Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выход на пенсию в РБ 2024». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Но здесь не все так просто, речь идет не о фактическом прошлом заработке пенсионера в рублях, а о расчетной величине. Напомним, что 5-10 лет назад зарплата в рублях была в 2-4 раза ниже чем теперь. При прямом расчете, особенно у тех, кто ушел раньше, пенсии были бы мизерными. Потому применяется метод расчета коэффициентов от среднего заработка.
Пенсия в Беларуси – денежная регулярная выплата, которая полагается человеку при наступлении определенного условия. Чаще всего таким условием является достижение установленного пенсионного возраста. Другие условия – потеря трудоспособности, присвоение группы инвалидности, потеря кормильца и т.д. Выплата пенсионного обеспечения осуществляется как из государственных фондов, так и негосударственных (средства физических лиц, частных фирм).
В РБ функционируют трудовые и социальные пенсии. Система индивидуальных счетов практически не представлена. Перерасчет социальных пенсий происходит 4 раза в год – 1 ноября, 1 февраля, 1 мая и 1 августа. Это даты ежегодного увеличения бюджета прожиточного минимума (БПМ), к которому привязаны социальные и минимальные трудовые пенсии. В 2024 году тоже будут плановые повышения трудовых пенсий.
Однако, с 2024 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.
- дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
- инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
- детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
- мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).
На заметку
Работник-пенсионер может отказаться от получения пенсии на время работы с целью ее увеличения в будущем. Это можно сделать сразу после назначения пенсии. В данном случае работодателю целесообразно передать заявление об отказе работника одновременно с документами для назначения ему пенсии .
Судебная практика
При подаче документов на оформление пенсии работнику работодатель не представил копию удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вследствие этого работник не получал полагающуюся ему доплату к пенсии. Материальный ущерб в виде неполученных сумм доплат к пенсии был взыскан с работодателя в пользу работника.
Порядок назначения пенсии начинается с момента получения от работника заявления о назначении пенсии по установленной форме (далее — заявление). Напомним, что работающие граждане обращаются за назначением пенсии через своих работодателей по месту последней работы .
Кому полагается досрочная пенсия
Одна категория досрочного выхода на пенсию описана выше – те, кто отработал 42/37 лет и прожил 60/55 лет, получают право стать пенсионером, если до официального срока остаётся не более двух лет.
Такое же право имеют те, кто не могут найти работу (был уволен из-за ликвидации компании или сокращению штатов), а им осталось до официального срока не более двух лет – по решению службы занятости. Это условие существовало и до реформы. У таких предпенсионеров есть выбор – они могут пока не оформлять пенсию, а получать спец. безработное пособие в размере 12,8 тыс. руб.
Третья категория льготного возраста – дальневосточники и жители дальнего севера. У них также установлен поэтапный досрочный выход на пенсию (на 5 лет) с ориентиром 60/55 лет. Но это применяется при достижении обязательного северного стажа (который остаётся прежним) – 20/15 полных лет, соответственно для КС, ДВ и для приравненных территорий.
Остаётся прежним страх. стаж – 25/20 лет для м/ж. Эта категория тоже выходит на новые сроки по графику.
Четвёртая категория льготников – не установлен график и новые пенсионные сроки для малых северных народов и матерей-северянок с минимум двумя детьми. Для них ничего не изменилось.
Кому достаточно 5 и 10 лет трудового стажа для выхода на пенсию?
В Минтруда также отметили, кто из белорусов может рассчитывать на пониженный страховой стаж для выхода на пенсию. 10 лет, например, достаточно матерям с четырьмя детьми. Также этим правом обладают те, кто ухаживал за малолетними детьми, инвалидами I группы или престарелыми. В числе льготников те, кто проходил военную службу в течение как минимум 10 лет, но не имеет права на «военную» пенсию.
Всего пять лет страхового стажа для выхода на заслуженный отдых нужно женщинам, родившим пять и более детей, инвалидам с детства, родителям детей-инвалидов, инвалидам войны, матерям военнослужащих, погибших при исполнением обязанностей, а также белорусам, которые до достижения пенсионного возраста официально были инвалидами 1 или 2 группы на протяжении как минимум 21 года.
Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?
Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.
Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.
Положительные последствия увеличения пенсионного возраста
Увеличение пенсионного возраста в Республике Беларусь в 2024 году приведет к ряду положительных последствий. Во-первых, это позволит сохранить финансовую устойчивость пенсионной системы. В условиях демографического кризиса и увеличения средней продолжительности жизни, увеличение пенсионного возраста позволит сбалансировать соотношение между числом пенсионеров и числом работающих граждан, что будет способствовать накоплению средств в Пенсионном фонде и обеспечению выплат по пенсиям.
Во-вторых, увеличение пенсионного возраста позволит продлить активное участие людей в трудовой деятельности. Это будет способствовать сохранению и повышению профессиональных навыков, а также укреплению физического и психологического здоровья граждан. Работа является не только источником дохода, но и средством самореализации и социального взаимодействия, поэтому увеличение пенсионного возраста позволит людям продолжать активную и полноценную жизнь.
В-третьих, увеличение пенсионного возраста будет способствовать развитию экономики страны. По мере старения населения, общество нуждается в опытных и квалифицированных специалистах, которые смогут создавать новые рабочие места и привлекать инвестиции. Увеличение пенсионного возраста позволит сохранить и использовать потенциал более зрелых и опытных работников, что положительно скажется на развитии экономики страны.
Таким образом, увеличение пенсионного возраста в Республике Беларусь в 2024 году имеет ряд положительных последствий. Оно способствует финансовой устойчивости пенсионной системы, продлевает активное участие людей в труде и способствует развитию экономики страны.
Увеличение пенсионного возраста в 2024 году в Республике Беларусь неминуемо повлечет за собой ряд социальных последствий. В первую очередь, это касается около трех миллионов граждан, которые будут вынуждены продолжать работу до позднего возраста.
Один из главных аспектов социальных последствий заключается в ухудшении здоровья работающих пенсионеров. Частое проблема в пожилом возрасте приводит к необходимости обращения к медицинским услугам и большему расходу на лекарственные препараты, что негативно сказывается на финансовом положении пенсионеров.
Кроме того, увеличение пенсионного возраста может столкнуть старшее поколение с проблемой поиска работы или утраты источника дохода, особенно для сотрудников, занимающихся физическим трудом. Это может привести к увеличению численности безработных пенсионеров и социальной напряженности в обществе.
Другим социальным последствием является ухудшение качества жизни пенсионеров. Увеличение пенсионного возраста означает, что пожилые люди будут проживать меньшую часть своей жизни на пенсии, что может сказаться на их возможности отдыхать и наслаждаться свободным временем после тяжелой трудовой деятельности.
Более высокий пенсионный возраст также может повлиять на демографическую ситуацию в стране. Многие молодые люди могут задуматься о возможности уехать за границу в поисках лучших условий жизни и работы, что может привести к сокращению численности трудоспособного населения.
В целом, увеличение пенсионного возраста в 2024 году имеет серьезные социальные последствия, которые требуют внимательного анализа и принятия соответствующих мер для защиты и поддержки пожилых граждан.
Необходимый стаж работы для женщин
Для того чтобы получить пенсию по старости в Беларуси женщинам необходимо отработать определенный стаж. Согласно законодательству, женщины могут уйти на пенсию в возрасте 55 лет, если имеют стаж работы 20 лет. Однако, с каждым годом этот необходимый стаж будет увеличиваться на 3 месяца.
Таким образом, в 2024 году женщинам понадобится отработать уже 20 лет и 9 месяцев для получения пенсии в возрасте 55 лет. Для женщин, которые приступили к работе после 1 января 2017 года, необходимый стаж составит 22 года и 9 месяцев.
Важно отметить, что для некоторых категорий женщин существуют особые льготы по стажу. Например, женщины, которые работали в особых условиях (вредные или опасные производства), могут уйти на пенсию раньше, сокращая необходимый стаж на 5 лет.
Также стоит учесть, что стаж работы включает не только фактическую работу, но и дополнительные периоды, такие как обучение в учебных заведениях, уход за детьми до 3-х лет, а также уход за инвалидами. Все эти периоды могут учтены при расчете необходимого стажа для получения пенсии.
Следует заметить, что информация о необходимом стаже работы для женщин может быть изменена законодательством. Поэтому перед принятием решения об уходе на пенсию, женщины рекомендуется проверить актуальные условия и требования, действующие на момент подачи заявления на пенсию.
Возможность заработать дополнительный стаж работы
Для получения пенсии женщинам в Беларуси необходимо иметь определенный стаж работы. Однако существуют возможности заработать дополнительный стаж, который может увеличить размер будущей пенсии.
Во-первых, женщины могут продолжать работать после достижения пенсионного возраста. Если женщина продолжает работать и у нее есть трудовой стаж после достижения пенсионного возраста, это время будет учитываться и добавляться к ее общему стажу работы.
Во-вторых, женщины могут получать дополнительный стаж работы за выполнение определенных видов деятельности. Например, многие женщины могут участвовать в программе добровольного страхования от несчастных случаев на производстве и получать за это дополнительный стаж работы.
Также существует возможность заработать дополнительный стаж работы за участие в общественно полезных работах. Женщины могут принимать участие в различных видах волонтерской деятельности, включая работу с детьми, помощь пожилым людям и другие виды общественных работ. За каждый год такой деятельности женщина может получить дополнительные баллы, которые будут добавлены к ее стажу работы.
Важно отметить, что получение дополнительного стажа работы может повысить размер будущей пенсии. Поэтому женщины могут использовать все возможности для заработка дополнительного стажа, чтобы обеспечить себе достойную пенсию в будущем.
Процесс повышения пенсии
Во-вторых, повышение пенсий будет происходить поэтапно. Сначала будет увеличен базовый размер пенсии, затем будет учитываться стаж работы и выплачиваться надбавка за каждый отработанный год. Таким образом, пенсионеры с более продолжительным стажем работы будут получать большую сумму пенсии.
В-третьих, будет установлено единое максимальное значение пенсии, которую можно получать. Это поможет предотвратить ситуацию, когда люди с очень высокими заработками получают огромные пенсии, в то время как пенсионеры с низкими доходами остаются без должной поддержки.
Помимо этих основных изменений, также планируется улучшение транспортной доступности для пенсионеров, расширение мер социальной поддержки и создание дополнительных возможностей для трудоустройства пожилых людей. Все эти меры будут направлены на улучшение качества жизни пенсионеров и создание комфортных условий для их самореализации и активного участия в общественной жизни.
В целом, процесс повышения пенсии в Белоруссии в 2024 году представляет собой комплексную программу, которая направлена на обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров и повышение их социального статуса в обществе.
Обязательным условием для назначения трудовой пенсии является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страховой стаж).
С 1 января 2023 г. в Беларуси минимальный страховой стаж, который гарантирует назначение трудовой пенсии, будет повышен до 19 лет (в 2022 г. – 18,5 лет).
К 2025 г. запланировано повышение минимального страхового стажа до 20 лет.
Периодически на разных площадках возникают дискуссии насчет включения в страховой стаж дополнительных видов деятельности, кроме работы с уплатой страховых взносов. Например, в 2020 г. установили, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию. Взносы в ФСЗН за них поступают за счет средств республиканского бюджета. Соответственно, с 2020 г. в страховой стаж включают срочную службу в армии.
Но многие другие инициативы пока заблокированы: включение в страховой стаж периодов получения высшего образования, времени декретного отпуска. Позиция регулятора высказана четко: нет вливаний в ФСЗН – нет права на пенсию.
Если страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту не хватает, может быть назначена только социальная пенсия.
Таблица выхода на персию в РБ, женщины
Дата рождения
Дата выхода на пенсию
Пенсионный возраст, лет
Пенсионный возраст в Беларуси
Пенсионер – это человек, достигший пенсионного возраста и имеющий право на выплаты от государства. Не так давно пенсионный возраст в Беларуси для женщин составлял 55 лет при стаже 20 лет. А для мужчин – 60 лет, при стаже 25 лет. Но с 2017 года происходит постепенное повышение срока выхода на пенсию. Завершение реформы планируется на 2020 год. К тому времени пенсионный возраст в Беларуси для мужчин будет составлять 63 года, а для женщин 58 лет.
Повышение пенсий в Беларуси в 2020 году была вынужденной мерой. Наблюдается падение рождаемости, старение населения и рост среднего возраста белорусов.
Выясним, сколько в Беларуси пенсионеров. В общей численности наблюдается увеличение доли этой категории населения. Количество пенсионеров в 2017 году было 2,6 млн. человек.
Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Изменения в возрасте выхода на пенсию
В 2024 году в Беларуси планируется внести изменения в возраст выхода на пенсию. Эти изменения будут коснуться как мужчин, так и женщин.
Согласно предложенным планам, возраст выхода на пенсию постепенно будет увеличиваться на два года. Это означает, что женщины смогут выйти на пенсию не на 55 лет, как раньше, а на 57 лет. Аналогично, мужчины смогут уйти на пенсию не на 60 лет, а на 62 года.
Эти изменения в возрасте выхода на пенсию вызваны необходимостью сбалансировать пенсионную систему страны, учитывая увеличение продолжительности жизни и демографические изменения. Также это позволит уменьшить нагрузку на пенсионный фонд и обеспечить его устойчивость в будущем.
Внесение изменений в возраст выхода на пенсию может вызвать определенные обсуждения в обществе. Некоторые критики считают, что повышение пенсионного возраста может отрицательно сказаться на здоровье и качестве жизни людей, а также означать, что люди будут работать дольше, не имея возможности наслаждаться пенсией и отдыхом. Однако, предлагаемые изменения являются необходимыми для обеспечения стабильности пенсионной системы и будущего социального обеспечения в Беларуси.
Сроки повышения пенсионного возраста в РБ
В Республике Беларусь пенсионный возраст в настоящее время составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Однако, с учетом демографической ситуации в стране, руководство государства приняло решение о постепенном повышении пенсионного возраста для обоих полов.
Согласно новым правилам, пенсионный возраст будет повышаться на 3 месяца каждый год начиная с 2021 года. Таким образом, к 2024 году пенсионный возраст для мужчин составит 63 года, а для женщин — 58 лет.
Год | Пенсионный возраст для мужчин | Пенсионный возраст для женщин |
---|---|---|
2021 | 61 лет | 56 лет |
2022 | 62 года | 57 лет |
2023 | 63 года | 58 лет |
2024 | 64 года | 59 лет |
Повышение пенсионного возраста необходимо для обеспечения стабильности пенсионной системы и учета увеличения продолжительности жизни. Вместе с этим, власти страны принимают меры для облегчения переходного периода и предоставления социальной поддержки гражданам, находящимся в близкой к пенсионному возрасту группе.