Почему Михаил Жванецкий был главным сатириком России?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему Михаил Жванецкий был главным сатириком России?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На вечера в студенческий театр Жванецкого попасть было проблематично, концерты проходили в полностью заполненных залах. Жванецкий писал миниатюры и монологи, которые потом сам исполнял. После окончания учебы в институте, он работал в Одесском порту механиком, после инженером подъемно-транспортных механизмов на заводе «Продмаш». «Восемь лет погрузки-выгрузки, – вспоминает Михаил Маньевич, – разъездов на автопогрузчике, сидения в пароходе, в трюме, в угле, когда видны только глаза и зубы. Там я мужал…» Михаил Жванецкий на видео Затем Михаил перешел работать в Центральное проектно-конструкторское бюро. Через некоторое время Михаил Жванецкий познакомился с Романом Карцевым, а позже с Аркадием Райкиным . Райкин взял произведения Жванецкого в репертуар своего театра. Позднее Аркадий Исаакович пригласил Михаила Жванецкого работать в своем театре в должности завлита. Настоящая известность пришла к писателю после того, как Райкин начал самолично исполнять миниатюры Михаила. Чуть позже под руководством Аркадия Исааковича Райкина, театр поставил программу «Светофор» по произведениям Михаила Жванецкого. В программе звучали легендарные миниатюры: «Авас», «Век техники», «К пуговицам претензий нет». Виктор Ильченко, Роман Карцев и Михаил Жванецкий Работая в театре Райкина, Жванецкий писал миниатюры и монологи для Романа Карцева и Виктора Ильченко. Михаил Маньевич, обретя свой индивидуальный стиль, понял, что может работать самостоятельно. Жванецкий покинул театр Аркадия Райкина.
В 1970 году Михаил Жванецкий, совместно с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, создали Театр миниатюр в Одессе. Театр пользовался успехом у зрителя. В это время Жванецкий работал артистом разговорного жанра. Он был приглашен в Московский театр миниатюр на должность помощника главного режиссера. Пару лет Михаил Маньевич был режиссером-постановщиком Государственного концертно-гастрольного объединения «Росконцерт». Позже был приглашен в издательство «Молодая гвардия» литературным сотрудником.
В конце 80-х писатель создал театр миниатюр в Москве, где стал его художественным руководителем. В театре были сыграны спектакли по таким произведениям писателя, как «Птичий полет», «Избранное», «Политическое кабаре», «Искренне ваш», «Моя Одесса», «Бенефис», «Престарелый сорванец» и многие другие. Михаил Жванецкий руководит театром миниатюр Михаил Жванецкий — автор знаменитых миниатюр: «Не пойму, что с людьми происходит», «День, полный жизни», «Только приятное», «Физкультурно-одаренный», «У меня все хорошо», «Слова, слова…», «Странный мальчик», «Города», «Как лечат стариков», «Сила слова», «В век техники», «Диспут», «Ваше здоровье?», «Пить вредно». Михаил Жванецкий. Без мозгов Михаил Жванецкий написал несколько книг и сборников («Встречи на улице», «Год за два», «Когда нужны герои», «Моя Одесса», «Одесские дачи»), выпустил 4 тома «Собрание произведений».

Творческий путь Михаила Жванецкого

Родился Михаил Михайлович Жванецкий 6 марта 1934 года в Одессе. Родители будущего писателя по национальности были евреями. Некоторое время семья жила в поселке Томашполь, расположенном в Винницкой области. Папа работал хирургом, занимал должность главврача местной больницы, а мама была стоматологом.

Когда началась война, отца отправили на фронт, где он служил военным врачом. Маленького Мишу вместе с мамой эвакуировали в Ташкент. В 1945 году семья вернулась в Одессу, где будущий сатирик окончил школу. Подростковые годы биографии прошли в уютном еврейском дворике, что позволило в дальнейшем создавать колоритные монологи.

В 1951 году Жванецкий поступил в Одесский институт инженеров морского флота, параллельно с учебой участвовал в художественной самодеятельности. После получения диплома инженера-механика Михаил устроился на работу механиком морского торгового порта. Спустя время он начал трудовую деятельность на заводе, где работал несколько следующих лет. Специализировался на подъемно-транспортных механизмах.

Михаил Жванецкий родился в Одессе в еврейской семье, в которой оба родителя были врачами. Папу звали Эммануилом (Мане), а отсюда напрашивается вывод, что Михаил Михайлович — это творческий псевдоним. Детство и юность он провел в этом колоритном городе, что сильно сказалось на его творчестве. Когда началась Великая Отечественная война, вся семья была эвакуирована в Среднюю Азию, но в 1945 году родители вместе с Мишей вернулись на родину.

Путь к творчеству у писателя был достаточно долгим. Изначально Михаил даже не планировал становиться писателем и актером. После школы он поступил в Одесский институт инженеров морского флота, а после выпуска 8 лет проработал обычным механиком в порту.

Во время обучения Жванецкий часто играл в театральных постановках, и это ему сильно нравилось. Также он пробовал писать собственные постановки, которые ставил вместе с Виктором Ильченко и Романом Карцевым. В результате знакомство с ними и определило его дальнейшую судьбу.

Публика часто ассоциирует текст не с автором, а с исполнителем. Получалось, что Жванецкий всегда был «за кадром». В 1970 году юморист начинает сольную карьеру при Одесской филармонии. В 1972 г. успешного артиста разговорного жанра приглашают в Москву ассистентом главного режиссера Театра миниатюр. Там юморист «дорос» до художественного руководителя.

Жванецкий выбивался из ряда других артистов разговорного жанра правдорубством, граничащим с диссидентством. Чего стоит, например, фраза: «Украл диссертацию, не строй мост! Иди в политику – там таких много». Монологи сатирика расхватывались народом на цитаты, становились афоризмами».

Жванецкий доказал, что сам может талантливо подать собственные тексты, вынуждая зрителей плакать от смеха. Стоит вспомнить монологи:

  • «Слово из 3-х букв»;
  • «Алло! Это Баба Яга»;
  • «Жизнь коротка».
Читайте также:  Работа в полиции. История профессии, ее значимость и основные требования

Сатирик писал тексты и для других исполнителей-юмористов: А. Райкина, дуэта Карский-Ильченко, Л. Полищук, С. Юрского, Г. Хазанова, Л. Ярмольника. По произведениям Жванецкого были поставлены спектакли:

  • «Престарелый сорванец»;
  • «Политическое кабаре»;
  • «Искренне ваш»;
  • «Бенефис»;
  • «Моя Одесса»;
  • «Птичий полет и другие».

В 1970 году наш герой вернулся в Одессу. Жванецкий начал сотрудничать с местной командой КВН. Там он познакомился с новой избранницей. Надежда Гайдук покорила его естественной красотой и высоким интеллектом. Она была выпускницей театрально-художественного училища, а в клубе трудилась художником по костюмам. Миша буквально по пятам за ней ходил, осыпал комплиментами, записывал в блокнот ее шутки.

Через год красавица уехала в Москву. Но они продолжали общаться по переписке. Серьезные отношения у Михаила и Надежды завязались, когда сатирик вернулся в Ленинград. Пара жила на два города – Москву и Питер. Их это вполне устраивало. Влюбленные не спешили в ЗАГС. На 10-м году отношений у М. Жванецкого и Н. Гайдук родилась дочка, которую назвали Елизаветой. Однако счастливая семейная жизнь у них не сложилась. Надежда узнал о том, что у Михаила в Ленинграде есть любовница. Это стало жирной точкой в их отношениях. Надя записала дочь на свою фамилию.

Попросили «на выход»?

Впрочем, из Театра Эстрады он ушел гораздо раньше, в 1969-м. Причины называют разные. Среди очевидных – невозможность ужиться под одной крышей двум гениям, творческие разногласия, честолюбие, желание быть первым. А также концерты, которые Жванецкий стал давать в обход основного места работы. В советское время с таким «совместительством» было строго, в итоге Райкин попросил Жванецкого «на выход».

«Сейчас я понимаю, что он был прав, – вспоминал Михаил Михайлович в одном из интервью. – Не может человек, работавший на штатной должности в его театре выступать где-то на стороне под защитой имени Райкина. А я как раздухарившийся в погоне за успехом стал там пощипывать, там покусывать — чисто клопиное поведение. Ему пошли сигналы из обкома партии, из других мест. В результате директор театра мне сказал: «Аркадий Исаакович решил с тобой расстаться».

И хотя сначала уход был болезненным, затем все обиды прошли, и они общались, как добрые друзья. Впрочем, дух соперничества, конкуренции между ними не исчезал, что делало эту негласную дуэль еще более захватывающей.

«Творческий путь Михаила Михайловича Жванецкого начался в Ленинграде, именно на сцене нашего театра, – рассказал народный артист РФ руководитель Театра Эстрады Юрий Гальцев. – Когда-то его пригласил сюда Аркадий Исаакович Райкин, увидев выступление в Одессе. Жванецкий стал завлитом, писал для Райкина, Карцева, Ильченко. Поэтому нам всем этот человек очень близок, очень дорог. Это особенная страница в нашей истории. С ним ушла целая эпоха – эпоха умного, мудрого, философского, но удивительно понятного миллионам людей юмора. А его уважительное отношение к зрителю! Какая это редкость в наши дни. Его уход – огромная потеря для нашего театра, нашей эстрады и всей страны».

Михаил Жванецкий не имел социальных сетей и не публиковал снимки из своей жизни. Единственная официальная информация появлялась на личном сайте артиста.

Ещё в 2002 году Михаил Жванецкий подвергся нападению на дороге. Бандиты избили и оставили сатирика на пустыре, забрав при этом машину вместе с документами и деньгами. Спустя время нападавшие были найдены и арестованы. Михаил Жванецкий тяжело перенёс нападение, ведь на тот момент ему было уже 68 лет.

В конце 2019 года в прессе появилась информация о том, что что Михаил Жванецкий болен раком. Как позже выяснили журналисты, у артиста обнаружили рак предстательной железы. О заболевании Жванецкий узнал незадолго до Нового года и срочно начал лечение. Сам он отрицал наличие тяжёлого недуга, но близкие артиста объясняли это тем, что он не приемлет жалости. По словам коллег, Михаил действительно боролся с онкологией.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Михаилу Жванецкому

Рост, вес, возраст. Сколько лет Михаилу Жванецкому? — этими вопросам часто задаются поклонники знаменитого одессита. Сегодня найти ответы на них, намного проще, чем в советские годы, на которые пришёлся пик популярности сатирика.

Открывая практически любую страницу в сети интернет по теме творчества и жизни Жванецкого, можно узнать, что рост юмориста составляет 171 см, а вес 75 кг. Возраст узнать ещё проще, дата рождения артиста указана на официальной странице в википедии. Жванецкий родился 6 марта 1934 года, таким образом сегодня ему 84 года. При это он по-прежнему находится в добром здравии, продолжает писать, сниматься на телевидении, давать концерты по миру

Лучшие цитаты о женщинах от Михаила Жванецкого

Коллектив журнала ФотоЭльф «Уход за кожей лица» предлагает вашему вниманию лучшие цитаты о женщинах от Михаила Жванецкого.

С женщиной можно делать все, что угодно, только ей нужно постоянно объяснять, что же мы в данный момент делаем.

Среди всех женщин мужчина сначала выбирает веселую. Среди веселых — красивую. Среди красивых — умную. Среди умных — нежную. Среди нежных — терпеливую.

Я считаю, что мужчина, который говорит «я люблю женщин», он рассказывает нам о себе. А мужчина, который говорит «я люблю женщину», рассказывает нам о ней.

Холодная женщина — это не вчерашний суп, ее не подогреешь.

Читайте также:  Как правильно рассчитывается налог на недвижимость

Женщину скандал не портит, а освежает. Она скандалит и живёт. А вам скажешь: чтоб ты подох,-вы тут же исполняете.

… ты сам такой, какая женщина возле тебя, ты в её вкусе.

«Любовь – это великое противостояние двух систем. Любить мы можем не тех, кого бы надо, даже не тех, кого бы хотелось, а совсем других, вызывающих у нас это внутреннее состояние. Уважать человека – одно, а любить его – совсем третье. Любить, как любят ребёнка. Получать от него загадочные токи, тревожиться о нём за тридевять земель. Видим глазами, слышим ушами, а любим сердцем. И даже абсолютно здоровые люди, попадая в эту ситуацию, сразу ощущают, где оно находится… Всем сердцем любя!».

«Не можешь любить – сиди дружи!».

«Почему «уйди» мы кричим, а «приди» – шепчем? Когда надо бы наоборот».

«Любовь – это когда пишешь пальцем слова на теле любимой, и она читает».

«Я тебя настолько изучил. Я один знаю, что поцеловать, чтобы ты замолчала, и на что нажать, чтобы ты начала говорить».

Очень большие трудности у киношников. Самые большие, жуткие трудности у киношников. Прямо не знаешь. Требования к достоверности возросли, а танков старых нет, маузеров мало. Фрак народ носить разучился. Хамство и грубость в Сибири как раз получается ничего, а образование в Петербурге не идет пока. Аристократизм в Петербурге пока не идет. Если герой просто сидит — еще ничего, а как рот откроет — так пока не идет. Или, там, собственное достоинство, вот эта неприкасаемость личности…

Чувствуется, что ему рассказывали. Может, требовали, ругали, зарплаты лишали, по больничному не платили. Ну, чтобы сыграл он чувство этого достоинства. И, видимо, хочет: и голову поднимает, и на цыпочки, и выпивает, чтоб укрепиться, но еще не знает как.

Женская гордость — так, чтоб без мата, изнутри… Ну, еще когда лежит, укрывшись простыней, диктор говорит: «Гордая очень». А когда откроется, так еще пока не доносит — вздрагивает, косится, и это еще чувствуется.

Граф английский — тоже неловко, боком, все боится войти к себе в замок. Ну, если пиджак от шеи на четверть отстает и шейка как пестик в колоколе, как же ты аристократизм покажешь, если штаны и пиджак надо непрерывно поддерживать?! Или руку королеве целовать, или панталоны держать. И руку пока еще надо у нее искать: она тоже пожать норовит.

Еда не дается пока, вот не само глотание, а еда как трапеза. Старух на консилиум приглашали, но и они подрастеряли искусство еды: тоже норовят целиком заглотнуть и еще — в сумку. А это реквизит.

И старики подзабыли ходьбу такую, чтоб пиджак не двигался отдельно от хозяина. Или — весь гитлеровский штаб в мундирах не по размеру, а диктор говорит, что вся Европа на них работает. Но это все внешне, конечно, и раздражает какого-то одного, кто остался в живых и еще помнит.

Внутренне плохо идут споры, даже литературные. Все как-то придерживаются одного мнения и, ради бога, не хотят другого, ради бога.

Пока еще смешно выглядит преданность одного мужчины одной женщине, пока смешно выглядит. И вообще, обращение с женщиной, все эти поклоны, вставания, уважение, преклонение… Их делают, конечно, но за очень дополнительные деньги. Консультант один, лет восьмидесяти двух, тоже уже замотался: Душанбе, Киев, Фрунзе, Ташкент… «Извольте, позвольте», «Только после вас», «Я был бы последним подонком, мадам, если бы оставил вас в соответствующем положении». Не идет фраза: «Позвольте, я возьму на себя» — или: «Вам ведь трудно, разрешите я…» А уж фраза: «Я вами руководил, я отвечу за все» — прямо колом в горле стоит. А такая: «Мне не дорого мое место, дорого наше дело» — получается только по частям.

Сложно пока стало играть эрудированного, мыслящего человека, и хоть исполнитель морщит лоб и прищуривается, такой перекос лица еще не убеждает.

Сохранились костюмы и обувь, но, когда мы над старинной дворянской одеждой видим лицо и всю голову буфетчицы современного зенитного училища, что-то мешает нам поверить в ее латынь.

Группа американских ковбоев на лошадях пока еще криво скачет, и даже у лошадей наши морды.

Ну а там — баночное пиво, омары, крики «Я разорен!» или «Мне в Париж по делу!» хоть и русским языком, но ни исполнитель, ни аудитория этого языка пока не понимают.

Но с уходом стариков со сцены и из зала равновесие между экраном и зрителем постепенно восстанавливается.

1981

Мы живем в век техники. Выходим на международные рынки. Машины у нас хорошие, отличные, но их надо рекламировать.

Вот на заводе номер восемь дробь шесть, вобщем, на одном из наших предприятий изобретатель Серафим Михайлович… Вобщем, один чудак изобрел машину для этого… В общем, не дураки сидят.

Целый год работал над машиной, и решили машину в Париж на выставку отправить. Правда, самого не пустили, у него кому-то чего-то не понравилось в рентгене, анализы у него не те. Так что поехал я, у меня в этом смысле не придерешься — все качественное и количественное. И девчушка еще из колхоза поехала, ей давно обещали во Францию. Девчушка как раз еще кое-что в физике помнила. А я сам, понимаешь, подустал… Все это мотаешься, гоняешься, перевариваешь эти процессы, все это осваиваешь, так что уже элементарные законы начинаешь подзабывать. Не то что там Джоуля-Ленца или Ома, но и Архи… этого… меда уже конкретно себе в лицо представить не можешь. Вот так! Но дядя я представительный, сами видите, черная тройка, баретки, шляпа сидит, как на гвозде.

Читайте также:  Транспортный налог для Москвы и Московской области

Пред отъездом с изобретателем переговорили: выяснили там, какие заряды, какие притягиваются, какие оттягиваются… Ну, вобщем, сели, поехали! Приезжаем, слышу на платформе: «Пардон, пардон.» Что же это, уже Париж? Ну, прибыли в павильон, распаковались. Народу набежала уйма. Машина — всеобщий восторг!

Я уже речь толкнул и закончил по-французски. Так и сказал: «Селяви!» в смысле — есть что показать! Народ мне кричит: «Включайте». Я уже через переводчика говорю: «Нам понятно, граждане французы, ваше нетерпение…»

Только это я сказал…

И вот тут мы куда-то что-то воткнули…

Потом меня спрашивали: «Куда ты воткнул, вспомни давай!»

Комиссия приехала из Москвы, меня спрашивала «Куда ты втыкал, ты можешь вспомнить?» Какое вспомнить, когда врачи ко мне вообще два месяца не допускали, у меня состояние было тяжелое.

Девчушка, та покрепче оказалась, но у нее что-то с речью случилось и не может вспомнить, как доить. Принцип начисто забыла. Откуда молоко берется, не помнит. Сейчас ее колхоз за свой счет лечит, врачи говорят, есть надежда.

Ну, павильон-то быстро отремонтировали, там ерунда, только крышу снесло.

Машину собрали… в мешок и привезли уже другие люди. Хотели изобретателя под стражу взять, но я в это время в больнице лежал, тут за него коллектив поручился, так что просто взяли подписку о невыезде. Легко отделался…

Я вот, как видите… Маленько перекос, и вот не сгинается. Говорят, могло быть хуже. Но, ничего, я подлечусь. Живем в век техники! Так что, может, еще и в Японию поеду!

А что вы думаете? Селяви!

1965 – 1969

Для Р. Карцева и В. Ильченко.

Чувство юмора – прекрасное чувство. Оно необходимо каждому человеку. И как жаль, когда у некоторых его нет.

Вот у нас в институте произошел такой случай. Есть у нас грузин, студент, по фамилии Горидзе, а зовут его Авас, и доцент Петяев, страшно тупой. Вызывает доцент этого грузина к доске и спрашивает:

«Как ваша фамилия?».

«Горидзе».

«А зовут вас как?».

«Авас».

«Меня Николай Степанович, а вас?».

«Авас».

«Меня Николай Степанович, а вас?».

«Авас».

«Меня Николай Степанович! А вас?!».

«Авас».

Так продолжалось два часа. Он никак не мог выяснить, как зовут этого грузина.

(Входит.) – Что вы смеетесь? Я тоже хочу.

– Да я тут рассказываю… У нас в институте произошел такой случай. Есть у нас грузин, студент, по фамилии Горидзе, а зовут его Авас. И доцент Петяев, страшно тупой. Вызывает доцент этого грузина к доске и спрашивает:

«Как ваша фамилия?».

«Горидзе».

«А зовут вас как?».

«Авас».

«Меня Николай Степанович, а вас?».

«Авас».

«Меня Николай Степанович, а вас?».

«Авас».

«Меня Николай Степанович! А вас?!».

«Авас».

Так продолжалось два часа. Он никак не мог понять, как зовут этого грузина.

(Пауза.).

– Есть у нас грузин, по фамилии Горидзе, а зовут его Авас. Зовут его так – Авас. Да, назвали его так, он не виноват. Авас. Тебя как зовут?

– Степа.

– Ну вот. Ты Степа, а он Авас. Он Авас, а ты Степа. Грузин Авас…

– А кто Степа?

– Ты Степа! А он Авас. А доцент тупой. А ты Степа. А он тупой. Вызывает доцент этого грузина к доске и спрашивает:

«Как ваша фамилия?».

«Горидзе».

«А зовут вас как?».

«Авас».

(Пауза.).

– Кого?

– Что – кого?

– Кого он спрашивает все время периодически?

– Периодически? Кого спрашивает? Кто спрашивает? Грузин?

– Какой грузин?

– Есть у нас грузин! И доцент тупой! Вызывает он этого грузина к доске и спрашивает: «Ваша фамилия?». «Горидзе». «А зовут вас как?» Он говорит: «Грузин». То есть «доцент». То есть «грузин». Нет, грузин думал, что он спрашивает его, грузина… то есть доцента, а доцент думал, что он его спрашивает…

– О чем?

– О грузине. Нет, о доценте. Он говорит: «Как ваша фамилия?» «Горидзе». «А зовут вас как?» Он говорит: «Авас». Он говорит: «А я доцент». А тот говорит: «А я грузин». А доцент говорит: «А я кто?» А он говорит: «Вы тоже грузин».

– Так они оба были грузины?

– Вот это я не помню. Один был грузин, а другой… Степа!

– Да это я Степа.

– Ты Степа? А кто грузин? Грузин не знал, что он грузин…

– Ему не сообщили?

– Сообщили, но поздно. Он уже был Авас!

– Давай еще раз!

– Есть у нас грузин и доцент тупой. Страшно тупой.

– А грузин?

– А грузин нет. И ты тоже. Вместе с доцентом. – Ну?

– Вызывает он его к доске – Авас, Авас, Авас, Авас!

– А-а-а! Ну и что?

– Ничего.

– А чего вы смеялись?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *