Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кем принимаются объекты строительства в эксплуатацию?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде, чем переходить непосредственно к этапу сдачи объекта в эксплуатацию, нужно пройти еще одну процедуру – техническую инвентаризацию. Для этого приглашается инженер из специального бюро (госрегистрация, земельный кадастр), проводятся необходимые работы.
Почему стоит покупать недвижимость через нас
- Работаем только с проверенными застройщиками, поэтому гарантируем финансовую безопасность
- Отвозим на просмотр в удобное время на корпоративном автомобиле и привозим вас обратно
- Оформляем ипотеку «под ключ» с низкой процентной ставкой и высоким шансом одобрения
- Работаем по единой цене с застройщиками — бесплатно сопровождаем до вступления в право собственности
- Помогаем совершить сделку купли-продажи дистанционно из любого города, в котором есть наш филиал
Просматривайте новостройки Минска со сдачей в 2023 году и выбирайте подходящее жилье. Чтобы узнать о нем подробнее или записаться на просмотр, свяжитесь с риэлтором любым удобным способом.
На каждом этапе – отдельный документ
Построить свой дом сегодня нельзя без получения ряда разрешений со стороны госорганов.
Причем их нужно получать/согласовывать на всех этапах строительства.
В большинстве своем эти документы выдают две госструктуры – БРТИ и исполком (сельсовет). Причем не бесплатно, а за деньги.
Попробуем подсчитать число основных документов на строительство частного дома, которые выдают именно госорганы и без которых нельзя обойтись.
Отметим, что количество бумаг может разнится в зависимости от того, где будет строиться дом – на селе или в черте города.
Итак, после покупки или получения участка под дом нужно обязательно зарегистрировать сделку – это раз. После чего понадобится разрешение на проектирование – это два. Если на участке уже что-то построено, то дополнительно на все строения следует получить техпаспорт и свидетельство о регистрации капстроения – это три.
Затем владелец участка должен подготовить проект, который необходимо, опять же, согласовать с госорганом – это четыре.
Причем в проекте должно быть указано, что именно будет строиться на участке – состав проекта оговорен в законах о строительстве жилья.
Пятый документ – паспорт застройщика, или схема привязки дома и хозпостроек, шестой – согласование подводки местных коммуникаций на участок.
Потом нужно получить ведомость технических характеристик, то есть подтверждение, что построенный дом совпадает с планом проекта.
Восьмая бумага – акт ввода объекта в эксплуатацию. Этот документ от имени главного архитектора, санитарно-эпидемиологической службы, природоохраны и председателя административного органа «подтверждает», что дом соответствует разным законам и нормативам.
После идет «девять» – регистрация дома, получение техпаспорта и свидетельства госрегистрации объекта недвижимости.
Документы, необходимые для ввода дома в эксплуатацию
- Правоустанавливающие документ на земельный участок
- Разрешение на строительство
- Проектно-сметная документация
- Паспорт застройщика (схема генерального плана строительства жилого дома и хозпостроек)
- Паспорт владельца участка
Разрешение на проектирование
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена без получения необходимых разрешений на строительство, является самовольным строительством. Такая деятельность влечет ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Так, согласно статье 21.12 КоАП самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Таким образом, разрешительную документацию на строительство, реконструкцию (пристройку, надстройку, перестройку) капитального строения (здания, сооружения) необходимо получить до начала проведения проектировочных и строительных работ.
Состав, порядок подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство установлены Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности» (далее — Положение № 223).
Состав разрешительной документации различается в зависимости от того, кто выступает заказчиком, застройщиком: гражданин либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).
При возведении гражданами одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке разрешительная документация на строительство включает (подпункт 4.5 пункта 4 Положения № 223):
– решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома, нежилых построек на придомовой территории с прилагаемыми архитектурно-планировочным заданием и заключениями согласующих организаций;
– технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.
Для получения разрешительной документации на строительство гражданин должен обратиться в исполком с письменным заявлением, в котором указывается местонахождение земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем (при наличии таких объектов), а также планируемые параметры и технические характеристики объектов строительства (этажность, площадь и другое) и инженерно-технического оборудования (при необходимости получения технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта).
Образец и форма заявления должна находиться на информационном стенде соответствующего местного исполнительного комитета.
Дополнительно к заявлению необходимо представить письменное согласие всех собственников земельного участка, находящегося в общей собственности (подпункт 9.3.1 пункта 9.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее – Положение № 200).
Данная процедура осуществляется в течение одного месяца по заявительному принципу «одно окно» и является бесплатной (подпункт 9.3.1 пункта 9.3 Положения № 200).
Исполком самостоятельно запрашивает документы, удостоверяющие право на земельный участок, а также документы о государственной регистрации объекта недвижимости, расположенного на нем (при наличии такого объекта). Гражданин может представить такие документы самостоятельно.
Исполком в срок до 3 рабочих дней со дня подачи заявления при наличии документов, указанных выше, определяет перечень организаций, которые выдают заключения и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта, поручает территориальному подразделению архитектуры и градостроительства подготовку проекта решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории, а также сбор заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта.
Территориальное подразделение архитектуры и градостроительства в течение 2 рабочих дней со дня получения поручения исполкома при необходимости запрашивает заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта, которые представляются организациями в срок до 7 рабочих дней со дня получения запроса. Гражданин вправе самостоятельно получать заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта по перечню, определенному исполкомом.
В срок до 3 рабочих дней после получения заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта территориальное подразделение архитектуры и градостроительства подготавливает и передает в исполком архитектурно-планировочное задание, утвержденное главным архитектором города, района, и проект решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории, а также прилагает заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта. После получения этих документов исполком в срок до 7 рабочих дней, но не позднее 1 месяца со дня подачи заявления принимает соответствующее решение и направляет гражданину:
– выписку из решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории;
– архитектурно-планировочное задание;
– заключения согласующих организаций;
– технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.
Далее на основании полученного разрешения вы приступаете к проектированию дома и согласованию этой проектной документации.
Что же указ вносит нового? Существенные изменения для застройщиков в сельской местности (кроме сельской местности в районах, прилегающих к Минску и областным центрам) — строиться можно при наличии правоустанавливающего документа на участок. И то, что раньше считалось самовольным строительством, теперь можно узаконить даже без штрафов. Впрочем, в указе говорится, что эти постройки не обязательно даже принимать в эксплуатацию. Значит ли это, что теперь в деревне можно все что хочешь? Ведь единственные ограничения, прописанные в указе — расстояния строящихся зданий от границы участка: не менее трех метров для дома и не менее двух — для нежилых построек.
— Если мы говорим о предоставленном праве строить без получения разрешений, без разработки проектной документации и без последующей приемки их в эксплуатацию, то это не значит, что теперь можно строить все, что заблагорассудиться. Строительные нормы и правила указ № 202 не отменяет. Поэтому, если вы построите баню прямо на берегу озера, то подпадете под запрещающие нормы по строительству в водоохранной зоне.
Получается, что незнание всех остальных законов не снимает ответственности с застройщика.
По словам архитектора, строить что-то без проекта и паспорта застройщика, даже если это разрешено, довольно рискованно.
— Документы с печатями — это лучшая защита в любых ситуациях, — говорит он. — Не совсем понятна ситуация со вводом дома в эксплуатацию — их можно не вводить, но без акта ввода не подключишь газ. А если дом строился без проекта, то как получить на него техпаспорт? Сейчас без акта ввода это сделать не получится.
По словам Антона Гарустовича, указ еще нужно увязать с действующими строительными нормами. Ведь в таком виде, без разъяснений и стыковки с другими законами, он будет работать не корректно. Впрочем, у правительства еще есть 6 месяцев для приведения законодательства к нормам указа.
В уютной квартире Горшковых чувствуется внимание к деталям при ремонте: качественные обои, плитка и ламинат, розетки в нужных местах, а разводка скрыта под натяжными потолками.
Когда с новосельем откладывать нельзя, семьи, конечно, соглашаются и на строительную отделку, потом поступательно благоустраивая жилье по своему вкусу. Но по возможности собственники стремятся изначально самостоятельно отделать долгожданные квадраты, не доверяя это застройщику. Особенно когда речь идет о совмещении двух квартир.
Экономия при отказе от отделки, по сути, двойная – те, кто ее выбирает, вскоре вынуждены многое переделывать за строителями. “Я не понаслышке знаю, что такое строительная отделка. У нас в доме у многих отстреливают потолки, линолеум пошел пузырями. Про обои-матрасики (с устарелым узорчатым рисунком) вообще молчу. И была очень рада, узнав, что, отказавшись от этого, можно еще и сэкономить Br13 тыс.”, – отмечает Елена.
Единственное, что из отделки застройщика она посчитала хорошим (пусть и временным) решением, – межкомнатные двери. Их женщина закупила по Br30 у других новоселов в своем и соседних домах – многие, кто делал ремонт после строительной отделки, их заменяли.
Что касается объединения квартир, то семья пошла самым простым и быстрым путем – наняв ИП, который занимался урегулированием всех бумажных вопросов. Перепланировку надо было делать с усилением, потому что все стены в доме несущие. Но при этом на будущее супруги сохранили возможность разделения квартиры обратно на две: счетчики остались на каждую из них отдельные, как и две входные двери.
“Объединение стоит немалых денег: чем ниже этаж, тем дороже, потому что для усиления нужен толще слой металла. В моем случае вышло где-то $2 тыс.”, – говорит Елена.
С учетом объединения она потратила на весь ремонт $18 тыс. Причем, сравнивая опыт отделки в пригородной квартире 6 лет назад и сейчас, женщина отмечает, что стоимость работы мастеров осталась прежней (потрачено $6 тыс.), а вот цены на материалы выросли минимум в два раза.
На обустройство ушли последние сбережения и одолженные средства. Сейчас, как признается Елена, она хочет выдохнуть, а уже потом, вернув долги, постепенно доделать все, на что сил и средств не хватило: гардеробную, плинтусы, поменять окна, закупить новую мебель. Но уже сейчас семейное гнездышко, которое стоило не только колоссальных сумм, но также нервов и времени, радует и супругов, и детей, у каждого из которых есть свое место для уединения, и любимого домашнего питомца.
Нужно ли получать согласие банка на ввод здания, если земельный участок в ипотеке
Предположим, что земельный участок взят в ипотеку и находится в залоге у банка. Нужно ли брать согласие в банке на строительство и ввод дома в эксплуатацию, построенного на этом участке?
В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) (статья 65 Закона) на земельном участке, заложенном по договору об ипотеке, залогодатель вправе без согласия залогодержателя возводить в установленном порядке здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором об ипотеке. Если иное не предусмотрено договором об ипотеке, ипотека распространяется на эти здания и сооружения. Если возведение залогодателем на заложенном земельном участке здания или сооружения влечет или может повлечь ухудшение обеспечения, предоставленного залогодержателю ипотекой этого участка, залогодержатель вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации потребовать изменения договора об ипотеке, в том числе, если это необходимо, путем распространения ипотеки на возведенное здание или сооружение.
Таким образом в случае, если в договоре существует условие или положение о получении согласия банка — согласие необходимо, если условия отсутствуют — согласие не требуется.
В Беларуси вступил в силу Указ Президента РБ от 25 июля 2022 г. № 253, которым упрощается порядок приемки в эксплуатацию возведенных гражданами построек.
Указанный нормативный правовой акт распространяется на одноквартирные жилые дома и нежилые капитальные постройки пятого класса сложности на придомовой территории.
Указ № 253 предусматривает, что такие объекты по решению местного исполнительного и распорядительного органа могут быть приняты в эксплуатацию без наличия разрешительной документации на их строительство (разрешения на реконструкцию) и (или) проектной документации.
Условие реализации этой возможности:
- жилые дома и хозяйственные постройки должны быть возведены гражданином на земельном участке, права на который у него возникли до 1 сентября 2022 г. и который предназначен для строительства и (или) обслуживания одноквартирных жилых домов (за исключением расположенных в г. Минске);
- одноквартирные дома и нежилые постройки на приусадебных участках не превышают следующие критерии: высота 7 м, архитектурная высота 12 м, общая площадь хозпостроек не более 200 м2, построены без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил.
Понижающие коэффициенты за землю в Беларуси
В Беларуси можно покупать земельный участок дешевле, с учетом понижающего коэффициента 0,5 или 0,8. Эта норма прописана в измененном Кодексе о земле и вступила в силу еще с 1 сентября 2022 года. Она распространяется также и на дачные участки.
— Законом определены коэффициенты. Это коэффициент 0,8. Он применяется для земельных участков, расположенных в Минске и областных центрах. И коэффициент 0,5, который применяется при предоставлении земельных участков на иных территориях, — подчеркнул специалист.
Для того, чтобы купить или взять в аренду земельный участок с применением понижающего коэффициента, надо обратиться в местный орган власти. Это касается как участков в деревнях, так и участков в садоводческих товариществах.
Выгоднее строиться в деревне, но есть нюансы
Стоит отметить, что стоимость квадратного метра в сельской местности и в городе разная. Для семей, проживающих и работающих на селе и строящихся там, государство готово субсидировать 940 рублей за метр квадратный. Для тех, кто строится в городах или работает в городе, — 718 рублей. Есть разница и в количестве субсидируемых метров — 30 м² в сельской местности, 20 м2 — в городе.
Вот пример для расчета максимального размера кредита для семьи из шести человек, проживающей и работающей в сельской местности:
6 человек х 30 м² х 940 руб = 169 200 рублей.
Если бы наша семья жила либо была трудоустроена в городе, то формула выглядела бы уже по-другому:
6 человек х 20 м² х 718 руб = 86 160 рублей.
Как видим, сельскому жителю полагается кредит почти в два раза больше. Но чтобы его получить, нужно не только проживать в сельской местности, но и работать там.
А что для городских семей?
Многодетной семье, которая строит дом в городе, субсидируется меньшая площадь. Размер кредита тоже меньше. Государство субсидирует дом до 120 м² (6×20 м2) — по 718 рублей за м2. Итого семья из шести человек может рассчитывать на 86 160 рублей. Это значит, что для того, чтобы достроить дом, нужно иметь и запас собственных денег.
Если задача стоит построить дом с минимальным вложением своих средств, специалисты рекомендуют обратить внимание на проекты домов небольшой площади.
— При сумме субсидии в пределах 80−100 тысяч рублей для семьи из 6 человек я бы рекомендовала обратить внимание на проекты площадью 100−110 м², — говорит Анастасия Гардиенко. — При грамотной планировке на такой площади можно уместить 4 спальни, 2 санузла и неплохих размеров кухню с гостиной. По словам специалиста, каркасный дом на 104 м² будет стоить около 108 тысяч рублей.
-
6 домов планируется
-
4 дома в продаже
-
4 дома построено
-
14 домов планируется
-
6 домов в продаже
-
3 дома построено
Что такое сдача дома: получение разрешения и срок ввода в эксплуатацию
Для получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию, должны быть завершены все основные строительные работы, соответствующие проектной документации: возведены стены, перекрытия, обустроены инженерные коммуникации и т.д. К этому времени должны быть произведены обмеры органами БТИ, получен технический паспорт, присвоен почтовый адрес, заключены контракты с поставщиками энергоресурсов.
Что делать, если дом введен в эксплуатацию с дефектами и недоделками?
Если дольщик получил сообщение о готовности застройщика передать ему квартиру, – радоваться рано. На этапе приемки жилья участник долевого проекта может обнаружить дефекты и недоделки строителей. В этом случае не стоит подписывать акт приема-передачи до полного их устранения. Все замечания фиксируются в отдельном документе.
При успешной реализации программы правительство планирует, что обеспеченность жильем в стране повысится с 28,1 квадратного метра на человека в 2021 году до 28,5 квадратного метра в 2025-м.
На финансовое обеспечение реализации программы потребуются средства в размере 38 658 461 797,2 рубля. Это средства республиканского бюджета, местных бюджетов, кредитных ресурсов и иных источников. Иные источники составляют 22 862 427 565,2 рубля.
В программе также указаны и риски, которые могут повлиять на достижение прописанных в ней целей. Это как минимум макроэкономические, финансовые, правовые и экологические риски. Прописаны там также и медицинские риски, связанные с возникновением эпидемий заболеваний в стране. Однако в программе перечислены и меры для их минимизации.