Штраф за перевозку негабаритного груза без разрешения в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перевозку негабаритного груза без разрешения в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важно соблюдать ряд правил, прописанных в ПДД. Водитель обязан следить за размещением груза – вес должен равномерно распределяться между осями. Кроме этого, он должен быть надежно закреплен, не смещаться при передвижении. Иначе стать помехой для движения других автомобилей и других транспортных средств и даже представлять для них опасность.

Передача рассмотрения дел сотрудникам Ространснадзора

Следующее изменение внесено в статью 23.36 КоАП:

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.24, статьей 6.25, статьей 7.7 (в отношении судоходных гидротехнических сооружений), статьями 8.22, 8.23, статьей 9.2 (в отношении судоходных гидротехнических сооружений), статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг по перевозке пассажиров в области железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта), статьей 10.10 (в отношении судоходных гидротехнических сооружений), статьями 11.1, 11.6, 11.7, 11.8 — 11.11, 11.13, частями 2 и 3 статьи 11.14, статьей 11.14.2, частью 1 статьи 11.14.3, статьей 11.15, частью 1 статьи 11.15.1, частью 1 статьи 11.15.2, статьей 11.16, частью 5 статьи 11.17, статьями 11.23, 11.26, 11.27, 11.29, 11.31, 11.33, статьей 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), статьями 12.21.2 — 12.21.4, частями 4 и 6 статьи 12.23, частью 2 статьи 12.25, статьей 12.31.1, частями 1 и 2 статьи 14.43, частями 1 и 2 статьи 14.43.1, статьями 14.44 — 14.46, частями 1 — 4 статьи 14.46.2, частью 10 статьи 19.5, статьей 19.7.5, частью 1 статьи 19.7.9, частью 2 статьи 19.22 (за исключением государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях) настоящего Кодекса.

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.24, статьей 6.25, статьей 7.7 (в отношении судоходных гидротехнических сооружений), статьями 8.22, 8.23, статьей 9.2 (в отношении судоходных гидротехнических сооружений), статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг по перевозке пассажиров в области железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта), статьей 10.10 (в отношении судоходных гидротехнических сооружений), статьями 11.1, 11.6, 11.7, 11.8 — 11.11, 11.13, частями 2 и 3 статьи 11.14, статьей 11.14.2, частью 1 статьи 11.14.3, статьей 11.15, частью 1 статьи 11.15.1, частью 1 статьи 11.15.2, статьей 11.16, частью 5 статьи 11.17, статьями 11.23, 11.26, 11.27, 11.29, 11.31, 11.33, 12.21.1 — 12.21.4, частями 4 и 6 статьи 12.23, частью 2 статьи 12.25, статьей 12.31.1, частями 1 и 2 статьи 14.43, частями 1 и 2 статьи 14.43.1, статьями 14.44 — 14.46, частями 1 — 4 статьи 14.46.2, частью 10 статьи 19.5, статьей 19.7.5, частью 1 статьи 19.7.9, частью 2 статьи 19.22 (за исключением государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях) настоящего Кодекса.

Изменение заключается в следующем. До 31 декабря 2022 года сотрудники Ространснадзора рассматривают только некоторые дела по статье 12.211. А именно, только те, которые оформлены непосредственно сотрудниками Ространснадзора. А дела, материалы для которых получены с помощью автоматических камер, Ространснадзором не рассматриваются. Выше речь шла о том, что такие дела рассматривает ГИБДД.

С 1 января 2023 года Ространснадзор будет рассматривать все дела по статье 12.211 КоАП. И оформленные сотрудниками, и оформленные автоматическими камерами.

Виды спец разрешений:

  • на международные перевозки (в случае, если маршрут автопоезда включает погранпереход через границу Российской Федерации и следует в другое государство — требуется оформить международное спец разрешение. Без него автопоезд не будет пропущен пограничниками. Отличительная особенность международного спец разрешения в том, что оно — разовое, может быть оформлено только на один рейс. Ещё одна важная особенность такого разрешения — на автопоезда, следующие с таким разрешением, не действуют весенние ограничения, устанавливаемые Росавтодором для просушки дорог после зимнего периода);
  • на межрегиональные перевозки (в случае, если маршрут проходит по двум или более субъектам Российской Федерации, оформляется межрегиональное спец разрешение. Его можно оформить на срок до 3х месяцев, на 10 поездок (с возможностью прописать в маршруте «и обратно с грузом»).

ГИБДД отстранят от весогабаритного контроля

Правда, это новшество заработает только с 1-го января следующего года.

То есть: с 1-го января 2023-го года сотрудники ГИБДД в принципе не смогут штрафовать перевозчиков за превышение массы, осевой нагрузки или допустимых габаритов грузовиков.

Этим будет заниматься Ространснадзор на всех без исключения видах постов (автоматических, стационарных и передвижных).

Для справки: на данный момент, до 1-го января 2023-го года, Ространснадзор не имеет доступа к автоматической базе данных, а потому может штрафовать перевозчиков за превышение весогабаритных параметров только на стационарных и передвижных постах, где взвешивание и измерение транспортных средств проводится при непосредственном участии сотрудников ведомства.

Величина штрафа за перегруз автомобиля

Штраф за перегруз назначается в соответствии со ст. 12.21.1.2 и 12.21.2 КоАП РФ. Сумма взыскания составляет 1000-500000 рублей и зависит от того, на кого обращается взыскание: на физическое, юридическое или иное должностное лицо.

Читайте также:  Повышение социальной пенсии инвалидам с 1 апреля 2023 года

При остановке ТС, нагрузка по осям которого превышает установленные нормы, штраф назначается водителю, а также должностному или юридическому лицу, отвечающему за транспортировку груза.

Взыскания, накладываемые на перевозчика грузов:

Величина перегруза, %

Физическое лицо, сумма в рублях

Величина взыскания для должностного лица, рублей

Юридическое лицо, штраф в рублях

2-10

1000-1500

10000-15000

100000-150000

10-20

3000-4000

25000-30000

250000-300000

20-50

5000-10000 или лишение права управления автомобилем на 2-4 месяца

35000-40000

350000-400000

7000-10000 или лишение ВУ на срок 4-6 месяцев

45000-40000

450000-500000

В соответствии с примечанием к ст. 12.21.1 КоАП РФ, при совершении индивидуальным предпринимателем, выступающим в качестве перевозчика, правонарушения, предусмотренного ст.12.21 КоАП РФ, ему назначается наказание, идентичное юридическому, а не физическому лицу.

Почему нельзя перегружать автомобиль

Любой перегруз имеет значение. На практике превышение допустимого веса машины способно привести к следующим негативным последствиям:

  • Ухудшение управляемости ТС. В особенности опасен вариант неравномерного распределения массы, преимущественно на заднюю ось;
  • Снижение эффективности тормозной системы. При сильном перевесе колодки могут не выдержать нагрузки и лопнуть, что практически в 100% случаев заканчивается автокатастрофой;
  • Под тяжестью кузов транспортного средства несколько деформируется, что также влияет на его управляемость;
  • Повышение износа деталей. В данном варианте подразумеваются не затраты владельца ТС на ремонт, а возрастание риска возникновения поломки машины в движении, что вполне может стать причиной ДТП.

Особенности перевозки в самолете сноубордов и горных лыж

Многие авиаперевозчики предлагают бесплатные услуги по перевозке оборудования зимних видов спорта (горные лыжи, сноуборд) в период соответствующего сезона года. Некоторые компании предлагают круглогодичные перевозки. Понимать это следует так: вы можете взять свой стандартный багаж, фиксированный в билете, и плюс к этому горные лыжи или сноуборд. Есть компании, которые примут оборудование без дополнительных взносов, если оно проходит по весу в установленную норму бесплатного провоза. Например, вы оплатили 2 места с грузом до 23кг каждое. Можно взять вместо одного из грузов свое оборудование и не оплачивать ничего. Компании лоукосты в большинстве случаев потребуют дополнительных платежей за подобный груз.

Но чаще всего габариты оборудования выходят за рамки ограничения. Перевозка лыж в самолете британскими авиалиниями разрешена при их длине до 190см. При этом лимит по весу сохраняется, поэтому следует дополнительно все перемерять. ЭлинЭйр не требуют никаких доплат за лыжи до 10кг, при превышении этого лимита – придется доплатить, независимо от размеров.

Чехол для лыж вместе с палками и лыжные ботинки, как правило, принимаются как одно место с самими лыжами. А вот британские авиалинии считают все по отдельности: за чехол с лыжными ботинками также придется доплачивать. Есть небольшой секрет: если взять его в личные вещи – платить не придется. Также можно убрать специальную обувь в свой чемодан, главное – следите за весом.

Отдельные авиаперевозчики (к примеру, «Уральские авиалинии») позволяют объединить 2 пары лыж и упаковать их в один чехол без каких-либо доплат. Большинство путешественников кроме лыж добавляют в этот чехол и одежду. Сотрудники аэропорта контролируют содержимое редко, но если обман вскроется – будьте готовы доплатить.

Проезд по платным автомобильным дорогам

Учитывая, что перевозка тяжеловесных грузов негативно влияет на состояние автодорог, согласно Постановлению Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования», за перевозку данных грузов взимается плата согласно ставкам, установленным Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам (утверждено Минтрансом России 30 апреля 1997 г.).
В настоящее время вопрос о платных автодорогах урегулирован Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон установил, что решения об использовании автомобильных дорог на платной основе принимаются, в зависимости от значения дороги (федерального, регионального или межмуниципального, а также местного значения), Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, а в отношении частной автомобильной дороги — собственником такой дороги. Решения об использовании автомобильных дорог на платной основе в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, расположенных вне границ населенных пунктов, могут быть приняты только в случае строительства или реконструкции дорог, а в отношении указанных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, — только в случае их строительства. Для принятия решений об использовании на платной основе частных автомобильных дорог такие условия не установлены. Еще одним условием для принятия решения об использовании автодороги на платной основе является обеспечение возможности альтернативного бесплатного проезда по автомобильным дорогам общего пользования или обеспечение возможности альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автодороги. Протяженность автомобильных дорог или их участков, обеспечивающих возможность альтернативного бесплатного проезда, не должна превышать более чем в три раза протяженность платной автомобильной дороги, за исключением случаев, если более пятидесяти процентов протяженности платной автодороги составляют мосты, тоннели и путепроводы и если строительство платной автодороги осуществляется в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе, в том числе частной автодороги, в течение тридцати дней со дня его принятия должно быть опубликовано, а также размещено на соответствующем официальном сайте (в отношении частной автодороги — на официальном сайте муниципального образования, а при его отсутствии — на официальном сайте субъекта РФ). Строительство, реконструкция и использование платных автомобильных дорог, как установлено Законом, могут осуществляться на основе концессионных соглашений.
Закон установил, что от платы за проезд по платным автомобильным дорогам освобождаются:
— транспорт общего пользования (за исключением такси, маршрутного такси, автобусов междугородного и международного сообщения);
— специальные транспортные средства (пожарной охраны, милиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автоинспекции);
— транспортные средства организаций федеральной почтовой связи.
Собственник платной автодороги вправе принять решение о предоставлении права бесплатного или льготного проезда отдельным категориям пользователей дороги или категориям транспортных средств (в случае заключения концессионного соглашения — по согласованию с концессионером). Владелец платной автодороги вправе предоставлять право льготного или бесплатного проезда, если это предусмотрено решением об использовании автодороги на платной основе. Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, методика расчета и максимальный размер платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам должны утверждаться соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления (ст. ст. 36, 37, 38, 40, 41 Закона).
В настоящее время являются действующими Временные правила организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов и Временные правила определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 973.

Читайте также:  Досрочная пенсия работникам лесного хозяйства

Кто уполномочен штрафовать нарушителя

Сотрудник ГИБДД останавливает на дороге автотранспорт, везущий крупногабаритный груз. Следующие его действия – проверка документов, разрешений и измерение авто и поклажи. Чаще всего используется телескопическая линейка или электронный прибор (например, высотомер). Все данные о нарушении вносятся в протокол.

Помните: инспектор не может на месте производить денежное взыскание с водителей. Он передает протокол в суд, где и решается вопрос о применяемых санкциях, сумме штрафа.

Важно учитывать, что в последние годы используется выявление нарушений при перевозке негабаритов по видеофиксаторам. В этом случае квитанция о штрафе приходит автовладельцу по почте вместе со снимком с регистратора, послужившим основанием для наказания.

Задержание ТС при перевозке выступающего груза

Примечательно, что для нарушение согласно статьи 12.21.1 КоАП РФ, то есть для нашего третьего случая, может применяться задержание. Эта возможность прописана в статье 27.13 КоАП РФ. При этом если вашу машину не смогут погрузить на эвакуатор, то могут просто установить блокирующие устройства. Читаем 27.13 КоАП РФ.

…При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2, 3, 4, 5 или 6 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

В итоге так и будете стоять до тех пор, пока не устраните причины повлекшие задержание.

Ответственность и размеры штрафа

Если перевозка негабаритных вещей осуществлялась без официального разрешения, на нарушителя в обязательном порядке будет наложен штраф.

Важно!

Штраф за перевозку негабаритного груза без разрешения устанавливает суд, исходя из процента превышения допустимого габарита и наличия/отсутствия факта угрозы возникновения ДТП.

Ниже предложена таблица вариантов денежных взысканий. Административная ответственность предусмотрена в этом случае для того, чтобы стимулировать исполнение физлицам и юрлицами законодательных норм.

Категория правонарушителей Наказание
Граждане (физлица) Денежный штраф в размере от 1500 до 2000 рублей. Альтернатива штрафу – лишение водительских прав на 2-4 месяца.
Сотрудники транспортных фирм (должностные лица) Денежный штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей.
Юрлица Штраф до 500 000 рублей.
Собственник транспорта Штраф до 300 000 рублей.

Какие правила перевозки груза необходимо соблюдать, чтобы не платить штрафы за перегруз автомобиля?

Правила нагрузки авто при перевозке закладываются при проектировании. Речь идет о допустимой осевой нагрузке. Установленные нормы для двуосных авто выглядят следующим образом:

Нормы допуска нагрузки

Расстояние между передней и задней осью, м

Нормы допуска нагрузки на каждую ось для авто группы А, эксплуатация которых разрешена на дорогах 1 — 3 категорий

Нормы допуска нагрузки на каждую ось для авто группы В, использование которых разрешено на всех дорогах

До 1 м

6,0

4,5

1,00 — 1, 35

7,0

5,0

1,35 — 1,65

8,0

5,5

1, 65 — 2,00

9,0

5,7

Свыше 2 м

10,0

6,0

Что считается негабаритным грузом

От соблюдения правил транспортировки зависит целостностью самого груза, безопасность транспорта и остальных участников движения. Поэтому чрезвычайно важно соблюдать все рекомендации — это позволит обеспечить безопасность и быструю доставку.

  • При доставке тяжеловесного негабарита необходимо учитывать значение допустимой нагрузки на оси автомобиля.
  • Важно учитывать соответствие массы груза и максимальной грузоподъёмности автомобиля. При перегрузке авто увеличивается износ двигателя, рамы, шасси и колёс, снижается эффективность работы рулевого управления. Это создаёт риск аварии.
  • Качеству крепления и расположению груза в кузове также следует уделить максимум внимания. При его неустойчивом положении возникает риск падения груза или опрокидывания транспортного средства.
  • Перевозимые предметы при доставке не должны загрязнять окружающую среду и дорожное полотно, быть источниками повышенного шума.
  • Недопустимо закрытие грузом или его частью светоотражающих и световых приборов, номерных знаков автомобиля.

Доставку крупногабаритного груза должны выполнять специализированные компании — только в этом случае можно быть уверенным в её оперативности и безопасности. Грузовое такси «Газелькин» предлагает транспортировку негабарита различными видами автотранспортной техники. Опыт и профессионализм сотрудников компании является гарантией высокого качества выполнения работ.

Читайте также:  Задержали чартерный рейс: что делать в этом случае

Требования ПДД по перевозке негабаритного груза автотранспортом

Размеры машин с прицепом или кузовом должны соответствовать стандартам по высоте, длине и ширине. Объект считается крупногабаритным, если:

  • высота транспортного средства с перевозимым объектом более 4 м;
  • ширина машины более 2,55 м, а ширина прицепа, рефрижератора, изотермического кузова при этом больше 2,6 м;
  • длина автопоезда с 1 прицепом — более 20 м;
  • длина автопоезда с 2 и более прицепами — более 24 м.

Груз относится к негабариту, если:

  • превышает стандартные параметры впереди или сзади больше, чем на 100 см;
  • выходит за стандарт с боков больше, чем на 40 см за границу габаритных огней.

Вес перевозимого объекта может быть вполне внушительным, тяжеловесы для проезда по дорогам должны заручиться разрешением. Оно потребуется:

  • двухосному автомобилю от 18 т,
  • трехосному автомобилю от 25 т,
  • четырехосному автомобилю от 32 т,
  • трехосному автопоезду от 28 т,
  • четырехосному автопоезду от 36 т,
  • пятиосному автопоезду от 40 т,
  • шестиосному и более автопоезду от 44 т.

По требованиям ПДД негабаритный груз по весу можно провозить не по всем дорогам. Это зависит от дорожного покрытия и его возможностей. Допустимая осевая нагрузка может быть и 11,5, и 6 тонн. В случае несоответствия придется поискать другую дорогу для перевозки. Не стоит забывать о равномерности нагрузки по осям и расстоянии между ними.

Транспортировка объектов с нестандартными габаритами регламентируется Приказами № 7, 107, 258 и Постановлениями № 12, 125, 211, 934. В них прописаны:

  • правила безопасности при перевозке,
  • порядок выдачи разрешений на нее,
  • размеры, подпадающие под термин «негабарит»,
  • процедура прохождения весового контроля;
  • обязательства возмещения вреда, причиненного в пути.

При нарушении данных критериев выплачивается штраф за негабаритный груз в соответствие со ст. 12.21.1 КОАП России или назначается другое наказание. Например, водителю, не имеющему специального разрешения, могут назначить штраф до 2000 рублей или лишить его прав на 6 месяцев.

При перевозке нестандартных объектов необходимо прикрепить на ТС соответствующие знаки:

  • обозначение на авто «Крупногабаритный груз»,
  • впереди светоотражающий значок или фонарь,
  • сзади красный световой знак или светоотражающий элемент.

Чтобы обозначить выдающиеся за борта кузова размеры, знака «Негабаритный груз» может быть недостаточно. В этом случае на край конструкции вешается лента или отрез ткани красного цвета. Для фиксации параметров, выходящих за стандартные, на машину-перевозчик прикрепляются специальные пометки для автомобилей.

  • Автопоезд-длинномер. Прямоугольные знаки размещаются по горизонтали или по вертикали, в зависимости от характера превышения стандарта.
  • Опасные грузы. Размещаются знаки класса от 1 по 9, в зависимости от вида перевозимых веществ.

Основные сведения, определение

На территории нашей страны этот термин возник в 70-х годах прошлого столетия: в то время в СССР стартовали многие крупномасштабные стройки. Полным ходом шло сооружение газопроводов, нефтепроводов, всевозможных комбинатов. На каждый объект требовалась доставка тех или иных строительных материалов или элементов конструкций, не подлежащих разделению на фрагменты с последующим монтажом. Тогда и появились первые законодательные нормы, регулирующие процесс транспортировки кладей.

Груз (англ. Cargo, укр. Вантаж) – перемещаемый посредством транспорта объект, предмет.

В широком смысле понятие включает большую совокупность требований к везущему автомобилю, пропускным параметрам дороги, состоянию транспортного полотна, безопасности самой клади. Возможности перевозки ограничиваются, например, грузоподъёмностью моста, шириной и высотой тоннеля, уровнем расположения линии электропередачи, а ещё погодой и сезоном.

Транспортируемый объект, выступающий за границы средства передвижения более чем на 100 см сзади и спереди либо сбоку дальше, чем на 40 см от края сигнального фонаря габарита, согласно требованиям ПДД, обозначается соответствующим знаком. Это щит, изготовленный из металла или пластика, покрытый светоотражающей краской, с наклонёнными под углом 45° линиями попеременно красного и белого цвета. Размер сторон должен составлять 40×40 см, ширина каждой линии – 5 см.

Рис. 1 Внешний вид знака

Возможно применение наклейки таких же размеров. Обозначение багажа необходимо для лучшего обозрения его при перевозке, с целью предупредить других водителей об опасности.

Правила перевозки, что предусмотрено законодательством

Как было сказано ранее, такой багаж непременно следует обозначать с помощью специального знака.

При перевозке негабаритного груза, согласно ПДД, следует учитывать следующее:

  • вес багажа и рассредоточение его по осям не должны быть больше значений, предусмотренных изготовителем транспорта;
  • транспортировать кладь можно, только если она не мешает водителю управлять автомобилем, не нарушает его устойчивость, а также не заслоняет фары и фонари, поворотники, диоды, регистрационный номер;
  • нельзя перевозить багаж, создающий сильный шум, сильно пылит, мешая обзору, загрязняет дорожное покрытие или атмосферный воздух;
  • водитель обязан соблюдать скоростной режим, указанный в разрешении.

Случаются ситуации, когда изначально пригодная для транспортировки кладь, в процессе езды утрачивает соответствие какому-либо параметру. Если характеристики транспортируемого багажа не совпадают с требованиями хотя бы по одному из пунктов, водитель должен предпринять все возможные меры, чтобы устранить нарушение либо ему следует остановиться и прекратить движение.

При размещении клади на автомобиле или внутри него, водитель, производящий транспортировку, обязан проследить за целостностью тары, упаковки либо контейнера. Если груз состоит из нескольких элементов, то больший по размеру следует размещать в нижнем секторе как можно ближе к оси симметрии машины. Несоблюдение центра тяжести может привести к крену или даже опрокидыванию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *