Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Потребительская корзина в Брянской области в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прожиточный минимум устанавливается не только единый – в целом по России, но и по социально-демографическим группам. То есть кроме общего значения определяются отдельно прожиточные минимумы для трудоспособного населения, детей и пенсионеров. Они считаются в процентах от прожиточного минимума в целом по РФ.
Прожиточный минимум по группам
Социальная группа | Доля от прожиточного минимума в целом по РФ |
для трудоспособного населения | 109% |
для пенсионеров | 86% |
для детей | 97% |
Сравнение с другими странами
Размер потребительской корзины, установленный Росстатом, часто подвергается критике за его несоответствие нормам Минздрава. С этой точки зрения интересно рассмотреть эти же показатели для некоторых зарубежных стран. Так, потребительская корзина в Германии включает в себя перечень из 475 продуктов, товаров и услуг. В США для расчёта индекса потребительских цен используют данные по 300 продуктам, во Франции — по 250-ти, в Англии — 350-ти. Чтобы наглядно показать соотношение продуктовой корзины РФ и стран ЕС, возьмём для примера Латвию, отнюдь не самую богатую страну Евросоюза.
Годовая потребительская корзина в этой бывшей республике СССР, а теперь в полноправном члене ЕС выглядит так:
- Мясо — 55 кг
- Рыба — 14,5 кг
- Молоко — 445 л
- Яйца — 216 шт.
- Мучные изделия — 87 кг
- Жиры — 4,8 кг
- Картофель — 84 кг
- Овощи — 63 кг
- Фрукты и ягоды — 31 кг
Как видим, во многом латвийский годовой продовольственный набор уступает российскому по количественной структуре. Аналогичная ситуация складывается и во многих странах, недавно вступивших в Евросоюз: уровень жизни в них мало отличается от среднероссийского.
Какие изменения планирует внести Минтруд?
Предполагается, что новый подход к формированию потребительской корзины должен быть реализован к 2024 году. Изменится не только ее состав, но и принципы, определяющие потребности населения. В некоторых регионах уже начали действовать «пилотные» схемы, которые позволили существенно снизить уровень бедности.
Будут рассмотрены новые потребительские корзины:.
- Будут выслушаны мнения медицинского сообщества и статистики.
- Будут рассмотрены предложения по определению доли затрат на непитательные товары и услуги; и
- Будут рассмотрены предложения по совершенствованию правил определения прожиточного минимума для каждой группы населения.
Ожидается, что обсуждение будет завершено в марте 2024 года, к моменту подготовки законопроекта о федеральном бюджете на 2022 год.
Группы социальных журналов пересматриваются в связи с повышением пенсионного возраста: предусматривается, что дееспособным населением считаются все граждане в возрасте 16 лет и старше, не достигшие возраста, дающего основание для назначения страховой пенсии по старости. Исключение составляют люди, чьи группы инвалидности отнесены к I и II.
Законодательные нормативы
Правильным расчетом стоимости минимального набора продуктов питания занимаются эксперты РОССТАТа, так как это напрямую влияет на многие статистические показатели. Стоимость пересчитывается каждый квартал и учитывает фактические изменения цен на потребительские товары за прошедший период.
Первый закон о потребительских товарах был принят в 2006 году — ФЗ № 44. Ранее, до 1992 года, прожиточный минимум для жителей России рассчитывался по методическим рекомендациям Министерства труда и социальной защиты.
В 2012 году 44-й закон был автоматически отменен с вступлением в силу закона №. Этот закон регулировал принципы расчета стоимости и состава корзины потребительских товаров. В нем также приводился перечень основных продуктов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.
Федеральный закон № 227 определяет норму потребления килограммов на человека разного возраста.
Состав и структура для граждан разных возрастов
Структура потребительской корзины в 2024 году по-прежнему регулируется положениями закона № 227. Ранее продуктовая корзина предусматривалась каждые пять лет. Однако за последние семь лет изменений в структуре и составе потребительской корзины не было.228 В декабре 2017 года Федеральным законом № 421 очередной пересмотр перечня продуктов и ряда норм потребления должен быть осуществлен раньше 31.
12. 2020 года. В основном это связано с внутренними финансовыми проблемами, которые начались в 2014 году.
В результате состав потребительской корзины не изменится в 2024 году.
Покупки из потребительской корзины делятся на три категории
- Продукты питания — 50%.
- Непродовольственные товары — 25%.
- Услуги — 25%.
Для взрослых, детей и пенсионеров минимальный годовой объем потребления товаров первой необходимости выглядит следующим образом
Наименование товара | Потребление взрослыми | Пенсионеры | Дети |
Хлебобулочные изделия, макароны и крупы | 126 кг | 98 кг | 77 кг |
Картофель | 100 кг | 80 кг | 88 кг |
Овощи | 114 кг | 98 кг | 112 кг |
Фрукты | 60 кг | 45 кг | 118 кг |
Сахар | 23 кг | 21 кг | 21 кг |
Мясо | 58 кг | 54 кг | 44 кг |
Рыба | 18 кг | 16 кг | 18 кг |
Молочные продукты | 290 кг | 257 кг | 360 кг |
Яйца | 210 шт. | 200 шт. | 201 шт. |
Масло и жир | 11 кг | 10 кг | 5 кг |
Чай и специи | 5 кг | 4 кг | 3 кг |
Как видно, корзина потребительских товаров в России в 2024 году будет отличаться у разных категорий граждан. Эта дифференциация обусловлена различными потребностями людей разного возраста в некоторых продуктах. Например, как видно из таблицы, минимальное потребление фруктов и молока детьми значительно выше, чем потребление служащих или пенсионеров.
Напротив, артистичные граждане потребляют больше муки, круп и мясных продуктов.
Однако эти расчеты, сделанные экспертами РОССТАТа в 2012 году, не соответствуют минимальному размеру продуктовой корзины в России, рассчитанному профессиональными врачами. Данные представлены в таблице ниже, причем для наглядности рядом приведен средний уровень потребления продуктов питания в СССР в середине 1980-х годов.
Состав потребительской корзины в России
Потребительская корзина состоит из 3-х основных разделов: еда, непродовольственные товары, услуги. Потребительская корзина в России по еде, на год:
Товар | Работающие взрослые люди | Пенсионеры | Дети |
Хлеб, макароны, другие источники углеводов, кило | 126.5 | 98.2 | 76.6 |
Картошка, кило | 100.4 | 80 | 88.1 |
Овощи, кило | 114.6 | 98 | 112.5 |
Фрукты, кило | 60 | 45 | 118.1 |
Сахар и сладости, кило | 23.8 | 21.2 | 21.8 |
Мясные изделия, кило | 58.6 | 54 | 44 |
Рыбные изделия, кило | 18.5 | 16 | 18.6 |
«Молочка», кило | 290 | 257.8 | 360.7 |
Яйца, шт. | 210 | 200 | 201 |
Масла, кило | 11 | 10 | 5 |
Чай/кофе/приправы, кило | 4.9 | 4.2 | 3.6 |
На съезде, где собирались представители множества российских профсоююзов, Министр труда России Максим Топилин заявил, что до конца 2021 года обязательно будет пересмотрен состав потребительской корзины, а ее объем существенно увеличится. По его словам, это приведет в к неизбежному росту МРОТ. Минтруда также отметил, что требования к наполнению корзины обязательно будут приняты и рассмотрены.
Ранее Топилин уже комментировал предложения Федерации профзоюзов о пересмотре набора и количества продуктов в корзине, а также двойного повышения МРОТ. Чиновник высказался о невозможности в один момент поднять минимальный размер заработной платы, в особенности для бюджетов регионов.
Потребительская корзина для пенсионеров
Наименование продукта | Объем потребления, кг (в пересчете на один месяц) |
---|---|
Бакалея | 8.2 |
Картофель | 6.6 |
Овощи | 8.2 |
Фрукты | 3.7 |
Мясо | 4.5 |
Рыба | 1.3 |
Молочные и молочнокислые продукты | 21.5 |
Яйца | 16 |
Сладости | 1.8 |
Жиры и масла | 0.8 |
Прочие продукты | 0.3 |
Состав и структура для граждан разных возрастов
Нормы потребления продуктов, заложенных в корзину, различны для разных возрастных групп. Поэтому, её стоимость, и следовательно, величина прожиточного минимума для москвичей разных возрастных категорий, будет различаться.
Состав и нормы годового потребления на 2020 год
Название продукта | Взрослые | Пенсионеры | Дети |
Хлеб, макароны, крупы | 126 | 98 | 77 |
Картофель | 100 | 80 | 88 |
Овощи | 114 | 98 | 112 |
Фрукты | 60 | 45 | 118 |
Сахар и кондитерские изделия | 23 | 21 | 21 |
Мясо и птица | 58 | 54 | 44 |
Рыба | 18 | 16 | 18 |
Молочные продукты | 290 | 257 | 360 |
Яйца (штук) | 210 | 200 | 201 |
Жиры и масла | 11 | 10 | 5 |
Чай и приправы | 5 | 4 | 3 |
О прожиточном минимуме в регионе
Брянская область стабильно входит во вторую группу регионов по социально-экономическому развитию. Крупных производств, а значит и работодателей в регионе немного, поэтому постепенно незначительно снижаются реальные доходы населения.
Мероприятия по повышению уровня жизни жителей области ведутся в рамках:
- госпрограммы « Содействие занятости…, улучшение условий труда»;
- закона от 29 декабря 2015года N 151-З «О социальном партнёрстве в сфере труда в Брянской области»;
- ФЗ от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»;
- Постановления федерального Правительства от 29.01.2013 г. за № 56 «Об утверждении правил исчисления величины прожиточного минимума на человека и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ»
Устанавливается прожиточный минимум (ПМ) ежеквартально после выхода отчётов Росстата и внесения предложения Минтрудом.
ПМ – минимальный набор благ и обязанностей, которые должен оплатить человек, чтобы прожить месяц в РФ. Сюда входят: еда, непродовольственные товары (шампунь, лекарства, одежда и пр.) и обязательные налоги и взносы в бюджет.
Какие изменения планирует внести Минтруд?
Запланировано, что новый подход к формированию потребительской корзины, должен быть применен уже в 2021 году. Поменяется не только ее состав, но и сам принцип определения потребностей населения. В ряде регионов уже запущен «пилотный» проект, направленный на значительное снижение уровня бедности.
При рассмотрении новой корзины потребителя будут:
- заслушаны мнения медицинского сообщества и статических органов;
- рассмотрены предложения по определению доли стоимости непродовольственных товаров и услуг;
- приняты во внимание предложения по совершенствованию правил установления величины прожиточного минимума для каждой группы населения.
Планируется, что обсуждения должны закончиться в марте 2021 года, как раз к подготовке проекта закона о федеральном бюджете на 2024 год.
Пересмотрят так же социально-демографические группы населения в связи с увеличением пенсионного возраста. Предполагается, что трудоспособным населением будут считаться все граждане, старше 16 лет и не достигшие возраста для установления страховой пенсии по старости. Исключение составят лица, кому установлены I и II группы инвалидности.
Что такое региональный прожиточный минимум?
Региональный прожиточный минимум является основой для определения размера социальных выплат, пособий, пенсий и других социальных гарантий гражданам, проживающим в данном регионе. Он устанавливается на основе расчета затрат на минимальный набор необходимых товаров и услуг, учитывая специфику региона, его экономическую ситуацию и инфляцию.
Региональный прожиточный минимум определяется на основе регионального индекса потребительских цен, который учитывает стоимость жизни в данном регионе. Для его расчета устанавливаются корзина товаров и услуг, необходимых для жизни среднестатистической семьи.
Корзина расходов может включать питание, одежду, квартплату, коммунальные услуги, медицинское обслуживание, транспортные расходы, образование и другие необходимые товары и услуги. Стоимость этих товаров и услуг суммируется и образует региональный прожиточный минимум.
Уровень прожиточного минимума может отличаться в разных регионах России. Это связано с разной стоимостью жизни, социально-экономическим развитием и особенностями региональной экономики. Таким образом, региональный прожиточный минимум является индивидуальным для каждого региона страны.
Влияние регионального прожиточного минимума на население Брянска
В случае Брянской области, региональный прожиточный минимум составляет определенную сумму денежных средств, необходимых для покрытия расходов на питание, жилье, одежду, медицинское обслуживание, образование и другие необходимые потребности. Он устанавливается в соответствии с региональными социально-экономическими условиями и уровнем цен на товары и услуги в регионе.
Региональный прожиточный минимум непосредственно влияет на доходы населения Брянска. Если размер минимальной заработной платы находится ниже уровня прожиточного минимума, это означает, что многие работники едва смогут покрыть свои базовые потребности. Это может привести к тому, что люди будут вынуждены искать дополнительные источники доходов или экономить на необходимых расходах, что в свою очередь может негативно сказаться на их жизненном уровне и качестве жизни.
2. Влияние на доступность основных услуг
Региональный прожиточный минимум также влияет на доступность основных услуг для населения Брянска. Если уровень доходов граждан ниже прожиточного минимума, это может вызвать затруднения в получении качественной медицинской помощи, образования или достойного жилья. Недостаток средств может стать преградой для обеспечения себе и своей семье нормального уровня жизни и удовлетворения базовых потребностей.
Региональный прожиточный минимум также может оказывать влияние на социальную напряженность в Брянске. Если уровень прожиточного минимума недостаточен для обеспечения базовых потребностей большей части населения, это может привести к возникновению социальных проблем, таких как бедность, безработица, преступность и другие негативные явления. Тем самым, региональный прожиточный минимум является важным инструментом для борьбы с социальными проблемами и неравенством в Брянске.
Плюсы и минусы продуктовых карточек
Плюсы:
- удобство получения: средства переводятся сразу на карту, нет необходимости каждый месяц получать их в отделе соцзащиты или на почте;
- в отличие от продуктовых наборов, вы выбираете продукты самостоятельно из достаточно широкого спектра товаров;
- удобство покупки: потратить деньги можно в самых популярных сетевых магазинах, расположенных в шаговой доступности;
- продуктовые выплаты помогут поддержать россиян, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
- поможет поддержать представителей малого и среднего бизнеса, которые могут принять участие в инициативе и не уйти с рынка в период кризиса.
Минусы продуктовых карт:
- некоторые эксперты говорят, что подобные выплаты, как и повышение пенсий, могут подтолкнуть девальвацию и вызвать дополнительный рост цен на продукты;
- выплату нужно успеть потратить в течение месяца, чтобы не потерять положенную вам сумму.
В 2021 базовая пенсия для неработающих составила 5796,76 рублей. Каждый год проводится индексация, после которой сумма немного увеличивается. Пересматривают объем пособия, как правило, в апреле. Минимальная пенсия неработающего пенсионера в 2022 году может быть начислена женщинам после момента достижения 65 лет, а мужчинам — после 70.
Так как пособие по старости для неработающих пенсионеров небольшое, существует механизм, который помогает довести объем средств до установленного прожиточного минимума. Тем, у кого соцпомощь меньше, чем ПМ в регионе, устанавливают федеральную или региональную доплату. Надбавки прекращают выплачивать, если пенсионер официально трудоустраивается.
Регион | Размер, руб. |
Адыгея | 8 540 |
Алтай | 9 539 |
Алтайский край | 9 573 |
Амурская обл. | 10 699 |
Архангельская обл. | 11 403 |
Астраханская обл. | 9 621 |
Башкортостан | 8 649 |
Белгородская обл. | 8 659 |
Брянская обл. | 9 860 |
Бурятия | 10 372 |
Владимирская обл. | 9 302 |
Волгоградская обл. | 8 719 |
Вологодская обл. | 10 221 |
Воронежская обл. | 8 750 |
Дагестан | 9 020 |
Еврейская АО | 13 526 |
Забайкальский край | 10 683 |
Ивановская обл. | 9 521 |
Ингушетия | 8 846 |
Иркутская обл. | 10 540 |
Кабардино-Балкария | 9 679 |
Калининградская обл. | 9 850 |
Калмыкия | 8 973 |
Калужская обл. | 10 002 |
Камчатский край | 18 148 |
Карачаево-Черкесия | 8 920 |
Карелия | 12 249 |
Кемеровская обл. | 9 147 |
Кировская обл. | 8 872 |
Коми | 12 645 |
Костромская обл. | 9 734 |
Краснодарский край | 9 922 |
Красноярский край | 10 963 |
Крым | 9 060 |
Курганская обл. | 8 765 |
Курская обл. | 9 144 |
Ленинградская обл. | 10 359 |
Липецкая обл. | 8 811 |
Магаданская обл. | 17 560 |
Марий Эл | 8 561 |
Мордовия | 9 020 |
Москва | 13 496 |
Московская обл. | 10 648 |
Мурманская обл. | 15 066 |
Ненецкий АО | 19 353 |
Нижегородская обл. | 9 360 |
Новгородская обл. | 10 096 |
Новосибирская обл. | 10 378 |
Омская обл. | 8 932 |
Оренбургская обл. | 8 561 |
Орловская обл. | 9 409 |
Пензенская обл. | 9 020 |
Пермский край | 9 124 |
Приморский край | 12 119 |
Псковская обл. | 10 113 |
Ростовская обл. | 9 445 |
Рязанская обл. | 9 321 |
Самарская обл. | 8 846 |
Санкт-Петербург | 10 280.3 |
Саратовская обл. | 8 278 |
Саха | 15 438 |
Сахалинская обл. | 12 912 |
Свердловская обл. | 9 521 |
Севастополь | 9 862 |
Северная Осетия | 8 565 |
Смоленская обл. | 9 460 |
Ставропольский край | 8 297 |
Тамбовская обл. | 9 396 |
Татарстан | 8 423 |
Тверская обл. | 9 875 |
Томская обл. | 9 905 |
Тульская обл. | 9 997 |
Тыва | 9 485 |
Тюменская обл. | 9 958 |
Удмуртия | 8 917 |
Ульяновская обл. | 8 777 |
Хабаровский край | 12 653 |
Хакасия | 9 478 |
Ханты-Мансийский АО | 14 044 |
Челябинская обл. | 9 794 |
Чечня | 9 496 |
Чувашия | 8 466 |
Чукотский АО | 19 000 |
Ямало-Ненецкий АО | 13 510 |
Ярославская обл. |
9 231 |
Срок предоставления «продуктовой» помощи в каждом регионе устанавливается отдельно. Например, в Москве и Московской области такую помощь можно получить до 15 июня. Возможно, если условия карантина в ближайшее время не ослабят, то срок доставки продуктового набора могут продлить.
Первоначально набор продуктов был рассчитан сроком на 1 календарный месяц. Но карантин у нас продлился уже около 2 месяцев. Возникает закономерный вопрос, который интересует многих: набор продуктов будет доставлен один раз или каждый месяц? Тут точного ответа нет. Стоит обращаться за уточнением информации непосредственно в администрацию вашего города или области по телефону.