Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые штрафы ГИБДД в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.
Появятся ли в действительности новые штрафы ГИБДД с 2020?
На самом деле «пугалки» по поводу многократного повышения штрафов ходят по интернету со времен последнего реального изменения в 2018 году. Интернет пестрит заголовками типа «Новые штрафы ГИБДД с 2022 года, таблица». Однако в значительной части опубликованных таблиц приводятся данные буквально «с потолка».
На самом деле за незаконную тонировку как штрафовали на 500-1000 рублей, так и продолжают. Пятитысячные штрафы за такое нарушение остались лишь очередной «страшилкой», сформулированной на основе предложения какого-либо депутата. Не изменились штрафные санкции за непредставление преимущества пешеходу, проезд на «красный», ремень безопасности и прочее.
На данный момент штрафы ГИБДД с нового года также не изменились. Изменения, безусловно, будут – раз уж законопроект реально обсуждается Думой. Но когда это будет, и какие именно конкретные цифры штрафов будут объявлены, со стопроцентной точностью прогнозировать невозможно.
Ясно лишь одно – закон обязательно регламентирует по-новому моменты, которые составляют основную суть предложений МВД:
- Изменение «не штрафуемого порога» нарушения скоростного режима в сторону уменьшения скорости и увеличения суммы штрафа
- Ужесточение наказаний за нарушение ПДД на ж/д переездах
- Штрафы за использование зимней шипованной резины летом (раньше штрафы ГИБДД за это не были предусмотрены)
- Не пристегнутый ремень, отсутствие полиса ОСАГО, вождение без прав будут проверяться автоматически (видеокамерами, синхронизированными с базой данных).
Штраф за езду по тротуару
Что касается возможности движения транспортных средств по тротуару (кроме заезда и съезда), то в общем случае оно запрещено (п. 9.9 ПДД).
Исключение делается для машин скорой помощи, пожарных, полицейских, дорожников, коммунальщиков, движения по тротуару для погрузки и разгрузки у торговых точек и других объектов при отсутствии других возможностей для проезда (подъезда). При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
За выезд на тротуар в нарушение требований ПДД предусмотрена административная ответственность. Наказание за езду по тротуару на автомобиле установлено ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ. Штраф за езду по тротуару на машине составляет 2 тыс руб. Если же водитель нетрезв и/или сбивает человека, то его ответственность значительно ужесточается, вплоть до уголовной. Так, по «пьяной» ст. 12.8 КоАП РФ (ч. 1) его могут оштрафовать на 30 тыс руб и лишить прав на срок от 1,5 до 2 лет. Если же при этом он по неосторожности сбивает насмерть человека, то ему «светит» до 12 лет лишения свободы по ст. 264 УК РФ (ч. 4).
Для автомобилей нет места
В Правилах дорожного движения дается точное определение термина «тротуар». Это «элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном».
Таким образом, использовать пешеходные дорожки можно исключительно для перемещения людей, велосипедистов, самокатчиков и т. д. Это положение содержится в пункте 9.9 ПДД, который прямо провозглашает следующее: «Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам, а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам».
Кто может передвигаться по тротуару
Если на дороге плотный трафик и нет возможности быстро передвигаться езда по тротуару разрешается водителям специального транспорта, направляющегося по вызову: полиции, пожарной службы, скорой помощи.
Для выполнения производственных задач заезжать на эту часть дороги могут машины МЧС, коммунальной, дорожной службы, в некоторых случаях грузовые автомобили с целью погрузки/разгрузки.
Теоретически может оспорить штраф и рядовой автолюбитель. Например, он предоставил преимущество машине скорой помощи, которая едет по вызову с включенным проблесковым маячком и вынужденно выехал на тротуар.
Допускается движение по тротуару для парковки авто при условии отсутствия иных безопасных способов совершения такого маневра или ведения на проезжей части восстановительных, ремонтных работ.
Разрешается двигаться по этому дорожному элементу и мотоциклистам. Но только в том случае, если они спешились и ведут мотоцикл вручную. В такой ситуации лицо приравнивается к пешеходу.
Правомерно появление на дорожке для пешеходов велосипедистов, если в этом месте обочина дороги не предусмотрена для проезда таких транспортных средств или отсутствует велодорожка. При этом велосипедисту должно быть не менее 14 лет.
Не допускается езда по тротуарам:
- мопедов;
- скутеров;
- автомобилей;
- мотороллеров,
- спецтехники,
- квадроциклов/трициклов
- грузовиков и иных ТС.
Что скрывается за понятием «тротуар»?
Улица состоит не только из проезжей части. Существуют и другие элементы дорожной инфраструктуры. Тротуар, согласно определению ПДД, также является частью улицы. От проезжей части дороги он обособляется бордюром высотой 10-15 см. и газоном. Автомобилям движение по тротуару ПДД запрещают. Этот участок предназначен исключительно для пешеходов.
Можно ли к тротуарам относить всю придомовую территорию, свободную от зеленых насаждений? Конечно, нет. Пешеходная дорожка и тротуар – это одно и то же? Тоже нет. Это два разных элемента городской инфраструктуры. Тротуар обустраивается вдоль проезжей части улицы. Пешеходная дорожка может быть заасфальтирована в парке или на придомовой территории. Наличие проезжей части здесь не важно. Кроме того, тротуар практически всегда имеет твердое покрытие, обычно из асфальта или плитки.
Относительно вопроса о передвижении автотранспорта, то нормы закона здесь однозначны в обоих случаях. Тротуар или прилегающая территория, являющаяся газоном, не могут использоваться для автомобилей, за редким исключением, специально оговоренным в ПДД. Это касается не только движения, но и парковки. Нарушение этого правила грозит водителю штрафом. Его размер будет определен согласно соответствующей статье КоАП РФ.
Предлагаем ознакомиться: Дмс для сотрудников это
Что же означает «езда по тротуару»? Это непрерывное движение автотранспорта без остановок по участку, предназначенному для безопасного передвижения пешеходов. Если машина остановилась, то это уже другое нарушение — стоянка на тротуаре. Об этом подробнее можно почитать в этой статьей.
За езду по тротуарам не наказывают в отдельных случаях:
- Транспортные средства служб спасения, скорой, полиции и пожарных могут ехать по тротуару для оказания помощи людям, если другого способа подъезда не предусмотрено.
- Транспортные средства торговых компаний могут подъезжать к магазинам через тротуар, если иначе осуществить разгрузку невозможно. При этом водитель должен помнить о безопасности других участников движения и пешеходов, двигаясь медленно и аккуратно.
- Если нужно объехать препятствие. Например, когда на дороге произошло столкновение автомобилей и объехать препятствие нет возможности.
- Если нужно покинуть двор. Здесь ситуация спорная. Если во дворе жилого дома предусмотрена парковка, а покинуть его можно только через тротуар. Хотя инспектор может и наказать за данное правонарушение, оспорить его возможно.
Возможно ли оспорить штраф?
Конечно, далеко не каждый протокол нарушения ПДД учитывает истинные намерения автовладельца, а также сложившуюся ситуацию. Поэтому любой гражданин может оспорить вынесенное по нему решение. Для этого необходимо в течение 10 дней обратиться с жалобой в одну из следующих инстанций:
- Начальник отделения ГИБДД, инспектор которого принял решение;
- Вышестоящий отдел ГИБДД, в подчинении которого находится территориальное;
- Районный суд;
В качестве аргументов для отстаивания своей точки зрения владелец ТС может указать:
- Факты, подтверждающие невозможность проехать другим способом;
- Доказательства нахождения его самого или его транспортного средства в ином месте;
- Сослаться на отсутствие дорожных знаков или разметки, обозначающих зону пешеходов.
Возможно ли оспорить штраф?
Конечно, далеко не каждый протокол нарушения ПДД учитывает истинные намерения автовладельца, а также сложившуюся ситуацию. Поэтому любой гражданин может оспорить вынесенное по нему решение. Для этого необходимо в течение 10 дней обратиться с жалобой в одну из следующих инстанций:
- Начальник отделения ГИБДД, инспектор которого принял решение;
- Вышестоящий отдел ГИБДД, в подчинении которого находится территориальное;
- Районный суд;
В качестве аргументов для отстаивания своей точки зрения владелец ТС может указать:
- Факты, подтверждающие невозможность проехать другим способом;
- Доказательства нахождения его самого или его транспортного средства в ином месте;
- Сослаться на отсутствие дорожных знаков или разметки, обозначающих зону пешеходов.
Чем грозит езда по тротуару
Езда по тротуару — опасный для пешеходов маневр, именно поэтому она влечет административное наказание. Опасность заключается во многом в том, что пешеходы чувствуют себя расслаблено и не следят за дорожной обстановкой, на что имеют полное право. Поэтому случаи наезда на пешеходов во время езды по тротуарам, к сожалению, не редки. Особенную угрозу такие действия представляют для детей.
Для самих же горе-нарушителей, которые решили проехаться по тротуару, такие действия грозят административным штрафом. Другие меры административной ответственности пока что не предусматриваются, однако речь об ужесточении санкций за подобные нарушения заходит постоянно. Не исключено, что в дальнейшем к таким нарушителям может применяться и лишение прав.
Мифы и фейки о попытке избежать наказания
Да, перед тем, как приступить к пояснениям данной статье о штрафе за езду или парковку на тротуарах, мы изучили, что пишут в интернете. А пишут разного рода информацию, которая не является достоверной – более того, она может быть опасной для водителя и привести, например, к административному аресту за невыполнение законного требования сотрудника полиции (статья 19.3 КоАП).
А фейки на сегодняшний день распространены нижеследующие.
- Включить «аварийку» – значит, приобрести иммунитет к штрафу. Во-первых, помимо аварийной сигнализации у вас должен быть выставлен знак аварийной остановки. Во-вторых, какая такая неисправность заставила вас оставить автомобиль именно на тротуаре?! Значит ли это, что вы заехали сюда до неисправности? Все эти вопросы задаст инспектор. Конечно, вопросов не возникнет, если машину выкинуло сюда в результате ДТП. Но это совсем другая история! Ведь мы с вами понимаем, зачем вы включили аварийку… Обратите внимание, что это не является иммунитетом и от камер автофиксации, которые зафиксируют вас. Штраф с большой долей вероятности вам выпишут всё равно. А вы потом будете доказывать, что у вас, действительно, была неисправность (опять же, вынудившая выбрать тротуар как место для остановки).
- Если вы успели покинуть тротуар до того, как инспектор подошёл к вам с целью наказания, то штраф будет незаконен, и его таким образом можно избежать. Это не так! Сотрудникам полиции дано право не только пресекать (прогнать вас с тротуара), но и выявлять нарушения и наказывать за них. Следовательно, фиксация полицейским наличия самого факта нарушения даёт тому право выписать постановление. Вы можете уехать, но тогда может добавиться ещё одна санкция – за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД. Впрочем, если вы уехали, пока тот был далеко от вас, и физически не могли видеть его требование об остановке, то штраф тут, действительно, будет незаконным.
- У инспектора нет видео или фото вашего нарушения. Ну и что! Зоркий глаз сотрудника до сих, к сожалению, является неоспоримым доказательством вашего правонарушения. Верховный суд, действительно, однажды указал, что у инспектора должны быть материалы дела, подтверждающие виновность водителя: фото- или видеоматериалы, показания свидетелей. Однако, на практике 2021 года вы можете столкнуться с тем, что при обжаловании штрафа за тротуар только на основании отсутствия доказательств со стороны сотрудника ГИБДД, суд укажет, что оснований не доверять полицейскому нет, ведь он принимал присягу.
- Если вы сидите в салоне машины, и руки ваши на руле, то можно избежать штрафа за парковку на тротуаре и настаивать на наказании за езду. Это не так. В ПДД есть чёткое определение остановки, и заключается она в прекращении движения автомобиля, а не убирании рук с руля и, тем более, вашим покиданием машины.
- Якобы избежать штрафа можно, если вы скажете, что экстренно везли лекарство больному, спешили на пожар и так далее. И снова это миф и фейк. В КоАП РФ есть статья 2.7, указывающая на крайнюю необходимость как основание для прекращения производства по делу о нарушении. Однако, вы просто не сможете доказать, зачем вам понадобился тротуар – для какой такой крайней необходимости! И «съехать» на том, это был кратчайший путь, не получится. Объективно проще пытаться доказать свою невиновность на основании статьи 2.8. Но меньше последствий будет, если вы примените статью 2.9.
Возможно ли оспорить штраф?
Конечно, далеко не каждый протокол нарушения ПДД учитывает истинные намерения автовладельца, а также сложившуюся ситуацию. Поэтому любой гражданин может оспорить вынесенное по нему решение. Для этого необходимо в течение 10 дней обратиться с жалобой в одну из следующих инстанций:
- Начальник отделения ГИБДД, инспектор которого принял решение;
- Вышестоящий отдел ГИБДД, в подчинении которого находится территориальное;
- Районный суд;
В качестве аргументов для отстаивания своей точки зрения владелец ТС может указать:
- Факты, подтверждающие невозможность проехать другим способом;
- Доказательства нахождения его самого или его транспортного средства в ином месте;
- Сослаться на отсутствие дорожных знаков или разметки, обозначающих зону пешеходов.
Для того, чтобы в ситуации, когда в отношении водителя зафиксировано нарушение, но он уверен в своей невиновности, можно было его опротестовать, существует определенный промежуток времени – 10 дней. Оспаривая выписанный штраф, автомобилист может привести следующие аргументы:
- У него не было возможности проехать иным путем;
- У автомобилиста есть доказательства того, что в момент фиксации нарушения машина находилась в совершенно другом месте;
- На том месте, где было зафиксировано нарушение, отсутствуют знаки, обозначающие пешеходную зону и ее отличительные элементы – бордюр или зеленая зона.
Итак, проезд по тротуару на транспортном средстве за рулем авто грозит водителю привлечением к ответственности и наложением штрафа в размере 2 тыс. рублей. Избежать наказания допустимо только в том случае, если водитель докажет, что иного способа проехать у него не было.
Можно ли ездить по тротуару на автомобиле
Длительное стояние в пробках, километровые заторы в мегаполисах, порой вынуждают недисциплинированных автолюбителей заезжать на тротуары, объезжая по ним препятствия, «нырять» в первый попавшийся двор, чтобы сэкономить время. Люди спешат на работу, в аэропорты, вокзалы, по срочным делам, поэтому у них часто не выдерживают нервы.
Но при всём при этом, автомобилисты знают, что езда по тротуару категорически запрещена. Необходимо помнить, что такой проезд всегда чреват наказанием от автомобильной инспекции.
Тротуар — это зона для беспрепятственного движения только одних пешеходов. За несанкционированный проезд по нему автомобилями и мотоциклами статья 12.15 КоАП РФ предусматривает наказание в размере 2 000 рублей.
Если транспортное средство остановится на тротуаре, автолюбителю придётся заплатить дополнительно — в Москве и в Санкт-Петербурге — 3 000 рублей, в остальных российских регионах — 1 000 рублей.
Автовладельцам необходимо учитывать следующее обстоятельство. Незаконной стоянкой признаётся даже такая ситуация, когда автомобиль либо мотоцикл заехал на тротуар или бордюр только одним колесом.
И ещё одно важное напоминание владельцам транспортных средств. Если вы оставили свою технику на бордюре или тротуарной дорожке, и надолго ушли, а вернувшись, обнаружили, что машины нет на месте, не отчаивайтесь. Вероятнее всего, что в ваше отсутствие её забрал эвакуатор. Получить свой автомобиль обратно, вы сможете со штрафной площадки ГИБДД, предварительно заплатив за хранение, доставку и штраф.
FAQ (часто задаваемые вопросы)
- Будет ли штраф, если заехал на тротуар случайно одним колесом? Согласно КоАП, «любая часть транспортного средства считается целым транспортным средством». Поэтому не имеет значения, целиком ваше авто припарковано на тротуаре или только одно колесо. В любом случае, это будет считаться нарушением правил парковки, за что вам выпишут штраф.
- Мне необходимо подъехать к подъезду для разгрузки авто, но этого нельзя сделать не заехав на тротуар, как быть при этом? Кратковременная остановка с выездом на тротуар для разгрузки машины не считается парковкой. Согласно ПДД, такая кратковременная остановка (до 5 минут) разрешена и штрафами не наказывается.
- Штраф за езду по тротуару такой же как и за парковку на нем? Езда по тротуару, как и парковка на тротуаре в большинстве случаев запрещены. При этом, согласно ПДД, это — два разных нарушения, из которых езда считается более опасным случаем, чем парковка. Поэтому штраф за парковку на тротуаре составляет 1000 рублей (кроме Москвы и СПб), а штраф за езду составляет 2000 рублей для любого населенного пункта в РФ.
- Можно ли припарковать мотоцикл на тротуаре, если он не мешает пешеходам? Тротуар предназначен только для пешеходов. Поэтому парковка авто, мотоциклов, мотороллеров, скутеров и даже велосипедов на тротуарах, где нет специальных разрешающих знаков или зон парковки — это нарушение ПДД.
Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:
- Обочина – часть дорожного участка, примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
- Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
- За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
- Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
- Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
- Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
- На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
- Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
- Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
- Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
- Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
- Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
- Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
- С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.
Сколько составляет штраф ГИБДД за парковку на тротуаре?
А вот санкция за остановку или стоянку на этом элементе дорожной сети есть отдельная. Она может быть как меньше, так и выше, чем за езду по тротуару. Всё зависит от того, в каком городе совершено правонарушение.
Итак, для регионов и городов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, штраф за парковку на тротуаре составляет 1 000 рублей по части 3 статьи 12.19 КоАП РФ:
3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Здесь также действует общее правило, что не всегда остановка на тротуаре запрещается. ПДД предусмотрены исключения, когда парковаться на нём можно.
Экспертное мнение
Дмитрий Тиковенко
Эксперт по автоправу. Стаж 7 лет. Области специализации: гражданское право, споры по ОСАГО и ДТП
Движение по тротуару запрещено и наказывается штрафом по ч. 2 ст. 12.15 КоАП в размере 2000 рублей, но есть исключение для машин, которые подвозят грузы или товары к торговым объектам. Если у вас есть такой магазинчик, то к нему вы можете подъехать и выгрузиться. Но сразу по завершению работ необходимо будет так же по кратчайшему пути покинуть тротуар.
Можно ли оспорить протокол
Езда по тротуару относится к наиболее часто оспариваемым правонарушениям. Особенно это актуально в мегаполисах и больших городах.
Практика показывает, что сотрудники ГИБДД наказывают штрафами, как правило, только тех нерадивых водителей, которые едут по тротуару с задачей объехать пробку, сократить путь и так далее. Практически всегда с первого взгляда понятно, для чего человек заехал на него. Но если представители правопорядка всё же оштрафовали водителя за езду по тротуару, а он с этим категорически не согласен, то есть возможность оспорить действия сотрудников ГИБДД. Составленный протокол водителю лучше подписать, но в комментариях он обязательно должен отметить, что несогласен с инкриминируемым ему правонарушением и объяснить причины своего манёвра. Можно попытаться разрешить ситуацию на месте, подробно и аргументировано объяснив инспектору причины своего поведения. Если же это не удалось, то дальнейшее развитие событий переходит в русло судебного разбирательства. Есть ещё возможность оспорить постановление о штрафе, подав заявление в местное управление ГИБДД.