Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения проверки ФАС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При проведении проверок ФАС руководствуется положениями Закона о контрактной системе. Кроме того, на основании Приказа ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении функций по контролю в сфере размещения заказов ФАС нужно временно руководствоваться ранее изданными правовыми актами данной службы. Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 № 30 (далее – Порядок проведения проверок). Кроме того, при проведении проверок ФАС ориентируется на Методические рекомендации по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами, доведенные Письмом ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ/8325 (далее – Методические рекомендации).
При осуществлении контроля в сфере размещения заказов ФАС будет оценивать соблюдение проверяемым лицом следующих нормативных актов:
№ |
Наименование и реквизиты акта |
Лица и (или) перечень объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования |
Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю |
1 |
Закон о контрактной системе |
Юридические лица |
В полном объеме |
2 |
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
Юридические лица |
Статья 28 |
3 |
Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 № 318 |
Юридические лица |
В полном объеме |
4 |
Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189 |
Юридические лица |
В полном объеме |
5 |
Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189 |
Юридические лица |
В полном объеме |
Регламентом предусмотрено два вида проверок: плановые и внеплановые. И те и другие проводятся в выездной форме.
Обратите внимание! Приход с проверкой в жилище проверяемого лица незаконен (п. 1 ст. 25.2 Закона N 135-ФЗ и п. 3.29 Регламента). Таких нежданных гостей можно спокойно отправить обратно. При этом возникает вопрос: как соотносятся запрет на проверку в жилище и установленное правило именно выездных проверок, когда речь идет о проверке предпринимателей, размещающих бизнес в своем жилом помещении? Представляется, что потребуются разъяснения ФАС.
Плановая проверка проводится один раз в три года и только при условии включения проверяемого лица в ежегодный сводный план проверок, подготовка которого начинается за полгода до начала его применения. Шанс попасть в этот план имеется у тех, к кому антимонопольщики не наведывались с плановой проверкой более трех лет.
С внеплановыми проверками могут приходить настолько часто, насколько часто будут возникать соответствующие обстоятельства. К ним относятся:
- поступление из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
- сообщения и заявления физических или юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
- истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- приказ руководителя антимонопольного органа, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ.
Внеплановая проверка может быть организована совместно с правоохранительными и иными контролирующими органами. В этом случае в приказе руководителя антимонопольного органа, служащем основанием проведения проверки, в составе проверяющих (инспекции) должен фигурировать представитель привлеченного органа.
Инспекция вправе прибыть к проверяемому в дату, определенную приказом о проведении проверки. Беспрепятственно войти в помещение, здание или на территорию проверяемого она вправе при предъявлении служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки. Напомним, что в приказе обязательно указывается состав инспекции, в том числе фамилии, имена и отчества каждого. Лицам, не включенным в состав инспекции, можно отказать в доступе.
В случае отказа в доступе лицам, уполномоченным приказом, последует административное наказание в виде штрафа для граждан в размере от 500 до 1000 руб., для должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. (ст. 19.4 КоАП РФ).
Проверка должна проводиться в период, указанный в приказе. Время согласовывается руководителями инспекции и проверяемого лица или уполномоченным представителем с учетом графика работы организации. Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, до даты передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. Срок проверки может быть продлен еще на два месяца, если потребуются экспертизы, исследования, испытания и другие необходимые мероприятия.
Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.
В антимонопольном (или иначе – конкурентном) праве речь идет о:
- Недобросовестной конкуренции;
- Монопольно высоких или низких ценах на товар;
- Распространении ложной информации о конкурентах;
- Нарушение порядка ценообразования;
- Разглашении чужой коммерческой тайны и так далее.
В сфере рекламы ФАС проверяет: соответствует ли она требованиям закона о рекламе, содержит ли она исключительно правдивую информацию.
Организуется проверка на основании приказа руководителя антимонопольного органа или его заместителя.
Осуществлять антимонопольные проверки могут:
- Инспекция центрального аппарата (минимум три человека);
- Инспекция территориального органа (минимум два человека);
- Совместная инспекция центрального и территориального органов;
- Допускается привлечение к проверке правоохранительных органов или необходимых экспертов.
Внеплановые проверки ФАС незаконны!
Высший Арбитражный суд России признал, что такие проверки противоречат Конституции РФ и Закону о защите конкуренции. Напомним, что порядок проведения этих проверок прописан во внутреннем нормативном акте Федеральной антимонопольной службы — Методических рекомендациях по проведению плановых и внеплановых выездных проверок. Теперь этот документ признан полностью недействительным.
Проведение выездной внеплановой проверки без возбуждения дела предоставляло антимонопольному органу неограниченные возможности: проводить проверку при отсутствии оснований, не предоставлять проверяемому лицу информацию о фактах, которые подлежат проверке, изымать любую документацию и сведения. Более того, эти проверки не только нарушали нормальную работу предприятий, но и могли использоваться в целях недобросовестной конкуренции, в том числе со стороны иностранных компаний.
А началась вся эта история с признанием внутреннего документа ФАС недействительным с заявления в Высший Арбитражный суд ЗАО «Аргус-Спектр», которое подверглось подобной проверке в 2013 году.
По словам представителей «Аргус-Спектра», ФАС, при отсутствии сведений о нарушениях со стороны завода, устроила на предприятии обыск и затребовала данные по системе госбезопасности ПАК «Стрелец-Мониторинг», принадлежащей МЧС России. То есть антимонопольная служба посчитала себя вправе вмешаться в сферу пожарной безопасности социальных объектов, для которых МЧС разработало систему автоматического вызова пожарных в случае возгорания.
— Частный случай с вскрыл общую незаконную практику ФАС, — уверена выигравшая сторона беспрецедентного судебного разбирательства.
По ее мнению, проведение выездной внеплановой проверки без возбуждения дела предоставляло антимонопольному органу неограниченные возможности: проводить проверку при отсутствии оснований, не предоставлять проверяемому лицу информацию о фактах, которые подлежат проверке, изымать любую документацию и сведения, включая государственную тайну, вмешиваться в деятельность госорганов по реализации ими государственной политики и т. п.
— При этом у ФАС никогда не было права проводить оперативно-розыскную деятельность, то есть устраивать обыски, хотя по сути именно этим служба и занималась. И все это без санкций суда или прокурора, а также без возбуждения дела, — говорит «Аргус-Спектр». — По сути, судебное разбирательство и принятое Высшим Арбитражным судом решение предотвратили развал экономики и уничтожение российского бизнеса в целом, так как внеплановые проверки ФАС без оснований не только нарушали нормальную работу предприятий, но и могли использоваться в целях недобросовестной конкуренции, в том числе со стороны иностранных компаний.
Права инспекторов ФАС
Инспекторы при внеплановой проверке ФАС имеют полное право:
- проходить на территорию компании, в офис, посещать склады и цеха: исключение составляет только жилье проверяемого (ст.25.2 закона № 135-ФЗ);
- осматривать, фотографировать и снимать на видео документы, территорию и расположенные на ней объекты проверяемого субъекта с участием понятых и составления акта осмотра (ст.25.3 закона № 135-ФЗ);
- получать на руки бумажную документацию компании (заверенные копии) и другую необходимую информацию, копировать ее, в том числе электронную переписку и документы (ст. 25.4 закона № 135-ФЗ);
- изымать документы по акту приема-передачи
Изучению подлежит также информация, считающаяся коммерческой тайной.
Наши услуги при сопровождении проверки ФАС:
– проведение анализа правомерности запросов антимонопольных органов, разъяснение требований и возможных рисков;
– подготовка ответов на запросы УФАС и ФАС России;
– разработка запросов в ФАС для получения правовой позиции уполномоченного органа;
– проведение аудита деятельности на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства;
– подготовка правовой позиции для защиты интересов при проверке антимонопольным органом;
– консультирование по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства;
– представление интересов и защита Вас в ФАС: при проведении проверки, при рассмотрении материалов административного дела;
– обжалование результатов проверки УФАС и ФАС России в административном порядке или в суде;
– подготовка сообщений об исполнении предписаний ФАС.
Формы проверки: документарные и выездные
Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого лица и заключается в осмотре его офисов, зданий, территорий и предметов. ФАС вправе при выездной проверке получить (изъять) документы, информацию с электронных носителей. В случае истребования оригиналов документов, обязательно составляйте акты приема-передачи.
Документарная проверка осуществляется по месту нахождения ФАС.
В рамках её проведения антимонопольный орган рассматривает имеющиеся у него документы о деятельности проверяемого лица. Также, ФАС может запрашивать любую информацию, которая может быть необходима для обеспечения полноты проверки.
Представители ФАС, в том числе, могут запросить учредительные документы, бухгалтерский баланс; данные о контрагентах и подконтрольных лицах; о лицах, с которыми проверяемое лицо составляет группу лиц.
Административная ответственность за непредставление документов или представление недостоверных сведений: штраф в размере от 50 000 до 500 000 рублей.
Не все российские граждане понимают, чем занимается антимонопольная служба и какими вопросами она ведает. Информация, изложенная в статье, позволит внести ясность в этот вопрос. Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы определены постановлениями Правительства от 7 апреля 2004 года № 189 и от 30 июля 2004 года № 331, а также законом «О защите конкуренции» и другими документами.
Основной миссией ФАС является эффективная защита конкуренции и предпринимательства ради развития экономики России. Антимонопольный орган в своей деятельности преследует достижение следующих целей:
- Создание положительных условий для развития конкуренции.
- Обеспечение равного доступа на рынок среднего и малого бизнеса.
- Достижение высокого уровня эффективности бюджетных расходов при осуществлении государственных закупок.
- Обеспечение равного доступа к продукции естественных монополий.
- Устранение ограничивающего конкуренцию влияния органов публичной власти на функционирование рынков.
- Как любой государственный орган, антимонопольный орган информирует заранее о своем появлении не менее чем за трое суток лично или заказным письмом. О внеплановой проверке сообщают за сутки, если конечно у вас не картель, где используется «эффект внезапности».
- Далее инспекция запрашивает необходимые документы, которые вы обязаны предоставить в течение 10 дней.
- Если все — таки ФАС найдет нарушение при проверке ваших документов, то ее выезда на само предприятие вам не избежать. Сотрудники инспекции осмотрят территорию, помещения организации и возможно назначат экспертизу.
- По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается вам под расписку с приложением протокола действий сотрудников ФАС, показаний и объяснений участников мероприятия. При выявлении нарушений антимонопольный орган выносит предписание о его устранении. Если данный проступок совершается повторно, то здесь уже «пахнет» административным делом.
- В течение 15 дней после получения заключения, вы можете подать письменное возражение в ФАС.
У вас всегда есть право на обжалование актов антимонопольного органа, если вы не согласны с вынесенным в отношении вас решением. Будьте бдительны и держите свою позицию уверенно при обследовании организации, при этом руководствуясь ФЗ «О защите конкуренции».
Сроки направления уведомления при проведении внеплановой проверки
В соответствии с общими требованиями п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой проверки медицинские и (или) фармацевтические организации уведомляются уполномоченным должностным лицом не менее чем за 24 часа до начала проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью и направленного по адресу электронной почты проверяемого лица, если такой адрес содержится в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был предоставлен проверяемым лицом в контролирующий орган, если основанием для нее является:
- Поступление в контролирующий орган от проверяемого лица заявления о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки проверяемого лица предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
- Истечение срока исполнения медицинской и (или) фармацевтической организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
- Распоряжение руководителя органа надзора, изданное в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ;
- Выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с проверяемыми лицами при осуществлении видов контроля в рамках риск – ориентированного подхода, параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным контролирующим органом индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.
Осуществление контроля ложится на плечи Прокуратуры Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы. В ведение последней отдан непосредственный контроль за осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение действующего законодательства в сфере закупок. Такие полномочия ФАС регулируются сразу несколькими нормативными актами:
- Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд». В частности, в данном законе о возможности проведения проверок Федеральной антимонопольной службой говорится в статье 99. Статья 104 говорит о Реестре недобросовестных поставщиков, заполнение которого также относится к ведению Федеральной антимонопольной службы. Включение в указанный реестр исполнителей по контрактам осуществляется в случаях зафиксированного нарушения действующего законодательства в сфере закупок, а также условий того контракта, обязательства по которому были взяты на себя конкретным исполнителем, но не были реализованы;
- Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции». В данном законе проведению проверок посвящена статья 25.1, которая регламентирует порядок и основные правила проведения проверок сотрудниками Федеральной антимонопольной службы;
- Постановлением Правительства №331 от 30.06.2004, которое осуществило утверждение Положения о Федеральной антимонопольной службе, в частности, об основных направлениях деятельности данной службы;
- Постановлением Правительства №189 от 07.05.2004. В рамках данного Постановления происходит утверждение основных вопросов, которые рассматривают Федеральной антимонопольной службой.
Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:
- Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
- Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
- Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
- Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
- Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
- В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.
Проверка длится не более 30 дней.
Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:
- Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
- Необходимо перевести документы;
- Для вынесения решения нужна дополнительная информация.
Наиболее распространенные штрафы ФАС:
Нарушение | Штраф для руководителя или ИП | Штраф для юридического лица |
Нарушение законодательства о рекламе | 4 000 — 20 000 рублей | 100 000 — 500 000 рублей |
Проявление недобросовестной конкуренции | 12 000 — 20 000 рублей | 100 000 — 50 000 рублей |
Введение в оборот товара с чужим товарным знаком или другим плагиатом | 20 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет | 1 — 15% от выручки от реализации товара (не менее 100 000 рублей) |
Игнорирование предписания ФАС | 8 000 — 20 000 рублей или дисквалификация до трех лет | 100 000 — 500 000 рублей |