Как написать и направить жалобу в РСА?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как написать и направить жалобу в РСА?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


К сожалению, на практике случается такое, что водитель получает бланк договора по завышенной стоимости, в результате того, что скидка по договору не была учтена. Не учитывается скидка по различным причинам.

Правильное составление текста документа

Для желающих пересмотреть значение КБМ процедуру составления жалобы заметно упростили, благодаря возможности применения унифицированного бланка. Найти образцы документа можно ниже. Страхователь может заполнить электронный бланк на компьютере либо внести сведения от руки, воспользовавшись гелевой ручкой с черными чернилами.

Следующая информация должна быть обязательно включена в текст обращения в связи с некорректным расчетом КБМ:

  1. Личные сведения о заявителе (полное ФИО, точный адрес, включая почтовый индекс) и его контактная информация.
  2. Сведения о водительском документе (серия/номер/дата получения).
  3. Паспортные данные.
  4. Реквизиты страхового полиса и договора с СК.

В основной части документа необходимо описать причину обращения с указанием обстоятельств дела. Важным условием является наличие даты на документе и подписи заявителя. Без них документ теряет свое юридическое значение и к рассмотрению не принимается.

Принципы определения КБМ ОСАГО

Клиентам, оформляющим страховку ОСАГО впервые, присваивается коэффициент, равный 1 — нет поощрений, нет наказаний, потому что непонятно, насколько аккуратно будет водитель управлять транспортом. Чем дольше вы за рулем и чем реже вы становитесь виновником ДТП (в идеале, вообще не становитесь), тем больше вам удастся снизить коэффициент.

За каждый год безаварийной езды страховщик должен понижать КБМ на 5% до тех пор, пока не снизит его по максимуму. Например, единичное попадание в ДТП по вашей вине понижает ваш КБМ до надбавочного коэффициента в 1,55, две и больше аварий — до 2,45. После этого необходимо какой-то период безаварийной езды, чтобы вы могли поэтапно добраться до начального коэффициента, а затем получили право на скидку.

Однако вместо цифр 2,45, 0.8 и т.д. вы можете столкнуться с числами 1, 2, 3,… 13 и литерой М. Это обозначения классов. Каждый конкретный коэффициент обозначается классом, к которому принадлежит. Так, начальный = третий, а как мы помним, стартовый коэффициент равен единице. Самый младший (самый дорогой) класс — М. Коэффициент, соответственно, 2.45. А самый высокий класс — 13–й с коэффициентом 0,5. В интернете можно найти полную таблицу классов.

Раньше этот коффициент присваивался автомобилю, сейчас — водителю. Это значит, что при смене авто ваш коэффициент будет применен при заключении договора ОСАГО на новую машину (обязанность сделать это в десятидневный срок с момента приобретения транспорта закреплена законом). А еще это значит, что, если в вашу страховку вписан еще хотя бы один водитель, то его коэффициент «бонус-малус» может отличаться от вашего.

Нужно учитывать, что коэффициент может быть только один, даже если в страховку вписаны несколько водителей. Если их коэффициенты отличаются, то учитываться при расчете страховой премии будет тот, который выше. Оно и понятно — как бы виртуозно и аккуратно вы ни водили 364 дня в год, неопытный водитель, вписанный в страховку, может сесть за руль на 365-й и устроить ДТП.

Все данные по самим водителям и их коэффициентам направляются в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков (РСА) — организации, выдающей страховщикам лицензии и контролирующей их деятельность. На сайте РСА можно проверить свой класс КБМ ОСАГО и понять, не нужно ли его снизить. Потребуется ввести свои паспортные данные и VIN (или номер кузова и шасси, если у вас автомобиль японской марки, который не имеет VIN).

Когда изменение уровня КБМ не ошибочно?

Законодательством предусмотрены и правомерные обнуления КБМ из-за изменения его расчета. Далее рассмотрим несколько примеров ситуаций, в которых изменение КБМ законно, поэтому вернуть старый коэффициент никак не получится.

  1. Перерыв в страховании. В том случае, когда страховой перерыв составил больше года, то скидка обнуляется, поскольку КБМ начисляется при ежегодном оформлении ОСАГО.
  2. Оформление нового полиса ОСАГО, в котором указано, что ТС могут управлять неограниченное количество водителей. Важно понимать, что при изменении типа страхового договора скидка не начисляется, а при оформлении ОСАГО на новый автомобиль КБМ вообще обнуляется.

Место и порядок обращения

Общий порядок подачи жалобы в РСА и возврата средств осуществляется следующим образом:

  1. Автолюбитель собирает необходимые документы и составляет текст жалобы.
  2. Жалоба рассматривается сотрудниками РСА или компании-страховщика.
  3. по факту рассмотрения жалобы автолюбителю возвращают излишне уплаченные средства или отказывают.

Жалоба по КБМ может быть направлена в РСА двумя способами:

  • через интернет-портал РСА;
  • путем личного визита.
Читайте также:  Простая инструкция по суммированному учету рабочего времени

Текст жалобы должен содержать нижеперечисленные сведения:

  1. дату получения страховки;
  2. ФИО и полные паспортные данные автолюбителя;
  3. номер полиса;
  4. обстоятельства оформления страховки;
  5. наименование страховщика и его реквизиты;
  6. реквизиты прав на вождение;
  7. данные заявителя для связи.

Слетел КБМ – причины

Итак, коэффициент бонус-малус – это одна из составляющих при расчёте стоимости страховки ОСАГО, влияющих на эту стоимость в большую или меньшую сторону.

Работает КБМ просто: чем дольше Вы не были виновником в ДТП, тем меньше Вам будет стоить полис. С каждым годом, если Вы не попадаете в ДТП, становясь виновником, общая цена страховки падает на 5%.

Важное условие для увеличения этого коэффициента – Вы должны быть не просто виновником в аварии, потерпевший должен обратиться в страховую. То есть по страховому случаю должна быть выплата или ремонт. Только тогда это влияет на удорожание ОСАГО.

Есть целый ряд причин, почему обнуляется КБМ. Давайте сразу разделим их на те, после которых «безаварийку» восстановить его невозможно, и те, когда КБМ подлежит восстановлению.

Своевременная проверка

Проверить назначенный показатель сможет каждый автолюбитель, у которого есть доступ в интернет. Вся информация о страховщике хранится на базе РСА. Правильная проверка проходит только на официальных сайтах данного сообщества с заполнением электронной формы:

  • уточнение статуса водителя (физическое или юридическое лицо);
  • количество управляющих лиц;
  • данные водительского удостоверения;
  • дата действия полиса.

Полученное число может отличаться от ожидаемого результата. Если автолюбитель не попадал в ДТП, вовремя оформлял новый сертификат, средний процент может снизиться или остановиться на одной цифре по ошибке страхующей компании. Часто встречаемые причины:

  1. Смена прав.
  2. Наличие несколько страховок на одного водителя.
  3. Опечатка в информации о пользователе, допущенная РСА или агентом.

Восстанавливать КБМ по ОСАГО можно несколькими путями. На сегодняшний день существует 3 способа:

1. Первый способ восстановления КБМ при замене прав — своевременное уведомление страховой компании (в которой оформлена страховка) о факте замены гражданского паспорта или водительского удостоверения.

2. Если аннулирование скидки произошло по вине страховщика (и он ее не признает) или водитель только через длительный срок заметил, что расчет ОСАГО был произведен с неправильным коэффициентом, то исправить ошибку и вернуть средства поможет официальное обращение в РСА или Центробанк. Сроки восстановления КБМ таким способом может затянуться на месяцы.

3. Оперативно скорректировать КБМ помогут специализированные интернет-сервисы. Ссылки на такие ресурсы есть на сайтах страховых компаний. Также их можно найти через интернет-поисковики. Услуги этих сервисов платные. Запрос в такой сервис будет обработан в течение всего нескольких дней, после чего водитель получит извещение о восстановлении исходного КМБ на свой электронный адрес.

Правильное составление жалобы (образец)

Образец жалобы
Если ошибка очевидна, то вы можете писать жалобу. Для начала вам потребуется обратиться в РСА. Форма обращения достаточно строгая, в неё необходимо вписать только указанные данные. Скачать форму вы можете по ссылке ниже. Обратите внимание на поле “Суть обращения”. В нем вам потребуется четко и кратко описать вашу проблему, а так же обосновать вашу жалобу. Так же к заявлению потребуется приложить копию договора ОСАГО, копию паспорта и копию водительского удостоверения. Полностью готовый образец жалобы на КБМ по ОСАГО Вы можете увидеть справа.

Жалоба. Форма для заполнения

Если страховая организация никак не реагирует на предоставленный вами ответ из РСА или же вы обнаружили, что она мошенничает, то жалобу придется подавать в Роспотребнадзор. Она пишется в свободной форме с некоторыми ограничениями. В ней вам потребуется четко и подробно описать суть претензии, вашу попытку урегулировать конфликт мирным способом и действия страховщика. В жалобе не допускается использование оскорблений и ненормативной лексики. В конце обращения сделайте опись ваших доказательств (письмо РСА, договор ОСАГО и прочее) и приложите их к жалобе.

Последний способ пожаловаться – подать иск в суд. Для этого напишите и подайте исковое заявление. Оно практически ничем не отличается от обращения в Роспотребнадзор. Для того, чтобы ваше исковое заявление приняли, вам потребуется подробно описать суть жалобы и предоставить доказательства. Для того, чтобы учесть все тонкости, вы можете обратиться к квалифицированному юристу – он поможет вам правильно подготовить бумаги для судебных тяжб.

Что такое КБМ, и как рассчитывается коэффициент

Коэффициент КБМ (бонус-малус) используется при расчете стоимости страхового полиса ОСАГО. Он характеризует степень безаварийности езды конкретного водителя. Расчет производится на основании данных РСА (Российского Союза Автостраховщиков), где есть сведения об ОСАГО, и баз ГИБДД.

Бонус-малус присваивается каждому водителю, который управляет транспортным средством на территории РФ. При получении прав размер коэффициента максимальный, но с каждым годом езды без аварий показатель снижается. И напротив, если владелец машины стал виновником ДТП, его КБМ на следующий год вновь вырастет. Это отразится на стоимости страховки ОСАГО: оформить со скидкой ее не получится даже онлайн.

В зависимости от стажа водителя и срока безаварийной езды, бонус-малус может как увеличить размер страховки, так и уменьшить ее. Максимальный размер скидки составляет 50 %. Она предоставляется водителям со стажем и сроком безаварийной езды не менее 10 лет.

Максимальная скидка в Росгосстрахе также составляет 50 % от размера коэффициента. Учитывая, что владелец транспортного средства не может существенно повлиять на другие факторы расчета ОСАГО, значение бонуса-малуса является определяющим при подсчете стоимости страховки.

Законом предусмотрена возможность исправить ошибочный расчёт и вернуть значение КМБ для возврата излишне уплаченных денег по ОСАГО. В первую очередь необходимо подготовить жалобу на коэффициент по ОСАГО, далее в статье мы подскажем, как действовать для восстановления коэффициента бонус-малус.

При обнулении КБМ вам обязательно нужно заняться этим вопросом, если вы:

  • Уверены, что не были участником ДТП;
  • Ездите строго по правилам дорожного движения;
  • За отчетный год не производили замену водительского удостоверения, например, по причине смены фамилии после заключения брака;
  • Убеждены в безупречном и безошибочном проведении проверки КМБ и вы на 100% уверены, что причиной повышения коэффициента стал человеческий фактор.

Чаще всего причины повышения показателя связаны со следующими обстоятельствами:

  • Вы вписаны в несколько полисов страхования автогражданской ответственности. Такое случается, когда ваши данные вписываются в полис, например, членов семьи или друзей, не обратив внимание на значение коэффициента, в то время, как страховой агент, не ознакомившись внимательно со всеми коэффициентами вписанных лиц, присвоил всем стандартно третий класс, тем самым лишив вас вашей заслуженной скидки. Если вы столкнулись с этой ситуацией, обязательно уточните, с какого именно полиса страхования была установлена ваша должная скидка.
  • Ваши данные не были перенесены в единую базу. Если учесть, что сейчас оформление всех договоров страхования производится на компьютере, а данные выгружаются автоматически, то такой случай будет скорее исключением. Но все же такое случается, если, например, страховой агент заполнил полис от руки, но свой экземпляр потерял. Больше вероятности столкнуться с этой ситуацией, если вам был вручен поддельный полис страхования, поэтому все данные всегда нужно проверять после покупки на сайте РСА.
  • Ваши данные перешли в базу с ошибкой. Это может произойти случайно, а может страховой агент умышленно подменил какие-нибудь данные, достаточно будет одной некорректной цифры в дате вашего рождения или в графе с указанным водительским стажем или классом. Если у вас есть такие подозрения, то лучше запросите справку о безубыточности вашего страхового полиса, чтобы все выяснить.
  • Пытаясь подороже продать вам страховой полис, страховой агент умышленно может скрыть от вас вашу скидку. В этой ситуации скорее уже будете виноваты вы сами, точнее ваша неосведомленность, заметив которую страховщик не проставит скидки, якобы потому что отсутствует связь с единой базов автостраховщиков.
  • Страховая компания, в которой вы оформили полис ОСАГО, обанкротилась, у неё отобрали лицензию и прочие причины, но, тем не менее, это не значит, что эта СК не должна отправить данные в единую автоматизированную базу.

Важно помнить, что никто не имеет права завышать ваш коэффициент бонус-малус без серьезной причины, и даже при замене страхового полиса ваша скидка не должна поменяться, а тем более пропасть.

Кроме того, ваш коэффициент не может увеличиться, даже если вы:

  • Владеете несколькими автомобилями;
  • Получили водительское удостоверение, долгое время не управляли автомобилем, но всегда вовремя продлевали полис ОСАГО;
  • Продали свой автомобиль с целью покупки нового;
  • Стали пострадавшей стороной в ДТП.

Если с оформлением шапки и перечня прилагаемых документов проблем не возникает, то формулировки сути конфликта зачастую выходят за рамки правового поля. Чтобы этого избежать и излагать информацию в эмоционально нейтральном поле в теле заявления рекомендуется излагать факты:

  • серия и номер полиса ОСАГО с неверно применённым КБМ;
  • класс, выставленный водителю сотрудником страховой компании;
  • стаж безаварийной езды и класс, соответствующий этому стажу.

В просительной части заявитель может претендовать:

  • на проведение перерасчёта КБМ;
  • на возврат излишне уплаченной суммы;
  • на внесение изменений в базу данных РСА.

Несогласие с коэффициентом бонус-малус

Наиболее часто жалоба в РСА подается из-за различных ошибок, связанных с неправильным применением коэффициента бонус-малус. Для разрешения проблемы необходимо соблюдать установленный порядок.

При несогласии с применяемым КБМ сначала нужно обращаться к своему страховщику. Страховая компания обязана рассмотреть письменное заявление и дать на него мотивированный ответ. Для проверки корректности используемых данных компания должна сделать запрос в РСА и сверить значение с применяемым. При выявлении расхождений страховщик обязан внести корректировки.

У Российского союза автостраховщиков нет возможности вносить изменения в единую базу, этим занимаются исключительно страховые организации.

Если страховщик отказывается принимать заявление, его нужно отправить заказным письмом либо по электронной почте. Дальнейшее уклонение от рассмотрения и принятия решения может быть основанием для обращения с жалобой в РСА.

Также жаловаться в РСА на страховую компанию можно в случае, если она уклоняется от возмещения излишне уплаченного КБМ по уже заключенным договорам.

Что такое КБМ и почему подается жалоба?

КБМ или коэффициент «бонус-малус» представляет собой скидку за безаварийную езду, или повышающий коэффициент за аварийное вождение, действующий в течение срока действия договора страхования.

Для учета понижающего и повышающего класса существует специальная таблица КБМ. Клиенту, который впервые обращается для оформления полиса в страховую компанию, присваивается начальный 3-й класс. Водитель, аккуратно проездивший страховой год, получает скидку в размере 5% за каждый страховой год без аварий. При возникновении ДТП класс водителя рассчитывается в зависимости от начального класса страхования и количества убытков за страховой период.

В каких же случаях может возникнуть необходимость подачи жалобы о восстановлении КБМ? Обычно такие ситуации возникают в следующих ситуациях:

  1. Намеренные действия сотрудника страховой — многие страховые компании намеренно не используют коэффициент КБМ в надежде получить с клиента больше денег за оформление договора страхования.
  2. Изменение персональных данных страхователя — наряду с предыдущим пунктом ошибка в значении КБМ может возникнуть в самой базе РСА, где она хранится. В данной ситуации нужно принимать во внимание, что коэффициент КБМ в единой базе РСА хранится по ФИО и номеру водительского удостоверения водителя. В случае же смены прав или фамилии, старый коэффициент не будет применен к новым данным водителя, и ему следует написать заявление в страховую компанию для переоформления скидки на новые персональные данные. К сожалению, многие не знают, что обо всех изменениях необходимо извещать страховую компанию, в результате чего оформляют полис ОСАГО на новую фамилию и водительские права, лишаясь любых доступных их скидок.
  3. Ошибка, допущенная страховой — скидка по КБМ может пропасть даже по причине того, что страховая организация не отправила данные в РСА или вовсе прекратила деятельность по страхованию ОСАГО и перестала предоставлять сведения в РСА.
Читайте также:  Как узаконить перепланировку: пошаговая инструкция

Неважно, по какой причине страховщик не применил КБМ, в любом случае стоит писать жалобу и требовать восстановления сведений в единой базе РСА.

Как узнать, когда изменился КБМ

С 1 декабря 2015 года в автоматизированной информационной системе РСА можно самостоятельно получить информацию о значении своего КБМ. Обращение в СК по-прежнему позволяет узнать историю трансформации коэффициента – сегодня это доступно на официальных сайтах. При этом важно точно определить точку отсчета – полис, с которого расчет пошел неправильно. Для этого нужно сделать несколько запросов КБМ и выяснить, когда и кем он менялся в последние годы, желательно по месяцам. Работы будет меньше, если под рукой окажутся старые полисы.

Историю поиска рекомендуется сохранить, ведь она может понадобиться для составления жалобы на страховщика. Сложно ничего нет, если не считать борьбу за восстановление справедливости. Понятно, что заниматься этим есть смысл, если КБМ действительно изменен ошибочно или незаконно. А начинать нужно со сбора необходимых бумаг.

Что делать, если жалобу не удовлетворили

Заявления и обращения в РСА рассматриваются в соответствии внутренними Правилами осуществления профессиональной деятельности, которые разработаны на основании Федерального закона «Об ОСАГО».

При несогласии с принятым решением, можно подать аналогичную жалобу в Центробанк. В случае, если проблема имеет материальный характер (отказ в выплате, занижение суммы страховой компенсации), следует обращаться к финансовому омбудсмену.

Если указанные способы не помогли, придется обращаться с заявлением в суд. Для этого нужно приготовить доказательства и составить иск. При несогласии с решением суда его также можно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке.

При нарушении страховой компанией требований ФЗ «Об ОСАГО» или иных правил страхователь может пожаловаться на нее в Российский союз автостраховщиков. Обращаться в РСА можно только по определенным вопросам, какие-либо консультации гражданам не даются. Жалоба составляется в произвольной форме, но при этом необходимо соблюдать определенные правила и выполнять установленные требования. Ответ на заявление должен быть дан в течение 30 дней, при несогласии с ним страхователь вправе обратиться с иском в суд.

  • С 1 декабря 2015 года РСА ввело упрощенную процедуру восстановления неверного КБМ.
  • При оформлении полиса страховая компания обязана проверить историю страхователя в АИС РСА и попробовать сделать КБМ ниже.
  • Если страховая компания не может оперативно снизить коэффициент, то нужно отправить обращение в Российский союз автостраховщиков
  • Рассмотрение производится в течение 10 рабочих дней, и при наличии возможности КБМ могут исправить.
  • Если проверка привела к уменьшению значения, то вы можете обратиться к страховщику и подать заявление о пересчете и возврате переплаты.
  • В случае отказа вы имеете право составить жалобу для отправки по почте или написать через официальный сайт в Центральный Банк России.

Как повлиять на страховую, чтобы она учитывала верный КБМ сразу при оформлении полиса?

  • При смене фамилии, водительского удостоверения у любого из водителей, вписанных в полис, сразу же в письменном виде сообщайте об изменении данных в страховую компанию, которая выдала текущий полис ОСАГО. Страховая обязана будет внести актуальные данные о вас в базу АИС в течение 5 рабочих дней.
  • При смене страховой компании возьмите у прежнего страховщика справку со сведениями о вашем страховании. На основании п.1.8 Правил ОСАГО (положение Банка России от 19.09.2014 №431-П) вы имеете право предоставить такую справку при оформлении полиса ОСАГО у новой страховой компании. Ее сотрудники обязаны будут сверить предоставленные вами данные со сведениями в АИС. При расхождении информации приоритет в большинстве случаев должен отдаваться данным, которые предоставил страхователь.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *