Актуальные вопросы подсудности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуальные вопросы подсудности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Выражение «на нет и суда нет» означает, что когда нет предмета спора, не стоит о нём говорить. Так можно сказать, например, в случае отрицания вины. «Ты удочку сломал?», — спросит отец у сына-подростка.

Об этих мутных ФГБУ и ГАС «Правосудие»

…пара аферистов распилила миллиардик на создание программного обеспечения для системы ГАС «Правосудие». А это оказывается (что естественно, конечно) лишь макушкой айсберга. Сегодня наткнулся на статью, где вскользь упоминается общая сумма затрат на аферу века -105 миллиардов рублей (причем это не единоразовые траты, а лишь повод для ежегодного освоения бюджетных средств). Это, конечно, не сочинский олип-здинг и не ВСТО, но для чисто «кабинетного» распила – сумма огромная. К тому же, подчеркиваю – распиловка осуществлена оборотнями в мантиях.

. Функции головной организации (интегратора услуг) по поддержке ГАС «Правосудие» вместо Учреждения фактически выполняло коммерческое ООО «Орбита-сервис». Более того, как установили ревизоры, коммерческая шарашка получила заказ на… разработку нормативных правовых актов. Вдумайтесь правовые акты в РФ разрабатывает какая-то ООО-шка, хотя эта сфера деятельности является монополией органов госвласти. Если так пойдет, то у нас и судить будут коммерсанты, выигравшие тендер на осуществление правосудия, а прокурорские полномочия будут сдаваться в аренду всем желающим. История ГАС «Правосудие началась еще в 2004 г., когда «был проведен открытый конкурс по выбору головного исполнителя на создание системы. Единственным подавшим заявку и победителем конкурса стал государственный системный интегратор — ФГУП НИИ «Восход», он же внедрял ГАС «Выборы», которая давала результаты в 146%».

Авторы статьи выражают озабоченность по поводу того, что «собственниками еще нескольких фирм-подрядчиков Учреждения являются юридические и физические лица, зарегистрированные за рубежом, в том числе в офшорных зонах», потому что «наличие иностранного контрагента в договорных отношениях с Учреждением создает риски несанкционированного доступа в закрытый контур ГАС «Правосудие», но я бы в первую очередь поинтересовался насчет наличия у Юхневича израильского паспорта. Такую вероятность я оцениваю на уровне не ниже 99%. Кстати, Гусев, бессменный глава судебного департамента, не смотря на то, что является госслужащим, почему-то тоже не считает зазорным быть учредителем в коммерческих структурах с оффшорным душком.

Арбитражные суды и суды общей юрисдикции

Суд в России имеет горизонтальную и вертикальную структуру. Что я имею в виду? В зависимости от того, кто обращается в суд или защищается – физическое, либо юридическое лицо – необходимо для начала определить, к ведению какого суда – арбитражного или общей юрисдикции – относится тот или иной спор. Арбитражные суды преимущественно рассматривают дела между предпринимателями и юридическими лицами, включая административные споры, суды общей юрисдикции – дела, связанные со спорами между физическими лицами, между гражданами и организациями, а также административные и уголовные дела.

И еще немного о судебных делах. Арбитражные суды рассматривают хозяйственные, экономические споры, разрешают дела о банкротствах, внутренних, корпоративных спорах. Юристы, специализирующиеся на данной категории дел, любят сухие цифры и факты, носят строгие костюмы и оставляют эмоции «при входе в зал». В судах же общей юрисдикции, напротив, предпочтительна четкая структура внутри, но не во внешних проявлениях, эмоциональная составляющая занимает весьма почетное место в судебном процессе. Судьи разрешают дела во многом руководствуясь личным, субъективным, внутренним убеждением, а оно, согласитесь, может разительно отличаться от кабинета к кабинету, от судьи к судье, которые, хоть и имеют статус непререкаемых авторитетов, но все же обладают вполне человеческим внешним и внутренним устройством.

Ликвидация после конфликтов

Председатель конституционного суда Ингушетии Аюп Гагиев заявил «Ведомостям», что «в целом» его отношение к этим поправкам негативное – «по сути речь идет о сужении возможностей для людей отстаивать свои права», поскольку не каждый гражданин «сможет и интеллектуально, и материально обеспечить обжалование нормативного акта субъекта в федеральном Конституционном суде». Гагиев добавил, что конституционные суды субъектов доступнее жителям, чем КС России. По мнению Гагиева, законодателям стоило идти в другом направлении – в сторону расширения компетенции таких судов, что снизило бы нагрузку на федеральные суды и помогло бы эффективнее решать проблему их загруженности. Предлагаемые конституционные и уставные советы при парламентах заменить существующие суды не смогут, говорит он.

Как узнать решение суда через интернет

В век интернета узнать необходимую информацию легко. Однако существуют сайты, которых следует избегать, так как велик риск нарваться на мошенников. Поэтому мы советуем использовать только официальные онлайн-ресурсы для поиска необходимых сведений. На сегодняшний день для того, чтобы узнать информацию о решении суда через интернет и не наткнуться на аферистов, существует два способа.

В полном объеме с мотивирующей частью он готовится в течение 5 дней. Это касается решений как арбитражных, так и судов общей юрисдикции. Если вы не присутствовали на судебном заседании, то узнать его исход можно по телефону. Делать это следует в рабочие часы суда.

После того как вы определите, какой суд общей юрисдикции рассматривал дело, заходите на его сайт. Там нужно найти раздел «Судебное производство». Чтобы узнать, какое решение вынес суд, вам нужно туда войти. Далее нажмите «Поиск информации по делам». В открывшемся окне у вас появятся следующие графы:

Сделать это можно непосредственно на официальном сайте государственного органа, где рассматривалось дело. Согласно законодательству, каждый суд в Российской Федерации обязан размещать на онлайн-ресурсе информацию по судебным делам. Однако прежде чем осуществлять поиск решения через интернет, нужно узнать, где проходило разбирательство.

Для ознакомления с решением через интернет потребуется подождать определенное время. Все зависит от технической возможности и расторопности сотрудников отдельно взятого судебного органа. При наличии оборудования, работающего в автоматическом режиме, резолютивная часть вердикта может быть опубликована в течение одного рабочего дня. А вот увидеть мотивированный судебный акт через интернет ранее пяти дней вряд ли получится.

Факты отсутствия у РФ собственной юрисдикции и нет судов

С учетом того, что у нынешней Российской Федерации отсутствует Конституция (имеется лишь не подписанный ПРОЕКТ, согласно ответам из ГА РФ; ВПЕРВЫЕ текст «Конституции РФ» 1993 года напечатали лишь 25 декабря 1993 года в «Российской газете» №237, даже тут нарушив сроки опубликования, а в «Собрании законодательства Российской Федерации» вообще не размещен), — у Российской Федерации отсутствует Конституционный суд и отсутствует Верховный суд. А из этого неизбежно следует факт отсутствия у Российской Федерации какой-либо юрисдикции вообще. + отсутствие территории и граждан для этой юрисдикции.

Предприниматель и бизнесмен Зорькин Валерий Дмитриевич, ИНН 773106216471. Наличие в реестрах, регионы ведения бизнеса и аффилированность. . Отчет сформирован на портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ Дата формирования отчёта 12.01.2022. Найдено в ЕГРЮЛ / ЕГРИП по: ИНН 773106216471.
ССЫЛКА

. Функции головной организации (интегратора услуг) по поддержке ГАС «Правосудие» вместо Учреждения фактически выполняло коммерческое ООО «Орбита-сервис». Более того, как установили ревизоры, коммерческая шарашка получила заказ на… разработку нормативных правовых актов. Вдумайтесь правовые акты в РФ разрабатывает какая-то ООО-шка, хотя эта сфера деятельности является монополией органов госвласти. Если так пойдет, то у нас и судить будут коммерсанты, выигравшие тендер на осуществление правосудия, а прокурорские полномочия будут сдаваться в аренду всем желающим. История ГАС «Правосудие началась еще в 2004 г., когда «был проведен открытый конкурс по выбору головного исполнителя на создание системы. Единственным подавшим заявку и победителем конкурса стал государственный системный интегратор — ФГУП НИИ «Восход», он же внедрял ГАС «Выборы», которая давала результаты в 146%».

Читайте также:  Ветеран Труда В Тверской Области В 2021 Году Без Наград

Не имеет юридической силы, не действует, не порождает правовых последствий – нарушен 14 дневный конституционный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Госдумы федеральный закон (нарушены ч. 4 ст. 105 Конституции РФ 1993 и п. 5 ст. 103 Регламента Совета Федерации от 30.01.2002 № 33- СФ). Обнародован (опубликован) 5 июня – нарушен срок и подписания и обнародования (опубликования) (нарушена Статья 107 Конституции РФ 1993).

…пара аферистов распилила миллиардик на создание программного обеспечения для системы ГАС «Правосудие». А это оказывается (что естественно, конечно) лишь макушкой айсберга. Сегодня наткнулся на статью, где вскользь упоминается общая сумма затрат на аферу века -105 миллиардов рублей (причем это не единоразовые траты, а лишь повод для ежегодного освоения бюджетных средств). Это, конечно, не сочинский олип-здинг и не ВСТО, но для чисто «кабинетного» распила – сумма огромная. К тому же, подчеркиваю – распиловка осуществлена оборотнями в мантиях.

Главные позиции КС в сфере уголовной юстиции за 2019 г.

Кто является участниками судебного процесса? Граждане, имеющие проблемы с оформлением документов. Основная масса дел не отличается особенной сложностью и разрешается в течение одного заседания при качественной подготовке сторонами и судом.

Но есть дела, в которых представлены интересы не одного, а нескольких лиц.

Суд всегда обязан выяснить, затрагивает ли поданное заявление чужие интересы, и ли нет. Например, заявление о факте принятия наследства. Желательно подать запрос в нотариальную контору, претендует ли на наследство еще кто-то.

В ряд случаев организации и граждане, сталкиваются невозможностью получения или восстановления утраченных документов, доказательства своих прав в силу тех или иных обстоятельств. В таких случаях гражданине или юридические лица вправе обратиться в суд общей юрисдикции (граждане) и Арбитражные Суды (организации) с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Задача арбитражного суда, устанавливать только факты имеющие юридическое значение, здесь отсутствует материально – правовые требования одного лица к другому, нет сторон истца и ответчика, спора о праве тоже нет, есть только заявитель. К делу не могут быть привлечены третьи лица, но могут быть вызваны свидетели.

ГПК РФ от 14.11.2002 № 138 – ФЗ гл.28 ст.264., 265., 266., 267., 268.

АПК РФ гл. 27

ВАС РФ гл.27 ст.217., ст.218., 219., ст.219., ст.220.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.02.2004 №76 «Обзор практики рассмотрения АС дел об установлении фактов. имеющих юридическое значение».

  • Ø факт, об установлении которого ходатайствует заявитель;
  • Ø нормы закона, предусматривающего, что данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • Ø обоснование необходимости установления данного факта;
  • Ø доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления утраченных документов.

Компетенция Арбитражных судов

Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды рассматривают споры между юридическими (предприятия, учреждения, организации) и физическими (индивидуальные предприниматели) лицами, возникающие в процессе их предпринимательской деятельности, споры между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государственными органами с другой стороны, дела об административных правонарушениях, а также иные дела, отнесенные законодательством к компетенции Арбитражных судов.

Если вы находитесь в Москве, юрист по арбитражным делам Носков Игорь Юрьевич окажет квалифицированную юридическую помощь и защитит интересы предпринимателей и компаний, оказавшихся в спорной или затруднительной ситуации.

Если ваша проблема связана с подрядом, недвижимостью, оказанием услуг, торговлей, денежными обязательствами или банкротством, вы пришли по адресу.

«Если судиться, то побеждать» — это принцип, которому Игорь Юрьевич следует в своей работе, а десятки выигранных дел говорят сами за себя.

Действие уголовного закона в пространстве — страница 2

Иной правовой режим у гражданских (невоенных) судов.

Согласно ч. 3 ст. 11 УК РФ «лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации».

Данная формулировка закона представляется не совсем юридически корректной. Согласно Конвенции по морскому праву любое гражданское судно имеет национальность того государства, под флагом которого оно плавает в водах открытого моря, и подчиняется власти того государства, флаг которого несет. Данное правило распространяется на уголовно-правовую юрисдикцию.

Преступление, совершенное на борту гражданского судна, приписанного к порту России, находящегося в открытом море, подпадает под юрисдикцию российского уголовного закона. Данное правило не имеет исключения как в международном, так и в национальном законодательстве. В связи с этим оговорка «если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации» в данном случае излишня.

Однако в УК РФ не урегулирован вопрос о юрисдикции над преступлениями, совершенными на гражданских судах, находящихся не в открытом море, а в территориальном море и внутренних водах иностранных государств. В соответствии с названными конвенциями юрисдикция прибрежного государства распространяется на внутренние морские и территориальные воды государства. Иностранные гражданские морские суда, находящиеся в этих водах, а также в портах иностранного государства, по общему правилу подпадают под юрисдикцию прибрежного государства. Однако это не касается уголовно-правовой юрисдикции.

Согласно п. 1 ст. 27 Конвенции по морскому праву и п. 1 ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилегающей зоне уголовная юрисдикция не осуществляется на борту иностранного судна, находящегося в территориальном море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, когда:

  • последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
  • совершенное преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
  • если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;
  • если это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими или психотропными средствами.

Таким образом, общее правило состоит в том, что уголовная юрисдикция прибрежного государства не распространяется на преступления, совершенные на борту иностранных гражданских судов, находящихся в территориальных, внутренних водах и портах государства.

Распространение уголовной юрисдикции на эти преступления являются лишь исключением из общего правила, которое как раз наступает в случаях, предусмотренных международными договорами.

Следовательно, преступления, совершенные на борту иностранных гражданских морских судов, находящихся в территориальных морях, внутренних водах и портах России, не подпадают под действие УК РФ, кроме случаев, установленных международными договорами РФ.

В то же время преступления, совершенные на борту российских морских и речных гражданских судов, находящихся в территориальных морях и внутренних водах и портах иностранных государств, подпадают под юрисдикцию российского государства, если иное не установлено международными договорами РФ.

Не соответствует действующим международно-правовым документам и формулировка действующего УК РФ относительно юрисдикции в отношении преступлений, совершенных на борту воздушных судов: «Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом… воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации».

Между тем согласно Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна, от 14 сентября 1963 г. в отношении преступлений, совершенных на борту воздушного судна, находящегося в полете, осуществляется юрисдикция государства регистрации воздушного судна. Причем это правило действует независимо от того, где протекает полет: в открытом (нейтральном) воздушном пространстве или в воздушном пространстве (над территорией) иностранного государства.

Судно считается находящимся в полете с момента включения двигателя в целях взлета и до момента окончания пробега при посадке. Токийская конвенция, кроме юрисдикции государства регистрации воздушного судна, допускает юрисдикцию другого государства в том случае, если:

  • преступление создает последствия на территории такого государства;
  • преступление совершено гражданами или в отношении гражданина такого государства, либо лицом, постоянно проживающим в таком государстве, или в отношении такого лица;
  • преступление направлено против безопасности такого государства;
  • преступление заключается в нарушении действующих в таком государстве правил или регламентов, касающихся полетов или маневрирования самолетов;
  • привлечение к суду необходимо для выполнения любого обязательства государства в соответствии с многосторонними государственными соглашениями.
Читайте также:  Льготы инвалидам ЧАЭС в 2023 году

Следовательно, правило действия уголовных законов на борту воздушных судов, находящихся в полете, следующее: в случае совершения преступления на борту воздушного судна, приписанного к порту России, находящегося в полете, ответственность наступает по УК РФ, если иное не противоречит международным соглашениям с участием России.

Указанное правило касается лишь гражданских воздушных судов, ибо положения Токийской конвенции не применяются к воздушным судам, используемым на военной, таможенной и полицейской службе. Правовой статус военных воздушных судов идентичен правовому статусу военных морских судов. На них распространяется юрисдикция государства регистрации независимо от их местонахождения.

Михаил Красильников — специалист по ведению сложных судебных дел в госзакупках, в корпоративном праве, интеллектуальной собственности, и, кроме того, в правовых отношениях, возникающих из споров с Китаем.

Майкл Яцуха и Ксения Семикина специализируются на коммерческом и корпоративном праве, GDPR (законе, который регулирует персональные данные в Евросоюзе).

Компания Sterling Lawyers является членом рейтинга Legal 500, действует на рынке юридических услуг в Англии более 10 лет. В компании работает более 30 сотрудников: юристов, адвокатов, барристеров, солиситоров. Адвокатская фирма предоставляет широкий спектр услуг и фокусируется на русскоязычных клиентах.

Солиситоры и барристеры

Предметом для обсуждения стал вопрос разделения между судебными и офисными адвокатами, то есть барристерами и солиситорами соответственно.

Ксения Семикина отметила, что в Англии когда-то было четкое разделение между профессиями солиситора и барристера. В суд ходили исключительно барристеры. Барристеры не занимались офисной бумажной работой. У солиситоров не было права ходить в суд. Они фокусировались на определенных задачах и никогда не перебегали друг другу дорогу. Сейчас все меняется и постепенно эти профессии сливаются.

Михаил Красильников на примере России рассказал, что в Октябре 2020 года проведена судебная реформа. Теперь в суды допускают только людей с высшим юридическим образованием. Статус адвоката необязателен, но необходим диплом как минимум бакалавра. В России, в отличие от Англии, не существует разделения адвокатов на офисных и судебных.

Пленум состоит из числа всех судей Верховного Суда. Он созывается минимум раз в четыре месяца председателем ВС. Заседание проводится только в том случае, если присутствует не менее 2/3 от полного состава. На Пленуме также присутствуют министр юстиции и ген. прокурор РФ. На заседание могут быть приглашены судьи нижестоящих судов и члены совета при ВС.

Пленум собирается для решения важных вопросов. Повестка дня оглашается председателем ВС или министром юстиции. Поставленные задачи решаются путем голосования. Ход обсуждений на заседании, как и конечный вердикт, протоколируются. За этим следит секретарь пленума, который по совместительству — полноценный судья ВС

Принятые постановления имеют важное значение для судебной системы РФ, поэтому секретарь прикладывает все силы, чтобы они приводились в действие. Таким образом, полномочия Верховного Суда позволяют ему коллективно решать вопросы, касательно судебного дела общей юрисдикции, рассматривать кандидатуры на посты судей ВС, а также направлять законодательные предложения в Государственную думу

Суды, помимо всего прочего, подразделяют по инстанционному признаку, что зависит от того, какой вид деятельности они осуществляют. Итак, в рамках рассмотрения уголовных и гражданских процессов, а также дел об административных нарушениях выделяют судебную инстанцию. Такой суд выполняет определенную функцию, которая связана с рассмотрением и с разрешением дел. В рамках работы этого органа происходит рассмотрение дел по существу, а также проводится проверка законности наряду с обоснованностью принятых решений, которые выносятся другими судебными органами.

Процессуальное законодательство выделяет суды первой и второй инстанции:

  • Судом первой инстанции считается орган власти, принимающий решения по существу дел, которые находятся в его производстве. В роли судов этой инстанции в зависимости от групп гражданских либо уголовных процессов выступают, как правило, районные и военные. Дела по административным правонарушениям в рамках первой инстанции рассматривают мировые судьи.
  • Суды второй инстанции занимаются проверкой жалоб заинтересованных граждан либо, опираясь на представление прокурора, устанавливают обоснованность и законность решений, которые не успели вступить в силу. В органах общей юрисдикции, которые действуют в роли судов второй инстанции, выполняется апелляционное наряду с кассационным производством.

В апелляционном порядке рассматривают и гражданские, и уголовные дела в том случае, если решения, которые вынесены по ним судом первой инстанции, не успели еще вступить в законную силу. Смысл апелляционного производства заключается в том, что выполняется повторное исследование и анализ доказательств, а новое принятое решение по тому или иному делу может значительно отличаться от первоначального. Жалоба на мирового судью подается в вышестоящую инстанцию.

В отличие от апелляционных действий, кассационные меры подразумевают пересмотр решений по делам, вступившим в законную силу. В роли судов кассационных инстанций выступают органы, являющиеся вышестоящими по отношению к апелляционным. К примеру, в том случае, если уголовное дело было рассмотрено в первой инстанции, то в роли апелляционного органа станет выступать судебная коллегия, занимающаяся уголовными делами. В качестве кассационной инстанции будет выступать президиум суда субъекта России.

В дополнение к своим основным полномочиям, связанным с рассмотрением дела по существу, Суд вправе принимать решения по ряду вторичных вопросов, которые возникают в ходе судебного разбирательства. С целью разграничения основных и вторичных полномочий Суда в доктрине были выработаны соответствующие термины. Так, в отношении юрисдикции Суда, касающейся разрешения спора по существу, почти всеми авторами используется термин «основная юрисдикция». В свою очередь, для обозначения полномочий Суда, связанных с рассмотрением вторичных вопросов, применяются различные термины, такие, как «вспомогательная юрисдикция», «вторичная (субсидиарная) юрисдикция», «побочная юрисдикция» и некоторые другие. В настоящей статье используется термин «вспомогательная юрисдикция», поскольку, по мнению автора, этот термин более всего отвечает правовой природе данного вида юрисдикции. Такой выбор, в частности, объясняется тем, что термины «вторичная юрисдикция» и «побочная юрисдикция» подразумевают некоторую незначительность данного вида юрисдикции. Однако такой признак вовсе не подходит для ее определения, так как, несмотря на свой вспомогательный характер, такая юрисдикция играет чрезвычайно важную роль в деятельности Суда. Кроме того, нельзя не согласиться с Дж. Фицморисом, который также отдает предпочтение термину «вспомогательная юрисдикция» по той причине, что в нем лучше всего отражается основная цель такой юрисдикции, заключающаяся «в содействии должному разрешению спора»28.

Вспомогательная юрисдикция представляет собой комплекс полномочий Суда, которые, в принципе, непосредственно не связаны между собой и объединены лишь по признаку своей вторичности и по своему процессуальному характеру. Вспомогательная юрисдикция включает в себя следующие полномочия Суда: право принимать решения о наличии своей юрисдикции по конкретному делу, право устанавливать временные защитные меры, право решать вопрос о вступлении в процесс третьих государств, право принимать к производству встречные иски, право толковать свои решения и право пересматривать их по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако не все эти полномочия упоминаются в Статуте Международного суда — некоторые из них закреплены исключительно в Правилах процедуры Международного суда, которые, в отличие от Статута, принимаются самим Судом на основании статьи 30 Статута Международного суда. Именно факт закрепления вспомогательных полномочий в Правилах процедуры свидетельствует о крайней важности таких полномочий для обеспечения нормальной деятельности Суда по отправлению правосудия.

Необходимо подчеркнуть, что осуществление всех вышеперечисленных прав не зависит от наличия отдельного согласия сторон спора и регулируется непосредственно в Статуте Международного суда, что дает основание говорить о своего рода обязательном характере таких правомочий. Фактически, получается, что согласие на их осуществление Судом выражается сторонами заранее при признании юрисдикции Суда по конкретному спору. Именно в этом и заключается вторичность таких прав по отношению к полномочиям Суда, составляющим основную юрисдикцию Суда, так как осуществление данных прав возможно лишь в том случае, когда стороны признали основную юрисдикцию Суда.

С другой стороны, вспомогательный характер вторичных полномочий объясняется зависимостью основной юрисдикции от их осуществления. Так, без установления наличия своей юрисдикции Суд не вправе рассматривать дело по существу и выносить по нему решение; без допуска в процесс всех заинтересованных государств могут быть нарушены законные интересы таких государств, что может привести к возникновению новых споров; без толкования решения будет существовать вероятность его неправильного исполнения.

Читайте также:  В чем состоит разница прописки и регистрации

Как следует из вышеизложенного, одни полномочия, составляющие вспомогательную юрисдикцию, осуществляются на предварительной стадии процедуры до рассмотрения дела по существу, другие — после такого рассмотрения, на стадии исполнения решения. К предварительным относят только те полномочия, которые касаются временных защитных мер, вступления в процесс третьих государств и установления Судом наличия своей юрисдикции. Все остальные полномочия осуществляются после разбирательства дела по существу. В связи с этим можно отметить, что предварительные полномочия, касающиеся временных защитных мер и вступления в процесс третьих государств, могут осуществляться до принятия решения о наличии основной юрисдикции Суда, однако их реализация должна быть прекращена, если будет установлено отсутствие такой юрисдикции.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что единообразие терминологии международно-правовых документов, в том числе последовательное употребление вышеупомянутых терминов, способствует четкому и однозначному толкованию таких документов, что, в свою очередь, предотвращает многочисленные и доктринальные споры и практические трудности при применении данных документов. Из анализа принятых в последние годы международно-правовых документов и опубликованных недавно научных трудов, рассматривающих юрисдикционные аспекты деятельности Международного суда, можно сделать вывод, что в настоящее время наблюдается тенденция к единообразному употреблению терминов при исследовании юрисдикционных аспектов деятельности Международного суда ООН.

Комментарий к ст. 264 ГПК РФ

1. Одной из категорий дел, рассматриваемых в порядке особого производства, являются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Особенностям правового регулирования порядка рассмотрения таких дел законодатель посвятил главу 28 ГПК РФ, содержащую пять статей, устанавливающих специфику подачи заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и особенности судебных решений по таким делам. Подход законодателя к изложению нормативного материала позволяет сделать вывод, что такие стадии судопроизводства, как подготовка дела к судебному разбирательству, непосредственно стадия судебного разбирательства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, спецификой не обладают и судопроизводство на этих стадиях осуществляется по общим правилам искового производства в двухмесячный срок.

Положения комментируемой нормы являются дефинитивными, поскольку содержат, во-первых, определение понятия «факты, имеющие юридическое значение» (ч. 1), а во-вторых, открытый перечень фактов, подлежащих установлению в судебном порядке (ч. 2).

Прежде всего, как следует из положений ч. 1 комментируемой статьи, установлению в судебном порядке подлежат не любые факты (события, действия), существующие в объективной реальности, а лишь те, которые могут порождать, изменять или прекращать личные или имущественные права как физических, так и юридических лиц. Таким образом, если определенное действие, событие, обстоятельство, имевшее место быть, может повлиять тем или иным образом на права и обязанности граждан и (или) организаций, то заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в порядке, предусмотренном последующими статьями комментируемой главы.

2. В ч. 2 комментируемой статьи законодатель перечисляет виды фактов, которые могут быть установлены судом в порядке особого производства.

Одним из фактов, установление которого судом может повлечь определенные правовые последствия, является факт наличия (отсутствия) родственных отношений (п. 1). Необходимость в установлении таких фактов, как правило, возникает в связи с необходимостью вступления в наследство, оформления права на пенсию в случае потери кормильца. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что наиболее часто родственные отношения устанавливаются с целью назначения пенсии и получения свидетельства о праве на наследство.

При установлении родственных отношений судебная практика рекомендует судам, рассматривающим дело, определять предмет доказывания по делу исходя из норм права, оснований требований и возражений участвующих в деле лиц.

Необходимыми доказательствами для установления факта родственных отношений являются:

— доказательства, подтверждающие наличие данного юридического факта (документы, переписка, содержащие сведения о родственных отношениях лиц, и т.д.);

— справка из органов записи актов гражданского состояния (далее — ЗАГС) о невозможности восстановить свидетельство о рождении, свидетельство о браке и т.д.

Дополнительно (в зависимости от цели установления юридического факта) может потребоваться представление доказательств, подтверждающих отнесение заявителя к определенным субъектам, перечисленным в конкретном законе (см. Обзор Кемеровского областного суда от 27 августа 2004 г. N 01-19/386 «Обзор судебной практики рассмотрения судами Кемеровской области дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение»).

Следует иметь в виду, что при рассмотрении судом вопроса о наличии или отсутствии спора о праве при установлении факта родственных отношений подача нескольких заявлений об установлении родственных отношений с наследодателями наследниками одной очереди не свидетельствует о наличии спора о праве.

Пример: Определением Ленинского районного суда г. Чебоксары по делу N 33-3942/2013 заявление Н.Е. об установлении факта родственных отношений с Д.М., умершей в 2004 году, которая приходилась ей родной тетей — сестрой ее отца Е.М., оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве, поскольку на наследство Д.М. претендуют Н.Е. и В.Е. Однако судебная коллегия не усмотрела здесь наличие спора о праве, поскольку материалами дела установлено, что к нотариусу в 2004 году с заявлениями о принятии наследства после смерти Д.М. обратились Н.Е. и В.Е. как наследники второй очереди, не подтвердившие свои родственные отношения с умершей. Другие наследники к нотариусу не обращались, спора по наследству не инициировали. Таким образом, при наличии доказанности родственных отношений с умершей Д.М. оба претендента согласно ст. 1153 ГК РФ являются равнозначными наследниками, принявшими наследство, и нотариус обязан будет выдать им свидетельство о праве на наследство. В.Е. и Н.Е. являются родными братом и сестрой и оба устанавливают в районных судах по месту своего жительства родственные отношения с умершей Д.М. Основываясь на вышеприведенных фактах, судебная коллегия отменила определение суда об оставлении заявления без рассмотрения и вернула дело в тот же суд для рассмотрения по существу (см. подробнее Обзор судебной практики по гражданским делам за четвертый квартал 2013 года, подготовленный судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики).

Подобной позиции придерживаются и другие суды (см., например, информационное письмо судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 20 января 2005 г. N 33Г-01 «Обзор судебной практики Верховного суда Республики Хакасия по рассмотрению гражданских дел в кассационном порядке в 2004 году»).

Порядок возбуждения дел

Важно подчеркнуть, что МУС — это «последнее прибежище». Он действует только в случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть обвинение.

Эта система, так называемая система дополнительности, оставляет государствам первичную ответственность расследования и выдвижения обвинений по международным преступлениям. В отличие от созданных ad hoc трибуналов ООН по бывшей Югославии и по Руанде, компетенция государства имеет приоритет над компетенцией международного суда.

Однако, если следственная и прокурорская деятельность, предпринятая некоторым государством, не соответствует международным процессуальным стандартам или имеет целью защиту связанного с преступлением лица от юрисдикции МУС, этот последний имеет право осуществить правосудие по данному случаю.

Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:

  • прокурор государства-участника передаёт Суду некоторую ситуацию;
  • Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию;
  • прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей инициативе (proprio motu).

В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей.

Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определёнными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *