Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешнее управление при банкротсве что является целью, в какой срок проводится процедура?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Срок внешнего управления
Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.
Внешнее управление при банкротстве
Банкротство — принятие судом статуса заемщика. Что обеспечивает банкротство кредиторов при разорении юридического лица. По закону юридическим лицам предоставляется статус, когда обещания не выполнены в течение 90 дней.
Банкротство содержит в себе следующие рубежи:
- Наблюдения. На этом этапе проводится анализ финансовых возможностей и защиты имущества;
- Улучшения. На этом шаге готовится проект оплаты;
- Внешнее управление как процесс разорения;
- Руководство конкуренцией. На этом шаге недвижимость реализуется для удовлетворения условий кредиторов;
- Мирный договор. Возможна очистка на любой стадии создания.
Юридический субъект освобождается от уплаты в конце рубежей.
Основные признаки банкротства юридического лица
Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам. Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.
Процедура банкротства юридического лица схожа с банкротством физического лица, когда физ. лицу нужно объявить себя банкротом перед банком. Но есть и различия.
Порядок банкротства юридического лица определен в федеральном законе №127, который претерпел изменения в 2015 году. Во многих случаях он предполагает различные меры по спасению убыточного предприятия, которые входят в состав процедуры. Сам закон, определяющий, что такое банкротство юридического лица, является пошаговой инструкцией, на которую необходимо опираться на каждом этапе.
Привести предприятие к такой серьезной ситуации могли как сочетание экономических факторов, так и неумелое руководство со стороны администрации, неэффективный менеджмент. В любом случае признать несостоятельным можно должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица:
- совокупная задолженность всем кредиторам составляет не менее 300 000 рублей (включая налоги и платежи в бюджет);
- срок выплаты долгов нарушен и превышает 3 месяца по каждому отдельно взятому контрагенту;
- имеется немалая просрочка по заработной плате, выходным пособиям перед сотрудниками.
Задолженность может возникать вследствие различных обстоятельств и представлять собой:
- долги перед поставщиками товаров или материалов, которые отгружены, но не оплачены по выставленным счетам;
- не выплаченную зарплату, начисления за нее в бюджет;
- не возвращенные кредитным организациям займы;
- долги перед учредителями предприятия;
- задолженность, которая образовалась перед государственными фондами.
В эту сумму могут входить различные штрафные санкции, судебные выплаты или претензии со стороны клиентов.
Стадии оздоровления предприятия
Если при банкротстве физлица реструктуризация долга является нежелательной процедурой, то при несостоятельности юрлица возможно решение финансовых проблем за счет внешнего управления.
Как правило, внешние управляющие используют несколько стадий для реализации плана оздоровления:
- Возврат всей дебиторской задолженности.
- Устранение направлений деятельности компании, которые приносят только убытки.
- Частичная реализация активов должника.
- Увеличение капитала компании, в том числе за счет привлечения учредителей и инвесторов.
- Дополнительно может использоваться выпуск акций компании.
- Прочие мероприятия.
Основания введения процедуры внешнего управления
Процедура внешнего управления регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» как судебная процедура.
Процедура внешнего управления вводится определением арбитражного суда. Основаниями введения процедуры может быть обращение собрания кредиторов с ходатайством о введении процедуры в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также заключение арбитражного управляющего, иные юридические факты, предусмотренные вышеназванным Законом.
Основанием введения процедуры может быть решение первого собрания кредиторов о введении процедуры внешнего управления, если в процедуре наблюдения после анализа финансового состояния должника временным управляющим будет сделан вывод о возможности восстановления платежеспособности должника.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд по своему усмотрению может ввести процедуру внешнего управления после окончания процедуры наблюдения при отсутствии оснований для введения процедуры финансового оздоровления, если первым собранием кредиторов не принято решения о введении какой-либо из процедур несостоятельности, а у суда отсутствует возможность отложить рассмотрение дела ввиду истечения срока процедуры наблюдения и есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
Возможные последствия
По результатам действий временного управляющего арбитражный суд выносит одно из следующих решений:
- закрытие дела о несостоятельности компании – если управляющий полностью справился со своими обязанностями и остановил процедуру банкротства;
- подписание мирового соглашения – если удалось рассчитаться со всеми долгами;
- увеличение сроков управления – если суд посчитает, что наступили существенные улучшения и шансы на восстановление жизнеспособности фирмы увеличились;
- отклонение подготовленного плана и назначение нового управляющего – если суд придет ко мнению, что отсутствие результата вина управляющего и при назначении нового руководства компанию все еще можно спасти;
- открытие конкурсного производства – если данный этап не дал результатов.
Последствия банкротства юридического лица
После окончания последней стадии конкурсного производства и финальной распродажи всего имущества арбитражный суд заканчивает свою работу вынесением постановления, в котором признается несостоятельность (банкротство) юридического лица. Конкурсный управляющий слагает свои полномочия, а уставные и бухгалтерские документы передаются на хранение в государственный архив. На основе судебного приказа предприятие ликвидируется, а в единый реестр банкротства юридических лиц вносятся соответствующие записи о закрытии. Кроме этого:
- Прекращаются все начисления штрафов и пени;
- Учредители теряют свои доли в уставном фонде;
- Штат сотрудников полностью распускается.
Варианты завершения ВУ
Наиболее желаемый и ожидаемый вариант – это погашение всех обязательств. А в дальнейшем, продолжение коммерческой деятельности. Но так бывает не всегда. Если новая стратегия также зашла в тупик, а активов фирмы просто не хватает на реабилитацию, то наступает стадия конкурсного производства. Также ее могут инициировать и кредиторы, равно как и сами учредители. Это второй по частоте исход. Еще одним методом действий и вариантов завершения комплекса способно стать мирное соглашение. Которое направил к контрагентам сам ставленник суда. И он имеет право его подписания. Правда, если оно будет рассмотрено и принято, это значит, что оно ставит проект в крайне невыгодное положение. Хотя, он все же не будет ликвидирован. А это нельзя не считать плюсом.
Конкурсное производство
В случае невозможности погашения требований кредиторов на этапе наблюдения, арбитражный суд как правило переходит в процедуру конкурсного производства (реализации имущества). Указанная процедура преследует одну главную цель – погашение долговых обязательств путем формирования конкурсной массы и обращения входящих в нее активов в пользу кредиторов, не предусматривая возможности восстановления платежеспособности должника.
Конкурсное производство вводится сроком на один год и в условиях доказанности невозможности восстановления нормальной хозяйственной деятельности предприятия.
По общему правилу, конечным результатам конкурсного производства является реализация всего имущества должника и его ликвидация. Единственное отступление от этого правила – досрочное прекращение конкурсного производства вследствие введения внешнего управления, либо заключения мирового соглашения.
Все органы управления, а также собственники имущества должника отстраняются от управления деятельностью последнего (за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника), все распорядительные функции передаются конкурсному управляющему.
По своей сути конкурсное производство направлено на выявление всех возможных активов должника и их обращение в пользу кредиторов. Однако нередки случаи, когда данного имущества оказывается недостаточно для покрытия текущих и реестровых требований.
В рамках рассматриваемой процедуры предусматриваются и иные механизмы, способствующие максимально полному погашению кредиторской задолженности, как то — привлечение руководителей и иных контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности, а также взыскание с них убытков.
В том случае, если кредитор или конкурсный управляющий убеждены в недобросовестном поведении руководителей (иных контролирующих лиц) должника, приведших к возникновению долговых обязательств и невозможности их полного погашения, Закон о банкротстве предусматривает специальные основания, позволяющие привлечь руководителей и иных контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности. При таких обстоятельствах, вышепоименованные лица будут отвечать по всем непогашенным в процедуре конкурсного производства обязательствам подконтрольного лица.
Если же отсутствуют доказательства, свидетельствующие о доведении предприятия до банкротства, однако при наличии убытков, неправомерно причиненных втеми же субъектами, последние будут нести гражданско — правовую ответственность, соразмерную причиненным убыткам.
В конкурсную массу включаются денежные средства, поступившие в результате продажи имущества должника по результатам торгов, которые проводятся по результатам инвентаризации.
Далее, после формирования конкурсной массы происходит постепенное удовлетворение требований кредиторов.
Закон о банкротстве детальным образом регламентирует эту процедуру, предусматривая строгую очередность расчетов с реестровыми кредиторами. При этом требования каждой очереди могут быть удовлетворены только после полного погашения всех требований кредиторов предыдущей очереди. Между кредиторами одной очереди конкурсная масса распределяется пропорционально суммам их требований.
Законом предусмотрен первоочередный порядок погашения требований по текущим платежам. К таковым относятся расходы, связанные с проведением процедуры банкротства и обязательства должника, возникшие после возбуждения процедуры банкротства.
Процедура конкурсного производства хоть и является «крайней мерой» по задумке законодателя, однако именно она вводится в 90% всех банкротств, рассматриваемых Арбитражными судами. Данная ситуация обусловлена менталитетом Российских предпринимателей, которые предподичают в случае финансовых затруднений «простить» долги своим кредиторам и открыть «чистую» компанию по такому же адресу и с таким же наименованием.
Следующие две процедуры не так популярны в Россиской действительности и применяются когда есть реальная возможность к восстановлению платежеспособности Должника, т.е. реальной возможности расплатиться по долгам с кредиторами.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.
Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.
Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:
Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;
Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;
Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;
Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.
Понятие плана внешнего управления (ПВУ)
Внешнее управление — обязательная составляющая дела о банкротстве. Если владелец компании довел вас до состояния, которое вынуждает вас объявить о неплатежеспособности, это означает, что вы не можете предпринять шаги, чтобы гарантировать свои долги. В интересах кредиторов необходимо ввести независимое управление, чтобы удовлетворить как можно больше финансовых обязательств.
Как только на предприятии вводится внешнее управление, менеджер, как и его органы управления, теряет те же полномочия. Арбитражный суд по делам о банкротстве назначает внешнего управляющего. Босс-банкрот должен в течение трех дней передать ему всю документацию компании, свободные средства, включая нематериальные активы, а также печати компании.
Основное отличие деятельности внешнего менеджера — это планирование. Закон обязывает представителя внешнего руководства действовать не по своему усмотрению, как это делало руководство, а в соответствии с заранее установленным и утвержденным планом, утвержденным и прошедшим процедуру утверждения заинтересованными сторонами — собранием кредиторов. Этот документ чрезвычайно важен и называется планом внешнего управления (OSP).
Помимо основных стадий, существует еще скрытая стадия отказа. Его главная особенность — начало незаметного снижения номинальной «цены» фирмы.
Это может произойти даже тогда, когда специальный учет еще не установлен. Причина наступления скрытой стадии банкротства юридического или физического лица — это явный вид внутренних и внешних тенденций, неблагоприятных для фирмы.
К внутренним причинам можно отнести снижение качества управленческих решений. Наиболее успешным примером внешних тенденций является ухудшение условий для предпринимательства и ведения бизнеса для данного юридического или физического лица.
Что касается ухудшения общих характеристик финансового состояния предприятия, то к наступлению латентной фазы дела могут привести многие типы факторов.
Наиболее распространены следующие:
- увеличение объема неподконтрольной задолженности;
- резкое снижение или полное отсутствие спроса на отдельные виды продукции;
- качественное снижение кредитных показателей;
- расширение объема затрат организации.
Финансовое оздоровление
Основная цель финансового оздоровления — восстановление платежеспособности должника, погашение долга в соответствии с установленным графиком. Для этого создаются особые условия, способствующие нормализации финансовой устойчивости компании-должника. Для этого используются средства учредителей, участников и акционеров, третьих лиц. Порядок проведения этого этапа процедуры банкротства утверждается собранием кредиторов; максимальная продолжительность фазы финансового оздоровления — 2 года.
Внедрение процедуры восстановления может быть инициировано:
- конституционный орган;
- третье лицо, уполномоченное держателем;
- заинтересованные третьи стороны.
Для начала этапа финансового оздоровления должника необходимы специальный план действий, график погашения задолженности и протокол собрания учредителей или участников. Начало этого этапа определяется конкретным решением арбитражного суда и происходит под руководством административного администратора, назначенного судом.
В обязанности менеджера входят следующие обязанности:
- учет требований кредиторов;
- организация собраний кредиторов;
- предоставить информацию о постоянном улучшении здоровья;
- контроль погашения долга.
Стадии банкротства внешнего управления
Конкурсный управляющий отвечает за составление подробного плана, который будет последовательно выполняться на всех стадиях получения статуса несостоятельности. Внешнее управление при банкротстве состоит из следующих стадий:
- поиск, согласование и наём управляющего;
- разработка этапов, постановление цели для дальнейшей работы;
- стадия создания плана для финансового оздоровления;
- провести собрание кредиторов, согласовать цель внешнего управления при банкротстве и обсудить намеченные мероприятия для восстановления компании, по необходимости внести коррективы;
- старт запланированных мероприятий;
- завершающая стадия в виде исполнения данных кредиторам обязательств.
Для того чтобы управлять процессом необходимо иметь тщательно разработанный пошаговый план, следуя которому, можно добиться положительного результата. Чтобы приостановить процесс признания несостоятельности в разработанном плане действий должны быть прописаны следующие этапы:
- пошаговые действия, влияющие на восстановление платежеспособности;
- все данные обязательства кредиторам, оговоренные сроки приведения их в действие;
- набросок сметы на реализацию;
- четко оговоренный срок, за который проблема с неплатежеспособностью будет ликвидирована;
- факты, аргументы, которые подтверждают, что вернуть финансовую стабильность предприятию реально;
- описание функций всех взыскателей и комитета, одобряющего действия несостоятельного предприятия.
Назначенный управляющий должен постоянно составлять отчеты и рассказывать о совершенных действиях кредитором, если они изъявляют желание их просмотреть. По завершении всех стадий банкротства, внешнее управление можно считать успешным, если предприятие вернуло статус платежеспособной организации и расплатилось по всем накопленным ранее долгам.
Понятие плана внешнего управления (ПВУ)
Внешнее управление – это обязательный компонент дела об объявлении организации банкротом. Если владелец компании довел ее до такого состояния, что она вынуждена признаваться в несостоятельности, значит, он не может принимать мер по обеспечению собственных долгов. В интересах кредиторов нужно ввести независимое управление, чтобы можно было удовлетворить максимально большое количество финансовых обязательств.
Как только на предприятии вводится внешнее управление, руководитель, как и его управляющие органы, больше не имеют прежних полномочий. Арбитражный суд, ведущий дело о банкротстве, назначает внешнего управляющего. Руководитель-банкрот должен в течение трех дней передать ему всю документацию фирмы, имеющиеся фонды, в том числе и нематериальные ценности, а также печати предприятия.
Главное отличие деятельности внешнего управляющего – плановость. Закон обязывает представителя внешнего управления действовать не на свое усмотрение, как это делало руководство, а по заранее составленному и утвержденному плану, одобренному и прошедшему процедуру утверждения у заинтересованных лиц – собрания кредиторов. Этот документ крайне важен и носит название плана внешнего управления (ПВУ).