяцев и более (по документам владелец должен уложиться в это срок с момента оформления машины в собственность);
- возраст транспортного средства – от 6 лет и старше (предельный срок может быть ограничен, например, для покупки нового КАМАЗа);
- машина снята с учета в Госавтоинспекции;
- полная оплата утилизационного сбора, который составляет три тысячи рублей;
- грузовик произведен в Российской Федерации (отечественный или иномарка российской сборки на территории нашей страны);
- владелец авто – это гражданин или юридическое лицо, зарегистрированные в РФ;
- на машину имеются документы (правоустанавливающие и технические);
- она укомплектована в соответствии с ними.
Оснащение грузовика тоже имеет существенное значение:
- аккумулятор находится в рабочем состоянии;
- двигатель;
- приборная панель;
- трансмиссия;
- система торможения и гидравлика;
- рулевой механизм;
- колеса в полном составе;
- рама;
- кузов с сидениями и электрооборудованием по техпаспорту;
- полная заправка жидкостями, газами и маслами.
Все агрегаты должны быть технически исправны.
В каких случаях это невыгодно
Утилизация не всегда выгоднее других способов реализации автомобиля:
- Когда грузовик не подходит под условия программы, то удобнее передать его на переработку вплоть до сдачи на металлолом. При этом, можно заранее снять сидения, приборную панель, руль и иные части, агрегаты, ели они необходимы владельцу для дальнейшего применения, или последующей продажи на запчасти.
- Если в планы не входит покупка нового транспортного средства, то сдача в утиль грузового транспортного средства по государственной программе невыгодна, так как наличные деньги не выдаются, а предоставляется специальный сертификат на скидку.
- При сдаче на металлолом, за машину можно получить реальные деньги, однако намного меньше, чем при утилизации по государственной программе.
Альтернативный вариант – продать грузовик заинтересованному лицу по обычному договору купли-продажи, а также принять участие в программе обмена trade-in.