Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет расчетов по налогам и сборам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет расчетов по налогам и сборам регламентируют законодательные нормы и действующие НПА. В бухучете все налоги и установленные сборы фиксируются на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», где по каждому из них специально открывают субсчет, объединяющий аналитическую информацию. Счет 68 предназначен для подытоживания в целом сведений по налогам, уплачиваемым фирмой, а также персоналом компании. Заметим, что только в учете НДС кроме 68-го применяется еще счет 19. С его помощью отражают входной НДС по купленным ценностям.
Расчеты по налогам и сборам в балансе
Являясь активно-пассивным, счет 68 объединяет всю деятельность фирмы и отражает расчеты с бюджетом по налогам и сборам, как в активной части баланса, так и в пассиве. Связанные с налоговыми платежами, сведения могут отражаться в бухгалтерском балансе в следующих разделах и строках:
- в активе баланса:
- в 1-м разделе:
- стр. 1180 при учете с отложенными налоговыми активами,
- во 2-м разделе:
- стр. 1220 «НДС по приобретенным МЦ»:
- стр. 1230, если у фирмы имеется переплата по налоговым платежам;
- в 1-м разделе:
- в пассиве баланса:
- в 4-м разделе:
- стр. 1420 при наличии отложенных налоговых обязательств;
- стр. 1450, если имеются долгосрочные обязательства по предоставленной компании рассрочки/отсрочки по налогам, инвестиционные кредитные проекты и др.;
- в 5-м разделе:
- стр. 1520 при отражении кредиторской задолженности по краткосрочным недоимкам и начисленным налогам с не наступившим пока еще сроком оплаты.
- в 4-м разделе:
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Упрощенная система налогообложения (УСН) предусматривает уплату единого налога вместо уплаты нескольких налогов. Единый налог заменяет налог на прибыль организаций (для ИП — НДФЛ), налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Исчисление и уплата других налогов и сборов осуществляется плательщиками в соответствии с общим режимом налогообложение. Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы в социальные фонды в соответствии с законодательством РФ.
Действие данного налогового режима распространяется на субъекты малого бизнеса — индивидуальных предпринимателей и организации, годовой оборот которых не превышает 150 млн руб. в 2018 г., а число работающих на предприятии не превышает 100 человек.
Бухгалтерский учет при УСН
Бухгалтерский учет в организациях, применяющих УСН, обязателен. Чаще всего они относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП), и вправе осуществлять учет в упрощенной форме. Кроме того, они ведут книги учета доходов и расходов, которые для этой системы налогообложения являются налоговыми регистрами. О нюансах бухучета при УСН читайте в статье «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2020)»
Под учетным бухгалтерским регистром, который является атрибутом как полного обычного, так и полного упрощенного бухгалтерского учета, понимается документ, в котором все операции систематизированы по счетам и записаны в хронологическом порядке. Например, по счету 51 регистр нужен для того, чтобы было видно, на какие цели пошли денежные средства.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Счет 68: особенности использования
Счет 68 используется для отражения операций по начислению и перечислению налогов и сборов, которые организация уплачивает в бюджет федерального и регионального уровней. Как правило, на счете 68 предприятия проводят суммы обязательств по налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на прибыль (НнП), налогу на имущество и т.п.
Начисление сумм налога отражается по К68, при перечислении средств в бюджет и при принятии налога к вычету используют Д68.
Рассмотрим типовые проводки:
Дебет | Кредит | Описание | Документ |
68 | 19 | Сумма налога списана в зачет (при приобретения товаров, услуг, работ) | Товарная накладная, акт |
68 | 50, 51, 55 | Сумма налога перечислена в бюджет | Платежное поручение, расходный кассовый ордер |
10, 15 | 68 | Включение в стоимость материалов (запасов) сумма невозмещаемого налога | Товарная накладная |
20, 23, 29 | 68 | Учтена в производственных расходах сумма начисленного налога | Акты, накладные, лимитно-заборные карты |
44 | 68 | Начисленный Налог учтен в составе реализационных расходов | Акты, накладные, отчеты о расходах |
Специальные налоговые режимы
Система налогообложения включает в себя специальные налоговые режимы. Особенность их заключается в том, что определен и закреплен на законодательном уровне ряд ситуаций, когда предусмотрен особый порядок уплаты налогов, либо обозначены ситуации об освобождении от уплаты определенных видов налогов и сборов, предусмотренных Налоговым Комитетом государства. При бухгалтерском учете налогов и сборов важно внимательно изучить ряд пунктов специальных налоговых режимов, чтобы избежать лишних выплат. Рассмотрим специальные налоговые режимы:
- Единый сельскохозяйственный налог, затрагивает работу сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Упрощенная система налогообложения
- Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- Существуют соглашения о разделе продукции. При их своевременном выполнении система налогообложения предусматривает специальный налоговый режим
- Работа по патенту
Учет налогов и сборов по всем этим ситуациям обозначается счетом 68 «Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам». Важно знать, что для работы по каждому налогу на счете 68 открывается отдельный субсчет. Уплаченные в бюджет налоги отображаются в зависимости от источника, который уплачивает налог.
Особенности активно пассивных счетов бухгалтерского учета
Одна из характеристик бухгалтерского счета, приводящего в замешательство начинающего бухгалтера, представлена кодом «А-П». «А-П» — означает, что счет является «активно-пассивным». Причина замешательства, я думаю, кроется в следующем.
Основной способ изучения бухучета, особенно бух счетов и проводок происходит методом запоминания. А если подсчитать, сколько единиц информации начинающие бухгалтера пробуют запомнить, то неудивительно, что ничего не получается. В итоге, потом и простые моменты из теории оказываются неимоверно трудными.
Посудите сами, в плане счетов бухгалтерского учета от 60-ых счетов, в среднем по 3 субсчета и 5 характеристик. Получается, мы предлагаем своему мозгу запоминать в среднем (60*3*5) от 900 единиц информации. К тому же запоминая без понимания, мы напрасно теряем силы и время.
Вот так и с характеристикой «активно-пассивный» у счетов. На таких счетах «ломается» строгое правило, принятое для чисто активных и пассивных счетов бухгалтерского учета. Теряется уверенность, правильно ли поставлен счет в проводке: в Дебет или Кредит. А по мне, так все кажется гораздо проще:
Во-первых. На «активно-пассивном» (АП) счете теперь не стоит заботиться об указанной сумме в проводке. Больше она или меньше будет в «Дебете» или в «Кредите», чем разрешено правилами. Все просто — ошибок не будет.
Во-вторых. Для бухгалтерского баланса сумма с «активно-пассивных» счетов пойдет в таблицу «Актива», если остаток на счете будет в Дебете. А в таблицу «Пассивы» — если остаток будет в Кредите.
И, даже эти очевидные шаги для начинающих бухгалтеров не важны, поскольку бухгалтерский баланс они не делают. А вот главным бухгалтерам требуется знать, куда пойдет сумма в Баланс с активно-пассивного счета.
К тому же «чистых» «активно-пассивных» счетов не много. Как оказывается, с большинством из таких счетов работает главный бухгалтер. Вот основной список «активно-пассивных счетов», используемых на всех предприятиях: 68, 69, 71, 75, 84, 99. А 40 счет на производственных предприятиях.
Суть «активно-пассивных счетов» (АП) в том, что информация на них может «перетекать» из «Актива в Пассив» и наоборот. Давайте посмотрим, как это происходит на таких распространенных счетах, как 71, 68 и 69.
Учет расчетов по НДФЛ (проводки). Примеры расчета НДФЛ.
Работодатель, рассчитывая НДФЛ с заработной платы своих сотрудников, должен выполнить определенные проводки в бухгалтерском учете. Как происходит учет расчетов по НДФЛ, какие проводки необходимо отразить в бухгалтерии? Также предлагаем вашему вниманию примеры расчета подоходного налога в отношении некоторых видов доходов физических лиц: как посчитать НДФЛ с зарплаты, процентов и дивидендов.
Проводки по счету 68
Для учета расчетов по налогу на доходы физических лиц используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Это сложный счет, который имеет ряд субсчетов. Для учета налога на доходы физических лиц на 68 счете бухгалтерского учета открывается субсчет «НДФЛ».
По кредиту 68 счета отражается начисление налога для уплаты его в бюджет, по дебету его уплата.
В зависимости от вида полученного работником дохода кредит 68 счета корреспондирует с дебетом соответствующих счетов учета расчета с персоналом.
Порядок учета расчетов по НДС
Объекты налогообложения при исчислении НДС определены в ст. 146, 149 НК РФ.
Предприятие уплачивает НДС при реализации товаров (работ, услуг) по ставке 18%. Сумма налога определяется исходя из налоговой ставки, т.е. как процентная доля налоговой базы.
Оформляется следующей записью:
Д 90-3 К 68 Начислен НДС от продаж продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг)
Д 68 К 51 Погашена задолженность по уплате НДС в бюджет.
Суммы НДС, фактически полученные от покупателей за проданные им товары, продукцию и отражаемые по кредиту счета 68 субсчет «Расчеты по НДС», уменьшаются на суммы налога по приобретенным ценностям, учитываемым по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»:
Д 68 К 19.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Сумма налога к уплате = общая сумма налога минус сумма налоговых вычетов плюс суммы восстановленного налога.
В практике предприятий возникают также ситуации по НДС, когда величина принятых к зачету сумм по итогам отчетного периода превышает сумму налога, рассчитанную в налоговой декларации.
В таких случаях зачет или возврат образовавшейся отрицательной разницы осуществляется в особом порядке.
В течение трех месяцев, следующих за месяцем, в котором образовалась разница, налоговая инспекция имела право самостоятельно зачесть ее в счет уплаты обществом НДС, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.
Однако, если этого не произошло, то по истечении трех месяцев сумма, которая не была зачтена, была возвращена организации по ее заявлению.
Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Порядок учета расчетов по налогу на имущество
Налог на имущество организаций установлен главой 30 Налогового кодекса РФ.
Предприятие платит налог на имущество с остаточной стоимости основных средств.
Остаточную стоимость имущества рассчитывают так:
Первоначальная стоимость основных средств, отраженная на счете 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств».
Виды имущества, которые не облагают налогом, установлены пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса. К ним относят:
1) земельные участки и иные объекты природопользования (например, водные ресурсы), принадлежащие организации;
2) государственное имущество, используемое исполнительной властью для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в стране.
Чтобы рассчитать сумму налога, которую нужно уплатить в бюджет за отчетный или налоговый период (I квартал, полугодие, 9 месяцев, год), предприятие определяет среднегодовую стоимость налогооблагаемого имущества за этот период.
Ставку налога устанавливают региональные власти.
Предприятие ежеквартально подает в налоговую инспекцию налоговые расчеты, а по итогам года – декларацию по налогу.
Налоговый расчет по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев подается в течение 30 дней по окончании каждого квартала. Налоговую декларацию по итогам года представляют не позднее 30 марта следующего за отчетным года.
Роль и сущность федеральных налогов
Налоги — обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основной источник доходов государства.
Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э. Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения Адам Смит говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает — признак не рабства, а свободы. Налоговые отношение – отношения перераспределительного характера, поэтому от их развития также зависит общественный прогресс.
Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры — федеральных налогов, региональных налогов (налогов республик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов.
Налоговая система любого государства представляет собой:
- взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
- систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей;
- систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты.
Могут устанавливаться специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать специальные федеральные налоги, не указанные в общем перечне настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в общих перечнях.
Осуществление финансово — хозяйственной деятельности организации в соответствии с разработанной схемой налогового планирования
Как правило, при разработке схемы налогового планирования организация использует определенный набор инструментов. Для эффективности работы данной схемы, прежде всего, следует сопоставить общий размер налоговой экономии, полученной в результате применения всех инструментов налогового планирования, и общий размер налоговых потерь, которые организация понесет при практической реализации данной схемы.
Налоговое планирование может быть как внутренним, так и внешним. Объекты налогового планирования для внешних и внутренних пользователей информации о финансовой деятельности предприятия различны.
Основным источником информации о финансовой деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщенных данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами — пользователями информации о деятельности предприятия.
Первую группу пользователей информации составляют:
- собственники предприятия;
- заимодавцы (банки и прочие организации);
- поставщики;
- клиенты (покупатели);
- налоговые органы;
- персонал предприятия и руководство.
- аудиторские фирмы;
- налоговые консультанты;
- оценщики;
- биржи;
- юристы;
- конкурсные управляющие;
- пресса;
- ассоциации;
- профсоюзы.
- финансовую отчетность;
- налоговую отчетность.
Вторая группа пользователей информации — это субъекты, осуществляющие анализ деятельности (хотя и непосредственно не заинтересованные в деятельности предприятия) с целью подготовки правильного объективного решения или защиты интересов первой группы:
Каждый субъект изучает и анализирует исходную информацию с учетом своих интересов, но только руководство предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках внутреннего налогового планирования, производимого с целью принятия грамотного, взвешенного и осмотрительного управленческого решения, направленного на законодательно разрешенную оптимальную сумму налоговых платежей.
Планирование на предприятии — это процесс систематической подготовки и принятия управленческих решений относительно его будущей деятельности. После планирования следуют реализация решений и контроль полученных результатов.
Планирование, реализация и контроль результатов составляют процесс управления предприятием — менеджмент.
Из всего вышесказанного следует, что налоговое планирование на предприятии — это процесс систематической подготовки и принятия управленческих решений, прямым образом влияющий на конечный финансовый результат (прибыль). Здесь акцентируется прямое влияние, потому что все управленческие решения в области маркетинга, менеджмента или производства непосредственно влияют на конечный финансовый результат (прибыль).
Таким образом, налоговое планирование — это неотъемлемая часть общего процесса планирования на предприятии в области финансов.
Налоговые инспекции также являются пользователями информации. Вся отчетность предприятия, представляемая в налоговые органы, делится на два блока:
Планирование налогов и сборов производится исходя из действующего налогового законодательства с учетом введенных поправок. Необходимо учитывать поправки не только в федеральные законы но и в другие законодательные акты Российской Федерации.
Налоговое планирование осуществляется на основании оценки предыдущих налоговых платежей, произведенных в бюджет, с учетом коэффициента инфляции, который планируется на следующий год.
При внутреннем планировании важнейшим фактором при планировании налоговых платежей является учетная политика предприятия в целях налогообложения. Она может существенно отличаться от учетной политики предприятия.
В системе расчетных взаимоотношений организаций денежные расчеты с бюджетами осуществляются в императивной форме, поэтому этому разделу бухгалтерского учета уделяется особое внимание. В связи с этим, бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам обязан обеспечить формирование полной и достоверной информации на всех этапах учетной работы.
По объекту налогообложения налоги классифицируют следующим образом: налог на имущество; налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; налог на доходы физических лиц и другие.
По способу учета налоги делятся на: включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг; включаемые в продажную цену продукции, работ, услуг и относимые на финансовые результаты.
В рамках этих классификаций организуется бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам.
Основным документом, регламентирующим организацию бухгалтерского учета и налоговой отчетности является Учетная политика, в разделе которой «для целей налогообложения» отражаются все особенности определения налогооблагаемых баз.
Все расчеты с бюджетом по налогам и сборам учитываются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, в частности, по кредиту счета отражаются обязательство перед бюджетом, а по дебету – погашение обязательств. Сальдо по счету показывает задолженность перед бюджетом (кредитовое сальдо) или задолженность бюджета (дебетовое сальдо). Каждый налог учитывается на отдельном субсчете.
Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты:
в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» — на сумму налога на прибыль,
— в корреспонденции со счетом 91 «Прочие налоги и сборы» — налог на имущество, земельный налог, прочие налоги.
— в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по
По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет в корреспонденции со счетами денежных средств (50, 51), а также на суммы налоговых вычетов, например, в отношении НДС, по дебету счета 68 происходит списание со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Аналитический учет организуется в рамках налогового учета по общим правилам его ведения — обеспечение информативности в рамках счета, субсчета. Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов с учетом требований налогового законодательства.
Ст. 153 Налогового кодекса РФ устанавливает различные налоговые ставки и определяет требования ведения раздельного аналитического учета НДС. После введения в действие нового Плана счетов, правила бухгалтерского учета определяют особенности формирования бухгалтерской отчетности для целей финансового учета, что не совпадает с порядком формирования налоговой базы по налогам и сборам по НК РФ. Такие разночтения привели к необходимости организации самостоятельной учетной системы в целях налогообложения.
В финансовой (бухгалтерской) отчетности расчеты с бюджетом по налогам и сборам отражаются в виде задолженности по строке 624 «Задолженность по налогам и сборам» раздела V «Краткосрочные обязательства» пассива бухгалтерского баланса.
Формой налоговой отчетности является декларация по отдельному налогу, в соответствии со ст. 80 Налогового кодекса, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Рассмотрим организацию учета расчетов предприятия с бюджетом по основным налоговым платежам.
Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяется как разница между стоимостью реализованной продукции, товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Правила исчисления НДС определяются главой 21 НК РФ.
Объектом
- реализация товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
передача на территории Российской Федерации товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету, в том числе через амортизационные отчисления при исчислении налога на прибыль организаций;
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
При определении налоговой базы налога на добавленную стоимость Продолжение таблицы 1.2 Налог на прибыль организаций является прямым налогом для юридических лиц и относится к федеральным налогам. Определение налогооблагаемой базы и порядок начисления налога на прибыль определяется положениями главы 25 НК РФ.
На организации могут быть возложены обязанности налогового агента. Например, при предоставлении органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога на добавленную стоимость. При этом налоговая база определяется налоговым агентом (организацией, арендующей указанное имущество) отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы этого имущества. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога18.
Статья 164 НК РФ устанавливает следующие налоговые ставки по НДС: 0 процентов, 10 процентов, 18 процентов.
По ставке 0 процентов налогообложение производится в случаях реализации товаров (работ и услуг) вывезенных в режиме таможенного экспорта, в т.ч. товаров, помещенных в таможенной зоне.
Налогообложение производится по ставке 10 процентов при реализации социально значимых товаров (некоторые продовольственные товары, товары для детей, медицинские товары).
В остальных случаях налогообложение производится по налоговой ставке 18%.
Сумма НДС при определении налоговой базы исчисляется как
Исчисление НДС производится методом начисления. Документом, подтверждающим реализацию товаров, работ, услуг для целей налогового учета является счет-фактура. Счет-фактура является документом, являющимся основанием для начисления НДС и предъявления налога к вычету/возмещению.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (начисленная и уменьшенная на сумму налоговых вычетов), определяется по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации, в т.ч. передачи товаров (работ, услуг) для собственных нужд.
В таблице 1.2 приведены основные корреспонденции счетов по операциям, связанным с НДС.
Таблица 1.2
Синтетический учет по операциям с НДС
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций, в соответствии со ст. 247 НК РФ, признается доход, уменьшенный на величину расходов, произведенных при получении дохода.
К доходам относятся доходы от реализации товаров, работ, услуг, активов и имущественных прав.
Доходом от основной деятельности признается выручка от реализации товаров, работ, услуг, как собственного производства, так и ранее приобретенных с целью перепродажи. Иные доходы, как и выручка от реализации имущественных прав (если это не является основной деятельностью) называются прочими доходами.
Перечень доходов, учитываемых и неучитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, представлен в ст. 251 НК РФ.
Правила формирования доходов и расходов коммерческих организаций регламентируется ПБУ 9/9920 и ПБУ 10/9921 соответственно.
В соответствии с ПБУ 9/99 доходами признается увеличение экономических выгод в результате реализации, поступления активов и в иных случаях.
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычной деятельности и от прочей.
Согласно ПБУ 9/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Расходы подразделяются на четыре группы: материальные расходы; расходы на оплату труда и отчисления от ФОТ; начисленная амортизации ОС и НА; прочие расходы.
Порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения определяется ст. 271—273 НК РФ.
Налог на прибыль начисляется исходя из налоговой базы и ставки налога, которая в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 20 процентов (в федеральный бюджет — 2.0%, в бюджеты субъектов – 18.0%).
Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Организации определяют налоговую базу по данным налогового учета. Налоговым учетом признается система обобщения информации для определения налоговой базы по данным первичных документов (первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы), рассмотренным гл. 25 НК РФ.
При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения22.
В случае, если Учетная политика для целей финансового учета и для целей налогового предусматривает применение различных методов признания доходов и расходов, применяется ПБУ 18/0223.
ПБУ 18/02 в частности определяет понятия: налоговый актив и налоговое обязательство.
Налоговое обязательство представлено в ПБУ вычитаемыми и налогооблагаемыми временными разницами.
Под временными разницами понимают доходы и расходы, которые формируют финансовую прибыль в одном отчетном периоде, а налоговая база учитывает другие отчетных периоды. При этом, временные разницы приводят к образованию отложенного налога. Под отложенным налогом рассматривают обязательства перед бюджетом, подлежащие уплате в следующих отчетных периодах.
Налогооблагаемые временные разницы образуют отложенный налог на прибыль, который уменьшит обязательства в следующем периоде.
Вычитаемые временные разницы образуются в результате применения разных методов оценки затрат для целей бухгалтерского и налогового учетов: применения разных способов начисления амортизации;
применения разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости;
убытка, перенесенного на будущее;
при использовании метода начисления и кассового метода.
Похожие записи: