Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация учреждений в форме присоединения (Зернова И.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В результате реорганизации присоединенное учреждение перестает функционировать, а все свои права и обязанности оно передает присоединенному юрлицу. Таким образом, присоединяемая некоммерческая организация исключается из государственного реестра юридических лиц, а сведения о бюджетном учреждении, которое осталось функционировать после реорганизации, вносятся в ЕГРЮЛ.
Формы реорганизации бюджетного учреждения.
Форма реорганизации |
Описание правопреемства |
Вид правопреемства |
---|---|---|
Слияние |
Права и обязанности каждого из учреждений переходят к вновь возникшему учреждению |
Универсальное |
Присоединение |
К учреждению переходят права и обязанности присоединенного учреждения |
Универсальное |
Разделение |
Права и обязанности разделяемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом |
Сингулярное |
Выделение |
При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с передаточным актом |
Сингулярное |
Преобразование |
При преобразовании учреждения в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности учреждения в отношении других лиц не изменяются |
Универсальное* |
Подготовительный этап
- Направить налоговому органу по месту нахождения учреждений, а также кредиторов сообщение о реорганизации юридического лица с указанием формы реорганизации. Сообщение о реорганизации подается по форме С-09-4, приведенной в Приложении 4 к Приказу ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса РФ». Она представляется в налоговый орган в течение трех дней со дня принятия такого решения (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ).
Примечание. Днем принятия решения является день подписания приказа (решения) о реорганизации лицом, принявшим решение о реорганизации.
- Сообщить в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации. Это требование установлено в п. 1 ст. 60 ГК РФ и п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации). В соответствии с абз. 2 п. 1.2 Регламента Федеральной налоговой службы, утв. Приказом ФНС России от 15.02.2007 N САЭ-3-18/62@, государственной регистрацией юридических лиц занимается налоговый орган. Следовательно, уведомление о начале процедуры реорганизации представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в отдел, занимающийся регистрацией юридических лиц. Рекомендуемая форма письменного сообщения о начале процедуры реорганизации приведена в Письме ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@ «По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации» (далее — Письмо N МН-22-6/64@).
К сообщению прикладывается решение о реорганизации (копия приказа о реорганизации органа исполнительной власти, принявшего решение о реорганизации) (п. 4 Письма N МН-22-6/64@).
На основании письменного сообщения о начале процедуры реорганизации и приложенных к нему документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Документом, подтверждающим внесение в ЕГРЮЛ записи (записей) о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации, является свидетельство (п. 10 Письма N МН-22-6/64@).
- Опубликовать сообщение о реорганизации в «Вестнике государственной регистрации». В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
Второе уведомление о реорганизации может быть помещено в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня помещения в указанных средствах массовой информации первого уведомления о реорганизации юридического лица (юридических лиц) (п. 12 Письма N МН-22-6/64@). Например, если первое уведомление о реорганизации помещено в «Вестнике государственной регистрации» 10.02.2010, то второе уведомление о реорганизации может быть помещено в названных средствах массовой информации не ранее 10.03.2010.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Завершение реорганизации
Момент, с которого учреждение считается реорганизованным, установлен п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 3 ст. 16 Закона об НКО и зависит от формы реорганизации:
Форма реорганизации |
Момент, с которого реорганизация считается завершенной |
Слияние |
Государственная регистрация вновь возникшего учреждения |
Разделение |
|
Выделение |
|
Преобразование |
|
Присоединение |
Внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации |
Алгоритм и последовательность реорганизации
- Составление проекта о присоединении госструктурами республиканского уровня, координирующими и регулирующими деятельность предприятия в соответствующей сфере.
- Извещение Министерства Юстиции о реорганизации в течение трех рабочих дней со дня заключения решения.
- Подготовка необходимых бумаг, документации, договора о присоединении.
- Оповещение кредиторов. Кредиторы имеют право настоять на досрочной реализации обязательств или на том, чтобы договор был переоформлен.
- Публикация в средствах массовой информации 2 заявлений о реорганизации с разрывом в 30 дней. Заявление включает описание условий и порядка требований кредиторов.
- Проведение инвентаризации переходящих активов, пассивов, прав и обязанностей.
- Уведомление сотрудников некоммерческой организации. Осуществляется посредством отправки почтового отправления или личного оповещения в сроки до 60 дней до старта мероприятий.
- Внесение изменений в учетную документацию персонала.
- Оформление передаточного акта. В документе указывается передача обязательств в ходе реорганизации, которая касается долгов, кредиторов, а также оспариваемых сторонами обязанностей.
- Подготовка документа о внесении записи в реестр об остановке хоз. деятельности по соответствующей форме.
- Обращение и подача пакета документов в соответствующий гос. орган.
Реорганизация унитарных предприятий: пошаговая инструкция
Несколько лет назад российские власти провозгласили развитие конкурентной среды одним из приоритетных направлений деятельности.
Один из факторов, который мешает развиваться и расти частному предпринимательству, считают чиновники, — преобладание на определенных рынках федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Пользуясь положением и бюджетным финансированием, они находятся в более выигрышном положении, на что не раз обращали внимание и бизнесмены, и Федеральная антимонопольная служба. Вариант, как изменить ситуацию, нашли быстро — ликвидация ФГУПов, ГУПов и МУПов либо их реорганизация.
Чтобы провести реформу, принят федеральный Закон №485-ФЗ от 27.12.2019, в котором описан порядок ликвидации унитарного предприятия и сроки для этой процедуры. В этом же нормативном акте оговорены правила, которые обязаны соблюдать унитарные предприятия, чтобы оставаться на рынке.
Как объясняли авторы реформы еще до ее принятия, необходимо четко продумать условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, чтобы, с одной стороны, не остаться без хозяйствующего субъекта на рынке, а с другой — дать частному бизнесу развиваться.
Реорганизация в форме присоединения к другому бюджетному учреждению
Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003) утверждена приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@.
Кроме того, приняв решение о реорганизации, нужно в течение трех дней сообщить о нем в ПФР и ФСС России.
По решению учредителя бюджетное учреждение передало имеющуюся задолженность другому структурному подразделению до начала реорганизации.
– передана дебиторская задолженность по расчетам с подотчетными лицами по приобретению основных средств;
Если до момента прекращения деятельности учреждение передаст все свои активы и обязательства, передаточный баланс будет нулевым.
В ходе реорганизации одного из учреждений другому были переданы расчеты по обязательствам по передаточному акту.
Реорганизация может сопровождаться изменением количества структурных подразделений, штатного расписания.
Реорганизация учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с его работниками ( ч. 5 ст. 75 Трудового кодекса РФ ).
Реорганизация учреждения путем присоединения
Реорганизация может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ч. 1 ст. 57 ГК РФ).
А + Б = А, при этом Б
прекращает свою деятельность
(исключение из реестра
ЕГРЮЛ), А продолжает свою
деятельность, сохраняя ИНН
Организация одного вида
преобразуется
в организацию другого
вида, то есть меняет
организационно-правовую
форму
Перечень основных документов, содержащих определенные требования к оформлению учетной информации в процессе реорганизации
Содержит основные понятия
и отличия разных форм
реорганизации, а также
отличие реорганизации
от ликвидации организаций
Утверждены формы документов
и порядок их составления для
передачи информации
о бюджетных данных в случае
реорганизации федеральных
учреждений
Приказ Минфина
России от 19.09.2008
N 98н «О Порядке
учета бюджетных
обязательств
получателей средств
федерального
бюджета»
Устанавливает
особенности
осуществления операций
со средствами
от приносящей доход
деятельности
при реорганизации
получателя
Устанавливает единые
требования
к составлению
и представлению
бюджетной отчетности
(бухгалтерской
отчетности бюджетных
учреждений)
Приказ Минфина
России от 13.06.1995
N 49
«Об утверждении
Методических
указаний
по инвентаризации
имущества
и финансовых
обязательств»
Устанавливает порядок
проведения
инвентаризации
и оформления ее
результатов,
распространяется
на организации всех
форм собственности
Устанавливает правила
формирования
вступительной
и заключительной
бухгалтерской
отчетности
при реорганизации
Устанавливает правила
формирования
вступительной
и заключительной
бухгалтерской
отчетности
при реорганизации
в бюджетных
учреждениях
Само по себе Письмо органа
исполнительной власти
нормативно-правовым актом
не является и может иметь
только характер рекомендаций
Процедура реорганизации бюджетного учреждения путем присоединения
Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Законом об НКО[1] и иными нормативными актами. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения (п. 8 Порядка № 539[2]).
Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. При универсальном правопреемстве от реорганизуемого учреждения правопреемнику достаются все права и обязанности в совокупности. При сингулярном правопреемстве происходит переход только части прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.
В соответствии со ст. 57 ГК РФ и п. 2.1 ст. 16 Закона об НКО принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных учреждений осуществляются в порядке, установленном:
1) Правительством РФ – в отношении федеральных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении учреждений субъекта РФ;
3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных учреждений.
Решение о реорганизации оформляется правовым актом. Решения учредителей о реорганизации, как правило, содержат следующие сведения:
-
наименования учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
-
форму реорганизации;
-
наименование учреждения (учреждений) после завершения реорганизации;
-
основание для принятия решения о реорганизации БУ;
-
дату, на которую проводится реорганизация БУ;
-
срок проведения реорганизационных мероприятий;
-
сведения о создании органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации БУ;
-
источник финансирования расходов, связанных с проведением реорганизации;
-
перечень органов исполнительной власти или учреждений, которым передаются активы и обязательства реорганизуемого БУ.
При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества (Письмо Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176).
Решения учредителей также обычно дублируют нормы законодательства (но с детализацией) – указывается, какие действия и в какой срок надо произвести реорганизуемым учреждениям. В силу ст. 13.1 Закона о реорганизации[6] учреждениям следует:
-
в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщить в письменной форме в регистрирующий орган[7] о начале процедуры реорганизации, в том числе о ее форме, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более учреждений такое уведомление[8] направляется учреждением, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решении о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение (учреждения) находится (находятся) в процессе реорганизации;
-
после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать уведомление о реорганизации в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц[9]. В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации учреждении, ее форма, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом;
-
в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомить известных учреждению его кредиторов. Кредитор учреждения, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации учреждения, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым учреждением. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации учреждения.
Реорганизация в форме присоединения: на что обратить внимание
У передающей стороны выбытие нефинансовых активов по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования отражается с помощью документов Накладная на отпуск материалов на сторону с типовой операцией «Передача МЦ при реорганизации (304.06)», а также Передача объектов ОС, НМА, НПА с типовой операцией «Передача кап. вложений при реорганизации (304.06)» / «Передача НФА при реорганизации (304.06)» (рис. 1, 2).
Когда реорганизация бюджетного учреждения осуществляется путем слияния, то несколько меняются детали проведения процедуры, а именно:
Передаточный баланс формируется на уровне всех соединяемых в единую структуру организаций – в нем указывается, что активы и обязательства передаются совершенно новому юридическому лицу | ст.16 ФЗ-7 |
По итогам слияния все старые организации ликвидируются и образуется новое, которое проходит регистрацию и заносится в ЕГРЮЛ | ФЗ-129 |
Выделение ООО из состава фирмы – это создание юридического лица на базе разделительного баланса. Часть имущества, прав и обязанностей закрепляется за выделяемой организацией. Выделение применяется при разделении бизнеса или смене деятельности организации.
Разделение организаций является противоположностью всем вышеописанным формам. Процедура заключается в прекращении существования одного юридического лица, из которого образуются несколько новых, разделивших между собой имущества, права и обязанности.
Предприятию нужно провести инвентаризацию и составить разделительный баланс (то есть основу для новых организаций) до процедуры разделения. Реорганизация в форме разделения используется, когда в ООО осуществляются разнонаправленные виды деятельности, которые имеют собственные доходы и центры формирования расходов.
Реорганизация казенных учреждений
Наверно, каждое государственное (муниципальное) учреждение за свою историю существования хотя бы раз проходило процесс реорганизации. Стоит отметить, что данный процесс довольно сложный и требует кропотливой работы по его организации и оформлению. Основная нагрузка ложится, как правило, на юридический, кадровый отделы и бухгалтерию. В данной статье рассмотрим особенности реорганизации казенных учреждений.
Реорганизация казенных учреждений осуществляется в соответствии:
- со ст. 57 ГК РФ;
- со ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях);
- с Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» (далее — Порядок N 539).
Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм.
Ограничения и особенности реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.
В соответствии с п. 2.1 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации казенных учреждении, если иное не установлено актом Правительства РФ, осуществляются в порядке, предусмотренном:
- Правительством РФ, — в отношении федеральных казенных учреждений. В настоящее время таким документом является Порядок N 539;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, — в отношении казенных учреждений субъекта РФ;
- местной администрацией муниципального образования, — в отношении муниципальных казенных учреждений.
Особенности реорганизации федеральных учреждений, в том числе казенных, определены в разд. III Порядка N 539.
В соответствии с п. 8 Порядка N 539 реорганизация федерального учреждения может быть осуществлена в следующих формах:
—————————————————————¬
¦ Формы реорганизации федерального учреждения ¦
L—T——————T——————T——————T—
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
———+———¬———+———¬———+——-¬———+———¬
¦ Слияние ¦¦ Присоединение ¦¦ Разделение ¦¦ Выделение ¦
L———T———L———T———L———T———L———T———
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
———+———¬———+———¬———+——-¬———+———¬
¦При слиянии ¦¦При присоединени覦При разделении ¦¦При выделении из ¦
¦юридических лиц ¦¦юридического лицদюридического ¦¦состава ¦
¦права и ¦¦к другому ¦¦лица его права ¦¦юридического лица¦
¦обязанности ¦¦юридическому лицу¦¦и обязанности ¦¦одного или ¦
¦каждого из них ¦¦к последнему ¦¦переходят к ¦¦нескольких ¦
¦переходят к вновь¦¦переходят права ¦¦вновь возникшим ¦¦юридических лиц ¦
¦возникшему ¦¦и обязанности ¦¦юридическим ¦¦к каждому из них ¦
¦юридическому лицу¦¦присоединенного ¦¦лицам в ¦¦переходят права ¦
¦ ¦¦юридического лицদсоответствии ¦¦и обязанности ¦
¦ ¦¦ ¦¦с передаточным ¦¦реорганизованного¦
¦ ¦¦ ¦¦актом ¦¦юридического лица¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦в соответствии ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦с передаточным ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦актом ¦
L——————L——————L——————L——————
Решение о реорганизации федерального учреждения в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слиянии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением) или присоединения (в случае присоединения федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному учреждению) принимается Правительством РФ в порядке, аналогичном порядку создания федерального учреждения путем его учреждения. Решение о реорганизации федерального учреждения в форме слияния или присоединения в остальных случаях принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (далее — федеральный орган исполнительной власти). Данное решение должно содержать (п. 10 Порядка N 539):
- наименование федеральных учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
- форму реорганизации;
- наименование федерального учреждения (учреждений) после завершения процесса реорганизации;
- наименование федерального органа (органов) исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя реорганизуемого федерального учреждения (учреждений);
- информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности реорганизуемого учреждения (учреждений);
- информацию об изменении (сохранении) штатной численности;
- перечень мероприятий по реорганизации федерального учреждения с указанием сроков их проведения.
Особенности реорганизации путем выделения
Одной из форм реорганизации является выделение организации из уже существующей. При этом вновь созданной организации передается часть активов, прав и обязанностей, а сама реорганизуемая компания не прекращает свою деятельность.
Часто такую реорганизацию проводят для того, чтобы избежать банкротства или ликвидации всего учреждения. Но при этом нужно учитывать ряд особенностей.
К вновь созданным организациям права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят в соответствии с передаточным актом. В роли этого документа в данной процедуре выступает разделительный баланс, с помощью которого между выделяемыми и реорганизуемыми организациями разделяют активы, обязанности, финансы, права.
Реорганизация бюджетного учреждения путем выделения может усложняться тем, что часто возникают проблемы раздела имущества и разделения кредиторской задолженности.
По налоговым обязательствам правопреемство при выделении не возникает. Но если в результате выделения одного или нескольких организаций юридическое лицо не сможет в полном объеме уплачивать налоги, то налоговые органы вправе подать в суд иск о солидарной ответственности по исполнению обязанностей, касающихся перечисления налогов.
Уведомление о реорганизации.
Решения учредителей также обычно дублируют нормы законодательства (но с детализацией) – указывается, какие действия и в какой срок надо произвести реорганизуемым учреждениям. В силу ст. 13.1 Закона о реорганизации[6] учреждениям следует:
в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщить в письменной форме в регистрирующий орган[7] о начале процедуры реорганизации, в том числе о ее форме, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более учреждений такое уведомление[8] направляется учреждением, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решении о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение (учреждения) находится (находятся) в процессе реорганизации;
после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать уведомление о реорганизации в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц[9]. В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации учреждении, ее форма, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом;
в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомить известных учреждению его кредиторов. Кредитор учреждения, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации учреждения, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым учреждением. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации учреждения.