Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужна ли репетитору лицензия?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (сокращенно – Рособрнадзор) и ее территориальные органы осуществляют лицензирование образовательной деятельности и ведут сводный реестр выданных разрешений.
Нужна лицензия на услуги без привлечения иных педагогов?
Как правило, в качестве репетитора выступает преподаватель, дающий частные уроки по различным дисциплинам на дому или дистанционно.
Нужна ли лицензия репетитору определяет способ преподавания (лично или с привлечением наемных лиц) и наличие учебной программы.
Если он планирует самостоятельно обучать дисциплинам без привлечения иных педагогов, а по окончании не выдается документ об образовании (диплом, сертификат и т.д.), то лицензия репетитору на образовательную деятельность не нужна. Например, лицо единолично реализует школьную программу по математике детям.
В данном случае налогоплательщик сам рассчитывает суммы налога, подлежащие уплате, и заполняет декларацию на доходы по форме 3-НДФЛ.
Также ее оформление не потребуется:
- на проведение разовых семинаров или лекций;
- компаниям, действующим на территории «Сколково»;
- инновационно-техническим центрам.
С чего начать репетиторство на дому
Каждый видит для себя данный вопрос по-своему. Но объективно будет правильно заявить, что репетиторство по любой дисциплине должно начинаться с качественной подготовки самого преподавателя. Имеет смысл взять за правило готовить людей в рамках того материала, которым вы сами хорошо владеете. И речь здесь вовсе не о дипломах или других документах, подтверждающих вашу квалификацию, а о реальных знаниях, потому что именно за их качественную передачу вам и платят деньги.
Очевидно, что также нужно иметь и определенные педагогические навыки: репетитор обязан уметь:
- захватывать внимание своих учеников;
- удерживать его;
- обладать острым умом, чтобы парировать каверзные вопросы;
- и самое главное – обладать чувством юмора.
Как получить образовательную лицензию для самозанятого
Если самозанятый ведет преподавательскую деятельность и хочет получить лицензию, он должен оформить ИП. Удобно иметь статус индивидуального предпринимателя. Если утрачена возможность самозанятости (например, превышен годовой лимит в 2,4 млн рублей), можно автоматически перейти на ИП, не платить штрафы и высокие налоги.
Лицензия на образовательную деятельность для самозанятых понадобится, если преподаватели или репетиторы:
-
планируют расширить деятельность;
-
набрать штат педагогов;
-
выдавать документы об образовании.
Идеальное место для открытия центра подготовки к экзаменам – центральные районы города. Чем ближе ваш офис к центру города, тем больше будет трафика и тем удобнее будет потенциальным клиентам. Кроме того, добраться до центральных районов проще практически из любой точки города.
Цены на аренду в разных регионах РФ, конечно, имеют достаточно широкий разброс, но примерный «коридор» составляет 500-1500 рублей в месяц за квадратный метр (цены указаны с увеличением от периферии к крупным городам). Как было сказано выше, при грамотно составленном графике для нормальной работы центра будет достаточно однокомнатных помещений, рассчитанных на десять-пятнадцать рабочих мест. Примерная площадь таких занятий 25-30 квадратных метров. Помните, что офис должен обязательно соответствовать общим правилам СанПиН.
Случаи, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется
В настоящее время действующим законодательством предусматривается лишь один случай, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. Он представляет собой ситуацию, при которой услугу оказывает лично официально зарегистрированный индивидуальный предприниматель. При этом он не может нанимать других специалистов, работая только самостоятельно. Примерами такой деятельности являются услуги репетитора, частного преподавателя, обладающего необходимым стажем работы и образованием. Также без лицензии допускается личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов.
До введения в действие Постановления №966 получение лицензии не требовалось в тех случаях, когда в результате учебы не производилась аттестация, и не выдавался итоговый документ о полученном образовании. Примерами подобных ситуаций являются тренинги, семинары или лекции. Последние изменения привели к тому, что данной деятельностью можно заниматься без лицензии, но это связано с тем, что она не является образовательной. По новой классификации подобные услуги относятся к культурным или досуговым.
Открытие седьмое. Не надо сразу принимать на веру то, что сотрудники регулирующих органов говорят вам в устной беседе.
Вы позвонили в отделение Роспотребнадзора или даже попали в один из кабинетов, и вам сказали, что при вашем количестве детей у вас должно быть 10 унитазов? Имейте в виду, что эти специалисты не несут никакой ответственности за то, что они произносят устно. А чаще всего те люди, к которым вы обратитесь, просто «плавают» в теме. Инспекторы, которые приедут с законной проверкой, скорее всего, будут гораздо аккуратнее в своих суждениях. Потому что по итогам они должны составить акт и письменно зафиксировать свои претензии. И если эти претензии некорректные, вы с этим документом можете пойти в вышестоящую инстанцию и доказать, что к вам применяют неправомерные требования.
Так что мой совет — изучите законы и знайте свои права. Ссылки на основные в этом процессе документы я дала, повторю их для удобства списком.
Какие бывают репетиторы
Рамки репетиторской деятельности размыты: начать преподавать частным образом может не только педагог с 25-летним стажем, но и старшеклассник. Рынок репетиторов включает три категории квалификации:
- Студенты.
Чаще всего они готовят школьников к ОГЭ/ЕГЭ/ДВИ, потому что сами их недавно сдали и помнят, каково это.
- Репетиторы со стажем.
Они давно занимаются репетиторством и могут дать ребенку необходимые знания по предмету, хотя и никогда не работали в учебных заведениях.
- Школьные педагоги и преподаватели вузов.
Педагоги часто совмещают основную преподавательскую деятельность с репетиторством, потому что это приносит дополнительный доход и не забирает много времени и сил, ведь занятость и объем работы можно самостоятельно регулировать.
По форме организации работы репетиторы бывают:
- Частные.
Они сами ищут себе учеников и забирают весь доход от занятий. Но и ответственности больше, ведь частник — администратор, бухгалтер, психолог и учитель в одном лице.
Плюсы:
- Регулируемый доход.
Частный репетитор сам определяет цену урока, поэтому может сразу поставить высокую планку. Подорожание занятий тоже зависит от репетитора. Если он проходит дополнительные курсы или повышает преподавательский статус — например, становится проверяющим ОГЭ/ЕГЭ — он поднимает цену за урок. При этом, если репетитор заболел, оплатить больничные будет некому, а доход значительно уменьшится.
- Самостоятельный выбор учеников.
Репетитор может отказываться от проведения занятий с теми, в ком он не видит потенциала, чтобы не портить свое портфолио, или с теми, с кем ему просто некомфортно общаться.
Минусы:
- Самостоятельно найти клиентов сложно.
Чтобы обеспечить востребованность своих услуг, частному репетитору приходится налаживать «сарафанное радио», продвигать себя через сайты и социальные сети, поэтому первое время с клиентурой могут быть сложности.
- Много ответственности.
Частный репетитор сам решает все проблемы, связанные с оплатой уроков, юридическими аспектами, налогами. Для этого нужно хорошо разбираться не только в своем предмете, но и в сопровождении деятельности.
- Репетиторы при организациях.
Работают в частной школе или на онлайн-платформе. Учеников подбирает работодатель, но за это с ним приходится делиться доходом. Зато заниматься административными и экономическими вопросами нужно по-минимуму. Такой формат подойдет новичкам в репетиторском деле.
Плюсы:
- Бесплатное обучение.
Онлайн-школы часто предоставляют курсы повышения квалификации своим преподавателям, на которых репетитор узнает, как вести себя с трудными учениками, как лучше преподносить материал.
- Клиентская работа лежит на школе.
Онлайн-школы самостоятельно ищут учеников и принимают на себя всю ответственность за выплаты, опоздания, отмены, жалобы и продвижение занятий.
Минусы:
- Низкий доход.
Онлайн-школа самостоятельно устанавливает цену занятия и приличную часть дохода от урока забирает себе. В среднем репетитор при организации получает 500-700 рублей в час.
- Привязанность к графику.
Внезапная отмена урока преподавателем может сильно повлиять на его рейтинг, из-за чего поток клиентов снизится.
- Отсутствие выбора.
Преподаватель вынужден брать учеников, которых распределяет школа, и не имеет возможности отказаться от проведения занятий с ними без весомой причины.
- Зависимость от отзывов.
Сколько брать за урок
Цена урока формируется из ряда факторов:
- Наличие конкуренции.
Цена урока зависит от преподаваемого предмета. На распространенные предметы — такие, как математика, русский и английский языки, — она ниже, потому что репетиторов много, и они борются за учеников. Если же предмет редкий — арабский язык, астрономия — цена выше, потому что найти преподавателя сложнее.
- Образование и опыт преподавателя.
Если репетитор, например, имеет магистерскую степень, большой опыт или его ученики занимали первые места на олимпиадах, цена урока будет выше. Начинающий репетитор получает в среднем 700 рублей в час. А репетитор со стажем от 5 лет — 1500-2000 рублей в час и более.
- Место проведения занятий.
Занятия дома у ученика стоят дороже, потому что репетитор тратит время на дорогу.
- Цель и срочность занятий.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ требует дополнительных знаний педагога, поэтому такие занятия будут стоить дороже. Начало занятий за два месяца до экзамена тоже сильно увеличивает цену, потому что объяснять предмет педагогу придется в ускоренном темпе.
- Возраст ученика.
Занятия с учениками 1-4 классов будут стоить дороже, чем со старшеклассниками, потому что репетитору придется тратить силы на различные особенности взаимодействия с детьми этого возраста, готовить дополнительные материалы и наглядные пособия.
- Регион.
Как закон регламентирует деятельность репетиторов
Федеральный закон «Об образовании» от 2012 года регламентировал деятельность только индивидуальных предпринимателей, оказывающих образовательные услуги самостоятельно или с привлечением дополнительных педагогов. Вариантов работы физлиц без образования ИП не было до 2021 года, до момента внесения изменений в Налоговый кодекс. Тогда, кроме ИП, появился статус гражданина, оказывающего услуги физлицам для личных, домашних и других нужд.
В статью 217 внесли новый пункт 70, где доходы, полученные физлицами от физлиц за оказание подобных услуг, были выведены из-под налогообложения. В данный перечень попали те, кто присматривает и ухаживает за людьми, ведёт домашнее хозяйство, убирает помещения и репетиторы. Были введены налоговые каникулы для указанных категорий до конца 2021 года. Скорее всего, они будут продлены и дальше.
Зарегистрируйте бизнес бесплатно и без визита в налоговую
Всё просто: банк готовит документы и отправляет в налоговую, а тем временем вы занимаетесь бизнесом!
Открыть ИП или ООО
ООО на английском языке
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) является наиболее распространенной организационно-правовой формой ведения бизнеса и переводится по-разному в зависимости от того, с какой страной сотрудничает компания. В случае сотрудничества с иностранными партнерами могут возникнуть трудности в переводе ООО. Давайте разберем детали.
Общество с ограниченной ответственностью переводится на английский язык как Limited Liability Company, сокращенно LLC. Этот вариант актуален для США.
В Великобритании для обозначения ООО используется Limited Trade Development — Ltd. Аббревиатура в иностранном варианте обычно ставится после наименования компании.
Разберем пример.
ООО “Бристоль” — сокращенное русское название на английский нужно перевести так:
“Bristol” Limited Liability Company или
“Bristol” LLC
При выборе английского перевода “ООО” нужно учитывать страну компании контрагента, но чаще используется американская форма перевода реквизитов. Запятую между наименованием организации и правовой формой ставить не нужно. Кроме этого, часто используется вариант простой транслитерации ООО, а в скобках прописывается иностранный эквивалент — OOO (Limited Liability Company). Многие эксперты советуют использовать именно вариант с транслитерацией.
Пример:
ООО “Бристоль”
OOO “Bristol” (Bristol, LLC)
Само название компании тоже не стоит переводить на английский, а транслитерировать его, иначе могут возникнуть юридические проблемы. В некоторых случаях перевод можно указать в скобках.
Лицензируемые виды деятельности в 2020-2021 году
Сегодня заработать с помощью репетиторства можно несколькими способами:
- Посредством удаленного обучения, например, через Skype, Viber или другие мессенджеры. Сюда же относятся вебинары, конференции онлайн и пр. Для этого понадобится лишь компьютер или ноутбук, наушники, микрофон и вебкамера. Такой способ дает возможность объединить группу из самых разных уголков мира и максимально творчески подойти к процессу обучения.
- Репетиторство на дому у клиента. При этом вы должны своевременно появляться по адресу, а в оплату дополнительно включить расходы на транспорт (общественный или собственный). Старайтесь выезжать заранее и избегать дорожных «пробок», чтобы не нарушать правила пунктуальности.
- Обучение у себя дома, когда клиенты приходят сами. Благодаря этому можно снизить стоимость за уроки. Но тщательно продумывайте график занятий, чтобы никому не приходилось ждать в прихожей, пока вы закончите с предыдущим учеником.
- Отдельный центр или кабинет, куда люди приходят на индивидуальные или групповые занятия. Для этого лучше нанять сразу несколько преподавателей и грамотно продумать график проведения уроков. Так, есть категории людей, которым удобнее заниматься утром, другим же, наоборот, подходят вечерние часы.
Для начала обязательно определитесь со своим профилем. Если вы предметный учитель, то, скорее всего, выбор сделали уже давно. Но при поиске персонала для репетиторского центра желательно ориентироваться на разные и максимально востребованные направления. Так, сегодня наибольшим спросом пользуются иностранные языки (в особенности английский), математика и русский язык.
Поскольку все клиенты разные и цели обучения у них также отличаются, нужно составить определенный алгоритм действий. Обычно полноценные репетиторские центры работают следующим образом:
- Первую консультацию устраивают бесплатную. На ней нужно выяснить пожелания ученика, его уровень знаний и подготовки, определяются с профилем, расценками, условиями и пр.
- При желании клиента поступить в какой-либо ВУЗ, предоставляют ему основные требования по каждой специализации, ориентируют на конкретные экзамены и составляют индивидуальный план работы.
- В процессе обучения обязательно придерживаются выбранной методики и стратегии, максимально предоставляя всю требуемую информацию по предмету согласно целям занятий. Для этого часто используют методические пособия, словари, справочники и другую обучающую литературу по предмету.
- Стараются максимально разнообразить формы занятий – семинары, лекции, консультации.
- Применяют и современные компьютерные технологии для ускорения обучения, облегчения данного процесса, закрепления навыков с помощью моделирования отдельных ситуаций.
Закон разрешает индивидуальным предпринимателям заниматься обучением (п. 20 ст. 2 Закона «об образовании», далее Закона 273). При этом обучающие ИП приравниваются к образовательным организациям и имеют весь набор прав, обязанностей и ответственности, как и школы или курсы вождения (п. 2 ст. 21 Закона 273).
Если у ИП при регистрации или при дополнительном внесении указаны образовательные коды по ОКВЭД, регистрационный орган автоматически направит эти данные в территориальные комитеты и департаменты, занимающиеся контролем и надзором в сфере образования.
ИП могут обучать:
- Основным и дополнительным общеобразовательным программам.
- Программам профессионального обучения.
Это могут быть, например:
- Языковые курсы, обучение рисованию, тренинги для маркетологов, занятия для личного роста. Код ОКВЭД 85.41.9.
- Ораторские курсы и курсы скорочтения. Код 85.42.9.
Подбирать коды надо внимательно.
Кроме этого обучение является педагогической деятельностью. Это значит, что ИП должен соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам:
- иметь профильное образование в зависимости от того, чему обучает (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Закона 273);
- не иметь судимости (ст. 331 ТК РФ);
- не иметь некоторых заболеваний (ст. 46 Закона 273).
До начала обучения индивидуальный предприниматель должен своим ученикам предоставить:
- свидетельство о регистрации в статусе ИП и выписку из ЕГРИП;
- дипломы о профильном образовании;
- информацию об общем педагогическом стаже и о стаже индивидуального преподавания.
(п. 4 ст. 32 Закона 273).
Если документы не предоставите, ученик может по суду потребовать вернуть деньги, и его требование будет удовлетворено.
Нужно помнить и о других требованиях ФЗ “Об образовании в РФ”. Например, об академическом отпуске или о правилах переноса занятий, если ученик заболел — у обучающегося есть такое право. Все нюансы стоит изучать подробно.
Индивидуальные предприниматели могут обучать дистанционно через интернет (п. 2 ст. 13 Закона 273). То есть обучать людей на онлайн-курсах можно. Это законно.
Образовательная деятельность лицензируется (п. 1 ст. 91 Закона 273).
Но для индивидуальных предпринимателей есть исключение: если предприниматель обучает лично, не привлекая других педагогических работников, то лицензироваться не нужно (п. 2 ст. 91 Закона 273). При этом для целей лицензирования закон ограничивает ИП в найме дополнительных педагогов для обучения, но разрешает принимать на работу персонал, не занятый в образовательном процессе. Например, бухгалтеров или сисадминов.
Если предприниматель обучает лично, не привлекая педагогических работников, лицензироваться не нужно.
Как только ИП решил нанять сотрудников занятых в образовательном процессе, он идет получать лицензию. В противном случае привлекут к административной ответственности (ч. 2 ст. 14.1 КоАП). Штраф в этом случае небольшой — от 4 до 5 тысяч рублей. Но если был получен доход выше 2 миллионов рублей, то могут привлечь к уголовной ответственности (ст. 171 УК).
Отсутствие лицензии может стать поводом для возврата денег ученикам. Даже если они уже прошли обучение. Даже если нет статуса ИП.
Что говорит судебная практика:
Четыре товарища решили заработать на Форекс и нашли онлайн-преподавателя. Описание курсов на сайте им понравилось, а преподаватель сделал им личные предложения, от которых они не смогли отказаться. Оферты на сайте не было, а договоры не заключались. Каждый заплатил преподавателю 35 тысяч рублей за курс.
В процессе обучения товарищи пришли к выводу, что преподаваемый материал не соответствует написанному на сайте. Они обратились в суд с претензией о возврате полной оплаты курса. Свои требования они обосновали отсутствием у преподавателя компетенций и образовательной лицензии.
Суд первой инстанции встал на сторону истцов и взыскал с преподавателя стоимость курсов, неустойку и компенсацию морального вреда. По 47 тысяч рублей на каждого.
Почему так вышло
Судья пришел к выводу, что описание услуги на сайте и личное предложение организатора – публичная оферта. В результате которой между ответчиком и истцом был заключен договор на образовательные услуги. А поскольку образовательной лицензии у организатора не было, клиенты имели право отказаться от такой услуги полностью.
Дело Прикубанского районного суда г. Краснодара № 2-2350/18.
В настоящий момент делом занимается апелляционная инстанция. Посмотрим, что она скажет.
Не по желанию, а по закону ИП обязан заключать со своими учениками договор на образование. Причем данный договор должен соответствовать Правилам оказания платных образовательных услуг (далее — Правила) и содержать все обязательные пункты (п.12 Правил):
- ФИО индивидуального предпринимателя;
- адрес ИП;
- ФИО ученика и номер его телефона;
- адрес ученика;
- права, обязанности и ответственность индивидуального предпринимателя и ученика;
- полная стоимость и порядок оплаты;
- вид, уровень и направленность образовательной программы;
- форма и сроки обучения;
- порядок изменения и расторжения договора;
- важное в соответствии со спецификой обучения.
Договор должен также соответствовать тому, что предлагается ученикам на сайте (п. 15 Правил).
Если в тексте договора будут расхождения с Правилами, ИП привлекут к административной ответственности (ч. 1 ст. 19.30 КоАП). Штрафы будут приличные — от 30 до 50 тыс. рублей. И судебная практика это подтверждает (Постановление ВС РФ от 02.07.2015 № 5-АД15-15).
Договор на образование должен заключаться в простой письменной форме. Но согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ письменной формой договора не обязательно должен являться единый документ, подписанный сторонами лично. Это может быть набор документов, переданных по электронной почте, выставленные на оплату счета, электронная переписка.
Как закон о просветительской деятельности повлияет на образовательный бизнес
Попробуем начать наш обзорный анализ с выявления преимуществ и недостатков данного вида деятельности. Причем, сделаем это как с точки зрения тех, кто предоставляет данные услуги, так и с точки зрения регулирующих государственных органов.
Итак, исполнители данных услуг имеют следующие преимущества перед получающими твердую зарплату россиянами:
- Доход репетиторов ограничен только их свободным временем, которое они готовы тратить на данный вид деятельности.
- Один и тот же интеллектуально развитый человек может быть специалистом сразу в нескольких дисциплинах (например, в английском языке и математике), а потому это весьма сильный аргумент для расширения рынка сбыта предоставляемых услуг.
- Обучение на дому может являться весьма эффективным именно дополнительным заработком, помимо основного места работы самого репетитора. Ведь все потенциальные ученики (и взрослые, и дети) в рабочие часы также находятся либо на работе, либо в ВУЗах, либо в школе на занятиях, так что грех не использовать 8-часовой трудовой день для «подработки» по основному месту занятости.
Что касается плюсов с точки зрения государства, то здесь их также не одна позиция:
- Во-первых, в обществе сокращается реальная безработица, люди перестают искать вакансии в органах государственной власти и на бюджетных предприятиях, а значит, с государственных «плеч» может быть снята избыточная социальная нагрузка.
- Во-вторых, зарабатывающий дополнительные доходы гражданин является полноценным плательщиком налога на доходы.
- И наконец, в-третьих, благодаря массовой занятости граждан в репетиторском ремесле растет реальный ВВП в государстве.
А теперь разберем негативные стороны вопроса. И их также немало. Начнем с минусов для самих исполнителей работ:
- Приработок на репетиторстве фундаментально ограничен физическими факторами: вечер каждого дня, кода могут предоставляться репетиторские услуги, не резиновый. Как правило, это вечера именно рабочих дней, потому что даже репетиторам нужно отдыхать (на выходных). И более 2 занятий за вечер провести не получится чисто физически.
Кратный рост могут продемонстрировать те, кто переключается на 100%-ную занятость по данной теме: они начинают усиленный поиск учеников, готовых заниматься не только по вечерам, используют для этого, в том числе, услуги посредников. Но и у них увеличить производительность более, чем в 2 раза, получается далеко не всегда.
- Цена на репетиторские услуги определяется платежеспособностью населения в стране. Она падает, а дополнительное обучение – это, все-таки, не продовольственные товары, без которых никак. В итоге доходы даже качественного преподавателя жестко ограничены по обоим параметрам (и по стоимости услуг и по их возможному количеству).
- Репетиторство находится в «серой зоне» экономики. Это нелегально предоставляемые услуги, которые приводят к выпадению доходов из бюджета страны. Как следствие, частные преподаватели постоянно живут, как на бочке с порохом. Любая утечка информации об их дополнительной коммерческой деятельности может привести к проблемам с фискальными органами или даже с правоохранительными.
В свете последней дискуссии в обществе на эту тему появился и был законодательно утвержден статус «самозанятого» гражданина. Это лицо, не оформившее себе никакой организационно-правовой формы, но по факту занимающееся оказанием услуг или осуществлением работ на коммерческой основе. А теперь разберем минусы от деятельности самозанятых, которые определяют для государства его администраторы.
Обращаем ваше внимание: это не объективные показатели, а именно то, как видят ситуацию отечественные чиновники (и разумеется, озвучивают свою позицию).
- Лица, оказывающие услуги или осуществляющие работы частным образом, не выдают чеки, как следствие, заставить их платить налоги с их доходов практически невозможно (или крайне трудно осуществимо). А это означает, что такие люди имеют необоснованное преимущество перед легальными обучающими центрами.
- Практически невозможно проконтролировать качество предоставляемых услуг. Равно как с позиции суда невозможно определить степень вины преподавателя, если, к примеру, недовольные родители ученика потребуют вернуть заплаченные за его подготовку деньги. Качество услуг, предоставляемых репетиторами, останется в «серой зоне» даже в том случае, если удастся массово легализовать их статус.
- Реально самозанятые в репетиторстве граждане не торопятся регистрировать свой новый статус, так как это зачастую означает то, что они лишатся части дотаций, которые они получают от государства (например, пенсий или пособий). Как следствие, предоставление услуг обучения на дому частным образом, в итоге не приводит к уменьшению социальной нагрузки на государственный бюджет.
Грань законности здесь тонка. Предположим, что вы – студент, и вас попросила «подтянуть» по линейной алгебре ваша сокурсница. (Какой же молодой человек откажется от частных занятий с девушкой, особенно, если она симпатичная?). Однако с точки зрения налоговых органов имеет место предоставление репетиторских услуг частным образом. А если число занятий у вас будет более трех, то еще и на профессиональной основе (то есть, уже на гране крупного размера). Смешно? А вот в арбитражном производстве до сих пор «висят» такие дела, которые были начаты по заявлению бдительных комендантов общежитий. Обвиняемые доказывают, что не имели цели извлекать доход из своих действий…
Вообще, конечно же, никто не может вам запретить обучать людей, в том числе, и за деньги. Однако для того, чтобы делать это легально, нужно обрести официальный статус самозанятого (то есть, встать на учет). Вот именно это действие и подлежит контролю со стороны правоохранителей.
Каждый видит для себя данный вопрос по-своему. Но объективно будет правильно заявить, что репетиторство по любой дисциплине должно начинаться с качественной подготовки самого преподавателя. Имеет смысл взять за правило готовить людей в рамках того материала, которым вы сами хорошо владеете. И речь здесь вовсе не о дипломах или других документах, подтверждающих вашу квалификацию, а о реальных знаниях, потому что именно за их качественную передачу вам и платят деньги.
Очевидно, что также нужно иметь и определенные педагогические навыки: репетитор обязан уметь:
- захватывать внимание своих учеников;
- удерживать его;
- обладать острым умом, чтобы парировать каверзные вопросы;
- и самое главное – обладать чувством юмора.
«Балом здесь правит» интернет. В советское время самым эффективным являлось сарафанное радио, а сейчас удалось этот процесс естественным образом формализовать. Сейчас существует большое количество интернет-ресурсов, посвященных тематике репетиторства, которые представляют собой, по сути, продвинутые «доски объявлений» с отзывами. Там можно разместить и собственное сообщение, а кроме того, можно попросить ваших студентов оставить на данном вашем объявлении положительный отзыв.
Какое образование и какие личные качества должны быть у репетитора?
Важно иметь высшее образование, которое соответствует преподаваемому предмету. Причем вовсе не обязательно оканчивать педагогический вуз, так как главное в репетиторской деятельности – углубленное знание своей дисциплины. Так, выпускники, прошедшие обучение на факультете международных отношений, могут давать уроки по иностранным языкам, а «технари» – по математике и физике. И что важно, даже если вы еще учитесь в университете, вы также можете зарабатывать преподаванием – это довольна частая практика.
В работе репетитора ценятся коммуникативные навыки и умение объяснить материал простым языком. Речь должна быть «чистой»: без слов-паразитов, внятной и грамотной. Это пригодится не только на уроках, но и в период поиска учеников, так как в большинстве случаев именно родители выбирают, оценивают и нанимают репетитора. Поэтому правильная речь поможет произвести хорошее впечатление и на них.
Преподаватель должен быть терпеливым, дружелюбным и уметь налаживать контакт с ребятами разных возрастов. Несмотря на то, что стресса в этой профессии меньше, чем в работе преподавателя в учебном заведении, здесь также нужно быть морально готовым к разного рода трудностям. Например, вы почувствуете большую ответственность перед учеником, когда начнете готовить его к экзаменам. Это будет эмоционально непросто для вас, так как вы будете переживать за результаты тестирования своего подопечного.
Другие сложности профессии:
- приходится рассказывать одно и то же по несколько раз в день;
- учащиеся порой переносят занятия, прогуливают их или вовсе пропадают.
- и конечно, такое понятие, как «неадекватные заказчики» не обходит стороной и сферу репетиторства. Большой плюс в том, что вы можете отказаться от тех, с кем вам некомфортно работать.
Еще несколько слов об образовании. Чтобы оставаться конкурентоспособным, нужно регулярно изучать новую информацию, методики по своему предмету, совершенствовать свои знания. В данной профессии это крайне важно, поскольку ваш доход полностью зависит о того, какой результат получают ваши ученики.
Полезно также постоянно тестировать новые методики и подходы. Ведь у всех учащихся разные цели: кому-то нужно повысить уровень знаний и досконально разобрать материал, который был непонятен на уроке, кому-то достаточно сдать экзамен на минимальный балл. То же самое касается и учеников разных возрастов. Например, на занятиях с учениками младших классов необходимо не столько обширное знание предмета, сколько умение найти взаимопонимание с ребенком. Что касается старшеклассника или взрослого, то здесь огромную роль играет квалификация, и умение донести сложные понятия простым языком.
Репетиторство на дому: законно ли, с чего начать, налоги, штрафы
Относительно недавняя дискуссия, относительно нового для российских реалий статуса «самозанятых» выдвинула на передний план такую тему для массовой подработки, как репетиторство.
Действительно, в условиях деградирующего качества государственного образования углубленная подготовка ребенка с преподавателем частным образом – репетиторство на дому – это, едва ли, не единственный способ получить знания по классически востребованным предметам.
Репетиторством занимаются представители практически всех массовых социальных категорий граждан, более того, этот бизнес, подчас, дает им возможность зарабатывать существенно больше, чем они могут зарабатывать по основному месту работы. Но что представляет собой данная деятельность с точки зрения закона? Каковы ее плюсы и минусы – попробуем разобраться далее.
Попробуем начать наш обзорный анализ с выявления преимуществ и недостатков данного вида деятельности. Причем, сделаем это как с точки зрения тех, кто предоставляет данные услуги, так и с точки зрения регулирующих государственных органов.
Нужна ли репетитору лицензия?
Мне приходят письма о репетиторов, которые интересуются оформлением репетиторской деятельности. Вот примерные вопросы, которые мне поступают.
Нужно ли частному репетитору получать лицензию?
Лицензировать ли репетиторский центр?
Вопрос легализации репетиторской деятельности — один из самых противоречивых. Давайте вместе разберемся в этом непростом вопросе.
Репетиторство – это одна из форм индивидуальной трудовой педагогической деятельности. Квалификация учителя и его профессиональные навыки подтверждаются, прежде всего, наличием диплома педагогического вуза с соответствующей записью. Также желательно, чтобы репетитор владел навыками психологии: умел находить общий язык с учеником. Желателен также опыт работы в школе, хотя и не обязателен.