Повреждение груза при перевозке транспортной компанией

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повреждение груза при перевозке транспортной компанией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.

Договорная ответственность в автоперевозках

Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.

Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).

При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:

  • груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
  • груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
  • повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
  • груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
  • груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.

Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица

Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.

Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).

Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки

Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).

Груз доставлен без повреждений упаковки

Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).

Непреодолимая сила

Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:

  • чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
  • непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
  • непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.

Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).

Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.

Что НЕ МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой Что МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой
  • ДТП на дороге
  • неисправность автомобиля
  • ремонт дороги, неисправность дорожного покрытия, пробки на дорогах
  • противоправные действия третьих лиц (в т.ч. преступления)
  • утеря необходимых документов
  • трудовые споры, местные забастовки работников
  • экономический кризис, изменение валютных курсов
  • издание нормативного акта, исключающего возможность исполнения обязательства
  • начало военных действий
  • землетрясения, наводнения, др. природные катаклизмы
  • массовые забастовки работников определенной отрасли, начатые без предупреждения

Административная ответственность за перегруз

Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* Наказание для водителя Наказание для перевозчика Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб.
2-10% / до 10 см 1 000 – 1 500 руб. 100 000 – 150 000 руб. 250 000 – 400 000
10-20% / 10-20 см 3 000 – 4 000 руб. 250 000 – 300 000 руб. 250 000 – 400 000
20-50% / 20-50 см 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав 350 000 – 400 000 руб. 250 000 – 400 000
>50% / >50 см 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав 400 000 – 500 000 руб. 250 000 – 400 000

Когда транспортная компания повредила или испортила груз, это нужно документально фиксировать еще на этапе получения. При нарушении целостности упаковки ни в коем случае не подписывайте акт приемки, а потребуйте составить акт о наличии повреждений. Вместе с представителем перевозчика вскройте упаковку и зафиксируйте степень повреждений, параллельно фиксируя этот процесс на фото или видео. Иногда бывает, что внешние дефекты товара обнаружить невозможно, но есть подозрение на наличие внутренних повреждений. Этот факт обязательно указывается в акте оказанных услуг.

Что же касается правил составления акта о повреждении, то в этом документе нужно обязательно указать:

  • Время, дату и место составления акта.
  • Факт наличия повреждений и указание товара, который был поврежден – марка и модель, количество, объявленная стоимость, возможные скрытые дефекты, общее состояние упаковки. Это позволяет зафиксировать наличие внешнего воздействия на груз, если упаковка смята или порвана.
  • Ссылка на модель и марку техники, которая использовалась для проведения фото- и видеосъемки. Иногда бывают ситуации, когда представители транспортной компании фотографируют повреждения на свои камеры или смартфоны. Не поленитесь продублировать съемку, чтобы в процессе разбирательства не оказалось, что перевозчик умышленно «потерял» самые важные снимки.
  • Отразите в акте всю необходимую информацию, а если представитель перевозчика будет уверять, что программа не позволяет внести все данные в документ, укажите факт отказа внесения информации со стороны сотрудника.

Как и любой подобный документ, акт составляется в двух экземплярах, на которых ставятся подписи и печати сторон. Внимание! Если степень повреждения настолько высока, что визуально невозможно определить размер ущерба и стоимость восстановления, по закону можно отказаться от получения груза и вообще не заполнять акт приемки.

Как определить размер ущерба, причиненный транспортной компанией?

Прежде чем обращаться с досудебной претензией к перевозчику, важно провести собственную экспертизу и установить степень повреждений груза, причиненный ущерб и возможность восстановления. Преимущество такого шага заключается в том, что вы можете воспользоваться помощью объективного независимого эксперта, задать ему правильные вопросы, чтобы транспортная компания фактически не имела возможность отказаться компенсировать причиненный вред. О вашем намерении провести экспертизу нужно предупредить перевозчика, а затем задать следующие вопросы:

  • Какой ущерб причинен товару;
  • Соответствует ли упаковка или транспортировочная тара состоянию, описанному в акте приемки;
  • Существует ли причинно-следственная связь между зафиксированными повреждениями и действиями компании в процессе транспортно-логистических услуг.

Услуги эксперта стоят денег, но помните: в случае признанием перевозчиком вины на причиненный ущерб именно он компенсирует вам стоимость проведения экспертизы.

Что представляет собой утрата или порча груза экспедитором? (транспортной компанией)

Как вы понимаете при перевозке грузов товар может повредиться может потеряться какая-то его определённая часть либо полностью. Именно договор по которому вам будет оказываться услуги перевозки груза необходимо очень внимательно проанализировать и понять все ключевые моменты. Только после того когда грамотно заполнены все необходимые документы в дальнейшем будет зависеть ваши возможности для предъявления конкретных претензий в случае некачественно оказанных услуг.

В рамках данной статьи я хочу рассмотреть ситуации которых происходит утрата либо порча груза в случаях когда транспортная компания оказала услуги по перевозке.

Ответственность за причинение вреда чужому имуществу

Давайте сначала определимся с основными понятиями, такими как повреждение груза и его утрата.

Повреждением груза будет считаться физическое либо механическое изменение форм груза что влечет за собой снижение его стоимости, частичную либо полную, что привело к невозможности его использования по назначению. Само по себе повреждение груза — это химическое или биологическое его изменение что влечет за собой соответствующее снижение ценности груза либо вообще в дальнейшем отсутствие возможности его использовать по назначению.

Утратой груза является отсутствие возможности перевозчика предоставить или выдать на руки перевозимый груз по истечении установленного срока доставки. Недостача также относится к этому моменту и означает собой утрату перевозчиком определённого количества груза который изначально представлял с тобой одно целое, к примеру это может быть комплект каких-либо запчастей, утраченная деталь тренажера, утрачены определенные комплектующее оборудование и прочие ситуации.

Несомненно в вышеперечисленных ситуациях необходимо привлекать экспедитора к ответственности. В Гражданском Кодексе РФ имеется статья 803 которая регламентирует ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по договору экспедиции. За ненадлежащее исполнение обязанностей по договорам экспедитор несет ответственность на основании главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и по основанием данной главы экспедитор несет полную ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей то есть либо за утрату частичную или полную либо за повреждение груза.

На основании Федерального закона о транспортной экспедиционной деятельности а именно по пункту 1 статьи 7 экспедитор несет ответственность перед клиентом по возмещению реального ущерба за недостачу либо утрату а также повреждение груза после принятия его экспедитором и до выдача груза клиенту который указан в договоре транспортной экспедиции либо уполномоченному им лицо. Экспедиторы освобождаются от ответственности в случае если будут иметь место доказательства о том что недостача, утрата или повреждение груза произошло по причине возникновения обстоятельств которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых не могло от него зависеть.

Читайте также:  Фиксированные платежи на 2022 год для ИП

Стоит отметить один Важный момент, ведь невнимательному клиенту в ТК могут подсунуть на подпись документ соглашение и в данном соглашении может находиться информация о том, что клиент освобождает экспедитора от ответственности или заранее уменьшает ее размер. Не беспокойтесь, даже если такое соглашение будет подписано клиентом, оно считается ничтожным.

Как возместить убытки с физического или юридического лица?

И пару слов о сроках исковой давности, ведь на основании статьи 13 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» срок исковой давности для требований вытекающих из договора транспортной экспедиции составляет 1 год и данный срок начинает течь с момента возникновения права на предъявления иска, то есть с момента нарушения условий договора одной из сторон.

Видимые повреждения очевидны во время доставки. Это означает, что подробное описание утраты или повреждения было записано в квитанции о доставке или коносаменте перевозчика, а также в копии клиента во время доставки. Отмеченные повреждения на упаковочном листе не будут рассматриваться для целей претензии.

Проверьте каждую единицу обработки на наличие видимых признаков повреждения.

Откройте любой груз, который показывает признаки потери или повреждения, пока водитель все еще присутствует.

Изучите содержимое с водителем. Не позволяйте водителю документировать ущерб для вас. Если водитель что-то пропустит в квитанции о доставке и ее нет в списке, вы не сможете возместить убытки по материалам, не указанным в списке. Водители грузовиков также недостаточно знают о наших продуктах, чтобы определить, что повреждено, а что нет.

В точных и подробных описаниях запишите результаты проверки как в квитанции о доставке водителя / коносаменте, так и в вашей копии квитанции о доставке / коносамента.

Примечание. Если вы обнаружите повреждение после доставки, а накладная не будет помечена как поврежденная или подписана бесплатно и ясно, вам будет очень сложно быстро и удовлетворительно урегулировать вашу претензию.

В соответствии с ГК РФ ст 796. «Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза или багажа» транспортировочный компания несет ответственность за доставку груза или багажа в надлежащем состоянии после того, как его приняли к перевозке и до передачи клиенту.

Вред, полученный при транспортировке товаров, возмещается транспортировщиком: в случае потери или недостачи товара — в размере стоимости поврежденного груза;

Цена груза высчитывается исходя из его стоимости, прописанной в счете продавца или предусмотренной контрактом, а если счета нет — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах, как правило, взимается за похожие товары.

Также транспортная компания наряду с выплатой нанесенного вреда должна возместить клиенту оплату за перевозку, если эта услуга не включена в стоимость груза.

Документация о причинах повреждения груза, оформленная транспортировщиком в одностороннем порядке, подлежит в случае оспаривания оценке судом наряду с другой документации, подтверждающей обстоятельства, которые могут послужить основанием для ответственности транспортной компании, отправителя или клиентов.

Что делать, если вы столкнулись с поврежденным грузом

Когда вы получите запрос от вашего перевозчика или брокера об утилизации груза, вы должны действовать немедленно. Задержка вашего ответа может привести к тому, что перевозчик отправит ваш груз на хранение, что приведет к дополнительным сборам. Работайте с вашим перевозчиком и грузополучателем, чтобы определить наилучший порядок действий и как можно быстрее разрешить ситуацию.

Давайте пройдем все шаги, чтобы определить правильный курс действий, когда что-то пойдет не так с вашим грузом.

  • Внимательно посмотрите на доставленный груз и осмотрите все детали. Обратите внимание на каждую часть или предмет; при необходимости откройте ящики — возможны скрытые повреждения. Определите, что именно украдено, отсутствует или повреждено. Не пугайтесь водителя, который может утверждать, что он или она спешит к следующему маршруту — у вас есть право записать все необходимые детали.
  • Запишите все и сделайте фотографии, если это возможно. Чем больше документации, тем лучше. Запишите повреждения и недостачи в коносаменте и убедитесь, что перевозчик знает о ситуации как можно скорее. Не стоит недооценивать важность общения и сотрудничества; перевозчики могут попытаться сохранить, повторно доставить или вернуть груз, если заявление о повреждении или недостаче было передано достаточно быстро.
  • Не отказывайтесь от отправки и никогда не выбрасывайте поврежденный груз. Если грузоотправители избавляются от груза, им не может быть выплачена полная сумма претензии. Поэтому держите все грузы и пакеты в целости и сохранности, если возможно
  • Заполните законный запрос к перевозчику о финансовом возмещении за поврежденный или потерянный груз. Грузовое требование создаются для возмещения расходов на грузоотправитель, а не прибыль, только разница между первоначальной стоимостью и поврежденным значением. Таким образом, грузоотправитель должен определить разумную сумму в долларах для требования — это законное обязательство грузоотправителя минимизировать стоимость требования.

Перевозчик должен подтвердить претензию в течение 30 дней с момента первоначального заполнения. О скрытых повреждениях и нехватках следует сообщать перевозчику в течение 10-15 дней с момента получения груза.

  • Оплатить как можно скорее. Грузоотправитель по-прежнему несет ответственность за оплату перевозки товара, даже если он поврежден, утерян или украден. Претензия будет обработана страховой компанией.
  • Храните все необходимые документы.

Ответственность за утрату груза в результате хищения (грабежа)

Утрата груза вследствие грабежа, хищения или мошенничества, не является основанием для освобождения перевозчика от ответственности, предусмотренной Гражданским кодексом, Уставом автомобильного транспорта, и ФЗ об экспедиционной деятельности.

Перевозчик или экспедитор должны будут возместить грузополучателю стоимость утраченного груза в полном объеме, если не докажут, что ими были предприняты все возможные меры, исключающие возможность хищения. Даже сопровождение охраны, допустившей утрату груза, является основанием для взыскания убытков по ст. 402 Гражданского кодекса.

Как и в случае с повреждением груза при ДТП, перевозчик и/или экспедитор вправе обратиться с иском к виновной стороне в порядке регресса и взыскать расходы, направленные на погашение убытков грузополучателя.

Документальное подтверждение порчи груза

Повреждённый груз — это, чаще всего, длительный и неприятный процесс разбирательств. Ситуаций, при которых груз был повреждён или утерян — множество. Если причиной повреждения груза стало ДТП, в котором перевозчик не виновен, то ответственность за отсутствие сохранности перевозимого товара всё равно ложится на него.

В некоторых ситуациях вина автоперевозчика неоспорима, но есть моменты, при которых перевозчик может воспользоваться так называемой презумпцией невиновности. Цель перевозчика в такой ситуации — доказать, что порча или недостача товара является следствием внешних обстоятельств, которые он не мог предотвратить или на которые не мог повлиять. Каждый отдельный случай — это конкретные доказательства, и чем их больше, тем выше вероятность доказательства своей непричастности.

Одним из сопроводительных документов, прилагаемых к грузу, является CMR-накладная. В ней можно указать все замечания по качеству, состоянию, выявленные повреждения и прочие нюансы принятого груза.

Также обязательно необходимо зафиксировать повреждения, выявленные во время выгрузки при помощи составления акта и внести точную информацию об:

  • количестве или размерах повреждённого груза;
  • виде повреждений (описать их);
  • местах повреждений (упаковка или сам товар, указать где конкретно).

При необходимости, водитель имеет право внести свои правки, после чего, готовый акт подписывается водителем и иными лицами, составляющими акт. Копии оригинального акта остаются у каждой из сторон. Наличие акта указывается в CMR-накладной. Такая отметка проставляется во всех экземплярах CMR. Данные в двух документах не должны отличаться, вся информация должна быть идентичной и максимально подробной.

Акт составляет по установленным требованиям, и также должен содержать краткое описание обстоятельств, которые послужили основной причиной боя или повреждения груза. Не стоит забывать указывать дату и место составления акта, ФИО и должности всех составителей акта.

Условия для ответственности

Ответственность перевозчика бывает отмечена, если груз был серьезно поврежден, если был потерян или утрачен, если были просрочены договором установленные сроки. Полученные дефекты обязательно должны быть зафиксированы сразу после полного принятия груза к перевозке и до его полной сдачи. Одновременно с этим перевозчик обязан полностью возместить материальный ущерб при прямом нарушении договора.

Важно! Все важные моменты по перевозке должны быть прописаны в договоре. Если правило по просрочке или порче груза будет отсутствовать, ответственность не будет возложена.

Случай определенной ответственности фиксируется после установленного факта потери или порчи груза после того, как он был передан фирме и до самого возвращения его клиенту, заказавшему услугу. Это правило распространяется на ситуации, если водитель не доказал невозможность сопротивления определенным обстоятельствам.

Фирма, перевозившая груз, может не компенсировать средства за потерю или порчу товара в ситуации, если докажет документами свою полную невиновность относительно претензии. Чтобы доказать полную невиновность, обязательно должны быть приведены случившиеся моменты и их определенные последствия, полностью избежать которых было совершенно невозможно. Среди данных обстоятельств и факторов можно отметить:

  • Причины, которые полностью зависят от отправителя и до самого получателя;
  • Естественные особенности и специфические характеристики доставляемого товара;
  • Разные дефекты тары и используемых упаковочных материалов, что при предварительном осмотре и при предтранспортировочной приемке не были выявлены;
  • Применение тары или упаковки, не соответствующей какому-то определенному типу или стандартам к перевозке;
  • Превышение нужного для того или иного груза уровня температуры и влажности.

Ваш груз исчез: кто виноват и что делать?

Водитель ответчика перевез груз по назначению. Во время осмотра грузополучатель выявил повреждение части груза, составил акт, однако отметку об этом в ТТН (CMR) не сделал.

Зачем такие заморочки? Если вы не оценили стоимость груза, то при его утрате будете иметь право на возмещение его реальной стоимости, а чтобы ее, эту самую стоимость, определить, нужно иметь данные о характеристиках груза.

Транспортная компания потеряла одно место из нашего груза. В посылке было семь мест, получили только шесть мест. Эта коробка весит 8 кг, стоимость содержимого в потерянной коробке на 40 899 руб. Компания ищет недостающее место посылки, но не может найти. Предлагает доказать стоимость содержимого для возмещения убытков.
Главное правило: отправляйте через экспедиторов только тот груз, который не жалко потерять. Особо ценные вещи вроде бриллиантового колье и раритетных предметов лучше перевозить самостоятельно. Понятно, что не всегда это возможно.

Читайте также:  Пособие по безработице. Кому положено и как оформить

Обычно договор страхования не в полной мере отвечает ожиданиям грузовладельца, правила страхования грузов содержат изъятия и оговорки.

ВС решал, кто заплатит потребителю за утрату груза

Претензионный порядок урегулирования спора обязателен в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ). Применительно к соглашениям по перевозке грузов обязательный досудебный порядок предъявления претензии к перевозчику предусмотрен статьей 797 ГК. Правила регулируются соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Закон или устав Раздел НПА
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 08.06.2020)

ст. 118

Федеральный закон №18-ФЗ от 10.01.2003 (ред. от 08.06.2020) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» ст. 95, 107
Федеральный закон №259-ФЗ от 08.11.2007 (ред. от 18.03.2020) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» ст. 34
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации №24-ФЗ от 07.03.2001 (ред. от 08.06.2020) (с изменениями и дополнениями вступил в силу 14.06.2020), статья 43 «Вина судов в столкновении» ст. 44, 114, 117
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации №81-ФЗ от 30.04.1999 (ред. 13.07.2020) ст. 169, 190

Перевозка грузов автотранспортом

Верховный Суд признал, что экспедитор по умолчанию несет ответственность за груз и должен компенсировать ущерб, даже если утрата произошла не по его вине.

Транспортные компании не могут вносить в договор с клиентами пункты, которые противоречат законодательству. В этой истории экспедитор прописал, что не отвечает за выдачу груза по поддельным документам, но Верховный Суд признал эти пункты договора недействительными.

В последнее время многие пристально следили за ходом рассмотрения дела № А31-6093/2009, касающегося вопроса о возможности ограничения ответственности перевозчика за повреждение груза в ДТП при отсутствии его вины.

В данном деле рассматривалось требование к перевозчику о возмещении стоимости груза, утраченного при пожаре, возникшем впоследствии ДТП. Водитель перевозчика не нарушал Правила дорожного движения, ДТП произошло по вине водителя другого автомобиля. Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства ДТП, отказал в иске к перевозчику, указав, что ДТП произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, что освобождает перевозчика от ответственности.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26 января 2010 года отменило предыдущее решение. Удовлетворив иск, суд мотивировал постановление тем, что вина перевозчика презюмируется. и отметил, что «ДТП в данном случае не может рассматриваться как обстоятельство, избежать которого перевозчик не мог и устранение которого от него не зависело».

Суд кассационной инстанции поддержал позицию апелляционного суда, указав, что перевозчик, являясь лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет повышенную ответственность, от которой он может быть освобожден только в исключительных случаях, если он докажет невозможность исполнения обязательства вследствие обстоятельств непреодолимой силы, которые в данном деле перевозчиком не доказаны.

Перевозчик с принятыми судебными актами не согласился и обратился в Высший Арбитражный Суд РФ. В определении ВАС РФ от 29 сентября 2010 года № ВАС-9587/10 о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было указано: «В соответствии с п. 2 ст. 17 указанной Конвенции* перевозчик освобождается от ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли вследствие обстоятельств, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить. В силу названной нормы Конвенции к обстоятельствам, освобождающим перевозчика от ответственности, относятся только такие, которые перевозчик не мог предотвратить, действуя с должной осмотрительностью».

Далее судебная коллегия делает вывод о виновнике происшествия — «дорожно-транспортное происшествие произошло по вине третьего лица, отсутствуют нарушения Правил дорожного движения водителем перевозчика», и констатирует, что причиной возникновения «ущерба от утраты груза в рассматриваемой ситуации явились неправомерные действия третьего лица» и что возникновение ущерба «не находится в причинно-следственной связи с действиями ответчика по исполнению им договора перевозки».

Судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии основания для возложения на перевозчика гражданской ответственности ввиду отсутствия его вины, необоснованно отождествив административную и гражданскую вину и, как следствие, придя к неверному выводу об отсутствии оснований для возложения гражданской ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства.

Установив, что водитель перевозчика действовал с достаточной осмотрительностью, тройка судей фактически оценивает его невиновность и отсылает к абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ. В указанной статье предусмотрено, что «лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства». Однако доказывать, что лицо проявило должную степень заботливости и осмотрительности необходимо только в отношениях, где ответственность наступает при наличии вины. При решении вопроса о возложении ответственности на профессионального перевозчика следует руководствоваться п. 3 ст. 401 ГК РФ, которым предусмотрена безвиновная ответственность предпринимателя.

Без вины виноватые

В п. 3 ст. 401 ГК РФ содержится норма (аналогичная нормам, имеющимся в законодательстве многих стран) о повышенной ответственности предпринимателей. Согласно указанной норме, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В частности, к таким обстоятельствам, согласно Гражданскому кодексу, не относятся:

  • нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника;
  • отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров;
  • отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Такая интерпретация, в сущности, могла лишить клиентов перевозчика уверенности в защите своих интересов. На практике возможны ситуации, когда водитель грузоперевозчика не нарушал ПДД, второй участник ДТП отсутствует, а ДТП, повлекшее повреждение груза произошло, например, в связи с плохой дорожной ситуацией, или же ДТП произошло по вине пешехода. В этом случае перевозчик, по логике «тройки», никакой ответственности не несет, а значит, страдает самая незащищенная сторона — его клиент, оставаясь один на один со своим убытком, или же, в лучшем случае, с деликтным требованием к причинителю вреда.

14 декабря 2010 года указанное дело было рассмотрено Президиумом ВАС, постановление пока не опубликовано, однако, известно, что Президиум не согласился с позицией коллегии судей, изложенной в определении, и оставил без изменения акты апелляционной и кассационной инстанций.

Позиция Президиума ВАС будет изложена в постановлении, которое с нетерпением ожидают участники рынка. Возможно, после рассмотрения данного дела необоснованных отказов в связи с несохранными перевозками станет меньше.

Кроме того, КДПГ содержит основания, при которых перевозчик может быть освобожден от ответственности, помимо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, – если потеря или повреждение груза вызваны обстоятельствами особого риска (п. 4 ст. 17 КДПГ). Таким образом, перевозчик законодательно защищен как ограничением размера ответственности, так и расширенными, по сравнению с «общепредпринимательскими», основаниями освобождения от ответственности.

Обстоятельства особого риска

· использование открытых или неукрытых транспортных средств, если это было специально оговорено и указано в накладной;

· отсутствие или повреждение упаковки грузов, по своей природе подверженных порче и повреждению без упаковки или при неудовлетворительной упаковке;

· перемещение, погрузка, размещение или выгрузка груза отправителем или получателем, или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя;

· природа некоторых грузов, подверженных поломке, ржавению, гниению, усушке, утечке, нормальной потере или нападению паразитов и грызунов;

· недостаточность или неудовлетворительность маркировки или нумерации грузовых мест;

· перевозка животных.

(п. 4 ст. 17 КДПГ)

Пункт 2 ст. 17 КДПГ, соответствуя принципу повышенной ответственности предпринимателя за нарушение обязательства, предусматривает освобождение от ответственности перевозчика при наличии обстоятельств непреодолимой силы. В действующем законодательстве отсутствует перечень обстоятельств непреодолимой силы, однако уже сложилась судебная практика, из которой можно понять, как этот термин применяется судами.

Зачастую перевозчики, желая ограничить свою ответственность, включают в договоры толкование непредотвратимых обстоятельств, пытаясь причислить к обстоятельствам непреодолимой силы утрату груза в результате противоправных действий третьих лиц, дорожно-транспортных происшествий и других, в общем, достаточно обычных рисков.

Вышеуказанное определение ВАС РФ противоречит сложившейся судебной практике об основаниях освобождения перевозчика от ответственности. В том случае, если бы Президиум поддержал позицию, отраженную в определении, было бы принято полностью неправосудное решение и судебная практика могла бы пойти по пути необоснованного ограничения и без того ограниченной ответственности перевозчиков.

Однако этого не произошло, ВАС оставил без изменения правосудные и обоснованные постановления апелляционной и кассационной инстанций. Судя по всему, Постановление должно стать продолжением сложившейся практики, в которой обычные для «перевозочного» бизнеса риски совершенно обоснованно не рассматриваются как обстоятельства непреодолимой силы, даже если в договоре они названы таковыми.

Так в Постановлении Президиума ВАС от 18 января 2005 года № 14480/03 указывается: «Ответчик, являясь профессиональным перевозчиком, не мог не предполагать того обстоятельства, что при транспортировке дорогостоящего груза возможно его хищение. Таким образом, хищение груза в данном случае не может рассматриваться как обстоятельство, избежать которого перевозчик не мог и последствия которого не могли быть им предотвращены…».

В постановлении ФАС СЗАО от 26 марта 2001 года по делу № А56-27780/00 указано: «Преступление… не является обстоятельством, исключающим ответственность юридического лица вследствие действия непреодолимой силы. Совершение уголовнонаказуемого деяния не может являться чрезвычайным событием и не обладает признаком непредотвратимости».

ФАС ВСО в постановлении от 24 марта 2009 года по делу № А33-3445/08-Ф02-718/09 констатирует, что «ДТП не может быть признано обстоятельством непреодолимой силы, поскольку не отвечает признакам чрезвычайности и непредотвратимости».

ФАС СЗАО в постановлении от 4 августа 2008 года по делу № А21-1877/2007 раскрывает, какие обстоятельства являются обстоятельствами, которые перевозчик не мог предотвратить: «стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и т.п.), а также обстоятельства общественной жизни: военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и прочие форс-мажорные обстоятельства».

Аналогичные обстоятельства указаны в качестве воздействия непреодолимой силы в постановлении ФАС МО от 23 октября 2001 года по делу № КГ-А41/5895-01, где также уточнено, что обстоятельства непреодолимой силы — это такие явления, воздействие которых происходит извне и непредотвратимо.

Читайте также:  Возврат обуви в магазин: порядок и сроки возврата, образец претензии 2022 года

В идеале — до заключения договора страхования. Юрист проанализирует договор и правила страхования, укажет на тонкие места в документах и, возможно, вы предпочтете выбрать другую страховую компанию, в которой договор и правила страхования соответствуют целям, которые вы преследуете при страховании своей ответственности.

Если вы не обратились к юристу на стадии заключения страхового договора, а страховой случай уже наступил (допустим, сгорел перевозимый груз) — обязательно проконсультируйтесь с юристом до подачи заявления о наступлении события, подпадающего под застрахованный риск. Сведения, которые вы укажете в заявлении о случившемся страховом событии в дальнейшем будут играть огромную роль. Именно от этих сведений потом, в суде, будет зависеть удастся ли вам получить со страховщика выплату. Ни в коем случае не консультируйтесь с сотрудником страховой компании по поводу того, что вам указать в заявлении — сотрудник играет не в вашей команде, он никак не заинтересован в том, чтобы у его работодателя возникли крупные финансовые потери.

Часто застрахованное лицо обращается к юристу после получения отказа о выплате страхового возмещения. В таком случае необходимо предоставить все документы, относящиеся и к перевозке, и к договору страхования. В ходе консультации юрист определит перечень документов, которые ему необходимы для работы со страховым случаем и решения вашего вопроса.

Обращение к юристу во время длящейся судебной тяжбы со страховщиком наименее эффективное, но не безнадежное. Хотя, конечно, до этого лучше не доводить. Все надо делать вовремя, только тогда вы обеспечиваете надежную юридическую защиту собственных бизнес-интересов.

Предположим, страховой случай наступил. Какова вероятность того, что страховщик добровольно выплатит страховое возмещение да еще и в полном объеме? Вероятность варьируется в зависимости от обстоятельств и выбранной вами страховой компании, но в среднем она равна примерно 20%. Если вы попали в остальные 80%, то необходимо взыскивать страховое возмещение в судебном порядке.

До обращения в суд обязательно соблюсти досудебный этап — это установлено частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ. После 30 дней с момента отправки претензии вы вправе обратиться в суд с иском.

Бывает, что по нескольку лет. Однозначно гарантировать быстрое и приятное получение денег по суду со страховой организации не может ни один добросовестный юрист. Страховая компания располагает значительными ресурсами — человеческими, финансовыми, юридическими — позволяющими затягивать процесс выплаты страхователю. Страховщики, как и любые юридические лица, ведут деятельность для получения прибыли. Каждая страховая выплата уменьшает размер этой прибыли, поэтому вполне естественно, что страховая компания будет всеми способами стремиться уменьшить процент страховых дел, по которым застрахованные лица будут получать возмещение.

Страховые компании содержат большие штаты юристов, что позволяет вырабатывать новые тактики и схемы защиты. Например, некоторое время у страховщиков в судах проходили доводы о том, что Уставом автомобильного транспорта и Законом о транспортно-экспедиторской деятельности прямо не предусмотрена возможность перевозчиков и экспедиторов страховать свои риски, вследствие чего заключенный договор страхования рисков перевозчика является недействительным. Исправлять юридически абсурдную ситуацию пришлось Верховному Суду РФ (п. 12 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции).

Груз считается поврежденным, если:

  • изменилась его физическая форма или состояние.
  • из-за повреждения снизилась его ценность,
  • нет возможности использовать его по назначению или продать.

Груз считается утраченным, если время доставки прошло, а перевозчик не может предъявить отправление или предъявляет только часть его.

В акте о повреждении отправления следует указать:

  • дату, время и место его составления;
  • лица, присутствующие при осмотре и составлении акта;
  • состояние упаковки, указывающее на повреждение;
  • наименование объекта пересылки – модель, марку, стоимость;
  • вид повреждений и вероятные внутренние нарушения, приблизительная стоимость ущерба;
  • при невозможности указать количество утраченного товара, следует произвести контрольное взвешивание для определения утраченной массы;
  • при видео- и фотосъемке указать наименование техники, которой производилась съемка;
  • если по техническим причинам сделать все записи на одном бланке акта нет возможности, то следует использовать необходимое количество бланков, о чем сделать записи на всех листах.

Для подачи претензии существуют определенные сроки:

  • если имеется повреждение груза или он частичной утрачен, то претензию можно предъявлять со дня доставки посылки;
  • при утере груза – по истечении 30 дней с момента определенного договором срока, или 10 дней при доставке авиатранспортном. При смешанной доставке – спустя 4 месяца от даты доставки;
  • при нарушении определенного срока доставки – по истечении этого срока.

Предъявлять претензию следует в течение 6 месяцев. Компания обязана отреагировать на обращение в течение 30 дней. Если срок подачи истек, то компания также может принять претензию, при условии, что причина пропуска срока была уважительной.

Если в установленный срок ответ на претензию не поступил, или компания готова компенсировать убытки, но только частично, можно передавать исковое заявление о повреждении груза в суд. Обратиться в суд нужно в течение 1 года.

Получение возмещения по страхованию грузов

При подаче претензии транспортной компании, а равно и подаче иска в Арбитражный суд, не лишне будет знать, на какие законы ссылаться, доказывая полученный убыток.

В Федеральном законе N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г установлена мера ответственности транспортной компании при повреждении или утрате перевозимого груза.

С момента передачи отправителем груза экспедитору и до вручения грузополучателю, перевозчик несет ответственность за перевозимый объект и обязан возместить причиненный ущерб. Кроме эпизодов форс-мажора.

В статье 796 ГК РФ, определяется величина компенсации со стороны перевозчика при повреждении или утере груза.

  • При частичной или полной утере сумма компенсации равняется стоимости утерянного груза или его недостающей части.
  • Размер компенсации при повреждении определяется как величина, на которую уменьшилась стоимость груза.
  • Если поврежденный груз восстановить невозможно, то компенсация равняется стоимости груза.
  • Компенсация утерянного груза с объявленной ценностью, возмещение равняется сумме заявленной ценности.

В Постановлении Правительства России от 15.04.2011 № 272 с поздними редакциями содержится информация о:

  • правилах заключения договоров перевозки,
  • сроках перевозок,
  • последовательности составления актов,
  • правилах подачи претензий.

Кража, так же как и ДТП, не считается прецедентом, которым исполнитель может доказать свою правоту в суде перед заказчиком, избежать возмещения ущерба потребителю. При возникновении ситуации с воровством, компания имеет право на законодательном уровне обратиться в правоохранительные структуры, а соответственно и перспективы возместить свой ущерб, потому ответственность за утрату груза в результате кражи не снимается с перевозчика.

Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.

Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность. В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию. Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия. Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок. Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме. Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика.

Если решить таким способом конфликт не удаётся, необходимо подготовить исковое заявление в суд, где должны быть указаны все обстоятельства спорного вопроса.

Иск подаётся по месту официального расположения транспортной компании, так как законодательством предполагается подсудность грузоперевозчика. В дополнение к исковому заявлению, истец должен приложить следующие документы:

  1. Дубликат договора о предоставлении услуг грузоперевозчиком.
  2. Сопроводительные документы на груз.
  3. Заполненный акт, доказывающий, что компания испортила или потеряла багаж.
  4. Дубликаты претензионного запроса и ответа на него.

В исковом заявлении пострадавший должен детально описать сложившуюся ситуацию, указать максимально точную сумму ущерба, а также дополнительные растраты, если таковые имеются. От корректности заполненной документации напрямую зависит вердикт Арбитражного суда. Пострадавший от действий грузоперевозчика при подаче искового заявления также должен помнить о сроках исковой давности: ГК РФ регламентирует рассмотрение прецедента утери или повреждения груза транспортной компанией в течение одиннадцати месяцев, за исключением месячного периода на досудебное решение спора. По истечении этого срока пострадавший не сможет компенсировать ущерб, привлечь грузоперевозчика к ответственности, в связи с исковой давностью прецедента.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *