Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на близость двух понятий они не являются тождественными. В первую очередь отличаются сроки, необходимые для вынесения положительного судебного решения. Для признания человека пропавшим без вести необходимо, чтобы не было известно о его местоположении в течение одного года. Объявление человека умершим возможно в различные сроки, зависящие от обстоятельств его исчезновения. Различаются и правовые последствия установления двух юридических фактов, в первую очередь — в отношении имущества гражданина, который признается пропавшим/умершим.
контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент
Разбор судебной практики показывает, что в случае предоставления убедительных доказательств отсутствия гражданина суды удовлетворяют требования заявителя. Отказы суда в удовлетворении требований могут быть связаны с тем, что был установлен факт проживания лица в другом месте, факт его смерти, факт преднамеренного отсутствия (гражданин скрывался от правоохранительных органов). Самая же распространенная причина отказа в удовлетворении требований — отсутствие надлежащих доказательств безвестного отсутствия гражданина по причине того, что не осуществлялся его розыск полицией.
Ниже представлены примеры судебной практики по делам, в которых заявители требовали признать гражданина безвестно отсутствующим.
Пример 1. Решением Пинежского районного суда Архангельской области № 2-246/2020 2-246/2020~М-184/2020 М-184/2020 от 9 сентября 2020 г. по делу № 2-246/2020 требования заявителя о признании гражданина безвестно отсутствующим были удовлетворены. Заявитель указала в заявлении, что ее муж за год до ее обращения в суд уехал на работу, а затем отправился на озеро на рыбалку. После этого его никто не видел. Заявителю необходимо признание гражданина безвестно отсутствующим для решения вопроса о наследстве. Поисковые мероприятия результата не принесли, как и оперативно-розыскные мероприятия, проводимые МВД. О месте нахождения гражданина сведений не имеется более года, в связи с чем суд удовлетворил требования заявителя и признал гражданина безвестно отсутствующим.
Пример 2. Решением Варненского районного суда Челябинской области № 2-595/2020 2-595/2020~М-584/2020 М-584/2020 от 20 октября 2020 г. по делу № 2-595/2020 требования заявителя о признании гражданина безвестно отсутствующим были удовлетворены. Гражданка М. обратилась в суд о признании бывшего гражданского мужа безвестно отсутствующим. Судебное решение было необходимо ей для назначения пенсии по потере кормильца каждому из несовершеннолетних детей. Гражданин ФИО1 не выходил на связь более 8 лет, алименты не платил, факт отсутствия гражданина по месту жительства более года был подтвержден свидетелями. Розыскные мероприятия, проводимые ФССП по Челябинской области, результатов не принесли. О месте нахождения гражданина ничего не было известно 8 лет, оперативно-розыскные мероприятия МВД также не принесли результатов. В связи с этим суд удовлетворил требования заявителя и признал гражданина безвестно отсутствующим.
Пример 3. Решением Полесского районного суда Калининградской области № 2-444/2020 2-444/2020~М-383/2020 М-383/2020 от 12 октября 2020 г. по делу № 2-444/2020 требование заявителя о признании его дочери безвестно отсутствующей было оставлено без удовлетворения. Заявитель обратился в суд с требованием признать дочь безвестно отсутствующей с целью назначения малолетнему ребенку пенсии по потере кормильца. Гражданка проживала вместе с заявителем, однако уехала, оставив с ним малолетнего ребенка, после чего была лишена родительских прав. Суд отказал в удовлетворении требований заявителя, указав на то, что в ходе розыскных мероприятий было установлено место проживания гражданки. Также было выявлено, что она прикреплена к мед. учреждению, активно пользуется мобильной связью и соц. сетями. Суд отказал в удовлетворении заявления, мотивировав это тем, что отсутствие у заявителя сведений о месте проживания гражданки не является основанием для ее признания безвестно отсутствующей.
Пример 4. Решением Читинского районного суда Забайкальского края № 2-1157/2019 2-1157/2020 2-1157/2020~М-931/2020 М-931/2020 от 2 ноября 2020 г. по делу № 2-1157/2019 требования заявителя о признании гражданина Е. безвестно отсутствующим были оставлены без удовлетворения. Заявитель обратилась в суд с требованием признать бывшего мужа пропавшим без вести для оформления пенсии по случаю потери кормильца. Гражданин Е. не выплачивал алименты, в связи с чем образовалась задолженность. Сведения о его местонахождении отсутствовали, розыскное дело, открытое судебным приставом-исполнителем не помогло установить его место проживания. УФНС РФ по Забайкальскому краю выдало справку, что сведения о доходах Е. за 2017-2020 годы отсутствуют. В ходе судебного разбирательства было установлено, что полицией было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по причине того, что мать гражданина Е. дала показания, что регулярно общается с ним. В связи с этим суд вынес решение об оставлении требований заявителя без удовлетворения в связи с тем, что не были проведены все необходимые проверочные мероприятия для признания гражданина безвестно отсутствующим.
О новом порядке розыска безвестно исчезнувших лиц
Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц (на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утверждающий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц).
Вопрос: Что явилось причиной разработки приказа?
Ответ: Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнерской модели взаимоотношений с обществом.
Общественное доверие и поддержка граждан является важнейшим принципом деятельности полиции.
Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.
Прием, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.
В настоящее время вызывает достаточно серьезную обеспокоенность в обществе тема поиска без вести пропавших граждан.
Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.
Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.
В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122) фактически не применялся.
В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.
Вопрос: Вы отметили, что особое значение придается розыску без вести пропавших несовершеннолетних. Это как-то связано с необходимостью издания приказа?
Ответ: Да, безусловно, для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика преступлений и иных правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних. Причем совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.
Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, является потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).
Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7 % ниже чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 4 года в среднем только по 1 из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, предусмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела.
Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаимодействия правоохранительных органов.
Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что дает основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14.).
Вопрос: В чем принципиальное отличие нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан?
Ответ: Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения.
Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.
Существенно расширен и уточнен перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.
Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д. Определен механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.
- Данные новеллы обеспечат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.
- Вопрос: На какие категории пропавших граждан распространяется действие Инструкции?
Ответ: В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Назначение полиции – незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. То есть без деления людей на какие-либо категории.
В этой связи положения Инструкции обеспечат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.
Объявление лица умершим.
Признание лица безвестно отсутствующим не полностью устраняет юридическую неопределенность, обусловленную его отсутствием в месте жительства. В ряде правоотношений он продолжает считаться участником, и это требует дальнейших шагов по ликвидации указанной неопределенности.
Имеющиеся в гражданском законодательстве нормы исходят на этот счет из того, что продолжительное отсутствие гражданина и невозможность установить его местопребывание служат основанием к предположению о его смерти. Юридические последствия такого предположения наступают только после установления в надлежащем порядке фактов, его порождающих.
В соответствии с законом гражданин может быть объявлен умершим при условии, что:
1) объявление производится только судом, и только после установления отсутствия сведений о месте его пребывания в продолжении пяти лет (п. 1 ст. 54 ГК РФ), а в определенных случаях — шести месяцев; сокращенный срок отсутствия сведений о гражданине предусмотрен для случаев, когда он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предположить его гибель от определенного несчастного случая (кораблекрушения, землетрясения и т.п.);
2) отсутствие сведений о гражданине вызвано невозможностью получить их или выяснить, жив ли он, несмотря на все принятые меры;
3) у гражданина отсутствуют мотивы к длительному безвестному отсутствию; если он умышленно скрылся по определенным причинам, то отсутствуют основания к предположению о его смерти. Закон особо выделяет условия объявления умершими военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Такие граждане могут быть в установленном порядке объявлены умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ).
К числу оснований объявления лица умершим закон не относит признание лица безвестно отсутствующим. Это значит, что такое объявление может быть произведено и без предварительного признания его отсутствующим.
Уяснение последствий, наступающих после объявления лица умершим, нуждается в учете того, что:
— наступает прекращение всех его прав и обязанностей либо переход их к его наследникам, принявшим наследство (исключая такие, которые связаны с его личностью либо требуют его личного участия для их осуществления);
— объявление лица умершим приравнивается к его смерти, однако не тождественно ей, так как не прекращает его правоспособности, которая прекращается лишь его действительной смертью (п. 2 ст. 17 ГК РФ).
Следовательно, если объявленный умершим в действительности жив, то сделки, совершенные им в том месте, где не было известно об объявлении его умершим, действительны, и права и обязанности, приобретенные по таким сделкам, не затрагиваются решением суда об объявлении его умершим.
Равным образом явка объявленного умершим не требует восстановления его правоспособности, так как он ее не утрачивал.
Последствия такой явки состоят в следующем:
— подлежит отмене решение суда об объявлении его умершим;
— независимо от времени своей явки гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (исключая деньги и ценные бумаги, которые не подлежат истребованию от добросовестного приобретателя);
— лица, возмездно приобретшие имущество явившегося, обязаны возвратить это имущество, если приобрели его, зная, что объявленное умершим лицо находится в живых; при невозможности возврата имущества в натуре, возмещается его стоимость (ст. 46 ГК РФ).
Вопрос о признании человека пропавшим без вести чаще всего возникает, если у него остались несовершеннолетние дети и жена. Именно жена и затевает чаще всего судебное разбирательство, когда хочет оформить пенсию на детей или развод. Законом предусмотрено несколько обстоятельств и сроков давности пропажи, и только в этих ситуациях суд сможет вынести положительное решение. Дела подобного характера рассматриваются в особом производстве и в присутствии прокурора.
Если о муже ничего неизвестно больше года, жена может подать в суд и указать причину признания (например, желает вступить в новый брак). Если гражданин после признания пропавшим без вести, вдруг объявляется, его можно восстановить в правах также через суд. Сделать это он может и сам.
Как признать человека безвестно отсутствующим
По истечении 12 месяцев с момента появления последних сведений о местоположении человека можно подать в фемиду и требовать признания безвестно пропавшим. Важно, чтобы ситуация с пропажей не создавалась искусственно. К примеру, человек может «потеряться» по собственному желанию из-за наличия кредитных долгов или совершения преступного деяния. При таких обстоятельствах не имеет значения, знают родные и близкие или нет.В законе не предусмотрено четких указаний по поводу того, кто вправе подавать исковое заявление. Исходя из судебной практики, для обращения в суд между истцом и пропавшей стороной должна быть связь материально-правового характера.В процессе рассмотрения дела по безвестно отсутствующему человеку учитываются такие факторы:
- Интерес заявителя в признании субъекта пропавшим. Истец должен иметь основания для подачи иска в судебный орган, а решение последнего имеет важность с позиции правовой сферы. Такой интерес должен подтверждаться документально.
- Место проживания личности, которая пропала. Орган правосудия обязательно требует домовую книжку и бумаги, подтверждающие проживание гражданина именно по этому адресу до момента исчезновения.
- Отсутствие по месту проживания от 12 месяцев и больше. Необходимо доказательная база из ОВД или от работников ФССП. Также собираются справки из разных организаций, где человек был зарегистрирован. Дополнительно используются свидетельские показания соседей, друзей, родных и прочих лиц, способных подтвердить или опровергнуть исчезновение.
Перед подачей заявления платится пошлина, актуальная для дел особого делопроизводства (в 2019 году эта сумма составляет 300 рублей).
Первой проблемой, с которой сталкиваются граждане, подающие заявление о признании, является нехватка доказательной базы. Причем они должны быть фактическими, объективными, неоспоримыми. Доказательную базу поможет подготовить юрист. Но есть множество примеров, когда признание оформляется без особых препятствий, как в случае когда гражданка Никонова Е.А. проводила мужа, который уехал к родственникам, но в пункт назначения не прибыл. Предоставлены билеты на самолет, и сотрудники полиции установили, что на борт Никонов. В.Ф. поднялся. После посадки о нем нет никаких сведений уже год.
У родственников он не появился, в соцсети не заходил, телефон отключен. Правоохранительными органами произведены мероприятия по розыску. Оказалось, что ни в моргах, ни в больницах гражданина Никонова нет. Паспорт был найден третьим лицом, который принес его в райотдел полиции города, куда прилетел пропавший. Суд произвел дополнительные проверки, на основании которых вынес решение о признании Никонова безвестно отсутствующим, и огласил соответствующий вердикт. Теперь его жена может развестись и получить деньги на потерю кормильца.
Правовые последствия признания человека умершим
Главными юридическими последствиями признания гражданина умершим является распоряжение его личным имуществом. Судья решает, кому останется движимое и недвижимое имущество умершего. Распоряжение осуществляется на основании завещания, которое умерший оставил при жизни или же согласно очередности наследования по Гражданскому Кодексу РФ.
Если гражданина признают умершим, его наследники получают право на имущество. В паспорт супруга проставляется печать о прекращении брака. В итоге у лица, признанного умершим, ликвидируются все гражданские права.
Если неожиданно для всех признанный умершим гражданин появляется, все его права возвращаются в полном объеме. Брачные отношения восстанавливаются, даже если второй супруг за это время успел вступить в следующий брак. Новые брачные отношения считаются недействительными до момента расторжения первого брака.
Все имущество, которое досталось родственникам в качестве наследства, возвращается владельцу. Если до этого времени часть имущества была продана – законному владельцу должен быть возвращен денежный эквивалент.
Другой комментарий к статье 42 ГК РФ
1. Основная цель признания гражданина безвестно отсутствующим — защита его прав и сохранение имущества, т.к. длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания создают угрозу этим правам. Страдают и интересы его кредиторов, а также лиц, находящихся на его иждивении. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить два факта: 1) его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства (см. ст. 20 и коммент. к ней) и 2) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить.
2. Порядок признания лица безвестно отсутствующим определен ст. 276 — 280 ГПК. Заявление в суд подается заинтересованным лицом по месту его жительства. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры, чтобы установить место пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается дата окончания военных действий. Суд рассматривает дело в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. При положительном решении начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим определяется календарной датой по правилам ч. 2 комментируемой статьи.
О новом порядке розыска безвестно исчезнувших лиц
Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц (на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утверждающий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц).
Вопрос: Что явилось причиной разработки приказа?
Ответ: Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнерской модели взаимоотношений с обществом.
Общественное доверие и поддержка граждан является важнейшим принципом деятельности полиции.
Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.
Прием, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.
В настоящее время вызывает достаточно серьезную обеспокоенность в обществе тема поиска без вести пропавших граждан.
Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.
Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.
В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122) фактически не применялся.
В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.
Вопрос: Вы отметили, что особое значение придается розыску без вести пропавших несовершеннолетних. Это как-то связано с необходимостью издания приказа?
Ответ: Да, безусловно, для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика преступлений и иных правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних. Причем совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.
Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, является потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).
Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7 % ниже чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 4 года в среднем только по 1 из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, предусмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела.
Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаимодействия правоохранительных органов.
Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что дает основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14.).
Вопрос: В чем принципиальное отличие нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан?
Ответ: Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения.
Комментарий к статье 42 Гражданского Кодекса РФ
1. Основная цель признания гражданина безвестно отсутствующим — защита его прав и сохранение имущества, т.к. длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания создают угрозу этим правам. Страдают и интересы его кредиторов, а также лиц, находящихся на его иждивении. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить два факта: 1) его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства (см. ст. 20 и коммент. к ней) и 2) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить.
2. Порядок признания лица безвестно отсутствующим определен ст. 276 — 280 ГПК. Заявление в суд подается заинтересованным лицом по месту его жительства. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры, чтобы установить место пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается дата окончания военных действий. Суд рассматривает дело в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. При положительном решении начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим определяется календарной датой по правилам ч. 2 комментируемой статьи.
Признать алиментщика безвестно отсутствующим можно через суд, если он отсутствовал по месту жительства более 1 года. Это необходимо, чтобы оформить ребенку или другому получателю алиментов пенсию по потере кормильца. Она будет выплачиваться взамен алиментов.
Но это не значит, что алименты перестают начисляться. Долг продолжает формироваться, но теперь его будет взыскивать Пенсионный фонд РФ, если должник объявится.
Процедура признания должника по алиментам безвестно отсутствующим и порядок назначения пенсии вместо алиментов регулируется:
- ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
- ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях»;
- ст. 5 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Признание человека умершим
В некоторых обстоятельствах человека признают скончавшимся, и объявление его умершим происходит по следующим основаниям:
- на протяжении 5 лет о человеке отсутствовала информация о месте его нахождения;
- на протяжении 6 месяцев о человеке отсутствовала информация о месте его нахождения, если он исчез при обстоятельствах, угрожавших смерти (природные катастрофы, террористические акты);
- на протяжении 2 лет отсутствовали сведения о человеке, который пропал в ходе боевых действий.
Днем смерти человека станет день вступления в силу судебного постановления или предполагаемая дата гибели гражданина.
Если человек продолжительное время отсутствует по адресу своего проживания, а сведений о его другом месте нахождения нет, то это может привести к правовой неопределенности статуса пропавшего и его имущества. Для защиты прав как исчезнувшего, так и других заинтересованных лиц (иждивенцев, кредиторов) человек может получить статус исчезнувшего без вести или умершего. Для получения соответствующего статуса нужно обратиться в суд с иском и доказательствами отсутствия человека.
Впоследствии судебное постановление можно отменить, если отсутствующий человек вернется.
Последствия признания человека умершим
Датой гибели гражданина считается дата вступления решения суда в законную силу. Но в решении может быть указана конкретная дата. В ситуации, когда человек исчез при обстоятельствах, угрожавших его жизни, суд может установить датой смерти день исчезновения.
С этого момента наступают последствия, аналогичные последствиям биологической смерти:
- Открывается наследство.
- Имуществу назначается доверительный управляющий (при необходимости).
- Ребенок устраивается под опеку или в приемную семью (если второй родитель отсутствует).
- Назначается пенсия по потере кормильца (по заявлению иждивенца или его законного представителя).
- Брачный союз считается прекращенным.
- Гражданин снимается с регистрационного учета (по заявлению наследников или собственника квартиры).
Признать человека безвестно отсутствующим можно исключительно на основании вынесенного судебного вердикта. Обращение в правоохранительные органы с составленным заявлением о пропаже может лишь служить аргументом для районного или городского суда, к юрисдикции которых относится рассматриваемое дело. Инициировать процесс разбирательства могут любые заинтересованные граждане, к числу которых относятся родственники, наследники и кредиторы.