Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Когда стоит проходить аудит, даже если он не обязателен?
Можно провести аудит самостоятельно, даже если он не предусмотрен законом, в следующих случаях:
-
Желание выяснить, нет ли каких-либо нарушений или «уязвимых мест» в оформлении отчётности и общей хозяйственной деятельности организации. Подобный взгляд со стороны может стать толчком к пересмотру привычных бизнес-процессов, чтобы оптимизировать их и привести в соответствие с внутренними регламентами и нормами законодательства.
-
Увольнение главного бухгалтера. Аудиторское заключение поможет новому специалисту быстрее сориентироваться в финансовой деятельности компании, а также подстрахует на случай, если уволившийся бухгалтер выполнял свою работу с ошибками.
-
Привлечение средств инвесторов. Если фирма намерена сотрудничать с инвесторами, то наличие аудиторского заключения поможет последним принять решение, стоит ли вкладывать капитал в конкретное предприятие.
Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Форма предоставления аудиторского заключения: электронная. Таким образом, аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год может быть отправлено в ФНС до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с проведением аудита нецелесообразно.
Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто провести аудит и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Оптимально, заказать аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности заранее, таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам проведения аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто), и подать в налоговый орган уточненную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Законодательством установлен запрет на исправление утвержденной собственниками бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.
За не проведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.
Если у компании имеется обязанность по предоставлению аудиторского заключения, но аудиторское заключение не было предоставлено, или было предоставлено позже установленных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с установлением штрафов:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
В случае, если проверка контролирующих органов выявит, что обязательный аудит не был проведен, то может быть составлен протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудит не был проведен — от 5 000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
При не предоставлении аудиторского заключения во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Так же может быть наложен штраф за не размещение аудиторского заключения на федеральном ресурсе — от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицо, а за несвоевременное размещение — 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ), а при повторном нарушении этот штраф увеличивается до 50 000 руб.
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Новая обязанность – руководитель аудиторской группы
Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.
Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.
И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.
Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.
Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.
Также введены и определенные критерии, которым теперь должно соответствовать заключение. С 2023 года проверяющие субъекты обязаны в итоговом документе обязательно указать те обстоятельства, которые могут оказать влияние или оказали такое воздействие на достоверность сформированной финансовой отчетности.
Также раскрываются обстоятельства и события, которые могут повлечь неспособность объекта контроля и дальше продолжать свою деятельность.
Другие специфические нюансы:
- руководителем аудита фирмы, которая не является общественно значимой, может быть сотрудник, работающий как в штате по основному месту работы, так и по совместительству;
- руководителем аудита, который проводится в отношении общественно значимой организации, может быть только сотрудник, зачисленный в штат фирмы по основному месту работы.
Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 – 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.
Непредоставление аудиторского заключения.
Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических — от 3000 до 5000 рублей.
Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:
- либо вместе с бухгалтерской отчетностью
- либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:
- на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
- на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.
Кому необходим обязательный аудит
Под обязательным аудитом подразумевается независимая проверка бухгалтерских отчётов компании. Избежать такой проверки невозможно, так как о её обязательном проведении указывается во всех правовых актах. Однако, это правило распространяется не на все предприятия.
Организации, которые попадают под проведение обязательного аудита:
- АО (акционерное общество);
- Застройщики, занимающиеся привлечение финансов УДС (участник долевого строительства);
- Все банковские отделения;
- Фирмы, у которых в году, предшествующем отчётному периоду, актив баланса на последнее число месяца (31 декабря) превышал сумму 400 млн. руб.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия согласно решению их владельцев;
- Компании КФО (консолидированная финансовая отчётность);БКИ (бюро кредитных историй);
- Фонды, которые получили, за предшествующий отчётный период, прибыли более 3 млн. руб.;
- Страховые компании;
- Компании, являющиеся депозитарием;
- Фирмы, чьи ценные бумаги были допущены к биржевым торгам.
Ежегодно, Министерство финансов РФ публикует на своём официальном интернет портале список ситуаций, когда необходимо проведение обязательного аудита.
Изменения в аудите 2022-2023
Согласно новому закону о проведении аудиторских проверок, в 2023 году будет введено множество новых категорий. У организаций ещё есть время, чтобы познакомиться с новыми правилами и условиями.
Исходя из нововведений, при проведении обязательного аудита, деятельность индивидуальных аудиторов будет ограничена. Им нельзя будет заниматься проведением такого рода проверок. Нельзя будет воспользоваться услугами частного аудитора как для проведения обязательного аудита, так и прочих сопутствующих мероприятий, и услуг.
Устанавливаются критерии, согласно которым аудиторские компании являющиеся участниками СРО, должны привлекать к деятельности штатных сотрудников. В противном случае они не имеют право проводить обязательный аудит компании. В такой ситуации, у аудиторских организаций должна появиться заинтересованность в привлечении к своей деятельности профессиональных специалистов.
Единственный спорный момент – это коммерческая тайна. Независимо от того, что компании должны соблюдать коммерческую тайну о работе проверяемого объекта, аудиторские организации обязаны взаимодействовать с УФК и ЦБ РФ.
С чем, по Вашему опыту, связано снижение объемов обязательного аудита и расширение сектора инициативных аудитов?
Снижение объемов обязательного аудита связано, в первую очередь, с внесенными поправками в федеральный закон 307-ФЗ, которые изменили критерии подпадания под обязательный аудит. Вторым фактором, сократившим объем обязательного аудита в денежном выражении, стало кризисное состояние экономики, которое сохраняется последние два года. Бизнес стремится минимизировать расходы, и экономии подвергаются в том числе затраты на проведение обязательных процедур.
Вместе с тем, кризисные времена делают необходимым владение объективной и достоверной информацией о финансовом состоянии бизнеса для принятия управленческих решений. Любая стратегия, и в первую очередь антикризисная, когда решения сопряжены с существенными рисками, требует четкого понимания текущей ситуации в компании. В этой связи возрос спрос клиентов на инициативный аудит, а также аудиты по техническому заданию, направленные на углубленную проверку отдельных элементов отчетности.
Вето на услуги частных аудиторов
Изменения в аудите напрямую затрагивают деятельность частных аудиторов. С 2023 года такие аудиторы не смогут проводить обязательный аудит, в том числе для общественно значимых организаций.
Ранее такой запрет отсутствовал. Учреждения, которые ежегодно обязаны проходить обязательную проверку, могли привлекать к работе как аудиторские компании, так и частных аудиторов, ведущих профессиональную деятельность. Теперь такое право у них отсутствует.
Другое ограничение – невозможность предоставлять любые виды услуг для общественно значимых организаций, в том числе работающих на финансовом рынке. Например, ранее частные аудиторы могли работать как в сфере обязательного, так и инициативного аудита. Теперь будет так:
- индивидуальный аудитор не может взаимодействовать с общественно значимыми организациями абсолютно никак: он не может оказывать услуги по проверке, анализу, ревизии и т.п.;
- индивидуальный специалист может оказывать только сопутствующие аудиторские услуги компаниям, не отнесенных к разряду общественно значимых.
Получается ситуация, что с 2023 года почти все частные специалисты подобного профиля должны быть трудоустроены на какой-то аудиторской фирме. Иначе спектр услуг, которые они могут оказывать, резко уменьшится. Следовательно, целесообразность индивидуальной работы также под вопросом.
Запомните:
- запрет на применение услуг частного аудитора в отношении обязательного аудита применим к финансовой отчетности по итогам 2021 года;
- вето на применение услуг индивидуального специалиста в вопросах сопутствующих услуг вступает в силу только с 2023 года.
Статья 5. Обязательный аудит
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:
- о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
- внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).
Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:
- на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
- сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
- воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.
Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.
Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):
- при назначении;
- к обязательному ежегодному повышению квалификации.
Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.
Формы взаимодействия:
- запрос информации;
- предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.
Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:
- для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- оказания иной аудиторской услуги;
- банковского надзора;
- контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.
Обязательный аудит для компаний по другим Федеральным законам
Существуют законы, дающие основание для проведения аудита. Под них попадают следующие субъекты:
- муниципальные организации;
- микрокредитные компании;
- операторы лотерейных игр;
- организатор азартных игр;
- управляющая компания либо спец депозитарий;
- кредитный кооператив с численностью свыше 2 тысяч человек;
- жилищный накопительный кооператив;
- строительная организация многоэтажных домов, использующая средства дольщиков;
- туроператор, осуществляющий реализацию туров.
Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе
Размещение на Федресурсе — обязательная процедура. Однако, в отличии от ГИБ РО, это неполная публикация. Указывается только основная часть сведений:
- кто проводил аудит;
- какая отчетность была проверена и период;
- заключение аудитора и основания;
- иные сведения, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 5 закона об аудиторской деятельности.
Чтобы разместить необходимые сведения, руководителю организации требуется получить электронную цифровую подпись. Использование специального программного обеспечения возможно на сайте Федресурса совершенно бесплатно. При этом публикация данных будет платной. Если руководитель не имеет ЭЦП, допускается привлечение нотариуса, который воспользуется своей электронной цифровой подписью и самостоятельно публикует сообщение.
Если информация не будет размещена, руководителя привлекут к административной ответственности, а именно:
- за нарушение сроков размещения на Федресурсе может быть выписан штраф до 5 тыс рублей или предупреждение;
- за непредставление данных или дачу ложной информации — штраф от 5 до 10 тыс рублей;
- за повторные нарушения — штраф от 10 до 50 тыс рублей или даже дисквалификация руководителя на срок до 3 лет.
Как выбрать надежную аудиторскую компанию
Выбирать аудиторскую компанию нелегко. От выбора зависит буквально будущее вашего дела. Поэтому предлагаем вам перечень вопросов, с помощью которых вы сможете определиться с аудитором:
- как давно организация присутствует на рынке и ведет деятельность;
- наличие свидетельства о членстве в СРО аудиторов;
- опыт работы именно в вашей сфере деятельности;
- отзывы предыдущих клиентов. Можно проанализировать сайты отзывов или запросить рекомендательные письма;
- постоянное количество аттестованных аудиторов в штате;
- упоминаемость в СМИ. Зарекомендовавшие себя организации присутствуют в инфополе, а их сотрудники или публикуются или посещают профильные мероприятия.
Кому в 2021 нужен обязательный аудит.
Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.
Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.
То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.
Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».
Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.
Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).
Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
- фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
- организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.
Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.
При проведении аудита выделяются три основных этапа:
- Подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков и стоимости аудита, заключение договора, планирование аудиторских процедур;
- Основной этап (проведение аудита) — выявление рисков существенного искажения, аудиторская выборка, получение аудиторских доказательств (анализ данных бухгалтерского учета, изучение первичных документов, являющихся основанием для отражения операций на счетах бухгалтерского учета), формирование перечня выявленных нарушений и оценка их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности, обсуждение с Заказчиком, выполнение иных аудиторских процедур;
- Заключительный этап — формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, подготовка аудиторского заключения и передача его Заказчику.