Выход на пенсию в РБ 2024

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выход на пенсию в РБ 2024». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Но здесь не все так просто, речь идет не о фактическом прошлом заработке пенсионера в рублях, а о расчетной величине. Напомним, что 5-10 лет назад зарплата в рублях была в 2-4 раза ниже чем теперь. При прямом расчете, особенно у тех, кто ушел раньше, пенсии были бы мизерными. Потому применяется метод расчета коэффициентов от среднего заработка.

Пенсия в Беларуси – денежная регулярная выплата, которая полагается человеку при наступлении определенного условия. Чаще всего таким условием является достижение установленного пенсионного возраста. Другие условия – потеря трудоспособности, присвоение группы инвалидности, потеря кормильца и т.д. Выплата пенсионного обеспечения осуществляется как из государственных фондов, так и негосударственных (средства физических лиц, частных фирм).

В РБ функционируют трудовые и социальные пенсии. Система индивидуальных счетов практически не представлена. Перерасчет социальных пенсий происходит 4 раза в год – 1 ноября, 1 февраля, 1 мая и 1 августа. Это даты ежегодного увеличения бюджета прожиточного минимума (БПМ), к которому привязаны социальные и минимальные трудовые пенсии. В 2024 году тоже будут плановые повышения трудовых пенсий.

Однако, с 2024 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.

  • дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
  • инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
  • детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
  • мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).

На заметку
Работник-пенсионер может отказаться от получения пенсии на время работы с целью ее увеличения в будущем. Это можно сделать сразу после назначения пенсии. В данном случае работодателю целесообразно передать заявление об отказе работника одновременно с документами для назначения ему пенсии .

Судебная практика
При подаче документов на оформление пенсии работнику работодатель не представил копию удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вследствие этого работник не получал полагающуюся ему доплату к пенсии. Материальный ущерб в виде неполученных сумм доплат к пенсии был взыскан с работодателя в пользу работника.

Порядок назначения пенсии начинается с момента получения от работника заявления о назначении пенсии по установленной форме (далее — заявление). Напомним, что работающие граждане обращаются за назначением пенсии через своих работодателей по месту последней работы .

Кому полагается досрочная пенсия

Одна категория досрочного выхода на пенсию описана выше – те, кто отработал 42/37 лет и прожил 60/55 лет, получают право стать пенсионером, если до официального срока остаётся не более двух лет.

Такое же право имеют те, кто не могут найти работу (был уволен из-за ликвидации компании или сокращению штатов), а им осталось до официального срока не более двух лет – по решению службы занятости. Это условие существовало и до реформы. У таких предпенсионеров есть выбор – они могут пока не оформлять пенсию, а получать спец. безработное пособие в размере 12,8 тыс. руб.

Третья категория льготного возраста – дальневосточники и жители дальнего севера. У них также установлен поэтапный досрочный выход на пенсию (на 5 лет) с ориентиром 60/55 лет. Но это применяется при достижении обязательного северного стажа (который остаётся прежним) – 20/15 полных лет, соответственно для КС, ДВ и для приравненных территорий.

Остаётся прежним страх. стаж – 25/20 лет для м/ж. Эта категория тоже выходит на новые сроки по графику.

Четвёртая категория льготников – не установлен график и новые пенсионные сроки для малых северных народов и матерей-северянок с минимум двумя детьми. Для них ничего не изменилось.

Кому достаточно 5 и 10 лет трудового стажа для выхода на пенсию?

В Минтруда также отметили, кто из белорусов может рассчитывать на пониженный страховой стаж для выхода на пенсию. 10 лет, например, достаточно матерям с четырьмя детьми. Также этим правом обладают те, кто ухаживал за малолетними детьми, инвалидами I группы или престарелыми. В числе льготников те, кто проходил военную службу в течение как минимум 10 лет, но не имеет права на «военную» пенсию.

Всего пять лет страхового стажа для выхода на заслуженный отдых нужно женщинам, родившим пять и более детей, инвалидам с детства, родителям детей-инвалидов, инвалидам войны, матерям военнослужащих, погибших при исполнением обязанностей, а также белорусам, которые до достижения пенсионного возраста официально были инвалидами 1 или 2 группы на протяжении как минимум 21 года.

Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?

Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.

Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.

Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.

Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.

Положительные последствия увеличения пенсионного возраста

Увеличение пенсионного возраста в Республике Беларусь в 2024 году приведет к ряду положительных последствий. Во-первых, это позволит сохранить финансовую устойчивость пенсионной системы. В условиях демографического кризиса и увеличения средней продолжительности жизни, увеличение пенсионного возраста позволит сбалансировать соотношение между числом пенсионеров и числом работающих граждан, что будет способствовать накоплению средств в Пенсионном фонде и обеспечению выплат по пенсиям.

Во-вторых, увеличение пенсионного возраста позволит продлить активное участие людей в трудовой деятельности. Это будет способствовать сохранению и повышению профессиональных навыков, а также укреплению физического и психологического здоровья граждан. Работа является не только источником дохода, но и средством самореализации и социального взаимодействия, поэтому увеличение пенсионного возраста позволит людям продолжать активную и полноценную жизнь.

В-третьих, увеличение пенсионного возраста будет способствовать развитию экономики страны. По мере старения населения, общество нуждается в опытных и квалифицированных специалистах, которые смогут создавать новые рабочие места и привлекать инвестиции. Увеличение пенсионного возраста позволит сохранить и использовать потенциал более зрелых и опытных работников, что положительно скажется на развитии экономики страны.

Таким образом, увеличение пенсионного возраста в Республике Беларусь в 2024 году имеет ряд положительных последствий. Оно способствует финансовой устойчивости пенсионной системы, продлевает активное участие людей в труде и способствует развитию экономики страны.

Социальные последствия увеличения пенсионного возраста

Увеличение пенсионного возраста в 2024 году в Республике Беларусь неминуемо повлечет за собой ряд социальных последствий. В первую очередь, это касается около трех миллионов граждан, которые будут вынуждены продолжать работу до позднего возраста.

Один из главных аспектов социальных последствий заключается в ухудшении здоровья работающих пенсионеров. Частое проблема в пожилом возрасте приводит к необходимости обращения к медицинским услугам и большему расходу на лекарственные препараты, что негативно сказывается на финансовом положении пенсионеров.

Кроме того, увеличение пенсионного возраста может столкнуть старшее поколение с проблемой поиска работы или утраты источника дохода, особенно для сотрудников, занимающихся физическим трудом. Это может привести к увеличению численности безработных пенсионеров и социальной напряженности в обществе.

Другим социальным последствием является ухудшение качества жизни пенсионеров. Увеличение пенсионного возраста означает, что пожилые люди будут проживать меньшую часть своей жизни на пенсии, что может сказаться на их возможности отдыхать и наслаждаться свободным временем после тяжелой трудовой деятельности.

Более высокий пенсионный возраст также может повлиять на демографическую ситуацию в стране. Многие молодые люди могут задуматься о возможности уехать за границу в поисках лучших условий жизни и работы, что может привести к сокращению численности трудоспособного населения.

В целом, увеличение пенсионного возраста в 2024 году имеет серьезные социальные последствия, которые требуют внимательного анализа и принятия соответствующих мер для защиты и поддержки пожилых граждан.

Необходимый стаж работы для женщин

Для того чтобы получить пенсию по старости в Беларуси женщинам необходимо отработать определенный стаж. Согласно законодательству, женщины могут уйти на пенсию в возрасте 55 лет, если имеют стаж работы 20 лет. Однако, с каждым годом этот необходимый стаж будет увеличиваться на 3 месяца.

Таким образом, в 2024 году женщинам понадобится отработать уже 20 лет и 9 месяцев для получения пенсии в возрасте 55 лет. Для женщин, которые приступили к работе после 1 января 2017 года, необходимый стаж составит 22 года и 9 месяцев.

Важно отметить, что для некоторых категорий женщин существуют особые льготы по стажу. Например, женщины, которые работали в особых условиях (вредные или опасные производства), могут уйти на пенсию раньше, сокращая необходимый стаж на 5 лет.

Также стоит учесть, что стаж работы включает не только фактическую работу, но и дополнительные периоды, такие как обучение в учебных заведениях, уход за детьми до 3-х лет, а также уход за инвалидами. Все эти периоды могут учтены при расчете необходимого стажа для получения пенсии.

Следует заметить, что информация о необходимом стаже работы для женщин может быть изменена законодательством. Поэтому перед принятием решения об уходе на пенсию, женщины рекомендуется проверить актуальные условия и требования, действующие на момент подачи заявления на пенсию.

Читайте также:  Какие штрафы за переоборудование автомобиля в 2024 году

Возможность заработать дополнительный стаж работы

Для получения пенсии женщинам в Беларуси необходимо иметь определенный стаж работы. Однако существуют возможности заработать дополнительный стаж, который может увеличить размер будущей пенсии.

Во-первых, женщины могут продолжать работать после достижения пенсионного возраста. Если женщина продолжает работать и у нее есть трудовой стаж после достижения пенсионного возраста, это время будет учитываться и добавляться к ее общему стажу работы.

Во-вторых, женщины могут получать дополнительный стаж работы за выполнение определенных видов деятельности. Например, многие женщины могут участвовать в программе добровольного страхования от несчастных случаев на производстве и получать за это дополнительный стаж работы.

Также существует возможность заработать дополнительный стаж работы за участие в общественно полезных работах. Женщины могут принимать участие в различных видах волонтерской деятельности, включая работу с детьми, помощь пожилым людям и другие виды общественных работ. За каждый год такой деятельности женщина может получить дополнительные баллы, которые будут добавлены к ее стажу работы.

Важно отметить, что получение дополнительного стажа работы может повысить размер будущей пенсии. Поэтому женщины могут использовать все возможности для заработка дополнительного стажа, чтобы обеспечить себе достойную пенсию в будущем.

Процесс повышения пенсии

Во-вторых, повышение пенсий будет происходить поэтапно. Сначала будет увеличен базовый размер пенсии, затем будет учитываться стаж работы и выплачиваться надбавка за каждый отработанный год. Таким образом, пенсионеры с более продолжительным стажем работы будут получать большую сумму пенсии.

В-третьих, будет установлено единое максимальное значение пенсии, которую можно получать. Это поможет предотвратить ситуацию, когда люди с очень высокими заработками получают огромные пенсии, в то время как пенсионеры с низкими доходами остаются без должной поддержки.

Помимо этих основных изменений, также планируется улучшение транспортной доступности для пенсионеров, расширение мер социальной поддержки и создание дополнительных возможностей для трудоустройства пожилых людей. Все эти меры будут направлены на улучшение качества жизни пенсионеров и создание комфортных условий для их самореализации и активного участия в общественной жизни.

В целом, процесс повышения пенсии в Белоруссии в 2024 году представляет собой комплексную программу, которая направлена на обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров и повышение их социального статуса в обществе.

Обязательным условием для назначения трудовой пенсии является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страховой стаж).

С 1 января 2023 г. в Беларуси минимальный страховой стаж, который гарантирует назначение трудовой пенсии, будет повышен до 19 лет (в 2022 г. – 18,5 лет).

К 2025 г. запланировано повышение минимального страхового стажа до 20 лет.

Периодически на разных площадках возникают дискуссии насчет включения в страховой стаж дополнительных видов деятельности, кроме работы с уплатой страховых взносов. Например, в 2020 г. установили, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию. Взносы в ФСЗН за них поступают за счет средств республиканского бюджета. Соответственно, с 2020 г. в страховой стаж включают срочную службу в армии.

Но многие другие инициативы пока заблокированы: включение в страховой стаж периодов получения высшего образования, времени декретного отпуска. Позиция регулятора высказана четко: нет вливаний в ФСЗН – нет права на пенсию.

Если страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту не хватает, может быть назначена только социальная пенсия.

Таблица выхода на персию в РБ, женщины

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1962 01.07 — 31.12.2017 55,5 01.07 — 31.12.1962 01.07 — 31.12.2018 56 01.01 — 30.06.1963 01.07 — 31.12.2019 56,5 01.07 — 31.12.1963 01.07 — 31.12.2020 57 01.01 — 30.06.1964 01.07 — 31.12.2021 57,5 01.07 — 31.12.1964 и младше 01.07 — 31.12.2022 58

Пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионер – это человек, достигший пенсионного возраста и имеющий право на выплаты от государства. Не так давно пенсионный возраст в Беларуси для женщин составлял 55 лет при стаже 20 лет. А для мужчин – 60 лет, при стаже 25 лет. Но с 2017 года происходит постепенное повышение срока выхода на пенсию. Завершение реформы планируется на 2020 год. К тому времени пенсионный возраст в Беларуси для мужчин будет составлять 63 года, а для женщин 58 лет.

Повышение пенсий в Беларуси в 2020 году была вынужденной мерой. Наблюдается падение рождаемости, старение населения и рост среднего возраста белорусов.

Выясним, сколько в Беларуси пенсионеров. В общей численности наблюдается увеличение доли этой категории населения. Количество пенсионеров в 2017 году было 2,6 млн. человек.

Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Читайте также:  Можно ли подавать заявление в ЗАГС за полгода до желаемой даты

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Изменения в возрасте выхода на пенсию

В 2024 году в Беларуси планируется внести изменения в возраст выхода на пенсию. Эти изменения будут коснуться как мужчин, так и женщин.

Согласно предложенным планам, возраст выхода на пенсию постепенно будет увеличиваться на два года. Это означает, что женщины смогут выйти на пенсию не на 55 лет, как раньше, а на 57 лет. Аналогично, мужчины смогут уйти на пенсию не на 60 лет, а на 62 года.

Эти изменения в возрасте выхода на пенсию вызваны необходимостью сбалансировать пенсионную систему страны, учитывая увеличение продолжительности жизни и демографические изменения. Также это позволит уменьшить нагрузку на пенсионный фонд и обеспечить его устойчивость в будущем.

Внесение изменений в возраст выхода на пенсию может вызвать определенные обсуждения в обществе. Некоторые критики считают, что повышение пенсионного возраста может отрицательно сказаться на здоровье и качестве жизни людей, а также означать, что люди будут работать дольше, не имея возможности наслаждаться пенсией и отдыхом. Однако, предлагаемые изменения являются необходимыми для обеспечения стабильности пенсионной системы и будущего социального обеспечения в Беларуси.

Сроки повышения пенсионного возраста в РБ

В Республике Беларусь пенсионный возраст в настоящее время составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Однако, с учетом демографической ситуации в стране, руководство государства приняло решение о постепенном повышении пенсионного возраста для обоих полов.

Согласно новым правилам, пенсионный возраст будет повышаться на 3 месяца каждый год начиная с 2021 года. Таким образом, к 2024 году пенсионный возраст для мужчин составит 63 года, а для женщин — 58 лет.

Год Пенсионный возраст для мужчин Пенсионный возраст для женщин
2021 61 лет 56 лет
2022 62 года 57 лет
2023 63 года 58 лет
2024 64 года 59 лет

Повышение пенсионного возраста необходимо для обеспечения стабильности пенсионной системы и учета увеличения продолжительности жизни. Вместе с этим, власти страны принимают меры для облегчения переходного периода и предоставления социальной поддержки гражданам, находящимся в близкой к пенсионному возрасту группе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *