Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец заполнения путевого листа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хранится путевый лист пять лет. Если документ оформлен неправильно или вовсе отсутствует, оба лица — предприниматель и водитель несут ответственность, но наказание в виде штрафных санкций налагается на бизнесмена.
Срок действия путевого листа
Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов.
Продолжительность рейса | Когда оформлять | Срок действия |
В день делается один или несколько рейсов в течение смены |
До старта первого рейса |
В течение дня |
Рейс продолжается больше одной смены |
До начала рейса |
На срок рейса или на число календарных дней, на которые приходится смена |
Штраф за отсутствие путевого листа
Путевой лист подтверждает маршрут следования ТС, его техническую исправность, способность водителя управлять авто.
Документ могут проверить представители Минтранса, ГИБДД, Роструда и Росздравнадзора. Если его нет — штраф за отсутствие путевого листа грозит как водителю, так и организации. Его размер варьируется от 500 до 30 000 рублей.
Кроме того, путевые листы проверяют сотрудники трудовой инспекции и ИФНС, по ним они отслеживают соблюдение работодателем норм трудового законодательства, правильность начисления зарплаты и соблюдение норм списания ГСМ.
На практике получается так: в дороге могут потребовать права, регистрационные документы и документы на право владения, пользования, распоряжения ТС.
Таким образом, у водителя могут спросить полис ОСАГО, путевой лист, разрешительные документы на перевозимый груз. Например, разрешение нужно для перевозки лома или отхода цветных металлов. Если водитель не указан в полисе ОСАГО, лучше выписать ему доверенность.
Электронный путевой лист
Применение электронных путевых листов факультативно.
Формат такого документа разрабатывается ФНС России, свой использовать нельзя.
Пп. 27 ч. 1 ст. 2 Устава относит электронный путевой лист к категории электронных перевозочных документов наряду с электронной транспортной накладной, электронным заказ-нарядом, электронной сопроводительной ведомостью, электронным договором фрахтования, электронным заказом и электронной заявкой.
Это означает, что при оформлении и обмене электронными путевыми листами нужно руководствоваться одноименной ст. 18.1 Устава.
Электронный путевой лист:
-
подписывается участниками информационного взаимодействия УКЭП или усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП), сертификат ключа проверки которой создан и используется на портале Госуслуг. Файлы обмена электронного путевого листа предполагают подписи:
- лица, заполняющего сведения об организации или ИП, о сроке действия путевого листа, о транспортном средстве, о водителе (водителях), о виде перевозки и виде сообщения;
- медработника, проводившего предрейсовый (предсменный, послерейсовый, послесменный) медосмотр водителя (если он проводится);
- лица, ответственного за проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если проводится);
- лица (лиц), уполномоченного(ых) на заполнение сведений о показаниях одометра (например, водителя, диспетчера, ИП).
Все подписанты файлов обмена должны обладать хотя бы одним из указанных видов подписей и применять их;
-
обмен электронными путевыми листами между участниками информационного взаимодействия осуществляется посредством использования информационных систем электронных перевозочных документов (ЭПД), т. е., только через уполномоченных операторов ЭДО и никаким иным способом;
-
электронный путевой лист подлежит направлению в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), где, согласно Постановлению Правительства от 03.03.2022 г. № 281, сведения из такого путевого листа становятся доступны МВД России, Минтрансу России, Минцифры России, ФНС России, Ространснадзору.
Требования к заполнению путевого листа грузового автомобиля 2023
К сожалению внятной информации в интернете мало. Что обязательные реквизиты – это необходимые атрибуты путевого листа, служащего отчетным документом, понятно. Об этом пишут многие, и тут же приводят устаревший образец заполнения путевого листа грузового автомобиля, рекомендованный Госкомстатом 97 года, противореча новым требованиям.
Использование таковых может вызвать вопросы у контролирующих органов (ФНС). Неправильное заполнение путевого листа грузового транспорта – повод для штрафа от ГИБДД или отказ в списании ГСМ с увеличением суммы налогообложения. Законы и рекомендации есть, а вопросов остается все больше. Чтобы разобраться, обратимся к нормативам: какие существуют требования и регламент к оформлению путевого листа грузового автомобиля.
Основной документ, на который следует опираться – это Приказ Минтранса № 390, который введен в действие в 2021 году, остальные приказы утратили силу: №152 (18/09-08 г.) с изменениями, внесенными тем же ведомством за №17 (18/01-17 г.); №476 (07/11-17 г.) и №467 (21/12-18 г.). При оформлении путевого листа автомобиля учитывая их, избежите путаницы, когда берете информацию из устаревших материалов в интернете.
Обязательные атрибуты путевого листа
Норматив, содержащий перечень обязательных блоков (атрибутов) путевки грузового автотранспорта, – это Приказ Минтранса №390 последней редакции 2022 года. Какие сведения отражают в п/л:
• порядковый номер учета путевки теперь не нужен, только его наименование. Например, путевой лист грузового автомобиля № …;
• указание периода действия: открывающая дата, если водитель работает посменно; день выдачи с указанием окончания срока, когда действительность документа прекращается – командировка, превышающая сутки.
• данные об организации, собственнике грузового авто: правовой статус и наименование (например, ООО “Сокол”), адрес, телефон, ОГРН (для ИП вместо названия юрлица – ФИО предпринимателя);
• информация о грузовом автотранспорте: марка, госномер, в том числе, прицепа, когда есть; показания одометра (до отбытия с парковки, по возвращению назад) с указанием поминутного времени проведенного предрейсового техконтроля, заверенного подписью контролера, фамилии с инициалами;
• данные о водителе: ФИО и запись о пройденном предрейсовом медосмотре, заверенная подписью медика, осуществляющего медосмотр, с распечаткой фамилии с инициалами.
Примечание: Медицинский осмотр до отправки в рейс проходят все водители-перевозчики. О чем в путевом листе говорит запись врача. После рейса он обязателен для сотрудников, перевозящих опасные грузы. Отмечать в путевке его прохождение необязательно, но в журнал послерейсовых медосмотров необходимо записать результаты процедуры.
Медосмотр водителей ИП
ИП не обязаны вести бухучет и ставить ТС на баланс. Но использование путевых листов подтверждает использование ТС для работы и расходы на ГСМ.
ИП, имеющие ТС на балансе, наравне с любыми организациями обязаны проводить медосмотры как основание для допуска к работе по перевозкам (послерейсовые медосмотры проводятся только при перевозках пассажиров и опасных грузов). Медицинские осмотры обязательны не зависимо от того, юридическое или физическое лицо владеет ТС.
Медосмотр должен проводиться в специализированных медицинских организациях, которые имеют лицензию на соответствующий медосмотр, также медработниками с имеющимися на то полномочиями, а также ИП вправе создать соответствующий медкабинет с медработником в порядке, установленном и требованиями законодательства.
Кто же выдает путевой лист самозанятому?
Юристы отвечают на этот вопрос следующим образом. Заказчику (юридическому лицу, ИП) не нужно оформлять путевой лист. Эта обязанность лежит на владельце транспортного средства. Опят встает вопрос: как же оформить ПЛ самозанятому гражданину, если он не имеет на это право?
Закон, регулирующий институт самозанятости, еще не доведен до совершенства и существует разрозненность отраслевых правовых норм. Тем, кто хочет заниматься грузоперевозками, юристы рекомендуют поступить следующим образом. Не стоит ограничиваться только регистрацией в приложении «Мое дело» для получения статуса плательщика НПД. Если хотите заниматься грузоперевозками, зарегистрируйтесь в качестве ИП, а далее перейдите на режим «Налог на профессиональную деятельность».
Такой подход позволит «убить сразу двух зайцев»:
- ИП на НПД может оформлять себе путевые листы.
- Появится возможность оформления всех необходимых сопроводительных документов: акта, чека об оплате услуги, транспортной накладной. Чек нужен обеим сторонам: самозанятому и организации-заказчику. Самозанятый гражданин загрузит его в приложение «Мое дело» для отчетности перед налоговым органом. Заказчик, в свою очередь, сможет использовать чек при уменьшении налогооблагаемой базы.
Путевой лист: особенности для грузового автомобиля ИП
Индивидуальные предприниматели — владельцы грузовиков, используемых в их предпринимательской деятельности, обязаны заполнять путевые листы для каждой автомашины.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.03.2021 путевой лист оформляют строго на смену или на рейс, в зависимости от того, что длительнее. Составлять ПЛ на месяц нельзя.
Как правило, путевые листы выписываются ежедневно, кроме случаев, когда водитель будет выполнять заказ долгое время, не возвращаясь на место постоянной стоянки. В случае если на автотранспорте посменно работают несколько водителей, путевой лист заполняется на каждого их них.
Если ИП, владеющий авто, одновременно и водитель, он также обязан оформлять путевой лист на себя. В нем содержится вся необходимая информация о датах выполнения работ и преодоленном расстоянии. Эти данные необходимы для расчета стоимости оказанных транспортных услуг, зарплаты водителю и стоимости израсходованного топлива.
В случае остановки грузовика представителями ГИБДД водитель должен показать документы на груз — не только транспортно-сопроводительные, например, товарно-транспортную накладную, но и путевой лист.
При проверке трудовой инспекцией соблюдения предпринимателем норм трудового законодательства в отношении наемного персонала обязательно будут затребованы путевые листы, поскольку по ним можно отследить рабочий график водителя и установить корректность начисления зарплаты. Исходя из этих данных, будет видно, соблюдал ли предприниматель правила оплаты труда за сверхнормативный рабочий день (это актуально, если выполняются длительные рейсы).
Новый контроль — предсменный
С 21 декабря 2018 года отметки об осмотре транспортных средств будут проставляться по новым правилам. С этой даты вступают в силу новые правила предрейсового контроля ТС (приказ Минтранса от 08.08.2018 № 296). А прежние, из приказа Минтранса от 06.04.2017 № 141, утратят силу. Расскажем о нововведениях.
Новыми правилами предусмотрены два вида контроля: предрейсовый и предсменный.
Предрейсовый контроль проводится перед рейсом, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс либо рейс длится дольше одной смены (рабочего дня) водителя.
Предсменный — перед сменой, если в течение смены (рабочего дня) водитель совершает больше одного рейса.
При сменной работе водителей на одном ТС контроль проводится до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя, который первым выезжает с парковки.
На путевых листах это скажется следующим образом. Ранее в письме от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС Минтранс указывал, что отметки о проведении предрейсового контроля ТС должны проставляться в путевом листе перед каждым выездом в рейс. То есть если рейсов за смену было несколько, требовалось и несколько отметок в ПЛ. Введение предсменного контроля эту проблему снимает. С 21.12.2018 достаточно будет одной отметки — перед сменой.
Бланк (2020) путевки для грузовиков называется формой № 4-п. Постановлением, которым утверждена сама форма, определены также указания по ее заполнению и практическому применению.
Существует еще один дополнительный бланк — форма № 4-с, которая применяется при сдельной форме оплаты работы ТС. Тогда как форма № 4-п применяется при условии оплаты работы по повременному тарифу.
Ее можно использовать при выполнении перевозок грузов нескольким заказчикам в течение одной смены водителя.
Кроме того, существует бланк, предназначенный специально для междугородних перевозок, — форма № 4-м. Его отличие от двух предыдущих состоит в том, что его можно оформить сразу на несколько рабочих дней, тогда как остальные путевки водители должны сдавать в конце смены. Принцип заполнения у этих бланков практически одинаков, за исключением некоторых незначительных нюансов.
Стоит также сказать о том, что все эти формы с 01.01.2013 не являются обязательными к применению, как и остальные формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Однако это совсем не исключает возможности, что именно этот бланк будет применяться, как путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя или юридического лица. При желании также можно разработать собственный бланк и это также не будет нарушением.
Главное условие — применяемую форму путевки нужно обязательно утвердить приказом и указать в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.
Чтобы упростить задачу, предлагаем вам скачать бесплатно бланк путевого листа грузового автомобиля (2020) и пользоваться им в работе.
Штрафы за отсутствие путевого листа
Проверить наличие и соблюдение требований к оформлению путевых листов могут сотрудники трудовой инспекции, ИФНС, ГИБДД и Транснадзора.
Размер штрафов:
- за отсутствие путевого листа: на водителя — 500 ₽, на его руководство — 20 000 ₽, организации или ИП — 100 000 ₽;
- за утрату документа, отражённого в отчетности: 10 000 ₽ от ФНС;
- за отсутствие отметки о медосмотре или техосмотре: на водителя — 3000 ₽, на ИП — 5000 ₽, на ООО — 30 000 ₽ за каждое нарушение;
- за ошибки в оформлении, не позволяющие принять документ к учёту: 20% от недоплаченной суммы налога. Этот штраф выписывает ФНС налогоплательщику, если он отразил в отчётности документ, который не соответствует требованиям законодательства. Подтвердить расход топлива такой лист не может, он изымается из отчётности, производится перерасчёт налога, взыскивается недоимка и выписывается штраф.
Что включить в шаблон путевого листа
Путевой лист грузового автомобиля ИП важная часть первичной документации. Приведенная в нем информация упрощает учет расхода топлива, проведение расчетов с заказчиками и начисление заработной платы.
Образец бланка предприниматели разрабатывают самостоятельно. При этом следует ориентироваться на закон № 402-ФЗ и приказ Минтранса № 152 от 18 сентября 2008 года (теперь действует в редакции приказа № 17 от 18 января 2017 года).
Форма путевого листа, разработанная на основе ПГ-1, включает:
- Данные предпринимателя: ФИО, адрес регистрации, номер телефона.
- Данные водителя: ФИО, номер водительского удостоверения. При наличии лицензионной карточки приводятся ее реквизиты.
- Информацию об автомобиле: регистрационный номер, марка, данные со спидометра на момент выезда из гаража, а затем на момент возвращения.
- Отметку о технической исправности автомобиля. Проставляется уполномоченным сотрудником либо самим предпринимателем.
- Отметку о медицинском осмотре водителя и допуске к управлению транспортным средством. Ставится медицинским работником, числящимся на предприятии либо нанятым по договору с поликлиникой.
- Раздел 1. Работа водителя и грузового автомобиля. Выполняется в виде таблицы. В ней отражаются данные заказчика, маршрут движения, характер груза, пройденное расстояние.
- Раздел 2. Результаты использования грузового автомобиля. Здесь приводятся суммированные данные пробега, рабочего времени, массы грузов.
- Подпись предпринимателя (при наличии печать).
Разновидности путевых листов
На практике наиболее часто используют такие три вида путевых листов:
-
N 4-с. Такую форму используют в тех компаниях, которые выбрали сдельную оплату труда для водителей. Зарплата таких работников рассчитывается по средним тарифам, действующим в этой сфере.
-
N 4-п. Такие путевые листы применяют для учета рабочего времени водителя. Работник получает деньги за отработанный период.
-
N 4-м. Это форма используется теми предприятиями, которые занимаются междугородними перевозками и доставками. Оформление путевых листов для таких поездок подразумевает не только указание более полной информации, но и специальные бланки (на их лицевой стороне есть красная полоса и надпись «междугородние перевозки»).
Порядок заполнения лицевой стороны
Здесь указывается объем, вид и код топлива в начале и конце смены. Здесь же следует написать сведенья о применяемом спецоборудовании и коэффициенты, которые отображают условия работы грузовика. Под данными ставят подписи ответственные лица.
Порядок внесения задания в путевой лист 4-С
В следующей графе диспетчер подробно расписывает задание для водителя, включая время и адрес подачи, а также тип доставляемого груза, название фирмы, во владении которой находится грузовое авто, тоннаж, километраж и общее число поездок. На основании данной информации рассчитывается нужный объем топлива. Результаты фиксируются в соответствующей графе. Ответственное лицо визирует это своей подписью.
Аналогичные сведенья указываются и на прицеп грузового автомобиля. На лицевой стороне документа следует написать государственный номер грузовика, его тип и марка, код с режимом работы бригады и колонны, гаражный идентификатор. Накануне поездки водителя осматривает медик, который принимает решение о допуске его на маршрут, ставя штамп на путевой лист (штамп отменен с 2019 г.). Механик проводит осмотр авто при выезде и возвращении на предмет его технического состояния. Он передает грузовик шоферу (по прибытию в обратном порядке, водитель передает авто механику), визируя свои действия передаточными подписями. Сведенья об инструктаже инспектора ГИБДД, случившемся дорожно-транспортном происшествии или ремонте указываются в графе «Особые отметки».