Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Без НДС и НДС 0% — в чем же разница?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с пунктом 4 статьи 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
Сдача в аренду помещений иностранным лицам
В соответствии с пунктом 1 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.
Перечень иностранных государств, в отношении которых применяется указанное освобождение, установлен приказом МИД России и Минфина России от 08.05.2007 г. № 6498/40н. В данный Перечень включены услуги по аренде служебных (офисных) помещений, оказываемые иностранным организациям, зарегистрированным на Британских Виргинских островах (Великобритания).
Что касается документального подтверждения права налогоплательщиков на указанное освобождение от налогообложения, то перечень документов, подтверждающих правомерность применения такого освобождения, положениями гл. 21 Кодекса не установлен.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 25.10.2010 г. № 03-07-07/69, налогоплательщик имеет право применять освобождение от налогообложения, предусмотренное пунктом 1 статьи 149 НК РФ, при наличии документов, подтверждающих аккредитацию представительств иностранных компаний и филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации. В связи с этим необходимо отметить, что в соответствии с п. 9 Устава Федерального государственного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденного приказом Минюста России от 16.11.2005 г. № 220, сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний и государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, ведет данное учреждение.
Таким образом, документальным подтверждением права на получение освобождения от налогообложения является копия свидетельства о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, выданного Государственной регистрационной палатой.
Кроме того, документальным подтверждением правомерности применения вышеуказанного освобождения является договор аренды, заключенный с иностранной организацией.
Другой момент, на который следует обратить внимание при применении освобождения, предусмотренного пунктом 1 статьи 149 НК РФ, касается того, что данная норма НК РФ применяется только в отношении иностранных граждан или организаций, аккредитованных в Российской Федерации.
В случае предоставления арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, не имеющим аккредитацию в Российской Федерации, освобождение от налогообложения не предоставляется и услуги по предоставлению в аренду помещений подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Такой позиции придерживалась ФНС России в письме от 17.05.2005 г. № ММ-6-03/404@.
Объектами налогообложения НДС являются:
- реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
- ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.
В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.
- Одна компания заказывает у другой фирмы материал, чтобы изготовить свой товара из него. Она этот материал оплачивает. На эту сумму стоимости материала, которую компания заплатила будет накладываться НДС.
- Далее эта компания из купленного материала производит свой товар, а потом решает, какую же стоимость готового изделия поставить? Да так, чтобы и самим в убытке не быть, и клиенты не разбежались от завышенных цен? Первым делом, берётся сумма денег, которую затратили на производство единицы нового товара. Размер налога при этом тоже рассчитывается, но записывается в «налоговый кредит».
- Дальше, компании нужно определиться, сколько будет стоить товар для конечного покупателя. Здесь складывается себестоимость товара, подсчитываются акцизы, вписывается та доля, которая после продажи пойдёт на прибыль и уже прибавляется НДС. То есть он уже будет входить в стоимость товара, которую заплатит при покупке потребитель.
- Когда товар в определённом количестве продан, компания сядет подсчитывать прибыль. Из полученных денег высчитывается 20 процентов налога, которые уже оплатил покупатель. И эти деньги уходят на налоговые обязательства по оплате НДС.
Налоговый кредит и налоговое обязательство
Мы посмотрели на формулы, но, сколько же должно быть заплачено нами в бюджет этого налога, спросите вы. Давайте «добьём» тему с джинсами и решим этот вопрос, а заодно разберёмся с такими составляющими понятиями налога на добавленную стоимость, как кредит и обязательство.
Купили мы всё-таки джинсов на 120 000 рублей. Из которых 20 тысяч заплатили как НДС для поставщика. У нас есть от этого поставщика счёт-фактура на нашу партию джинсов, где чёрным по белому написано, что цена товара без НДС — 100 000 рублей, сумма НДС — 20 000 рублей, а общая стоимость — 120 000 рублей.
Далее, цифру НДС при расчётах мы отложили и запомнили как налоговый кредит.
Налоговый кредит — эта та сумма, на которую можно будет в конце отчётного периода сделать налоговый вычет из налогового обязательства — то есть уменьшить сумму налога, оплачиваемого нами в бюджет. А то, что мы должны будем оплатить в бюджет и есть — налоговое обязательство.
Смотрим дальше на джинсы.
В реальности мы будем из суммы в 120 000 рублей для формирования своей цены вычитать уплаченный нами уже НДС. То есть сумма составит те самые 100 тысяч рублей.
Допустим, включив все остальные факторы себестоимости и затрат, да прибавив процент желаемой прибыли, мы получили цену в 200 000 рублей. Именно за столько и будут проданы наши джинсы в нашем магазине конечному потребителю. И именно с этой суммы будет вычитываться наше налоговое обязательство — то есть налог, который мы должны заплатить в бюджет.
От 200 тысяч рублей, по формуле или калькулятору выходит, что НДС равен 33 333 рублей. Это наше налоговое обязательство. Но! У нас ведь есть ещё документы, которые подтверждают наш налоговый кредит в 20 000 рублей (то есть то, что мы уже заплатили 20 тысяч в виде налога на добавленную стоимость). А значит, мы из 33 тысяч можем вычесть 20 уже выплаченных. Итого получим 13 тысяч рублей, которые мы будем платить после продажи всех 10 пар джинсов (допустим, это произошло за один отчётный период).
В бюджет от нас с 200 тысяч рублей 13 000 пошли в виде налога. Но не нужно забывать, что наш поставщик также заплатил свои 13 тысяч в бюджет, которые получил от нас во время покупки джинсов изначально.
Дополнительные шифры — 2021
Несколько новых кодов, предназначаемых для учетных регистров, возникли в письме ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@. В нем приведены такие шифры:
- для журнала учета счетов-фактур:
- 33 — по документам (в т. ч. корректировочным), выставляемым при поступлении от налогового агента предоплаты в счет будущей поставки сырых шкур (лома);
- 34 — по документам (в т. ч. корректировочным), выставляемым (получаемым) комиссионером (агентом) в связи с отгрузкой налоговому агенту сырых шкур (лома);
- для книги покупок, заполняемой налоговым агентом:
- 41 — по вычету как у покупателя суммы НДС, исчисленной при перечислении предоплаты;
- 42 — по вычету как у покупателя суммы НДС, исчисленной при отгрузке товара, а также при корректировке стоимости отгрузки в сторону увеличения;
- 43 — по вычету как у продавца суммы НДС с предоплаты при отгрузке;
- 44 — по вычету как у продавца суммы НДС при корректировке стоимости отгрузки в сторону уменьшения;
- для книги покупок обычного налогоплательщика-продавца:
- 34 — при корректировке стоимости отгрузки в сторону уменьшения;
- для книги продаж обычного налогоплательщика-продавца:
- 33 — по предоплате в счет будущей поставки сырых шкур (лома);
- 34 — по отгрузке сырых шкур (лома), в т. ч. в счет предоплаты, а также при изменении стоимости отгрузки в сторону увеличения;
- для книги продаж, заполняемой налоговым агентом:
- 41 — по НДС с предоплаты как у продавца;
- 42 — по НДС с отгрузки как у продавца, а также при корректировке стоимости отгрузки в сторону увеличения;
- 43 — по НДС, восстанавливаемому как у покупателя при перечислении им предоплаты;
- 44 — по НДС, восстанавливаемому как у покупателя при корректировке стоимости отгрузки в сторону уменьшения.
Письмо содержит оговорки о том, что приведенные в нем коды являются рекомендуемыми и применяются до внесения изменений в соответствующий базовый регистр.
Кроме этого письмом ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/532@ дополнительно введены коды 37-40 — для операций, предусмотренных п. 7 ст. 164 НК РФ.
Умeньшeниe oтягчaющиx фaктopoв НДC для cвoeгo пpeдпpиятия.
Oчeвиднo, чтo для yмeньшeния нaлoгa нa дoбaвлeннyю cтoимocть (cyммapнyю) нeoбxoдимo yвeличивaть пocтyпaющий НДC (имeннo тoт, кoтopый мы yплaчивaли oптoвикy в пpимepe). Cлeдoвaтeльнo, oтнимaть из итoгoвoй цифpы иcxoдящeгo НДC (вxoдящeгo в плaтёж вaшeгo пoтpeбитeля) нyжнo бoльшyю чacть, a в кoнцe нaлoг cнизитcя.
Чтoбы этo peaлизoвaть cyщecтвyeт oгpoмнoe кoличecтвo вapиaнтoв.
Нaпpимep, лизинг. Дoпycтим, чтo вaшa фиpмa нyждaeтcя в тpaнcпopтe. Бyдь тo гpyзoвoй или лeгкoвoй, нe вaжнo, вы бepётe eгo в лизинг. Mы пoнимaeм, чтo этo нe cильнo тo и oтличaeтcя oт oбычнoгo кpeдитa, вeдь и пpoцeнты yплaчивaeмыe зa пoльзoвaниe ycлyгoй, дa и плaтeжи pacпиcaны нa нecкoлькo лeт впepёд.
Нo caмa пo ceбe ycлyгa лизингa yжe имeeт в кoмплeктaции НДC, и oн для вaшeгo пpeдпpиятия бyдeт вxoдящим, пoэтoмy и нaлoгoвыe oбязaтeльcтвa yмeньшaтьcя в paзы. Кaждaя лизингoвaя кoмпaния дocкoнaльнo вaм paccкaжeт, пpoцeнт cбepeжeнныx вaми cpeдcтв. Пoтoмy чтo для ниx этo ocнoвнoй apгyмeнт, чтoбы пoкaзaть вce пpeимyщecтвa иcпoльзoвaния лизингoвoй cиcтeмы, ocoбeннo для пpeдпpинимaтeлeй, кoтopыe имeют cтaндapтнyю cиcтeмy oблoжeния нaлoгaми.
Кaк былo зaмeчeнo, гpaмoтный пoдxoд к дeлy, cyщecтвeннo yмeньшит pacxoды нa нaлoгoвyю чacть. Этo пoзвoлялo фиpмaм ocтaтьcя нa плaвy в тяжeлыe вpeмeнa кpизиca.
Другой комментарий к Ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации
При применении статьи 149 НК, прежде всего, следует учитывать два момента.
Первый заключается в том, что перечень освобождаемых от налогообложения НДС операций является исчерпывающим.
Второй момент связан с тем, что при отсутствии соответствующей лицензии налогоплательщики не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной статьей 149 НК.
Данная точка зрения изложена в письмах Минфина России от 15.03.2006 N 03-04-05/04, от 18.10.2004 N 03-04-11/169, письмах Управления ФНС России по г. Москве от 21.02.2007 N 19-11/16478, от 06.02.2007 N 19-11/10261, от 24.01.2007 N 19-11/00557, от 22.03.2006 N 19-11/22544, от 06.05.2005 N 19-11/32602.
Рассмотрим пример соотносимости права на применение положений статьи 149 НК и наличия у налогоплательщика лицензии.
Минфин России в письме от 27.08.2008 N 03-07-07/81 разъяснил, что операции по реализации не подлежащих лицензированию услуг по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного процесса в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
При этом финансовое ведомство основывалось на норме пункта 2 Положения об образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, согласно которой не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Следует отметить, что в настоящее время данное Постановление утратило силу. С 01.07.2009 вступило в силу Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277.
Новое Положение содержит аналогичную приведенной норму (подпункт а пункта 2 Положения), согласно которой не подлежат лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.
Следовательно, изложенные выводы Минфина России применимы и в настоящее время.
Однако суды в некоторых случаях указывают, что правомерность применения предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 ст.149 НК РФ льготы не зависит от того, выдаются ли после оказания образовательных услуг документы об образовании или квалификации.
ФАС Уральского округа в Постановлении от 19.07.2007 N Ф09-5525/07-С2 пришел к выводу, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере образования при выполнении следующих условий: оказывающая услуги организация должна иметь статус некоммерческой образовательной организации; реализуемые услуги должны относиться к услугам в сфере образования, оказываемым при проведении учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса; на оказание услуг в сфере образования организация должна иметь соответствующую лицензию.
Следовательно, право на освобождение от налогообложения не ставится в зависимость от выдачи образовательным учреждением лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документов о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией.
Также следует отметить, что некоторые суды не принимают доводы налоговых органов о том, что льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК, может быть применена лишь при наличии лицензии (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2009 N А69-164/09-Ф02-2763/09 и ФАС Поволжского округа от 31.08.2006 N А72-14840/05-6/826).
В то же время ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14.01.2008 N А56-21648/2006, сделав вывод о правомерности вывода налогового органа об отсутствии у налогоплательщика оснований для применения освобождения, установленного подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК, руководствовался, в частности, тем, что образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, лицензированию не подлежит. Данные выводы сформированы судом в отношении осуществления таких видов деятельности, как услуги по занятиям шейпингом и занятиям в тренажерном зале, осуществление которых не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации. В то же время данные выводы суда следует учитывать и применительно к решению вопроса о применении НДС образовательными учреждениями в отношении подготовительных курсов, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Таким образом, если подготовительные курсы сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, то в отношении таких образовательных услуг применяется льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса России. Если же подготовительные курсы организованы без выдачи документов о соответствующем образовании и (или) квалификации, то, исходя из позиции Минфина России и отсутствия единообразия в судебной практике, льгота по НДС не применяется. Правомерность применения освобождения от НДС в отношении подготовительных курсов, если документы о соответствующем образовании и (или) квалификации не выдаются, налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.
Кроме того, очень важно обращать внимание, в каком пункте — 2 или 3 — упомянуты осуществляемые налогоплательщиком операции, не подлежащие налогообложению. Если они упомянуты в пункте 3 статьи 149 НК, налогоплательщик вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.
Раздельный учет экспортных операций
Порядок вычета «входного» НДС по экспортным операциям имеет свои особенности. К вычету налог принимается лишь после того, как налоговый орган подтвердит факт экспорта на основании собранного и представленного организацией необходимого пакета документов, а не после оплаты (до 1 января 2006 г.) или принятия к учету (после 1 января 2006 г.), как при реализации товаров на отечественном рынке. Однако в некоторых судебных решениях признавалась незаконность действий инспекторов, которые отказывали в вычете, ссылаясь на отсутствие раздельного учета операций по реализации товаров на экспорт и на внутреннем рынке (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.10.2004 N А38-1759-17/361-2004).
С 2006 г. обязанность по ведению раздельного учета для экспортеров официально закреплена в НК РФ, но точный порядок организация должна разработать сама, закрепив его в своей учетной политике. При этом можно ориентироваться на методику, изложенную в п. 4 ст. 170 НК РФ, согласно которому «входной» налог по расходам, одновременно участвующим в облагаемых и необлагаемых операциях, распределяется исходя из стоимости (выручки) отгруженных товаров. В рассматриваемом случае в качестве необлагаемых операций выступают экспортные поставки, однако можно утвердить и иные критерии для распределения, например себестоимость произведенных товаров, фактические расходы или иные показатели, выбранные налогоплательщиком с учетом особенностей его деятельности.
Суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе и по основным средствам, в случае их дальнейшего использования для осуществления операций, не облагаемых НДС, подлежат восстановлению. По основным средствам НДС восстанавливается в размере суммы пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, начинают использоваться для осуществления операций, освобождаемых от обложения НДС. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, в стоимость указанных товаров (работ, услуг) не включаются. Они учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с гл. 26.2 и 26.3 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы. В бухгалтерском учете эта сумма отражается в составе внереализационных расходов, т.е. по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Специальный порядок по восстановлению сумм НДС по объектам недвижимости (основным средствам), ранее правомерно принятых к вычету, в случае их дальнейшего использования для операций, не облагаемых НДС, установлен в п. 6 ст. 171 НК РФ
Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, принятые к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, за исключением основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет. При этом налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года начала начисления амортизации в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму налога.
Согласно разъяснениям, данным в Письме Минфина России от 13.04.2006 N 03-04-11/65, указанная норма применяется в отношении объектов недвижимости, по которым начисление амортизации в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 259 НК РФ производится начиная с 1 января 2006 г.
Иногда товары, работы или услуги изначально приобретаются для использования в операциях, облагаемых по ставкам 10 или 18%. Налогоплательщик «входной» НДС по таким товарам, работам, услугам предъявляет к вычету. Но через некоторое время эти же товары, работы или услуги могут использоваться в операциях, например, облагаемых по ставке 0%, либо организация одновременно занимается как розничной, так и оптовой торговлей (по розничной торговле она переведена на ЕНВД, и часть товара, по которому НДС принят к вычету, продана в розницу). Очевидно, что в этом случае «входной» НДС, ранее принятый к вычету, следует восстановить и уплатить в бюджет по той части товара, которая реализована на экспорт или продана в розницу.
Какие услуги облагаются НДС?
НДС облагается широкий спектр услуг, оказываемых на территории РФ, и регулируется этот вопрос главой №21 НК РФ. Практически все услуги облагаются, однако существует перечень исключений, утвержденный законодательством согласно статьям №145, №149 и №150 НК РФ. Среди исключений, не облагаемых сбором, необходимо отметить:
- Лицензированные медицинские услуги кроме ветеринарных и косметологических, не спонсируемых бюджетом.
- Уход за детьми в дошкольных специализированных учреждениях.
- Секции и кружки для детей.
- Уход за пожилыми, инвалидами.
- Взыскание пошлин и сборов, сопутствующие услуги.
- Ритуальные услуги.
- Аренда помещений иностранцам.
- Работа с депозитами, ценными бумагами.
- Обслуживание судов – речных, морских, воздушных.
- Некоммерческие услуги сфер культуры, искусства.
- Услуги аптек – изготовление лекарств, оправ, ремонт слуховых аппаратов, и так далее.
- Перевозки людей при условии единого тарифа.
- Тушение пожаров в лесах.
- Услуги адвокатов.
- Гарантийные услуги ремонта без дополнительной оплаты.
Какие не облагаемые НДС операции можно причислить к льготам
В связи с тем, что налогоплательщики при проведении некоторых хозяйственных операций, перечисленных в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ, не уплачивают НДС, многие считают, что это своего рода льготы. Но это не совсем так, ведь льготами обычно могут пользоваться лишь определенные категории предпринимателей, а совершать освобожденные от НДС операции может кто угодно, лишь бы в наличии были необходимые разрешительные документы.
Тем не менее, пользуясь результатами анализа Пленума ВАС РФ, изложенными в постановлении от 30.05.2014 № 33, можно выделить отдельные операции из ст. 149 НК РФ, которые можно причислить к разряду льгот. Речь идет о передаче товаров (услуг), указанных в подп. 5 п. 2, а также хозоперациях, перечисленных в подп. 1, 2, 14 п. 3 этой статьи НК РФ.
По мнению Минфина, к льготируемым операциям можно отнести передачу (использование в своих целях) товаров или услуг, указанных в подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ (письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).
Условия применения освобождения от НДС
Для того чтобы полноправно воспользоваться освобождением от НДС при проведении операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ, необходимо иметь разрешительную документацию. По мнению фискального ведомства, в первую очередь речь идет о лицензии.
Заметим, что большинство из перечисленных в ст. 149 НК РФ видов операций легально можно осуществлять, лишь получив лицензию. Осуществление такой деятельности без лицензии не только влечет наложение финансовых и административных санкций, но еще и чревато доначислением НДС.
Перечень лицензируемых видов деятельности указан в законе «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ. В соответствии со ст. 9 данного закона лицензии имеют неограниченный срок действия. Переоформлять их требуется лишь в 2 случаях:
- если она была оформлена до ноября 2011 года и срок, на который она была выдана, истек;
- было изменено наименование вида деятельности, на выполнение которого была оформлена лицензия.
В случае если срок действия лицензии закончился, а новая еще не оформлена, то, по мнению налоговой службы, компания теряет право заниматься лицензируемой деятельностью. В то же время существует позитивная для налогоплательщиков судебная практика, когда ими было сделано все необходимое, но лицензия не была оформлена по вине госорганов (постановления ФАС Поволжского округа от 07.07.2011 № А55-20211/2010 и ФАС Дальневосточного округа от 19.04.2010 № Ф03-2182/2010).
Кроме того, во многих случаях при осуществлении видов деятельности, освобожденных от уплаты НДС, требуется предоставление и других разрешительных документов. Например, при продаже жизненно необходимых медизделий при проверке налоговой потребуется предоставить регистрационное удостоверение. При продаже комплектующих или запчастей для медицинских изделий также потребуются такие удостоверения (письмо Минфина России от 17.02.2017 № 03-07-14/9027).
Посредники и освобожденные от НДС операции
В соответствии с п. 7 ст. 149 НК РФ право воспользоваться освобождением от НДС при осуществлении перечисленных в пп. 1–3 этой статьи операций не распространяется на посредников. То есть если лицо выполняет такую деятельность в чьих-то интересах, то оно обязано уплачивать полную ставку НДС с размера своего вознаграждения (письма Минфина России от 31.03.2010 № 03-07-05/15 и УФНС Москвы от 19.07.2010 № 16-15/075620).
При этом исключение составляют операции по продаже товаров или оказанию услуг, которые освобождены от НДС на основании п. 1, подп. 1 и 8 п. 2, подп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ (основание — п. 2 ст. 156 НК РФ).
Подробнее об этом см. в материале «Какие услуги посредника не облагаются НДС».
Как рассчитать пропорцию для распределения сумм налога
В соответствии с пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса, входной НДС по товарам, работам и услугам, применяемым для осуществления облагаемых и необлагаемых НДС операций, принимается к вычету (учитывается в стоимости) пропорционально объему их использования для производства и реализации ТРУ, облагаемых и необлагаемых НДС.
При этом пропорция рассчитывается исходя из отношения стоимости отгруженных товаров как подлежащих, так и не подлежащих налогообложению, в общей стоимости отгруженных за период товаров. Такое правило установлено в пункте 4.1 статьи 170 НК РФ. Обратите внимание, что в этом же пункте приведены некоторые особенности составления указанной пропорции.
В результате получается дробное выражение в процентах, где в числителе выручка от реализации, не подлежащая налогообложению, а в знаменателе — общая сумма выручки от реализации. Это и есть доля НДС по необлагаемым операциям. Доля НДС, подлежащего вычету, определяется по формуле: 100 — доля НДС по необлагаемым операциям.
Проводки входного НДС по льготным видам деятельности
В бухгалтерском учете обложение входным НДС будет отражаться на счете 19 (используются разные субсчета для разных операций). Вот как будут выглядеть проводки:
- дебет 41 «Товары», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ― отражение поступления товара от поставщика без учета НДС;
- дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям», кредит 60 ― выделение НДС, который впоследствии можно представить к вычету;
- дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», кредит 19 ― принятие входящего НДС к вычету;
- дебет 41, кредит 19 ― отражение НДС для необлагаемых операций и входящая в стоимость купленного товара (услуги, работы).
В зависимости от вида деятельности фирмы нужно использовать наряду со счетом 41 «Товары» и другие счета – 10 «Материалы», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и другие.