Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фактически замещено штатных единиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В процессе ведения штатной расстановки организации ответственные за это лица вправе всячески корректировать и видоизменять документ. Главное – чтобы это делалось в рамке его структуры, а она оставалась неизменной. Проще говоря, кадровики могут вычеркивать из замещения уволенных сотрудников, менять их зарплату и осуществлять подобные действия, но при изменении табличной структуры документа необходимо провести его полную замену.
Что же собой представляет данное понятие? Замещение должности – это способ получения работником определённого должностного статуса, который оформляется через специальное назначение. Безусловно, подобный статус работник может приобрести как на постоянной основе, так и временно. Все зависит от условий, которые предлагает компания.
И тут количество вариантов разнообразно. Работник может замещать сотрудника, который находится в отпуске, в том числе и в декретном. Помимо этого, существует и ряд других примеров: основной работник ушёл на пенсию (в отставку), его уволили за несоблюдение каких-либо правил и т. д. И подобные примеры могут касаться замещения вакантной должности как государственной службы, так и гражданской. Притом замещающий работник может указываться в документах как ИО или ВРИО, где первая аббревиатура означает «исполняющий обязанности», а вторая – «временно исполняющий обязанности». Если существуют такие обозначения, то данный работник находится на этом посту лишь временно. Значит, на данное место со временем может быть назначен другой человек.
Каким образом происходит замещение муниципальных должностей? Чтобы ответить на данный вопрос, достаточно понимать, что к муниципальным лицам относятся только те, кто не получил должность выборным путём либо получил её путём муниципальных выборов. К примеру, депутат не является муниципальным лицом, поскольку он был выбран иными выборами. И в данных случаях существуют определённые требования к лицу, которое будет замещать то или иное должностное лицо.
Здесь весомым фактором является и профессиональное образование, и стаж работы на муниципальной должности, и наличие определённых навыков и качеств, необходимых для осуществления рабочего процесса на желаемой должности. Естественно, что кандидатов может быть несколько, и это вполне обычное явление. Тогда организовывается проведение конкурса на замещение должности, где по определённым критериям выбирается наиболее подходящий кандидат. К слову, таким способом можно выбрать профессионала во всех смыслах, а его задачей будет показать, что данный выбор был верным.
Понятие и назначение штатной численности работников
Штатная численность работников – это число трудоустроенных субъектов, которые учитываются в штат компании, закрепленный в соответствующем расписании. При этом в штат могут включаться только те сотрудники предприятия, которые трудоустроены в нем в качестве основного места работы.
Данную категорию необходимо постоянно контролировать. Подразумевается, что начальник кадрового подразделения должен регулярно обновлять сведения относительно численности штата, чтобы в дальнейшем в отчетность попадали только актуальные данные. Формирование соответствующей отчетности регламентируется локальными правовыми нормами.
В рассматриваемом вопросе также важно учитывать фактическую численность штата. Данная категория фиксирует количество представителей персонала на своих рабочих местах на определенную дату. Например, общее штатное количество персонала компании может составлять 100 человек. Однако на 20.08.2021г. фактическая численность будет составлять 75 человек, так как 15 субъектов находятся в отпусках, 5 на больничном, и еще 5 рабочих мест – это свободные вакансии.
Помимо прочего, существует такой термин, как предельная штатная численность персонала. Подразумевается, что это такой норматив, в соответствии с которым фиксируется строгое количество кадров, требуемых для стабильного функционирования подразделения.
В современных условиях ведения бизнеса рабочая обстановка, включая кадровый состав, требуют от нанимателя постоянной оптимизации количества и качества персонала. При регулярном пересмотре уместности различных работников на конкретных местах, а также расширении кадрового состава, управленец может достичь оптимального расчета численности штатных служащих.
Виды численности персонала
Вам нужно знать, что существуют различные типы численности сотрудников, которые по-разному отражаются в налоговой декларации и других отчетах.
Виды численности сотрудников:
1. Нормативная численность.
Определяется нормами труда и объемом необходимых к выполнению работ. Ее значение должно быть идеализировано.
2. Плановая численность.
Она чуть более реалистична относительно текущего времени, чем нормативная, но все же приближена к ней. На такую численность влияют факторы производительности труда, переменчивая специфика самой организации.
3. Штатная численность.
В состав входят лишь те сотрудники, которые установлены штатным расписанием предприятия. К ним не относятся сезонные работники.
4. Фактическая численность работников.
Устанавливается на конкретную дату и включает всех фактически работающих на предприятии сотрудников.
5. Явочная численность.
Включает всех тех сотрудников, которые находятся на своем рабочем месте.
6. Среднесписочная численность.
Такой показатель высчитывается за отчетный период в виде среднего значения количества сотрудников, выполнявших работу полный или неполный день, относительно отработанного ими времени.
Другие нюансы ведения штатного расписания и понятия штатных единиц на предприятии
Каждому работодателю следует помнить, что штатное расписание является достаточно сложным и комплексным документом, и в его ведении есть множество дополнительных аспектов. В первую очередь стоит обратить внимание на такие особенности оформления документации, связанной со штатными единицами:
-
Квотирование рабочих мест. Если штатное расписание на предприятии достигает определенного размера, в нем обязательно должны быть предусмотрены рабочие места под отдельные льготные категории работников, в первую очередь – инвалидов.
- Оформление штатного расписания на микропредприятиях. Если субъект хозяйствования является индивидуальным предпринимателем, то ведение штатного расписания не является его обязанностью и данный документ, равно как и само понятие штатной единицы, может не применяться в процессуальном оформлении деятельности.
Методики расчета штатной численности
На государственных предприятиях необходимое число сотрудников определяется и контролируется в обязательном порядке. Поэтому большинство методик расчета разработано для компаний госсектора. Так, в утвержденных Росздравом «Рекомендациях по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду» перечислены методики, основанные на следующих нормах:
Согласно Рекомендациям, предельная величина персонала бюджетного учреждения рассчитывается по формуле:
Штатная численность | = | Общие затраты времени за год (ч) | / | Норма рабочего времени каждого сотрудника за год (ч) | × | Коэффициент неявок по болезни, отпуску и т.п. |
Рекомендации приведены для бюджетных предприятий, но норматив применяется и коммерческими компаниями.
Фактическая численность работников
Определение фактической численности происходит по табелю рабочего времени, который ведется на предприятии, поэтому нужно учесть дату выхода на работу каждого сотрудника.
Для отчета перед Росстатом введено понятие «среднесписочная численность». Согласно п. 77 Приказа Федеральной службы государственной статистики №428, для учета берутся списочные сотрудники предприятия, внешние совместители, работники по договорам гражданско-правового характера. Рассчитывается такая численность путем выяснения среднего количества сотрудников, работающих полный рабочий день, относительно каждого календарного месяца. Отдельно считается количество сотрудников, которые работают на полставки.
Часто случается так, что фактическая численность на предприятии больше штатной. Связано это с привлечением временных сотрудников, работа которых нужна лишь периодически. Превышение штатной численности недопустимо лишь предпринимателям, которые работают на упрощенной системе налогообложения (УСН) или патенте (ПСН). На УСН количество работников не должно превысить 100, а на патенте – 15.
Численность работников организации определяет эффективность коммерческой деятельности. Нужно серьезно подходить к установлению штатного расписания. Кроме планируемых людей в штате, руководитель должен учесть и тех, которые будут на него работать по факту. Превышение работников в штате или, наоборот, их недобор говорит о том, что свое штатное расписание вам необходимо пересмотреть.
Чем отличается штатное расписание от штатной расстановки
37. По строке 320 отражается количество отчитывающихся государственных органов, являющихся юридическими лицами, прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию по месту своего нахождения.
Из строки 320 выделяются количество органов:
по строке 321 — количество органов государственной власти;
по строке 322 — количество государственных органов, не относящихся к органам государственной власти (в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации).
Строки 321 и 322 заполняются только государственными органами субъектов Российской Федерации за полугодие, 9 месяцев и год.
38. По строке 400 показываются начисленные расходы на выплату заработной платы государственным гражданским служащим, численность которых отражена по строке 230.
39. Расходы на выплату заработной платы государственным гражданским служащим по строке 400 показываются, в том числе по категориям и группам должностей государственных гражданских служащих, отраженным в строках 410 — 444.
Распределение работников по категориям и группам должностей государственной гражданской службы производится в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 118), реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, утвержденными законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
40. В Отчетах по форме 14 за полугодие и 9 месяцев заполняется строка 320.
41. По строке 500 показываются начисленные расходы на выплаты поощрительного и стимулирующего характера государственным гражданским служащим, численность которых отражена по строке 230.
42. Расходы на выплаты поощрительного и стимулирующего характера государственным гражданским служащим по строке 500 показываются, в том числе по категориям и группам должностей государственных гражданских служащих, отраженным в строках 510 — 544.
Распределение работников по категориям и группам должностей государственной гражданской службы производится в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 118), реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, утвержденными законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
43. В Отчетах по форме 14 за полугодие и 9 месяцев данный раздел не заполняется.
44. По строке 550 отражается количество служебных легковых автомобилей, состоящих на балансе государственного органа.
По строке 560 отражается количество служебных легковых автомобилей, предоставляемых государственному органу юридическими лицами по договорам аренды без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации.
По строке 570 отражается количество служебных легковых автомобилей, предоставляемых государственному органу юридическими лицами (за исключением государственных учреждений) с оказанием услуг по управлению и технической эксплуатации.
Если обслуживание государственного органа легковым автотранспортом осуществляется на правах безвозмездного пользования специализированным автотранспортным предприятием, получающим средства на эти цели непосредственно из соответствующего бюджета, то количество легковых автомобилей, предоставленных государственному органу на отчетную дату и в среднем за год по каждому государственному органу, отражается по строке 580.
Если обслуживание государственного органа легковым автотранспортом осуществляется подведомственным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, или содержащимся за счет выделяемых ему государственным органом из соответствующего бюджета субсидий, то количество легковых автомобилей, предоставленных государственному органу на отчетную дату и в среднем за год по каждому государственному органу, отражается по строке 590.
По строкам 600, 610 и 620 отражается количество служебных легковых автомобилей с разделением по категориям предоставления служебного транспорта федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 272 «О транспортном обслуживании федеральных государственных гражданских служащих» (по вызову, с персональным закреплением, с персональным закреплением по решению руководителя).
45. В Отчетах по форме 14, составляемых за полугодие и 9 месяцев, данный раздел государственными органами субъектов Российской Федерации не заполняется, а федеральными государственными органами заполняется за полугодие.
Строки 600, 610 и 620 государственными органами субъектов Российской Федерации не заполняются.
78. По строке 300 в Отчетах по форме 14 МО отражается количество органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований — получателей средств соответствующих местных бюджетов, которые являются юридическими лицами, прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию по месту своего нахождения.
79. По строке 400 показывается сумма фактически начисленных расходов на выплату заработной платы работникам, замещающим должности муниципальной службы.
80. Расходы на выплату заработной платы муниципальным служащим отраженные по строке 400 показываются по группам должностей (строки 410 — 450).
Распределение работников по группам должностей муниципальной службы производится в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утвержденным законом субъекта Российской Федерации.
81. В Отчетах по форме 14 МО за полугодие и 9 месяцев заполняется строка 300.
Оптимизация штата и оргструктуры компании
На практике используется шесть видов численности работников, которые отличаются методами исчисления и способами отражения в отчетности:
- нормативная — устанавливается трудовыми нормами и объемом работ к выполнению (идеальное значение);
- плановая — зависит от вида деятельности, размера предприятия, объема производства, наличия вакантных рабочих мест и других факторов (реалистичнее нормативной — определяется по данным конкретного предприятия);
- среднесписочная — среднее число сотрудников организации за отчетный период, не считая внешних совместителей и тех, кто работает по договорам подряда;
- фактическая — величина работников предприятия на определенную дату;
- штатная — сотрудники, которых руководитель утвердил в штатном расписании компании (без учета сезонных работников);
- явочная — персонал организации, находящийся на рабочем месте.
Понятие штатной численности не закреплено законом. Оно используется в кадровом деле и означает сотрудников нужной специальности и квалификации, которые обеспечивают предприятию успешную работу и выполнение планов.
На государственных предприятиях необходимое число сотрудников определяется и контролируется в обязательном порядке. Поэтому большинство методик расчета разработано для компаний госсектора. Так, в утвержденных Росздравом «Рекомендациях по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду» перечислены методики, основанные на следующих нормах:
- времени работы — рабочее время, которое требуется сотрудникам для выполнения определенной работы;
- нагрузки — объем работ, который должен выполнить работник или группа за рабочее время;
- времени обслуживания — рабочие места, которые должен обслужить специалист за рабочее время;
- численности — число работников, которых может организовать один менеджер.
Согласно Рекомендациям, предельная величина персонала бюджетного учреждения рассчитывается по формуле:
Штатная численность | = | Общие затраты времени за год (ч) | / | Норма рабочего времени каждого сотрудника за год (ч) | × | Коэффициент неявок по болезни, отпуску и т.п. |
Рекомендации приведены для бюджетных предприятий, но норматив применяется и коммерческими компаниями.
Нормативно-правовая база
Законодательные нормы не предусматривают оформление штатного замещения, включая правила его заполнения, но работодатели, создавая данный документ, должны придерживаться определенного регламента.
В Приказе Ростехнадзора №372 от 30 мая 2008 года содержатся рекомендации относительно правил составления и заполнения штатных расстановок. В указанных выше параграфах, где также можно узнать об основных подразделах, перечислены необходимые сведения, включая должности сотрудников, подходящих для выполнения обязанностей по составлению замещения.
Приказ Минкультуры России №558, принятый 25 августа 2010 года, содержит информацию о штатной расстановке и утвержденную типовую управленческую документацию, позволяющую осуществлять хозяйственную деятельность определенной организации.
Прямых указаний по заполнению штатного списка законодательство не устанавливает. Руководитель предприятия по необходимости сам утверждает способы формирования данного списка на основании потребностей в перечне сведений о сотрудниках или согласно отраслевым нормативным актам, при условии их создания.
Как определить, есть ли вакансии в организации и сколько их?
Работники органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования (далее — работники), замещающие должности, не предусмотренные штатным расписанием на отчетную дату и подлежащие сокращению, входят в среднесписочную численность работников и показываются только в графе «среднесписочная численность за отчетный период».
Стоит отметить, что при составлении всех внутренних документов компании важно правильно указывать название должностей, профессий и специальностей сотрудников.
Плановая выработка в час на одного сотрудника составит 4 327 рублей/час (755 000 / 1 047 × 6 мес.).
В компании поменялись организационные условия труда и объявлен простой в связи с уменьшением объема работы из-за снижения спроса на оказываемые услуги и продажу продукции. Принято решение о снижении заработной платы по должности заявителя и внесении изменения в штатное расписание. Заявитель в установленный срок к исполнению новых должностных обязанностей не приступил.
Штатная единица – определение в соответствии с законодательством
Одним из основных нормативных документов, которыми регулируются трудовые взаимоотношения в России, является Трудовой кодекс. Однако определение штатной единицы в ТК РФ не встречается, поэтому кадровым специалистам и работодателям для решения штатного вопроса следует обратиться к другим нормативным актам и документам. Данное понятие напрямую связано со штатным расписанием, форма которого может регламентироваться положениями Постановления Госкомстата РФ №1 от 05.01.2004.
Штатное расписание хоть и является обязательным локальным нормативным актом для предприятий, однако может составляться в свободной форме, так как с 1 января 2013 года большинство форм, предусмотренных правительственными нормативами, имеют лишь рекомендательный, а не обязательный характер. Поэтому работодатель вправе формировать штатное расписание по собственным формам и критериям.
Как вносятся изменения штатных единиц
Увеличение или уменьшение количества штатных единиц на предприятии должно сопровождаться соблюдением определенных процессуальных процедур. При этом данный процесс регламентируется в первую очередь локальными нормативными актами самой организации. В общих случаях, процесс изменения штатных единиц пошагово проводится следующим образом:
- Работодатель оценивает штатное расписание и принимает решение о необходимости расширить его, сократить, или изменить иным образом. Например – одновременно упразднить одни штатные единицы и добавить другие, соответственным образом распределив сотрудников между ними.
- Работодателем издается приказ о внесении изменений в штатное расписание. Данный приказ, когда он затрагивает деятельность фактически работающих сотрудников, должен быть обязательно доведен до их сведения. Если же приказом создаются новые штатные единицы, и это никак не повлияет на работу других работников, уведомлять их об этом нет необходимости.
- На основании приказа, ответственный за ведение штатного расписания сотрудник кадрового отдела, иной специалист или сам работодатель вносят изменения в действующее штатное расписание.
Ккаждая штатная единица должна соответствовать определенному перечню иных дополнительных документов на предприятии. В частности, она должна иметь точно определенную трудовую функцию работника, его должностные обязанности и инструкции.
Особенности расчета штатной численности работников
Наиболее быстрый и простой способ расчета штатной численности сотрудников осуществляется по следующей формуле: Ш = Н * Кн, где:
- Ш – количество работников в штате компании, необходимое для стабильного функционирования предприятия. Технический персонал не учитывается;
- Н – нормативная численность персонала;
- Кн – плановый коэффициент невыходов на рабочие места.
Чтобы исчислить оптимальное количество работников в штате необходимо использовать такие нормативы:
- Норма рабочего времени. Подразумевается объем времени, который нужен работникам для выполнения своих должностных обязанностей для стабильного функционирования компании.
- Норма выработки. Данный норматив предполагает фиксированный объем работ, который должен осуществить один субъект (либо коллектив) в рамках одной рабочей смены (или иного отрезка времени).
- Нормы управляемости. Количество сотрудников, чьи действия может координировать один субъект с управленческими полномочиями.
- Нормы обслуживания. Предполагаются рабочие места, либо клиенты, которых трудоустроенный субъект должен обслужить за одну рабочую смену.
Помимо прочего, управленцу следует учитывать, что определенное число подчиненных могут не выходить на работу ввиду уважительных причин (отпуск, больничный, отгул и т.д.). Коэффициент невыхода на работу также определяется по отдельной формуле. В частности: 1 * % субъектов, которые не вышли на рабочие места (от общего числа персонала) / 100. Данная величина измеряется в часах.
Для исчисления нормативной численности штата следует использовать такую формулу: время трудовой деятельности * выработку (по плану) * объем выручки (по плану) * коэффициент выполнения нормы (по плану) / объем работы (по плану).