Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсация военкомата в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством Российской Федерации. Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее — Правила № 704). В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Правил № 704 компенсируются расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка работающим гражданам, с учетом начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Нормативное регулирование
Компенсация расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Компенсация перечисляется на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства военному комиссариату, органу ФСБ России.
Для выплаты компенсации организации-получатели компенсации должны представить сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации).
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, выплаты сотрудникам, призванным на военные сборы, относятся на вид расходов 111 в увязке с подстатьей 211 КОСГУ. Соответственно, страховые взносы уплачиваются по виду расходов 119 в увязке с подстатьей 213 КОСГУ.
Компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений отражаются по статье 130 КОСГУ. Поскольку бюджетное учреждение вправе распоряжаться поступившими деньгами самостоятельно, такие средства учитывают по КФО 2.
По общему правилу под восстановлением кассовой выплаты понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов учреждения. Денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (той же операции). Поэтому в рассматриваемом случае отражать поступление компенсации как восстановление кассового расхода некорректно.
Для учета расчетов по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, предназначен счет 209 30 «Расчеты по компенсации затрат» (пп. 220, 221 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).
В соответствии с пунктом 109 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н) суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».
Кого призовут, а кого — нет
Президент России Владимир Путин подписал указ № 247 от 26.04.2021 года о призыве на военные сборы в ряды ВС РФ и органы федеральной безопасности в 2021 году.
Если гражданин находится в запасе, его вправе призвать на военные сборы. Гражданская ответственность за организацию военных сборов и нарушения установленных правил регулируется Федеральным законом № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 7 53-ФЗ). Статья 53 закона № 53 подразделяет граждан, состоящих в запасе, на три разряда. Разрядность определяет порядок мобилизации и сроки нахождения на учете в запасе. Первый разряд при мобилизации задействуется прежде всего.
Повестку на учебные и проверочные сборы получают:
- рядовые запаса, прошедшие срочную службу;
- граждане, имеющие отсрочку и получившие военный билет после 27 лет;
- офицеры запаса, состоящие в резерве после увольнения из ВС;
- офицеры запаса, получившие звание после обучения в вузе, где была военная кафедра.
От проверочных сборов освобождаются (ст. 55 ФЗ № 53 от 28.03.1998):
- женщины;
- граждане, уволенные в запас, в течение двух лет после увольнения и прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- граждане, забронированные органами государственной власти и муниципального самоуправления;
- сотрудники ОВД, войск нацгвардии, государственной противопожарной службы, УФСИН и таможни;
- гражданские служащие воинских образований;
- работники авиации, железнодорожного транспорта и флота;
- граждане, занятые в период призыва на посевных и уборочных работах;
- педагоги;
- студенты всех форм обучения;
- граждане, имеющие троих и более детей;
- все, пребывающие за пределами РФ;
- члены Совета Федерации, высшие должностные лица субъектов РФ.
Порядок призыва и прохождения военных сборов
Призыв граждан на военные сборы осуществляется следующим образом:
1. Предварительно военные комиссариаты производят отбор граждан для призыва на учебные сборы. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования.
2. После того, как приказом военного комиссара оформлено решение о призыве гражданина на военную службу, призывнику не позднее чем за 10 дней до начала военных сборов вручается повестка.
3. Военными комиссариатами осуществляется доставка граждан, призванных на военные сборы от военного комиссариата (пункта сбора) к месту прохождения военных сборов и обратно.
4. Продолжительность и порядок проведения военных сборов регламентируются Положением.
Приказ об освобождении работника от работы на время призыва не имеет стандартной обязательной формы. Требования к его оформлению соответствуют общим правилам кадрового документооборота.
В тексте документа обязательно указываются:
- основные реквизиты приказа организации;
- основание освобождения работника от работы и реквизиты извещения комиссариата;
- даты отсутствия работника на рабочем месте в соответствии с извещением;
- порядок замещения работника на период отсутствия;
- информация, сколько платят за военные сборы, то есть о сохранении среднего заработка;
- подписи всех заинтересованных сторон и ответственных лиц.
ВАЖНО!
Гарантии и компенсации работнику
Согласно статье 170 ТК РФ, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей.
Также работнику должна быть выплачена компенсация за время исполнения им государственных или общественных обязанностей. Компенсацию выплачивает государственный орган, привлекший работника к выполнению государственных обязанностей.
В рассматриваемом случае, государственным органом, осуществляющим компенсацию, являются военные комиссариаты (подп. «д» п. 8 «Положения о военных сборах»). Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон «О воинской обязанности и военных сборах»), компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Ошибка 2. Время нахождения на военных сборах оплачено из расчета оклада либо часовой тарифной ставки
Второй распространенной ошибкой является оплата времени нахождения на военных сборах из расчета оклада или часовой тарифной ставки. В данном случае нарушаются права гражданина, гарантированные ему законодательством РФ.
Расчет среднего заработка установлен Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Порядок исчисления среднего заработка).
В соответствии с п. 4 Порядка исчисления среднего заработка расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно). Согласно п. 5 Порядка исчисления среднего заработка из расчетного периода исключается время, когда за работником сохранялся средний заработок в соответствии с трудовым законодательством.
Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные в расчетном периоде дни, включая премии и вознаграждения, учитываемые согласно п. 15 Порядка исчисления среднего заработка, на количество фактически отработанных в этот период дней (п. 9 Порядка исчисления среднего заработка).
Примечание. Если у работника отсутствует фактически начисленная заработная плата или фактически отработанные за расчетный период дни, до начала расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, средний заработок определяется исходя из установленной ему тарифной ставки, оклада (п. 8 Порядка исчисления среднего заработка).
Оплата расходов на проведение подобных мероприятий
Одна из статей, прописанная в положении, которая не может не интересовать тех, кому пришла повестка, связана с предстоящими расходами. Речь идет не только о затратах на дорогу или пропитание. Будучи отлученными от работы граждане теряют свой заработок, а оплачивать пустующее рабочее место никакой работодатель не будет. Закон не может заставить компанию или частное лицо взять на себя расходы. Вернее, он это сделать может, но реакция всех работодателей на такой шаг будет более чем предсказуемой.
Узнай: Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы
Единственно верный выход из сложившейся ситуации – государство должно компенсировать все убытки. Они состоят из затрат на дорогу, питание, командировочные и обмундирование. Кроме того, если семья военнослужащего лишится ежемесячного дохода, то это будет несправедливо.
Кто и где участвует в военных сборах в 2022 году?
Служащих в запасе отправляют на подготовку как в военные части Российской Федерации, так и в другие профильные структуры. Это может быть пограничная и государственная охрана, Росгвардия и Федеральная служба безопасности. Во многом распределение зависит от профиля рядового ли офицера. Те, кто служил в национальной гвардии, вряд ли будут отправлены в службы безопасности или другие ведомства.
На военные сборы призываются все служащие запаса до пятидесяти лет. Однако часто верхний порог сильно опускается. В предыдущие годы на подготовку направлялись мужчины до тридцати пяти лет. Но многое зависит и от звания. Так, рядовые и младший офицерский состав призывается обычно до сорока пяти лет, капитаны, подполковники и прапорщики – до пятидесяти. Чем выше звание, тем дольше нужно участвовать в военных сборах. Поэтому полковникам повестка может прийти вплоть до пятидесяти пяти лет, а высшему офицерскому составу даже до шестидесяти пяти.
Сборы длятся не больше двух месяцев. За все время нахождения в запасе служащий может быть привлечен к мероприятиям не больше чем на год. Получается, что каждый раз отправляться на службу не придется.
Согласно постановлению Правительства России, запасников привлекают не чаще, чем один раз в три года.
Может ли работодатель не отпустить сотрудника на военные сборы?
О призыве сотрудники военкомата оповещают повесткой не позднее чем за 10 дней до начала сборов. Если у военкомата не было информации о месте работы военнослужащего в запасе, то тогда сотрудник должен самостоятельно уведомить руководителя организации о призыве и передать тому извещение, которое является отрезной частью повестки. В остальных случаях трудоустроенным гражданам повестка приходит по месту работы. И тогда, наоборот, работодатель обязан сообщить работнику о том, что того ждут на военных сборах. Извещение о прохождении военных сборов вкладывается в личное дело, а сотрудник получает саму повестку (п. 1 ст. 4 закона № 53-ФЗ).
По словам юриста Артема Мугунянца, работодатель не может не пустить сотрудника на сборы. «Срок военных сборов непродолжительный: от двух недель до двух месяцев. Соответственно, на эти две недели работодатель обязан по закону отпустить работника, если тот хочет идти на военные сборы. Если сотрудник не хочет этого, то никаких проблем тут нет. В случае неявки в военкомат по повестке на военные сборы ему грозит максимум штраф 500 рублей. Для тех, кто действительно не хочет работать, а хочет поехать на военные сборы, это повод, чтобы их отпустили на эти волшебные две недели. Поэтому тут вопрос в том, чего больше хочет сам сотрудник. А работодатель просто обязан исполнить решение соответствующего органа», — говорит Мугунянц.
Кого призовут, а кого — нет
Президент России Владимир Путин подписал указ № 247 от 26.04.2021 года о призыве на военные сборы в ряды ВС РФ и органы федеральной безопасности в 2021 году.
Если гражданин находится в запасе, его вправе призвать на военные сборы. Гражданская ответственность за организацию военных сборов и нарушения установленных правил регулируется Федеральным законом № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 7 53-ФЗ). Статья 53 закона № 53 подразделяет граждан, состоящих в запасе, на три разряда. Разрядность определяет порядок мобилизации и сроки нахождения на учете в запасе. Первый разряд при мобилизации задействуется прежде всего.
Повестку на учебные и проверочные сборы получают:
- рядовые запаса, прошедшие срочную службу;
- граждане, имеющие отсрочку и получившие военный билет после 27 лет;
- офицеры запаса, состоящие в резерве после увольнения из ВС;
- офицеры запаса, получившие звание после обучения в вузе, где была военная кафедра.
От проверочных сборов освобождаются (ст. 55 ФЗ № 53 от 28.03.1998):
- женщины;
- граждане, уволенные в запас, в течение двух лет после увольнения и прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- граждане, забронированные органами государственной власти и муниципального самоуправления;
- сотрудники ОВД, войск нацгвардии, государственной противопожарной службы, УФСИН и таможни;
- гражданские служащие воинских образований;
- работники авиации, железнодорожного транспорта и флота;
- граждане, занятые в период призыва на посевных и уборочных работах;
- педагоги;
- студенты всех форм обучения;
- граждане, имеющие троих и более детей;
- все, пребывающие за пределами РФ;
- члены Совета Федерации, высшие должностные лица субъектов РФ.
Порядок призыва на военные сборы
Воинская обязанность граждан России предусматривает призыв на военные сборы и их прохождение. Это следует из статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Инициирует проведение сборов глава государства специальным указом, где дополнительно указана численность привлекаемых военнообязанных и их распределение между войсками и формированиями.
ВАЖНО!
В 2021 году президент России объявил призыв на военные сборы указом № 247 от 26.04.2021. Призывников направят в ряды Вооруженных Сил и органы федеральной безопасности.
В апреле на основании этого документа военкоматы составят списки граждан, которым надлежит явиться для прохождения медицинской комиссии. Повестки и извещения о необходимости явиться в военкомат высылают заранее — не менее чем за 10 дней до начала сборов. Если в организации ведется воинский учет, то уведомление направят работодателю.
Налоги и сборы с сумм, выплаченных работнику за военные сборы
Компенсация в размере среднего заработка выплачивается по месту работы. Но источник, из которого осуществляется оплата рабочего дня при вызове в военкомат по повестке, — бюджет. Работодатель в этих отношениях — только промежуточное звено: сначала он выплачивает деньги, затем расходы возмещают ему из бюджета. Все выплаченные работнику суммы учитывают в составе расходов на оплату труда, в силу пункта 6 статьи 255 НК РФ, и облагают:
- НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ, письмо Минфина России от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13);
- страховыми взносами на обязательное социальное страхование (гл. 34 части второй Налогового кодекса РФ, письма ПФР, ФСС РФ и Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19);
- взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (нормы Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).
Страховые взносы, исчисленные из среднего заработка, учитываются, в соответствии со статьей 264 НК РФ, как прочие расходы организации. В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают в составе внереализационных доходов.
Порядок, как отразить средний заработок сотруднику на время военных сборов в учете, зависит от принятой в работе организации учетной политики. Возможны два варианта отражения таких выплат:
- Отнесение на расходы организации в обычном порядке, как и иные выплачиваемые работникам суммы (п. 5, 7 и 16 ПБУ 10/99). В этом случае необходимо сделать следующую проводку: Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.
- В связи с тем, что эти выплаты возмещаются из бюджета, возникает не расход, а дебиторская задолженность организации (п. 16 ПБУ 10/99). В этом случае бухгалтеру необходимо сделать такую проводку: Дебет 76 Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.
Полученная организацией компенсация за военные сборы не включается в налоговую базу по НДС. Хотя иногда налоговики пытаются усмотреть в этом плату военкомата за услуги по предоставлению работника для выполнения воинской обязанности, но это некорректная позиция. Деньги, перечисляемые военкоматом работодателю, — возмещение расходов, понесенных в связи с выплатой среднего заработка работнику, призванному государством, а не оплата услуги. Потому НДС они не облагаются, что подтверждают и судебная практика, и Минфин.
Как проходят сами сборы
Военные сборы могут быть учебными и проверочными. Чаще всего призыв касается именно учебных сборов, тогда как проверочные сборы должны проверять боевую и мобилизационную готовность воинских частей и военкоматов.
Учебные сборы приписного состава – это такие сборы, на которых призванные граждане временно «принимаются» на работу в воинские части по своим военно-учетным специальностям. То есть, воинские части полностью или частично на время переводятся на штаты военного времени – в мирное же время все должности занимают действующие военнослужащие.
Учебные сборы могут проводиться по двум направлениям:
- сборы по подготовке по военно-учетным специальностям – на них учат и переучивают призванных на сборы граждан по тем специальностям, которые требуются Вооруженным силам. Это происходит в учебных воинских частях, в военно-учебных специальностях или в обычных частях, в которых есть соответствующие возможности для этого. По итогам сборов все призванные на них проходят проверку усвоения материала с зачетами, их могут приписать к конкретной воинской должности или присвоить военно-учетную специальность;
- учебные сборы по обслуживанию средств неприкосновенного запаса – там уже оценивается состояние вооружений и другого имущества из категории неприкосновенного запаса. Упор идет на техническую и специальную подготовку, и проводятся такие сборы там, где планируются работы по освежению, ремонту, обслуживанию или переконсервации средств НЗ.
Призванного на сборы могут отправить на любые из этих работ – либо на учения (с освоением военной специальности), либо на обслуживание техники. Задания могут быть разными – собрать законсервированный танк, завести его, проверить работу аппаратуры и снова законсервировать. Скорее всего, на сборах будут и стрельбы – считается, что все военные в запасе должны сохранять навыки (а еще так ликвидируют патроны и боеприпасы, которые иначе придется списать).
Военные сборы как одна из составляющих воинской обязанности
Правовое регулирование в области воинской обязанности осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ), согласно п. 1 ст. 1 которого воинская обязанность граждан РФ предусматривает:
— обязательную подготовку к военной службе;
— призыв на военную службу;
— прохождение военной службы по призыву;
— пребывание в запасе;
— призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В целях подготовки граждан, пребывающих в запасе, к военной службе они могут призываться на военные сборы. Порядок призыва, порядок определения начала и окончания сборов, организации их проведения, порядок и размеры материального обеспечения граждан, права и обязанности граждан и должностных лиц организаций, связанных с проведением сборов, определяются Законом N 53-ФЗ и Положением о порядке проведения военных сборов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 (далее — Положение).
Кроме этого, Президент РФ ежегодно издает указы о призыве граждан РФ, пребывающих в запасе, на военные сборы. Так, о призыве на военные сборы в 2012 году издан Указ от 08.02.2012 N 147.
Из числа каких граждан создается запас Вооруженных Сил, говорится в ст. 52 Закона N 53-ФЗ. Он состоит из:
— уволенных с военной службы;
— успешно завершивших обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших эти образовательные учреждения;
— не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
— не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;
— уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;
— прошедших альтернативную гражданскую службу;
— женского пола, имеющих военно-учетную специальность (ст. 52 Закона N 53-ФЗ).
Граждане, пребывающие в запасе, делятся на три разряда, по которым в зависимости от воинского звания устанавливается предельный возраст пребывания в запасе. Например, женщины, пребывающие в запасе, имеющие воинские звания офицеров, пребывают в запасе до достижения возраста 50 лет, а имеющие другие звания — до 45 лет (ст. 53 Закона N 53-ФЗ).
Согласно ст. 54 Закона N 53-ФЗ военные сборы делятся на:
— учебные сборы — приписного состава, по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса;
— проверочные сборы — сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.
Однако не все граждане, находящиеся в запасе, призываются на сборы. Статьей 55 Закона N 53-ФЗ установлен достаточно большой перечень освобожденных от военных сборов, среди которых женщины, сотрудники ОВД, педагогические работники, граждане, имеющие трех и более детей, и др.
Кого призывают на военные сборы
Военные сборы представляют собой комплекс мероприятий, включающий подготовку граждан к военной службе. Проводятся эти мероприятия в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.
Существуют две категории граждан, которых могут призвать на воинские сборы.
- К первой категории относятся граждане, обучающиеся в военных вузах, на военных кафедрах и т.п. Однако некоторые лица указанной категории имеют право на освобождение от призыва на военные сборы. К таким лицам, в частности, относятся женщины, студенты и лица, обучающиеся в образовательных организациях по очной или очно-заочной форме обучения, педагоги (учителя, воспитатели), граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
- Ко второй категории граждан, призываемых на военные сборы, относятся запасники, то есть граждане, находящиеся в запасе. Данная категория граждан является более многочисленной по сравнению с первой категорией.