Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Было | Новая редакция |
---|---|
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. | 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. |
Пешеходный переход – водительская проблема?
Каждый опытный водитель знает, что движение по пешеходному переходу является весьма опасным мероприятием. Причины опасности заключаются в том, что пешеходы a priori плохо разбираются в Правилах дорожного движения (и даже просто не знают их или не хотят знать!).
Их действиями руководит ошибочное мнение, сформированное недобросовестными СМИ: пешеход на пешеходном переходе всегда прав. Это глубоко ошибочная позиция.
Согласно разделу 4 ПДД РФ, пешеход имеет ряд принципиальных обязанностей в деле обеспечения безопасности движения. И часто случается, что именно пешеходы не выполняют элементарных требований, которые выдвигают:
- соответствующие разделы и статьи ПДД;
- дорожные знаки;
- дорожная разметка.
Виды пешеходных переходов?
Подобные дорожки для людей бывают разными в зависимости от способа пересечения проезжей части. Правила разделяют переходы на следующие типы:
- Регулируемые. Расположен на территории проезжей части, а движение по нему регулируется при помощи светофора.
- Нерегулируемый. Зебра на дороге имеется, но движение по ней не регулируется при помощи светофора. В данном случае пешеход имеет приоритет.
- Надземный или подземный. Это инженерное сооружение, внутри которого перемещаются пешеходы, пересекая проезжую часть на удалении от автомобилей. Подобные сооружения позволяют людям наиболее безопасно перейти дорогу и не попасть под колеса автомобиля.
Белые новые пешеходные светофоры
Еще из разряда новинок в ПДД это появление обновленных светофоров. Световые секции будут в виде силуэта пешехода и стрелки, мигающие сигналом белого лунного цвета, направо или налево. Они предназначены для предупреждения о том, что в направлении движения есть пешеходный переход, на котором горит зеленый сигнал светофора и возможно наличие пешехода не нем. Водитель обязан пропустить пешеходов. Стоит отметить, наличие данных светофоров с секциями уже предусмотрен гостом. Осталось их внедрить в масштабах страны.
Еще благодаря поправкам появились два новых дорожных знака. Первый знак обозначает зарядку для электромобилей, а второй информирует о запрете движения автобусов. Данные знаки появились при организации движение автобусов в городах которые организовывали Чемпионат мира по футболу восемнадцатого года. Так же стоит отметить этот знак не запрещает движение маршрутному и школьному автобусам.
Использование средств индивидуальной мобильности
Давайте более подробно остановимся на самокатах и их собратьев, а их очень много теперь в ПДД. Есть официально новый термин – Средство Индивидуальной Мобильности. Это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) предназначенные для индивидуального передвижения человека, посредством использования двигателя или двигателей. К средствам индивидуальной мобильности относятся: электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвей, моноколеса иные аналогичные средства.
Почему иные, потому что китайцы настолько быстро все производят что через пару лет может появится дополнительных 10 подвидов электросамокатов. Законодательство очевидно не успевает за прогрессом.
Важно понимать, что теперь все электросамокаты – официальные транспортные средства, а не просто устройство для передвижения. К ним предъявляются всегда и особые требования. Например, за техническим состоянием транспортного средство нужно следить. И думаю не за горами постепенное введение обязательной регистрации, страхования и возможно технического осмотра.
Очень важный момент — это тот факт, что пользователи средства индивидуальной мобильности теперь не пешеходы. И очень примечательно что они именно «Пользователи» средств индивидуальной мобильности, а не водители. Думаю, еще впереди, очередные постановления верховного суда, где будет происходить расшифровка этого термина.
Часто используют название Электросамокат, а официальная аббревиатура СИМ – самокат, расшифровка: «Средство индивидуальной мобильности». Так вот для СИМ установлена предельная скорость не более 25 км/ч. Даже самый маломощный электросамокат может легко разогнаться до 30-35 км.ч. Сразу напрашивается вопрос: «Каким образом будут контролировать соблюдение скоростного режима?» И тут на ум приходит два варианта, либо старыми добрыми фенами, которыми раньше штрафовали нерадивых гонщиков на авто либо системой распознавания лиц с помощью камер. Ну и штрафы можно будет присылать сразу на почту по месту жительства. В прочем существует еще и третье мнение. Его рассматривают многие авторы статей и блогов. И заключается оно в банальном запрете на ввоз СИМ в нашу страну, которые развивают скорость более 25 км.ч.
Средства индивидуальной мобильности или СИМ
В ПДД внесли новый тип средств передвижения, а именно – средства индивидуальной мобильности или СИМ. Формулировка дополнения правил звучит так:
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Обратите внимание СИМ – это не механические транспортные средства!
Согласно новым поправка водительское удостоверение для эксплуатации СИМ не требуется, однако, автоинспекторы имеют права останавливать, проверять и при необходимости отправлять водителей любых транспортных средств (в том числе и СИМ) на медицинское освидетельствование, если вдруг у него появятся подозрения, что водитель находится в состоянии опьянения. И если это подтвердится будет грозит соответствующее жесткое наказание.
Комплекс правил для СИМ
Ограничения для электросамокатов
С 1 марта 2023 года электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и подобные им устройства получат статус средства индивидуальной мобильности (сокращённо – СИМ). Они могут ездить с максимальной скоростью 25 км/ч. Если водитель СИМ является помехой для пешеходов, он должен спешиться или снизить скорость. Пешеход имеет приоритет перед СИМ.
Водителям СИМ запрещено:
– управлять транспортным средством не держась за руль хотя бы одной рукой;
– возить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине и ширине;
– перевозить пассажиров, если их перевозка не предусмотрена конструкцией;
– перевозить детей до 7 лет, если на СИМ нет специально оборудованных для них мест;
– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайными путями и на трассах, где более одной полосы для движения (кроме случаев, когда из правой полосы можно повернуть налево, и за исключением дорог в велосипедных зонах);
– буксировать СИМ или буксироваться самому с помощью СИМ. Буксировать позволяется лишь специальные прицепы для СИМ;
– ездить в зоне действия знака «Движение пешеходов запрещено».
– ездить пьяным.
Распространенные вопросы
- Как определить ширину пешеходного перехода, если нет разметки?
Для обозначения пешеходной зоны используют дорожную разметку и знаки, как в комбинации, так и по отдельности. И если при наличии разметки определить ширину участка для пешеходов легко, то при ее отсутствии необходимо обращать внимание на расстояние между дорожным знаками. Именно ему будет равна ширина перехода.
- Разрешен ли обгон на пешеходном переходе?На данном участке трассы обгон строго запрещен, вне зависимости от присутствуя на нем человека. Подобное нарушение является административным правонарушением и наказывается согласно действующему законодательству.
- Где и как должен двигаться пешеход?
Пешеход должен двигаться по специально оборудованным для этого местам (наземным и внеулочным переходам, тротуарам, обочинам и т.д.). При этом во время пересечения улицы, он должен перемещаться под прямым углом к противоположной стороне.
На перекрестках, оснащенных светофором, пешеход имеет право начинать движение только на зеленый сигнал. Также при пересечении трассы пешком, запрещено намеренно задерживаться на середине пути, тем самым создавая аварийную ситуацию.
Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?
Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.
Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.
Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.
В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:
Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.
Согласитесь, тоже не самое четкое определение. Но вместе с остальными данными можно подытожить:
- Если пешеход начал переход, водитель обязан уступить ему дорогу.
- Изменения «скорости и направления» пешехода не должно произойти из-за действий водителя. Если он сам передумал идти или пошел в другую сторону – это не будет считаться нарушением.
- Штраф за невыполнение правила 1500 – 2500 рублей, с возможностью оплатить только половину.
Вот так непросто выглядит ситуация в теории. К сожалению, практика еще более неоднозначна.
Особенно внимательно следует следить за знаками, которые тем или иным образом регулируют использование пешеходного перехода. Причем это касается как водителей, так и самих пешеходов – которые осуществляют перемещение.
На данный момент существует сразу несколько различных знаков, которые обозначают факт наличия пешеходного перехода.
Основное назначение знака «Пешеходный переход» — извещать водителя о том, что начинается движение по участку, где будет иметь место пересечение дорожного полотна пешеходами. Причем данный знак представлен одновременно в двух основных вариантах.
Таковыми являются в первую очередь следующие:
5.19.1 | передвижение пешехода осуществляется справа на лево |
5.19.2 | человек на знаке движется слева на право |
Последние изменения в ПДД
В 2014 году вышла новая редакция ПДД с изменениями, которые непосредственно затронули пешеходов:
- «Зебра» на трамвайных путях.
Ранее в ПДД под понятием «пешеходный переход» понимался отрезок дорожной магистрали со специальной разметкой. Сейчас оно распространяется также на трамвайные пути.
Если люди пересекают последние на участках, оборудованных соответствующими знаками, то водитель трамвая, как и автомобилист, обязан пропускать пешеходов.
- Перед стоп-линией обязаны остановиться все.
Все водители вне зависимости от того, в какой полосе они двигались ранее, обязаны остановиться, если на «зебру» вышел человек.
Более того, автомобилистам запрещается совершать обгоны на таких участках автомагистрали.
- Новый термин «уступить дорогу».
В текущую редакцию ПДД внесен термин «уступить дорогу». Он означает следующее: водители обязаны пропускать людей в том случае, если они ступили на проезжую часть на специально оборудованном участке, где граждане обладают преимущественным правом движения.
Штрафы для водителей за пешехода
Штрафы за нарушение правил проезда пешеходных переходов повышаются постоянно. Применение увеличенных финансовых санкций к водителям позволило существенно снизить количество жертв на дорогах.
В 2021 году штраф за непропуск пешехода составляет от 1,5 до 2,5 тыс. рублей. Эти суммы указаны в 12.18 КоАП РФ.
Год | Размер штрафа |
---|---|
2014 | 1,5 тыс. р. |
2021 | 1,5–2,5 тыс. р. |
При наличии существенного диапазона в сумме штрафа инспектор ГИБДД может выбрать конкретный размер наказания за непропуск пешехода. Отягощающим обстоятельством являются наличие подобных нарушений в прошлом. Если водитель не раскаивается в содеянном, это обстоятельство тоже послужит причиной назначения максимального штрафа. В противном случае, когда нарушение правил не могло привести к серьезной аварии и автолюбитель признал свою вину, назначается наказание в размере 1,5 тыс. рублей.
Остановка на зебре в пробке
Пробки в больших, да и малых городах, совсем не редкость. Нередко можно увидеть, что из-за затора автомобили стоят прямо на пешеходном переходе. По правилам это считается нарушением. Если водитель видит, что придётся остановиться на зебре, он должен заранее предупредить такую ситуацию. Проще говоря, остановиться или за ним, или перед ним.
Если инспектор увидит такое нарушение, то водителю будет обязательно выписан штраф. При этом то, что на дороге затор уже не поможет. Это не считается уважительной причиной, ведь водитель мог остановиться до перехода, оставив место для перехода пешеходам. Такое требование обосновано следующими факторами:
- на основании разметки на дороге, автомобиль становится помехой для пешехода;
- если автомобиль стоит на зебре, то снижает видимость для других водителей.
Не стоит забывать, что по правила проезда пешеходного перехода водителям запрещены такие действия:
- производить разворот;
- парковать авто;
- производить движение назад.
Данный материал с подробными фотоиллюстрациями подготовлен с целью проинформировать и водителей, и пешеходов об опасностях, которые таит в себе пешеходный переход. Пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками или разметкой, выделенный для движения пешеходов.
По своему виду бывают РЕГУЛИРУЕМЫЕ и НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ пешеходные переходы.
Порядок движения пешеходов определяется 4 разделом Правил (и некоторыми пунктами 6 раздела). Порядок движения транспортных средств регламентируется 14 разделом Правил.
Требования к пешеходам
На регулируемых пешеходных переходах пешеходы двигаются, исходя из сигналов светофора. При этом, если имеется специальный пешеходный светофор (выполнен в виде силуэта пешехода), пешеходы двигаются, исходя из его сигналов. На транспортный светофор — не обращают внимания. При этом, красный — является ЗАПРЕЩАЮЩИМ сигналом, зеленый – РАЗРЕШАЮЩИМ. Если пешеходного светофора нет – пешеходы двигаются, исходя из сигналов ОСНОВНОГО транспортного светофора. (рис. 2).
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы пользуются преимущественным правом на движение. Однако на пешеходов накладывается обязанность – убедиться, что переход будет для них безопасен. Для этого они обязаны ДО ВЫХОДА НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ оценить расстояние и скорость приближающегося транспорта и не выходить на дорогу, если переход не будет безопасен (рис. 3).
Вне зависимости от вида перехода, переходя проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться.
Требования к водителям
Касаемо регулируемых пешеходных переходов. Когда пешеходам горит разрешающий сигнал светофора, а транспортным средствам — запрещающий, они (ТС) должны остановиться либо перед стоп-линией (рис. 4), либо (в случае отсутствия стоп-линии) перед светофором (рис. 5).
Особенно внимательно следует следить за знаками, которые тем или иным образом регулируют использование пешеходного перехода. Причем это касается как водителей, так и самих пешеходов – которые осуществляют перемещение.
На данный момент существует сразу несколько различных знаков, которые обозначают факт наличия пешеходного перехода.
Основное назначение знака «Пешеходный переход» — извещать водителя о том, что начинается движение по участку, где будет иметь место пересечение дорожного полотна пешеходами. Причем данный знак представлен одновременно в двух основных вариантах.
5.19.1 | передвижение пешехода осуществляется справа на лево |
5.19.2 | человек на знаке движется слева на право |
В свою очередь другой знак, маркируемый как 5.19.2 – на другой стороне, на левой. Благодаря подобного рода расположения пешеходный переход может быть легко идентифицирован водителями, он получает обозримые очертания.
Что позволит избежать путаницы даже в случае, когда отсутствует разметка на дороге. Что является важным моментом.