Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сигналы регулировщика: фото, значение и как разобраться». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все стандартные жесты регулировщика регламентируются правилом ПДД пункт 6.10. Для того чтобы их правильно понимать необходимо внимательно следить за положением рук инспектора, а также за его корпусом, жезлом. Согласно этому пункту, знаки могут подаваться, привычным для всех, полосатым черно-белым жезлом, специальной палкой со светоотражающим диском, а также руками, при отсутствии возможности и пользования дополнительными предметами.
Зачем нужен регулировщик
Регулировщик – должностное лицо, которое наделено полномочиями управлять движением автотранспорта с помощью оговоренных в правилах жестов. Он должен быть одет в форменную одежду либо иметь отличающий знак или экипировку. В представлении большинства водителей регулировщиками обычно являются сотрудники полиции, так называемые «гаишники». Однако ПДД предусматривает, что в этой роли могут выступать и другие должностные лица:
- сотрудники военной автоинспекции;
- сотрудники дорожных служб;
- дежурные ж/д переездов и паромных переправ;
- работники подразделений транспортной безопасности на отдельных участках дорог.
Как правило, регулировщики используются в случаях, когда уже образовался дорожный затор или с целью его предотвращения. Например, отключение электричества, поломка светофора или крупная авария на перекрестке важных транспортных путей могут привести к огромной пробке. В таких случаях сотрудник ГАИ призван разводить пересекающиеся потоки, чтобы предотвратить хаотичное движение водителей.
Регулировщик отменяет действие сигналов светофора, знаков приоритета и требования любых дорожных знаков и разметки. В исключительных случаях он может отправить водителя и под запрещающие знаки или разметку. Обычно это связано с проведением ремонтных работ, проведением мероприятий и крупной аварией.
Однако иногда ручное регулирование применяется и тогда, когда работают все светофоры, а затор даже не начал образовываться. Обычно это наиболее важные перекрестки городской дорожно-транспортной системы. В этом случае регулировщик применяется для двойного контроля транспортных потоков, то есть на случай, если настроенные светофоры не справляются. Регулировщик может визуально оценить плотность разных потоков и уделить большее время для проезда одному из них. Светофоры пока что не способны делать это так, как может человек.
Таблица с краткими инструкциями
Жесты регулировщика | Положение по отношению к регулировщику | Участники дорожного движения | ||
Пешеход | Автомобиль | Трамвай | ||
Руки в стороны или опущены | Спиной | Движение запрещается | Движение запрещается | Движение запрещается |
Лицом | Движение запрещается | Движение запрещается | Движение запрещается | |
Правым боком | Может идти | Может ехать прямо и направо | Может ехать прямо | |
Левым боком | Может идти | Может ехать прямо и направо | Может ехать прямо | |
Рука вперед | Спиной | Может идти | Движение запрещается | Движение запрещается |
Лицом | Движение запрещается | Может ехать направо | Может ехать направо | |
Правым боком | Движение запрещается | Движение запрещается | Движение запрещается | |
Левым боком | Движение запрещается | Может ехать в любом направлении | Может повернуть налево | |
Рука вверх | Спиной | Движение запрещается | Движение запрещается | Движение запрещается |
Лицом | Движение запрещается | Движение запрещается | Движение запрещается | |
Правым боком | Движение запрещается | Движение запрещается | Движение запрещается | |
Левым боком | Движение запрещается | Движение запрещается | Движение запрещается |
Прочие («нестандартные») сигналы
Прочие сигналы – это нестандартные, неформализованные, не предусмотренные разделом 7 ПДД целеуказания. Думается, на этом вопросе нет необходимости заострять особого внимания.
Здесь все максимально просто: на что указывает регулировщик, то и надо реализовывать! И вот такие сигналы уже отменяют все другие средства регулирования – светофоры, все знаки и разметку.
Требует регулировщик проехать под «кирпич» — едем! Требует остановиться под знак, запрещающий остановку, — останавливаемся!
К запрещающим сигналам инспектора относятся:
- когда инспектор стоит с поднятой рукой. Положение означает, что все автомобилисты и пешеходы должны остановиться. Двигаться в каком-либо направлении не допустимо;
- если инспектор поворачивается спиной к потоку машин, или встает лицом, то нужно остановиться. Сигнал означает тоже, что красным свет светофора. Пешеходам и колесному транспорту нельзя продолжать движение, нужно дождаться разрешающего сигнала.
- когда инспектор развернулся к потоку правым боком, или повернулся спиной к движущемуся транспорту и его правая рука «смотрит» прямо, и жезл может быть повернут вправо. Сигнал означает, что водителям нельзя ехать ни в каком направлении. Пешеходам нельзя продолжать идти по своему маршруту.
Как запомнить жесты регулировщика
Предлагаем вашему вниманию следующие стихотворения для запоминания жестов.
Для автомобилистов
Первый вариант
Если палка смотрит в рот — делай правый поворот,
Если палка смотрит влево — проезжай как королева
Если боком к нам встает — то направо и вперед,
Грудь, спина, рука направо — ехать не имеешь права.
Второй вариант
Палка смотрит на меня — крутим вправо мы руля.
Посмотрела палка влево — куда хочешь едем смело
Если боком к нам встает (регулировщик, руки опущены или в стороны) — то направо и вперед
Грудь, спина, рука направо — ехать не имеешь права.
Для пешеходов:
Если палка смотрит влево — переходит пешик смело
Если боком к нам встает — то и тут идем вперед,
Грудь, спина, рука направо, палка в рот — у нас преграда.
А быстро выучить другие аспекты теоретической части вождения вам может помочь автошкола онлайн. Дистанционное обучение теории подходит тем людям, у которых нет времени посещать занятия в самой автошколе.
Знаки регулировщика для пешеходов
Каждый водитель — пешеход, но не каждый пешеход — водитель. Жесты регулировщика касаются вас не только, когда вы за рулём. Чтобы не создавать неразбериху на дорогах, запомните указания и для пешеходов:
- Расставленные в стороны руки. В таком случае руки указывают направление движения. Авто должны пропустить людей, тем более что чаще всего такие сигналы постовые подают на пешеходных переходах.
- Рука поднята вверх, другая может быть вытянута вперёд. Пешеходам двигаться нельзя, ждём, пока регулировщик разрешит переход. Перед этим он обязательно остановит транспортный поток, так что не ошибётесь.
Выводы: как выучить и запомнить правила регулировщика
Выбирайте тот способ запоминания, который лучше всего подходит лично вам. Для одних водителей такой способ — рисунки с символическими инструкциями к действию. Другие лучше запоминают стихи и присказки. Третьим намного проще сориентироваться, понимая общий принцип сигналов: спина регулировщика — запрещает движение, вытянутая рука — задаёт вектор.
Если сигналы никак не желают упорядочиваться в голове, и вы паникуете, завидев на перекрёстке постового, используйте несколько хитростей. Первая: положитесь на более опытных водителей. Не ловите лихорадочно каждое движение инспектора, вместо этого смотрите, что делают другие участники движения. Как минимум, это поможет не растеряться, избежать паники и хаоса.
Вторая хитрость: делайте собственные зарисовки. Пускай они будут выглядеть примитивно, главное, что в процессе их создания вы уловите систему знаков и запомните их. Итак, руки постового обозначают угол, который нельзя пересекать. Соответственно, если одна рука опущена, а вторая указывает на ваше авто, повернуть можно вправо. Если попытаетесь это зарисовать, наверняка хорошо запомните, что к чему.
Посмотрите видео на Youtube, которое наглядно демонстрирует, как нужно действовать на дороге под управлением постового. Обучающих роликов немало, там разбирают все основные правила. Благодаря наглядности, такие видео отлично помогают запомнить алгоритм действий. К тому же есть специальные игровые приложения, обучающие сигналам. Программа даёт подробные пояснения, а пройдя дорожные ситуации в игровой форме, вы точно не забудете, как реагировать на указания.
Вам будет ещё проще, если вы запомните главное: все правила дорожного движения нацелены на обеспечение безопасности всех участников. Поэтому оцените, какой манёвр сейчас будет наиболее безопасным для вас и остальных машин, и почти наверняка это будет правильное действие.
Удачной дороги!
Комментарий к Разделу 6 Правил дорожного движения РФ
6.1.
В зависимости от назначения светофоры подразделяются на транспортные и пешеходные. Транспортный светофор с круглыми сигналами, состоящий из трех секций (красный, желтый, зеленый), регулирует все направления: движение прямо, направо, налево и на разворот (в обратном направлении).
Такие светофоры с круглыми сигналами (красный, желтый, зеленый) могут в своей конструкции иметь дополнительные секции, расположенные на уровне зеленого сигнала. Стрелки или комбинации стрелок на этих дополнительных секциях указывают направления, отличные от основной зеленой секции светофора (чаще всего это стрелка налево в левой секции, и стрелка направо в правой секции).
Для регулирования движения пешеходов и велосипедистов применяются пешеходные и велосипедные светофоры. На линзы этих светофоров наносят изображение силуэтов пешехода и велосипеда, соответственно. Эти светофоры двухсекционные: верхняя секция – красный сигнал, запрещающий, нижняя секция – зеленый сигнал, разрешающий движение.
Х-образные светофоры регулируют движение по реверсивной полосе (полоса на проезжей части, на которой направление движения может изменяться на противоположное и обратно). Реверсивная полоса на проезжей части обозначается дорожной разметкой 1.9.
Важные случаи применения указаний регулировщика
Есть свод главных правил – они позволяют Вам с легкостью воспринять существующие жеста регулятора дорожного движения:
- управляющий проездом может разрешить допуск транспорту только лишь с 2-хсторон перекрёстка, на котором он управляет;
- если у регулирующего движение на перекрёстке рука с жезлом протянута вперёд – это обозначает направление, в котором разрешён проезд;
- езда транспорта со стороны спины его – аналогично запрету проезда (по красному цвету светофора);
- рельсовые транспортные средства (например, трамвай) могут продолжать ехать лишь по траектории, которую обозначают руки регулирующего, в это время автомобилям разрешено также маневрировать вправо при отсутствии помех рельсовому транспорту.
Сигналы для пешеходов
Как мы уже говорили выше, пешеходам тоже важно знать сигналы регулировщика и понимать, в каких направлениях можно передвигаться. Итак, вот два основных сигнала для пешеходов:
- Расставленные в две стороны руки. Одна – налево, а другая – направо.
- Правая рука протянута прямо и инспектор развернут спиной в направлении дороги, которую собирается перейти пешеход.
Если путь пешехода, пересекается с движением транспорта, машина должна его пропустить. Такую ситуацию можно заметить на пешеходном переходе или, как его еще называют, «зебре». Инспектор может быть повернут лицом или спиной одновременно с расставленными руками. При таких действиях движения возможны. А что на счет первых двух сигналов? Рассмотрим их подробнее ниже:
- Руки указывают в обе стороны. Одна рука демонстрирует направление, откуда вышел пешеход, а другая – куда продолжает путь.
- Рука протягивается вперед. Можно видеть спину сотрудника. Если рука устремлена наверх, пешим путникам двигаться нельзя.
Прежде, чем давать сигнал пешеходам, регулировщик сначала останавливают транспортный поток и поднимает правую руку вверх. Затем жестами указывает, куда можно идти пешеходам.
5.1. Остановка транспорта, идущего слева.
Исходное положение — основная стойка, стойка: руки в стороны ладонями вперед, стойка: правая рука вытянута вперед ладонью влево. Согнуть левую руку к плечу; кисть поднята ладонью влево. Затем выпрямить левую руку влево; кисть поднята, ладонью влево.
Повторение жеста: согнуть левую руку к плечу, кисть поднята ладонью влево, после чего выпрямить левую руку влево, кисть поднята ладонью влево.
5.2. Остановка транспорта, идущего на правый поворот.
Исходное положение — стойка: правая рука вытянута вперед. Согнуть левую руку к плечу, кисть поднята ладонью вперед, после чего выпрямить левую руку вперед, кисть поднята ладонью вперед.
Повторение жеста: согнуть левую руку к плечу со стороны груди, кисть поднята ладонью вперед, после чего выпрямить левую руку вперед, кисть поднята ладонью вперед.
5.3. Жест «Разрешен проезд транспорта с левой стороны за спиной регулировщика».
Исходное положение — основная стойка, стойка: руки вытянуты в стороны ладонями вперед, стойка: правая рука вытянута вперед ладонью влево. Левую руку вытянуть влево ладонью вверх, а затем махом согнуть левую руку к левому плечу.
Повторение сигнала: выпрямить левую руку влево ладонью вверх, после чего махом согнуть левую руку к левому плечу.
5.4. Жест, ускоряющий движение транспорта, осуществляющего левый поворот.
Исходное положение — стойка: правая рука вытянута вперед ладонью влево.
5.4.1. Поднять прямую левую руку влево до уровня плеча ладонью повернута вверх, после чего махом левой рукой вниз вытянуть левую руку ладонью вверх вперед к правой руке.
Повторение сигнала: левую руку махом опустить вниз и поднять влево до уровня плеча ладонью вверх, после чего махом опустить вниз и вытянуть левую руку ладонью вверх вперед к правой руке.
Зачем нужен регулировщик
Регулировщик отменяет действие сигналов светофора, знаков приоритета и требования любых дорожных знаков и разметки. Остальные дорожные знаки продолжают действовать.
В исключительных случаях регулировщик вправе отправить водителя даже под запрещающие знаки или разметку. Это может быть связано с проведением мероприятий, крупных аварий или ремонтных работ.
Важно, что иногда ручное регулирование применяется и тогда, когда работают все светофоры, а затор ещё не начал образовываться. Обычно это происходит на наиболее важных перекрёстках городской дорожно-транспортной системы. В этом случае к работе регулировщика прибегают для двойного контроля транспортных потоков. Настроенные светофоры на сегодняшний день не способны оценить плотность разных потоков, но это в силах сделать регулировщик, который визуально анализирует трафик и уделяет больше времени для проезда по одному из направлений.
Виды сигналов регулировщика – за чем нужно следить водителю
Если движение на перекрестке регулирует инспектор ГИБДД, то в первую очередь нужно следить за положением его рук и тела. Для привлечения внимания водителей может быть использован свисток. Жесты он обязан подавать руками, если нет возможности воспользоваться другим предметом, «полосатым» жезлом, либо светоотражающим кругом на палке.
Все сигналы можно разделить на три группы:
- Запрещающие. Проезд в определенном направлении запрещен
- Разрешающие. Позволяют двигаться транспортным средствам и пешеходам в указанном направлении
- Предупреждающие. Это обычно звуковой сигнал свистком – привлекает внимание водителя и предупреждает его об изменении жеста
Так повелось, что регулировщиков не так часто встречаешь на перекрестках городов, поэтому значение его сигналов стирается из памяти водителей. Но их нужно знать, чтобы не попасть в ДТП или на штраф. Сейчас рассмотрим, что нам говорят правила дорожного движения.
Чтобы подавать сигналы, инспектор применяет диск со светоотражателем красного цвета или жезл. Предупреждение о перемене положения должно подаваться звуком — свист. Арсенал инспектора включает 3 разновидности жестов, предупреждающих водителей о разрешении или запрещении движения. Знаки регулировщика на дороге в картинках с описанием вы сможете найти в начале страницы.
Наиболее распространены такие виды знаков:
1Предупреждающие – рука вверх. Она запрещает передвижение любых машин, в частности, трамваев, обычных пешеходов. Предупреждающий сигнал применяется, чтобы освободить перекрёсток от специального транспорта. А после этого сигнала инспектор перемещает корпус и руки, тем самым, выступая в роли замены знака жёлтого цвета светофора. Осуществить предупреждение о новом знаке он может свистом.
2Разрешающий. Руки, которые вытянуты по сторонам, разрешают передвижение автомобилей слева и справа от полицейского, а также по прямой, с дополнительным поворотом в сторону (направо). Тому, кто расположен напротив гаишника, двигаться запрещается. Если инспектор подал знак «опущенные руки», то его значение такое же, как и разведённые по сторонам руки –запрещено. Если же правая в вытянутом виде, а левая находится в стороне, то ТС разрешено движение от груди сотрудника ГАИ направо, а транспорту с левой стороны в разных направлениях. Для иных ТС двигаться нельзя. При повторном манёвре водитель должен пропустить проходящего пешехода, даже при отсутствии перехода.
3Запрещающие. Если сотрудник полиции подал знак “спиной к водителю”, то ехать ему запрещено. Во время вытянутой руки (правой) есть перекрытие проезжей части, находящейся справа машины. Этот жест понятен, он означает, что манёвры запрещаются.
Если ТС находится на пересечении дорог и пешеход начал переходить проезжую часть, то нужно быстро закончить манёвр.
Ещё один запрещающий знак — “лицом к водителю”. Данный жест будет равносильным красному сигналу светофора.
Легко закрепить знания поможет один из следующих методов
Достаточно просто запутаться в жестах регулировщика. Для упрощения такой задачи были разработаны определенные методы, позволяющие наиболее легкого запомнить нужную информацию. В качестве примера, рассмотрим самые известные из них.
Сначала, всё же, лучше почитать последнюю редакцию ПДД, это даст понимание того, что вы собираетесь учить дальше. К сожалению, не все автошколы уделяют должное внимание этой теме, поэтому немного самообразования не помешает. Ну, а после воспользуйтесь советами, подобранными специально на облегчение обучения.
Людям, воспринимающим информацию зрительно, на помощь придет универсально разработанная таблица, позволяющая автолюбителю понять все сигналы работника быстро. К примеру, в таблице, показанной ниже, представлены самые распространенные ситуации, встречающиеся на пути движения, описаны виды запрещающих и разрешающих жестов. Молодому автомобилисту можно сделать распечатку с такой таблицей и оставить её в своем автомобиле.
Этот метод не самый оптимальный, однако, работающий. Водитель может повторять жесты регулировщика в любую свободную минуту, например, стоя в пробке или ожидая пассажира, автолюбитель сможет повторить перечень запрещающих и разрешающих жестов. Сигналы регулировщика в картинках с пояснениями также помогут начинающему автолюбителю усвоить материал быстрее.