Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизация автомобилей в беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Утилизационный сбор на транспортные средства был введен в целях обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья указом Президента РБ № 64 от 4 февраля 2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. Увеличение ставок происходило в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.2020, подписанного главой правительства, внесло изменения в перечень видов и категорий транспортных средств, облагаемых утилизационным сбором и размеры ставок.
Какие транспортные средства освобождается от уплаты
Указом Президента № 402 от 4.10.2018 г. внесены изменения в Указ Президента от 4.02.2014 г. Новый Указ вступил в силу 10 января 2019 года.
В соответствии с ним, к ТС, которые не являются объектом обложения утилизационным сбором в 2019 году, относятся:
- произведенные (изготовленные) на территории Республики и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Беларуси;
- переоборудованные на территории Беларуси на базе ТС, ранее зарегистрированных на территории страны;
- переоборудованные на территории страны на базе ТС, ранее ввезенных и в отношении которых утилизационный сбор уже был уплачен;
- ТС, достроенные на территории Беларуси производителями, которые изготовили транспортное средство на территории Республики и осуществили его отчуждение либо используют его для собственных нужд, на базе шасси, в отношении которого утилизационный сбор бы уплачен ранее.
Также к ТС, освобождаемым от уплаты утилизационного сбора, будут относиться:
- ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
- ввозимые (ввезенные) в Беларусь и обращенные в собственность государства;
- ввозимые (ввезенные) в Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
- предназначенные для применения в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Беларуси, за исключением ТС, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен;
- задержанные органами таможни при проведении таможенного контроля и не востребованные в установленный законодательством период времени.
Особенности оформления авто из Белоруссии физическими лицами
Особенности оформления авто из Белоруссии физическими лицами состоят в том, что не нужно платить таможенные платежи, доплачивать не нужно даже за льготно растаможенные в Белоруссии авто. За ввозимый автомобиль нужно оплатить утилизационный сбор и на основе СБКТС оформить ЭПТС, после чего поставить на учёт в ГИБДД (МРЭО).
Особенностью является оформление электромобилей, ввезённых в Белоруссию с пошлиной 0%. При их ввозе в Россию придётся доплатить пошлину.
При ввозе купленного в Белоруссии авто в Россию физлицами:
- НДС – не платится;
- Таможенная пошлина – не платится;
- Таможенный сбор– не платится;
- Акциз – не платится;
- Утильсбор – платится в зависимости от возраста авто. Размеры указаны в Таблице 1;
- Оплата установки ГЛОНАСС при необходимости;
- Расходы по получению СБКТС;
- Расходы по оформлению ЭПТС.
Таблица 1. Утилизационный сбор на авто из Белоруссии для физических лиц
Утилизационный сбор | |
автомобиль возрастом не более 3 лет: |
3400 рублей |
автомобиль возрастом старше 3 лет: |
5200 рублей |
Какие ТС освобождаются от уплаты
Указом Президента № 402 от 4.10.2018 г. внесены изменения в Указ Президента от 4.02.2014 г. Новый Указ вступил в силу 10 января 2019 года.
В соответствии с ним, к ТС, которые не являются объектом обложения утилизационным сбором в 2019 году, относятся:
- произведенные (изготовленные) на территории Республики и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Беларуси;
- переоборудованные на территории Беларуси на базе ТС, ранее зарегистрированных на территории страны;
- переоборудованные на территории страны на базе ТС, ранее ввезенных и в отношении которых утилизационный сбор уже был уплачен;
- ТС, достроенные на территории Беларуси производителями, которые изготовили транспортное средство на территории Республики и осуществили его отчуждение либо используют его для собственных нужд, на базе шасси, в отношении которого утилизационный сбор бы уплачен ранее.
Также к ТС, освобождаемым от уплаты утилизационного сбора, будут относиться:
- ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
- ввозимые (ввезенные) в Беларусь и обращенные в собственность государства;
- ввозимые (ввезенные) в Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
- предназначенные для применения в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Беларуси, за исключением ТС, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен;
- задержанные органами таможни при проведении таможенного контроля и не востребованные в установленный законодательством период времени.
К ТС, для которых уплачивается утилизационный сбор, в 2019 году отнесены прицепы и полуприцепы категории 04, а также специальные и специализированные прицепы и полуприцепы данной категории, с даты выпуска которых прошло больше 3-х лет.
Под переоборудованием будет пониматься внесение в конструкцию транспортного средства изменений весовых, габаритных и иных параметров, не предусмотренных нормативно-технической документацией производителя (изготовителя), при котором юридическое лицо Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоило транспортному средству идентификационный номер (VIN). Действие этой нормы распространяется на отношения, возникшие с 04.02.2016.
Как пользоваться таможенным калькулятором
При использовании таможенного калькулятора вам необходимо указать:
- точный объем двигателя в сантиметрах кубических (например 1496)
- стоимость автомобиля в Евро (например 4000)
- физическое или юридическое лицо собственника который, производит таможенное оформление автомобиля
- возраст авто (исчисляется с даты производства, а не с 1-й регистрации. см. ниже)
Размеры ставок и расчет утилизационного сбора
Новой редакцией постановления ставки утилизационного сбора установлены в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:
· Не более 3 лет;
· От 3 до 7 лет;
· Более 7 лет
Документом также установлены ставки для таких категорий транспортных средств как грузовые автомобили, самосвалы, предназначенные для работы в условиях бездорожья, автобусы, прицепы и полуприцепы.
Ставки для физических лиц на утилизационный сбор от 01.01.2022 для легковых авто, ввозимые для личного пользования:
Дата выпуска автомобиля |
Ставка для легкового автомобиля для физлиц |
Не более 3 лет |
544,5 BYN |
Старше 3 и не старше 7 лет |
816,7 BYN |
Старше 7 лет |
1225,1 BYN |
Таблица и ставки утилизационного сбора
В соответствии с Перечнем видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора размер Коэффициента расчёта суммы утилизационного сбора может принимать следующие значения:
Виды и категории транспортных средств | Коэффициент расчёта суммы утилизационного сбора | |
Новый автомобиль | Автомобиль старше 3 лет (с даты выпуска) | |
Для физических лиц: | ||
Автомобили категории М1 (легковые) и повышенной проходимости категории G | ||
Автомобиль с электродвигателем (искл. гибридный) | 1,42 | 5,3 |
Рабочий объём двигателя: | ||
менее 1000 куб.см | 1,42 | 5,3 |
1001-2000 куб.см | 2,21 | 8,26 |
2001-3000 куб.см. | 4,22 | 16,12 |
3001-3500 куб.см | 5,73 | 28,5 |
свыше 3500 куб.см | 9,08 | 35,01 |
Автомобили, ввозимы в РФ для личного пользования вне зависимости от типа двигателя | 0,17 | 0,26 |
Для юридических лиц: | ||
Автомобили категории N1, N2, N3 (грузовые) и повышенной проходимости категории G | ||
Полная масса: | ||
до 2,5 тонн | 0,83 | 0,88 |
2,5-3,5 тонны | 1,32 | 2,06 |
3,5-5 тонн | 1,65 | 2,64 |
5-8 тонн | 1,82 | 4,56 |
8-12 тонн | 2,21 | 6,91 |
12-20 тонн | 2,43 | 10,06 |
20-50 тонн | 4,79 | 11,8 |
Пошаговая инструкция растаможки авто из Белоруссии
Растаможка автомобиля из Белоруссии требует выполнения следующих действий:
- Гражданин выполняет оценку транспортного средства. Узнать информацию необходимо для того, чтобы понимать, какое количество денежных средств потребуется потратить на прохождение растаможки.
- Лицо вносит депозит. Действие необходимо провести до начала растаможки. Сумму перечисляют в адрес таможни. Допустимо предоставление большего количества средств. Избыток можно вернуть. Перечисление производится банковским переводом. Плательщику предоставят расписку. Она выступает подтверждением факта внесения денежных средств.
- Человек пересекает границу и направляется в таможенный пункт по месту регистрации. Здесь нужно обратиться к представителям службы и сообщить о желание ввезти автомобиль в РФ для личного пользования. Машину осмотрят и проверят документы.
- Выполняется оформление декларации. Бумаги помогут подготовить представители таможенной службы.
- Если в процессе проверок не было найдено нарушений, лицу выдадут документацию, предварительно проставив на ней подписи и печати.
- Потребуется обратиться в подразделение ГИБДД РФ и поставить авто на учёт. Обращаться можно в любое подразделение. Пройдя процедуру оформления, лицо сможет легально использовать автомобиль из Белоруссии и совершать с ним юридически значимые операции.
Зачем нужно оплачивать утилизационный сбор?
Каждый автомобиль рано или поздно приходить в непригодность. Для того, чтобы его в дальнейшем утилизировать, не нанося вред экологии страны, государство собирает с граждан средства за каждую ввозимую машину.
Какие документы необходимо предоставить в таможенные органы при декларировании утилизационного сбора?
- Паспорт владельца транспортного средства (копии страниц 31-33 и страницы с пропиской) либо регистрационное свидетельство юрлица.
- Договор приобретения (купли-продажи) ТС.
- Паспорт транспортного средства (при покупке нового автомобиля) либо свидетельство транспортного средства (в случае приобретения б\у автомобиля).
- Документ об оплате утилизационного сбора.
Какое транспортное средство подлежит обложению данным налогом?
- произведенное на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое изготовителем для собственных нужд;
- достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки изготовитель в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN);
- ввозимое в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпущенное в свободное обращение;
- ввозимое в Республику Беларусь и помещаемое под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В отношении каких транспортных средств не надо платить утилизационный сбор?
- изготовленное в Республике Беларусь и отчуждаемое производителем за пределы страны;
- переоборудованное в Беларуси на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь;
- переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее ввезенного в Беларусь, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор;
Примечание:
под переоборудованным транспортным средством понимается транспортное средство, в конструкцию которого внесены не предусмотренные нормативно-технической документацией производителя (изготовителя) изменения весовых, габаритных и иных параметров и которому при этом юридическим лицом Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоен идентификационный номер (VIN).
- достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, если в отношении такого шасси уплачен утилизационный сбор в нашей стране;
- достроенное в Беларуси на базе шасси и передаваемое изготовителем за пределы страны заказчику, местом нахождения или жительства которого не является Республика Беларусь, либо отчуждаемое за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения или жительства которого является Беларусь;
- зарегистрированное до 1 марта 2014 г. в Беларуси в установленном законодательством порядке;
- выпущенное в свободное обращение либо помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до 1 марта 2014 г.
Ассоциация европейского бизнеса обеспокоена
Обеспокоенность в связи с возможным введением пошлин на ввоз в РФ электромобилей выразила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в своем традиционном автомобильном пресс-релизе, который вышел накануне.
«Разумеется, растущий сегмент электромобилей может со временем быть занят моделями местного производства. Это положительное развитие может быть серьезно подорвано отказом от продления нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили на ближайшие годы, что приведет к росту стоимости электромобилей, снижению покупательского спроса и последующей стагнации в динамике продаж. Кроме того, некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж электромобилей», — отметила АЕБ со ссылкой на главу комитета автопроизводителей ассоциации Томаса Штэрцеля.
От лица комитета Штэрцель заявил, что «продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили выгодно как всем участникам рынка, так и государству».
Услуги по уплате утилизационного сбора и выдачи документов
Услуги по списанию оплаты утилизационного сбора, при поддержке наших специалистов осуществляется за один день! Наш специалист поможет собрать весь необходимый комплект документов, проведет проверку и подаст документы по генеральной доверенности, на таможенный пост. Утильсбор можно списать с привезенного автомобиля с территорий таможенного союза; Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения при условии, что будут предоставлены все необходимые документы для утилизационного сбора.
Наши специалисты могут сами подготовить заявления и расчеты, но только после предоставления вами всех документов или заполнения электронной формы. Ссылка на запыление заиления на списание утилизационного сбора ниже.
Обе истории, а точнее, необходимость длительных переписок с госорганами, довольно странно выглядят со стороны. Люди вынуждены доказывать, что они правы по закону. При этом сама таможня периодически напоминает: «В отношении транспортных средств, ранее зарегистрированных в установленном порядке на территории Беларуси до 1 марта 2014 года, утилизационный сбор не подлежит уплате». Последнее такое напоминание увидело свет в начале марта 2019 года на официальных сайтах Могилевских облисполкома и райисполкома — очевидно, что в граничащем с РФ регионе вопрос стоит острее. Сообщение начинается со слов «В последние месяцы все чаще стали поступать вопросы по поводу необходимости уплачивать утильсбор в отношении приобретенных в России транспортных средств, ранее вывезенных из РБ».
Таблица/калькулятор расчета утилизационного сбора для автомобилей категории М1
Виды и категории транспортных средств | Размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (бел. рублей) | |
не более 3 лет | свыше 3 лет | |
Легковые автомобили (категория M1), в том числе повышенной проходимости (категория M1G), а также специальные и специализированные транспортные средства этих категорий: | ||
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 851,4 | 5 247,0 |
с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортных средств с гибридной силовой установкой: | ||
– не более 1000 куб. см | 851,4 | 5 247,0 |
– свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см | 1 326,6 | 8 177,4 |
– свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см | 2 534,4 | 15 958,8 |
– свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см | 3 435,3 | 28 215,0 |
– свыше 3500 куб. см | 5 445,0 | 34 659,9 |
Беспошлинная растаможка из России
Беларусь и Россия состоит в Евразийском экономическом Союзе, поэтому между данными государствами таможенный контроль не действует и растаможка авто из России в республику Беларусь в 2021 году проходит без проблем. Если автомобиль приобретён на территории России, то платить пошлину не требуется, но есть некие условия, то есть учитывается то, что:
- автомобиль приобретен для личного использования;
- автомобиль был произведён в России, либо ранее ввезен на территорию РФ из других стран и уже прошел таможенный контроль (здесь необходимо дать пояснения – если машина пригнана в Россию из Европы, владелец по всем правилам оформил все платежи, то дополнительно платить уже никто ничего не должен).