Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчет по производственному контролю в ростехнадзор 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Этот раздел изменился больше других. Теперь в отчет требуется включать информацию не только о технических устройствах и оборудовании на ОПО, но и о зданиях и сооружениях. Наиболее подробно необходимо внести информацию о тех объектах ОПО, которые требуют проведения ремонтных работ, реконструкции, отработавших Срок службы.
Раздел 2. Признаки опасности ОПО и их числовые обозначения
В разделе выбираем признак (признаки) опасности, который соответствуют типу ОПО, и ставим «V»
в поле справа.
Примеры признаков опасности в зависимости от типа ОПО:
Тип ОПО | Числовое обозначение признака опасности |
Сеть газопотребления | 2.1, 2.2 (если есть котлы, подлежащие учету в Ростехнадзоре) |
ОПО с ПС (площадка мостового крана, участок производства фасадных работ, участок транспортный и т.д.) | 2.3 |
ОПО с оборудованием, работающим под давлением (участок трубопроводов теплосети, площадка участка организации и т.д.) |
2.2 |
АГЗС (станция газозаправочная (автомобильная) и т.д.) | 2.1, 2.2 |
Склад бестарного хранения муки и т.д. | 2.6 |
Информацию о признаках опасности можно найти во втором столбце таблицы из приложения № 1 к Приказу
Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495.
Получить коммерческое предложение
Сообщение отправлено. Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Отчет об организации производственного контроля обязателен к заполнению для любого предприятия. Он должен включать данные о методах соблюдения мер безопасности на производстве. Документ необходимо подавать в Ростехнадзор до 1 апреля каждого года.
Экспертная организация «Стандарт безопасности» предлагает Услуги по составлению и представлению отчета в контролирующие органы, содействие в подготовке отсутствующих документов. Самостоятельный сбор бумаг отнимает слишком много времени. Мы же подготавливаем отчетность в кратчайшие сроки.
Стоимость и длительность подготовки документа зависит от сложности работ, в среднем, это 8-10 дней.
Почему нужно сдавать отчет?
Эксплуатация опасных производственных объектов сопряжена с риском возникновения аварий. Поэтому к составлению отчета по производственному контролю предъявляются особые требования. За нарушение сроков или отказа от предоставления сведений предусмотрены штрафы в размере до 300 тыс.
руб. Также Ростехнадзор может вынести постановление о приостановке деятельности предприятия на срок до 3 месяцев или отстранение уполномоченного лица от профессиональной деятельности. Штраф в размере 30 тыс.
руб. накладывается и на должностное лицо, отказавшееся от представления документации.
Основанием для подготовки отчетности является программа по обеспечению экологической, атомной и технологической безопасности.
Предприятие избирает ответственных за выполнение контроля, ведения отчетности. Уполномоченные лица готовят документацию, где описываются результата проведенного контроля, направляет ее в Ростехнадзор.
Идентификация ОПО, идентификация опасного производственного объекта
Идентификация опасного производственного объекта — это выявление всех опасных производственных объектов, которые эксплуатируются на предприятии.
Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с существующими требованиями и критериями.
При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте*, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
*К категориям опасных производственных объектов относятся объекты, на которых имеются признаки опасности, указанные в Приложении 1 к № 116-ФЗ.
В результате определения и анализа признаков опасности, типа опасного производственного объекта, по итогам идентификации объекту присваивается наименование в соответствии с Перечнем типовых видов опасных производственных объектов, утвержденным Приказом Ростехнадзора №471 от 30.11.2020 г.
Почему важно сразу составить сведения верно?
Стоит учитывать, что в случае регистрации объекта в гос. реестре с указанием не верной и/или недостоверной информации, ответственность несет именно Руководитель эксплуатирующей организации, а не управление Ростехнадзора, которое зарегистрировало ОПО.
В дальнейшем при эксплуатации объекта, в случае выявления несоответствия фактических данных с информацией, указанной в государственном реестре — Ростехнадзором могут накладываться штрафные санкции.
Основанием для «Отказа Ростехнадзора» в регистрации ОПО может стать множество факторов, однако в большинстве случаев это формальные причины, например — неверное оформление Сведений.
Распространенные причины отказов, связанных с оформлением Сведений
- представление Сведений, характеризующих ОПО, по старой форме;
- неверное указание типового наименования объекта;
- идентификация объекта проведена неверно (не в полном объеме);
- неверное заполнение характеристик для опасного вещества, технических устройств, зданий (сооружений);
- недостоверное указание адреса места нахождения объекта;
- неверное указание информации об эксплуатирующей организации.
Перед началом регистрации проводится идентификация ОПО, то есть эксплуатирующая (или приглашенная экспертная) организация, ориентируясь на приложение № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. решает, относится ли объект к категории опасных производственных, выявляет все возможные признаки опасности объекта с учетом их количественных и качественных характеристик, проверяет, учтены ли все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. № 494 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации 2011, № 22, ст. 3169; № 35, ст. 5092; 2012, № 28, ст. 3908; № 36, ст. 4903; № 50, ст. 7070; № 52, ст. 7507; 2014, № 5, ст. 506) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
2. Признать утратившими силу:
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2007 г. № 606 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2007 г., регистрационный № 10224; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, № 46);
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 1 декабря 2011 г. № 676 «О внесении изменений в отдельные административные регламенты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2011 г., регистрационный № 22721; Российская газета, 2011, № 296).
Руководитель | А.В. Алёшин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2017 г.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Сведения, характеризующие ОПО: заполняем по новым правилам
Для предприятий, которые расположены в особых зонах, при отнесении ко II, III или IV классу опасности устанавливается более высокая категория. Это касается тех опасных производственных объектов, которые расположены:
- на территориях особо охраняемых природных зон;
- на континентальном шельфе РФ;
- во внутренних морских акваториях или в территориальном море, находящемся в ведении РФ;
- на искусственном острове, созданном на водоеме, который находится в федеральной собственности.
Если конкретное предприятие по используемым критериям может относиться к разным категориям, определение опасного производственного объекта в части принадлежности к классу осуществляется по наиболее высокому, то есть опасному из них.
Потенциально каждое производство может оказаться опасным. Проводить оценку факторов, определяющих степень риска аварии на производстве и ее влияния на благополучие отдельных людей и общества в целом, придется для любого предприятия, имеющего признаки, перечисленные в приложении № 1 к 116-ФЗ. Каждому из них присваивается класс от I до IV.
Присвоенный класс влияет на правила эксплуатации. От этого параметра будут зависеть:
- внесение в перечень особо опасных объектов Ростехнадзора и частота плановых проверок;
- необходимость подготовки особых видов документов, включая декларацию промбезопасности, план мероприятий по устранению последствий возможных аварийных ситуаций и проч.;
- необходимость получения лицензии на ведение некоторых видов работ;
- осуществление постоянного государственного надзора;
- необходимость внедрения системы управления промбезопасностью или создания спасательных подразделений;
- другие обязательства.
Как правило, наиболее строгие требования устанавливаются для производств, отнесенных к I и II категориям опасности.
- Ответы Ростехнадзора пользователям соцсетей о подготовке отчета
Популярный отраслевой ресурс собрал вопросы пользователей…
- Необходимость сдачи отчетности в Ростехнадзор по производственному контролю за 2020 год
Напоминаем Вам, что в соответствии с требованиями статьи…
- Регистрация опасного производственного объекта
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
- Положение о производственном контроле (ППК)
- Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
- Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
- Отчет по производственному контролю
- Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
- Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов
- Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
- Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
- Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
- Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
- Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
- Экспертиза промышленной безопасности котельной
- Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации
Сведения, характеризующие опасный производственный объект
- Техническое диагностирование
- Техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением
- Техническое освидетельствование подъемных сооружений
- Обследование строительных конструкций зданий и сооружений
- Неразрушающий контроль
- Настоящие Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее — Требования) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2018, №31, ст. 4860) (далее — Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст. 5938; 2018, № 10, ст. 1514) и от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2020, № 27, ст. 4248).
- Требования устанавливают порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее — государственный реестр).
- Требования обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предприниматели, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее — эксплуатирующая организация).
Требования являются обязательными для исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 3 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст. 5938; 2018, № 10, ст. 1514) (далее — федеральные органы исполнительной власти, Правила регистрации соответственно), и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (далее — Госкорпорация «Росатом»), осуществляющими регистрацию подведомственных опасных производственных объектов в государственном реестре и ведение отдельных ведомственных разделов государственного реестра в части подведомственных объектов.
- Государственный реестр, представляющий собой единую систематизированную базу данных, включающую в соответствии с пунктом 8 Правил регистрации ведомственные разделы, содержит сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующих организациях, а также данные об исключенных опасных производственных объектах из государственного реестра и архив.
Ведение государственного реестра и его территориальных разделов осуществляет Ростехнадзор.
Ведомственные разделы государственного реестра ведут федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация «Росатом», которым в установленном порядке предоставлено право регистрации подведомственных опасных производственных объектов.
- Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности.
- Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.
- При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
- При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:
- проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии);
- обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано);
- декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);
- технологических регламентов (при наличии);
- генерального плана расположения зданий и сооружений;
- сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
- спецификации установленного оборудования;
- документации на технические устройства, применяемые на объекте; данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.
- На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект.
- При проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
- По результатам идентификации эксплуатирующая организация в соответствии с признаками опасности, указанными в приложении № 1 к Требованиям, наиболее полно характеризующими деятельность, осуществляемую на объекте, присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код).
Приведение в соответствие с приложением № 1 к Требованиям типового наименования (именного кода) зарегистрированного опасного производственного объекта, не соответствующего Требованиям, осуществляется при первом внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов в отношении указанного опасного производственного объекта.
- Правильность проведенной идентификации, присвоения наименования и установления класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором (федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом») (далее — регистрирующий орган) при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.
- При регистрации опасных производственных объектов производится внесение сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в государственный реестр, присвоение регистрационных номеров таким объектам, а также выдача свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре (далее — свидетельство о регистрации) в соответствии с формой, приведенной в приложении № 1 к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».
- Для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра:
- сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект, заполненные на основании анализа документов, приведенных в пункте 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержащие следующие данные:
а) наименование и место нахождения опасного производственного объекта;
б) признаки опасности опасного производственного объекта;
в) класс опасности опасного производственного объекта;
г) классификация опасного производственного объекта;
д) виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации опасного производственного объекта;
е) полное наименование, адрес места нахождения эксплуатирующей организации, должность, фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) руководителя, дата подписания документа руководителем эксплуатирующей организации;
ж) реквизиты опасного производственного объекта и регистрирующего органа;
з) наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав опасного производственного объекта;
и) краткая характеристика опасности опасного производственного объекта;
к) наименование опасного вещества, его вид в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; наименование, тип, марка, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе (при наличии), заводские номера и (или) инвентарные номера (при наличии) технических устройств;
л) проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию технических устройств, зданий (сооружений);
м) числовые обозначения признаков опасности опасного производственного объекта.
Сведения, характеризующие опасный производственный объект, оформляются в виде документа отдельно для каждого опасного производственного объекта.
Сведения, характеризующие опасный производственный объект, оформленные на бумажном носителе, подписанные руководителем эксплуатирующей организации либо уполномоченным представителем эксплуатирующей организации и заверенные печатью (при наличии), представляются в регистрирующий орган в двух экземплярах.
Сведения, характеризующие опасный производственный объект, представленные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, представляются в регистрирующий орган в одном экземпляре;
- копии документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании опасного производственного объекта (земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, технических устройств, обладающих признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
В случае, если соответствующие права зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений.
На опасных производственных объектах, на которых в соответствии с технологической документацией, предусмотренной федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, обусловленной особенностями технологического процесса, вместо документов, предусмотренных абзацами 1 и 2 подпункта 2 пункта 14 Требований, эксплуатирующая организация вправе предоставить в регистрирующий орган документы (в свободной форме), подтверждающие согласие собственника такого опасного производственного объекта на его эксплуатацию.
- документы, которые содержат обоснование безопасности опасного производственного объекта с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
- копии текстовой части подраздела «Технологические решения»
В разделе выбираем признак (признаки) опасности, который соответствуют типу ОПО, и ставим «V»
в поле справа.
Примеры признаков опасности в зависимости от типа ОПО:
Тип ОПО | Числовое обозначение признака опасности |
Сеть газопотребления | 2.1, 2.2 (если есть котлы, подлежащие учету в Ростехнадзоре) |
ОПО с ПС (площадка мостового крана, участок производства фасадных работ, участок транспортный и т.д.) | 2.3 |
ОПО с оборудованием, работающим под давлением (участок трубопроводов теплосети, площадка участка организации и т.д.) |
2.2 |
АГЗС (станция газозаправочная (автомобильная) и т.д.) | 2.1, 2.2 |
Склад бестарного хранения муки и т.д. | 2.6 |
Информацию о признаках опасности можно найти во втором столбце таблицы из приложения № 1 к Приказу
Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495.
Классы опасности ОПО — см. приложение № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ (можно определить уже на стадии проектирования). Выбираем нужный класс и ставим «V» в правом поле.
Сведения, характеризующие ОПО: заполняем по новым правилам
14 февраля 2017 года вступил в силу новый Административный регламент по регистрации ОПО (утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494). Наряду с прочими изменениями, он утвердил новый перечень документов, которыми сопровождается регистрация ОПО в госреестре. Теперь это (п. 21 Регламента):
- Сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2-х экземплярах).
- Копии документов, подтверждающих право владения ОПО и его составляющими.
- Обоснование безопасности ОПО (в случаях, установленных п. 4 ст. 3 ФЗ №116).
- Текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации на производственные объекты капитального строительства.
Одним из ключевых нововведений Административного регламента стала отмена Карт учета ОПО и изменения формы Сведений, характеризующих ОПО, которая дана в Приложении № 4 к Регламенту.
На заполнении формы Сведений об ОПО по новым правилам мы хотим остановиться в этой статье.
Перечень ОПО. Основные разделы
1. Опасные производственные объекты угольной, сланцевой промышленности
2. Опасные производственные объекты горнорудной и нерудной промышленности
3. Опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, хранятся, уничтожаются (утилизируются) и транспортируются взрывчатые вещества и материалы, в том числе инициирующие и бризантные взрывчатые вещества, пороха, ракетные топлива и их компоненты, а также взрывчатые и пиротехнические составы и изделия, их содержащие, боеприпасы
4. Опасные производственные объекты нефтегазодобывающего комплекса
5. Опасные производственные объекты магистрального трубопроводного транспорта
6. Опасные производственные объекты химических, а также других взрывопожароопасных и вредных производств
7. Опасные производственные объекты нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производств
8. Опасные производственные объекты — склады нефти и нефтепродуктов
9. Опасные производственные объекты систем водоподготовки
10. Опасные производственные объекты пищевой и масложировой промышленности
11. Опасные производственные объекты сетей газораспределения, сетей газопотребления и сжиженных углеводородных газов
12. Опасные производственные объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением
13. Опасные производственные объекты, где получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов
14. Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры
15. Опасные производственные объекты хранения или переработки растительного сырья
Ознакомиться со всем содержимым приложения № 1, в т.ч. с особенностями идентификации отдельных ОПО, можно будет в самом документе, который можно скачать в формате MS Word чуть ниже.
Правила идентификации
Первое, на что нужно обратить внимание в процессе организации идентификации – соблюдение принципов ее проведения. Ведь именно с этого этапа начинается документационное оформление опасных производственных объектов.
Идентификация ОПО инициируется на конкретной территории с принятием во внимание объектов, расположенных на расстоянии до 500 метров. В случае принятия решения о самостоятельном проведении процедуры необходимо следовать следующему алгоритму:
- Сбор данных и документов. В рамках данного этапа требуется сбор бумаг, включающих информацию об объекте. Руководствоваться нужно п. 8 Приказа №495.
- Отнесение ОПО к определенной категории. Во внимание нужно принимать Приложение №1 к ФЗ №116. Именно из этого Федерального закона берется их детальный перечень.
- Определение класса опасности. На базе категории из прошлого пункта выявляется степень угрозы и риска. Для этих целей используется Приложение №2 ФЗ №116.
- Присвоение объекту наименования. В этом же пункте определяется признак-критерий опасности, согласно нормам Приказа №168 от 7 апреля 2011 года.
- Внесение сведений, дающих характеристику ОПО. Делается это только после определения всех остальных данных – названий объектов, признаков и классов опасности. Этот документ является обобщением процедуры идентификации ОПО.
Раздел 2. Признаки опасности ОПО и их числовые обозначения
В разделе выбираем признак (признаки) опасности, который соответствуют типу ОПО, и ставим «V»
в поле справа.
Примеры признаков опасности в зависимости от типа ОПО:
Тип ОПО | Числовое обозначение признака опасности |
Сеть газопотребления | 2.1, 2.2 (если есть котлы, подлежащие учету в Ростехнадзоре) |
ОПО с ПС (площадка мостового крана, участок производства фасадных работ, участок транспортный и т.д.) | 2.3 |
ОПО с оборудованием, работающим под давлением (участок трубопроводов теплосети, площадка участка организации и т.д.) |
2.2 |
АГЗС (станция газозаправочная (автомобильная) и т.д.) | 2.1, 2.2 |
Склад бестарного хранения муки и т.д. | 2.6 |
Информацию о признаках опасности можно найти во втором столбце таблицы из приложения № 1 к Приказу
Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495.
Что такое экспертиза промышленной безопасности тепловых сетей
Экспертиза промышленной безопасности трубопроводов пара и горячей воды – это комплекс работ и мероприятий, направленных на установление технического состояния тепловых пунктов и тепловых сетей, а также определение соответствия их требованиям промышленной безопасности, путем визуального и измерительного контроля с внутренней и наружной поверхностей трубопровода и сосудов, работающих под избыточным давлением.
ЭПБ трубопроводов пара и горячей воды проводится в рамках Федеральных норм и правил «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. Приказом Ростехнадзора № 538 от 14 ноября 2013 г., на основании положений Федерального закона 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г.
Проведение экспертизы трубопровода и технических устройств тепловых сетей осуществляется уполномоченной организацией, имеющей лицензию Федеральной службы Ростехнадзора. К обследованию объектов промышленной безопасности допускаются только обученные и аттестованные эксперты.
Новая форма отчета о производственном контроле с 01 января 2021 года
1. Приказ Ростехнадзора №140 от 08.04.2019 г. «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре ОПО» регламентирует:
- Сроки и последовательность административных процедур по регистрации опасных производственных объектов в Госреестре ОПО;
- Необходимый перечень документов для регистрации ОПО;
- Необходимый перечень документов для внесения изменений в ОПО;
- Форма заявления на регистрацию ОПО;
- Форма сведений характеризующих ОПО;
Идентификация опасного производственного объекта — это выявление всех опасных производственных объектов, которые эксплуатируются на предприятии.
Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с:
«Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. № 495 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов».
При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте*, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
*К категориям опасных производственных объектов относятся объекты, на которых имеются признаки опасности, указанные в Приложении 1 к № 116-ФЗ.
В результате определения и анализа признаков опасности, типа опасного производственного объекта, по итогам идентификации объекту присваивается наименование в соответствии с Перечнем типовых видов опасных производственных объектов, утвержденным Приказом Ростехнадзора №495 от 25 ноября 2016г.
Согласно № 116 ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности:
- I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
- II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;
- III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;
- IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.
Класс опасности объекта определяется в соответствии с классификацией Приложения 2 к № 116-ФЗ и присваивается только при его регистрации в государственном реестре.
На основании проведенной идентификации и классификации объектов, подготавливается документ — Сведения, характеризующие опасный производственный объект.
Форма сведений, характеризующих ОПО, и рекомендации по ее заполнению даны в приложении № 2 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 г. № 140.
Сведения оформляются на каждый ОПО, который хочет зарегистрировать заявитель.
Сведения опасного объекта должны содержать следующую информацию:
- наименование и место нахождения ОПО;
- признаки опасности ОПО;
- класс опасности ОПО;
- классификация ОПО по типам, указанным в приложении № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. (п. 3-10 и п. 11);
- виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации ОПО;
- информация о заявителе (владельце ОПО);
- реквизиты ОПО и регистрирующего органа;
- сведения о составе ОПО — перечень площадок, технических устройств и т.д.
Сведения заполняются по материалам проведенной идентификации, а также анализа документов, указанных в п. 8 требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495.
Регистрация ОПО в Ростехнадзоре с присвоением класса опасности
14 февраля 2017 года вступил в силу новый Административный регламент по регистрации ОПО (утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494). Наряду с прочими изменениями, он утвердил новый перечень документов, которыми сопровождается регистрация ОПО в госреестре. Теперь это (п. 21 Регламента):
- Сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2-х экземплярах).
- Копии документов, подтверждающих право владения ОПО и его составляющими.
- Обоснование безопасности ОПО (в случаях, установленных п. 4 ст. 3 ФЗ №116).
- Текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации на производственные объекты капитального строительства.
Одним из ключевых нововведений Административного регламента стала отмена Карт учета ОПО и изменения формы Сведений, характеризующих ОПО, которая дана в Приложении № 4 к Регламенту.
На заполнении формы Сведений об ОПО по новым правилам мы хотим остановиться в этой статье.
Отдельная форма Сведений, характеризующих ОПО, оформляется теперь для каждого ОПО, который эксплуатирует заявитель.
Сведения заполняются на основании анализа документов, приведенных в пункте 8 Требований (которые, правда, еще не утверждены), результатов проведенной идентификации и т.д.
Так, при проведении идентификации ОПО (и, следовательно, для заполнения Сведений) Ростехнадзор рекомендует владельцу ОПО проанализировать следующие документы:
- проектную документацию (документацию) объекта, с учетом внесения изменений (при их наличии);
- обоснование безопасности ОПО (в случае его разработки);
- декларацию промышленной безопасности (в случае ее разработки);
- технологические регламенты;
- генеральный план расположения зданий и сооружений;
- сведения о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
- спецификации установленного оборудования;
- документацию на технические устройства, используемые на объекте;
- данные о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.
Новая табличная форма Сведений об ОПО включает в себя следующую информацию:
- наименование, адрес и ОКТМО объекта (раздел 1 таблицы);
- признаки опасности ОПО (раздел 2 таблицы);
- класс опасности ОПО (раздел 3 таблицы);
- классификация ОПО (раздел 4 таблицы);
- виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации ОПО (раздел 5 таблицы);
- информация о заявителе (раздел 6 таблицы);
- реквизиты ОПО (рег. №, дата регистрации/перерегистрации) и территориального органа Ростехнадзора (раздел 7 таблицы);
- сведения о составе ОПО (раздел 8 таблицы).
Остановимся подробнее на каждом из разделов документа.
Раздел 1 «ОПО»
В графу 1.1 вносится полное наименование ОПО (например, «Сеть газопотребления ООО «Гарант», «Участок механизации» и т.д.).
При этом после наименования в скобках указывается код отраслевой принадлежности ОПО, присвоенный объекту при идентификации. Данные обозначения вы можете найти в Приказе Ростехнадзора от 7 апреля 2011 года № 168. Например, для сетей газопотребления – «(11)», для грузоподъемных механизмов – «(15)» и т.д.
В графе 1.2 указывается адрес фактического места нахождения ОПО (индекс субъекта РФ, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владения), номер корпуса (строения), номер квартиры (офиса).
Если на ОПО применяются технические устройства, место работы которых может меняться (например, передвижные котельные установки, передвижные паровые промысловые установки, самоходные грузоподъемные механизмы), то в качестве места нахождения ОПО указывается юридический адрес компании-владельца ОПО (или адрес места жительства ИП на основании записи в паспорте).
В графе 1.3 указывается код ОКТМО того муниципального образования, на территории которого расположен ОПО. Например, «65701000» (муниципальное образование город Екатеринбург)
Раздел 2 «Признаки опасности ОПО и их числовые обозначения»
В соответствующей правой ячейке отмечаются знаком «V» признаки опасности ОПО.
В графах 2.1-2.6 должны быть отмечены все выявленные при идентификации признаки опасности (как один, так и несколько). Например, на объекте «Сеть газопотребления» есть обращение опасных веществ и может быть оборудование, работающее под избыточным давлением и т.д.
Если у ОПО признак опасности с кодовым обозначением 2.2, то знак «V» нужно поставить в соответствующей ячейке, исходя из специфики оборудования.
Раздел 3 «Класс ОПО и его числовое обозначение»
В графах 3.1-3.4 знаком «V» отмечается только один класс опасности ОПО согласно требованиям Приложения № 2 к ФЗ №116 (ОПО может быть присвоен только один класс опасности). Например, класс опасности III для сетей газопотребления или класс опасности IV для участка механизации.
Раздел 4 «Классификация ОПО»
В графах 4.1 — 4.7 отметка ставится в том случае, если ОПО отнесен к объектам, указанным соответственно в пунктах 1-9 Приложения № 2 к ФЗ №116. Например, для сети газопотребления знак «V» будет проставлен в графе 4.2.
В графе 4.8, в соответствующей ячейке, ставится отметка при наличии факторов, предусмотренных п. 11 Приложения № 2 к ФЗ №116.
Раздел 5 «Виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации ОПО»
В графах 5.1-5.2 знаком «V» отмечаются виды деятельности:
- на осуществление которых необходимо получение лицензии;
- на осуществление которых у заявителя имеются действующие лицензии.
Для сети газопотребления отметка будет ставиться в графе 5.1.
Раздел 6 «Заявитель»
В графах 6.1-6.6 указываются:
- Полное наименование заявителя: например, Общество с ограниченной ответственностью «Гарант» или Индивидуальный предприниматель Иванов Петр Петрович.
- Адрес места нахождения (юр. адрес) юридического лица или адрес места жительства (по паспорту) индивидуального предпринимателя.
- Должность и ФИО руководителя владельца ОПО: например, Генеральный директор, Директор и т.д.
- Подпись руководителя владельца ОПО и дата подписания документа.
Сведения, характеризующие ОПО, оформляются заявителем в виде документа, для каждого ОПО, который содержит сведения о наименовании заявителя, признаках опасности и классе опасности ОПО.
Сведения, характеризующие ОПО, заполняются на основании результатов проведенной идентификации и иных документов.
В разделе 1. «ОПО»
В графе 1.1 «Полное наименование ОПО» вносится его полное наименование, при этом в скобках указывается цифровое обозначение раздела (подраздела) отраслевой принадлежности (вида деятельности), присвоенное объекту при идентификации ОПО.
В графе 1.2 «Место нахождения (адрес) ОПО» соответственно указывается адрес (адресный ориентир или другие, позволяющие идентифицировать объект данные), сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, независимо от того, к какой категории относится объект недвижимости (точечный, линейный или полигональный (площадной). Если в состав ОПО включены площадки, участки, сооружения (газопроводы, тепловые сети) и т.п., имеющие свои конкретные адреса, то в графе 1.3. перечисляются адреса всех составляющих ОПО.
При регистрации ОПО, на которых применяются технические устройства, место работы которых может меняться (например, самоходные грузоподъемные механизмы), в сведениях, характеризующих ОПО, в качестве места нахождения ОПО указывается адрес места нахождения заявителя (адрес места нахождения юридического лица или его обособленного структурного подразделения, за которым закреплен объект).
В графе 1.3 «Код общероссийского классификатора территорий муниципальных образований — места нахождения ОПО (ОКТМО)» указывается код общероссийского классификатора территорий, на территории которого расположен ОПО.
В разделе 2 «Признаки опасности объекта и их числовые обозначения» в соответствующей правой ячейке отмечаются знаком «V» признаки опасности ОПО.
В графах 2.1 — 2.6 должны быть отмечены все выявленные при идентификации признаки опасности, то есть это может быть как один признак опасности (если у объекта нет других признаков), так и несколько признаков, (например, в случае наличия на объекте опасных веществ и оборудования, работающего под избыточным давлением, грузоподъемных механизмов).
При наличии признака опасности с кодовым обозначением 2.2 знак «V» необходимо поставить в соответствующей ячейке.
В разделе 3 «Класс ОПО и его числовое обозначение» в соответствующей правой ячейке отмечаются знаком «V» класс опасности ОПО.
В графах 3.1 — 3.4 отмечается только один класс опасности ОПО согласно требованиям приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО может быть присвоен только один класс опасности).
В пунктах 4.1. — 4.7. ставится отметка в случае отнесения ОПО к объектам, указанным соответственно в пунктах 1, 4-9 приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В пункте 4.8. ставится отметка, если эксплуатация ОПО осуществляется при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
В пункте 4.9. ставится отметка при наличии факторов, предусмотренных пунктом 11 приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов (в правом поле знаком «V» делается отметка напротив соответствующего фактора(ов)).
В пунктах 5.1. — 5.2. сведений отмечаются виды деятельности, на осуществление которых необходимо получение лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании или виды деятельности, на осуществление которых у заявителя имеются действующие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании.
14 февраля 2017 года вступил в силу новый Административный регламент по регистрации ОПО (утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494). Наряду с прочими изменениями, он утвердил новый перечень документов, которыми сопровождается регистрация ОПО в госреестре. Теперь это (п. 21 Регламента):
- Сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2-х экземплярах).
- Копии документов, подтверждающих право владения ОПО и его составляющими.
- Обоснование безопасности ОПО (в случаях, установленных п. 4 ст. 3 ФЗ №116).
- Текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации на производственные объекты капитального строительства.
Одним из ключевых нововведений Административного регламента стала отмена Карт учета ОПО и изменения формы Сведений, характеризующих ОПО, которая дана в Приложении № 4 к Регламенту.
На заполнении формы Сведений об ОПО по новым правилам мы хотим остановиться в этой статье.