Надзор прокурора за органами осуществляющими предварительное следствие

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзор прокурора за органами осуществляющими предварительное следствие». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Рязанской области

Прокурор обязан при утверждении обвинительного заключения изучать соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение процессуальных норм при производстве следственных действий, соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ.

Проектом приказа предусматривается, что в суде присяжных будет участвовать прокурор, «обладающий соответствующими личностными и профессиональными качествами».

Осуществлять контроль за соблюдением руководителями следственных органов сроков рассмотрения требования прокурора.

Адвокат Адвокатской палаты Ростовской области, филиал «ДИКЕ» Ростовской областной коллегии адвокатов им. Д.П.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования

14 декабря 2017

Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования осуществляется независимо от их ведомственной принадлежности. Прокурорский надзор имеет процессуальную форму и выражается в контроле за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

При выявлении нарушения норм права органом дознания (дознавателем) закон обязывает прокурора лично вмешаться в производство дознания, отменить незаконное решение и исправить допущенную ошибку. Обжалование указаний надзирающего прокурора вышестоящему прокурору при производстве дознания не приостанавливает их исполнения.

Надзор за предварительным следствием по отношению к дознанию имеет ограниченный характер. Если при производстве дознания прокурор вправе выявлять и отменять любые незаконные решения органа дознания и дознавателя, то при производстве предварительного следствия у него таких полномочий нет. Осуществляя надзор за предварительным следствием, прокурор не вправе давать следователю указания, направлять ход следствия, отменять незаконные решения следователя, давать согласие на прекращение уголовного дела.

Полномочия прокурора (ст. 37 УПК) при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования реализуются в формах: а) указания дознавателю о направлении расследования, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий, розыске лиц, совершивших преступления, иных процессуальных действий; б) дачи согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; в) отмены незаконных и необоснованных постановлений дознавателя, нижестоящего прокурора; г) отстранения дознавателя от производства предварительного расследования, если им допущены существенные нарушения закона; д) разрешения отводов, самоотвода дознавателя; е) направления уголовного дела по подследственности от одного органа расследования другому; ж) изъятия уголовного дела у любого органа предварительного расследования и передачи его следователю Следственного комитета России; з) утверждения постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительного акта, обвинительного заключения; и) возвращения уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, квалификации действий обвиняемых, пересоставлении обвинительного заключения или обвинительного акта; к) требования от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Прокурорский надзор: конспект лекций.

Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст. 37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания. Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».

Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.

Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.

В юридической литературе, как и в научной теории уголовного права России в целом нет единого мнения, каких функций у прокурора больше: надзорных или тех, что непосредственно связаны с проведением уголовного преследования. Последнее указанное понятие распространяется на все стадии, которые проходит дело: от возбуждения до признания подсудимого виновным или невиновным.

Важной гарантией правильного и справедливого разбирательства является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Прежде всего, он выступает как обвинитель, представляя государство в процессе. Однако эту функцию не следует понимать исключительно как стремление посадить обвиняемое лицо. Прокурор в данной ситуации должен ратовать за всестороннее и объективное рассмотрение дела, стремясь обеспечить права и законные интересы. По этой причине, прежде чем приступить к участию в разбирательстве, нужно тщательно подготовиться, а именно:

  • изучить все имеющиеся доказательства и материалы, проанализировать их (можно воспользоваться помощью консультантов и экспертов);
  • ознакомиться со специальной литературой, судебной практикой по аналогичным делам;
  • обязательно рассматривать возможное развитие ситуации, обдумать варианты действий;
  • определить тактику обвинения и подготовить достойную судебную речь.

[3]

Порядок участия прокурора в процессе таков, что все начинается с устного изложения предъявляемого подсудимому обвинения. Делается это громко, отчетливо, официальным тоном. После этого судья опрашивает обвиняемого, затем прокурор представляет имеющиеся доказательства. Осуществить это нужно полно и наглядно, акцентируя внимание суда на наиболее важных моментах и сведениях. Кроме того, важно и обоснованно опровергать доказательства другой стороны — адвоката.

Обратите внимание! Далее, по общему правилу, прокурор уполномочен принять участие в допросе всех участников дела. Рекомендуется использовать приемы, способствующие установлению психологического контакта. Так, нужно относиться к свидетелям максимально вежливо, проявляя внимание к их показаниям, интересуясь их личным мнением и комментариями по делу.

На последнем этапе участия прокурора в уголовном судопроизводстве осуществляется выступление с речью. Обычно она содержит такие части, как:

  • вступление;
  • рассказ о фактически установленных обстоятельствах дела;
  • анализ собранных доказательств, причин и условий преступного деяния;
  • краткая объективная характеристика подсудимого как человека;
  • правовое обоснование квалификации преступления;
  • предложение о виде и размере наказания.

В соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре РФ» (разд. IV, ст. 35, 36, 39) и нормами процессуального законо­дательства прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции:

  1. принимает участие в рассмотрении судом конкретных уголовных, гражданских, арбитражных и административ­ных дел (выступает в качестве равноправного участника, сто­роны уголовного, гражданского или арбитражного судопро­изводства);
  2. осуществляет надзор за законностью решений, приговоров, опре­делений или постановлений суда (предполагает право и обязанность прокурора обжаловать в установленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности).

Изучение данной главы позволит студенту высшего учебного заведения:

знать классификацию видов прокурорского надзора; правовое обоснование для выделения прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, а также предварительное расследование (две разновидности государственной деятельности фактически осуществляют один и те же государственные органы);

уметь отграничивать прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами, осуществляющими предварительное расследование, от прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность;

приобрести навык составления документов при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, осуществляющими предварительное расследование.

Это позволит стать компетентным при осуществлении правоприменительной практики в прокуратуре.

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление и расследование преступлений, изобличение виновных лиц и назначение им справедливого наказания.

В соответствии с положениями УПК РФ уголовное судопроизводство состоит из досудебного и судебного производства. Уголовное преследование, осуществляемое на досудебном этапе, реализуется в форме предварительного следствия и дознания.

Уголовное преследование является процессуальной деятельностью, осуществляемой стороной обвинения, в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Уголовно-процессуальный закон прокурора относит к участникам со стороны обвинения.

В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Уголовное преследование связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, с применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают конституционные права и интересы участников уголовного судопроизводства.

Прокурор в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование и обязан обеспечить надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Под прокурорским надзорам за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная законом деятельность прокуроров в ходе досудебного производства по уголовным делам, направленная на обеспечение законности при осуществлении органами предварительного расследования уголовного преследования.

В литературе подчеркивается особая роль прокурора в ходе досудебного производства.

Перед прокурором в ходе возбуждения уголовного дела и предварительного расследования ставятся следующие задачи:

  • обеспечение единого подхода к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного расследования;
  • немедленное реагирование на выявленные нарушения законов в ходе досудебного производства;
  • защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений;
  • обеспечение своевременности и законности процессуальных решений следователя и дознавателя;
  • принятие всевозможных мер к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;
  • осуществление надзора за законностью применения мер процессуального принуждения, своевременностью и правильностью проведения следственных действий;
  • осуществление надзора при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

ВВЕДЕНИЕ … 3 Глава 1. Теоретические и правовые основы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 8 1.1 Понятие, сущность и цели прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 8 1.2 Задачи, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 14 1.3 Становление и развитие прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 30 Глава 2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 35 2.1 Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях … 35 2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 50 Глава 3. Проблемы и перспективы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 57 3.1 Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими предварительное следствие … 57 3.2 Перспективы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими предварительное следствие … 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ … 77

Актуальность темы исследования. Важнейшим компонентом правового государства является идея о верховенстве права, его приоритете перед государством, необходимости осуществления государственного управления в соответствии с правовыми нормами и процедурами.

Именно правовое государство берет на себя обязанность защищать законные права и свободы граждан, включая как защиту от преступных посягательств, так и от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, это предполагает высокий авторитет суда, а значит государство должно обеспечить доступ к правосудию и соответствующее законное и в разумный срок проведенное раскрытие и расследование преступлений, а также наказание виновного лица.

Читайте также:  Календарь бухгалтера в 2023 году

В этой связи важно, чтобы права и свободы граждан на стадии предварительного расследования не нарушались.

С начала 90-х годов в России осуществляется судебная реформа. Ее достижениями за прошедшие годы стали меры по укреплению независимости судей, установление судебного контроля за законностью заключения под стражу и применением других процессуальных мер. В то же время законодательные и организационные мероприятия последних лет, нока не обеспечили многих целей реформы, в частности обеспечения гарантий быстрого и эффективного восстановления нарушенных прав жертв преступлений. Судебный механизм, по мнению Уполномоченного по правам человека, по-прежнему работает медленно и неэффективно.

Осуществляя собственное государственно правовое предназначение (надзор за соблюдением положений Конституции Российской Федерации и выполнением законов, которые действуют на территории Российской Федерации), органы предварительного следствия на стадии досудебного производства уголовного процесса России выполняют от государственного имени надзор за выполнением положений законодательства системой органов предварительного расследования. Однако, несмотря на необходимость одинакового обеспечения прокурорским работником исполнения законодательных актов системой органов дознания и органов предварительного следствия, в 2007 году органы прокуратуры были лишены наиболее эффективных полномочий по надзору за законностью производства органов предварительного следствия, а также огромной части полномочий в стадии возбуждения уголовного дела.

Сформировавшаяся теоретическая неопределенность в понимании деятельности прокурорского работника на стадии досудебного производства, разбалансированность прокурорских полномочий надзора в законодательстве и появляющиеся в практической деятельности некоторые проблемы правоприменения нуждаются в комплексном изучении процессуальной деятельности органов прокуратуры в стадиях возбуждения и предварительного расследования уголовного дела, что также обуславливает актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности темы настоящего исследования. В юридических литературных источниках проблемы судебного контроля и прокурорского надзора на стадии досудебного производства выступали в качестве предмета детального исследования многих ученых.

В царский период истории России время месту судебных органов и органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве были посвящены труды Н.А. Буцковского, А.А. Квачевского, Н.В. Муравьева, В.К. Случевского, И.Я. Фойницкого и иных ученых. В советское время разнообразные вопросы, которые связаны с непосредственным участием суда и прокурорского работника на стадии досудебного производства по уголовным делам, нашли свое отражение в работах А.Н. Балашова, В.И. Баскова, Н.В. Жогина, Р.Д. Рахунова, В.М. Савицкого, М.С. Строговича, Х.С. Таджиева, М.А. Чельцова, П.С. Элькинд и иных авторов.

После внесения в нормы УПК РФ изменений 2007 года, которые лишили органов прокуратуры огромного объема полномочий, проблемам детального исследования уголовно- процессуальной деятельности прокурорского работника на стадии досудебного производства были посвящены кандидатские диссертации Э.Р. Исламовой (2009 г.), А.Ю. Чуриковой (2010 г.), Е.Н. Бушковской (2011 г.), Г.Д. Харебава (2012 г.), Д.И. Ережипалиева (2013 г.), М.В. Серебрянниковой (2013 г.), Э.А. Хайруллиной (2013 г.), А.В. Спирина (2014 г.), А.В. Чубыкина (2014 г.), Ш.М. Абдул-Кадырова (2015 г.), внесшие собственный вклад в развитие науки уголовно-процессуального права.

Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, которые носят многоаспектный и целостный характер, возникают по поводу выполнения судами и органами прокуратуры собственных полномочий на стадии досудебного производства.

Предметом настоящего исследования являются теория и практика органов прокуратуры на стадии досудебного производства, а также вопросы прокурорского надзор на этой стадии.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы, проанализировав национальный и зарубежный опыт прокурорского надзора, определить оптимальное соотношение этого вида деятельности на стадии предварительного расследования для устранения препятствий для доступа граждан к правосудию и законного и справедливого разрешения уголовных дел.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016)// Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
  3. Багмет, А.М. Выступление на Международной научно-практической конференции «150 лет Уставу уголовного судопроизводства и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации». М. 2014. – 623 с.
  4. Буглаева, Е.А., Виницкий, Л.В. Участие прокурора в ходе предварительного следствия: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. – 532 с.
  5. Буланова, Н.В., Ережипалиев Д.И., Яловой О.А. Деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: организационный, процессуальный и криминалистические аспекты: пособие. М., 2013. – 579 с.
  6. Воронин, О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности. – Томск: изд-во НТЛ, 2013. – 742 с.
  7. Гаврилов, Б.Я. Актуальные проблемы защиты конституционных прав и свобод личности в. досудебном производстве. – М.: Академия Управления МВД России, 2012. – 484 с.
  8. Абдул-Кадыров, Ш.М., Халиулин, А.Г. Понятия «прокурор» и «вышестоящий прокурор» в досудебном производстве по уголовным делам // Законность. 2014. № 1. С.43.
  9. Александров, А.С., Власова, С.В. Правовое положение прокурора по уголовному делу // Судебная власть и уголовный процесс. 2012. № 1. С. 66.
  10. Амирбеков, К.И. Внутрисистемная экспертная оценка прокурорской деятельности: концептуальный подход // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2014. № 2 (40). С. 42-48.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1.Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный текст по состоянию на

0. марта 2013 г. – Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный текст по состоянию на

3. декабря 2012 г. – Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

4.О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 03.12.2012)].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

5.Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2011 № 162].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

6.Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 (в ред. 28.12.2007)].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

7.Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.09.2011 № 277].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

8.О порядке проверки законности постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04.08.2000 № 115].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

9.Положение о прокурорском надзоре [Электронный ресурс]: утверждено постановлением ВЦИК от

2. мая 1922 года. – Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

Литература

10.Агеев А. Н. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А. Н. Агеев. – М., 2009. – 25 с.

11.Амирбеков К. Юридическая деятельность прокуратуры России: исторический, теоретический и конституционный аспекты / К. Амирбеков. – Махачкала: Новый день, 2004. — 168 с.

12.Анисимов Г. Понятие организации прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении лица в качестве обвиняемого / Г. Анисимов // Право и жизнь. – 2009. — № 11.

13.Артемьев Р. А. Прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях / Р. А. Артемьев // Закон и право. — 2008. — № 8.

14.Беркович Е. Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов / Е. Ф. Беркович. — М.: Феникс, 2009. — 403 с.

15.Бойков А. Д. Третья власть в России / А. Д. Бойков. – М., 1997. – 256 с.

16.Божьев В. П. Уголовный процесс: учебное пособие / В. П. Божьев. – М., 2009. – 704 с.

17.Булатов Б. Б., Баранов А. М. Уголовный процесс: учебник для вузов / Б. Б. Булатов, А. М. Баранов. – М., 2008. – 678 с.

18.Васильев К. Г. Средства прокурорского реагирования / К. Г. Васильев // Юрист. — 2008. — № 2.

19.Винокуров А. Ю. Требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия / А. Ю. Винокуров // Адвокат. – 2008. — № 4.

20.Глебова В. Г., Зайцева Е. А. Уголовный процесс / В. Г. Глебова, Е. А. Зайцева. – М., 2008. – 384 с.

21.Голубев Л. Д. Прокурорский надзор за предварительным следствием [Текст]

/ Л. Д. Голубев // Закон. — 2008. — № 5.

22.Громов Е. Н. Прокурорский надзор / Е. Н. Громов. — М.: Юрайт, 2011. — 301 с.

23.Ефимичев П. С., Ефимичев С. П. Расследование преступлений: теория, практика, обеспечение прав личности / П. С. Ефимичев, С. П. Ефимичев. – М.: Юстицинформ, 2009. – 205 с.

24.Жаров С. Ю. Надзор за преступлениями укрытыми от учета / С. Ю. Жаров // Закон и право. — 2009. — № 2.

25.Исаенко В. Следственные действия и полномочия прокурора по надзору за ними / В. Исаенко // Законность. – 2009. — № 2.

26.Конев Д. С. Проблемы прокурорского надзора / Д. С. Конев // Закон и право. — 2008. — № 3.

27.Крюков В. Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы / В. Ф. Крюков // Журнал российского права. – 2007. — № 10.

28.Кузьмин В. А., Китрова Е. В. Комментарий к Федеральному закону от

1. января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс].

  • Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

29.Леонидов М. А. Прокурорский надзор / М. А. Леонидов. — Самара: Изд-во Самарский университет, 2010. — 269 с.

30.Лисов В. В. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях / В. В. Лисов // Закон и право. — 2008. — № 2.

31.Настольная книга прокурора / Коллектив авторов. – М.: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, 2012. – 840 с.

32.Настольная книга прокурора / Под ред. С. И. Герасимова. — М.: Издательство НОРМА, 2005. — 273 с.

1. Буланова, Н.В. Методические рекомендации по изучению прокурором уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением (актом) / Н.В. Буланова, А.А. Малов. – М.: Генпрокуратура РФ, 2010.

2. Буланова, Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях: методич. рекомендации / Н.В. Буланова, А.А. Малов, М.В. Парфенова. – М.: Генпрокуратура РФ, Академия Генпрокуратуры РФ, 2008.

3. Жук, О.Д. Оперативно-розыскное преследование по уголовным делам об организации преступных сообществ: монография / О.Д. Жук. – М.: Альфа-М, 2010.

4. Исаенко, В.Н. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия по уголовным делам об убийствах / В.Н. Исаенко. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

5. Козусев, А.Ф. Организация прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: лекция / А.Ф. Козусев. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

6. Лавдаренко, Л.И. Задержание и заключение под стражу: методич. пособие / Л.И. Лавдаренко. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) АГП РФ, 2007.

7. Малов, А.А. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, уголовное преследование которых осуществляется в частном порядке: методич. рекомендации / А.А. Малов [и др.]. – М.: Генпрокуратура РФ, 2009.

8. Обеспечение законности при возмещении реабилитированным гражданам вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности: научно-методич. рекомендации. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

9. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия: учебник / под общ. ред. А.Ф. Смирнова. – М.: ИПК РК Генпрокуратуры РФ, 2006.

10. Прокурорский надзор за расследованием преступлений коррупционной направленности и поддержание государственного обвинения в судах: методич. рекомендации. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

11. Шадрин, В.С. Уголовно-процессуальная деятельность прокурора и органов предварительного расследования. Досудебное производство / В.С. Шадрин. – СПб.: ИПК, 2005.

Определение 1

Понятие прокурорского надзора на стадиях возбуждения уголовного дела, а также, предварительное расследование, заключается в том, что прокурор обязан обнаружить грубые нарушения со стороны граждан на этапах проверки заявлений о преступлении, производстве предварительного расследования, формулирования требований прокурора, которые направлены лично главному руководящему лицу органа следствия.

Данные формулирования гласят о срочной необходимости проработки нарушений федеральных законодательных актов, отмены самим прокурором неправомерных решений органа дознания и полного восстановления прав граждан.

Читайте также:  Категории водительских прав в 2023 году — подробная таблица с расшифровкой

Под предметом прокурорского надзора, обычно, подразумевают следующие пункты:

  • единообразное и абсолютное исполнение норм УПК, всех федеральных законов, ведомственных актов органов, которые отвечают за предварительное расследование по регистрации, детальному рассмотрению и разрешению моментов сообщений о преступлениях;
  • установление и разоблачение всех лиц, которые совершали преступление;
  • обеспечение системы прав и законных гражданских интересов, тех лиц, которые вовлечены в досудебное производство.

Субъекты, которые относятся к надзору прокура вмещают:

  • генерального прокурора Российской Федерации;
  • прокуроров, которые пребывают в прямом подчинении генерального прокурора РФ;
  • абсолютно всех заместителей вышеуказанных лиц;
  • другие должностные лица органов прокуратуры, которые участвуют в уголовном расследовании и имеют полномочия, указанные в законе о прокуратуре (и.31 ст.5 УПК).

Об организации прокурорского надзора за органами предварительного следствия

Одним из важнейших этапов прокурорского надзора за законностью предварительного расследо­вания является надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

Такое взаимодействие с правоохранительными и правоприменительными службами, иными компетентными органами зарубежных государств, а также с соответствующими международными организациями, включая Европол и Интерпол, проводится в целях согласованности усилий по противодействию организованной, транснациональной, иной преступности, по оказанию правовой помощи.

С учетом особой роли прокурора в досудебном производстве предметом прокурорского надзора является законность всей процессуальной деятельности дознавателей и следователей при расследовании преступлений.

Это положение конкретизировано в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».5 ) обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса, в том числе потерпевших от преступления; Предмет надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и полномочия прокурора

Тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.

Военным прокурорам окружного звена указанные информационные материалы направлять в Главную военную прокуратуру.

Приказ ГП РФ от 05.09.2011 №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия » 1.1.

Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений. Внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального вреда.

Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам сосредоточить усилия на оказании практической помощи подчиненным прокуратурам.

Безотлагательно отменять постановления о приостановлении и прекращении дел, если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников.1.5.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности. См.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»

В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Права прокурора при ведении надзора на этапе возбуждения уголовного дела

Учитывая условия, которые описывает часть 2 статьи 21 УПК, в момент, когда признаки преступления стают абсолютно явными, следователь, орган дознания и сам дознаватель должны строго соблюдать правила по предусмотрения мер, устанавливающих события и абсолютное изобличение виновного в содеянном.

Замечание 2

Опираясь на п.1 ч.2 ст.37 УПК прокурор полноправно может проверять как исполняется федеральный закон при приеме, регистрации и разрешении сообщений о содеянных преступлений.

В случае, когда преступление было обнаружено самим прокурором, он обязан внести изменения в вопросах о переходе материальной базы, которая касается подследственности, в орган дознания, либо в орган первоначального следствия. Основательная передача всех материалов прокурорской проверки делается на основании конкретного постановления прокурора.

Прокурор на этапе предварительного расследования

На этом этапе закон наделил прокурора правом:

  1. Осуществлять преследование и контролировать работу дознания и следствия.
  2. Использовать право и руководствоваться им, управлять ходом следствия.
  3. Давать разрешение на ходатайство в судебную инстанцию о каких-либо процессуальных действиях.
  4. Мотивировано отменять незаконно возбуждённое дело.
  5. Требовать исправления в установленные сроки недостатков, выявленных в следственных действиях.
  6. Давать органам дознания указания, в каком порядке необходимо расследовать преступление.
  7. Рассматривать изложенные в письменном виде аргументы следствия о наличии нарушений действующего закона.
  8. Отклонять несоответствующие правовым нормам постановления подчинённых работников прокуратуры.

Судебное производство

В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:

  • предварительное;
  • основное.

Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:

  1. Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
  2. В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
  3. Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.

Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:

  • представляет доказательную базу;
  • аргументирует свою позицию;
  • отвечает на контраргументы противной стороны;
  • изучает доказательства защиты;
  • предлагает конкретное наказание.

То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:

  • квалифицирующий признак не подтвердился;
  • дело переквалифицировано на иную норму или статью.

У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.

Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, законность принимаемых решений органами дознания и предварительного следствия [1].

Вместе с тем названное положение закона не препятствует прокурору реализовать предоставленное ему п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ полномочие по изъятию уголовного дела у органа дознания и передачи его следователю до истечения указанного срока.

С учетом этой важности, вопросы осуществления прокурорского надзора на первоначальном этапе расследования нашли свое отражение в приказах Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием и от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства [2]. О принятом решении прокурор выносит соответствующее постановление, которое в соответствии с ч. 4 ст.

7 УПК РФ должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности. Уголовно — процессуальный закон предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. К полномочиям прокурора отнесено право давать согласие дознавателю па возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий (обыск, выемка, контроль и запись переговоров и др.), которые допускаются на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК).

Другой комментарий к Ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье выражено предназначение прокурора в уголовном процессе, изложены его наиболее общие полномочия (прежде всего, в досудебном производстве). Содержащиеся здесь предписания с разной степенью детализации конкретизированы также в иных положениях УПК РФ.

2. Осуществление уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия являются взаимосвязанными составляющими деятельности прокурора. Надзорные полномочия в досудебном производстве предоставлены ему с тем, чтобы обеспечить эффективность предварительного расследования, его всесторонность, полноту и объективность и, соответственно, в последующем — успешное поддержание государственного обвинения в суде (в соответствии с изменениями в УПК РФ представлять уголовное преследование в суде вправе только прокурор). В связи с этим в досудебных стадиях уголовного процесса он координирует деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих возбуждение уголовных дел и предварительное расследование.

Указанные цели деятельности прокурора в досудебном производстве во многом также объясняют обязанность прокурора защищать права и законные интересы лиц, участвующих в деле. Правозащитное направление деятельности прокурора неразрывно связано с уголовным преследованием. Оно органически соответствует функциональной роли прокурора в уголовном процессе. Более того — обусловлено им. Известно, что уголовное преследование может достичь цели лишь при условии точного исполнения уголовно-процессуального закона органами предварительного расследования. В частности, допустимость обвинительных доказательств во многом зависит от того, насколько при их собирании были обеспечены права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других лиц. Поэтому, предупреждая и пресекая нарушения уголовно-процессуального закона в досудебном производстве, прокурор тем самым создает условия для предстоящего поддержания государственного обвинения в суде.

В уголовном процессе прокурор представляет государственную обвинительную власть. Поэтому его деятельность как представителя государственного органа в уголовном процессе определяется также конституционно-правовой обязанностью охраны прав и свобод личности государством.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П, разделение уголовно-процессуальных функций согласно принципу состязательности (ч. 2 ст. 15 УПК РФ) не освобождает должностных лиц государственных органов — участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения — от выполнения при расследовании преступлений и судебном разбирательстве уголовных дел от конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, иного ограничения прав и свобод. В этом проявляется государственный интерес, и обеспечить его реализацию обязан прежде всего прокурор.

В указанном Постановлении Конституционного Суда отмечено: «Осуществляя от имени государства уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, прокурор, а также следователь, дознаватель и иные должностные лица, выступающие на стороне обвинения, должны подчиняться предусмотренному Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядку уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1), следуя назначению и принципам уголовного судопроизводства, закрепленным данным Кодексом: они обязаны всеми имеющимися в их распоряжении средствами обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11), исходить в своей профессиональной деятельности из презумпции невиновности (ст. 14), обеспечивать подозреваемому и обвиняемому право на защиту (ст. 16), принимать решения в соответствии с требованиями законности, обоснованности и мотивированности (ст. 7), в силу которых обвинение может быть признано обоснованным только при условии, что все противостоящие ему обстоятельства дела объективно исследованы и опровергнуты стороной обвинения. Каких-либо положений, допускающих освобождение прокурора, следователя, дознавателя от выполнения этих обязанностей, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в том числе ч. 2 ст. 15, согласно которой функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо, не содержит… По своему конституционно-правовому смыслу в системе норм положения ч. 2 ст. 15 УПК РФ не исключают необходимость использования прокурором, следователем, дознавателем в процессе уголовного преследования всего комплекса предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по охране прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Осуществление указанными лицами своей процессуальной функции именно в таком объеме обеспечивает в рамках уголовного судопроизводства выполнение государством своей обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, их обеспечению правосудием (ст. ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации)».

3. Прокурор является должностным лицом прокуратуры, выступает в уголовно-процессуальных отношениях от ее имени и обязан при применении закона руководствоваться нормативными и иными правовыми актами Генерального прокурора. Вышестоящие должностные лица прокуратуры вправе отменить или изменить решения прокурора (осуществляющего надзор за возбуждением и предварительным расследованием конкретного уголовного дела), принятые им в пределах своих полномочий, только в случаях и в порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Такое возможно, в частности, при обжаловании соответствующих решений прокурора. Уголовно-процессуальные полномочия стороны в судебных стадиях, связанных с проверкой законности и обоснованности приговора, предоставляются не только прокурору — государственному обвинителю, но и не принимавшему участия в судебном разбирательстве вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 354 УПК РФ). Вышестоящий прокурор вправе по своей инициативе обжаловать судебное решение.

Читайте также:  Можно ли устроить на полную ставку работника простаивающей организации

4. Изменения, внесенные в УПК РФ 5 июня 2007 г., свидетельствуют о трансформации сфер ответственности прокурора в досудебном производстве и существенном сокращении его юридического инструментария при осуществлении надзора в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Из новых предписаний УПК РФ следует, что прокурор на указанных этапах процесса по существу лишен прежних возможностей оперативно управлять как дознанием, так и предварительным следствием и, соответственно, употреблять власть для немедленного устранения нарушений законодательства.

В досудебном производстве решаемые прокурором задачи и его надзорные полномочия существенно различаются в зависимости от формы предварительного расследования. Надзор за дознанием сопряжен с использованием более широкого круга властных возможностей, нежели надзор за предварительным следствием. Видимо, законодатель полагает, что в современных условиях именно при дознании следует допустить прокурорское (внешнее) влияние посредством указаний о направлении расследования и производстве процессуальных действий, отмен решений дознавателя, отстранения его от расследования, передачи уголовного дела другому субъекту процессуальной деятельности. Во время же предварительного следствия подобные меры обеспечения законности и устранения нарушений уголовно-процессуального законодательства должны применяться самим следственным органом или по собственной инициативе, или по обращению заинтересованных лиц (в том числе прокурора).

Существенное новшество заключается также в лишении прокурора права «участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях… лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия» (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в прежней редакции).

Правовой институт участия прокурора в предварительном следствии

Приступая к исследованию полномочий прокурора в предварительном следствии, необходимо отметить, что наличие упорядоченной совокупности юридических норм, регламентирующих уголовно-процессуальные отношения прокурора и органов предварительного следствия, позволяют сделать вывод, что участие прокурора в ходе предварительного следствия является самостоятельным правовым институтом отрасли уголовно-процессуального права. Выделение данного структурного элемента отрасли права обусловлено особым характером процессуальных отношений, которые регламентируются нормами, составляющими рассматриваемый институт. Это проку рорско-надзорные огяошения предполагающие определенный состав их участников -надзирающего прокурора и поднадзорных ему следователя руководителя следственного органа. Выделение рассматриваемого института в качестве самостоятельного определяется и тем, что составляющие его нормы закрепляют такие полномочия прокурора, которые могут быть реализованы только в отношении органов, осуществляющих предварительное следствие, что придает данным полномочиям специфичность, отличает их от иных полномочий данного участника уголовного судопроизводства.

Рассмотрение совокупности норм, регламентирующих вопросы участия прокурора в ходе предварительного следствия в качестве правового института, позволит с учетом новелл уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность прокурора; а также с учетом ранее сделанного вывода О приоритетном характере надзорной функции прокуратуры в стадии предварительного расследования; провести комплексный анализ полномочий прокурора, осуществляемых в отношении органов предварительного следствия; исследовать механизм реализации указанных полномочий; с формулировать и охарактеризовать принципы, составляющие основу деятельности прокурора в предварительном следствии, в соответствии с которыми полномочия прокурора должны реализовываться.

Институт участия прокурора в предварительном следствии образует совокупность правовых норм, закрепляющих полномочия прокурора, каждое из которых заслуживает самостоятельною рассмотрения и оценки. Кроме того, анализ указанных полномочий позволит дополнительно обосновать сделанный ранее вывод о том, что в предварительном следствии исключительной функцией прокурора выступает надзор, а уголовное преследование является его задачей.

Так, согласно ч. 1 ст. 21 УПК РФ на прокурора наряду со следователем и дознавателем возложена обязанность но осуществлению уголовного преследования, ч. 2 указанной статьи предписывает, что в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор принимает (предусмотренные УПК РФ) меры по установлению события преступления, изобличению лица или лица виновных в совершении преступления. Отметим, что эти меры сводятся к полномочию прокурора, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, которое не предполагает непосредственной деятельности прокурора по осуществлению уголовного преследования, Это подтверждается и п. 4 ч. I ст. !40 УПК РФ, согласно которому, постановление прокурора является лишь поводом к возбуждению уголовного дела,

Часть 3 ст. 7 УПК РФ закрепляет, что нарушение норм УПК РФ прокурором в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств. Для уяснения-данной нормы следует обратиться к ст. 86 УПК РФ, из положений которой следует, что собирание доказательств осуществляется выходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий. Однако анализ норм УПК РФ свидетельствует о том, что при производстве предварительного следствия сбор прокурором доказательств посредством производства следственных действий не возможен, в силу отсутствия полномочий. Это указывает на то, что ч. 3 ст. 7 УПК РФ не может распространяться на деятельность прокурора в ходе предварительного следствия.

Исходя из положений ч, 2 ст. 10 УПК РФ прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей выше срока. Данная обязанность прокурора не связана с формированием позиции по вопросу о виновности или невиновности липа, право па неприкосновенность личности которого нарушено, не связана с решением вопроса об уголовном преследовании или отказа от него в отношении данного лица, С учетом изложенного можно отмстить, что данное полномочие носит надзорный характер и направлено на обеспечение соблюдения прав личности. Аналогичное заключение можно сделать в отношении ст. 11 УПК РФ,

Анализ положений ст 37 УПК РФ позволяет отметить следующее. Из восьми полномочий прокурора в отношении органов, осуществляющих предварительное следствие, закрепленных ч. 2 ст. 37 УПК РФ, надзорный характер носят полномочия, предусмотренные п. 1—3, п. 5.1, п. 7, п. 15 ч, 2, а также полномочие, закрепленное ч. 2.1 дачной статьи. Данные полномочия нуждаются в самостоятельном рассмотрении, результаты которого будут изложены далее.

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурору поручено вести от разрешения Российской Федерации преследование, надзирать за выполнением работы организаций преследования.

На предварительном этапе сотрудник прокуратуры наделяется УПК следующими полномочиями (п.2):

  • осуществление мониторинга выполнения нормативных положений федерального уровня во время принятия, регистрирования и разбора поступивших данных о преступных деяниях;
  • принятие постановления об отправке в организации досудебного расследования материалов дела;
  • требование у организаций расследования исправлений несоблюдения законодательства федерального уровня;
  • обеспечение дознавателя предписаниями о задаче расследования, осуществления процессуальной работы;
  • санкционирование разрешения дознавателю на подачу просьбы о выборе, снятии либо переопределении меры пресечения или другом требовании, предписанном судебной организации;
  • мониторинг соблюдения правовых положений и мотивированности решений руководителя (следователя) об отмене в принятии, приостановке либо закрытии дела;
  • утверждение постановлений по прошениям об оформлении досудебного соглашения о взаимодействии и постановлений следователя возбудить прошение об оформлении с гражданином соглашения;
  • оформление решений об одобрении или о возвращении прошения, оформление соглашения, вынесение решений об изменении либо отмене соглашения, предложения, определяющие особенную процедуру прохождения слушаний и определения постановления суда в отношении подписавшего соглашение обвиняемого;
  • отмена не соответствующих законодательству или безосновательных решений подчинённого прокурора, организаций дознания;
  • рассмотрение принятой от руководителя организации следствия информации об оспаривании замечаний сотрудника прокуратуры и утверждение постановления;
  • участвовать в слушаниях по установлению выбора вида пресечения в форме нахождения под стражей, увеличения времени нахождения под стражей или об отмене, или переопределении такой меры в процессе удовлетворения прошений о прочих действиях, допущенных судом и обжалований согласно приведённому в ст. 125 УПК регламенту; обоснованная подача суду прошения об увеличении срока ареста на дому или времени нахождения в изоляторе;
  • разрешать отводы, направленные дознавателю; самостоятельные отводы;
  • осуществлять отстранение дознавателя от расследования при допущении несоответствий с уголовно-процессуальным кодексом;
  • изымание дела у организации дознания и отправка его следователю с формулированием обоснований;
  • отправление дела или материалов досудебного расследования от одной организации досудебного расследования другой (кроме случая, если данное перенаправление дела производится внутри единственной организации), осуществление выемки дела или данных материалов у организации досудебного расследования федерального уровня и поручение его (их) Следователю СК России с формулировкой обоснований;
  • вынесение решения дознавателя о закрытии дела;
  • вынесение постановления, заключения либо обвинительного заявления (акта);
  • возврат дела для продолжения расследования с задачей переформирования структуры обвинения или переквалифицирования деяний, или переоформления обвинительного документа и ликвидации обнаруженных недочётов;
  • выполнение прочих функций согласно УПК.

Положения пункта 2 прокурора наделяют функциями распространять своё влияние на все стадии дела. Ему, по сути, требуется являться образованным юристом и консультантом.

По аргументированному прошению прокурора ему предоставляются документы и (или) предметы по возбуждённому делу.

Сотудник прокуратуры призван поддерживать гособвинение, охраняя правовой статус и мотивировку.

Прокурор в судебных стадиях производства

Участие прокурора в рассмотрении российскими судами уголовных дел предусмотрено процессуальным законодательством. Статьёй 37 УПК ему предоставлено право выдерживать линию гособвинения. Этой же статьёй предоставлена возможность отказа в преследовании виновного, но с обязательным предоставлением изложенных в письменном виде причин такого решения.

В соответствии с законодательством судебными стадиями считаются:

  • предварительное рассмотрение;
  • разбирательство в судебной инстанции.

Участвуя в судебных заседаниях, прокурор реализует полномочия, необходимые для объективного вывода о виновности привлекаемого к ответственности.

На предварительном этапе в соответствии с предусмотренными уголовным процессом требованиями:

  • излагается позиция обвинения относительно достоверности доказательств;
  • рассматривается возможность возврата дела в прокуратуру;
  • решается вопрос прекращения дела либо преследования.

Поэтому присутствие прокурора на стадии начального судебного производства является обязательным. В соответствии с 235 статьёй УПК аргументы, приводимые адвокатами пострадавшей стороны, могут быть опровергнуты только представителями прокуратуры.

Право выступать с подачей жалобы на решение суда о прекращении дела либо по избранию меры пресечения регламентируется положениями 236 статьи. На неаргументированное решение судебных органов может быть заявлено представление в апелляционном или кассационном порядке.

На стадии разбирательства в судебной инстанции гособвинитель использует права, предусмотренные 246 статьёй:

  • предъявляет доказательства;
  • изучает имеющие отношение к делу доказательства;
  • высказывает позицию стороны обвинения;
  • предлагает применить конкретное наказание;
  • использует механизм гражданского судопроизводства.

Указанный общий перечень позволяет стороне обвинения входить в состав участников судебного разбирательства и использовать все возможности, предоставленные законом.

До принятия окончательного решения судебной инстанцией у представителя прокуратуры есть право внести изменение с целью уменьшить наказание.

Это делается:

  • исключением квалификационного признака, ужесточающего приговор;
  • применением другой нормы УК, отличной от той, что применялась обвинением изначально;
  • иной квалификацией с менее жёстким наказанием.

Сторона обвинения, согласно 314 статье, может не возражать, но имеет право не соглашаться на проведение суда в особом режиме. Реализация права на возражение предусматривает рассмотрение дела в общем порядке.

Прокурор в уголовно-процессуальном кодексе (УПК)

Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст. 37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания. Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».

Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.

Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.

Полномочия прокурора (ст. 37 УПК) при осуществлении надзора

Надзор прокурора за следствием и органами дознания из СК РФ, МВД и ФСБ осуществляется в соответствии с должностными полномочиями, возложенными на него законодательством РФ. Так, до передачи открытого дела в суд он вправе:

  1. Проверять на законность порядок рассмотрения обращений о преступлениях, установленный в проверяемом ведомстве.
  2. Требовать немедленного устранения выявленных правонарушений. Так, это может быть несоблюдение порядка проведения дознания.
  3. Проводить проверку законности отказа руководителя, сотрудника СК РФ в открытии, приостановке или закрытии уголовного дела.
  4. Отменять незаконные постановления или аналогичные акты, не имеющие правового обоснования для их вынесения.
  5. Отстранять должностное лицо от расследования дела при нарушении норм, установленных УПК РФ.
  6. Разрешать отвод (самоотвод) дознавателя.
  7. Возвращать уголовное дело. При этом прокуратура дает дознанию и следствию краткие указания об установлении иной квалификации преступления, о проведении доп. расследования и др.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *