Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Церковные звания по возрастанию, церковные чины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Белое духовенство — это женатое духовенство. Черное — это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.
Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа или по благословению настоятеля храма. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.
Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.
Псаломщик/чтец, певчий— читает и поет во время богослужений.
Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.
Чины святости православной церкви берут свое начало еще с ветхозаветных времен. К низшей ступени священства относят дияконов. Это считается низшим чином, при рукоположении в который обретается благодать, которая нужна для проведения тех действий при богослужение, которые положены на него.
Этому рангу запрещено самостоятельно проводить обряды, таинства и службы. Его основная роль – помощь священнику. Монах, которого возвели в сан диякона, называется иеродиаконом. Те, кто длительное время прослужил в данном сане и хорошо себя зарекомендовал получает новое звание: у белых – протодьяконов, у черных – архидиаконов. Последние могут служить при архиерее. Если по той или иной причине диякона нет, то его функции может исполнять иерей или епископ.
из белого духовенства
Иерей
Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.
Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.
из черного духовенства
Иеромонах
Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах или настоятель монастыря.
Игумен (греч. ведущий)
в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах. При оставлении должности
настоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым
саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.
Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.
Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.
Псаломщик/чтец, певчий— читает и поет во время богослужений.
Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.
Пономари (дьячки) и клир
При возникновении христианства они исполняли роль сторожей храмов и священных мест. В обязанности привратников входило возжжение лампады при богослужениях. Григорий Великий называл их «хранителями церкви». Пономари распоряжались выбором утвари для обрядов, они вносили просфоры, освященную воду, огонь, вино, возжигали свечи, занимались уборкой алтарей, благоговейно мыли полы и стены.
Сегодня должность дьячка практически сведена к нулю, старинные обязанности теперь возложены на плечи уборщиков, сторожей, послушников и простых монахов.
- В Ветхом Завете термин «клир» затрагивает низший чин и простой народ. В древности клириками становились представители племени (колена) Левия. Народом называли всех тех, кто не отличался «истинной» родовитостью.
- В книге Нового Завета критерий нации опускается: теперь низший и высший чин может получить любой христианин, подтвердивший соответствие определенным канонам религии. Здесь повышается статус женщины, которой позволяется получить вспомогательную должность.
- В древности народ разделяли на мирян и монахов, которые отличались большим аскетизмом в жизни.
- В узком значении клирики — церковнослужители, стоящие на одной ступени с причетниками. В современном православном мире это наименование распространилось и на священников высшего ранга.
Священник в сане епископа руководит относительно небольшой по площади территорией. В некоторых случаях у него есть в управлении самостоятельная область или он может являться помощником старшего по рангу архиерея. В таком случае его называют викарным. То есть он сам не имеет собственной епархии в управлении, а обязан помогать в руководстве местному архиерею.
Необходимо также выделить в православной церкви церковнослужителей. Это низшее звено в церковной иерархии. К ним относятся:
- чтецы (их еще называют псаломщиками);
- иподиаконы (помощники диакона);
- певцы (дьячки);
- алтарники (свещеносцы или пономари).
Церковнослужители обладают правом читать и петь за Богослужениями — всё, за исключением Евангелия. Они также содержат храм в порядке и чистоте.
Иерей Алексей Усенко родился в семье псаломщика Дмитрия Усенко 15 марта 1873 года. Получив семинарское образование, он был посвящен в сан священника и стал служить в одном из сел Запорожья. Так бы и трудился он в своих смиренных молитвах, если бы не революция 1917 года. В 1920-1930-х годах его особо не коснулись гонения советской властью. Но в 1936 году в селе Тимошовка Михайловского района, где он жил с семьей, местные органы закрыли церковь. Ему было уже тогда 64 года. Тогда иерей Алексей пошел работать в колхоз, но как священник продолжал свои проповеди, и везде находились люди, которые готовы были его слушать. Власти не смирились с этим и отправляли его в дальние ссылки и тюрьмы. Иерей Алексей Усенко безропотно терпел все лишения и издевательства и до конца дней был верен Христу и Святой Церкви. Вероятно, он так и умер в БАМЛАГЕ (Байкало-Амурском лагере) — доподлинно неизвестны день и место его смерти, скорее всего, он похоронен в лагерной братской могиле. Запорожская епархия обратилась в Священный Синод УПЦ, чтобы рассмотреть вопрос причисления иерея Алексея Усенко к лику местночтимых святых.
Он был дедом российского патриарха Кирилла и тоже стал одним из ярчайших примеров настоящего служения православной церкви. Родился Василий 18 января 1907 года в Астрахани. Чуть позже его семья переехала в Нижегородскую губернию, в город Лукьянов. Василий работал в железнодорожном депо механиком-машинистом. Он был очень религиозным человеком, в страхе божьем воспитывал и детей своих. Семья жила очень скромно. Однажды патриарх Кирилл рассказывал, что, будучи еще ребенком, спрашивал у деда, куда он дел деньги и почему ничего не скопил ни до, ни после революции. Тот ответил, что все средства отправлял на Афон. И вот, когда патриарх оказался на Афоне, он решил проверить этот факт, и, что, в принципе, неудивительно, это оказалось чистой правдой. В монастыре Симонометра есть старые архивные записи начала ХХ века на вечное поминовение иерея Василия Гундяева.
Церковнослужители, не имеющие Благодати Божьей
Упомянув все церковные звания по возрастанию и вернувшись к самому основанию иерархической лестницы, следует отметить, что в церкви, кроме священнослужителей, то есть духовных лиц, прошедших таинство рукоположения и сподобившихся обрести Благодать Святого Духа, имеется ещё низшая категория – церковнослужители. К ним относятся иподиаконы, псаломщики и пономари. Несмотря на своё церковное служение, священниками они не являются и на вакантные места принимаются без рукоположения, а только по благословению епископа или протоиерея – настоятеля прихода.
В обязанности псаломщика входит чтение и пение во время церковных служб и при исполнении священником треб. Пономарю доверяется созывать прихожан колокольным звоном в церковь к началу богослужений, следить за тем, чтобы были возжены свечи в храме, в случае необходимости помогать псаломщику и подавать кадило священнику или диакону.
Иподиаконы также принимают участие в богослужениях, но только вместе с архиереями. Их обязанности состоят в том, чтобы помогать владыке облачаться перед началом службы и, если необходимо, менять облачение в её процессе. Кроме того, иподиакон подаёт архиерею светильники – дикирий и трикирий – для благословения молящихся в храме.
Церковная иерархия, пришедшая из ветхозаветных времён
Порядок, в соответствии с которым церковные звания у православных христиан делятся на три различные степени, восходит к ветхозаветным временам. Происходит это в силу религиозной преемственности.
Из Священного Писания известно, что примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова основоположником иудаизма пророком Моисеем были избраны для богослужения особые люди – первосвященники, священники и левиты.
Именно с ними связаны наши современные церковные звания и должности.
Первым из числа первосвященников был брат Моисея – Аарон, а священниками стали его сыновья, руководившие всеми богослужениями.
Но, для того чтобы совершать многочисленные жертвоприношения, которые были неотъемлемой частью религиозных ритуалов, были необходимы помощники. Ими стали левиты – потомки Левия, сына праотца Якова.
Эти три категории священнослужителей ветхозаветной эпохи стали основой, на которой в наши дни строятся все церковные звания православной церкви.
Патриархаты православной церкви
Пятнадцать патриархатов. Православие (с греч. правильное суждение,) – направление в христианстве, сформировавшиеся в течении первого тысячелетия после рождения Иисуса Христа. Первой православной церковью является Константинопольская. Была основанна апостолом Андреем около 38
г. получившая в
381
г. статус автокефальной Архиепископии.С
451
г. является Патриархатом. Первым упоминанием о православии на территории Руси упоминается в “Слове о Законе и Благодати”
1037-
1050гг. Официальным же годом разделения на православную и католическую считается 1054г. На данный момент к патриархатам православной церкви относится
15
автокефальных церквей. Одной из самых значимых, несмотря на то, что официально они все равны, является Русская православная церковь (Московский патриархат).Она является самой крупной из себе подобных в мире. Её возникновение связанно с Крещением Руси в 988г.После упадка Киева в связи с разгромом в 1240г. татаро-монголами митрополит Максим Киевский перенёс резиденцию в Владимир-на-Клязьме, А с 1325г. и по сегодняшний день эта честь принадлежит Москве. По численности верующих московский патриархат превосходит все остальные вместе взятые — около
80
млн. чел. В остальных
14
автокефальных православных церквях численность верующих варьируется в районе 50
-60
млн. Константинопольская православная церковь (Вселенская патриархия). Возникла после переноса императором столицы из Рима в небольшой по тамошним меркам город – Константинополь. Одна из первых получила статус патриархата православной церкви. После окупации турками в
1453
г. резиденция патриарха была перенесена в город Фанар. На данный момент прихожане Константинопольской церкви исповедуют во многих странах мира. Их суммарная численность более
2
млн. человек. Александрийская православная церковь. Принято считать, что была основана апостолом Марком около
42
года н.э. С
451
года епископ получил титул патриарха. В результате раскола, происшедшего в конце
V
века, образовалась Коптская церковь. Патриархат Александрии распространил своё влияние практически по всей Африке. Резиденция находится в Александрии. Численность верующих — около
7
млн. человек. Антиохийская православная церковь. Основана в
30-
е года н.э. апостолами Петром и Павлом в Антиохии. Под её юрисдикцию попадают
18
епархий, находящиеся в Сирии, Турции, Иране, Ираке и др. странах. Резиденция патриарха Антиохии располагается в Дамаске. Иерусалимская православная церковь. По преданиям первое время возглавлялась родственниками Иисуса Христа, основана в
60-
х годах.. Первым епископом считается апостол Иаков. Во время крестового похода, в
XI
веке, на православную церковь оказывали сильное давление. Патриархи Иерусалимские были вынуждены покинуть свою резиденцию и управляли из Константинополя. Под юрисдикцию попадают территории Израиля, Иордании и Палестины. Численность последователей сравнительно мала, на данный момент их не более
130
тыс. человек. Грузинская православная церковь. Одна из наиболее старых православных церквей. В 1811г. на правах экзархата вошла в Московский патриархат. Автокефалия была признана только в 1943г. Под юрисдикцию попадает территории Грузии и север Турции. Численность верующих достигает
4
млн чел. Сербская православная церковь. Глава церкви носит титул Патриарх Сербский. Получила автокефалию в 1219г. Число верующих около
10
млн. чел. Распространяет своё влияние на Сербию, Македонию и Хорватию. Румынская православная церковь. В III веке зародилось христианство на территории Румынии. Резиденция расположилась в Бухаресте во главе с Патриархом Румынским. В
1885
г. официально получила автокефалию. Является
2
после Московского патриархата по численности верующих –
16
млн. чел. Помимо Румынии частично имеет влияние на Молдавию и Украину. Болгарская православная церковь. На территории Болгарии христианство появилось практически сразу после рождения. В
870
году, после четырёхлетнего спора с Римской церковью добилась автономии. Только в
1953
г. была признана патриархатом. Не смотря на то, что под юрисдикцию попадает только территория Болгарии, число верующих составляет около
8
млн. человек. Кипрская православная церковь. Основана апостолами Павлом и Варнавой в
47
году. Первое время была епархией Антиохийской церкви. Автокефалию получила в 431г. Из-за арабского ига и частых оккупаций православие на Кипре не получило широкого распространения, на данный момент численность последователей около
400
тыс. чел. Элладская православная церковь. Один из самых поздних патриархатов. Автокефалия была получена в
1850
г. Под её юрисдикцию попадает Греция с резиденцией в Афинах. Число верующих не превышает
8
млн. человек. Албанская и Польская православные церкви обрели автономию в
1926
г. и
1921
г. соответственно. Суммарное число верующих около
1
млн. чел. Чехословацкая православная церковь. Массовое крещение началось в начале
X
века. В 1951г. получила автокефалию от Московского патриархата, но только в 1998г. была признана Константинопольской церковью. Резиденция расположилась в Праге, численность верующих не превышает
200
тыс. чел. Последней православной церковью получившей патриархат является православная церковь в Америке. Распространена на территории США и Канады. В
1906
г. её глава, Тихон Белавин, открыл вопрос о присвоении автокефалии, но в связи с его отставкой в
1907
г. вопрос так и не был решён. Вновь этот вопрос поднялся лишь в
1970
г. Численность прихожан составляет около
1
млн. чел.
Это наивысший священный чин. В прямом переводе с греческого данное понятие переводится как «архиерей» или «надзирающий». Священнослужитель становится епископом после Таинства Хиротонии, по-другому Рукоположение. Его проводит собор епископов, то есть несколько священнослужителей этого ранга, собравшиеся вместе.
В православной традиции епископы наделены теми же полномочиями, что и апостолы. Они возглавляют приходы, а также являются непосредственными руководителями священнослужителей. Имеет право проводить все без исключения Таинства.
Епископы считаются равными по благодати, однако, ради получения помощи в трудных ситуациях часть епископов наделяется дополнительными правами.
Православная церковь состоит из народа божьего. Его делят на 3 типа:
- миряне,
- церковнослужители,
- священнослужители.
Начинают чины в православной церкви миряне. Так называют обычный народ, который не призван к священнослужению. Именно из мирян Церковь выбирает служителей на все необходимые ступени. Именно эта часть людей играет наиважнейшую роль в жизнедеятельности церкви.
К церковнослужителям относят тип служителей, которые редко выделяются из мирян. Они также играют важную роль в жизни церкви. К этому типу относят:
- сторожа,
- чтецы,
- певчие,
- алтарники,
- старосты,
- трудники,
- катехизаторы и прочие.
Этот тип людей может иметь определенные знаки отличия на одежде или никак не отличаться.
Заканчивают церковные чины православной церкви по возрастанию священнослужители. Их принято называть клиром или духовенством. Также есть разделение на черных и белых:
- белое носит женатое духовенство,
- черное – те, кто монашествуют.
Церковные саны православной церкви
Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.
Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.
Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.
Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.
Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:
- совершать богослужения и другие таинства;
- нести учение людям;
- проводить причащение.
Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.
ДЬЯКОН, ДИАКОН (греч. diakonos – «слуга», «служитель») – в древнехристианских общинах – помощник возглавляющего евхаристическое собрание епископа. Первое упоминание о Д. – в посланиях ап. Павла ( и ). Близость его к представителю высшей степени священства выражалась в том, что административные полномочия Д. (собственно – архидьякона) ставили его зачастую над священником (особенно на Западе). Церковная традиция, генетически возводящая современный дьяконат к «семи мужам» книги Деяний Апостольских (6:2-6, – совсем не названных здесь Д.!), в научном отношении очень уязвима.
В настоящее время Д. – представитель низшей, первой степени церковной иерархии, «служитель слова Божия», богослужебные обязанности которого состоят преимуществено в громком чтении Св. Писания («благовествовании»), возглашении от лица молящихся ектений, каждении храма. Церковный устав предусматривает его помощь совершающему проскомидию священнику. Д. не имеет права совершать ни одно богослужение и даже самостоятельно облачаться в свои богослужебные одежды, но должен каждый раз испрашивать на это «благословение» священнослужителя. Чисто вспомогательная богослужебная функция Д. подчеркивается возведением его в данный сан на Литургии после евхаристического канона (и даже на Литургии Преждеосвященных даров, не содержащей евхаристического канона). (По желанию правящего архиерея это может происходить и в иное время.) Он лишь «служитель (слуга) при священнодействии» или «левит» (). Священник может обходиться совсем без Д. (это имеет место в основном в бедных сельских приходах). Богослужебное облачение Д.: стихарь, орарь и поручи. Внебогослужебная одежда, как и у священника, –подрясник и ряса (но без креста поверх рясы, носимого последним). Официальное обращение к Д., встречающееся в старой литературе, «Ваше благовестие» или «Ваше благогласие» (сейчас не употребляется). Обращение «Ваше преподобие» может считаться правомочным лишь по отношению к монашествующему Д. Бытовое обращение – «отец Д.» или «отец имярек», либо же просто по имени и отчеству.
Термин «Д.», без уточнения («просто» Д.), указывает на его принадлежность к белому духовенству. Представитель того же низшего ранга в черном духовенстве (монашествующий Д.) именуется «иеродьякон» (букв. «священнодьякон»). Он имеет те же облачения, что и Д. из белого духовенства; но вне богослужения носит общую всем монахам одежду. Представитель второго (и последнего) ранга дьяконата среди белого духовенства – «протодьякон» («первый Д.»), исторически – старший (в богослужебном аспекте) среди нескольких Д., служащих вместе в большом храме (соборе). Его отличает «двойной орарь» и камилавка фиолетового цвета (дается в качестве награды). Наградой в настоящее время является и сам чин протодьякона, поэтому в одном соборе может быть более одного протодьякона. Первый среди нескольких иеродьяконов (в монастыре) называется «архидьякон» («старший Д.»). Постоянно служащий с архиереем иеродьякон, также обычно возводится в сан архидьякона. Как и протодьякон, он имеет двойной орарь и камилавку (последняя – черного цвета); внебогослужебные одежды – те же, что и у иеродьякона.
В древности существовал институт дьяконисс («служительниц»), чьи обязанности состояли главным образом в уходе за больными женщинами, в подготовке женщин к крещению и в служении священникам при их крещении «для благоприличия». Св. (+403) подробно объясняет особенное положение диаконисс в связи с их участием в этом таинстве, решительно исключая их при этом из участия в Евхаристии. Но, согласно византийской традиции, дьякониссы получали особое рукоположение (аналогичное дьяконскому) и участвовали в причащении женщин; при этом они имели право входить в алтарь и брать св. чашу непосредственно с престола (!). Возрождение института дьяконисс в западном христианстве наблюдается с 19 в. В 1911 предполагалась к открытию первая община дьяконисс в Москве. Вопрос о возрождении этого института обсуждался на Поместном Соборе РПЦ 1917-18 гг., но, по обстоятельствам времени, никакого решения принято не было.
Лит.: Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. М.,1906, с. 196-207; Кирилл (Гундяев), архим. К вопросу происхождения диаконата // Богословские труды. М., 1975. Сб. 13, с. 201-207; В . Диакониссы в Православной Церкви. СПб., 1912.