Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности езды на питбайке: законодательные нюансы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заглянем в законодательство. В требованиях для получения прав написано, что водительские права не нужны, если человек управляет транспортом, рабочий объём двигателя которой меньше 50 кубических см и максимальная скорость меньше 50 км/час. Такая разновидность питбайков есть, но она не в тренде. Ведь с такой скоростью водители со стажем, да и просто большинство молодых людей, вряд ли захотят ездить.
Нужны ли права на питбайк
Права на питбайк объёмом меньше 50 кубов и развивающего скорость до 50 км/ч не требуются.
Однако нельзя забывать, о существовании питбайков с объёмом двигателя 110 кубов, 125 кубов и 150 кубов, которые, естественно, более распространены за счет своей мощности и скорости. Теоретически, для вождения на данном транспорте требуется водительское удостоверение. Практически, это уже характеристики лёгкого мотоцикла.
Необходимый возраст для вождения
Прежде чем приступить к установлению введенных возрастных ограничений необходимо определить, какое транспортное средство является мотоциклом и к какой категории относятся мотоциклы различных видов.
В соответствии со статьей 1 Постановления Правительства №1090, определяющего Правила дорожного движения, мотоциклом является двухколесное транспортное средство, имеющее или не имеющее бокового прицепа (коляски) с объемом двигателя более 50 см³ (в случае наличия двигателя внутреннего сгорания) или способным развивать скорость более 50 км/ч (не зависимо от вида двигателя).
К мотоциклам так же относятся скутеры с аналогичными рабочими параметрами, трициклы и квадроциклы с мотоциклетной посадкой и рулем соответствующего типа, если:
- масса транспортного средства без учета веса аккумуляторов составляет 400 кг (550 кг для транспорта, предназначенного для транспортировки грузов)
- эффективная мощность до 15 кВт
Мопедом называется механическое транспортное средство, имеющее два или три колеса, конструктивная скорость которого не может быть более 50 км/ч, а двигатель в зависимости от вида имеет мощность:
- до 50 см³ (двигатель внутреннего сгорания)
- 0,25 кВт – 4 кВт (электродвигатель)
К мопедам так же относятся:
- квадроциклы, соответствующие заявленным характеристикам
- скутера с аналогичными рабочими параметрами
В соответствии со статьей 25 Федерального закона №196:
- Мотоциклы относятся к категории А, причем выделяется дополнительная подкатегория транспортных средств данного вида – А1 – определяющая легкие мотоциклы, с двигателем внутреннего сгорания до 125 см³ и мощностью до 11 кВт.
- Мопеды и скутеры относятся к категории М.
Как забрать питбайк со штрафстоянки?
Все-таки в случае, если вы не официально оформили ПТС на свой байк, могут возникнуть проблемы.
В случае если гаишникам на месте удастся доказать, что мотоцикл более кубатурный, чем мопед, а вы ездите без регистрации и прав категории А, оштрафуют на 2500 рублей и, возможно, отвезут мото на штрафстоянку. Этого допускать нельзя ни в коем случае, потому что вернуть его обратно практически невозможно. Потому что доказать, что транспортное средство принадлежит именно вам без ПТС очень сложно.
Забрать питбайк со штрафстоянки практически очень сложно.
Если все-таки сможете убедить, что питбайк ваш, то для транспортировки со штрафстоянки понадобится эвакуатор, пикап или прицеп. Потому что самостоятельно на нем уехать не дадут.
В случае если все-таки проблемы возникли, помните, что pitbike – это спортинвентарь, а не транспортное средство и без паспорта его забирать не имеют права. На штрафстоянку могут поставить ТС, но не как спортивное оборудование, к которому относятся: футбольный мяч, самокат, бейсбольная бита и кроссовый питбайк.
Поэтому просто глушите мотор, слезайте с мотоцикла и по тротуару катите его домой.
Как получить техпаспорт на питбайк?
Согласно правилам дорожного движения, паспорт технического средства мини-мотоциклу не выдается. Но без него пройти процедуру регистрационного учёта в ГИБДД не получится.
Чтобы питбайк превратить в транспортное средство, его необходимо оборудовать стоп-сигналами, осветительными элементами, шоссейной резиной. Объем двигателя, выбитый на цилиндре, придется затереть наждаком.
Дополнительно приобретается сервисная книжка от любого мопеда с объёмом двигателя меньше 50 кубов. Несмотря на относительную простоту такого способа, прибегать к хитростям, связанным с подделкой документов, нежелательно.
Чтобы причислить модернизированный питбайк к транспортным средствам, нужно пройти техническую комиссию и по её результатам получить ПТС.
Регистрация питбайка в ГИБДД
В МРЭО ГИБДД регистрируются только транспортные средства, которые должны иметь объем двигателя более 50 см3, используются на дорогах для перевозки людей и грузов, и на которые необходимо иметь в ВУ открытую категорию.
Маломощные питбайки (менее 50 кубиков, скорость не более 50 км/час) автоматически не попадают в категорию регистрируемого транспорта – они просто не являются транспортным средством. На устройства с минимальной кубатурой не нужно получать водительские права, а в КоАП нет штрафов за отсутствие права на управление таким «аппаратом». Значит, эти модели по умолчанию не регистрируются.
Модели питбайков средней и высокой мощности (объем двигателя 125 – 250 см3) способны разгоняться до 100 км/час и условно должны быть отнесены к транспортным средствам, на которые необходима водительская категория и регистрация в ГИБДД.
Но проблема в документах! Чтобы поставить мотоцикл на учет, у него должен быть ПТС. Но питбайк – не мотоцикл, а спортинвентарь и Паспорт транспортного средства у него, естественно, отсутствует – есть сервисная книжка и гарантийный талон. Нет ПТС – регистрация невозможна.
Таким образом, никакие регистрационные действия с питбайками любых моделей невозможны. Мощность двигателя и скоростные характеристики в этом случае не имеют значения.
Со скольки лет можно ездить на питбайке
Следовательно, права для управления питбайком в 2021 году не нужны, независимо от рабочего объёма двигателя, потому что это спортинвентарь, а не транспортное средство.
Нет. Так как питбайк – не более чем спортивный инструмент, то по дорогам общего пользования на нём ехать нельзя. Причём, это относится не только к улицам, трассам и вообще асфальтированным дорогам. Согласно ПДД, дорога – это любая обустроенная или приспособленная для езды поверхность. То есть просёлочная, просто утоптанная машинами – это всё тоже относится к дорогам.
Со скольки лет можно ездить на мотоцикле? Какие возрастные ограничения установлены для водителей мопедов и скутеров? Какое водительское удостоверение требуется получить в той или иной ситуации? Читайте далее.
Как узаконить питбайк для беспроблемной езды
Чтобы пользоваться спортивной техникой как обычным транспортным средством, нужны не только права, но и:
- ПТС. Просто по желанию владельца в ГИБДД документ не оформят. Движущаяся техника должна соответствовать условиям безопасной эксплуатации, то есть пройти экспертизу и получить свидетельство. Для этого ее придется сначала переделать, подогнав под регламент «О безопасности колесных ТС» (установить фары, сигнальные огни и т.д.). Только после этого можно попытаться получить свидетельство о безопасности ТС и паспорт.
- Полис ОСАГО. Страховая заключит договор в случае, если техника будет признана транспортным средством, а не спортинвентарем. То есть при наличии на него ПТС.
- СТС. Это документ тоже оформляют на основании паспорта транспортного средства и заявления владельца. Если будет ПТС, то СТС получают как обычно в ГИБДД.
Иного способа узаконить использование спортивного байка на доступных всем дорогах нет.
Что такое питбайк по закону?
Различные нормативно-правовые акты приравнивают питбайк к разным категориям транспорта. Но нас интересуют только два из них: ПДД, которые устанавливают правила управления им, и КоАП, предусматривающий разного рода санкции за нарушения, в том числе штрафы, лишение автомобильных прав и штрафстоянку.
- По ПДД питбайк – это транспортное средство, которое может быть мотоциклом при объёме двигателя более 50 см3 либо мопедом при рабочем объёме менее 50 кубов. Соответственно, ПДД не явно, но предусматривают, что для управления питбайком в 2021 году нужны права категории A или M, либо подкатегории A1.
- Но, согласно КоАП, питбайк – это не транспортное средство. И отсюда следуют определённые выводы, в том числе отсутствие штрафа, штрафстоянки и ненужность прав для питбайка. Давайте этот момент разберём подробнее!
Примечание в статье 12.1, которое применяется ко всей 12 главе Административного кодекса, отвечающего за штрафы в области дорожного движения, гласит, что транспортное средство для применения к нему штрафа должно обладать непременным атрибутом – на него должно предоставляться специальное право – управления.
Разрешена ли езда на спортинвентаре по дорогам?
Следуя свежему постановлению Верховного суда, питбайк либо схожее с ним устройство вполне может использоваться как транспортное средство, тем более если они отвечают предусмотренным законом определениям и техническим характеристикам. В таком случае, езда на мотоцикле-спортинвентаре по дорогам возможна. В теории. И это не значит, что она будет законна.
Дело в том, что п. 3 ст. 15 ФЗ № 196 разрешает допуск транспортных средств для их использования в дорожных условиях только после регистрации и выдачи соответствующих документов в ГИБДД. Но в соответствии с Правилами регистрации, она невозможна без ПТС. А, так как питбайк и прочая подобная техника изначально выпускаются как инвентарь для активного отдыха и спорта, ПТС на них естественно не изготавливается.
Таким образом, регистрация спортинвентаря-мотоцикла в ГИБДД не будет проведена, а это исключает возможность законной эксплуатации таких устройств на дорогах общего пользования и прилежащих территориях. Перемещение такого устройства по дорогам возможно лишь путем его погрузки на специально оборудованный прицеп.
Правила получения прав на питбайк
При приобретении питайка, он, как правило, позиционируется скорее как спортивный инвентарь, нежели как полноценное транспортное средство. Это говорит о том, что для использования на дорогах общего пользования он просто не предназначен. Однако, получить на него права всё-таки возможно, пусть и с некоторыми оговорками.
Стоит помнить, что в случае передвижения на питбайке с объёмом более 50 кубических сантиметров, водителю будет грозить штраф в две с половиной тысячи рублей и возможная эвакуация транспортного средства на штрафную стоянку. В данном случае под необходимыми документами подразумевается следующее:
- Водительское удостоверение с открытой категорией «А»;
- Паспорт Транспортного Средства;
- Документ, подтверждающий прохождение Технического Осмотра;
- Страховка.
Как уже говорилось выше, главной проблемой для оформления питбайка является то, что завод-изготовитель не предоставляет для него ПТС. Чтобы обойти это довольно значительное препятствие, потребуется потратить достаточно большое количество времени. Для получения Паспорта Транспортного Средства будет необходимо пройти экспертную комиссию в отделе сертификации.
В каких случаях все же возможно получение прав на питбайк?
Впрочем, если вы по тем или иным причинам все же хотите передвигаться на питбайке в городских условиях, можно оформить его как транспортное средство, сделав соответствующий «апгрейд» вашей техники и получив соответствующие документы. В этом случае ответом на вопрос, можно ли без водительской лицензии передвигаться на питбайке, будет однозначное «нет».
При этом вам понадобятся права на питбайк определенной категории: если объем двигателя вашей техники не превышает 50 кубов, а его максимальной доступной скоростью являются 50 км/час, то права должны быть категории М. Права категории А потребуются на питбайк с двигателем от 125 кубов и более.
«Но даже при наличии прав никто не может гарантировать, что вашу технику не заберут на штрафстоянку, хотя в соответствии со статьей 27.13 КоАП подобные «санкции» к питбайку неприменимы», — добавляет Евгения Галкина.
Законодательство утверждает, что все зависит от мощности двигателя. Например, если выбранная вами модель не может передвигаться со скоростью выше 50 км/час и при этом объем его движка не более 50 кубов, то права на него не нужны. Ведь транспорт с такими параметрами относится к маломощным и к управлению допускаются даже дети. Даже оформлять его не требуется.
Представляю сейчас толпы молодежи, которые бегут к своим родителям, с просьбой приобрести данное средство. И тут же спешу их огорчить. В большинстве случаев модели с такими характеристиками относятся к детским моделям. Их отличительными характеристиками являются автоматическое сцепление и небольшие габариты. Для подростков, особенно высокого роста такие мотоциклы вряд ли подойдут. Представьте себе «байкера», колени которого торчат возле его ушей.
Для молодежи больше всего подходят с кубатурой от 110 до 160. При желании двигатель можно тюнинговать, в этом случае его мощность можно увеличить до 200 кубов, а то и более.
И тут закон категоричен:
- Для управления таким мотоциклом необходимы права категории «А»;
- Кроме этого транспортное средство нужно в обязательном порядке поставить на учет в ГБДД.
И если с первым пунктом обычно проблем не возникает, ну что тут такого, дождаться 16 лет и пойти учиться на права указанной категории. Тем более, что пока правила допускают самостоятельную подготовку к экзамену.
Что такое питбайк и какие права нужны на него
Питбайк – это небольшой мотоцикл, который чем-то напоминает детскую модель. На него нужны права и соответствующая категория.
Если двигатель на питбайке, объём которого равен 50 см 3 или меньше, а также скорость не более 50 км/ч, то на данное транспортное средство потребуются автомобильные права или права категории «М».
На питбайк с двигателем, объём которого 125 см 3 и более, требуются мотоциклетные права с категорией «А».
Если вы собираетесь ездить по городу, то необходимы права с открытыми категориями «А» и «В». Ни в коем случае не ездите без документов и страховки, потому что именно это транспортное средство чаще всего останавливают патрули полиции.
Ответственность за передвижение на питбайке по автомобильным дорогам
В Административном кодексе не существует наказания, которое применялось бы к мотоциклистам, использующим спортивные модели для передвижения по городу. Но бдительные работники дорожной полиции находят повод наказать нарушителя. Попробуем разобраться, насколько правомерны такие действия.
Заметив на улицах города байкера за рулем кроссового мотоцикла, работники ДПС могут наказать его за отсутствие прав, взыскав от 5 до 15 тысяч рублей. Такие действия незаконны, поскольку нарушитель управляет спортивным снарядом.
Но на практике стражи порядка обнаруживают массу нарушений, включая управление незарегистрированным транспортом, езду без защиты и отсутствие ОСАГО, штраф за которые составит 5000, 1000 или 1500 рублей соответственно. Такие действия тоже неправомерны из-за того, что питбайк не подлежит постановке на учёт. Любые взыскания можно оспорить, однако занятие это долгое и не всегда плодотворное.
Граждане, разъезжающие на кроссовых мотоциклах в состоянии опьянения, рискуют лишиться питбайка, который вполне законно будет отправлен на штрафную стоянку. Вызволить его оттуда, не имея ПТС, будет сложно.