Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор возмездного оказания услуг по предоставлению персонала (аутстаффинг)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бессрочный ТД – это документ, в котором не прописываются и не устанавливаются сроки действия. Он считается самым популярным и востребованным. Нередко случаются ситуации, когда обе стороны продолжают сотрудничество и в результате договор становится бессрочным.
Варианты трудовых договоров
Срочный договор – это документ, который заключается на определенный срок действия. Он может иметь разный характер в зависимости от специфики работ и в зависимости от принятого соглашения. Можно выделить самые распространенные причины заключения таких договоров:
- устройство в целях практики или стажировки;
- сезонная работа;
- временное замещение отсутствующего работника;
- увеличение объемов производства на определенный промежуток времени.
Виды договоров на предоставление персонала
Привлечение персонала со стороны осуществляется обычно по схеме аутсорсинга и аутстаффинга:
-
Аутсорсинг подразумевает передачу определенных функций другой фирме (например, ведение бухучета), без привязки к конкретному количеству работающих при этом людей. Персонал при этом работает на территории организации-исполнителя, а договор между заказчиком и исполнителем заключается на предмет выполнения определенного объема работ.
-
Аутстаффинг подразумевает предоставление другой организации конкретных специалистов, которые фактически будут осуществлять трудовую деятельность на территории заказчика.
Заемный труд: что это такое и почему он запрещен
В 2016 году в ТК РФ появилась статья 56.1, в которой дано четкое определение понятия «заемный труд», или труд по указанию номинального работодателя, но под руководством и в интересах другой компании. Такой труд в России с 2016 года под запретом.
Сущность заемного труда в следующем: одна компания или предприниматель (исполнитель) передает другой организации или предпринимателю (заказчику) определенное число работников. В результате сотрудники трудятся у заказчика, а работодателем выступает исполнитель. Исполнитель, в свою очередь, заключает трудовые договоры с ними, выплачивает им заработную плату и пособия, ведет кадровый учет. Таким образом, работники трудятся в организации, с которой они не связаны ни трудовыми, ни гражданско-правовыми отношениями (смотрите схему ниже).
Новая глава 53.1 Трудового кодекса определяет заемный труд как труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника. Заемный труд теперь запрещен.
Но введен новый вид деятельности – «деятельность по предоставлению труда работников (персонала)» (ст. 18.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»).
Обратите внимание
Услуги по предоставлению труда персонала облагаются НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ и абз. 6 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ в редакции Закона от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ). Расходы на эти услуги можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ в редакции Закона № 116-ФЗ).
Организации, применяющие специальные налоговые режимы, не смогут быть частными агентствами занятости (п. 6 ст. 18.1 Закона № 1032-1). В связи с этим с 2021 года в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса прямо указано, что частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала), не вправе применять «упрощенку».
Определенные организации в случаях, на условиях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством, могут направлять своих работников временно и с их согласия к физическому или юридическому лицу, не являющимся для этих работников работодателями, для выполнения определенных трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны (ст. 341.1 ТК РФ).
То есть возможность привлечения «чужих» работников есть, но с существенными ограничениями. Среди них в качестве главных – временный характер предоставления персонала и наличие согласия работника.
Кто платит зарплатные налоги
Поскольку для работника, направленного по договору о предоставлении труда персонала, работодателем является передающая сторона (частное агентство занятости), то именно она является по отношению к работнику налоговым агентом по НДФЛ, то есть рассчитывает, удерживает и перечисляет налог с выплаченного вознаграждения.
Также работодатель начисляет и платит страховые взносы во внебюджетные фонды с вознаграждения таких работников на основании применяемых им тарифов.
Страховые взносы «на травматизм» начисляют в особом порядке. Эти взносы нужно уплачивать исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны. Нужно также учитывать надбавки к страховому тарифу и скидки к нему, установленные с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которые фактически направлены работники.
Чтобы работодатель смог выполнить это требование, принимающая сторона обязана сообщить ему сведения об основном виде деятельности и результатах спецоценки условий труда (новый пункт 2.1 статьи 22 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Несчастные случаи, произошедшие с сотрудниками, которые направлены на работу по договору о предоставлении труда персонала, расследуются комиссией, которая создается принимающей стороной. В нее может входить представитель работодателя этого работника (ст. 341.4 ТК РФ).
Кто сможет предоставлять персонал
Оказывать услуги по предоставлению труда работников (персонала) смогут частные агентства занятости. Это юридические лица, зарегистрированные в РФ, которые прошли аккредитацию на право заниматься данным видом деятельности. Порядок аккредитации должно установить Правительство РФ. Отмечается, что организации должны соответствовать требованиям пункта 6 и пункта 8 статьи 18.1 Закона о занятости № 1032-1 (п. 2 ст. 1 Закона № 116-ФЗ):
- уставной капитал не менее 1 миллиона рублей;
- отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджет;
- руководитель имеет высшее образование, а также стаж работы в области трудоустройства или занятости населения не менее 2 лет за последние 3 года;
- у руководителя отсутствует судимость за совершение преступлений против личности или в сфере экономики;
- применяется общая система налогообложения. То есть организации, применяющие УСН, не смогут оказывать услуги по предоставлению работников (персонала).
Напомним, что в настоящий момент таких ограничений нет. То есть услуги по предоставлению персонала формально могут оказывать любые организации и индивидуальные предприниматели, в том числе, применяющие специальные налоговые режимы.
Кроме того, предоставлять своих работников смогут не только агентства занятости, но и некоторые организации (ст. 341.3 ТК РФ, пп. 2 п. 3 ст. 18.1 Закона о занятости № 1032-1):
- дочерняя компания — материнской;
- акционеры — акционерным обществам и иным акционерам.
Обложение налогами и страховыми взносами
Комментируемый Закон № 116-ФЗ коснулся порядка обложения налогами и страховыми взносами выплат в рамках отношений, связанных с предоставлением персонала.
Некоторые из них носят технических характер, а некоторые разрешили спорные вопросы. Рассмотрим наиболее важные из них.
1. Законодатель определил, в каком размере страхователь (агентство занятости или иное лицо, предоставляющее персонал), должно уплачивать страховые взносы «на травматизм» с заработка своих сотрудников. Страховой тариф следует определять в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны, с учетом надбавок и скидок, которые устанавливаются по результатам оценки условий труда направленных работников. Необходимые сведения для определения страхового тарифа, скидок и надбавок к нему принимающая сторона обязана передать страхователю (ст. 2 Закона № 116-ФЗ). Однако порядок определения тарифов (общий или пониженный) для взносов на пенсионное, медицинское и социальное страхование законодательно не установлен. Поэтому рекомендуем применять общий тариф даже в том случае, если заказчик (принимающая сторона) имеет право на пониженный тариф.
2. Частным агентствам занятости, осуществляющим деятельность по предоставлению персонала, запрещается применять УСН. Такое изменение внесено в пункт 3 статьи 346.13 НК РФ (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 4 Закона № 116-ФЗ). Однако законодатель не разрешил существующий спор о том, может ли принимающая работников сторона применять УСН. Использование «заемного труда» позволяет компании не превышать предельную численность сотрудников и применять спецрежим налогообложения. Однако зачастую налоговые органы обвиняют таких налогоплательщиков в получении необоснованной налоговой выгоды и доначисляют налоги по общей системе налогообложения. Такие споры нередко доходили до суда и решались как в пользу налогового органа (см. постановления Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 17643/08, ФАС Уральского округа от 01.08.2012 № Ф09-6648/12, от 12.04.2011 № Ф09-1317/11-С3), так и в пользу налогоплательщиков (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.2010 № А27-19855/2009).
Обязательства аутстаффера
Исполнителем по договору является компания – аутстаффер, которая обязана не только предоставить необходимых заказчику специалистов, но и обеспечить работника всем необходимым. На плечи аутстаффера ложится материальное и документальное обеспечение работников, решение текущих вопросов с персоналом и предоставление налоговых документов в соответствующие органы.
Дополнительными опциями считаются страхование жизни и здоровья предоставленных в аренду сотрудников, замена персонала на период болезни и временной нетрудоспособности, выдача униформы.
Поскольку между заказчиком и наемным персоналом нет документальной связи, то составлять дополнительных соглашений и прочих юридических документов нет необходимости. Правовые отношения с персоналом имеются только у компании – аутстаффера.
Отличительной чертой трудового контракта при осуществлении аутстаффинга является необходимость составлять и подписывать его каждый раз, когда человеку находится работа в штате сторонней компании.
После выполнения всех формальностей наемные сотрудники приступают к выполнению своих функций в соответствии с договором аутстаффинга. Делопроизводство и расчет зарплаты производит подрядчик.
Договор аутстаффинга персонала образец бланк
Выполнение работы для сторонней организации или гражданина за определённую плату может быть оформлено различными видами соглашений.
Когда работника фирмы привлекают для выполнения задач в пользу сторонней организации, своеобразная аренда или заем сотрудника, если такие понятия можно применить к персоналу, применяется понятие аутстаффинга.
Как взять взаймы работника
В современных реалиях ведения бизнеса, у многих организаций возникает важная, но кратковременная работа, которую необходимо срочно сделать. Если квалификации или численности собственного персонала не хватает, необходимо найти исполнителя, который сделает такую работу.
Принимать на работу новых работников не всегда целесообразно и выгодно, так как задачи кратковременны, а квалификация нового работника не всегда позволяет исполнить требуемое точно и в срок.
Выходом из сложившейся ситуации стала практика временного привлечения работников сторонней фирмы, у которых есть необходимая квалификация и опыт в решении требуемых задач.
Но так как отношения между организациями должны быть закреплены документально, в деловой оборот был введён так называемый договор аутстаффинга, когда работники одной организации временно работают на благо другой фирмы, но зарплату и иные выплаты таким работникам обеспечивает основная организация-работодатель.
Плюсы и минусы договора аутстаффинга персонала
Для самой организации, берущей в аренду работников по договору аутстаффинга персонала, такие отношения – несомненный плюс. Не нужно самостоятельно проводить подбор квалифицированных работников для выполнения кратковременной работы, не нужно заниматься оформлением кадровых и бухгалтерских документов, связанных с приёмом на работу новых сотрудников.
В аутстаффинг берутся работники с уже необходимым набором знаний и умений, которые позволяют добиться максимальных результатов по поставленной задаче. Все отношения с работником ложатся на плечи организации – основного работодателя. Фирма, которая взяла работников в аренду, лишь ставит задачи и принимает результат работы.
К минусам аутстаффинга можно отнести отсутствие правового регулирования именно такого вида отношений. Сам договор аутстаффинга пока не нашёл отражения в законодательных документах, хотя и не противоречит принципам права.
Споры по таким соглашениям рассматриваются по общим принципам гражданского законодательства о договорных отношениях, которые в ряде случаев не могут раскрыть некоторые важные моменты, касающиеся споров по аутстаффингу.
Договор предоставления труда работников: договор на предоставление рабочей силы и персонала в 2017-2018 году
Сегодня в нашей стране договорные отношения при выводе сотрудников за штат между компанией заказчика и кадровым частным агентством занятости регулируются договором предоставления работников, о котором мы подробнее расскажем далее.
Предоставление рабочих – кадровая технология, благодаря которой работодатель может абсолютно законно использовать труд работников, при этом не оформляя их в штат своей компании.
С этой целью работодателю-заказчику данной услуги, которому необходимо перевести сотрудников из своего штата или же принять на работу за штат новых, потребуется обратиться в частное кадровое агентство занятости.
Кадровое агентство, в свою очередь, произведет проверку документов рабочих, осуществит миграционный аудит (если сотрудники – иностранные граждане), заключит с ними трудовые договоры и официально трудоустроит данный персонал в штат своей организации.
Затем агентство занятости передаст этих сотрудников компании работодателя-заказчика по договору предоставления труда работников для выполнения работ под прямым управлением клиента и на его территории.
Таким образом, поскольку частное агентство занятости становится официальным работодателем переведенных за штат работников, оно полностью забирает на себя ведение налогового, бухгалтерского, кадрового и миграционного учета при приеме на работу иностранных сотрудников, то есть все функции работодателя, а также юридическую ответственность за рабочих перед госслужбами.
Кто вправе предоставлять работников
Деятельность по предоставлению персонала вправе осуществлять весьма ограниченный круг исполнителей.
Это:
- частные агентства занятости;
- юридические лица для своих аффилированных лиц или для организации, являющейся стороной акционерного соглашения.
Для того чтобы частные агентства занятости смогли оказывать услуги по предоставлению персонала, им надо получить аккредитацию. Аккредитацию осуществляет Роструд. Для получения аккредитации частное агентство занятости должно соответствовать следующим критериям:
- уставный капитал в размере не менее 1 млн руб;
- нет задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- наличие высшего образования у руководителя агентства; его стаж работы в области трудоустройства или содействия занятости населения не менее двух лет за последние три года;
- отсутствие у руководителя агентства судимости за совершение преступлений против личности или в сфере экономики.
Правила аккредитации частных агентств занятости утверждены постановлением Правительства РФ от 29 октября 2015 года № 1165.
Виды договоров на предоставление персонала
Привлечение персонала со стороны осуществляется обычно по схеме аутсорсинга и аутстаффинга:
Аутсорсинг подразумевает передачу определенных функций другой фирме (например, ведение бухучета), без привязки к конкретному количеству работающих при этом людей. Персонал при этом работает на территории организации-исполнителя, а договор между заказчиком и исполнителем заключается на предмет выполнения определенного объема работ.
Аутстаффинг подразумевает предоставление другой организации конкретных специалистов, которые фактически будут осуществлять трудовую деятельность на территории заказчика.
В обоих случаях оплату заказчик производит не работникам, а фирме-исполнителю.
О запрете заемного труда сказано в ст. 56.1 ТК РФ. В главе 53.1 ТК РФ (ст. 341.1–341.5) приведен порядок регулирования труда персонала, направленного работодателем к другим физическим или юридическим лицам. Фактически любая компания может оказывать услуги по договору аутсорсинга. Но на предоставление персонала по договору аутстаффинга в России действуют жесткие ограничения, его разрешено заключать только частным агентствам занятости, имеющим специальную аккредитацию, а для других юрлиц это возможно только в случаях, когда работники (временно и с их согласия) направляются (ст. 18.1 закона о занятости от 19.04.1991 № 1032-1):
к юрлицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей компании;
к юрлицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая фирма – сторона акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого АО;
к юрлицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей фирмой.