Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить налоговые льготы: земельный налог и имущественный». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В отличие от государственных органов, региональные могут самостоятельно контролировать правовые налоговые льготы и вносить в них изменения в пользу владельцев и пользователей данных участков. Данные льготы равны для всех и не распространяются на какое-то отдельное лицо или организацию.
Комментарий к ст. 395 НК РФ
Статья 395 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые освобождаются от налогообложения в отношении конкретных земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи освобождаются от налогообложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.
На основании Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Закон N 5473-1) уголовно-исполнительная система включает в себя:
— учреждения, исполняющие наказания;
— территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
В пункте 2 статьи 395 НК РФ закрепляется, что освобождаются от налогообложения организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.
В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 257-ФЗ) к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Перечень автомобильных дорог общего пользования закреплен в Постановлении Правительства РФ от 17.11.2010 N 928.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Также в статье 6 Закона N 257-ФЗ закреплено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В случае возникновения споров относительно применения пункта 2 статьи 395 НК РФ судам необходимо исследовать два фактора:
Во-первых, право налогоплательщика земельного налога на льготу, закрепленную указанной нормой.
Во-вторых, вопрос об объекте налогообложения, его фактическом нахождении.
Проиллюстрируем данное примером из судебной практики.
Пример из судебной практики.
Так, Постановлением ФАС Московского округа от 26.06.2014 N Ф05-7809/13 по делу N А41-9846/12 было частично отказано в удовлетворении требований истца об отмене решения налогового органа, которым ему был доначислил земельный налог в связи с неправомерным использованием налоговой льготы, установленной пунктом 2 статьи 395 НК РФ, ввиду нахождения на земельном участке автомобильной дороги.
Судебные инстанции исходили из того, что применение льготы по земельному налогу возможно при условии, что земельный участок организации занят автомобильной дорогой, одновременно являющейся как дорогой общего пользования, так и государственной дорогой. При этом положения пункта 2 статьи 395 НК РФ не ставят право на применение льготы в зависимость от того, на каком праве принадлежит организации сам земельный участок, занятый поименованной дорогой.
Пунктом 10 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Таким образом, именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.
Общество, считая, что спорный земельный участок не подлежит обложению земельным налогом в силу пункта 2 статьи 395 НК РФ ввиду нахождения на нем автомобильной дороги, должно было доказать это обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.
Судебная практика.
Также в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 N 15АП-2980/2015 по делу N А53-9929/2014 дается толкование пункту 2 комментируемой статьи.
Апелляционная жалоба, поданная в суд, мотивирована тем, что судом первой инстанции не учтены принудительно изъятие земельного участка у собственника и отсутствие в спорный период зарегистрированного решения или соглашения о выкупной цене, на основании которого возможен переход права собственности на часть земельного участка в муниципальную собственность, то есть общество было лишено возможности произвести действия по переоформлении права собственности на спорный участок, на что указал суд первой инстанции. Общество считает, что вправе применять налоговую льготу по п. 2 ст. 395 НК РФ в рассматриваемый период. Взимание налога на землю с изъятого у общества земельного участка противоречит принципу экономического основания налогов, что следует позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.03.2014 N 112992/12.
Однако кассационная инстанция указала, что именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.
Общество, считая, что спорный земельный участок не подлежит обложению земельным налогом в силу пункта 2 статьи 395 НК РФ ввиду нахождения на нем автомобильной дороги, должно было доказать указанное обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.
Какие льготы предусмотрены по уплате имущественного налога
Как мы уже упоминали выше, маленькие помещения не облагаются налогом. Это не вполне льгота, но, вне всякого сомнения, приятная новость.
А есть отдельные категории льготников, которые полностью или частично освобождены от уплаты имущественного налога:
- Инвалиды.
- Получатели социальной пенсии.
- Люди в предпенсионном возрасте или имеющие достаточный стаж для выплаты пенсии.
- Жертвы катастроф Чернобыля, Семипалатинска, Кыштыма.
- Участники Великой Отечественной войны, участники боевых действий.
- И другие категории, которые вы найдете в ст. 407 НК РФ.
Льгoты для нaлoгoплaтeльщикoв
- B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:
Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;
- Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
- Дeти-инвaлиды;
- Инвaлиды c дeтcтвa;
- Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
- Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
- Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
- Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
- Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.
Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.
Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния
Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:
Cн = KC x Нcт. x Квл, гдe:
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
- Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
- Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.
Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.
Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa
- B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
- Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
- Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
- Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).
Исчисление пошлины на земельный участок
Обложению пошлины на землю подвергаются участки, расположенные на стыке муниципального образования. Налогообложение производится со стоимости по кадастру. Если имущественное хозяйство появилось у гражданина в течение года, то пошлину оплачивают с кадастровой цены, установленной на дату постановки владения на учет.
Сотрудники, которые проводят регистрационный учет, передают все необходимые бумаги в налоговую службу. В связи с этим рассчитывают земельный налог для пенсионеров и многодетных семей. Пошлина в отношении имущественного хозяйства, принадлежащего нескольким долевым собственникам, устанавливается в индивидуальном порядке для каждого плательщика.
Важная информация! Если гражданин имеет 2 и более дачных участка, уменьшение суммы налога производится только в отношении одного участка на выбор. Какое именно владение будет рассмотрено, решает сам хозяин. Данную информацию следуют зафиксировать в извещении, которое впоследствии передается в ФНС до 1 ноября.
Ст. 391 НК РФ «О льготах по земельному налогу» значит то же самое. Эта тема полностью описана в данном положении. Ставки земельного налогообложения устанавливаются в индивидуальном порядке, но они не должны превышать 0,3% в отношении:
- участков, предназначенных под сельское хозяйство;
- землевладений жилищного фонда;
- владений для пособничества, садоводства, огородничества;
- земли для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
На все остальное имущественное хозяйство уплачивается по ставке 1,5%. Необходимую сумму нужно оплатить за установленный срок, не позднее 1 декабря будущего года. Налоговая служба, в свою очередь, должна выслать уведомление.
Законодательное регулирование
Земельный налог – это безвозмездная выплата денежных средств в местный или государственный бюджет. Этот вид денежного сбора взимается как с физических, так и с юридических лиц.
Земельный налог налогоплательщиком платится не менее четырех раз в течение года. Сумма и ставка налога устанавливается на федеральном уровне с помощью Налогового кодекса. В местных органах самоуправления эта же ставка корректируется в большую или меньшую сторону, опираясь на Налоговый кодекс РФ.
Законодательное регулирование ставки ЗН:
- Налоговый Кодекс РФ, об этом свидетельствует каждая статья 31 главы данного законодательного документа.
- Нормативно-правовые акты муниципалитетов.
В местных органах самоуправления устанавливаются точные группы, категории граждан и предприятий, которым предоставляются льготы по уплате данного бюджетного сбора. Этими же органами регулируются ставки, сроки уплаты и налоговые даты.
Уже за 2020 год налоговую базу для льготных категорий уменьшат на стоимость шести соток.
Теперь это касается еще и всех пенсионеров, а не только инвалидов и ветеранов. Льготу дадут даже тем, кто получает пенсию по потере кормильца, а не только по старости.
Пенсионером-льготником будет и учительница 45 лет, которая вышла на пенсию по выслуге, но еще работает. Льготу получит и военнослужащий 50 лет, у которого есть участок за городом. Бабушки и дедушки, которые выращивают на своих шести сотках овощи, смогут вообще не платить земельный налог.
Студент вуза, который имеет право на пенсию за умершего отца и получил в наследство земельный участок, тоже получит право на федеральную льготу.
Материальное положение пенсионера и регион проживания не имеет значения.
Какие документы необходимы физлицу, юрлицу для получения льгот
Лицам, подпадающим под льготирование, по обращении в налоговую следует подготовить стандартный комплект документов. Кроме этого, отдельным категориям граждан требуется представлять дополнительные документы (далее в тексте — ДД).
Стандартный комплект документов для всех физлиц | паспорт (документ, удостоверяющий личность),
свидетельство о праве собственности на землю заявителя (государственный акт на землю), подтверждение регистрации, справка о доходах |
ДД для пенсионера | копия пенсионного удостоверения (заверить нотариально) |
ДД для инвалидов ВОВ и боевых действий | удостоверение инвалида ВОВ |
ДД для участников ВОВ (инвалидов вследствие заболевания, иных причин) | удостоверение ветерана ВОВ общего образца |
ДД для инвалидов 1, 2 групп | удостоверение инвалида,
пенсионное удостоверение либо справка врачебной трудовой комиссии, свидетельствующая об инвалидности |
Чернобыльцы | специальные удостоверения участников ликвидации чернобыльской катастрофы |
В зависимости от наличествующих дополнительных региональных льгот, их видов, категории льготника список подаваемых документов может разниться. Поэтому весь перечень требуемых документов желательно заранее выяснять у налоговиков.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос №1. Где можно узнать пенсионерам о льготировании на своей территории?
Ответ: Следует обращаться в администрацию района, о котором идет речь, либо к налоговикам по месту расположения участка земли. Эти структуры располагают исчерпывающей информацией по части льготирования, которое применяется на основании наличествующих нормативных актов муниципальных органов.
Вопрос №2. Применяется ли льготирование по земельному налогу, если участок сдан в аренду?
Нет, льготирование в подобных случаях законом не предусмотрено. Арендаторы налог не платят.
Вопрос №3. Освобождаются ли от платежей по земельному налогу ветераны ВОВ, проработавшие в тылу во время ВОВ, и ветераны труда?
Ответ: Нет, это возможно только в рамках действующих нормативных актов конкретных регионов, посему по этому вопросу обращаться следует к администрации своего региона.
Вопрос №4. Применяется ли льготирование по части земельного налога к КФХ?
Льготы регионального значения: примеры города Москвы
Дополнительно решать, кто освобожден от земельного налога могут органы самоуправления на местах, в муниципалитетах и т.д. Регулирование уплаты налога, условий освобождения и представления льгот производится путем издания законодательных актов местного значения (ст. 15 НК).
Чтобы самолично оформить льготу, человеку необходимо посетить налоговый орган по местонахождению участка и написать заявление в установленной форме. Для одобрения потребуется обосновать просьбу и приложить подтверждающие документы.
Это, к примеру, копии справок ВТЭК на инвалидность или копии удостоверения ветерана ВОВ и т.д. После рассмотрения всей документации ИФНС выносит решение о возможности применения льготы или отказе в ее использовании.
Частичное или полное освобождение от налога на землю – это льгота, которая устанавливается на законодательном уровне. Так как земельные взносы вносятся в региональные бюджеты и формируют их, регламентируются они сразу на двух уровнях:
- Федеральном.
- Региональном.
На федеральном уровне налогообложение регулируется Налоговым кодексом. Пункты, изложенные в нем, являются законодательной основой и подлежат обязательному исполнению. Местные власти могут вводить свои правила и нормы, путем издания региональных нормативных актов, но они не должны противоречить федеральным законам или конфликтовать с ними.
Региональные власти могут и должны дополнять списки льготников к уже установленным на федеральном уровне перечнях. Вносить те или иные категории в льготные списки рекомендуется, ориентируясь на экономическую ситуацию в регионе. Какие-то области имеют большее количество льгот, какие-то – меньшее.
Получение льготы по отношению к налогооблагаемым объектам недвижимости – это право налогоплательщика, но не его обязанность. Получать информацию о перечне лиц, имеющих право на льготы, можно различными путями:
- Самостоятельно штудируя законодательные акты.
- Обратившись в местные органы самоуправления.
- Получив консультацию у налогового инспектора.
Как получить сведения о возможности применения льготы?
Во многих регионах пенсионеры освобождаются от уплаты земельного налога. Но чтобы получить действительно актуальную информацию, необходимо обратиться за этими сведениями в местную администрацию региона, где находится объект. Для этого выполняются следующие действия:
- составляется официальный запрос;
- в нем указывается, к какой категории населения принадлежит заявитель;
- прикладываются к этому запросу документы, подтверждающие, что гражданин является инвалидом, пенсионером или членом многодетной семьи;
- далее надо дождаться только ответа местной администрации, причем нередко он дается в день обращения.
Только после этого можно заняться оформлением данной преференции. Для этого важно грамотно составить заявление, а также подготовить другие документы, передающиеся в местное отделение ФНС.
Как оформляется послабление?
Если на местном уроне пенсионеры и инвалиды освобождаются от уплаты земельного налога, то они должны позаботиться о том, чтобы самостоятельно оформить такую льготу. Для этого любым льготником выполняются одинаковые действия:
- составляется заявление в свободной форме, в котором указывается на необходимость получения преференции от государства;
- к этому заявлению прикладывается официальная документация, являющаяся подтверждением того, что действительно гражданин имеет право на освобождение от уплаты сбора;
- например, если занимается процессом инвалид, то он должен передать в ФНС справку, на основании которой установлена определенная группа инвалидности;
- дополнительно требуются документы, подтверждающие право собственности на объект, причем они могут заменяться договором, на основании которого земля была передана в бессрочное пользование;
- такая документация проверяется обычно в течение 10 дней;
- если принимается положительное решение, то с начала текущего года осуществляется перерасчет сбора или предлагается полное освобождение от его уплаты;
- если решение является отрицательным, то заявитель получает письменный ответ, в котором указываются причины для отказа.
Оформить такую преференцию на самом деле достаточно просто. Если кадастровая стоимость имеющегося участка меньше 10 тыс. руб., то даже в случае, если заявитель имеет право только на скидку, он освобождается от необходимости дальнейшей уплаты данного сбора.
В начале 90-х гг. данная категория населения была освобождена от уплаты налога на землю. С обновлением Налогового Кодекса в 2005 году такая привилегия была отменена. Сейчас пенсионеры оплачивают налог на землю в полном объеме наравне с трудящимся населением.
Льготы по налогу возможны на уровне муниципалитета. Таким образом, привилегии по налоговому бремени зависят от местоположения земельного участка. Узнать, положены ли льготы и какой их размер, можно из нормативно-правового акта, регулирующего налогообложение на местном уровне. Его скачать можно на официальном сайте муниципалитета.
Помимо льгот уполномоченные органы имеют право устанавливать требования, при исполнении которых физическое лицо может воспользоваться возможностью уменьшить налог или не платить его вообще. Чаще всего, это: постоянная регистрация на территории муниципалитета, отсутствие официального трудоустройства и т.д.
Порядок получения льгот по налогу и схему их уплаты можно узнать в территориальной налоговой инспекции.
Категории налогоплательщиков
Законодательное регулирование земельного налога по большей части осуществляется при помощи Налогового кодекса РФ, в котором данному вопросу посвящена отдельная Глава 31.
В ст. 388 этого документа выделены следующие виды плательщиков:
- физические лица, представленные в виде обычных граждан;
- физлица, которые являются индивидуальными предпринимателями;
- юридические лица.
При этом на обязанность по уплате налога не оказывают влияние такие факторы, как вид деятельности, форма собственности (если речь идет о юрлице), особенности применяемой системы налогообложения и т. п.
Значение имеет только вид права, на котором плательщик владеет участком.
В частности, обязанность по уплате налога установлена при наличии у него следующих прав:
- собственности;
- постоянного (бессрочного) пользования;
- пожизненного наследуемого владения.
Что касается аренды и права безвозмездного пользования, то в этих случаях землевладельцы уплачивать налог не должны.
Кроме этого, основанием для отсутствия оплаты или уменьшения его величины может быть применение отдельных видов льгот.